Кондакъ, глас 4. Б ожественымъ убо свтом озаряемъ, чювьственыя страсти побдилъ еси чистотою, святе. От младости бо удалялся земнаго мудрования и послдствовав Христу Богу скорбнымъ путемъ уродства, тмже тя и Онъ на земли чюдесы//обогати присно, и нын, преблаженне Василие, молися выну о творящих честную память твою (л. 321−321 об). 3 августа (...) И преставление преподобнаго отца нашего Антония Римлянина, Новгородскаго чюдотворца . Антоний припыл на камени из Рима в великий Новъ-градъ в лта 6614. И в Плотинъскомъ конц обитель велию состави во имя Рожества Богородицы. И за многую его добродтель в той же обители игуменомъ бысть, и поживе всхъ лтъ 80 и два месяца, и преставися в лто 6655, и погребенъ бысть въ созданнмъ его монастыр, а из Рима на камени плы до Великаго Нова-града два дни (л. 322). // Тропарь и кондак Антонию п исан генваря 17 1000 . 4 августа (...) И проявление мощей иже во святыхъ отца нашего Петра митрополита Московскаго и всея Русии чюдотворца .//Святитель Петръ митрополитъ явися благочестивой цариц Анастасии, не повелвая никому же гробъ свой раскрывати никогда. И повел ей своею печатию раку свою запечатлти, и того дне уставиша праздникъ сей праздновати. Тропарь и кондак п исан сего месяца в 24 (л. 322 об.–323). 8 августа (...) В той же день пренесение честныхъ мощей преподобныхъ отецъ наших Зосимы и Саватия // Соловецких чюдотворцов . В той же обители в новую церковь в лта 7070 (л. 325−325 об.). (...) Тропарь общий Зосим и Савватию Соловецким чюдотворцем, глас 8. Я ко свтилницы явистеся всесвтлии во отоц окиана моря, преподобнии отцы Зосимо и Саватие, вы бо//крестъ Христовъ на рамо вземше, и усердно Тому послдовасте, чистотою Богови приближишася, отнюдуже и силами чюдесъ обогатистеся, тмъ и мы любезно притекаемъ к ракамъ честныхъ мощей вашихъ и умилно глаголемъ: о преподобнии, молите Христа Бога спастися душям нашим. Кондак, глас 8. Х ристовою любовию уязвившеся, преподобнии, и того крестъ на рамо вземъ, понесше, божественвооружившеся на невидимыя враги, и непрестанныя молитвы яко копие в руку имуще, крпко побдили есте бсовская ополчения, благодать Господню имяста цлители души и тлеса приходящихъ с врою к ракам мощей вашихъ, чюдесъ лучи испущающе всюду, тмъ да зовемъ вамъ://радуйтеся, преподобнии отцы Зосимо и Савватие, инокомъ удобрение (л. 325 об.–326 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Кроме того, это было гонение не за веру, а за поджог, – неприязнь к иудеям была привычна, а ненависть к христианам еще не оформилась настолько, чтобы могло возникнуть особое гонение на саму их религию. Таким образом, факт целенаправленного преследования христиан говорит скорее об определенности ситуации в среде самого иудейского населения (включая прозелитов и сочувствующих), нежели об адекватности расхожих представлений о христианах извне, со стороны администрации и толпы. Книга Деяний Апостольских сохранила несколько эпизодов, проливающих свет на внешнее положение христианства в империи времени Нерона. В главе 18 ( Деян 18: 12 – 17 ) говорится о привлечении апостола Павла к суду по обвинению коринфских иудеев. Проконсул Галлион не усмотрел в его поведении ничего такого, за что можно было бы преследовать его законом. Для него это дело не выходило за пределы дозволенной иудейской религии, а сами иудеи пока ничего не разъясняли или, возможно, разъяснить убедительно для римлянина не могли. Другой случай описан в главах 18 и 21 (18: 35, 21: 27), когда апостола Павла заключает под стражу комендант Иерусалима Клавдий Лисий, который, в конце концов не найдя за ним никакой вины, направляет его к прокуратору Антонию Феликсу ( Деян 24 ); но и тот после выяснения сути дела посчитал Павла невиновным по закону. Иудеи обвиняют его в принадлежности к «назорейской ереси», но для прокуратора, как видно, это не более чем обычные ссоры иудеев между собой. Во времена Домициана (81 – 96 гг.), в последние годы его царствования, среди гонимого населения оказались также и христиане. Тогда апостол Иоанн Богослов был сослан на остров Патмос. Традиция сохранили также имя Флавии Домициллы, жены некоего Флавия Климента, сосланной за исповедание Христа на остров Понтию (или Пандатерию) в 96 году. Однако эти гонения на христиан нельзя рассматривать обособленно от событий, связанных с взиманием иудейского налога и преследованием тех, кто не сделал предварительного заявления о своей принадлежности к иудейской религии.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ran...

