Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства МАРК ЕВГЕНИК (вероятные годы жизни 1394-1445), митр. Эфесский, участник Ферраро-Флорентийского Собора, визант. богослов, полемист и гимнограф, свт. (пам. 19 янв.) МАРКЕЛЛ (Шаврин Михаил Луппович; 1871-1918), мон., прмч. (пам. 12 авг., в Соборе Пермских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРКЕЛЛ (Безбородый?), игум., агиограф, гимнограф и распевщик (?), принадлежавший к писательскому кругу митр. Московского и всея Руси Макария МАРКЕЛЛ (Родышевский (Радышевский) Николай Романович; † 29 нояб. 1742), еп. Корельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии МАРК МОЛЧАЛЬНИК (Мальцов Михаил Андреевич; 1742 - 1817), схим., прп. Саровский (пам. 4 нояб. и в Соборе Тамбовских святых) МАРКОВ МОНАСТЫРЬ женский, во имя вмч. Димитрия Солунского, Скопской епархии не признанной православным миром Македонской Православной Церкви МАРОНИТЫ приверженцы вост. христианства, выделившиеся в особую этноконфессиональную группу среди населения Сев.-Зап. Сирии и Сев. Ливана МАРТВИЛИ (Чкондиди), муж. монастырь с кафоликоном в честь Успения Пресв. Богородицы (VII в. с переделками X в.), резиденция архиерея Чкондидской епархии МАРТИН [Мартин Бракарский, Думийский] († 20 апр. 579/8), еп. Бракары Августы (ныне Брага, Португалия), противник арианства, св. (пам. зап. 20 марта; перенесение мощей 22 окт.) МАРТИН (316/7 или 336/7 - 397), еп. г. Туроны (ныне Тур, Франция), считается основоположником зап. монашества, св. (пам. зап. 11 нояб.) МАРТИН I [Мартин Исповедник] († 16.09.655), папа Римский (с 5 июля 649), исп. (пам. 14 апр.; пам. зап. 13 апр.) МАРТИНИАН (Михаил Стомонахов; ок. 1400 - 1483), игумен, книгописец, прп. (пам. 12 янв., 7 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Белозерский МАРТИН ИЗ ОПАВЫ Мартин из Опавы [Мартин из Троппау, Мартин Поляк] (ок. 1220 - 1279), монах-доминиканец, церковный хронист МАРТИРИЙ († 24.08.1199), архиеп. Новгородский (1193-1199), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) МАРТИРИЙ (в миру Мина; † 1.03.1603), прп., Зеленецкий (пам. 1 марта, 11 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых), основатель Зеленецкого во имя Святой Троицы мужского монастыря МАРТИРИЙ (XIII-XVII вв.?), прп., Киево-Печерский (пам. 25 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), диакон, в Дальних пещерах почивающий МАРТИРИЙ (XIII-XVII вв.), прп., Киево-Печерский (пам. 25 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), затворник

http://pravenc.ru/rubrics/121236_167.htm...

По документу «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» с докладом выступил митрополит Цагерский и Лентехский Стефан (Калаиджишвили). Были зачитаны замечания профессора Кафедры догматики и патрологии Тбилисской духовной академии и семинарии Эдишера Челидзе. Зачитанный текст документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» вызвал расхождение во мнениях. Свои позиции высказали митрополит Манглийский Анания (Джапаридзе), митрополит Потийский и Хобийский Григорий (Бербичашвили), митрополит Ахалкалакский и Кумурдойский Николай (Пачуашвили), митрополит Чкондидский Петр (Цаава), митрополит Руставский Иоанн (Гамрекели), митрополит Бодбийский Иаков (Иакобишвили). Было отмечено, что документ «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» был изначально неприемлем для представителей Грузинской Православной Церкви и на предсоборном совещании грузинской стороной был подписан лишь потому, что в текст было внесено следующее разъяснение: «Грузинская и Болгарская Православные Церкви покинули состав ВСЦ: первая в 1997, а вторая в 1998 г. Они имеют свое особое мнение о работе Всемирного Совета Церквей и, таким образом, не участвуют в проводимых Всемирным Советом Церквей и другими межхристианскими организациями диалогах». Священный Синод постановил, что указанный документ содержит экклезиологические и терминологические ошибки и подлежит серьезной переработке. Если эти изменения не будут учтены и внесены в текст документа, Грузинская Церковь не находит возможным его подписать. По инициативе митрополита Потийского и Хобийского Григория (Бербичашвили), Священный Синод постановил создать богословскую группу, которая по ряду богословских вопросов представит свои предложения на рассмотрение Священному Синоду. Священный Синод выслушал доклад митрополита Хонского и Самтредийского Саввы (Гигиберия) по организационным вопросам. Священный Синод определил делегацию Грузинской Православной Церкви в следующем составе: 10 июня 2016 г. скрыть способы оплаты

