1 Светицховлоба: воспоминание о принесении в Грузию Хитона Господня, празднование Столпа Животворящего, Крещения Грузии и воздвижения патриаршего кафедрального собора Светицховели Абиатар (Авиафар), прп. и Сидония, прав., IV в. Мириан, св. груз. царь (265-342), крестивший Грузию, и его супруга св. царица Нана Мелхиседек I, свт. , католикос-патриарх Грузии, + 1033 2 Давид и Константин, князья Аргветские, великомученики, + 740 4 Евдемон I (Диасамидзе), сщмч., католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), + 1642 5 Григорий Ханцтели (Хандзтийский), прп., основатель Кларджетской пустыни и мон-рей Хандзта и Шатберди, + 861 Собор Кларджетских святителей, мучеников и преподобных отцов и жен, учеников и сподвижников прп. Григория Ханцтели (Хандзтийского), VIII-IX вв.: Амона (прп.), Андрей (прп.), Анастасия (прп.), Арсений (прп.), другой Арсений (прп.), Василий III Кларджетский, Гавриил (прп.), Георгий Зарзмский (Зарзмели), Георгий Мерчуле (прп.), Георгий Опизели (прп., 3-й настоятель мон-ря Опиза), Григорий Шатбердели (прп.), Давид (прп.), Димитрий (прп.), Епифаний Чудотворец (прп., настоятель мон-ря Хандзта), Езра (прп.), Захария (прп.), Захария Анчели (свт., еп. Анчийский, чудотворец), Зинон (прп.), Иаков (прп.), Иларион (свт., католикос Картли (Мцхетский)), Иларион Парехели (прп.), Иларион Убисели (прп.), Иоанн (мч.), Иоанн (прп.), Макарий (свт.), Макарий Опизели (прп.), Маркел (Маркелаос) (прп.), Матой (прп.), Михаил Зарзмели (прп.), Михаил Парехели (прп.), Нерсе Ишхнели (прп.), Павел (прп.), Петр (прп.), Савва Ишхнели (свт., еп. Ишханский), Самуил (прп.), Софроний Шатбердели (прп., возобновитель мон-ря Шатберди), Стефан Мтбевари (свт., еп. Тбетский), Теместия (Феместия) (прп.), Феврония (прп.), Феодор (прп.), Феодор Недзвели (прп.), Хведиос (Хведий) (прп.), Христофор (прп.), Шио (прп.) 7 Иосиф Мохеве (Хевский), прп., + 1763 13 Антоний Чкондидели, свт., митр. Чкондидский,+ 1815 г., и его ученик Иаков Чкондидели, иером., прп. 16 Зенон Икалтоели (Икалтойский), прп., один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в. 17 Иосиф Чудотворец, свт., католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), + 1764/70 19 Николай Двали, мч., пострадавший в Иерусалиме + 1314 26 Александр (Окропиридзе), свт, еп. Гурийско-Мингрельский, 1907 28 Неофит Урбнели, еп. Урбнисский, свт. VII в. 29 Серапион Зарзмели, прп., + 900 30 Иоатам (Иотам) (Зедгенидзе, Зидгинидзе), мч., + 1465 31 Собор Тбилисских мучеников (100 тыс.), + 1227/1240

