Вскоре отец Амвросий присоединился к Тбилисскому Синодальному совету и был поставлен игуменом тбилисского Преображенского монастыря. Но в 1908 году был обвинен в причастности к убийству экзарха Никона и лишен права служения. Обвинение постановило выслать его в рязанский Свято-Троицкий монастырь, где он находился под строгим надзором более года. В 1910 году отец Амвросий был оправдан и разрешен в служении. В 1917 году отец Амвросий вернулся в Грузию и продолжил хлопоты по предоставлению автокефалии Грузинской Православной Церкви. Через несколько месяцев была провозглашена автокефалия. Отец Амвросий был хиротонисан в митрополита Чкондидского, а позже переведен на Цхум-Абхазскую кафедру. В 1921 году митрополит Амвросий был избран Католикосом-Патриархом всей Грузии. Вскоре после его избрания советское правительство начало гонения на Церковь. Более 1200 церквей были разорены, превращены в мирские здания или разрушены. Множество клириков было арестовано, сослано, многие потом были расстреляны. 22 февраля 1922 года католикос-патриарх Амвросий, верховный пастырь и духовный отец нации, обратился с меморандумом к участникам Генуэзской конференции, в котором он защищал права Грузинской Церкви и грузинского народа. Каждое слово его послания было проникнуто беспокойством за судьбу не только его отечества, но и всего человечества. Он убеждал своих адресатов, что нация и правительство, оторванные от христианских ценностей, не имеют будущего. Выступление с таким меморандумом при большевистском режиме было беспрецедентным. Святой Амвросий был арестован. Но, несмотря ни на что, он продолжал критиковать власти за попустительство актам святотатства, несправедливости и преступлениям. На одном из допросов святитель отвечал: «Исповедание веры – это духовная потребность любой нации, преследования лишь усиливают эту потребность. Будучи притесняемой, вера углубляется, усиливается и распространяется с новой энергией. Грузия не является исключением из этого универсального закона». Своим мучителям он сказал: «Моя душа принадлежит Богу, мое сердце – Родине, а с телом же моим можете делать все, что хотите». Суд осудил католикоса-патриарха Амвросия на 7 лет, 9 месяцев и 28 дней тюрьмы.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Русскую Православную Церковь неоднократно посещал и ныне здравствующий Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх Илия II. О братском отношении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к Грузинской Церкви свидетельствует выступление Его Святейшества по поводу особого указа Грузинского Католикоса, опубликованного в газете «Комсомольская правда» (январь 1991 г.). Из текста «Комсомольской правды» следует, что Грузинский Католикос-Патриарх Илия издал чрезвычайный приказ: «Убийцу каждого грузина... объявить врагом грузинского народа». Святейший Патриарх Алексий II в своем обращении в редакцию той же газеты заявляет, что, по разъяснению представителей Грузинской Церкви, текст гласит иначе: «Каждый грузин, совершивший убийство, объявляется врагом К грузинской теме Святейший Патриарх Алексий II обращается еще раз—с особым словом к верующим Грузии. Монастыри Грузинской Православной Церкви 1. Джихетский (в Гурии), женский, инокини грузинские 2. Олгинский (возле г. Мцхета), женский, инокини русские 3. Самтавройсский (г. Мцхет), женский, инокини грузинские 4. Теклатский (около г. Цхакая), женский, инокини грузинские 5. Чиатурский (около г. Чиатура), женский, инокини грузинские 6. Шушанский (около г. Цхакая), женский, инокини грузинские и другие. Епархии Грузинской Православной Церкви 1. Агарак-Цалкская. Кафедра — Цалка 2. Алавердская, Кафедра — Телави 3. Аргветская. Кафедра — Аргвети 4. Ацкурская. Кафедра — Ацкури 5. Батумо-Шемокмедская. Кафедра — Батуми 6. Бодбийская. Кафедра — Бодбэ 7. Кутаисско-Гаенатская. Кафедра — Кутаиси 8. Манглисская. Кафедра — Манглиси 9. Мцхетско-Тбилисская. Кафедра — Тбилиси 10. Никорцминдская. Кафедра — Никорцминда 11. Сухумо-Абхазская. Кафедра — Сухуми 12. Урбнисская. Кафедра — Урбниси 13. Цагерская. Кафедра — Цагери 14. Цилканская. Кафедра — Цилкан 15. Чкондидская. Кафедра — Поти Предстоятели Грузинской Православной Церкви Архиепископы Иоанн. . 335-363 Иаков 363-375 Иов 375-390 Элья 390-400 Свимон I 400-410 Мосэ 410-425 Иоанэ 425-429