http://pravoslavie.ru/94148.html

Иерусалимский Патриарх Досифей писал Абхазскому католикосу Григорию II Лорткипанидзе в 1701 г. письмо с предложением созвать собор и вновь воспретить на нем продажу пленных Существует документ, данный католикосу Григорию II правителем Мегрелии, Бежаном Дадиани, и Рачинским эриставом Шошитой в 1707 г., в котором эти князья заявляют, что они продавали пленных, но больше этого не допустят В 30-40-х годах XVIII в. феодалы Восточной Грузии, руководимые желанием добиться свободы и независимости, вели борьбу с турками, персами и лезгинами. В Западной Грузии они действовали и против Имеретинского царя Александра V (1721-1751). Во главе восточно-грузинских феодалов стоял правитель Мегрелии Отия Дадиани, которого поддерживали князья из других провинций. Они дважды побеждали и низлагали Александра V, но он с помощью турок вновь возвращался на трон. После его смерти в Имеретии воцарился Соломон I (1751-1784). В это время вся Западная Грузия полностью находилась под контролем Турции. Все крупные крепости были в руках турецких гарнизонов. Такая политическая ситуация негативно отражалась и на церковных делах. Кутаисская и Хонская епархии закрылись, а церковные имения захватили светские лица. Ввиду создавшегося положения, по инициативе царя Соломона I, в 1759 г. в Кутаиси был созван собор. На нём присутствовали: католикос Виссарион Эристави, Чкондидский митрополит Гавриил Дадиани, Гаэнатский митрополит Иосиф Багратиони, Шемокмедский митрополит Николай Гуриели, Цагерский митрополит Григорий Дадиани, преосвященный Иосиф, Никорцминдский митрополит Николай, Джуматский митрополит Даниил, Хиноцминдский митрополит Михаил, Цаишский митрополит, Бедийский митрополит Максим Иашвили, а также грек-митрополит Герман. На соборе также присутствовали архимандриты и игумены монастырей, священники и диаконы. Гелатский монастырь, XII в. Собор постановил: «1. Открыть в Кутаиси упразднённую епископскую кафедру и избрать на неё епископом Максима Абашидзе. 2. Присвоившие церковные имения должны вернуть их Церкви»

