Кстати, вопрос о реальности Антония перед историками вообще не стоит. Существует два автографа святого – духовная и купчая, причем современная наука склоняется к тому, что духовная Антония – подлинник и написана до 1131 г.; купчая – тоже подлинник, но написана в 1354-1357 гг. и отнесена к Антонию по заблуждению, связанному с тем, что обе грамоты в XVI в. объединили в единый переплет. Современные историки Новгорода и Церкви полагают, что Антоний был одним из «внутренних миссионеров» Киево-Печерской лавры, которая старалась поддерживать контроль Киева над Новгородом, и, возможно, именно Киев дал деньги на монастырское строительство. И именно поэтому рукоположение Антония стало одним из первых деяний выходца из Киева – Нифонта. Впрочем, даже историки не отказывают Антонию в иноземстве. Как полагают, он был родом из итальянской Калабрии, населенной греками и относившейся в XI-XII вв. к Византийской империи, за что и получил прозвище Римлянин. Так что перед нами – один из важнейших этапов русско-итальянских связей, приведших потом к расцвету московской архитектуры в XV-XVII веках. Изуродованные фрески Фрески на южной стене. Рождественские волхвы Сам храм тоже необычен. Несмотря на то, что, судя по всему, его строили те же мастера, что и Благовещенский, и Никольский соборы, мастера, присланные новгородскому князю Мстиславу его отцом Владимиром Мономахом (кстати, Мстислав – сын английской принцессы Гиты и внук английского короля Гаральда II, в Европе его тоже знали под именем Гаральд), храм строили по-иному. Недавние исследования показали, что сначала (в 1117-1119 гг.) построили четырехстолпный храм, а потом, практически сразу после завершения работ (1119-1125), пристроили еще и нартекс (от греческого «ларчик» – западная часть храма, где во время литургии могут находиться не православные люди). Нартекс содержал в себе с северо-запада круглую лестничную башню, которую венчала тяжелая глава, для симметрии уравновешенная юго-западной третьей главой. Сейчас в алтарной части храма расчищены фрагменты фресок, созданных в 1125 г. Фрески показывают выдающееся мастерство артели художников: фигуры изображены в сложных поворотах, очень реалистично. Увы, также эти фрески – горький упрек Церкви: некоторые из них были изуродованы по повелению монастырского руководства. Когда фрески потускнели, их заштукатурили, предварительно вырубив прямо по живописи, по ликам святых насечки – чтобы держались лучше.

http://pravmir.ru/antoniev-monastyir-chu...

Преосвященный Макарий отвечает на приведенные соображения такими доводами: «В акафисте прославляется преподобный Антоний как покровитель Новгородской семинарии, каковым он действительно есть и почитается; потому что семинария находится к нему в особенном отношении как помещающаяся в стенах обители с 1740 года, как воспитавшая между многими знаменитыми лицами и прославленного Церковью святителя Тихона, который был из числа 200 учеников, на первый раз собранных в семинарию архиепископом Амвросием (Юшкевичем), покоющимся в обители. По сим обстоятельствам преподобный Антоний Римлянин может быть прославляем в акафисте и в отношении к семинарии так же, как в состав других акафистов входят частные черты угодников, ограничивающиеся известной местностью; иначе с одними общими изображениями нельзя будет отличить один акафист от другого». Преосвященный – автор – все же признал нужным в кондаке опустить вышеприведенное выражение, а в икосе исправить таким образом: «Радуйся, воспитавший в обители твоей многия подражатели; радуйся, просветивший в ней учением Христовым ищущих света». По поводу слов (в конд. 11) «прокаженныя очищая» преосвященный Серафим возражает: «В описании чудес преподобного повествуется об исцелении имевших на руках и на ногах язвы, но об очищении прокаженных не говорится. Да и болезнь сия не северного климата». Преосвященный Макарий отвечает на возражение: «Прокаженными могут назваться на церковном языке страждущие от гнилых язв, а таковые были в числе исцеленных молитвами преподобного Антония (Житие 1862 года, с. 29)». Слова «прокаженныя очищая» в кондаке 11 автор опустил. Переписанный в исправленном виде акафист прп. Антонию Римлянину Святейшим Синодом 20 декабря 1867/15 января 1868 года был разрешен к напечатанию для церковного употребления 189 . 45 Акафист [свв.] мученикам Виленским Антонию, Иоанну и Евстафию 16 февраля 1868 года за 1090 обратился в Святейший Правительствующий Синод преосвященный Иосиф, митрополит Литовский и Виленский, с представлением такого содержания: «Ко мне неоднократно поступали заявления желания, как от духовных, так и от светских лиц, иметь особенную службу Виленским мученикам свв.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

