Петербург 558 (Дмитриевский А. А. II. P. 501. См. прим. 1114 ниже). 1114 Эта рукопись описана Орловым как кодекс XIVXV вв., ранее принадлежавший архимандриту Антонию, бывшему начальнику Русской духовной миссии в Иерусалиме (Орлов. С. XII). Текст ВАС опубликован: Дмитриевский А. А. II. С. 501. 1115 О происхождении этого диатаксиса Жакоб замечает: «так как он находится в рукописи, содержащей типикон св. Саввы, вряд ли можно сказать, что он отражает иерусалимские обычаи той эпохи» (Formulaire. P. 439. Прим. 6). Диатаксис не дает полного текста диалога, но по инципиту можно предположить, что он сообразуется с диатаксисом списка Петербург 558, который мы упоминали. 1119 См., например, Grottaferrata Γβ. IV, ff. 7r, 21r; Sinai 966, Дмитриевский А. А. II, С. 205206 и т. д. 1120 См., например, Jacob A. Toscan. P. 150; Karlsruhe EM 6 (ed. Engdahl. P. 20, 60: ЗЛАТ и ВАС); Ottoboni Gr. 344 (f. 152r), Ambros. Gr. 167 (ЗЛАТ и ВАС, ff. 20r-v; 70r); Jacob A. Otrante (ВАС). P. 69; Sinai 966 (Дмитриевский А. А. II. P. 204205: ЗЛАТ и ВАС), Grottaferrata Γβ XIX (f. 9r). 1122 Дмитриевский А. А. II. С. 311; также Habert. P. 77 и архиерейский чин по списку Ethnike bibl. 754 (XVII в.); Trempelas. P. 84 (apparatus). 1124 См. рукописи XII в. Служебники Антония Римлянина и Варлаама Хутынского (списки Синод. 342605 и 343604, Невоструев-Горский, Описание III, 1. P. 2, 6); шесть списков, изданных Муретовым (К материалам. С. 8689), древнейший из которых список Петербург Акад. 518 (XII в.); также Vatican Slav. 9 ( Красносельцев Н. Ф. Сведения. С. 154); Vatican Slav. 14 (диатаксис Филофея, Ibid. P. 185); различные списки, цитируемые Петровским (Petrovskij А. Redaction slave. P. 867, 889); Орлов. С. 143145 (ВАС) ; и Деснов Н. Недоуменный вопрос. С. 187. 1125 Jacob A. Formulaire. P. 359. Это может быть результатом латинского влияния, но использование этого псалма в обряде accessus ad altare показывает, что переписчик имел представление, что обряд приближения к престолу начинается именно здесь. 1126 См. Муретов C. К материалам. С. 4. В кодексе Grottaferrata Γβ XIX (1591 г.) священник целует престол и поворачивается к народу (f. 9r) – очевидный латинизм.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

После самого кровопролитного приступа город был взят. Раздраженные отчаянным сопротивлением, победители начали производить страшные убийства; не щадили ни младенцев, ни старцев, ни слабого пола; умерщвляли и на улицах, и в домах, и в самом храме. Доведенный до крайности Антигон совсем потерялся; он вышел к Созию и, забывши свой сан, бросился ему в ноги. Жестокосердый Римлянин с яростию наступил на него и сказал ему: «ты– Антигона!» Но, назвавши его женщиною, не отпустил на свободу, а велел наложить на него оковы. Ирод, между тем, должен был спасать храм от наглости Римских воинов, которые рвались в самое святилище. Он не допускал грабить и города, представляя Созию, что если Римляне расхитят все имущества и побьют жителей, то оставят его царем пустыни. Но когда Созий заметил, что справедливость требует позволить воинам грабеж, как награду за труды при осаде, тогда Ирод обещал наградить каждого по достоинству из собственной казны. В самом деле, он сдержал свое обещание, и самого Созия наградил по-царски; нашел даже возможность послать богатые подарки и к Антонию, прося его не допускать царственного пленника до Рима. Вследствие просьбы Иродовой, Антигон был казнен в Антиохии по повелению Антония. Таким образом, кончилась династия Маккавеев; и в последний год шестидесятой седьмины Данииловой, за 6 лет до единовластительства Августова, отнят был носящий властительский жезл от потомства Иуды. Антигон царствовал 5 лет, из которых последние три года должен был отстаивать свой престол от Ирода. 