К нач. XIX в. Абхазский (Западногрузинский) Католикосат официально не был упразднен. После отъезда в 1789 г. с дипломатической миссией из Имерети в Россию последнего Абхазского католикоса Максима II (Абашидзе) Церковью в Зап. Грузии управлял местоблюститель католикоса Кутаисский митр. Досифей (Церетели) . С присоединением нек-рых областей Зап. Грузии к России епархии, расположенные на этой территории, с 1814 г. номинально были подвластны Грузино-Имеретинской синодальной конторе. К этому времени в Зап. Грузии существовало 10 епархий (Кутаисская, Гелатская, Хонская, Никорцминдская, Цагерская, Цаишская, Чкондидская, Бедийская, Шемокмедская, Джуматская), 4 из к-рых было в Имерети. По сведениям Никорцминдского архиеп. Софрония (Цулукидзе), в Имерети было 15 мон-рей и 618 действующих церквей, и, как и ранее в Вост. Грузии, мон-ри и церкви владели землями, пастбищами, виноградниками, садами и проч. угодьями (АКавАК. Т. 6. С. 419). 28 дек. 1818 г. имп. Александр I утвердил представленный в Святейший Синод проект, по к-рому в Имерети, Гурии и Мегрелии (Мингрелии) должно было остаться по 1 епархии, а Грузино-Имеретинской синодальной конторе надлежало провести опись всего церковного имущества и сократить численность духовенства (Там же. С. 418-419). В июне 1819 г. митр. Феофилакт, решительно устанавливавший новые порядки в Зап. Грузии, направил в Имерети сотрудников синодальной конторы, к-рые без разъяснений и предъявления разрешения имеретинских епископов начали закрывать церкви, сокращать число приходов, изгонять священников и объявлять народу о замене натуральных налогов денежными. Вскоре в Имерети приехал и экзарх, чтобы руководить реорганизацией на месте. По описанию ген. А. П. Ермолова , «перемены сии были частию необходимы, ибо духовенство было в числе чрезмерном, церкви в бедности и потому без приличного благолепия, доходы без определительности, употребление оных без ясной отчетности…». Ермолов писал, что он «митрополита Феофилакта не раз предупреждал... что нельзя приступить к равным переменам как по Грузии (имеется в виду Вост. Грузия.- З. А.), так и по Имеретии, ибо в сей последней по недавней ее независимости власти не в полном действии и им не полное оказывается повиновение, и что простой народ, в состоянии несравненно большего невежества, нежели в Грузии, легко может быть возбужден к беспокойствам, и надобно будет прибегать к мерам крайним для укрощения».

