апостолов Петра и Павла 1-й и 2-й степени, которые были вручены ему Патриархом Антиохийским Александром III (Таханом) . Е. также имел награды Александрийского Патриархата, РПЦ, ГПЦ, БПЦ, Чехословацкой Церкви; был представлен к ордену Трудового Красного Знамени (окт. 1966). Е. преставился в день Благовещения Пресв. Богородицы. Похоронен в Тбилисском Сиони. Личный фонд Католикоса-Патриарха хранится в Архиве ГПЦ. Соч.: Мелхиседек, Католикос-Патриарх всей Грузии, Ефрем (Сидамонидзе), митр. Батумский и Чкондидский, Гавриил (Огородников), митр. Кутаисский и Гаенатский, Антоний (Гигинеишвили), митр. Сухумо-Абхазский. От Грузинской Православной Церкви [соболезнование в связи с трагическими событиями в Стамбуле]//ЖМП. 1955. 10. С. 3; Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию [извещение о кончине Предстоятеля Грузинской Православной Церкви Святейшего Католикоса-Патриарха Мелхиседека III]//Там же. 1960. 2. С. 25; Его Высокопреосвященству Николаю, митр. Крутицкому и Коломенскому [извещение о кончине Предстоятеля Грузинской Православной Церкви Святейшего Католикоса-Патриарха Мелхиседека III]//Там же. С. 26; Известительная грамота Святейшему Алексию, Патриарху Московскому и всея Руси//Там же. 5. С. 18-19; Речь на христианской мирной конференции в Праге//Там же. 10. С. 24-26; Святейшему Алексию, Патриарху Московскому и всея Руси [поздравление с праздником Пасхи]//Там же. 1961. 5. С. 3-4; Приветственное слово [Всемирному Общехристианскому конгрессу в защиту мира]//Там же. С. 35-36; Святейшему Алексию, Патриарху Московскому и всея Руси [поздравление с Рождеством Христовым]//Там же. 1962. 2. С. 4-5; Святейшему Алексию, Патриарху Московскому и всея Руси [поздравление с праздником Пасхи]//Там же. 6. С. 6; Приветственная речь на торжественном акте в МДА, посвященном 50-летию архиерейского служения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия//Там же. 1963. Юбил. вып. С. 25-27; Надгробное слово [на похоронах Патриарха Алексия]//Там же. 1970. 6. С. 33-48 (ил.), 49-50; Приветствие Святейшему Патриарху Пимену на интронизации//Там же.

http://pravenc.ru/text/182141.html

За смертью преосвященных двух последних епархий – митрополита Иоанна и епископа Григория, епархии их были присоединены к Чкондидской, коею управлял вышеозначенный митрополит Виссарион Чкондидели, происходивший из рода владетельных мингрельских князей и которая 23 июня 1829 года переименована в Мингрельскую, с кафедрою в мартвильском Успенском соборе, построенном в 1015 году. После смерти Виссариона в 1828 году, Мингрельскою епархией управляли следующие архипастыри: 1) митрополит Давид (князь Церетели), из митрополитов Ниноцминдских, с 30 мая 1829 года, уволен 8 июня 1834 года, а 7 августа 1843 года вновь назначен митрополитом Имеретинским. 2) Епископ Георгий (Кухалашвили), хиротонисанный из архимандритов Саирмского монастыря 19 мая 1835 года, скончался 2 апреля 1842 года. 3) Антоний (князь Дадиани), хиротонисанный из архимандритов Цагерского монастыря 14 февраля 1843 года, умер 9 декабря 1852 года. 4) Захарий (князь Дгебуадзе), хиротонисанный из архимандритов Цаишского монастыря 4 октября 1854 года. 5) Феофан (Габуния), хиротонисанный из архимандритов Гелатского монастыря 8 сентября 1854 года, скончался 1 июня 1859 года. 6) Геронтий (Папиташвили), из епископов Абхазских, с 16 апреля 1859 года; с 19 мая 1862 года епископ Горийский. 7) Виссарион (князь Чичуа), хиротонисанный из архимандритов Хобского монастыря 1 января 1863 года, умер 13 января 1865 года. 8) Тарами (Тариели Элиава), хиротонисанный из архимандритов Цагерского монастыря 30 августа 1865 г., скончался 4 января 1871 года. Затем, по высочайше утвержденному 16 мая 1874 года докладу Святейшего Синода, вследствие присоединения Мингрельского владения к Кутаисской губернии и незначительности его населения, самостоятельная архиерейская кафедра в Мингрелии упразднена и присоединена к Имеретинской кафедре и в то же время при последней учреждено викариатство с присвоением викарию наименования епископа Мингрельского и с назначением ему местопребывания в архиерейском помещении при мингрельском Успенском соборе. На содержание его назначено по 1500 р. в год из сумм мингрельского церковного казначейства, отпускавшихся раньше Мингрельскому преосвященному, а также предоставлено викарию пользоваться доходами с угодий, принадлежавших мингрельскому архиерейскому дому 68 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