http://pravoslavie.ru/41585.html

[Груз. -, букв.- «наставник наставников», «учитель учителей», от - «учение» (в значении «мировоззрение»)], «главный [верховный] наставник» (в значении «пастырь», «духовник»)], должность в Грузинской Православной Церкви. Очевидно, была учреждена с образованием Гелатской академии, основанной царем Грузии св. Давидом IV Строителем (1089-1125) при мон-ре Гелати ( Мчедлидзе. 2006. С. 6), ее ректор был утвержден в этой должности. Впервые М.-м. упоминается в хронике «Жизнь царя царей Давида» (КЦ. 1955. Т. 1. С. 357). Предположительно 1-м эту должность получил грузинский философ Иоанн Петрици , как и другие известные грузины Византии, по приглашению царя св. Давида IV приехавший из Петрицонского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря (Бачковский, ныне в Болгарии) в Гелатскую академию: в груз. рукописи трактата «О природе человека» Немесия, еп. Эмесского, есть приписка о том, что перевод был осуществлен «философом нашим Петрици в кельях Гаенати (Гелати.- Авт.)» ( Такаишвили. 1902/1904. Ркп. S 1358. Л. 266; Менабде. Очаги. 1960. Т. 1. Ч. 2. С. 535; Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 286; Мчедлидзе. 2006. С. 8-9). Значение М.-м. было чрезвычайно велико: во время царских приемов он занимал практически самое почетное место. В источниках описывается, как по приглашению мцигнобари (секретарь, нотарий) опочивальни М.-м. первым входит к царю, приветствует его поклоном, «царь тоже совершает поклон ему… выступает навстречу ему на край ковра и приветствует…» Затем, после М.-м., мцигнобари приглашал католикоса-патриарха всей Грузии и архиепископа Чкондидского (Распорядок царского двора. 1991. С. 50-51). Этот церемониал подчеркивал особое значение, к-рое отводилось высшему образованию в Грузии того периода; ректора Гелатской академии справедливо можно считать одним из наиболее значимых лиц в гос-ве после царя. По мнению акад. К. С. Кекелидзе , должность М.-м. была главной не только в академии, но вообще в сфере образования; занимавший ее человек выполнял обязанности, аналогичные функциям современного министра образования ( Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 84). Должности М.-м. и настоятеля Гелати были разграничены: в грамоте (2-я пол. XIII в.) царицы Тамар, супруги царя Давида VI Нарина, данной Гелати, упомянуты великий М.-м. Антоний и настоятель мон-ря Иоанн (ПГП. 1965. Т. 2. С. 75). По именам известны 3 М.-м.: Антоний, Савва (грамота имеретинского царя Баграта III 1519 г.) и Иларион (1484-1519; грамота пожертвований Илариона мон-рю Гелати, 1513//ПГП. 1970. Т. 3. С. 246; КЦ. 1959. Т. 2. С. 493) ( Мчедлидзе. 2006. С. 12). По мнению Б. Р. Ломинадзе, с учреждением Гелатской епархии (1-я пол. XVI в.) функции М.-м. перешли к Гелатскому архиерею ( Ломинадзе. 1955. С. 81), однако эта т. зр. представляется спорной, поскольку к этому времени Гелатская академия как высшее учебное заведение прекратила работу.

http://pravenc.ru/text/2563928.html

Церковные соборы в Западной Грузии в XVI-XVIII вв. и их борьба с работорговлей (версия для печати)/Православие.Ru Церковные соборы в Западной Грузии в XVI-XVIII вв. и их борьба с работорговлей Православие.Ru , 4 марта 2005 г. Церковные соборы в Западной Грузии, имевшие место в XVI-XVIII вв., в большинстве своём были направлены на исправление местных обычаев, несовместимых с христианской нравственностью – прежде всего, связанных с работорговлей и захватом феодалами церковных земель. С XIV века Грузия находилась в состоянии раздробленности, цари двух её частей и правители отдельных княжеств противодействовали друг другу, а порой даже воевали между собой. Вследствие внешних нестроений и внутренних неурядиц грузинские царства и княжества в первой половине XVI века обеднели и пришли в полный упадок. Царь Баграт III (1510-1565) В Грузии наступил жесточайший экономический кризис, и ввиду почти полного прекращения торговли производимыми в стране товарами и продуктами, началась продажа рабов в Турцию и Персию. Это проявилось, главным образом, в Западной Грузии при Имеретинском царе Баграте III (1510-1565) Против этой варварской практики торговли людьми и были направлены решения состоявшегося в Имеретии церковного собора. Неизвестно, где конкретно происходили заседания собора, это не указано в актах, но вероятно, что это было в столице Имеретии – Кутаиси. Также не указан год созыва собора, который можно лишь приблизительно отнести ко времени правления католикоса Евдемона I (между 1557 - 1578 годами) На соборе присутствовали: Мцхетский католикос (кто именно также неизвестно), Абхазский католикос Евдемон I, Кутаисский митрополит Симеон, Гаэнатский архиепископ Антоний, Драндский митрополит Филипп, архиепископ Цагерский Козман, архиепископ Хонский Захария, архиепископ Цаишский Кирилл, епископ Никорцминдский Иоаким, а также Чкондидский, Бедийский митрополиты и Моквский архиепископ. На этом соборе было запрещено продавать пленных, а также были осуждены: грабеж церквей и похищение икон, человекоубийство, кража, расхищение монастырских и церковных вотчин, нерадение духовенства к своему служению, нарушение законов о родстве и другие преступления против принципов христианской нравственности. Эти постановления также называются «Законы