168 В первой части Октоиха, напр. помещенноый перевод канона Богородице – творение царя Феодора Луки Лоскаря. См. л. 482. 169 См. современную запись об исправлении Апостола при п. Иоакиме, уцелевшую при одном апостоле, сохранившемся в моск. синод. Типограф. библиотеке и сполна напечатанную в Прав. Обозр. 1861 г. т. IV, стр. 295–299. 170 «А иная многая речения во апостоле со иных разных переводов переправленная, ради множества и пространства в выписке не написана быша». Ibid. стр. 296–297. Так много было тогда ошибок в апостоле! 171 В выписке сказано, что в 16-й день мая Апостола прочтено предисловие, да Деяния 17 глав, а сидели с пятаго часа до девятаго; в 19 день прочтено Деяния от 17-й главы даже до последния ап Павла к Римлянам: – сидели с четвертаго часа до осьмаго; в 23-й день прочтено к Римляном, к Коринеянам, 1 и 25, к Галатом, к Ефессеям, к Филипсиям и Колосаям, – сидели с четвертаго часа до девятаго: в 26 день прочтено от послания к Колосаям даже до конца вся послания – ИЬив. стр. 297–8. 172 Так наприм., Иоакам указал оставить службы ианнуария в 17 день препод. Антония Римлянина (в этот день – положена служба Антонию великому , – а Антонию Рим. осталась служба только 3-го августа) июля в 3 день царевича Димитрия моск. чудотворца (память его празднуется 15 мая). UЬud стр. 299. 173 В выписке перечисляются только славянские издания и нет помину об изданиях греческих UЬid стр. 296. 174 Чтобы убедиться в справедливости сказанного нами, достаточно сличить употребляемый у нас славяиский текст с теми местами, которые выписаны из кн. Деяний апостольских, по исправленному в 1679 году апостолу в Прав. Обозр. 1861 г. т. 4 стр. 300–304. 181 «Пращица» Питирима вопр. и отв. 147 л., 235 об., 240 об. Опис. Слав. рук. кн. Пекарского (Наука и Лнтер. при П. В. т. II) стр. 35. 183 См. А. А. Эк. IV, 223. Вавлиоф. VI. стр. 314–315. В Москве этот обряд совершался таким образом.– В неделю Ваий пред литургией совершался крестный ход из Кремля к лобному месту. Впереди процессии патриархехал в санях, сзади ехал на коне Государь; за ними вели наряженнаго осла патриарший бояран н дьяки в золотых одеждах.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