3. Царстование Ирода Иос. Флав. Древн. кн. XV, гл. 1, 2 Утвердившись на престоле, Ирод ознаменовал свое тридцатичетырехлетнее царствование рядом злодеяний. Прежде всего он пополнил свою опустевшую казну имуществом приверженцев Антигоновых, которых до сорока пяти человек предал смерти; потом, всю жизнь свою он мучился подозрением, что у него отнимают царство, и трепетал за свое семейное счастие и этим самым расстраивал и то, и другое. Иос. Флав. XV, 2:2–7. 3:3–6. 9 Чтобы обезопасить себя со стороны Гиркана, который хотя и отведен был Парфянами в плен, но теперь жил на свободе и у всех Иудеев за Евфратом пользовался уважением, приличным царю и первосвященнику.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

С открытием в Москве Румянцевского музея он, не оставляя службы в Оружейной палате, начал работать в отделении древностей этого музея, значительно увеличив его объём. Фактически он стал создателем этого отделения и бессменно руководил им в течение двадцати семи лет. В 1864 году, вместе с Ф. И. Буслаевым, В. Ф. Одоевским и А. Е. Викторовым, он основал при музее «Общество любителей древнерусского искусства», в котором он до самого прекращения деятельности общества (в конце 1870-х годов) был одним из самых видных и полезных членов. Уже в первом томе Сборника этого общества, явившемся под его редакцией в 1866 году, Г. Д. Филимонов поместил целый ряд статей: «Значение луны под крестом», «Византийская архитектура» (по сочинению Тексье), «Христианские древности и археология» (по журналу Прохорова), «Жизнь Иисуса Христа Ренана и современное церковное искусство на Западе» (по журналу Г. Гримма), «Патриаршая ризница» (по указателю Саввы), «О посещении Великого Новгорода членами общества древнерусского искусства», «Изделия Строгановского училища технического рисования», «Лицевые святцы по рисункам академика Солнцева», «Древние украшения великокняжеских одежд, найденные во Владимире». Во втором томе Сборника, вышедшем в 1873 году, он напечатал своё капитальное исследование: «Симон Ушаков и современная ему эпоха русской иконописи», в котором на основе анализа многочисленных документов дал характеристику целого периода русского иконописного искусства. В 1864 году Филимонов стал также одним из членов-основателей Московского археологического общества. В 1867 году он был командирован в Париж на всемирную выставку; он был назначен комиссаром русского художественного отдела. По возвращении из Парижа, Филимонов был назначен помощником директора Оружейной палаты. В то же время он оставался и в Румянцевском музее, где в 1869 году стал хранителем отделения древностей. Вскоре он выделил три подотделения: доисторическое, древнехристианское и русское. В 1873—1876 годах издание Общества любителей древнерусского искусства выходило под наименованием «Вестника» (вышло 12 номеров). Г. Д. Филимонов, продолжая редактировать его, поместил в нём пять исследований: «Очерки русской христианской иконографии. София Премудрость Божия», «Древнейшие западные эмали в России, приписываемые святому Антонию Римлянину и Андрею Боголюбскому», «Конные портреты русских царей», «Древние каменные изваяния в Пятигорске», «Сванетия в археологическом отношении». Его исследования: «Иконописный подлинник новгородской редакции по софийскому списку конца XVI века» и «Подлинник сводной редакции XVIII века» были изданы отдельными книгами.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Filimo...