18 сент. 1918 г. скончался митр. Кутаисско-Гаенатский Антоний (Гиоргадзе) . На овдовевшую кафедру было 3 претендента: еп. Урбнисский Давид (Качахидзе), архим. Николай (Наморадзе) и архим. Назарий. Священноначалие проголосовало за архим. Назария. 16 нояб. 1918 г. в кафедральном соборе Тифлисский Сиони состоялось его наречение во архиерея, 17 нояб. в мцхетском кафедральном соборе Светицховели митр. Тифлисским Леонидом (Окропиридзе ; католикос-патриарх всей Грузии в 1918-1921), митр. Чкондидским исп. Амвросием (Хелаей ; католикос-патриарх всей Грузии в 1921-1927), еп. Цилканским Георгием (Аладашвили) и еп. Алавердским Пирром (Окропиридзе) был хиротонисан во епископа Кутаисско-Гаенатского и в тот же день возведен в сан митрополита ( Асатиани. 1995. С. 7). В 1919 г. митр. Назарий вместе с причтом кутаисского кафедрального собора во имя св. кн. Александра Невского совершил архипастырскую поездку по Кутаисско-Гаенатской епархии : 1 окт. 1919 г. побывал в Окрибском благочинническом округе, 1 нояб.- в Свирском, 11 нояб.- в Чунешском округах. Митрополит читал много проповедей, выслушивал людей, часто ему приходилось поздним вечером посещать церкви, и народ с зажженными свечами ждал его и не расходился, желая получить благословение владыки. 7 дек. 1919 г. на епархиальном собрании в Кутаисе, открытом митр. Назарием, был основан Кружок любителей грузинского церковного пения (Чвени квекана (Наша страна). 1919. 175. С. 4; 200. С. 4; 224. С. 3). 1-7 сент. 1921 г. митр. Назарий участвовал в 3-м Церковном Соборе ГПЦ, прошедшем в Гелати, на к-ром рассматривалась его кандидатура и кандидатура Сухумско-Абхазского митр. исп. Амвросия (Хелаи) на престол католикоса-патриарха. В Соборе участвовали 108 чел., по результатам тайного голосования исп. Амвросий собрал 67 голосов за и 41 против, а митр. Назарий - 54 за и 54 против (Архив Груз. Патриархии. Оп. 1. Д. 6478. Л. 51). 24 окт. 1921 г. митр. Назарий под предлогом отсутствия у него документов, удостоверяющих личность, был задержан гражданскими властями на железнодорожной станции в Кутаисе.