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЦКУРСКАЯ ЕПАРХИЯ [Груз. ], входила в состав Мцхетского Католикосата Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) в период не позднее 506 г.- 2-й пол. XVII в. с кафедрой в совр. с. Ацкури (22 км севернее г. Ахалцихе, на месте античного г. Сосангети). В источнике 1-й пол. XVI в. «Архиереи и пастыри Самцхе-Саатабаго, подвластные [Мцхетскому] Католикосу» границы А. е. определены следующим образом: «Ручей между [селами] Квибиси и Кортанети, ущелье вверх их и [села] Садгери, весь Ацквери, [владения] дома Диасамидзе и [территория] за Ахалцихисцкали до Гурии» (ПГП. Т. 3. С. 244). Приблизительно так же определяет границы А. е. к кон. XVII в. географ и историк XVIII в. царевич Вахушти Багратиони (КЦ. Т. 4. С. 662). Ацкурская епархия в XIII в. Ацкурская епархия в XIII в. А. е.- одна из древнейших в структуре Грузинской Церкви. Ацкурский епископ (мацкверели) не назван среди первых 12 епископов Мцхетского Католикосата, основанного блгв. царем Вахтангом Горгасали во 2-й пол. V в. ( . С. 29), но подпись Иосифа (Адсуели), являвшегося, по мнению С. Какабадзе ( . С. 50-53) и К. С. Кекелидзе ( . ... С. 320), Ацкурским епископом, стоит под постановлениями Двинского Собора 506 г. в числе 21 подписи епископов Грузинской Церкви ( . С. 97, 161; Т. 1. Вып. 2. С. 483. Примеч. 6). Мацкверели занимал весьма почетное место среди 36 иерархов Мцхетского Католикосата: во время приема по поводу коронации царя он восседал на 5-м месте справа от него, после Католикоса Мцхетского, митр. Вел. Сомхити (Н. Картли) и архиепископов Чкондидского и Картлийского (ПГП. Т. 2. С. 48). В 1749 г. право мацкверели на это место подтвердили царь Ираклий II и Католикос-Патриарх Антоний I в особом распоряжении (Там же. Т. 3. С. 399). Среди 13 иерархов Юж. Грузии (района Самцхе-Саатабаго) мацкверели занимал 1-е место (Там же. С. 244). В книге об архиереях и пастырях Самцхе-Саатабаго Ацкурского епископа называют митрофорным.

http://pravenc.ru/text/77234.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Антон Чкондидский (Глонистависдзе), прп. - житие Антон (Антоний), архиеп. Чкондидский Грузинской Православной Церкви (XII-XIII вв.), гос. и духовный деятель, глава гос. канцелярии. Занимал должность чкондидел-мцигнобартухуцеси (главы исполнительной власти Грузинского гос-ва) с позднего периода царствования Георгия III (1156-1184), а также после восстановления в 1190 г. В том же году св. царица Тамара пожаловала ему Самтависскую епархию и с. Кисисхеви. А. как первому визирю вменили в обязанность заботу о царских мон-рях - известно, что в 1184 г. при его участии был восстановлен арм. мон-рь Агарцин на территории царского домена. Из царской грамоты 1196 г. (или 1202), где А. упомянут как ?????????????? (греч.- первый из самых почитаемых), известно, что он подвел водопровод к царскому мон-рю Шиомгвиме. Надпись мон-ря Ванис Квабеби в Джавахети 1198 г. (или 1204) гласит, что при А. было воздвигнуто ограждение названного мон-ря. С именем А. связано строительство и роспись главной церкви монастырского комплекса Кинцвиси, на ктиторской фреске к-рого он изображен с макетом церкви в руках. Предполагают, что А. изображен и на стене Колагирского пещерного мон-ря, на основании чего можно предположить, что в кон. XII в. именно под его началом произошло обновление и расширение мон-ря. В 1195 г. А. участвовал в Шамхорской битве груз. войска против полчищ азерб. атабага, предводительствуя воинам Крестом Животворящим и не прибегая к мечу. Возможно, он принимал участие и в Басианской битве 1203 г., как это отмечено в приписке к медицинскому трактату «Врачебная книга» (XIII в.), где под упомянутым чкондидел-мцигнобартухуцеси, можно предполагать, имеется в виду А. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Антон Чкондидский (Глонистависдзе), прп. " .

