3. С. 131-183 (на груз. яз.); Бердзенишвили Н. Визири в феод. Грузии// Он же. Вопр. истории Грузии. Тб., 1966. Т. 3. С. 5-56 (на груз. яз.); Беридзе В. В. Древнегруз. архитектура. Тб., 1974 (на груз. яз.); Аладашвили Н. А. Монументальная скульптура Грузии. М., 1977; Вирсаладзе Т. Б. Основные этапы развития груз. средневек. монументальной живописи/2-й междунар. симпозиум по груз. искусству. Тб., 1977; Sanikidze T., Abramishvili G. Orfèvrerie géorgienne du VII au XIX siècle. Genève, 1979; Хускивадзе Л. З. Грузинские эмали. Тб., 1981; Цинцадзе В. Мартвильский свети//Дзеглис мегобари (Друзья памятников культуры). Тб., 1981. Вып. 56. С. 30-38 (на груз. яз.); Лазарев В. История визант. живописи. М., 1986; Mepisaschvili R., Zinzadse W. Georgien: Kirchen und Wehrbauten. Lpz., 1987; Бакурадзе К. Мартвильская мозаика//Дзеглис мегобари. 1987. Вып. 2. С. 28 (на груз. яз.); Тугуши А. К выяснению хронологии Чкондидских епископов//Эгриси: Лит. сб. Тб., 1988. 1. С. 227-231 (на груз. яз.); он же. Из истории становления Чиквани владетельными князьями Мегрелии//Рица: Лит. сб. Сухуми, 1991. 1. С. 135-141 (на груз. яз.); Соселия О. Н. Очерки из соц.-полит. истории Зап. Грузии феод. периода (сеньории). Тб., 1990. Т. 3 (на груз. яз.); Лордкипанидзе И. Г. Роспись в Цаленджиха. Тб., 1992; Чихладзе Н. Э. Художественные слои росписи Мартвильского мон-ря//Очерки гос. музея искусств Грузии. Тб., 1996. Т. 2. С. 94-103 (на груз. яз.); она же. Изображения ист. лиц XVI-XVII в. в Мартвильской церкви//Там же. 1997. Т. 3. С. 104-114 (на груз. яз.); она же. Об иконографической программе росписи Мартвильского мон-ря//Там же. 1999. Т. 5. С. 101-115 (на груз. яз.); она же. Сцена из жития св. Георгия «Чудо с отроком» в росписи XVI в. мон-ря Мартвили//Кавказский вестник. Тб., 2001. Т. 4. С. 108-114; eadem (Chikhladze N.). Reflections of Georgian-Iranian Cultural Interrelations in Seventeenth-Century Georgian Fine Arts//Iran and Caucasus: Research Papers. Yerevan; Tehran, 2003. Vol. 7. N 1/2. P. 183-190; она же.