Образ местной: О Тебе радуется обрадованная – писан на золоте, обложен сребром басменным позолочен; у Спаса и у Пречистой Богородицы венцы серебряные сканые позолочены; да у Ивана Дамаскина венец басменной серебряной позолочен; подпись серебреная финифтом; образ – О Тебе радуется – в деревянном киоте; а на киоте травы литыя оловянныя – нарезное дело, литыя позолочены на подзоре» 345 . Подобным образом описываются местные иконы за 1696 год в соборной Богородице-Рождественской церкви Антониева монастыря: «от царских дверей по правую сторону образ местной Премудрости Божии обложен серебром басменным золочен; у Премудрости Божии и у Богородицы и у Иоанна Предтечи и во облаце у Спаса венцы и цаты и коруна серебряные сканные с финифтью и с подзоры; да у Премудрости Божии прикладу – поногея кость белая обложена серебром сканью золочена, а по забойцам шесть жемчужин, да во главе жемчужина, а в средине резано – Знамение пречистые Богородицы да Пресвятая Троица, да поногея резная костяная обложена серебром сканным, а на ней две жемчужины да два червцы, да на гонтае шесть пронизок сканных серебряных да шесть пронизок больших серебряные сканные, а в них по хрусталю, да шесть хрусталиков маленьких; во главах, в венце и в коруне десять каменей и проч. Да подле образа Премудрости Божии образ Рождества пречистые Богородицы в деянии, обложен серебром басменным золочен; у пречистой Богородицы и у святых праведных Богоотец Иоакима и Анны три венцы серебряные сканные с финифтью золочены, около венцов обнизано жемчугом; у Пречистые ж Богородицы цата серебреная кованая золочена, около цаты низано жемчугом; прикладу – три кресты аспидных красных обложены серебром» 346 . Что касается до больших икон на металлических дсках, украшенных финифтью или мусией; то в Новгороде теперь их нет, кроме известных и едва ли не единственных в России шести мусийных икон в Антониеве монастыре, принадлежавших, по преданию, преп. Антонию Римлянину. На трёх из них изображён Господь Вседержитель, а на других трёх распятие Господне.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

«Которым обычаем царевича не стало? И что его болезнь»? Вообще следственное дело, сохранившееся до нашего времени, доказывает, что следователи действовали криводушно. 108 Царская дума утвердила следствие, и донесла царю, что «жизнь царевича прекратилась судом Божиим; что Михайло Нагой есть виновник кровопролития ужасного и действовал по внушению личной злобы; что граждане Угличские вместе с ним достойны казни за свою измену и беззаконие». Бояр Нагих сослали в отдаленные города и заключили в темницы; вдовствующую царицу, неволею постриженную, отвезли в дикую пустыню, в обитель св. Николая на Выксе (близ Череповца); тела злодеев, Битяговского и товарищей его, кинутые Угличским народом в яму, вынули, отпели в церкви и предали земле с великою честью, а граждан тамошних, объявленных убийцами невинных, казнили смертью, числом около 200; другим отрезали языки; многих заточили; большую часть вывели в Сибирь и населили ими город Пелым, так, что древний, обширный Углич, где было, если верить преданию, более 100 церквей и не менее 30 тысяч жителей, опустел на веки, в память ужасного Борисова гнева на смелых обличителей преступления. Тело невинного страдальца-царевича предано земле в Угличском Спасском соборе. 