Сомнения в подлинности дошедшей в списке XVI в. духовной, высказанные С. Н. Валком , не были приняты большинством исследователей . Если В. Л. Янин полагает, что «духовная Антония (в отличие от его “купчей”) не обнаруживает каких-либо внутренних противоречий или анахронизмов» , то С. М. Каштанов привел новые аргументы в пользу мнения о позднем происхождении «духовной грамоты» . Так, исследователь обратил внимание на то, что слово «сироты» употреблялось в значении «сельские жители» только с XIV в. Тем не менее представляется весьма вероятным, что немногочисленные поздние реалии в терминологии и формуляре, отмеченные Каштановым (например, упоминание 318 отцов Никейского, т. е. Первого Вселенского Собора), можно объяснять тем, что текст правили переписчики в XIV в. в соответствии с формулярными нормами, появившимися к тому времени . Что касается текстуальных и грамматических совпадений с данной (купчей) грамотой Антония, несомненным фальсификатом (например, выражение «да то все управить Мати Божия») , то это может быть следствием не одновременного составления этих текстов, а использования при составлении купчей грамоты списка духовной Антония. Содержание духовной не производит впечатления намеренной фальсификации. Характерно титулование Никиты епископом, в то время как в памятниках новгородского летописания он именуется архиепископом, что отражает определенную тенденцию, установившуюся со 2-й половины XII в. Следует обратить внимание и на то, что предписание избрания игумена исключительно из братии Антониева монастыря под угрозой проклятия противоречило широко распространенной в XVI в. практике назначения монастырских настоятелей извне монастырских стен. Так, в 1580–1584 гг. антониевским игуменом был присланный из Москвы Кирилл (Завидов), инициировавший поиск мощей святого и, вероятно, написание его Жития. Не имело смысла при создании фальсификата приводить поименное перечисление зависимых людей новооснованной обители (в Житии оно отсутствует). Два из трех имен этих зависимых людей – Тудор и Волос – характерны именно для домонгольского времени, но никак не для XIV–XVI вв. Кроме того, как отмечали М. Н. Тихомиров и В. Л. Янин, денежный счет в духовной, в отличие от купчей, ведется на гривны, а не на рубли. Важным представляется и наблюдение С. М. Каштанова, что «в какой-то мере документ носит характерустава, созданного при учреждении монастыря» . В таком случае отмечаемое исследователем несоответствие формулярных признаков данного памятника духовной грамоте может объясняться именно сочетанием в нем двух актовых разновидностей (хотя уставные распоряжения Антония, отраженные в тексте, несомненно, были сделаны не при учреждении обители, а позже). Итак, более вероятным представляется вариант позднейшей редактуры (скорее всего, выполненной в XIV в. с целью осовременивания лексики и формуляра) текста грамоты, протограф которой восходит к Антонию Римлянину.

http://sedmitza.ru/lib/text/6792350/

Алексию, митр. [Московскому] и всея России, св., чудотворцу Церковной печати: Служба и акафист. Киев, 1802; М., 1874, 1891, 1895. Алексию, человеку Божию, св. Церковной печати: Акафист. М., 1884, 1889, 1900; Киев 1893. Гражданской печати: Акафист. М., 1889. Анастасии, именуемой Узорешительница, св. вмц. Церковной печати: Акафист. М., 1886, 1899. Ангелу Хранителю Церковной печати: Акафист. СПб., 1864, 1865, 1868, 1874, 1876. Гражданской печати: Акафист. СПб., 1873, 1875, 1883, 1885, 1887, 1890, 1892, 1894, 1896. Андрею Первозванному, св. ап. Церковной печати: Акафист. Киев, 1871, 1872, 1876; М., 1894; СПб., 1867. Служба и акафист. Киев, 1869. Антипе Пергамскому, св. сщмч. Церковной печати: Акафист. М., 1887, 1890, 1893, 1897. Гражданской печати: Акафист. Калуга, 1884, 1887. Антонию Дымскому, прп. Церковной печати: Служба и акафист. М., 1865, 1887. Антонию, Иоанну и Евстафию, [свв.] мчч. Виленским Церковной печати: Акафист. М., 1888. Служба и акафист. М., 1869, 1887. Гражданской печати: Акафист. Вильно, 1897. Антонию и Феодосию Печерским , прпп. Церковной печати: Акафист. Киев, 