http://pravenc.ru/text/2562406.html

К.- автор неск. монографий, посвященных деятельности царя св. Вахтанга Горгасали, Георгия Саакадзе, царя Ираклия II; К. были исследованы и описаны источники, касающиеся 2 наиболее важных битв в истории Грузии - Дидгорской и Крцанисской. Отдельное исследование он посвятил вопросу возникновения груз. государственности. Также К. принадлежат неск. учебников, посвященных истории Грузии. Большое значение К. придавал публикации документальных материалов по истории Грузии и ГПЦ периода средневековья. Особо следует отметить заслуги К. в выявлении, изучении и публикации документов по истории ГПЦ. Начиная с 1912 г. он издавал гуджары (грамоты, указы) патриарших поместий в Вост. Грузии; грамоты мон-ря Шиомгвиме (жалованные царем Грузии Георгием II (1072), царицей св. Тамарой (1201-1202) и царем Георгием IV Лашей (1220)); «Завещание» (1123-1124) царя единой Грузии св. Давида IV Строителя мон-рю Шиомгвиме; ряд приходо-расходных описей разных храмов. К. изучал деятельность Восточногрузинских (Мцхетских) и Западногрузинских (Бичвинтских (Абхазских)) Предстоятелей (католикосов и католикосов-патриархов) и архиереев; он уточнил списки их имен и хронологию правления. Также им были изучены документы, связанные с доходами обоих Католикосатов ГПЦ (Мцхетского и Абхазского). В 1921 г. в 2 томах вышли собранные К. «Церковные документы Западной Грузии». Были опубликованы источники, касающиеся истории мон-ря Илори , Баграта храма в Кутаиси, документы, связанные с деятельностью митр. Чкондидского Арсения (XIII в.), «Большой иадгари Абхазского Католикосата», памятники канонического права: «Католикосское право» (Законы католикосов), «Порядок коронования царя» XIII в. Мн. публикации К. были посвящены истории древнегруз. городов Тбилиси, Мцхеты, Кутаиси. Неск. сочинений К. затрагивают историю патриаршего кафедрального собора Светицховели. В стремлении как можно полнее изучить историю Грузии К. исследовал тексты летописей (переводил, уточнял датировки). В 1924 г. К. издал «Исторические разыскания», посвященные ханметным текстам груз. перевода Четвероевангелия V-VI вв., проблеме датировки трактата «О разделении Грузии и Армении», вопросам, связанным с древнегруз. летописью «Мокцеваи Картлисай» (Обращение Картли), и с др. древнегрузинскими летописями. В 1949-1950 гг. совместно с П. Гагошидзе вышла 2-томная работа по описанию коллекции груз. рукописей ЦГИА.

http://pravenc.ru/text/1319905.html

1994. Vol. 112. P. 65-84; Leeb H. Die Gesänge im Gemeindegottesdienst von Jerusalem (vom 5. bis 8. Jh.). W., 1970. (Wiener Beitr. z. Theologie; 28); Метревели e. Ирмосы и богородичны. Тбилиси, 1971 (на груз. яз.); eadem [M é tr é v é li H. ]. Les manuscrits liturgiques Géorgiens des IXe-Xe siècles et leur importance por l " étude de l " hymnographie byzantine//Bedi Kartlisa. 1978. T. 36. P. 43-48; она же. О груз. литург. терминологии//ППС. 1998. Сб. 98(35). С. 105-114; Outtier B. Un feuillet du Lectionnaire géorgien hanmeti a Paris//Le Muséon. 1972. Vol. 85. P. 399-402; idem. Fragments onciaux du Lectionnaire géorgien//Bedi Kartlisa. 1975. T. 33. P. 110-118; 1976. T. 34. P. 97-101; idem. Un fragment d " évangéliaire liturgique de Saint-Sabas? (Doc. Sinaï Géo. 63)//Ibid. 1978. Vol. 36. P. 53-55; idem. K. Kekelidzé et le lectionnaire géorgien//Ibid. 1980. Vol. 38. P. 23-35; idem. Un témoin partiel du Lectionnaire géorgien ancien (Sinaï. géorgien 54)//Ibid. 1981. Vol. 39. P. 76-88; idem. Un nouveau témoin partiel du Lectionnaire géorgien ancien (Sinaï. géorgien 12)//Ibid. 1983. Vol. 41. P. 162-174; idem. Langue et littérature géorgiennes//Christianismes orientaux: Introd. à l " étude des langues et des littératures. P., 1993. P. 263-296; idem. Les lectionnaires Géorgiens//La lecture liturgique des Épitres catholiques dans l " Église ancienne/Éd. C.-B. Amphoux, J.-P. Bouhot. Lausanne, 1996. P. 75-85; Гиунашвили Э. , сост. Малый Номоканон. Тбилиси, 1972 (на груз. яз.); он же. Великий Номоканон. Тбилиси, 1975 (на груз. яз.); Гвахария В. Гимны Микаела Модрекили. Тбилиси, 1978. T. 1-3 (на груз. яз.); Gvakharia V. «Мученичество Шушаники» и нек-рые проблемы древнегруз. гимнографии (IV-VI вв.)//MAAS. 1985. T. 5. S. 637-650; Кавтария m. Из истории груз. гимнографии XVII-XVIII вв.//Мравалтави. 1973. T. 3. C. 157-176; 1975. T. 4. C. 206-223 (на груз. яз.); он же. Из истории древнегруз. поэзии XVII-XVIII вв. Тбилиси, 1977 (на груз. яз.); он же. Арсений Чкондидский - неизвестный грузинский гимнограф XIII в.//Тр.