http://sedmitza.ru/lib/text/441201/

Духовник Георгий убедил его вернуться обратно, но через нек-рое время Г. С. вновь оставил обитель, добился отпустительной грамоты у императора и вернулся на Чёрную Гору. По просьбе царицы Мариам Г. С. отправился в Св. землю и от ее имени сделал пожертвования груз. мон-рям. В Иерусалиме Г. С. посетил строившийся по воле царя Баграта IV груз. мон-рь Животворящего Креста. Как повествует Житие, Г. С. «споспешествовал скорому построению обители», а также обещал основателю мон-ря, прп. Прохору Грузину , снабдить братию переведенными им на груз. язык священными книгами, что и исполнил уже после кончины преподобного. Вернувшись из Палестины на Чёрную Гору, святой посвятил себя переводу книг. Антиохийский патриарх Иоанн часто призывал преподобного для духовной беседы, советовался с ним и о церковных делах. Груз. царь Баграт IV, узнав, что Г. С. почти закончил перевод свода церковных книг и что ими пользуются во всех груз. мон-рях не только Чёрной Горы, но и в пределах Антиохийского и Иерусалимского Патриархатов, повелел переписать эти книги, чтобы во всей Грузии совершать по ним богослужение. Он упросил Г. С. прибыть в Грузию, для того чтобы он «руководил душами ко спасению и избавил Церковь от вкравшихся в ее учение недоразумений и недостатков». От предложения занять Чкондидскую кафедру Г. С. отказался, но, взяв с собой неск. учеников, отправился в Грузию через занятые турками земли. Царь поручил ему воспитание престолонаследника, царевича Георгия, для к-рого Г. С. составил душеполезные сочинения и с к-рым занимался по собственной программе. Г. С. стал духовником царя, его семьи и Католикоса, пользуясь уважением и почтением у клира и вельмож. Объездив в течение 5 лет почти всю Грузию, он указал царю на мн. пороки, существовавшие в Церкви и гос-ве. Для пополнения братии Ивирона он открыл уч-ще для 80 мальчиков, куда принимались дети всех сословий, но гл. обр. это были сироты и подкидыши. Прозревая близкую кончину, Г. С. решил вернуться на Св. Гору. Вместе с учениками он достиг К-поля, где неск.

http://pravenc.ru/text/164429.html

Культ императора Ираклия у грузинского автора в известном смысле обусловлен тем, что это был последний крупный деятель на константинопольском престоле предиконоборческого периода. Автор " Мученичества Давида и Константина " - ревностный иконопочитатель - postfactum считает себя борцом за его идеалы. Он с почтением цитирует выдающегося борца за иконы Иоанна Дамаскина и с ненавистью относится к памяти первого императора-иконоборца Льва III Исавра (717-741) и т. д. Автор " Мученичества Давида и Константина " нередко обращается к ветхозаветным образам и мотивам. Образы своих героев и их врагов вызывают у него ассоциации с единоборством библейских персонажей Давида и Голиафа. Сюда же относится и метафорически использованный образ библейского Ахитофела, умного, но неудачливого советника мятежного сына Давида [II Цap.XV-XVII]. В этой связи может вызвать особый интерес и название епископата Чкондиди, которое автор не преминул перевести с мегрельского как " Большой Дуб " . Название Чкондидского епископата в местности Мартвили (Западная Грузия), основанного еще правителем Абхазского царства Георгием II (922-957), знаменитым не только на Кавказе, но и в самой Византии, на наш взгляд, связано не с растительным миром самой местности Мартвили. Вопрос культурно-идеологически более сложный и может восходить к библейским (ветхозаветным) традициям в истории организации Грузинской церкви. В названии этого епископата, в частности, отразился зафиксированный в Библии обычай обозначать названием дуба особо почитаемые местности [Быm.XII,6; Bmop.XI,30. Вообще сакрализация дуба, который по библейской традиции занимал основное место в верованиях древних евреев, как известно, широко распространенный в языческом мире обычай (см.Фрезер Дж. Фольклор в Ветхом Завете. М.. 1986. С. 354 и сл.)] . В горной части Восточной Грузии, где сохранились наиболее архаические черты народных религиозных верований, главный персонаж в пантеоне грузинских святых - Георгий Победоносец-известен как " Мухис Гиорги " - " Георгий (Большого) Дуба " [Бардавелидзе В.В. Древнейшие религиозные верования и обрядовое графическое искусство грузинских племен. Тбилиси, 1957. С. 7] , в чем следует видеть отражение ветхозаветного влияния.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Чкондидского Стефана (Сананоисдзе), Эзры, Иоанна Конкосисдзе, Курдана, Василия Ханцтели. Мн. песнопения этих авторов впосл. будут включены в груз. афонские редакции литургических книг, благодаря чему уцелеют; несмотря на то что немало таких песнопений известно только по позднейшим Минеям, Триодям и Октоихам, их все равно следует считать материалом созданных в пределах Грузии редакций нового Иадгари X в. Особое значение новый Иадгари имеет для исследования истории развития Ирмология (см.: Метревели. 1971; Кикнадзе. 1982; см. также статьи Ирмологий , Ирмос , Канон ). С XI в., когда ГПЦ перешла на к-польскую традицию, Иадгари как литургический сборник вышел из употребления; тем не менее значительная часть собранных в новом Иадгари песнопений перешла в состав Миней (груз. ), Постной и Цветной Триодей (груз. и ), Октоиха (груз. ) и в них продолжила существование. Подробнее см. статьи Иадгари , Тропологий . Л. Хевсуриани XI-XVI вв. Рубеж X и XI вв. ознаменовал начало нового этапа в богослужении ГПЦ - периода следования к-польской традиции. Важнейшую роль в смене традиций сыграла деятельность груз. монахов на Афоне. I. Переводы прп. Евфимия Святогорца . Первые шаги по византинизации груз. богослужения были сделаны прп. Евфимием Святогорцем (Мтацминдели). На рубеже X и XI вв. он перевел для афонского Иверского мон-ря Малый годичный Синаксарь (фрагментарная ркп. Кекел. А 648, 1030 г. (как явствует из этого списка, изготовленного для Захарии Валашкертского, Малый Синаксарь получил распространение и за пределами Афона); подробное описание см.: Кекелидзе. Иерусалимский канонарь... С. 297-321). В основе перевода прп. Евфимия лежали к-польские литургический и агиографический Синаксари. Синаксарь прп. Евфимия состоит из месяцесловной (не на каждый день года) и триодной частей с описанием богослужения этих дней и соответствующими житиями святых, в конце же прилагаются статьи общелитургического содержания. Из числа особенностей Синаксаря можно отметить помещение триодной части внутрь месяцесловной, между мартом и апрелем, как в древних иерусалимских памятниках, а не отдельно от месяцесловной, как во всех послеиконоборческих к-польских памятниках.