1865, 1866, 1870, 1871, 1880, 1881, 1888, 1892, 1894, 1899. Служба и акафист. Киев, 1896, 1900. Антонию, Печерскому чудотворцу, прп. Церковной печати: Акафист. Киев, 1888, 1894. Антонию Римлянину, Новгородскому чудотворцу, прп. Церковной печати: Акафист. СПб., 1877. Антонию Сийскому, прп. Церковной печати: Акафист. М., 1870; СПб., 1887, 1893, 1896. Арсению Великому , прп. Церковной печати: Акафист. СПб., 1888. Арсению Тверскому, чудотворцу, свт. Церковной печати: Акафист. Киев, 1878; М., 1882, 1900. Артемию, Веркольскому чудотворцу, св. прав. Церковной печати: Служба и акафист. М., 1880, 1885, 1890, 1900. Гражданской печати: Акафист. СПб., 1876,1887,1890, 1891,1893,1899. Варваре, св. вмц. Церковной печати: Акафист. Киев, 1698, 1737, 1747, 1753, 1756, 1757, 1782, 1785, 1790, 1793, 1798, 1800, 1806, 1808, 1813, 1814, 1817, 1819, 1832, 1834, 1837, 1840, 1845, 1846, 1856, 1860, 1861, 1864, 1866, 1867, 1870, 1872, 1875, 1878, 1885, 1893, 1894, 1896, 1898, 1900; М, 1873, 1880, 1894, 1896 (на обл. 1895), 1898, 1899, 1900; Почаев, 1773, 1809; Чернигов, 1758. Акафист и житие. Киев, 1807. Неседальное моление. Киев, 1716. Служба и акафист. Киев, 1777, 1873, 1885. Служба, акафист и житие. Киев, 1628, 1739, 1741, 1748, 1764, 1766, 1801, 1802, 1828, 1831; Чернигов, 1749. Гражданской печати: Акафист. Воронеж, 1877; М., 1883, 1890, 1894, 1895, 1896, 1898.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

И тако водруженъ бысть въ стну церковную извне...» 192 . На камне красками написали изображение Антония, держащего в руках модель Рождественского собора 193 . Перенесение камня было осуществлено в царствование Ивана Грозного, то есть не раньше 1547 г., но и не позже 1552 г., поскольку в этом году игуменом в монастыре был уже не Вениамин, а Варлаам Царица 194 . Следующий этап почитания камня отражён в рассказе «О преложении тела», созданном до 1598 г 195 . Здесь говорится о сооружении над камнем гробницы, поскольку написанное на камне изображение Антония размывается дождём, и приводится ряд чудесных исцелений, предшествовавших открытию мощей Антония. Примечательно, что если до перенесения мощей чудесные исцеления происходили только от камня и тростей Антония Римлянина 196 , то после – уже только от мощей святого 197 . Первое из чудотворений камня, связано с исцелением игумена Кирилла, отравленного ядом. Спасённый от смерти игумен, придя к камню Антония, «...возда ему честь велию – не бездушну каменю честь воздая, но стоящему на немъ преподобному и богоносному отцу нашему Антонию чудотворцу. И повел на немъ написати образъ, как б и прежде, и Пречистую Владычицу нашу Богородицу, яже на руку Христа держитъ, да преподобного Антония чудотворца образъ, имя же на руц воображенну чудную церковь Богоматери Пречистая Богородицы...» 198 . В 1655 г. Павел Алеппский, посетивший Новгород, побывал в Антониевом монастыре, отметил приверженность новгородцев культу этого святого, и упомянул о камне в числе других реликвий монастыря 199 . Традиция, связывающая камень с именем Антония, существовала и в более позднее время. Первое обстоятельное описание камня относится к 1696 г 200 . В XIX в. гр. М.В. Толстой и А.Н. Муравьев упоминали о камне в числе других достопримечательностей монастыря 201 . Одно из современных описаний камня Антония Римлянина, принадлежит исследователю этой реликвии Н.А. Макарову: «Камень Антония Римлянина лежит в западном притворе собора Рождества Богородицы Антониева монастыря, справа от входа в собор.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Синод определяет: рукопись сию в исправленном виде к напечатанию разрешить». Указ Санкт-Петербургскому духовно-цензурному комитету был послан 21 февраля 1867 года за 916 186 . 44 Акафист прп. Антонию Римлянину, Новгородскому чудотворцу В 1866 году в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет была представлена рукопись акафиста прп. Антонию Римлянину, Новгородскому чудотворцу, составленного ректором Новгородской семинарии архимандритом Макарием, впоследствии епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии 187 . Рассматривавший рукопись член Санкт-Петербургского духовно-цензурного комитета архимандрит Макарий одобрил ее. Комитет представил рукопись акафиста в Св. Синод. 