http://pravenc.ru/text/639853.html

С. 26-32; 4. С. 25-28; 6. С. 6-15; 8. С. 6-14; 10/11. С. 3-16; 14. С. 26-29; 15. С. 20-24; 16. С. 19-25; 19. С. 17-21; 1892. 1. С. 25-29; 2. С. 19-24; 4. С. 15-19; 6. С. 22-28; Какое значение имеет наша древняя лит-ра и как должен быть составлен науч. каталог наших рукописей//Иверия. 1891. 229, 230, 232, 233 (на груз. яз.); Состояние древнего Атенского храма//ДВГЭ. 1891. 15; Археологические древности: орарь и омофор XIV в.//Там же. 1891. 18; К вопросу о древних формах перстосложения для благословения//Там же. 1892. 4. С. 22-23; Абхазские Католикосы. Ставрополь, 1893; Греч. летопись VIII в., сохранившаяся в груз. рукописях XI, XV и XVI вв.//ДВГЭ. 1902. 19. С. 9-12; Но следует поведать и о начале и причинах сего удивительного происшествия, т. к. этого желает большинство//Там же. 21/22. С. 32-35; 24. С. 17-22; 1903. 5. С. 33-37; 6. С. 29-34; Хроника Абхазских царей//Там же. 1902. 12. С. 11-29; 13/14. С. 10-16; Пять грузинских исторических хроник//Там же. 1903. 7/8. С. 23-31; 9. С. 17-25; 15/16. С. 25-33; Борьба за груз. язык в 1882-1910 гг. Кто защитит груз. язык в приходских школах Мегрелии. Кутаис, 1913 (на груз. яз.); Крепостное право в Грузии//Ахали Картли [Новая Картли]. 1915. 31, 33, 35 (на груз. яз.); То же//Самшобло [Родина]. 1915. 82, 84, 86 (на груз. яз.); Нашествие арабов на Грузию в VIII в.//Сакартвело [Грузия]. 1915. 108, 110, 114-117, 119, 120 (на груз. яз.). Ист.: Чего желает груз. народ от школы?//ДВГЭ. 1891. 14. С. 30-32; Указ Правительствующего Сената: Преподавателя Тифлисской ДС Жордания Ф. произвести в статские советники со старшинством//Там же. 1893. 6. С. 1-5. Лит.: Циашвили С. Тедо Жордания//Сахалхо ганатлеба [Народное образование]. Тбилиси, 1946. 53 (на груз. яз.); Дзоценидзе Л. Тедо Жордания и древние груз. рукописи//Вопросы древнегруз. лит-ры. Тбилиси, 1962. 1 (на груз. яз.); Надирадзе К. Педагогическая деятельность Т. Жордании//Клио. Тбилиси, 2001. 13 (на груз. яз.); она же. Тедо Жордания - исследователь истории Грузии. Тбилиси, 2004 (на груз. яз.). К. Надирадзе Рубрики: Ключевые слова: ЕВФИМИЙ [Еквтиме] Такаишвили (Такаов) (1863 - 1953), историк, филолог, археолог, археограф, один из основателей Тифлисского (с 1938 Тбилисского) гос. ун-та (ТГУ), прав. (груз. Гвтискаци - человек Божий; пам. груз. 3 янв.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ДЖАВАХИШВИЛИ [Джавахов] Иван Александрович (1876 - 1940), груз. историк, филолог, общественный деятель, действительный член АН СССР (с 1939) МЕТРЕВЕЛИ Елена Павловна (1917-2003), советский и груз. ученый, филолог, литературовед, исследователь истории древнегруз. культуры и лит-ры, археограф АНТОН (Глонистависдзе), архиеп. Чкондидский Грузинской Правосл. Церкви, гос. и духовн. деятель, глава гос. канцелярии,( XII-XIII в.)