http://pravenc.ru/text/2564632.html

11) Созданный общеправославный секретариат Великого и Святого собора является нефункциональным, поскольку ему не предоставлено права принятия решений. Грузинская Церковь и другие Церкви по этому поводу неоднократно зафиксировали свой протест. Всем хорошо известна конструктивная позиция Грузинской Церкви в деле подготовки Великого и Святого собора. В целях проведения собора в назначенные сроки, в январе 2016 года, во время встречи глав Православных Церквей, мы сняли с повестки дня и отложили для позднейшего обсуждения вопрос «О диптихах», имеющий для нас огромное значение (как определявший очерёдность Грузинской Церкви), а также оценку проведённых диалогов Православной Церкви с теми или иными конфессиями. Получилось же так, что наша уступчивость, за которую нас критиковали в лоне нашей же Церкви, не возымела результатов, поскольку цели проведения собора и его главные принципы всё-таки оказались незащищены». Его Святейшество предоставил возможность высказать своё мнение и другим архиереям. Состоялось обсуждение. Слово взяли: митрополит Мровельский и Урбнельский Иов (Акиашвили), митрополит Батумский и Кобулетский Димитрий (Шиолашвили), митрополит Ахалкалакский и Кумурдойский Николай (Пачуашвили), митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим (Шарашенидзе), митрополит Чкондидский Пётр (Цаава), митрополит Руставский Иоанн (Гамрекели), митрополит Потийский и Хобский Григорий (Бербичашвили), епископ Бодбийский Иаков (Иакобашвили), епископ Самтависский и Каспский Дамиан (Хупения), митрополит Ахалцихский и Тао-Кларджетский Феодор (Чуадзе), архиепископ Схалтский Спиридон (Абуладзе), митрополит Амба Алавердский Давид (Махарадзе), митрополит Ванский и Багдадский Антоний (Булухия), митрополит Сачхерский и Чиатурский Даниил (Датуашвили), митрополит Хонский и Самтредский Савва (Гогиберия), епископ Североамериканский и Канадский Савва (Инцкирвели). Невзирая на разногласия во мнениях, основная позиция проявилась в том, что существующие проблемы возможно искоренить активной работой. Поэтому мы, вместе с другими Церквами, также просим о переносе собора, пока не будет достигнуто всеобщее единство.

http://pravoslavie.ru/94224.html

Священный Синод Грузинской Православной Церкви HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Священный Синод Грузинской Православной Церкви Священный Синод Грузинской Православной Церкви Председатель Священного Синода: Святейший и Блаженнейший ИЛИЯ II, архиепископ Мцхетский и Тбилисский, Католикос-Патриарх всея Грузии . Члены Священного Синода: 1. Афанасий (Чахвашвили), митрополит Руставский и Марнеульский 2. Каллистрат (Маргалиташвили), митрополит Кутаисский и Гаэнатский 3. Анания (Джапаридзе), митрополит Манглисский и Цалкский 4. Георгий ( Шаламберидзе), митрополит Ткибульский и Терджельский 5. Иов (Акиашвили), митрополит Руисс-Урбнисский 6. Даниил (Датуашвили), митрополит Цхум-Абхазский 7. Давид (Махарадзе), митрополит Авва Алавердский 8. Авраам (Гармелиа), митрополит Западно-Европейский 9. Сергей (Чекуришвили), митрополит Некресский и Еретский 10. Иосиф (Киквадзе), митрополит Шемокмедский 11. Исаия (Чантуриа), митрополит Никозский и Цхинвальский 12. Елисей (Джохадзе), митрополит Никорцминдский 13. Григорий (Бербичашвили), митрополит Потийский и Хобский 14. Николай (Пачуашвили), митрополит Ахалкалакский и Кумурдский 15. Феодор (Чуадзе), митрополит Ахалцихский и Тао-Кларджетский. Первый хорепископ Каталикоса-Патриарха. 16. Савва (Гигибериа), митрополит Хонский и Самтредский 17. Дмитрий (Шиолашвили), митрополит Батумский и Лазетский ( Лазский) 18. Герасим (Шарашенидзе), митрополит Зугдидский и Цаишский 19. Фадей (Иорамашвили), архиепископ Тианетский и Пшав-Хевсуретский 20. Вахтанг (Ахвледиани), архиепископ Маргветский 21. Зосим (Шиошвили), архиепископ Цилканский и Душетский 22. Серафим (Джоджуа), архиепископ Борджомский и Бакурианский 23. Антоний (Булухиа), архиепископ Ванский и Багдатский 24. Давид (Тикарадзе), архиепископ Бодбийский 25. Андрей (Гвазава), архиепископ Самтависский и Горийский 26. Петр (Цаава), архиепископ Чкондидский 27. Стефан (Калаиджишвили), епископ Цагерский и Лентехский 28. Иларион (Китиашвили), епископ Местийский и Верхне-Сванетский 29. Евфимий (Лежава), епископ Гурджаанский и Велисцихский 30. Лука (Ломидзе ), епископ Ниноцминдский и Сагареджейский 31. Зенон (Иараджули), епископ Дманисский и Лоре-Таширский 32. Егудииль (Табатадзе), епископ Стефанцминдский и Хевский 33. Шио (Муджири), епископ Сенакский и Чкороцкуский 34.Спиридон (Абуладзе), епископ Схалтский 35. Ефрем (Гамрекелидзе), епископ Болнисский 36. Иоанн (Гамрекели), епископ Цуртавский. Второй хорепископ Каталикоса-Патриарха. Также в этом разделе