109 Царь еодор, по словам летописца, горько плакал о смерти нежно-любимого брата, наконец сказал: «Да будет воля Божия»! и всему поверил. Еще несколько лет продолжалась тихая, чуждая житейских попечений, богомольная жизнь последнего царя из дома Рюрикова. По выражению летописца, «Господь возлюби и смирение царево» и посылал Русской земле благодатные знамения Своего благоволения. К числу таких знамений относится прославление мощей двух угодников Божиих: преп. Антония Римлянина, Новгородского чудотворца и св. князя Романа Угличского. Протекло уже 450 лет после преставления преп. Антония. После трех пожаров в XIV веке и страшного разгрома в 1570 году 110 обитель совершенно запустела, так что не было в ней ни братии, ни церковной службы. Гонителю Новгорода, Грозному царю, пришло наконец на мысль, что нельзя оставить в запустении монастыря столько знаменитого по святости основателя его, чудодейственно прибывшего из Рима. Для возобновления обители, царь избрал и послал туда игуменом добродетельного старца Кирилла, 111 который собрал братию и ввел строгий устав общежития, чем навлек на себя злобу людей неблагонамеренных и был ими отравлен на трапезе; но по усердной молитве к Божией Матери и преп. Антонию получил исцеление. За этим первым чудом преподобного, по возобновлении обители его, вскоре последовали и другие чудеса.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Собор епископов Западной и Восточной Церквей, обсуждавший в этом году вопрос, будет ли отнесена Болгария, принявшая христианство, к юрисдикции Рима или Константинополя, сохранил существующее положение вещей в отношениях между двумя Церквями, не добившись их примирения, но и не приведя к расколу между ними 660 . Перейдя к формальному анализу, Игнатий обратился к надписям на крестах более раннего времени, которые оказались на Руси до царствования Алексея Михайловича и, находясь в кремлёвских соборах, являлись государственными святынями: говоря иначе, были хорошо известны царю. Это – «крест царя Константина, присланный из Царяграда великому царю Михаилу Феодоровичу», крест, написанный евангелистом Лукой, Корсунский крест, а также кресты, принадлежавшие русским святым преп. Антонию Римлянину и св. Авраамию. епископу Ростовскому. Все они «с полным богословием» имели надписи либо «Царь Славы Христос», либо «Царь Славы Христос, Сын Божий» (ЧА. С. 40, 42). Эти же надписи Игнатий находит и в изображениях крестов в «древнепечатных книгах и Евангелиях, Потребниках великих и Уставах» (ЧА. С. 48). Богословский анализ «пилатова титла» Игнатий начинает с анализа святоотеческих трудов – свв. Иоанна Златоуста , Кирилла Иерусалимского , Григория Богослова , Евсевия Памфила . Вывод его однозначен: «зрите убо, не рекоша сии святии богословни мужие, яко Пилат добре написа, но яко зле, и яко вину, а не яко истину» (ЧА. С. 44). Этот вывод Игнатий подкрепляет ссылками на исторические труды – Великий летописец и Хронику Матфея Стрыйковского, и богослужебные книги – Потребник иноческий и Литос, отпечатанные в первой половине XVII века. В «Книге о титле» столь подробный анализ «пилатова титла» отсутствует. Приоритет отдаётся истолкованию богословского и эсхатологического значения надписи. Тем не менее, Игнатий развивает многие мысли, лишь намеченные в Челобитной. Так, если в Челобитной он ограничился намёком на то, что «пилатово титло» не отражает «сошедшихся в двуестеству в Сыне Божии» (ЧА. С.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Не имея намерения излагать историю церковной утвари, и касаясь этого важного предмета постольку, на сколько это нужно, чтоб определить его значение в истории иконописного предания, мы должны заметить, что из древних драгоценных изделий этого рода, серебряных и золотых с каменьями, очень мало дошло до наших времен, по причине грабежей и других невзгод и случайностей, которым так легко они подвергались в разные времена. Для нас, русских, особенно важно обстоятельное обозрение утвари в монастырях Афонской Горы, которого наука еще ожидает. Точно также доселе еще не разработаны исторически богатые материалы и по русской церковной утвари, предмет тем более трудный для исследования, что в нем оказываются самые разнообразные влияния. Уже с древнейших времен история указывает как, на восточное, греческое, так и на западное, норманское или немецкое и латинское