(при этом сам Иоанн был сослан в Туров) . По В. Д. Сарабьянову, поддержка, оказанная Никитой и Нифонтом Антонию, явилась «частью широкомасштабной программы монастырского освоения Новгородской земли, инспирированной иноками Киево-Печерской лавры, что было известно епископу Иоанну и, как можно предполагать, учитывая его противостояние Киеву, и вызывало откровенно недоброжелательное отношение владыки к Антонию. Вероятно, Антоний был монахом-миссионером, посланным в Новгород из Киева и продолжавшим исполнять свое послушание, оставаясь в юрисдикции Киевского митрополита. При этом он действительно мог быть чужеземцем, скорее всего, греческого происхождения. Учитывая несомненный авторитет, каким в ту пору пользовалась Греческая Церковь, такое предположение не выглядит надуманным. Именно поддержкой Киева может объясняться и тот беспрецедентный факт, что на протяжении 20 лет епископства Иоанна (1110–1130 гг.) Антоний мог вести активную монашескую деятельность в самом сердце Новгородской епархии, оставаясь непризнанным владыкой и практически находясь вне его юрисдикции» . В более ранней работе В. Д. Сарабьянов предполагал, что Антоний «мог быть выходцем из итальянской Калабрии, населенной греками и являвшейся в XI–XII вв. территорией Византийской империи, что и стало причиной возникновения прозвища «Римлянин» . Не со всеми положениями гипотезы В. Д. Сарабьянова можно согласиться. Так, крайне спорным представляется утверждение о противостоянии Иоанна Киеву, которое опирается на малообоснованную гипотезу В. Л. Янина о стремлении «Попьяна» к автокефалии (см. выше). Ранние источники не дают никаких оснований считать Антония греком. Вряд ли можно принять и тезис В. Д. Сарабьянова о том, что Антоний находился в прямом подчинении у Киевского митрополита. Скорее, как было показано выше, речь должна идти не об отсутствие епископской юрисдикции над Антониевым монастырем (епископа, как и князя, судя по его грамоте, Антоний признавал), а об отстаивании права общежительной обители на самостоятельный выбор игумена.

http://sedmitza.ru/lib/text/6792350/

Он опубликован в «Православном собеседнике» за 1858 г. (Ч. II. С. 157–171, 310–324). В ОПИ НГМ хранится семь списков Жития. Два из них датируются XVII в. (КП 30056–34//Кр. 187, 30056–275//Кр. 97), дba–XVIII в. (КП 30056–35//Кр. 188; 33158–2//Кр. 335) и три XIX в. (КП 30056212//Кр. 247, 30056–38//Кр. 191, 30056–33//Кр. 186). Из них три текста Жития (КП 30056–38//Кр. 191, 30056–35//Кр. 188, 30056–33//Кр. 186) являются отдельными произведеними, а другие находятся в сборниках. Один сборник XVII в. (КП 30056–34//Кр. 187) содержит списки Жития двух новгородских святых: Антония Римлянина и Варлаама Хутынского, второй (КП 30056–275//Кр. 97)–смешанного содержания. В нем собраны выписки из различных сочинений: книги Константина Острожского «О расколе римлян со греки», труда Иосифа Волоколамского о ереси новгородских еретиков и других источников. Здесь же помещена Повесть о белом клобуке. В Житии Антония (Л. 250–306) особо подчеркивается его вера православная и обвиняется «латинство» (Л. 284 об.). Содержание всего сборника имеет явную антиеретическую направленность и поэтому включение Жития Антония–поборника православия–вполне логично. В этом списке содержится только приписываемый Андрею текст о жизни Антония, его подвигах и прижизненных чудесах. В другом сборнике XVII в. (КП 35006–34//Кр. 188) данный текст дополнен Службой преподобного Антония на малой вечерне и Словом похвальным святому Антонию. Этот сборник-конволют составлен из двух рукописей с отдельной пагинацией у каждой. 115 Слово похвальное исследователи датируют по-разному: Н.А. Макаров относит это произведение к 1558 г. и его вероятным автором считает игумена Хутынского монастыря Маркела, переселившегося в Антониев монастырь для написания Жития епископа Никиты (см.: Макаров Н.А. Камень Антония Римлянина//НИС. Л., 1984. Вып. 2(12). С. 203). А. Фет датирует Слово пасхальное 1591 г. (см.: Словарь книжников и книжности Древней Руси (вторая половина XIV–XvI вв.) Л., 1989. Вып. 2. Ч. 2. С. 245). 116 Голубинский Е. История канонизации святых в Русской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