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

К. жестоко пострадала от 100-летнего монг. ига и нашествий Тамерлана : церкви и крепости были разрушены, население сильно сократилось, сады, огороды, виноградники и тутовые плантации уничтожены. К 70-м гг. XIV в. была потеряна пров. Шакки. Давидгареджийский мон-рь. Общий вид Давидгареджийский мон-рь. Общий вид Изменения произошли и в церковной географии К. Была образована Алавердская епархия , формирование которой датируется временем не позднее 1124 г. (Э. Качарава), XI в. (Б. Ломинадзе, Т. Барнавели) или VII-VIII вв. (А. Тордия). Границы епархии Вахушти Багратиони определяет так: «От Турдосхеви (и) Штори (правый и левый притоки р. Алазани в ее верхнем течении.- Авт.) вверх до Кахетинской горы и Кавказа» ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 549). В «Грамоте братии Шиомгвимского монастыря Василию Алавердели» (XIII в.) епископ Алавердский именуется «архиепископом» (Корпус груз. ист. док-тов. 1984. С. 190; ПГП. 1970. Т. 3. С. 175). Епархиальный центр Челетской епархии (Эрцо-Тианети) был перемещен на север, в Харчаши, и епископ стал именоваться «харчашнели» (Харчашнийский). Изменение, видимо, было вызвано необходимостью более тесного контакта с горными районами. Харчашнели окормлял помимо Эрцо-Тианети пров. Пшав-Хевсурети (Пхови), а также Тушети, к-рая до этого входила в состав Некресской епархии ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 531-532). Из-за полного разорения г. Рустави епархиальный центр Руставской епархии был перенесен в мон-рь Марткопи, однако архиерей по-прежнему назывался руствели. Власть над монастырями Гареджи перешла к ниноцминдели; в памятнике церковного права XIII в. «Распорядок царского двора» («Освящение мира») он назван архимандритом (ПГП. 1965. Т. 2. С. 48). Не позднее 1265 г., когда К. была разорена монголами, в Хорнабуджской епархии замерла церковная жизнь, ее территории вошли в состав Бодбийской. К нач. XIV в. кафедральный центр Гишской епархии был перемещен в Курмухи, здесь архиерей стал именоваться архиепископом Курмухским ( Кекелидзе. 1945. С. 314-315). В церковной иерархии Вост. Грузии из 35 груз. архиереев епископы К. и Эрети при короновании царя сидели следующим образом: алавердели - на 6-м месте, кизикели (бодбели) - на 7-м, ниноцминдели - на 9-м, руствели - на 18-м, кацарели - на 20-м, харчашнели - на 28-м, черемели - на 32-м, гишели - на 35-м (ПГП. 1965. Т. 2. С. 49-50). Отсутствие некресели объясняется скорее всего оплошностью поздних переписчиков («Освящение мира» сохр. в списках XVI и XVII вв.). В период объединения Грузии епископы К. и Эрети иногда занимали и западногруз. кафедры: так, известны епископ Бедийский и Алавердский, епископ Чкондидский и Уджармский (Кацаретский).

http://pravenc.ru/text/1683949.html

В 1054 г. в К-поле прп. Георгий встретился с царем Грузии Багратом IV и его матерью царицей Мариам, к-рую преподобный постриг в монахини. Царь предложил ему занять вакантную кафедру Чкондидского архиепископа, но прп. Георгий отказался. Поддержка царя и царицы позволила И. м. получить у визант. императора привилегию самостоятельно сдавать налоги в столичные ведомства, не пуская на свою территорию сборщиков налогов. Визант. император по просьбе царицы Мариам и проживавшего в К-поле груз. вельможи Парсмана (Арсения) передал И. м. 2 ежегодные ренты, каждая в размере литры золота, что в сумме с уже имеющейся имп. дотацией в 1 литру золота и с др. доходами мон-ря обеспечивало рост его материального благосостояния. Существенный доход приносил скрипторий: только переписанные мон. Феофаном рукописи принесли доход в 1,5 тыс. золотых. И. м. покровительствовали многие груз. вельможи, жившие в Византии: братья Чорчанели Парсман (Арсений) и Георгий, братья Петрик (впосл. мон. И. м. Петр) и Иоанн (впосл. архиепископ Чкондидский, занявший кафедру по рекомендации прп. Георгия), а также грузины, приезжавшие в Византию и на Афон и привозившие учтенные в «Книге агап» пожертвования (Парсман Тмогвели, григол Абусерисдзе и др.), многие из них становились насельниками И. м. (Lefort. 1990. Vol. 2. P. 5, 15). В 1056 г. преставилась покровительница И. м. визант. имп. Феодора. Прп. Георгий при поддержке груз. царицы Мариам выхлопотал у визант. имп. Михаила VI Стратиотика разрешение оставить должность настоятеля И. м. и перебрался в монастырь прп. Симеона близ Антиохии. В 1060 г. прп. Георгий по просьбе царя Баграта IV прибыл в Грузию, где занимался воспитанием престолонаследника, царевича Георгия, стал духовником царя и его семьи, католикоса-патриарха всей Грузии Георгия III Таоэли (ок. 50-х - 60-е гг. XI в.), мн. вельмож. За неск. лет он обошел почти всю страну и собрал 80 юношей из числа сирот и из бедных семей, с тем чтобы воспитать их в И. м. и пополнить груз. братию обители (нек-рые исследователи считают, что для них прп.