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Антоний Чкондидский, современник Тамары, воспитывался в Давид- Гареджийской пустыне, потом управлял Чкондидской епархией в Мингрелии и был на соборе, созванном в Мцхете по повелению царицы; провёл последние дни своей жизни в Шио-мгвимской обители, где и умер. Uakob I Шемокмедский, по фамилии Думбадзе, обучался в Трапезонде и в 1682 г. поставлен епископом Шемокмедской епархии, в Гурии, по благословению Имеретинского Католикоса Давида. С 1687 он начал путешествовать, посетил Запад, и в Риме был принят с большой честью Папой Иннокентием XII и кардиналами, которые убеждали его содействовать подчинению Гурии Западной Церкви и внести в неё латинизм. Но ничто не могло поколебать поборника православия, и Иаков согласился взять с собой в Имеретию только семь миссионеров, с письмами и подарками к царю и католикосу. К сожалению, приезд миссионеров имел опасные последствия: они всячески старались распространить своё учение. Иаков вступил с ними в борьбу, исходом которой было изгнание чужеземцев из пределов Имеретии. Под старость Иаков посетил Афон и Иерусалим, где и скончался. Его сочинения: «Слово», в стихах, о ложности Магометанской религии, написанное по просьбе царя Георгия XII (он же Шах-Наоз II, царствовал 1675–88). «Притча о семи таинствах Восточной Церкви», в стихах. В Гурийской Шемокмедской церкви находится икона Спасителя в богатой ризе, со следующей надписью: «Непреложный образ Спаса! спаси преосвященного Шемокмедского митрополита Иакова Думбадзе, пожертвовавшего многоценное...» Николай Руставский, из князей Черкезовых, умер в 1729 году. Написал канон в честь Св. Додо 15 и много проповедей, из которых ни одна не сохранились до наших времён. Николай Мровельский, Орбелиани, жил во время Вахтанга II и принимал деятельное участие в издании церковных книг; умер в 1725 г. Его сочинения: «О семи смертных грехах и семи главных, добродетелях»; «Пасхалия на 532 года», которая потом исправлена царем Вахтангом и сыном его Бакаром и приложена к Грузинской Библии , напечатанной в Москве в 1743 году 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

de la G., I, 370). Он же, судя по надписи на башне при Убисской церкви в Шоропанском уезде, осмотренной во время этого путешествия, является, под годом 1141, при сыне Давиде Возобновителя Димитрия (1125–1154), строителем означенной Убисской церкви 7 . Чкондидели названы так от Чкондидского храма, ныне Мартвили, который был основан в одно время вместе с его епископскою кафедрою при абхазском царе Георгии II, умершем в 955 г. (Н. de la G., I, 278; II, I livr., 641), и с того времени они, при династии абхазо-карталинских царей, постоянно занимали самый высший пост после католикоса. Чкондидели именуется в письменных памятниках Грузии главою письмоводителей, первым докладчиком царя и ходатаем за вдов и сирот. Кроме того, Чкондидели Антоний, как показывает один акт Шио-Мгвимской пустыни за время царицы Тамары, титулуется протипертимосом; daprès Ducange, говорит покойный Броссе, περτμος etant un titre des métropolites, on voit par l que ce titulaire de Dchgondid ètait regardé comme le premier métropolites géorgines (Voyage archéol. I. Rapp., 45). 11. Ацхурская Икона Божией Матери в Гелати 3 . Икона Божией Матери, называемая Ацхурская, живописная, с Младенцем на левой руке, по образу Богородицы Одигитрии, в серебряном, чеканном и позолоченном окладе, нового письма и нового устроения, заключена в большой складень, с двумя покрывающими створками, в типе и манере иконы Анчисхатской (см. ниже). Вышина складня 1 м. 48 см, ширина 1,42 м. и среднее тябло в ширину 0,72. Складень крыт серебром и весь чеканен, но в разное время, а именно, судя по одной грузинской надписи, при имеретинском царе Георгии III (1605–1639), по другой, украшен серебряным окладом при царе Соломоне I (†1780) в 1774 году 8 . Но эта позднейшая часть складня есть только среднее тябло (кроме щипца), надпись на левой стороне и ниже изображение Богородицы с предстоящими и надписью внизу на правой створке. Напротив того, мелкие сцены на створках древнее всей остальной иконы и носят на себе характер лучшего времени, не позже XIV века.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