" Препод. отец Григорий Печерский, иконописец Киевский, много св. икон написал чудотворных, яже зде в Российской земли обретаются, спостник бе препод. Алимпию. В нетлении в пещерах опочивает " . " Препод. отец Дионисий, игумен Глушицкий, Вологодский чудотворец, писаше многия св. иконы; его чудотворныя обретаются зде в Российской земли; сам же многия чудеса от гроба своего источает в Покровском монастыре " . " Препод. отец Антоний, игумен Сийский и Колмогорский чудотворец, близ Окияна-Моря живый, писаше многия св. иконы, и образ Пресв. Троицы написа в своем монастыре. И некогда церковь загореся, образ же выде из огня цел сам на руце Препод. Антонию, аки голубь. Чти в житии его " . " Преподобномученик Андреян, игумен Пошехонский и Вологодский чудотворец, писаше многия св. иконы. Прежде живяще в Корнилиеве монастыре, и потом в своей пустыни, и тамо убиен бысть от разбойник. Ныне же монастырь его Успенский близ Белаго села обретается " . " Препод. отец Андрей Радонежский, иконописец, прозванием Рублев, многия св. иконы написал, все чудотворныя, якоже пишет о нем в Стоглаве Св. чуднаго Макария Митрополита, что с его письма писати иконы, а не своим умыслом. А прежде живяше в послушании у Препод. Отца Никона Радонежского. Он повеле при себе образ написати Пресв. Троицы, в похвалу отцу своему, Св. Сергию Чудотворцу " . " Препод. отец Даниил, спостник его, иконописец славный, зовомый Черный, с ним св. иконы чудныя написаша, везде неразлучно с ним; и зде при смерти приидоша к Москве во обитель Спасскую и Препод. Отец Андроника и Саввы и написаша церковь стенным письмом и иконы, призыванием игумена Александра, ученика Андроника Святаго, и сами сподобишася ту почити о Господе, якоже пишет о них в житии св. Никона " . " Препод. Отец Игнатий Златый, иконописец Симонова монастыря, спостник Препод. Кирилла Белозерскаго, писаше многия Св. иконы чудныя. Чти в житии Св. Ионы Митрополита, собеседника его бывша " . " Препод. отец Антоний пресвитер, иже бывый иконописец дивный, во обители Препод. Антония Римлянина, Новгородскаго чудотворца, многая св. иконы написал чудотворныя. Чти в житии Препод. Антония Римлянина " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=756...

– Ладно, ладно! Хорошо! Христос для всех воскресе! Входите. Открыл дверь и пустил в дом. Пошел он что-то взять, посудину какую или еще что, или прямо тут наклонился, не знаю я точно. А они-то ему топором – у-ух! Голову-то и отхватили. Украли митру, а на ней – ни золота, никакой другой ценности. Убитого его сюда, в Тутаев привезли. Освидетельствовал врач, Николай Павлович Головщиков, работал в санчасти. Ну чего? Ой-ой, да ведь он священник-то, как с ним быть? Родственников никого – монах. Царство небесное отцу Николаю Воропанову, одел, тело ему опрятал... А не знал того, что я знаком был с о. Серафимом, потому и не сообщил. Я уж потом узнал о кончине настоятеля. Отслужил о. Николай панихиду и похоронил архимандрита Серафима за алтарем Троицкого храма. У нашего архимандрита простота была душевная и телесная. У меня фотокарточка с него есть, – заметил батюшка. – А председателя с женой где-то там судили, судили, но ничего не присудили. Потом, говорят, в войну их убили с детьми. Так не стало отца Серафима. Голос, правда, был у него слабый, никуды не годен. У нас в монастыре кто хорошо пел? Это был отец Виталий, фамилия Летёнков, Иерофей, Нафанаил, Никодим... Да человек пятнадцать-то монахов. И всех их – оп-ля! Всех выгнали. Вот там, в Новгороде, на Хутынской горе, в обители преподобного Варлаама, были светлые минуты в моей жизни». Часто вспоминал батюшка и другого новгородского архимандрита – Сергия, что жил в монастыре Антония Римлянина. Память приплывшего «на камени» из Рима на берег Волхова преподобного Антония о. Павел очень чтил и однажды даже сделал приписку под акафистом Антонию Римлянину: «Память преподобному празднуется 3-го августа. День моего рождения 1911 года». (Это день рождения о. Павла по паспорту), «Преподобный Антоний родился в Риме в 1067 году, приплыл же в Великий Новгород 1106 года с 7 на 8 сентября, – пишет о. Павел в своих тетрадях. – Помер 3-го августа 1147 г. на 81 году жизни. Первый его преемник – игумен Андрей». С обителью Антония Римлянина были связаны у о. Павла очень важные в его жизни события. «Жил я в Новгороде и часто ходил на исповедь к архимандриту Сергию, – рассказал батюшка прихожанам в одной из своих проповедей незадолго до отъезда из Верхне-Никульского. – И вот однажды позвал он меня к себе и говорит: «Чадо мое сопливое! Хочу подарить тебе свою фотографию». А на оборотной стороне фотографии написано: «Юноша Павел! Бог был, есть и будет. Храни в себе веру православную! Архимандрит Сергий " "