http://isihazm.ru/1/?id=748

Максима Исповедника); Цагерский, св. Нины (г. Цагери, жен., основан в 2001); Ласуриаши, Рождества Пресв. Богородицы (с. Ласуриаши, Цагерский р-н, муж., основан в 2005). Цилканская, архиеп. Зосим (Шиошвили). Мон-ри: Мчадиджвари, во имя св. Архангелов (с. Мчадиджвари, Душетский р-н, жен., основан в 1668 католикосом-патриархом Досифеем III, возобновлен в 1991); Аши, св. Квирике (с. Аши, Душетский р-н, жен., основан в 1998); Бицменди, Вознесения Господня (с. Бицменди, Мцхетский р-н, жен., основан 20 мая 1999). Чиатурско-Сачхерская (вдовствующая), временно управляет митр. Сухумско-Абхазский Даниил (Датуашвили). Мон-ри: Кацхис-Свети (Кацхский Столп) (Кацхурское ущелье, Чиатурский р-н, муж., основан в V-VI вв. на месте святилища, посвященного культу богини плодородия, возобновлен в 1996); Мгвимеви, Рождества Пресв. Богородицы (близ с. Мгвимеви, Чиатурский р-н, жен., основан в XIII в. рачинским эриставом Рати Кахаберисдзе, возобновлен в 1992). Чкондидская, митр. Георгий (Шаламберидзе). Мон-рь: Саелиаво, Введения во храм Пресв. Богородицы (с. Саелиаво, Мартвильский р-н, жен., основан 4 дек. 2001). Шемокмедская, архиеп. Иосиф (Киквадзе). Мон-ри: Шемокмеди, св. Николая Мирликийского (ставропигиальный) (с. Шемокмеди, Озургетский р-н, жен., основан в 1992); Джумати, во имя св. Архангелов (с. Джумати, Озургетский р-н, муж., основан до X-XI вв., возобновлен 21 нояб. 1990); Шемокмеди, Преображения Господня (с. Шемокмеди, Озургетский р-н, муж., основан в X-XII вв., возобновлен в 2005); Ачи, св. Георгия (с. Ачи, Озургетский р-н, муж., основан в XIV в., возобновлен в 2005); Удабно, св. Иоанна Крестителя (с. Шуа-Ганахлеба, Чохатаурский р-н, муж., основан во 2-й пол. XVIII в., закрыт в 50-х гг. XX в., возобновлен в 2001); Самеба-Джихети, Св. Троицы (с. Джихети, Ланчхутский р-н, жен., основан в 1896); Григолети, св. Григория Богослова (с. Григолети, Ланчхутский р-н, муж., основан в 1993); Озургетский, св. Нины (г. Озургети, во дворце гурийских князей, жен., основан в 1995). Ист.: Прокопий Кесарийский.