http://pravenc.ru/text/639853.html

Грузинский экзархат Святейшего синода Православной Российской церкви Основан 30.06 (по др. 11.06) 1811. Грузинский Католикосат постепенно прекратил свое многовековое существование после того, как в 1783 г. Карталинский и Кахетинский царь Ираклий II был принят в подданство России. «...Как Грузия еще со времен Екатерины II была под протекцией России,... так и Грузинская Церковь понемногу входила в сферу влияния Российского Св. Синода, и еще с 1783 г. Иверский (грузинский) католикос был членом Св. Синода, с окончательным же присоединением Грузии, а затем и других областей Кавказа к России в них введено было русское гражданское управление; а затем естественно явилась необходимость преобразовать и церковное устройство по российскому образцу...» (ПБЭ. Т. 4. С. 718–719). При первоначальном формировании церковно-административной структуры Экзархата произошло слияние старых местных (нередко наследственных и подчас вдовствующих) епархий с центральной Мцхетской (и Карталинской). 30.06.1811 к ней присоединялись 6 епархий: Никозская, Руисская, Самтависская, Самтавроская, Урбнисская и Цилканская. Две епархии – Некрезская и Сигнахская – был присоединены к Алавердской. Митрополии Тифлисская и Кутаисская, епархии Гелатская, Гурийская, Никорцминдская, Ниноцминдская, Руставская, Хонская, Цагерельская, Цаишская, Чкондидская, а также Акисская (в юрисдикции Антиохийского Патриархата) сохраняли пока самостоятельное бытие (см.). Таким образом, изначально (и временно) в Экзархате создавались 2 центра (первая (епархия. – Сост.) под названием Мцхетской и Карталинской, и поручена в управление митрополиту Варлааму, с присвоением ... титула Члена Синода и Экзарха оного в Грузии; другая епархия под названием Алавердской и Кахетинской, управление коею поручено Преосвященному Иоанну, митрополиту Сигнагскому...» (История Грузинской иерархии с присовокуплением обращения в христианство осетин и других горских народов по 1-е генваря 1825 г. M., 1853. С. 22). Но уже 30.06.1814 «... повелено быть одному Экзарху Святейшего Синода в Грузии и именоваться митрополитом Грузинским и Имеретинским...» (Н.Д. Девятисотлетие... С. 27).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Настоятеля собора в Салхино обвинили в мятеже против Церкви и лишили сана 01.06.2021 Митрополит Чкондидской епархии Грузинской Православной Церкви Стефан (Калаиджишвили) обвинил настоятеля кафедрального собора Рождества Богородицы в селе Салхино Мартвильского муниципалитета игумена Даниила (Гвилаву) в мятеже против Церкви и лишил его сана, сообщает «Эхо Кавказа». О причинах наказания митрополит рассказал во время воскресной проповеди в Салхино. По его словам митрополита, игумен «бесцеремонно обвинял» католикоса-патриарха Илию II и участвовал в «мятеже» против Грузинской патриархии . «Когда настоятель прихода бесцеремонно обвиняет патриарха, не следует кричать об этом по телевидению, ходить туда с обвинениями. Обвинения звучат каждую минуту, это маскируется под свободу слова. Когда ты священник, от тебя требуется больше ответственности», – сказал митрополит Стефан, добавив, что в Церкви существуют три степени священства – епископ, священник и диакон, и они должны взаимодействовать друг с другом. Сам лишенный сана игумен Даниил (Гвилава) заявил, что не согласен с решением архиерея и уже его обжаловал. По его мнению, митрополит Стефан не имел на это канонического права. Одновременно Гвилава в очередной раз подверг священноначалие критике, заявив, что в Грузинской Церкви действует «папизм и коммунистическое правление». Напомним, ситуация в Чкондидской епархии ГПЦ на протяжении двух лет остается напряженной. После запрета в служении предыдущего митрополита Чкондидского Петра (Цаавы) (в октябре 2019 года) в епархии осталось много его сторонников, которые открыто выступают против новоназначенного архиерея. Новый виток противостояния начался весной 2021 года, когда сторонники Цаавы несколько раз пытались помешать митрополиту Стефану провести службу в кафедральном соборе в Салхино. Apsny.ge / Credo.press / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 01.06.2021 22:50:11