http://pravenc.ru/text/168201.html

В результате этих войн усилилась династия правителей Абазгии – Западной Грузии. Это способствовало объединению области Лазики (Южная Грузия) с Абазгией в единое Западногрузинское (Абхазское) царство. Параллельно с этим процессом в Абазгии складывается и самостоятельная Абхазская Церковь . Скорее всего, это произошло при абхазском царе Георгии II (916 – 960), когда независимо от интересов Византии здесь была образована самостоятельная епископская Чкондидская кафедра. К концу IX в. греческий язык в богослужении постепенно уступает место грузинскому. В 1010 – 1029 гг. в Мцхете – древней столице Грузии – зодчим Константином Арсукисдзе был построен величественный Собор «Свети Цховели» («Живоносный Столп») во имя Двенадцати Апостолов, считающийся матерью грузинских церквей. Интронизация Грузинских Католикосов-Патриархов совершается с тех пор только в этом Соборе. При царе Давиде IV Строителе (1089 – 1125) происходит окончательное объединение Грузии – Западной (Абхазии) и Восточной (Картлии). При нем был ликвидирован Тбилисский эмират, а столица государства перенесена из Кутаиси в Тифлис (Тбилиси), Параллельно происходило и церковное объединение: Мцхетский Католикос-Патриарх распространил свою духовную власть на всю Грузию, в том числе и на Абхазскую Церковь , в результате чего получил титул Католикос-Патриарха всей Грузии, а территория Западной Грузии (Абхазия) вошла в состав единого Мцхетского Патриархата. Таким образом, на рубеже XI – XII вв. положение Иверской Церкви изменилось. Она стала единой – исчезло деление на Западногрузинскую и Восточногрузинскую Церкви. Царь Давид активно занимался строительством новых храмов и монастырей. В 1103 г. он созвал Церковный Собор, на котором было утверждено православное исповедание веры и приняты каноны, касавшиеся поведения христиан. Золотым веком для Грузии было время правнучки Давида – св. царицы Тамары (1184 – 1213). Она расширила территорию Грузии от Черного до Каспийского моря, Были переведены на грузинский язык сочинения духовного, философского и литературного содержания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Цари Имерети Александр V (1720-1752, с перерывами), Соломон I (1752-1784, с перерывами), Давид II (1784-1789), царь св. Соломон II (1789-1810) жертвовали И. крепостных и поместья ( Какабадзе. 1925. С. 160-173). В 1748 г. серебряная икона вмч. Георгия была отреставрирована царевичем Мамукой, братом Александра V, и его супругой Дареджан Дадиани. Вероятно, была отремонтирована церковь ( Кация. 1963. С. 26). И. был одним из богатейших храмов в Зап. Грузии, владел землями, лесами, пастбищами, крестьянами в Мегрелии, Абхазии, Имерети. В XVIII - нач. XIX в. в оккупированных турками Одиши и Абхазии только в И. не прекращались богослужения, как об этом сообщает в письме главноуправляющему Грузией ген. А. П. Тормасову 23 дек. 1809 г. прот. Иоанн Иоселиани, духовник мегрельских владетельных князей Дадиани (АКавАК. 1870. Т. 4. С. 415-416). После временного упразднения Бедийской епархии И. перешла в юрисдикцию Цаишской епархии. Еп. Цаишский Григорий (Чиковани) (1777-1823) проявлял заботу об украшении И., при нем была вновь реставрирована икона вмч. Георгия ( Амвросий (Хелая). 1918; Brosset. 1849. P. 96). Церковь неоднократно упоминается в документации главноуправляющего Грузией ген. П. Д. Цицианова : в 1805 г. решался вопрос о размещении рус. военных частей в И. как в «удобнейшем месте» - И. на тот момент находилась в приграничной зоне контролируемых Российской империей территорий (АКавАК. 1868. Т. 2. С. 520, 527, 528, 531, 538). После упразднения в 1823 г. Цаишской епархии И. находилась в юрисдикции Чкондидской (до 1829), затем эти территории вошли сначала в Мингрельскую епархию в составе Грузинского Экзархата РПЦ (до 1851), затем в образованную Абхазскую (1851-1869), позже в Имеретинскую (1869-1885) и, наконец, в образованную Сухумскую (1885-1917) епархию. В 30-60-х гг. И., расположенная на принадлежащем Мегрелии берегу р. Галидзга, стала предметом притязаний абх. владетельного кн. Михаила Шервашидзе. Между абх. племенами происходили частые столкновения, был сожжен дом князя и совершено нападение на И. (Очерки истории Абхазской АССР. 1960. С. 177).

