Обращаясь к Первому посланию апостола Павла к Коринфянам (…каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня ( 1Кор. 3, 13–15 )), о. П. Флоренский делает такое умозаключение: «Дело каждого подвергнется огненному испытанию, в котором выгорит все нечистое и скверное, как очищается огнем золото и серебро (ср. Зах. 13, 9 ; Мал. 3, 2–3 ), в котором произойдет таинственное отделение негодной эмпирической личности от Богозданного “образа Божия”... Этот огонь – не наказание и не возмездие, а необходимое испытание. Если окажется, что сокровенный образ Божий не раскрылся в конкретном подобии Божьем то от необоженной самости его отнимется образ Божий; если же самость претворена в подобие Божие, то человек получит “награду” – внутреннее блаженство видения в себе подобия Божия, – творческую радость художника, созерцающего творение свое» (с. 230). Эту идею «рассечения» человека на две «личности» о. П. Флоренский усматривает в Писании. Он анализирует с этой точки зрения целый ряд текстов (напр.: Мф. 5, 29–30 , Мф. 24, 51 ; Лк. 12, 46 ; Мф. 25, 14–30 ; Мк. 9, 43–49 ; Евр. 4, 12 и др.). Таким образом, по его мнению, «“сам” человек спасется, а “дело” его сгорит. “Дело” человека, его самосознание [злое], отделившись от “самого” [человека] станет чистой мнимостью... кошмарным сном без видящего этот сон» (с. 233–234). «В геенне копошатся лишь призрачные “сны теней” и темные “тени снов”» (с. 247). Таков взгляд о. П. Флоренского на антиномию геенны. Однако утверждение им вечной дихотомии личности вызвало немало критических откликов. Большинство не увидело здесь решения проблемы. 2 . Особенную симпатию у сторонников осуществления идеи «Царства Божия на земле» снискала точка зрения «загадочного», по выражению С. Булгакова , мыслителя Николая Федоровича Федорова († 1903) 465 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

Однажды ученики, беседуя с Господом Иисусом, спросили Его: «кто же может спастись?» И услышали в ответ: «…человекам это невозможно, но не Богу: ибо все возможно Богу» (Мк.10:27). То есть, тогда когда в своей жизни мы восстановим приоритеты и права Бога, решать вместо человека и за человека что такое добро и зло, то есть, подчинимся Воли создавшего нас, тогда Он и может начать дело нашего спасения. Читаем: «Ныне не будьте жестоковыйны, как отцы ваши, покоритесь Господу и приходите во святилище Его, которое Он освятил навек; и служите Господу Богу вашему, и Он отвратит от вас пламень гнева Своего. Когда вы обратитесь к Господу, тогда братья ваши и дети ваши [будут] в милости у пленивших их и возвратятся в землю сию, ибо благ и милосерд Господь Бог ваш и не отвратит лица от вас, если вы обратитесь к Нему» (2Пар.30:8-9). Рейтинг: 8.7 Голосов: 445 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Евгений 28 ноября 2019, 02:25 Скользкое и непонятное слово " интеллигент " имеет латинские корни и означает мыслящий или думающий. Александр 4 декабря 2015, 22:44 Василию Н. Возможно о. Олег имеет в виду то, что эти священники были модернистами и многие их " богословские " и " философские " взгляды на вопросы веры являются, по сути, ересью. Спаси Бог! Евгения 21 октября 2015, 16:51 Благодарю. Многая и благая лета Вам, отец Олег. Господи, вразуми нас, даруй время для покаяния, исправления, укрепи нашу веру. Эмигрант 19 августа 2015, 10:44 Не слишком ли крутая статья?! Впечатление странноватое. Все в печку?! Мб я не прав, но здесь какой-то соблазн. Василий Н. 18 августа 2015, 13:38 " Если человек злоупотреблял трудами таких «богословов», как о. Павел Флоренский или о. Сергий Булгаков, то он попадал в «Богородичный центр» " . Не понял, а почему слово " богословы " в кавычках? Отец Павел Флоренский и отец Сергий Булгаков и были богословами, разве нет? Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/81416.html