http://pravenc.ru/text/182337.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГЕОРГИЙ ЧКОНДИДСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Святитель Георгий, епископ Чкондидский. Грузинская икона Георгий Чкондидели (груз. ; + 1118 ), епископ Чкондидский ( Грузинская Православная Церковь ), святитель Память 12 сентября (Груз. ) В исторических источниках его имя как монаха и мцигнобартухуцеси (главного везира, премьер-министра) груз. блгв. царя Давида IV Строителя (+ 1125) впервые встречается в документах Руис-Урбнисского Собора ГПЦ . Остается неизвестным, кто назначил Георгия Чкондидели на эту должность - Георгий II (1072-1089) или его сын блгв. царь Давид IV . Многие исследователи склоняются в пользу второго, поскольку Георгий Чкондидели как воспитатель царевича был наиболее близок Давиду. Как епископ Чкондидский он впервые упомянут анонимным историком Давида IV, описывавшим освобождение Самшвилдской крепости от турок-сельджуков в 1110 году: " И собрались перед Георгием Чкондидели и мцигнобартухуцеси... и взяли Самшвилде "   , что дало И. А. Джавахишвили основание полагать, что на кафедру Георгий Чкондидели взошел между 1103 и 1110 годами. Р. В. Метревели отодвигает эту дату до 1103-1104 годов  . Фактически Георгий Чкондидели занял второе место в церковной иерархии после католикоса-патриарха Грузии и в государственной - после царя. Это дало царю Давиду возможность оказывать через Георгия Чкондидели влияние на церковную жизнь, и одновременно Георгий Чкондидели как представитель Церкви во многом определял государственную политику. Георгий Чкондидели был ближайшим советником блгв. царя Давида IV. При его участии в Грузии была проведена церковная реформа, потребовавшая больших усилий и жестких мер. Георгий Чкондидели руководил военными операциями при изгнании турок-сельджуков из Грузии: часть войска во главе с царем Давидом уходила от столкновения с противником, а другой отряд, под командованием Георгия Чкондидели, неожиданно нападал и одерживал победу. Так им были освобождены Самшвилде (1110), когда царь был в Имерети, и Рустави (1115), когда царь был в Мухрани, и т. д.

http://drevo-info.ru/articles/13681493.h...

Икона Иаков, ученик прп. Антона Чкондидского, св.монах. - обсуждение в форуме Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Икона Иаков, ученик прп. Антона Чкондидского, св.монах. - обсуждение в форуме Notice : Undefined variable: what in on line 65 Эта страничка относится к разделу Иаков, ученик прп. Антона Чкондидского, св.монах. Обсуждений этой иконы в нашем форуме не найдено. Для создания новой темы зайдите в форум " Обсуждение икон, опубликованных на сайте " и создайте тему, начинающуюся со строки " [icon-3228] " (в квадратных скобках без кавычек). Внимание!!! Строго запрещается соединять темы форума с этим сайтом вышеуказанным образом, если они попадают в одну из следующих категорий: - Сообщения, связанные с куплей, продажей, оценкой икон, либо иные какие сообщения, нацеленные на получение личной выгоды. - Сообщения, явной или скрытой целью которых является реклама сайтов или какого-то товара. - Сообщения, распространяющие сомнительную неправославную/раскольническую информацию об иконе. Подобные темы будут удаляться без предупреждения вместе с учетными записями наглых пользователей. Если Вы не уверены, что Ваше сообщение в форуме полезно не только Вам, лучше не соединяйте его с этим сайтом указанным образом, но просто создайте тему с обычным заголовком (без квадратных скобок и номера иконы). Примеры тем, которые полезно соединить с сайтом: вопросы об истории иконы, спорные и противоречивые факты; исправление ошибок, замеченных в опубликованном на сайте житии и обновление устаревшей информации; обсуждение различий в иконографии, каноничность иконы и особенности написания, различия в написании; иные подобные темы. В основной раздел " Иаков, ученик прп. Антона Чкондидского, св.монах. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/icon-3228-forum