http://pravicon.com/info-3629

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ ЧКОНДИДСКИЙ [груз. ] (Дадиани; г. р. неизв.- 1815, Нахаребоуский мон-рь), свт. Грузинской Православной Церкви (пам. 13 окт.), митр. Чкондидский Грузинской Православной Церкви (1777-1789). Сын кн. Самегрело Отии Дадиани и Гулкан, дочери Рачинского кн. Шошиты Эристави. После смерти отца воспитывался под попечительством матери при дворе брата - кн. Самегрело Кации Дадиани. Время и место пострига неизвестны. Духовную школу прошел в Мартвильском мон-ре . Нек-рое время также обучался схоластической философии у католиков-миссионеров, но вскоре расстался с ними, сочтя их учение несовместимым с Православием. Ок. 1757 г. с целью продолжения учебы направился в Тбилиси, а затем - в Телави, где в основанной царем Ираклием II (приходившимся А. Ч. свояком) школе совершенствовал свои знания. По возвращении в Самегрело (ок. 1761) был возведен в сан епископа на Цагерскую кафедру. В 1777 г. переведен в Чкондиди с посвящением в сан митрополита (в XVII-XVIII вв. главами епархий здесь становились в основном представители господствовавшей в Самегрело фамилии Дадиани). А. Ч. прославился как красноречивый проповедник, произносящий понятные народу проповеди. В 1789 г. передал кафедру своему племяннику Виссариону (Дадиани) и удалился в основанный им Нахаребоуский мон-рь. А. Ч. оказывал помощь бедным, активно выступал против торговли пленными. Он предавал анафеме занимавшихся этим дворян, не разрешал священнослужителям посещать их дома, закрывал церкви в их селениях и запрещал все виды богослужения и треб (кроме Крещения) в их семьях. Содействовал принятию подобного решения на состоявшихся в 1792 и 1794 гг. под его председательством церковных Соборах. Эти меры во многих случаях возымели действие - виновные заботились о выкупе проданных ими в рабство людей. А. Ч. во многом способствовал прекращению распрей между Гурией и Самегрело. В 1788 г. добился освобождения церковных владений от налогов и возврата церковных земель Мартвильскому, Нахаребоускому и Саирмскому мон-рям . По инициативе А. Ч. Филип Каитмазашвили осуществил переводы с арм. «Книги богословия Альфреда Мудрого» и «Великой логики», к-рые А. Ч. отредактировал. Мощи А. Ч. покоятся под спудом в Нахаребоуском мон-ре. Соч.: /. . , 1898. Лит.: . -// . , 1980. Т. 1. С. 391-395. Б. Кудава Рубрики: Ключевые слова: ДОСИФЕЙ (Церетели), сщмч. (пам. груз. 6 марта) Грузинской Православной Церкви , местоблюститель Абхазского (Западногрузинского) католикоса (1795-1814), митр. Кутаисский (4 авг. 1781-1820) ДОСИФЕЙ ТБИЛЕЛИ сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 12 сент.), митр. Тбилисский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата ГПЦ († 1795)