происхождение изделий этого рода. О греческом происхождении свидетельствуется в летописном известии, что князь Владимир, по крещении, отправившись из Корсуня в Киев, взял с собой «сосуды церковные, иконы на благословенье себе» и «два медных капища». Предание о раннем влиянии Норманском сохранилось в Киево-Печерском Патерике в повествовании Варяга Шимона, или Симона Преподобному Антонию о том, как отец этого Варяга в своей Варяжской земле «содела крест велик зело яко десяти лактий, и на нем изобрази богомужное подобие Христово, и сему честь творя, возложи пояс о чреслех его, имущ пятьдесят гривен злата, и венец злат на главу его. Егда же изгпа мя Якун стрий мой (дядя) от области моея, аз взях пояс с Иисуса и венец с главы его, и слышах глас от образа, иже обратився ко мне и рече: никакоже, человече, венца сего возложи на главу свою, но неси на уготованное ему место, идеже созиждется церковь Матере моея» и проч. Известно, что по измерению этим поясом была определена величина храма Успения Киево-Печерского монастыря, а венец был повешен над жертвенником этой церкви. Еще важнее свидетельство о западном, римском влиянии на церковную утварь на Руси, в XII в., в Житии Антония Римлянина, который, будучи родом из Рима, оттуда же чудесным образом доставил в Новгород в бочке разную церковную утварь, о чем он сам выражается в Житии следующими словами: «сия бочка нашей худости, вдапа морстей воде в Риме сущим, от наших бо грешных рук, вложенное же в бочку: сосуди церковнии, златии и сребрянии и хрустальнии, потири и блюда, и ина многая от священных вещей церковных.... подписи же на сосудех римским языком написани».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИЛЛ IV (Завидов; † 7.05. 1619, Ростов), митр. Ростовский и Ярославский. Вероятно, происходил из Новгородской земли; в синодиках XVII-XVIII вв. ростовского Успенского собора указан род К. В 1580 г. стал игуменом новгородского Антония Римлянина в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря , к-рый был разорен царем Иоанном IV Васильевичем при разгроме Новгорода в 1570 г. При К., прибывшем в Новгород из Москвы, в обители была возобновлена монашеская жизнь по общежительному уставу; К. получал для мон-ря грамоты от царя Феодора Иоанновича . По преданию, камень, связываемый церковной легендой с прп. Антонием Римлянином , исцелил К. от отравления ядом. В игуменство К., ок. 1591 г., в Антониевом монастыре инок Нифонт составил Похвальное слово прп. Антонию. В 1589 г. К. присутствовал на Соборе в Москве в связи с учреждением в Русской Церкви Патриаршества, когда патриархом Московским и всея Руси был избран свт. Иов . 31 июля 1594 г. К. стал архимандритом Троице-Сергиева мон-ря (см. Троице-Сергиева лавра ), первой по значимости рус. обители. Многочисленные жалованные грамоты Троицкому мон-рю периода настоятельства К. (как новые, так и подтверждавшие предыдущие пожалования) несомненно свидетельствуют о царском покровительстве. 8 мая 1595 г., после челобитья К. с братией, по указу царя Феодора Иоанновича Троице-Сергиев мон-рь, ведший оживленную торговлю, получил право сбора таможенных пошлин в с. Клементьеве Московского у. и в г. Радонеже с уездом, пошлины были подробно регламентированы по видам товаров; 19 мая 1599 г. грамота была подтверждена царем Борисом Феодоровичем (ААЭ. Т. 1. С. 445-448. 363; см. также о др. пожалованиях: ААЭ. Т. 2. С. 62. 12 (26.02.1599); С. 69-70. 19 (7.11.1601)). Троицкие суда, возившие рыбу с Волги, были освобождены от уплаты пошлин, освобождались от пошлин и соляные варницы монастыря в Балахне. В ряде грамот содержатся распоряжения о возвращении мон-рю отобранной у него слободы в Казани, владений во Владимирском, Дмитровском и Муромском уездах. Троицкий монастырь при К. не получал новых земельных пожалований, его владения не освобождались от налогов.