Здесь создавали оригинальные тексты, переводили и переписывали рукописи ( Силогава. 2006. С. 18). Известны гимнограф и переводчик чкондидели Стефан (Сананоисдзе) (X в.), писатели и переписчики епископы Чкондидские св. Георгий Чкондидели (XII в.) и Иоанн Чкондидели (сер. XI в.), а также Иоанн Месвете (Столпник) (1-я пол. XI в.) и др. ( Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 178-182; Силогава. 2006. С. 18). М. владел богатой для своего времени коллекцией рукописных книг, высокохудожественных произведений металлопластики и перегородчатой эмали. Полагают, что в период XI-XIII вв. М. и его владения были собственностью царя и в руки вельмож они перешли не ранее 2-й пол. XIII в. ( Берадзе. 1967. С. 164-165). Считается, что после 20-х гг. XIII в. территорией, на которой находился М., завладели члены княжеского рода Липартиани, и регион стал называться Салипартиано. Предположительно в нач. XV в. эти земли перешли к мегрельскому княжескому роду Дадиани, и фамилия прежних владетелей была преобразована в титул младшей ветви Дадиани ( Он же. 1964. С. 121). Аналогичным титулом с кон. XVII в. пользовались уже и представители фамилии Чиквани ( Вахушти Багратиони. История царства Грузинского//КЦ. 1973. Т. 4. С. 845; Соселия. 1990. С. 85-88). В XIV в. храм был заново расписан; возможно, тогда же он был переосвящен в честь Успения Пресв. Богородицы ( Chikhladze. 2009. P. 277-278). Сведения о заказчиках росписи не дошли. Сохранились изображения исторических лиц XVI-XVII вв. В основном это представители правивших регионом семей Липартиани из родов Дадиани и Чиквани и чкондидели ( Такаишвили. 1913/1914. С. 120-124; Чихладзе. 1997. С. 104-114). Чкондидские епископы XVI в. Марк (Чихладзе) (юж. рукав) и Зосима (Копаладзе) (зап. притвор) неизвестны по другим историческим документам; имена изображенных вместе с ними представителей ктиторских семей также не сохранились, время создания портретов определено на основе стилистического анализа художественного слоя ( Чихладзе. 1997. С. 105-106). Также остается неидентифицированным чкондидели сер.