http://drevo-info.ru/news/26909.html

Наличие среди них имени Моквского архиерея свидетельствует о его высоком положении в церковной иерархии Грузии того времени (Грамота о цене крови царя Грузии Александра I Топуридзе, 1413-1444// Такаишвили. Древности. 1909. Т. 2. С. 37; Грамота о цене крови «провинциального царя» Баграта Туласдзе, 1446// Какабадзе. 1913. С. 5; Грамота о цене крови царя Давида азнауру Магнарадзе, 1486-1488// Какабадзе. 1924. С. 21; Грамота о цене крови царя Имерети Баграта азнауру Каландадзе, 1544-1545//Там же. С. 36-37; Грамота о цене крови царя Имерети Ростома азнауру Ткавадзе, 1601//Там же. С. 38-39; Грамота о цене крови «провинциального царя» Имерети Вахтанга Горгасали азнауру Гуралидзе, 1432//Там же. С. 61). В 2 случаях моквели названы по именам - это Роман (нач. XV в.) и Савва (кон. XV в.) ( Такаишвили. Древности. 1909. Т. 2. С. 37; Какабадзе. 1924. С. 21). В грамоте Вахтанга Горгасали упомянут «драндел-моквели» (т. е. Драндско-Моквский архиерей), что, возможно, указывает на временное слияние 2 епархий ( Какабадзе. 1924. С. 61). Аналогичные случаи засвидетельствованы и в позднее время: в 1-й трети XVI в. известен Илия, архиеп. Моквский и Драндский ( Жордания. 1902. С. 4; Хорава. 1998. С. 50). После политического дробления единого груз. царства и последовавшего за этим отделения Абхазского Католикосата от Мцхетского М. е. вновь перешла под прямую юрисдикцию Абхазских католикосов (кон. XV в.). Моквели, как и других архиереев княжества Одиши (Самегрело), из числа монашествующих назначал мегрельский мтавар (владетельный князь) Дадиани (Джузеппе Джудиче. 1964. С. 93). В описаниях иностранных авторов XVII в. моквели упомянут то на 2-м (после Драндского и перед Бедийским: Арканджело Ламберти. 1938. С. 120; после Чкондидского перед Бедийским: Павел Алеппский. 1973. С. 71), то на 5-м (после Бедийского и перед Драндским: Макарий Антиохийский. 1982. С. 113) месте среди Одишских епископов. Арканджело Ламберти и Антиохийский патриарх Макарий III аз-Заим (1647-1672) явно следуют географическому принципу (перечисляют епархии с запада на восток или наоборот).