http://pravenc.ru/text/116116.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства АНТИПА (Кириллов Антон Петрович; 1870 – 1938), иером., прмч. (пам. 22 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Рязанских святых) АНТИПИН (Самоварников; 2-я пол. XIX в.-1918) Андрей Алексеевич, глава всероссийского об-ва старообрядцев-беспоповцев спасова согласия АНТОН (Глонистависдзе), архиеп. Чкондидский Грузинской Правосл. Церкви, гос. и духовн. деятель, глава гос. канцелярии,( XII-XIII в.) АНТОНЕЛЛИ Джакомо (1806-1876), кардинал (с 1847), католич. церковно-политич. деятель периода объединения Италии АНТОНЕНКО Георгий Карпович (1879-1958), архидиак. Святейших Патриархов Московских и всея Руси Сергия (Страгородского) и Алексия I (Симанского) АНТОНИЙ (Паканич Иван Иванович; род. 25 08. 1967 г.), архиепископ Бористольский, первый викарий Киевской епархии АНТОНИЙ (нач. 20-х гг. XVI в. - 1588), еп. Вологодский и Великопермский , свт. (пам. 26 окт., в Соборе Вологодских святых и в Соборе Смоленских святых) АНТОНИЙ (Стаховский; 60-е гг. XVII в.-1740 г.), митр. Тобольский и всея Сибири, свт. (пам. 27 марта, 10 июня) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) АНТОНИЙ († нач. XVIII в.), схим. из скита Езеру (Рымникская епископия Румын. Пр. Ц.), прп. (пам. 23 нояб.) АНТОНИЙ (Путилов; 1795-1865), прп. Оптинский (пам. 7 авг., в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АНТОНИЙ (Панкеев; 1892-1938), еп. Белгородский, сщмч. (пам. 19 мая, в Соборе Курских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНТОНИЙ (Арапов; 1880-1919), игум., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНТОНИЙ (Корж; 1888-1937), иеродиакон, прмч. (1 марта и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНТОНИЙ (Чирков; 1868-1930), иером., прмч. (пам. 14 янв., в Соборе Казанских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/121236_23.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ IV (Мирианисдзе), католикос-патриарх всей Грузии (1178-1187). Занимал престол после католикоса-патриарха Николая I (Гулаберисдзе; 50-е гг. XII в.- 1178), к-рый «из-за скромности своей отрекся от трона католикоса» и уехал в Иерусалим ( Василий Эзосмодзгвари . 1959. С. 117). После воцарения в Грузии св. Тамары М. «благодаря коварству некоторых царских сановников... отобрал» у архиеп. Чкондидского Антона (Глонистависдзе) должность мцигнобартухуцеси (главного везира) и Чкондидскую кафедру, а также присвоил Самтависскую и Ацкурскую кафедры Грузинской Церкви. Очевидно, М. был противником единоличной царской власти; св. Тамара пыталась отстранить его от управления Церковью и созвала в 1184 г. Церковный Собор, на к-ром вместе с еп. Кутаисским Антонием (Сагирисдзе) председательствовал вернувшийся на родину Николай I (Гулаберисдзе). М. на Соборе отсутствовал, т. к. «Николай и Антоний... не пожелали, чтобы в их среде пребывал тогдашний Картлийский католикос, потому что он стал допускать вещи, совсем искажавшие церковные правила, сумел коварством получить от Господа власть архиепископа Чкондидского и архиепископа Ацкурского, также и мцигнобартухуцеси». Участники Собора не смогли отстранить М., «хотя и много потрудились»; однако им удалось сменить неск. недостойных епископов и «вместо них посадили Божьих людей, кроме того на Соборе исправили и некоторые церковные правила, которые были искажены людьми, пренебрегавшими порядком» ( Василий Эзосмодзгвари. 2008. С. 304-305). М. не пользовался любовью и авторитетом среди паствы, летописец отмечает, что его смерть не вызвала жалости: «Никто из-за него не предавался горю, ни великий, ни малый, потому что все презирали его» (Там же. С. 306-307). Архиеп. Антон (Глонистависдзе) был восстановлен в должности чкондидел-мцигнобартухуцеси, на патриарший престол взошел Феодор II (1188-1204/05). Ист.: История и восхваление венценосцев//КЦ. 1959. Т. 2. C. 1-114; Василий Эзосмодзгвари. Жизнь царицы цариц Тамар//Там же. C. 115-150; он же. То же//Картлис Цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 303-330. Лит.: Абашидзе З. Микел IV//Католикосы-патриархи Грузии. Тб., 2000. С. 52-53 (на груз. яз.). З. Абашидзе Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788)