http://pravenc.ru/text/2562406.html

В 1823 г. Цаишская епархия была упразднена, ее территории стали частью Чкондидской (с 23 июня 1829 Мингрельская) епархии. В 1857 г., с вхождением Сванети и Одиши в состав Российской империи, епархия перешла в юрисдикцию Грузинского Экзархата РПЦ ; в 1886 г. территории Мингрельской и Гурийской епархий были объединены в Гурийско-Мингрельскую епархию. В 1917 г. территории З.-Ц. е. вошли в состав восстановленной Чкондидской епархии ГПЦ, а постановлением Синода ГПЦ от 5 апр. 1995 г. выделились как новообразованная З.-Ц. е. Со дня образования до окт. 1998 г. временно управлялась митр. Сухумско-Абхазским Даниилом (Датуашвили); 11 окт. 1998 г. на кафедру был назначен еп. Герасим (Шарашенидзе; с июня 2007 митрополит). На территории З.-Ц. е. в разное время было возведено ок. 200 церквей. До 1998 г. в епархии было открыто 5 храмов; по состоянию на окт. 2008 г.- 19; действуют 4 мон-ря (2 мужских и 2 женских). В штате епархии насчитывается 29 священнослужителей, из к-рых 4 диакона. Корцхельский в честь Иверской иконы Божией Матери монастырь (в 8 км к северо-востоку от г. Зугдиди, женский) был основан в XVII в. женой мегрельского кн. Левана II Дадиани (1624-1639) Нестан-Дареджан и ее сыном Александром. В 1995 г. возобновлен. Настоятельница - мон. Нана (Самелия), подвизаются 6 монахинь. Мон-рь Лиа во имя царицы св. Тамары (с. Лиа, Цаленджихский р-н, женский) был основан в 2001 г. Настоятельница - мон. Рахиль (Робакидзе), подвизаются 3 монахини. Муж. монастыри: во имя вмч. Георгия (2003) в с. Диди-Недзи, настоятель - иером. Серафим (Джикия); Преображенский (2007) в с. Скуриа, настоятель - иером. Исаия (Бечваия). Кафедральная Влахернская ц. в Зугдиди была выстроена по указу российского имп. Александра I в 1825-1830 гг. «для хранения» Влахернской иконы Божией Матери (ГМИГ) из мон-ря Бедиа (с XVI в.- в семье Дадиани, в 1800-1806 - при имп. дворе в Москве); в 1817 г. император выделил на строительство храма 2 тыс. червонцев. В З.-Ц. е. действуют также: церкви вмч. Георгия в селах Анаклиа, Джгали, Кахати, Коки, Кулишкари, Лиа, Махариа, Мужава, Ткаиа, Чкадуаши; ц. Рождества Христова в с. Лешамуге; ц. Всех святых в с. Джвари; ц. «Врата Спасителя», в честь Воскресения Господня, и ц. Рождества Пресв. Богородицы в Зугдиди; ц. Успения Пресв. Богородицы в с. Корцхели; ц. Рождества Христова в с. Скуриа; ц. вмч. Георгия и ц. Благовещения в с. Читацкари. В Зугдиди открыта православная гимназия вмч. Георгия (1997), выходит богословский ж. «Сапарвели» (Покров).

http://pravenc.ru/text/200109.html

В нач. XIX в. территории Д. е. наряду с территориями Бичвинтской (Пицундской) и Моквской епархий , входивших до тур. господства в состав Абхазского княжества, были присоединены сначала к Цагерской , затем к Чкондидской епархиям ГПЦ. В 1851 г. с вхождением Абхазии в состав России была образована Абхазская (с 1885 Сухумская) епархия Грузинского Экзархата РПЦ ( Кирион (Садзаглишвили). 1901. С. 79). Заброшенный кафедральный храм в Дранде в 1885 г. был восстановлен рус. монахами, основавшими здесь мон-рь ( Агафодор (Преображенский). 1894. С. 21-27). В 1917 г. была восстановлена автокефалия ГПЦ и территории Д. е. вошли в состав новообразованной Сухумско-Чкондидской (с окт. 1919 Сухумско-Бедийской, с сер. 20-х гг. XX в. Сухумско-Абхазской) епархии ГПЦ. Ист.: Вахушти Багратиони. Описание царства Грузинского//КЦ. 1973. Т. 4. С. 781, 845; Описание груз. рукописей: Синайская коллекция/Сост.: Ц. Чанкиева, Л. Джгамаия. Тбилиси, 1979. Т. 2. С. 170 (на груз. яз.); Джованни да Лука. Сведения об Абхазии и Мегрелии// Табагуа И. Грузия в архивах и книгохранилищах Европы. Тбилиси, 1987. Т. 3. С. 160-161 (на груз. яз.). Лит.: Бакрадзе Д. З. Сванетия//Зап. Кавк. отд-ния РГО. Тифлис, 1864. Кн. 6. С. 92; Белокуров С. Мат-лы для рус. истории. М., 1888. С. 324, 351-352; Агафодор (Преображенский), еп. Успенско-Драндский общежительный мон-рь в Абхазии на Кавказе близ г. Сухуми: Ист.-археол. описание. Ставрополь, 1894. С. 21-27; Кирион (Садзаглишвили), еп. Краткий очерк истории Груз. Церкви и Экзархата за XIX ст. Тифлис, 1901. С. 79; Жордания Ф. Омофор Моквской церкви (в Абхазии) с ист. приписками//Иверия. Тифлис, 1902. 92 (на груз. яз.); Какабадзе С. О кровных грамотах//Саисторио моамбе (Ист. вестник). Тифлис, 1924. Вып. 2. С. 65-66 (на груз. яз.); Джавахишвили И. А. Описание груз. рукописей Синайской горы. Тбилиси, 1947. С. 244 (на груз. яз.); Чубинашвили Г. Груз. чеканное искусство. Тбилиси, 1959. С. 309; Метревели Е. Мат-лы к истории иерусалимской груз. колонии, XI-XVII вв. Тбилиси, 1962. С. 15-22, 53-54, 72, 107, 109, 174 (на груз. яз.); Хотелашвили М., Якобсон А. Визант. храм в с. Дранда (Абхазия)//ВВ. 1984. Т. 45. С. 192-200; Табагуа И. Грузия в архивах и книгохранилищах Европы. Тбилиси, 1987. Т. 3. С. 160, 162-166 (на груз. яз.); Меписашвили Р. Дранда: Памятник архитектуры VIII в.//IV Междунар. симпозиум по груз. искусству. Тбилиси, 1989. С. 1-2 (на груз. яз.); Хорава Б. К датировке Моквского омофора//Ист. разыскания. Тбилиси, 2001. Вып. 4. С. 18-27 (на груз. яз.); он же. Драндское епископство//Вопр. гуманитарных наук. М., 2006. 4. С. 17-22; Кудава Б. Церковь Зап. Грузии, IX-XI вв.: Канд. дис. Тбилиси, 2002. С. 25-40, 47-49, 63-64. Ркп. (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/180409.html