http://pravenc.ru/text/1840433.html

983 ...Звениграде, иже явися божественый Сава! – Савва Звенигородский (ум. в 1406 г.), ученик Сергия Радонежского; по желанию Звенигородского князя Юрия устроил близ горы Сторожевский монастырь, в котором сам настоятельствовал 30 лет. 984 ...ограда... аввы Сергиа, в нейже поживе блаженный Никонъ! – Никон Радонежский (ум. в 1426 г.), ученик Сергия Радонежского; после его смерти был игуменом Троице-Сергиева монастыря. 985 ...граде Ростове, иже в теб просиа божественый Авраамие! – Авраамий Ростовский, основатель ростовского Богоявленского монастыря. 986 ...граде Ярославле, в немже явися преподобьный Феодор с чады своими! – Князь Феодор Ярославский (ум. в 1300 г.) с сыновьями Давидом и Константином. 987 ...ограда, иже Колязина... в нейже пожыве преподобный Макарий! – Макарий (1402–1483), основал в 1459 г. Троицкий монастырь на земле Василия Коляги в Твери. 988 ...острове Соловецский, в немже пожыша... Зосима и Саватй! – Савватий (ум. 27 сентября 1435 г.) и Зосима Соловецкие, основатели монастыря на Соловецком острове в Белом море. См. их житие и комментарии к нему на с. 36–155, 756–773. 989 ...Григорий... ограду на Пелешм составлыиа! – Григорий (ум. в 1449 г.), основатель вологодского Пельшемского (Лопотовского) монастыря. 990 ...Михаилъ... иже на Клопск поживый! – Юродивый Михаил, подвизавшийся в 10–50-х гг. XV в. в Клопском Троицком монастыре, расположенном недалеко от Новгорода на реке Веряже. См. наст. изд., т. 7, с. 218–231 (Повесть о Житии Михаила Клопского). 991 ...Варламе! – Варлаам Хутынский (ум. в 1192 г.), основатель монастыря Преображения Господня на Хутыни, в 10 верстах от Новгорода. 992 ...Сава, иже составивши обитель на рец Вишер – Савва Вишерский (ум. 1 окт. 1461 г.) основал свой монастырь около 1420 г. в 7 верстах от Новгорода и показал пример столпничества. См. наст, изд., т. 12, с. 8–35, 757–758 (Житие Саввы Вишерского в составе Великих Миней Четьих). 993 ...Антоние, иже из Риму пришедый в Великий Новъ град! – Антоний Римлянин (ум. 3 августа 1147 г.), новгородский святой, основатель Антониева монастыря. См. его житие и комментарии к нему на с. 8–35, 755–756.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Можно ли спокойно петь в стихире ему...» Для всей деятельности святителя было характерно стремление к точному следованию литургическому преданию, причем точность следования означает, в первую очередь, верность смыслу. В состав богослужения входят тексты, написанные в разное время и в разных странах. Образы, навеянные жизнью пустынников Синая, не всегда применимы к пустынникам северной Фивиады (едва ли возможно петь о мучимых жарой подвижниках, живущих в северных лесах). Соотнесение текста богослужебных книг с историческими реалиями было одним из направлений работы еп. Афанасия. В частности, исправляются отдельные тексты, подчеркивающие местный характер службы прославляемого святого. В службе Антонию Римлянину словосочетание стадо твое последовательно заменяется на всех нас, всех людей и т. д. То есть молитва о конкретном месте, связанном с жизнью и подвигом прославляемого святого, и о братии конкретной обители заменяется на моление о всей Русской земле. На работу епископа Афанасия влияли и события церковной истории XX века. Для него было совершенно невозможно, совершая службу русским подвижникам, петь о благоденствии и процветании созданных этими подвижниками обителей, теперь