http://pravenc.ru/text/2563694.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАБАШВИЛИ [груз. ] Закария [Захарий Николаевич] (1707-1783), груз. церковный деятель. Род. в семье священнослужителя, получил теологическое и философское образование. Рукоположен во иерея в Дманиси. С 1746 г. духовник и советник царя Теймураза II, возведенного на престол по правосл. обряду. Г. возглавлял традиц. крыло в Грузинской Церкви, находился в конфронтации с Католикосом-Патриархом Антонием I (Багратиони) , к-рый покровительствовал миссионерской деятельности католиков. В политических кругах Грузии надеялись на поддержку Рима и Французского королевства против мусульм. окружения. По инициативе Г. Антоний I в 1755 г. был низложен. После смерти царя Теймураза II Католикосом-Патриархом Грузии в 1764 г. вновь становится Антоний, начавший преследования Г. 18 окт. 1764 г. Собор груз. духовенства осудил деятельность Г., лишил его духовного сана и выдворил из страны. В 1767 г. Г. с целью найти поддержку и реабилитироваться в глазах церковной власти предпринял поездку в Кизляр - главный политический, экономический и культурный центр юга России в XVIII в., где с 1735 г. обосновалась груз. колония и где с 1746 г. в Крестовоздвиженском мон-ре подвизался свт. Иоанн Манглисский. Затем Г. отправился в Астрахань к еп. Мефодию и в С.-Петербург, где он представил на суд Святейшего Синода РПЦ соч. в 6 ч. «Помыслы» (Кекел. H-1228). 7 июня 1770 г. Синод оправдал Г. Постановление подписали С.-Петербургский архиеп. Гавриил (Петров), Тверской еп. Гавриил (Кременецкий) и архим. Троице-Сергиевой лавры Платон (Левшин). Г. похоронен в Гелатском мон-ре. Лит.: Хаханов А. С. Очерки по истории груз. словесности. М., 1901. Вып. 3: Лит. XIII-XVIII вв.; ., . . , 1958. Т. 1. М. Кавтария Рубрики: Ключевые слова: АНТОН (Глонистависдзе), архиеп. Чкондидский Грузинской Правосл. Церкви, гос. и духовн. деятель, глава гос. канцелярии,( XII-XIII в.) АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788)

http://pravenc.ru/text/161195.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН VI католикос-патриарх всей Грузии (1-я четв. XII в.). Патриарший престол занял после смерти католикоса-патриарха Василия III (1090-1100). Современник груз. царя св. Давида IV Строителя (1089-1125), активно поддерживал его политику, направленную на окончательное объединение Грузии и усиление монархии. И. и архиеп. Чкондидский Георгий возглавляли Руис-Урбнисский Собор Грузинской Православной Церкви (1104 или 1105, 1106); в «Уложении» Собора И. назван «вседостойнейшим архиепископом-католикосом и великим патриархом всей Грузии» (Уложение. 1978. С. 184). И. неск. раз упомянут в «Завещании» св. царя Давида IV мон-рю Шиомгвиме (1123/24). Так, царь просит своего сына царевича Димитрия I (см. Дамиан-Димитрий ), в случае если он не доживет до окончания работ по облицовке и росписи возведенной в 1123 г. шиомгвимской ц. Успения Пресв. Богородицы, совершить освящение храма «руками» И. в присутствии всех епископов Вост. и Зап. Грузии (Корпус. 1984. С. 55). Царь также подтвердил дарованные до этого И. мон-рю Шиомгвиме привилегии: судебный иммунитет и неприкосновенность прав мон-ря на владение селами, землями и т. д. (Завещание. 2001. С. 36). И. вместе с другими грузинскими епископами и монахами принимал участие в диспуте с армянскими монофизитами (Житие. 1955. Т. 1. С. 356-357). Его имя упоминается в грамоте царя Грузии Георгия III, данной мон-рю Шиомгвиме в 1170 г. (Корпус. 1984. С. 68). Ист.: Житие царя царей Давида//КЦ. 1955. Т. 1. С. 356-357; Корпус груз. ист. док-тов/Ред.: Т. Енукидзе, В. Силогава и др. Тбилиси, 1984. Т. 1: Груз. ист. док-ты IX-XIII вв. С. 55, 68 (на груз. яз.); Уложение Руис-Урбнисского Собора/Ред.: Э. Габидзашвили. Тбилиси, 1978. С. 178 (на груз. яз.); Завещание царя Давида Строителя Шиомгвимской лавре/Ред.: А. Гоголадзе. Тбилиси, 2001. С. 36 (на груз. яз.). Лит.: Абашидзе З. Иоане VI//Католикосы-патриархи Грузии. Тбилиси, 2000. С. 48-49 (на груз. яз.). З. Абашидзе Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788)

http://pravenc.ru/text/469658.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010