Абхазский католикос фактически стал епископом Бичвинты, и этим, возможно, объясняется его редкое упоминание в источниках: по имени известен только католикос Симеон (XI в.). В источниках XIII-XV вв. упомянуты католикосы Николай, Арсений I, Даниил и Иоаким . Нередко в XIII-XV вв. церковные кафедры Зап. и Вост. Грузии объединялись под упр. одного епископа. Так, известны Бедийско-Алавердский (Корпус груз. Т. 1. С. 58; КЦ. Т. 2. С. 121), Чкондидско-Самтависский (КЦ. Т. 2. С. 122), Чкондидско-Уджармский епископы (Там же. С. 253, 268). Т. Коридзе Грузинская Церковь в XV в.: выделение Абхазского Католикосата XV-XVIII вв. стали наиболее тяжелыми в истории Грузии и Грузинской Церкви. Вторжения в Грузию Тамерлана на рубеже XIV и XV вв. отличались особой жестокостью: его войска разрушили большую часть городов, церквей и мон-рей, вырубили сады, виноградники и леса, сожгли хлебные поля, физически уничтожили большую часть населения. При Александре I Великом (1412-1442) Грузия ненадолго смогла возродить разрушенное хозяйство: была восстановлена экономика, усилилась Церковь, храмы и мон-ри привели в порядок. В 1425-1440 гг. с каждой семьи взимался налог 40 тетри на восстановление храмов (т. о. были восстановлены Светицховели, кафедральный собор в Руиси и др.- Бери Эгнаташвили. Новая КЦ//КЦ. Т. 4. С. 474). Ок. 1419 г. груз. царь Александр I собрал Церковный Собор, на к-ром был избран католикос-патриарх Михаил VI , всем церквам и мон-рям возобновили грамоты на владение собственностью, пожертвовали новые земли. В одной из грамот (1420), данных Светицховели, Александр просит патриарха Михаила рукоположить его сына мон. Давида во иерея ( Жордания. Хроники. Т. 2. С. 226). В грамоте 1424 г. Давид упоминается уже «готовым занять Патриарший престол» (Там же. С. 228); в грамоте царя, выданной роду Зедгинидзе (1426), он назван католикосом-патриархом. Патриаршество Давида II длилось недолго: в одной из грамот 1429 г. католикосом-патриархом назван уже Феодор III . В 1431 г. он благословил и напутствовал груз. войско перед взятием Лоре и грузины, воодушевленные его словами, одержали победу ( Жордания. Хроники. Т. 2. С. 243).

http://pravenc.ru/text/638558.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010