http://pravenc.ru/text/639853.html

В 1089 г. Георгий II отрекся от престола, уступив его 16-летнему сыну, св. царю Давиду IV Строителю (1089-1125). Страна была разорена, власть царя распространялась только на Зап. Грузию. Энергичные действия Давида IV положили конец беспрепятственному проникновению сельджуков на территорию Г. Началось возрождение сельского хозяйства; развивались ремесла и торговля. В 1099 г. св. царь Давид перестал платить дань тур. султану, а в 1104 г. присоединил к Г. Эрети и Кахети. Противники царя обратились за помощью к наместнику султана в Г., атабагу Гянджи. В сражении при Эрцухи (1104) Давид с малочисленным войском одержал победу над атабагом, что в значительной мере способствовало дальнейшим широкомасштабным преобразованиям. Г. превратилась в могущественное гос-во. Выезд царицы Тамары. Худож. Д. Габашвили. 50-е гг. ХХ в. (ГМИГ) Выезд царицы Тамары. Худож. Д. Габашвили. 50-е гг. ХХ в. (ГМИГ) Борясь с мятежными феодалами, царь в 1096 г. отправил в изгнание самого могущественного из них, Липарита Багваши (Багуаши), а в 1103 г., после смерти сына Липарита Рати, упразднил их родовое Клдекарское эриставство. Жестоко расправился он и с домом Абулетисдзе (1103), что стало уроком для др. своевольных феодальных кланов. Церковная политика царя способствовала централизации власти, духовному и культурному возрождению страны. В 1105 (или 1104) г. Руис-Урбнисский Собор , созванный царем, принял уложение, по к-рому на высшие церковные должности назначили «людей, заслуживавших высокий сан преданным служением Церкви и способных» вести дела и решать внутрицерковные проблемы. Стремясь достичь гармонии в отношениях между гос-вом и Церковью, Давид объединил должности мцигнобартухуцеси (канцлера) и епископа Чкондидского. Св. царь Давид присоединил к Г. города-крепости Самшвилде (1110), Рустави (1115), Гиши (1117), Лоре (1118) и Ташир-Дзоракерт (1118), бывшие под властью турок. Но Ширван, Ран, Армения, а также сопредельные Г. Кабала и Гянджа находились в руках турок-сельджуков, что не позволяло в полной мере обеспечить безопасность страны.

http://pravenc.ru/text/168205.html

Более того, владыка Амфилохий прямо указал на то, что считает РПЦ Матерью-Церковью для украинского народа. По мнению экспертов, эти моменты является крайне болезненными как для Фанара, так и для «ПЦУ», поскольку они полностью развенчивают ранее растиражированные восторженные реляции о том, что глава Черногорской митрополии стал на путь признания украинских раскольников. Фанар управляет украинскими раскольниками, и никакой автокефалии на самом деле у «ПЦУ» нет 16 июля 2019 года американская исследовательская организация «Jamestown Foundation » опубликовала материал о Грузинской Православной Церкви. В нем, в частности, было указано, что только 9 из 47 членов Священного Синода Грузинской Православной Церкви в той или иной форме поддерживают автокефальный церковный проект в Украине. Как отмечает автор публикации, всего лишь 3 епископа открыто выразили свою симпатию «ПЦУ». Речь идет о митрополите Шемокмедском Иосифе, митрополите Чкондидском Петре и митрополите Поти и Хоби Григоле. Еще 6 епископов (епископ Бодбийский Иаков, митрополит Цилканский и Душетский Зосима, титулярный митрополит Цуртавский Вахтанг, епископ Бельгийский и Голландский Досифей, епископ Северо-Американский Савва, архиепископ Дманисский и Агарак-Таширский, управляющий грузинскими приходами в Великобритании и Ирландии Зинон) так или иначе высказывали свою поддержку идее предоставления автокефалии Украине. В свою очередь, остальные 38 епископов настроены против признания «ПЦУ». Примечательно, что в их число входит и потенциальный преемник нынешнего главы Грузинской Православной Церкви – местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сенакский и Чхороцкуйский Шио. 17 июля 2019 года архиепископ Тельмисский Иов (Геча) в интервью изданию The Orthodox World заявил о том, что Папа Римский передал в дар Константинопольскому Патриархату мощи апостола Петра. По мнению представителя Фанара, это «пророческий знак», указывающий на будущее единство Православной Церкви и РКЦ. Президент США Дональд Трамп с архиепископом Элпидофором (Ламбриниадисом)