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

Что касается до девятой пятницы или первого пятка Петрова поста, то в этот день совершается один из самых древних новг. крестных ходов в Хутынский монастырь. Крестный ход сей существует со времени пр. Варлаама и установлен в воспоминание одного чудесного события» бывшего во дни святой жизни преподобного. Именно, однажды он предсказал бывшему в его время новгородскому архиепископу, что будет к нему в первый пяток Петрова поста по зимнему пути на санях. Святитель 1099 сначала не верил сему. Потом, когда в ночь, накануне указанного преподобным дня, выпал глубокий снег и сделался жестокий мороз; то опасался вредных последствий от сего необычайного, по времени года, явления. Преподобный Варлаам, исполнив свое обещание, приехал к святителю на санях и успокоил его, сказав, что снег и мороз были особенною милостию Божиею, ибо они истребили множество червей, точивших корни посеянного хлеба, а растаявший снег своею влагою оплодотворит землю. В воспоминание этого чудесного события и установлен крестный ход 1100 . В настоящее время он совершается из Софийского собора пред литургиею обыкновенным порядком. Но в XVII веке ход этот разделялся на две части. Из них одна часть шла накануне праздника, а другая в самый праздник водяным путем. Именно, в 2½ часа по рассвете, святитель отправлялся с крестным ходом из Софийского собора в Владычние водяные ворота и входил в насады 1101 . Во время водяного пути по Волхову был совершаем молебен, на котором пели 1-ю статью животворящему кресту и Иоанну Богослову, а евангелие читал святитель; 2-я статья была за всяко прошение и пророку Илии; 3-я Успению и св. Николаю; 4-я Рождеству Богородицы и Антонию Римлянину. А на статьях евангелия читали настоятели монастырей по чину. После 4-х статей протопоп начинал читать житие пр. Варлаама, а чтецы продолжали оное. На берегу у Хутынского монастыря встречал святителя, сопровождавшего крестный ход, настоятель монастыря также с крестами. По приходе в монастырь, святитель благословлял неслужащих с ним петь молебен за алтарем Спасо-Преображенского собора. На этом молебне пели 1-ю статью за всяко прошение и пророку Илии, 2-ю Введению пресвятой Богородицы и св. Григорию Армении Великой, 3-ю Успению пресвятой Богородицы и св. Никите, 4-ю Знамению Божией Матери и святителю Иоанну, 5-ю Одигитрии Божией Матери и Антонию Великому , 6-ю статью Преображению Господню и пр. Варлааму. Между тем, святитель не останавливался, а шел за монастырскими крестами прямо в церковь , где пет был молебен Преображению Господню и пр. Варлааму. Во время этого молебна сам читал евангелие, совершал водоосвящение и потом служил литургию 1102 . В продолжении литургии, градское духовенство, с благословения святителя, переносило кресты в насад и после стола возвращалось с крестами в город. Святителю же, настоятелям монастырей и всему Софийскому собору был стол в монастыре после литургии. За столом, по тогдашнему обычаю, были предлагаемы хлеб Богородичный 1103 и чаши о Государевом многолетном здравии 1104 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