уничтоженных и оскверненных. «На прошлой неделе, – писал владыка священнику Иосифу Потапову в мае 1955 года, – мы справляли службы, опущенные на Страстной и Пасхе. Как было петь в стихире мученику Авраамию: «О велие дарование граду Владимиру! аки богатство небесное принесошася в онь... Мощи мученика Авраамия... комуждо... во утешение». Где сии святые мощи? Сначала, выкинутые из раки, валялись беспризорные на одной из гробниц в придельном алтаре, потом оказались в музее, теперь, по-видимому, выкинуты и оттуда!.. Ужасно, ужасно... Правили мы службу святителю Нифонту. Можно ли спокойно петь в стихире ему: «Храмы молитвенные ко умножению славы Божия воздвигл еси, яже благолепно предукрасив, словесныя своя овцы, аки в небесную ограду собирал еси...»? В каком положении многочисленные храмы, построенные им? Собираются ли словесные овцы в Софийском соборе, в котором святитель Нифонт устроил новый иконостас и расписал притворы? А теперь говорят, что у нас такая свобода, какой не было при Нифонте. Завтра память святого князя Всеволода. Совершается ли собор его во Святой Софии, получившей от него новые льготы, и в построенном им Предтеченском храме, которому он также даровал льготную грамоту?» 123

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Радуйся, яко тобою посети и благослови Бог новопросвещенныя люди Новаграда; радуйся, яко тобою укрепи их в православней вере. Радуйся, истолкователю Евангельскаго учения; радуйся, наставниче и нас, во гресех живущихъ. Радуйся, неусыпный наш хранителю; радуйся, о всех верный ходатаю. Радуйся, яко твоим молением от ада свобождаемся; радуйся, яко твоим предстательством райския жизни сподобляемся. Радуйся, Антоние, великий и преславный чудотворче. Кондак 6 Словес Евангельских, еже не искати славы от человек, верный хранитель показался еси, богоблаженне Антоние, егда бо святитель Божий Никита, уведев о тебе, призва к себе, вопрошая: «кто еси, откуду и како пришелъ?» Ты ничтоже ино отвещаваше, точию кланяяся, глаголаше: «прости мя, владыко святый, грешна суща человека и странна». Мы же, чудяся толикому смирению твоему, взываем Богу: Аллилуия. Икос 6 Возсияв от Римския страны, отче наш Антоние, просветил еси чудным твоим житием землю Новгородскую, в нейже обитель сотворил еси, и храм пречуден Божией Матери создал еси. Сего ради благодаряще Отца Небеснаго, давшаго тебе толикую благодать силы Своея, к тебе, яко к теплому о нас молитвеннику, радостная воспеваем тако: Радуйся, ангельское житие нам являяй; радуйся, страсти греховныя укрощаяй. Радуйся, образе истиннаго смирения; радуйся, зерцало совершеннаго терпения. Радуйся, наставниче великий спасению; радуйся, приводяй грешных ко исправлению. Радуйся, известный исполнителю заповедей Христовыхъ; радуйся, душ немощных исцеление. Радуйся, милостыню творити научаяй; радуйся, ризы и брашна неимущим подавати повелеваяй. Радуйся, пустынниче, мирскую честь и богатство возненавидевый; радуйся, постниче, от юности Богу послуживый. Радуйся, Антоние, великий и преславный чудотворче. Кондак 7 Хотяй избран дом Духу Святому себе сотворити, потщался еси тесным и скорбным путем, ведущим в жизнь вечную, взем на рамо свое крест Христов, шествовати, еже благодатию Божиею от юности твоея непорочно совершив, достигл еси уготованнаго тебе небеснаго воздаяния, и тамо благодарственно поеши Богу: Аллилуия. Икос 7

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010