24 августа/21 сентября 1866 года Св. Синод постановил означенный акафист препроводить к преосвященному Серафиму, епископу Старорусскому, викарию Новгородской епархии, с тем чтобы по рассмотрении рукописи представил о достоинстве акафиста свое мнение. Преосвященный Серафим в своем рапорте Святейшему Синоду сделал выписку мест и выражений в акафисте прп. Антонию, требующих исправления или замены другими. Автор акафиста на замечания преосвященного Серафима представил свои объяснения. Святейший Синод от 4/25 сентября 1867 года постановил передать акафист преосвященному Макарию для исправления. 3 декабря 1867 года за 50 Макарий, бывший уже епископом Орловским и Севским, доносил Синоду рапортом, что «по указаниям рецензента места и выражения в оном акафисте по возможности им, Преосвященным, исправлены и заменены другими». Ввиду глубокого интереса и поучительности сделанных замечаний на разные места акафиста, а также и объяснений, данных автором по поводу замечаний, приводим в последовательном порядке и замечания преосвященного Серафима (Протопопова), и объяснения преосвященного Макария (Миролюбова) , и исправленный текст акафиста. В икосе 2 воззвание «Радуйся, отступлений Западныя Церкви обличителю» преосвященный Серафим предлагает заменить таким: «Радуйся, отступлений римских обличителю». Преосвященный Макарий возражает: «Не один Рим отступил, а вся Западная Церковь – от Православной Восточной». Однако исправляет текст по указанию преосвященного – рецензента: «Радуйся, отступлений римских обличителю».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Почеп. Церковь Антония Римлянина. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Церковь Антония и Феодосия Печерских на Красном кладбище построена в 1798-1801 гг. вместо прежней деревянной почепским мещанином С. Милашенко. В советское время закрыта, сильно обветшала. Ныне отреставрирована, действует, построена колокольня. Приводимые в литературе сведения об этом храме, как правило, глубоко ошибочны - вероятно, по технической ошибке, допущенной при составлении " Свода памятников архитектуры " . На самом деле, этот храм во имя Антония Римлянина был построен в 1828 году на средства крестьянки Татьяны Брешковой. Источники: О. Р. Вязьмитин. Работа над ошибками: о неточностях в наименованиях некоторых храмов Брянщины./Материалы научно-практической конференции " Брянский край в истории России " . – Брянск, 2009. П. В. Туманов, Л. А. Демехина. Благовест над Почепом.//Почеп – славный город на Судости. – Клинцы, 2000. – с.210-212. На западной окраине Почепа, на территории Красного кладбища располагается небольшая церковь Святого Антония Римлянина (прежде в литературе бытовало ошибочное посвящение святым Антонию и Феодосию Печерских). Церковка больше похожая на парковый павильон, " притаилась " в зелёных зарослях " Красного " кладбища. Когда-то в ней в основном совершались службы по умершим, поэтому другое её название - Гробовская. Благодаря простоте композиции и скромности декора даже при своих незначительных размерах этот памятник архитектуры впечатляет монументальностью и торжественностью. Красивый и лаконичный классический храм построен в 1828 году, среди храмоздателей называют сельскую помещицу Т. Брешкову и мещанина С. Милашенко. Церковь представляет из себя кирпичное оштукатуренное здание в стиле позднего классицизма. Она имеет форму ротонды. Перекрытый куполом с полукруглыми люкарнами и главкой, цилиндрический основной объём фланкирован одновеликими прямоугольными пониженными апсидой, притвором и боковыми пристройками. Колокольни изначально не было. Службы совершал причт почепской Архангельской церкви, после её уничтожения перебравшийся в Антониевский храм. Но с 1960 года, на " хрущёвской " волне гонений на Церковь, закрыли и эту кладбищенскую церковь. Некоторое время в ней располагался архив, с 1980-х годов строение заброшено.