НОЯБРЬ 3 Николай Мнатоби, прп., +1308 4 Иоанн, Стефан и Исаия Грузины (Иерусалимские), прп., + 846 10 Колесование вмч. Георгия Победоносца, + 303 Константи-Кахи, кн., вмч., + 852 17 Гоброн-Михаил и 133 воина, пострадавшие с ним, + 914 г. 19 Иларион Грузин (Картвели), прп., + 875 г. 23 Григорий (Перадзе), сщмч. архим., теолог, + 1942 г. 29 Авив Некресели (Некресский), прп., один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в. 30 Вахтанг Горгасали, св. царь Картли, +502 Петр I, свт., 1-й католикос Картли (Мцхетский), V в. Самуил I, свт. католикос Картли (Мцхетский), V в. ДЕКАБРЬ 2 Иессей (Иесе) Цилкнели, свт., еп. Цилканский, один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в. 10 Вахтанг III Тавдадебули (Самопожертвователь) царь-мч., + 1302/08 11 Собор святых ГПЦ 12 Иоанн Зедазнели, прпмч., IX в. 19 Георгий и Савва Хахулели (Хахульские), братья, прпп., сер. XI в. 21 Макарий Хахулели (Постник), прп., настоятель мон-ря Хахули, XI в. 27 Стефан Хирсели (Хирсский), один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, прп., VI в. 31 Сабиана, прп., игумения, воспитательница вмч. Георгия и его сестры Феклы ЯНВАРЬ 2 Георгий Ивериели, мч. + 1770/1777 3 Иоанн Чкондидели, архиеп. Чкондидский, + XI в. Евфимий Такаишвили, прав., историк + 1953 4 Шио Мгвимели и его ученики и сподвижники Евагрий Шиомгвимский и Илия Диакон, прпп., VI в. 8 Або Тбилели, мч., VIII в. 14 Нина, св. равноап., Просветительница Грузии, + 335 15 Саломея Уджармская и Перожавра Сивнийская, прав., IV в. 18 Алексий (Шушания), прп., иером. + 1923 Ефрем Мцире (Малый, Философ), прп., игум. Кастанского мон-ря, богослов, филолог, XI в. 19 Антоний Марткопели (Марткопский), прп., столпник, один из Сирийских отцов, сер. VI в. 20 Евфимий (Кереселидзе), исп., игум., (в святцах РПЦ - 19 янв.), + 1944 25 Гавриил (Кикодзе), свт., еп. Имеретинский, + 1896 26 Давид (III) IV Строитель (Возобновитель, Агмашенебели), св. царь единой Грузии, + 1125 29 Ашот Куропалат, св. царь, + 829 31 Тамара (Тамар), св. царица единой Грузии, + 1213