http://pravoslavie.ru/122551.html

Максим II (Абашидзе), последний Абхазо-Имеретинский Католикос (версия для печати)/Православие.Ru Максим II (Абашидзе), последний Абхазо-Имеретинский Католикос Православие.Ru , 8 июля 2004 г. Древнейшая в Западной Грузии первосвятительская кафедра с 1776 по 1795 годы возглавлялась Максимом II Абашидзе, Католикосом «Северного Понта, Абхазии и Имеретии и всей Нижней Иверии». Время его правления пришлось на такие годы, когда вся Грузия была разделена на несколько царств и удельных княжеств. Персия и Турция совершали беспощадные набеги на эти земли, уничтожая всё на своём пути. Царь Картли и Кахети Ираклий II искал военного и политического союза с Россией. Положение же в Имеретинском царстве не позволяло предпринять подобные шаги в сторону Россиийской Империи. В то время вся Западная Грузия находилась под властью Турции. Во всех важных стратегических пунктах и почти в каждом крупном городе стояли турецкие гарнизоны. Присутствие турок отложило свои негативные последствия на нравы местных феодалов. Они позволяли себе весьма противоречащие христианству поступки, как например продажа крестьян в рабство туркам. В это трудное время пришлось править Католикосу Максиму. Он родился приблизительно в 1725 году в семье князя Бориса Абашидзе. Родной его брат, Рост, впоследствии принял монашество с именем Антония и находился с ним до смерти его. Вероятно, что Католикос Максим принял монашеский постриг в Гелатском монастыре при настоятельстве архимандрита Христофора, который был его духовником В 1759 году по инициативе Имеретинского царя Соломона I (1751-1784) в Кутаиси был созван церковный собор под председательством Католикоса Западной Грузии Виссариона (1742-1769). На соборе присутствовали митрополиты: Чкондидский - Гавриил Дадиани, Гаэнатский - Иосиф Багратиони – брат царя Соломона I, Шемокмедский - Николай Гуриели, Цагерский - Григорий Дадиани, бывший Мровский - Иосиф Мачабели, Никорцминдский - Николай, Джуматский - Даниил, Ниноцминдский - Михаил, Цаишский, Греческий митрополит Герман, Бедийский - Максим Иашвили, а также архимандриты, иеромонахи, священники и диаконы.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Митрополит Чкондидский Петр (Цаава) возглавил телевидение Патриархии Грузии Тбилиси, 26 ноября 2008 г. Канал «Эртсуловнеба» («Единодушие»), который возглавил митрополит Чкондидский Пётр (Цаава), заменил в телевизионном пространстве Грузии Патриарший канал «Иверия», сообщает Медианьюс. Что касается «Иверии», этот канал продолжит работу в интернете. Его поклонникам будет предоставлена возможность смотреть передачи на веб-сайте «Иверии» в форме видео-файлов, заявил руководитель «Иверии» Георгий Андриадзе. По словам Андриадзе, он продолжит борьбу за обладание телевизионной частотой, используя все разрешённые законодательством средства. Георгий Андриадзе обратился за помощью к соотечественникам, проживающим за рубежом, и заявил, что в случае получения финансирования станет возможным сателлитное вещание «Иверии». «В этом случае не понадобится разрешение Саакашвили на предоставление частоты», - сказал Георгий Андриадзе. Как сообщили Медианьюс в администрации телевидения Патриархии «Единодушие», смена руководства канала произошла 23 ноября, и с этого дня он выходит в эфир под новым логосом. Что касается руководителя «Иверии», Георгий Андриадзе переместил центр тяжести своей деятельности в политику. При этом он отметил, что тысячи  соотечественников получат возможность пользования продукцией «Иверии» и свободой слова по Интернету. «Мы совместно обретём свободу слова и совместно освободим Грузию, спасение Грузии только в наших руках», - заявил Андриадзе. 26 ноября 2008 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/28435.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010