В церковную историю архиепископ Антоний также войдет как главный вдохновитель прославления великого святителя ХХ века — св. Иоанна, Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца. Владыка Антоний возглавил освидетельствование останков святителя Иоанна в 1993 году, а также провел все подготовительные работы к прославлению, в том числе и составление большей части самой службы св. Иоанну. В конце 1999 года здоровье архиепископа Антония начало ухудшаться. Не щадя себя ради Церкви и паствы, Владыка не обращал внимание на свои недуги, пока он не начал передвигаться и читать с большим трудом. С 1 января 2000 года Архиерейским Синодом был дан отпуск архиепископу Антонию для лечения, а временное управление Западно-Американской епархией было возложено на викарного архиерея, епископа Сеаттлийского Кирилла. Во время своего лечения Владыка Антоний, тем не менее, старался посещать все главные богослужения. Он совершил все службы Страстной седмицы и Пасхи 2000 года. Несмотря на слабое зрение, он во время служб читал богослужебные тексты, нередко наизусть. После Пасхи Владыка Антоний попал в больницу на длительное лечение и с тех пор неоднократно лежал в больнице или лечился дома. Последнее свое богослужение он совершил в день Преображения Господня – врачи разрешили ему приехать в храм из больницы в этот день. Он всю неделю готовился к этой службе, обдумывая как он будет совершать литургию в инвалидном кресле (к тому времени он уже не мог больше ходить) и в какие моменты он будет вставать. Соборный приход решил в день Преображения отметить только что прошедший день ангела Владыки. Нет слов передать ту радость, которую Владыка Антоний испытывал видя свою паству и служа Божественную литургию. После литургии и молебна преподобному Антонию Римлянину состоялась трапеза, за которой Владыка принимал поздравления. К вечеру того дня он вернулся в больницу. В начале сентября архиепископа Антония отпустили домой. 10 сентября, в день памяти преподобного Иова Почаевского, архиепископ Антоний последний раз был в Кафедральном соборе. Он за ранней литургией молился и приобщился Святых Христовых Таин, затем приложился к иконе преподобного Иова и мощам святителя Иоанна, обратился лицом к верующим и покинул собор. После литургии врач, осмотрев ноги Владыки Антония, сказал ему, что надо немедленно ехать в больницу, иначе Владыка может от гангрены умереть. Владыка Антоний решил день задержаться, чтобы прослушать через проведенный в его келью громкоговоритель службу Усекновения главы св. Иоанна Предтечи , и 11 сентября, после литургии, которую Владыка также прослушал, его отвезли в больницу.

http://pravmir.ru/arxiepiskop-antonij-me...

Наконец, если бы житие преподобного Антония существовало до митрополита Макария, то как бы оно не попало в его Четь-Минеи, которые первоначально были составлены именно в Новгороде? Всё сейчас сказанное нами как будто представляет решительные основания сомневаться в том, чтобы действительно существовало житие Андреево и чтобы Нифонт имел его у себя под руками. В Антониевом монастыре во время Нифонта могло возникнуть мнение об иностранном западном происхождении преподобного Антония по тому поводу, что в его, Нифонтово, время было в монастыре несколько церковных вещей западного происхождения, именно – шесть икон, несколько богослужебных сосудов и колокол 1058 . Вещи эти при Антонии или после него могли попасть в монастырь весьма просто, везде на Руси и особенно в Новгороде в древнее и старое время приобретали от западных купцов церковные принадлежности западной работы. (Поскольку между последними были употребительные у нас). Но монахи монастыря, современные Нифонту (и во главе их он сам) заключая по этим вещам, которые в их время, может быть, оставались в Новгороде только у них в монастыре и которые предание монастырское, по всей вероятности, усвоило именно самому Антонию, что он был иностранец западного латинского языка. Вслед за этим могла сложиться и подробная, читаемая у Нифонта, легенда... 1059 . Последний уверяет, что Антоний стал зваться Римлянином с самой минуты своей смерти, но это неправда: современная Антонию Новгородская летопись (выписки из которой сейчас ниже) вовсе не называет его Римлянином; вовсе не называется он Римлянином и в актах XVI века (История иерархии III 186 sqq). Преподобный Антоний едва ли Римлянин и вообще западный иностранец, каковым считать его как будто нет действительных оснований, а по всей вероятности природный богатый Новгородец 1060 , замечателен тем, что он, сколько известно, построил в Новгороде первый настоящий монастырь, притом монастырь прямо великолепный, каменный (собственно с каменной церковью,– о монастырях Юрьевском и Перынском, считаемых древнейшими Антоньева, см.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010