http://pravenc.ru/text/389441.html

Схиархимандрит Виталий погребен во дворе Александро-Невского храма, в Тбилиси 187 . 13 Католикос-Патриарх Христофор (Цицкишвили; 1873–1932). После окончания в 1893 г. Тифлисской Духовной семинарии принял сан священника и служил на приходе, затем – исполнял должность законоучителя Тифлисской мужской гимназии. В 1918 г. посещал историко-филологический факультет Тифлисского университета. В 1921 г. без пострижения в монашество был хиротонисан во епископа Урбнисского. С 1927 по 1932 г. являлся Предстоятелем Грузинской Православной Церкви. 14 Святой Католикос-Патриарх Амвросий (Хелая; 1861–1927). Закончив в 1885 г. Тифлисскую Духовную семинарию, служил священником в Грузии. Затем поступил в Казанскую Духовную Академию (окончил в 1901 г.); на третьем курсе ее принял монашеский постриг. Впоследствии служил как в Грузии, так и в России. В октябре 1917 г. был хиротонисан во епископа Чкондидского. С 1921 г. – Католикос-Патриарх всея Грузии. В 1926 г., под давлением атеистического правительства, был устранен от дел управления. Причислен Грузинской Церковью к лику святых как исповедник. 15 Святой Католикос-Патриарх Кирион III (Садзаглишвили; 1854–1918) родился в семье священника. По окончании Тифлисской Духовной семинарии и Киевской Духовной Академии (1880 г.) некоторое время занимал должность помощника инспектора Одесской Духовной семинарии; затем работал преподавателем Кутаисского и Тифлисского Духовных училищ. В 1896 г. принял монашеский постриг и два года спустя был хиротонисан во епископа Алавердского. В дальнейшем служение проходил в различных епархиях Грузии и России. С 1915 г. епископ Полоцкий и Витебский. В августе 1917 г., согласно собственному прошению, от управления епархией был уволен и возвратился в Грузию. С сентября того же года – Католикос-Патриарх всея Грузии. В 1918 г. был зверски убит в Марткопском монастыре. Грузинская Церковь канонизировала его как священномученика. Оставил после себя ряд научных трудов, посвященных исследованию истории Церкви. 182 См.: У «пещер, Богом зданных». Псково-Печерские подвижники благочестия ХХ века. М., 1999. С. 438.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Грузинская Православная Церковь. Монастыри КИНЦВИСИ муж. мон-рь во имя свт. Николая Мирликийского (XII-XIII вв.) Руисско-Урбнисской епархии Грузинской Православной Церкви КЛАРДЖЕТСКАЯ ПУСТЫНЬ (Двенадцать пустыней Кларджети) комплекс древних мон-рей, большинство из которых были основаны прп. Григорием Хандзтийским (Ханцтели) и его учениками ЛАГОДЕХИ монастырь во имя вмц. Варвары (2000) - см. в ст. Некресско-Эретская епархия Грузинской Православной Церкви ЛОМИСИ наименование посвященных вмч. Георгию мон-ря и неск. церквей в горной части Вост. Грузии, входящих в юрисдикцию Цилканско-Душетской епархии ГПЦ МАНГЛИСИ мон-рь (не позже XVII в.), кафедра древней Манглисской епархии (ныне Манглисско-Тетрицкаройской) Грузинской Православной Церкви МАРТВИЛИ (Чкондиди), муж. монастырь с кафоликоном в честь Успения Пресв. Богородицы (VII в. с переделками X в.), резиденция архиерея Чкондидской епархии МАРТКОПИ [Гвтаеба - Спасский], муж. мон-рь во имя Спасителя Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), один из древнейших в Грузии МАТАНИ (Цхракара), исторический монастырь (до XVII в.) Алавердской епархии Грузинской Православной Церкви МГВИМЕВИ жен. мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы (в XIX - нач. XX в.- во имя Спасителя) Сачхерско-Чиатурской епархии Грузинской Православной Церкви, памятник культурного наследия Грузии МИДЗНАДЗОРИ муж. мон-рь во имя святых апостолов Петра и Павла (IX-XVI вв.) Анчийской (до XV в.) и Тбетской (нач. XV-XVI в.) епархий Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) МОКВИ монастырь (в X - нач. XVIII в. мужской; в 1903 - ок. 20-х гг. XX в. женский) с кафоликоном в честь Успения Пресв. Богородицы (X в.) МОКВСКАЯ ЕПАРХИЯ Абхазского (Западногрузинского) Католикосата (X-XI вв.; XV - кон. XVII-XVIII в.) и Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (XI-XV вв.) Грузинской Православной Церкви с кафедрой в мон-ре Мокви МОЦАМЕТА муж. монастырь (XI в.-1923, с 1954) в честь Благовещения Пресв. Богородицы Ткибульско-Терджольской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ)