http://pravenc.ru/text/2564016.html

Амвросий (Хелая), Католикос Грузии священником в Сочи (1887-1892) и Сухуми (1892-1897). В 1892-1896 гг. инспектировал церковноприходские школы Сухуми, Нов. Афона и с. Лыхны . Овдовев, в 1897 г. поступил в КазДА. Во время учебы принял постриг с именем А. В 1901 г. окончил академию со степенью канд. богословия, защитив работу «Борьба христианства с исламом в Грузии». Труд А. получил высокую оценку, автору было предложено представить его после доработки на степень магистра, однако А. предпочел вернуться на родину. По возвращении в Грузию в 1902 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Челишского мон-ря . В 1904 г. переведен в Тифлис членом синодальной конторы и настоятелем Преображенского мон-ря. В 1905 г. за участие в движении за восстановление автокефалии Грузинской Православной Церкви , осужденном Святейшим Синодом РПЦ, выслан из Грузии в рязанский во имя Св. Троицы мон-рь , откуда в 1910 г. переведен в Новгородскую епархию. В Грузию вернулся в авг. 1917 г. 15 окт. 1917 г. хиротонисан во епископа Чкондидского, в 1918 г. переведен на Сухумо-Абхазскую кафедру с возведением в сан митрополита. В сент. 1921 г. на Поместном Соборе Грузинской Православной Церкви избран Католикосом-Патриархом всей Грузии. В апр. 1922 г. А. обратился с воззванием к участникам международной Генуэзской конференции, в к-ром обличал большевистскую власть и требовал проведения референдума о выводе из Грузии Красной Армии. Вскоре был арестован. 19 марта 1924 г. по обвинению в контрреволюционной деятельности приговорен к 7 годам тюремного заключения. в 1925 г. освобожден по многочисленным ходатайствам верующих и Местоблюстителя Патриаршего Престола Грузинской Православной Церкви митр. Христофора III (Цицкишвили) . После освобождения А. находился под домашним арестом без права совершения служб. Распространились слухи, что А. умерщвлен по приказанию властей. Во избежание волнений А. было разрешено провести службу, во время к-рой у него случился сердечный приступ. Его перевезли в Патриаршую резиденцию, где он скончался неск. дней спустя. Погребен в Тбилисском Сиони . А.- автор ряда сохранившихся в рукописях трудов по истории Грузии и Грузинской Церкви. В сент. 1996 г. А. был канонизирован на Поместном Соборе Грузинской Православной Церкви.

http://pravenc.ru/text/114372.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОН [груз. ] (Глонистависдзе), архиеп. Чкондидский Грузинской Православной Церкви (XII-XIII вв.), гос. и духовный деятель, глава гос. канцелярии. Занимал должность чкондидел-мцигнобартухуцеси (главы исполнительной власти Грузинского гос-ва) с позднего периода царствования Георгия III (1156-1184), а также после восстановления в 1190 г. В том же году св. царица Тамара пожаловала ему Самтависскую епархию и с. Кисисхеви. А. как первому визирю вменили в обязанность заботу о царских мон-рях - известно, что в 1184 г. при его участии был восстановлен арм. мон-рь Агарцин на территории царского домена. Из царской грамоты 1196 г. (или 1202), где А. упомянут как πρωτοπρτιμος (греч.- первый из самых почитаемых), известно, что он подвел водопровод к царскому мон-рю Шиомгвиме . Надпись мон-ря Ванис Квабеби в Джавахети 1198 г. (или 1204) гласит, что при А. было воздвигнуто ограждение названного мон-ря. С именем А. связано строительство и роспись главной церкви монастырского комплекса Кинцвиси , на ктиторской фреске к-рого он изображен с макетом церкви в руках. Предполагают, что А. изображен и на стене Колагирского пещерного мон-ря, на основании чего можно предположить, что в кон. XII в. именно под его началом произошло обновление и расширение мон-ря. В 1195 г. А. участвовал в Шамхорской битве груз. войска против полчищ азерб. атабага, предводительствуя воинам Крестом Животворящим и не прибегая к мечу. Возможно, он принимал участие и в Басианской битве 1203 г., как это отмечено в приписке к медицинскому трактату «Врачебная книга» (XIII в.), где под упомянутым чкондидел-мцигнобартухуцеси и πρωτοπρτιμος, можно предполагать, имеется в виду А. Ист.: /. . , 1936. С. XXII-XXIX; История и восхваление венценосцев/Изд . К. С. Кекелидзе. Тбилиси, 1954. С. 33-38, 60-62; . - //КЦ. Т. 2. С. 115-150; //Там же. Т. 2. С. 1-114; Жизнь царицы цариц Тамар/Пер. и введ. В. Д. Дондуа, примеч. М. М. Бердзенишвили. Тбилиси, 1985. С. 32-39.

http://pravenc.ru/text/115834.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010