http://sobory.ru/article/?object=00666

Антонии Римлянине — что он «созывающе многочисленное постник сословие… яко воистину к похвалению иже в Троицы покланяемаго» . Четвертая стихира на литии в службе преп. Антонию Печерскому и третья стихира на литии в службе преп. Антонию Римлянину имеет уже и прямое текстуальное сходство. Подобные параллели есть и в других местах службы (например, в кондаке по третьей песни канона). Вторая тема, и значительно более «биографическая» — движение с Запада на Восток («от Восток на Запад», заимствовано из архиерейской литургии: «От Восток солнца до Запад хвально имя Господне»). Рим, как отмечалось, выступает только в качестве топоса, безоценочно передаваемого и воспринимаемого. Движение из Рима в Новгород является ровно противоположным пути апостола Андрея из Константинополя через Киев и Новгород в Рим. Возникает вопрос: для чего понадобилась такая параллель, если Рим в данном случае — только отправная точка? Необходимо помнить, что рассказ об апостоле Андрее как в «Повести временных лет» , так и в позднем общерусском летописании  связан с описанием пути из варяг в греки. Для переработчика службы в XVI веке непосредственно этот путь был, конечно, неактуален, но на его месте в его представлениях и недавней памяти был аналогичный торговый путь в рамках ганзейского союза. Он уже не начинался в Константинополе, скорее заканчивался в Новгороде, однако связывал последний с западным миром, в центре которого находился Рим. Так что как направление движения, так и конечные точки маршрута оказываются связаны с традиционной историко-географической логикой и отражают экономико-географические реалии позднего Средневековья. Поскольку богослужебное почитание апостола Андрея не было широко распространено на Руси (летописные детали не были богослужебно оформлены  и формировали сознание только книжных людей), можно утверждать, что автор службы преп. Антонию был весьма начитанным книжником. Само по себе шествие по водам на камне (апостол Петр был наречен Христом «Кифой», камнем, на котором зиждется Новозаветная Церковь), подобно апостолу Петру, брату апостола Андрея, шедшему по воде к Христу, очень символично.

http://bogoslov.ru/article/6171417

В первую пятницу после праздника первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня) совершался второй общегородской крестный ход, который можно назвать ответным на вышеупомянутый крестный ход сороков. Тот крестный ход совершался «по умолению всегородных попов» в память свт. Никиты, епископа Новгородского, к Софийскому собору; данный же совершался из Софийского собора в Антониев монастырь. Шествие возглавлял сам епископ. В крестном ходе несли святыни Софийского собора: крест, иконы Софии Премудрости Божией, Знамения Божией Матери, Тихвинскую и Владимирскую иконы Богородицы. Шествие проходило по главной улице Торговой стороны («Большой улицой») и делилось на пять «статий», во время которых пели каноны в основном святым храмов, мимо которых шел крестный ход. На первой ста-тии – Кресту и Успению Пресвятой Богородицы, на второй – Иоанну Предтече ж великомученику Димитрию, на третьей – «Сретению Пречистой», т. е. Владимирской иконы Божией Матери, и мученику Никите, на четвертой – Иоанну Богослову и мученикам Борису и Глебу и на пятой перед входом в монастырь – Рождеству Богородицы и преп. Антонию Римлянину. Здесь общегородской крестный ход встречался с крестным ходом Антониева монастыря. Антониевский крестный ход возвращался в свою соборную церковь , а Софийский располагался за алтарем этой церкви, и здесь совершался молебен, на котором пели десять канонов: «За всяко прошение» и Илии пророку (первая статия), Рождеству Богородицы и Антонию Римлянину (вторая статия), Сретению Господню и Антонию Великому (третья статия), Николаю Чудотворцу и Василию Блаженному (четвертая статия), Онуфрию Великому и Иоанну Лествичнику (пятая статия). По окончании канонов епископ входил в собор, читал Евангелие, «допевали» молебен. Затем следовало водоосвящение и по отдуете его чтение часов и литургия 48 . Московские общегородские крестные ходы также были насыщены пением канонов. Так, в первое воскресенье Петрова поста крестный ход выходил из кремля в Тайницкие ворота с пением канонов Троице и архангелам (первая статия).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010