http://pravenc.ru/rubrics/121454_2.html

С именем Давида IV Строителя (1089-1125) связан заключительный период объединения Грузии - при нем был окончательно ликвидирован Тбилисский эмират, а столица гос-ва перенесена из Кутаиси в Тбилиси. Параллельно происходило и церковное объединение: католикос Мцхетский распространил свою духовную власть на всю Грузию, в т. ч. и на Абхазскую Церковь, в результате чего получил титул католикоса-патриарха всей Грузии, а территория Зап. Грузии вошла в состав единого Мцхетского Патриархата. Вопрос о точной дате возникновения А. К. остается спорным. Исходя из отсутствия упоминаний в нотициях К-польского Патриархата Лазской митрополии, а также Абазгийской и Фасисской архиепископий на рубеже IX - X вв., М. Лордкипанидзе, П. Ингороква и Б. Ломинадзе склонны считать IX в. временем возникновения А. К. Другой т. зр. придерживаются К. Кекелидзе и З. Анчабадзе, относя дату возникновения А. К. к X в. Первый раз А. К. упоминается в 1290 г. в грамоте царя Давида VI, первое же упоминание Абхазского Католикоса относится к XI в. и содержится в Картлис Цховреба , где сообщается, что в освящении храма Баграта в Кутаиси принимали участие «два католикоса» - Мцхетский и Бичвинтский, т. е. Абхазский. Тот факт, что А. К. не упоминается в источниках ранее кон. XIII в., а Абхазский католикос не назван среди западногруз. иерархов (епископов Чкондидского и Кутаисского), принимающих участие в коронации царей Грузии в XI-XII вв., дает основание полагать, что сан Западногрузинского католикоса носил скорее титулярный характер. Образование А. К. логичнее было бы отнести к сер. XIII в., когда в результате покорения монголами Грузии единое Грузинское гос-во распалось на два царства - вост. во главе с царем Давидом Улу (сыном блгв. царя Георгия IV Лаша) и зап. с царем Давидом V Нарином (сыном царицы Русудан), что неизбежно повлекло за собой и разделение Церкви. Интересна точка зрения Н. Бердзенишвили, к-рый полагает, что со 2-й пол. XI в. до 2-й пол. XIII в. А. К. временно не существовал, а в XIII в. был вновь восстановлен.

http://pravenc.ru/text/62536.html

По словам Иоанна Сабанисдзе, автора жития св. Або Тбилисского , в 80-х гг. VIII в., «защищенная от страшных сарацин», Абхазия простиралась от Никопсии до Халдии и от Чёрного м. до Лихского хребта, «процветала в вере Христовой, и в пределах ее нельзя было найти ни одного неверующего»; при этом она все еще «являлась достоянием царя христолюбивых ионян [греков], престол которого находился в великом городе Константинополе» (Кекелидзе. С. 34). К кон. VIII в. преемник Леона I , его племянник Леон II , опираясь на поддержку хазарского кагана (своего деда со стороны матери), освободился от протектората Византии и принял царский титул. В его правление была проведена адм. реформа: столица переместилась из Анакопии в Кутаиси, страна была разделена на 8 эриставств, во главе к-рых были поставлены представители местной знати. В IX-X вв. христ. культура в Абхазском царстве продолжала сохранять тесную связь с Византией; К-польский патриарх Николай I Мистик († 925) в письмах к абх. царям Константину III и его сыну Георгию II подчеркивал их важную роль в распространении христианства на Сев. Кавказе (в частности, среди алан). Но уже при царе Георгии II Абхазском (922-957) независимо от интересов Византии была образована епископская Чкондидская кафедра. Этот акт означал не только обретение Абхазской (Западногрузинской) Церковью самостоятельности, но и серьезный рост ее политического авторитета. Именно Чкондидский епископ (Чкондидели) занял в светской иерархической системе Грузинского гос-ва второе после государя место и должность мцигнобартухуцеси (канцлера). Он был проводником гос. политики, главным царским советником и даже именовался «отцом царя». Епархия, основанная за пределами самой Абазгии, имела огромное для Западногрузинской Церкви значение, т. к. в епархиях собственно Абазгии (Цхумской и Пицундской) еще была сильна власть греко-визант. духовенства. Георгий II являлся активным церковным деятелем. В источниках он упоминается как «устроитель церквей... Он управил все дела в отечестве своем, возвел храм в Чкондиди, образовал епископат и украсил его мощами многих мучеников» (КЦ. Т. 1. С. 265). Политику отца продолжил сын Георгия II Леон III (960-969), в царствование к-рого была основана Моквская епископия на территории собственно Абазгии.