http://pravoslavie.ru/41585.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЦКУРСКАЯ ЕПАРХИЯ [Груз. ], входила в состав Мцхетского Католикосата Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) в период не позднее 506 г.- 2-й пол. XVII в. с кафедрой в совр. с. Ацкури (22 км севернее г. Ахалцихе, на месте античного г. Сосангети). В источнике 1-й пол. XVI в. «Архиереи и пастыри Самцхе-Саатабаго, подвластные [Мцхетскому] Католикосу» границы А. е. определены следующим образом: «Ручей между [селами] Квибиси и Кортанети, ущелье вверх их и [села] Садгери, весь Ацквери, [владения] дома Диасамидзе и [территория] за Ахалцихисцкали до Гурии» (ПГП. Т. 3. С. 244). Приблизительно так же определяет границы А. е. к кон. XVII в. географ и историк XVIII в. царевич Вахушти Багратиони (КЦ. Т. 4. С. 662). Ацкурская епархия в XIII в. Ацкурская епархия в XIII в. А. е.- одна из древнейших в структуре Грузинской Церкви. Ацкурский епископ (мацкверели) не назван среди первых 12 епископов Мцхетского Католикосата, основанного блгв. царем Вахтангом Горгасали во 2-й пол. V в. ( . С. 29), но подпись Иосифа (Адсуели), являвшегося, по мнению С. Какабадзе ( . С. 50-53) и К. С. Кекелидзе ( . ... С. 320), Ацкурским епископом, стоит под постановлениями Двинского Собора 506 г. в числе 21 подписи епископов Грузинской Церкви ( . С. 97, 161; Т. 1. Вып. 2. С. 483. Примеч. 6). Мацкверели занимал весьма почетное место среди 36 иерархов Мцхетского Католикосата: во время приема по поводу коронации царя он восседал на 5-м месте справа от него, после Католикоса Мцхетского, митр. Вел. Сомхити (Н. Картли) и архиепископов Чкондидского и Картлийского (ПГП. Т. 2. С. 48). В 1749 г. право мацкверели на это место подтвердили царь Ираклий II и Католикос-Патриарх Антоний I в особом распоряжении (Там же. Т. 3. С. 399). Среди 13 иерархов Юж. Грузии (района Самцхе-Саатабаго) мацкверели занимал 1-е место (Там же. С. 244). В книге об архиереях и пастырях Самцхе-Саатабаго Ацкурского епископа называют митрофорным.

http://pravenc.ru/text/77234.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН VI католикос-патриарх всей Грузии (1-я четв. XII в.). Патриарший престол занял после смерти католикоса-патриарха Василия III (1090-1100). Современник груз. царя св. Давида IV Строителя (1089-1125), активно поддерживал его политику, направленную на окончательное объединение Грузии и усиление монархии. И. и архиеп. Чкондидский Георгий возглавляли Руис-Урбнисский Собор Грузинской Православной Церкви (1104 или 1105, 1106); в «Уложении» Собора И. назван «вседостойнейшим архиепископом-католикосом и великим патриархом всей Грузии» (Уложение. 1978. С. 184). И. неск. раз упомянут в «Завещании» св. царя Давида IV мон-рю Шиомгвиме (1123/24). Так, царь просит своего сына царевича Димитрия I (см. Дамиан-Димитрий ), в случае если он не доживет до окончания работ по облицовке и росписи возведенной в 1123 г. шиомгвимской ц. Успения Пресв. Богородицы, совершить освящение храма «руками» И. в присутствии всех епископов Вост. и Зап. Грузии (Корпус. 1984. С. 55). Царь также подтвердил дарованные до этого И. мон-рю Шиомгвиме привилегии: судебный иммунитет и неприкосновенность прав мон-ря на владение селами, землями и т. д. (Завещание. 2001. С. 36). И. вместе с другими грузинскими епископами и монахами принимал участие в диспуте с армянскими монофизитами (Житие. 1955. Т. 1. С. 356-357). Его имя упоминается в грамоте царя Грузии Георгия III, данной мон-рю Шиомгвиме в 1170 г. (Корпус. 1984. С. 68). Ист.: Житие царя царей Давида//КЦ. 1955. Т. 1. С. 356-357; Корпус груз. ист. док-тов/Ред.: Т. Енукидзе, В. Силогава и др. Тбилиси, 1984. Т. 1: Груз. ист. док-ты IX-XIII вв. С. 55, 68 (на груз. яз.); Уложение Руис-Урбнисского Собора/Ред.: Э. Габидзашвили. Тбилиси, 1978. С. 178 (на груз. яз.); Завещание царя Давида Строителя Шиомгвимской лавре/Ред.: А. Гоголадзе. Тбилиси, 2001. С. 36 (на груз. яз.). Лит.: Абашидзе З. Иоане VI//Католикосы-патриархи Грузии. Тбилиси, 2000. С. 48-49 (на груз. яз.). З. Абашидзе Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788)

http://pravenc.ru/text/469658.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010