http://pravenc.ru/text/62536.html

2) Иоанн (Иосселиани), хиротонисанный из архимандритов Гелатского монастыря 11 октября 1853 г.; уволен 19 августа 1858 года на покой в тот же монастырь, где и умер в 1871 году. 3) Гавриил (Туские), хиротонисанный из архимандритов Удабно-иоанно-крестительской пустыни 25 марта 1859 года, уволен на покой 1 августа 1881 г., в каковом году 11 сентября и умер. В 1878 году епархия эта значительно расширилась чрез присоединение к ней новых областей, отошедших к России от Турции по Берлинскому трактату и подчинявшихся в церковном отношении Трапезундскому митрополиту. 12 июня 1885 года Гурийская епархия соединена с Мингрельскою под наименованием Гурийско-мингрельской, причем тогда же высочайше утверждены штаты Гурийско-мингрельского управления, остающиеся в силе и в настоящее время 69 . Первым епископом вновь образовавшейся епархии был преосвященный Григорий (князь Дадиани), хиротонисанный из архимандритов Давидгареджийской пустыни 25 марта 1886 года с кафедрою в Поти, (Александро-Невский собор) и в Мартвили (Успенский собор). За назначением епископа Григория, в силу высочайше утвержденного в 20 день марта 1898 г. всеподданнейшего доклада Святейшего Правительствующего Синода, членом Московской Святейшего Синода Конторы, Гурийско-мингрельская епархия вверена преосвященному Александру, бывшему до того епископом Горийским, первым викарием Грузинским, каковым она управляется и в настоящее время. Абхазия присоединена к России в 1810 году. Начало православной иерархии в этой области восходит к первым векам христианства, так как известно, например, что епископ Севастопольский, или Никопсийский, присутствовал на IV вселенском, Халкидонском соборе, в 451 году, а св. мученик Ипатий, епископ Гагрский, даже на Первом Вселенском Соборе (в 325 г.). Затем она прекратилась и вновь возникла в 536 году, когда в древней Никопсии (Анакопии) или Пицунде образована была епископская кафедра, в скорости возвышенная на степень архиепископии, с подчинением её Константинопольскому патриарху. Около 840 года Бичвинские или Никопсийские архиепископы приняли название Бичвинских и Абхазских, усвоив себе с 1050 года до некоторой степени права автокефалии. В 1390 году, по разделении Грузинского царства, Бичвинские архиепископы провозгласили себя автокефальными, каковыми и признаны были Константинопольским и остальными восточными патриархами. В 1795 году Абхазия, по прекращении Абхазо-имеретинского католикосата, присоединена к митрополии Цагерской, а потом Чкондидской, которой и подчинялась в церковном отношении до 30 апреля 1851 г., когда древняя епархия была восстановлена под именем Абхазской епископии. 70

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Между тем, по информации агентства «Ромфея», вопреки позиции Патриарха и Священного Синода Грузинской Церкви по вопросу автокефалии Православной Церкви на Украине якобы высказался митрополит Чкондидский Петр (Цаава). Митрополит Петр в своих заявлениях для грузинских СМИ поддержал предоставление автокефалии Православной Церкви на Украине, обосновав свое мнение тем, что в стране с населением 40 миллионов человек должна быть независимая Церковь. «Я считаю, что у Украины должна быть независимая церковь, хотя Священный Синод Патриархата имеет разумную позицию», — добавил митрополит Петр. В числе других вопросов, которые рассмотрел Синод Грузинской Православной Церкви, была проблема сложного демографического положения, сложившегося в Грузии , и тяжелых последствий употребления и незаконного оборота наркотиков в стране. По данному вопросу Синод отметил, что «Грузия сталкивается с серьезными проблемами в демографической сфере, и стране удается предпринять решительные шаги для улучшения ситуации». «Одним из важнейших условий является своевременная реализация государственных программ, которые будут способствовать поощрению и поддержке многодетных семей», — констатировал Синод. Синод также призвал расширить пропаганду против совершения абортов, принять специальные правила социальной помощи, а также укрепления здоровья для беременных женщин. «Особое внимание следует уделить улучшению качества медицинских услуг для детей в возрасте до пяти лет», — констатировал Синод. Как известно, Конституционный суд Грузии в настоящее время рассматривает иск об отмене административного штрафа за владение марихуаной в размере до 70 граммов. «Это буквально означает легализацию наркотиков. Это логично ставит вопрос о поиске законных путей для получения этих препаратов, и это в конечном итоге создаст законно культивируемую в Грузии культуру марихуаны, что совершенно неприемлемо», — подчеркнул Синод Грузинской Православной Церкви. Церковь никогда не поддерживала преследование потребителей наркотиков, но мы считаем, что решение Конституционного суда должно воспрепятствовать развитию наркомании и создать серьезные препятствия для распространения и употребления наркотиков», — констатировал Синод. «Процесс либерализации политики в отношении наркотиков должен быть последовательно связан с соблюдением строгих правовых мер против наркобизнеса и дистрибьюторов и шагов государства по принятию соответствующих мер», — говорится в определении Синода.

http://drevo-info.ru/news/23764.html

33. Цагерская и Лентехская епархия Высокопреосвещенный Стефан (Калаиджишвили ). Архиепископ Цагерский и Лентехский Рожд. 1959 г. Кафедра: Цагери. Резиденция: Цагери, Лентехи. 34. Цилканская и Душетская епархия Высокопреосвещенный Зосим ( Шиошвили). Митрополит Цилканский и Душетский. Рожд. 1951г. Кафедра : Цилкани. Резиденция : Цилкани, Душети. 35. Чиатурская и Сачхерская епархия Высокопреосвещенный Даниил (Датуашвили). Митрополит Чиатурский и Сачхерский. Рожд. 1955г. Кафедра: Чиатура. Резиденция: Чиатура, Сачхере. 36. Чкондидская епархия Высокопреосвещенный Петр (Цаава). Митрополит Чкондидский. Рожд.1970г. Кафедра : Мартвили. Резиденция : Мартвили, Абаша. 37. Хонская и Самтредская епархия Высокопреосвещенный Савва (Гогибериа). Митрополит Хонский и Самтредский. Рожд. 1966 г. Кафедра: Хони. Резиденция : Хони, Самтредиа. 38. Хорнабуджская и Эретская епархия Преосвещенный Мелхиседек (Хачидзе). Епископ Хорнабуджский и Эретский. Рожд. 1975 г. Кафедра: Дедофлисцкаро. Резиденция: Дедофлискаро, Кахи (Азербайджан). (Эрети – северо - западная часть современного Азербайджана). Епархии зарубежом: 1.Западно-Европейская епархия Высокопреосвещенный Авраам (Гармелиа). Митрополит Западно-Европейский. Рожд. 1948 г. Кафедра: Брюсель (Бельгия). Временная резиденция: г. Регенсдбург (Германия ). 2.Великобританская и Ирландская епархия Управитель грузинских приходов в Великобритании и Ирландии. Высокопреосвещенный Зенон (Иараджули). См. Дманисская и Агарак-Таширская епархия . Кафедра: Лондон (Великобритания). 3.Восточно-Европейская епархия Управитель грузинских приходов в Восточной Европе Высокопреосвещенный Герасим (Шарашенидзе). См. Зугдидская и Цаишская епархия . 4.Северо-Американская и Канадская епархия Управитель грузинских приходов в Северной Америке и Канаде Высокопреосвещенный Дмитрий (Шиолашвили) См. Батумская и Лазетская епархия . Кафедра: Лос-Анджелес (США). 5.Южно-Американская епархия Управитель грузинских приходов в Южной Америке. Высокопреосвещенный Николай (Пачуашвили). См. Ахалкалакская и Кумурдская епархия

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010