Передо мной неотвязно стоит воспоминание, а вместе и предзнаменование грядущих событий и свершений. Это портрет наш, писанный нашим общим другом М. В. Нестеровым (в этом году также отошедшим из этой жизни) майским вечером 1917года, в садике при доме о. Павла. Это был, по замыслу художника, не только портрет двух друзей, сделанный третьим другом, но и духовное видение эпохи. Оба лица выражали для художника одно и то же постижение, но по-разному: одно из них как видение ужаса, другое же как мира, радости, победного преодоления. И у самого художника явилось сначала сомнение об уместности первого образа, настолько, что он сделал попытку переделать портрет, заменив ужас идиллией, трагедию благодушием. Но тотчас же обнаружилась вся фальшь и невыносимость такой замены, так что художнику пришлось восстановить первоначальное узрение. Зато образ о. Павла оказался им сразу найденным, в нем была художественная и духовная самоочевидность, и его не пришлось изменять. То было художественное ясновидение двух образов русского апокалипсиса, по сю, и по ту сторону земного бытия, первый образ в борьбе и смятении (а в душе моей оно относилось именно к судьбе моего друга), другой же к победному свершению, которое ныне созерцаем... Он обрел себе свое место упокоения. Такова христианская вера и христианское упование. Но мир как будто бы опустел без него для знавших его и любивших, стал унылым и скучным, и зовет за собой из мира Ушедший. «И взглянул я, – говорит Тайнозритель, – и вот великое множество людей, которого никто не может перечесть... стояло пред престолом и перед Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих... Это те, которые пришли от великой скорби... они пребывают перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его... и отрет Бог всякую слезу с очей их...» ( Откр.7:917 ). И верим, в их лике зрится иерей Божий Павел, мученик и исповедник Имени Христова. Н. О. Лосский 701 . История русской философии. 702 Гл. XIV. Отец Павел Флоренский Владимир Соловьев стал основоположником оригинальной школы русской религиозной философии. Эта школа включает в себя целую плеяду философов, наделенных разносторонними талантами и часто обладающих широкой эрудицией. Среди них особое место принадлежит отцу Павлу Флоренскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

По эсхатологическому учению П. А. Флоренского, благодатное обновление человечества продлится в лоне Церкви «до скончания века», когда всё сущее исполнит свою меру и взойдет в вечность после Второго Пришествия Христа, воскресения мертвых и Страшного Суда. Тогда преобразится и вещественный мир: «В начале Ты основал землю, и небеса — дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся» (Пс. 101:26–27). Образ бытия нового мира остается неизвестным, следовательно, логика его жизненных и культурных процессов тоже неизвестна. Духовное состояние нового мира красочно описывает библейский пророк Исаия: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда» (Ис. 11:6–9). Преображенное человечество станет обитать в некотором месте, названном в книге Апокалипсиса Новым Иерусалимом. О сущности Нового Иерусалима апостол Иоанн Богослов говорит так: «Се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» (Откр. 21:3). Город не будет иметь нужды в естественном свете, освещать его будет слава Божия, он станет вечным храмом человечества, его отчизной благости. Вряд ли возможно говорить содержательно о культуре, присущей его обитателям, но у П. А. Флоренского мы находим комментарий почти поэтический, относительно примирения противоречий в жизни «будущего века»: «Чем ближе к Богу, тем отчетливее противоречия. Там, в Горнем Иерусалиме нет их… Что-то великое, давно желанное и  все-таки вовсе неожиданное, — великая Радость Нечаянная, — явится вдруг, охватит весь круг земного бытия, встряхнет его, как свиток книжный скрутит небо, омоет землю, даст новые силы, все обновит, все пресуществит, самое простое и повседневное покажет во всеслепящем блеске лучезарной красоты. Тогда не будет противоречий, не будет и рассудка, ими мучающегося» с. 158]. Сам же порядок вечной жизни спасенного человечества остается евангельской тайной «будущего века».

http://bogoslov.ru/article/6177777

Скоро он вовсе скрылся в Сергиевом Посаде. С. И. Фудель 75 . Об о. Павле Флоренском (1882–1943) 76 По мере приближения Конца Истории, являются на маковках Святой Церкви новые, доселе почти невиданные, розовые лучи грядущего Дня Немеркнущего. Свящ. Павел Флоренский «Столп и утверждение Истины». Приоткрывая нам дверь в святыню первохристианского богослужения, апостол Павел в 14-й гл. 1 Послания своего к Коринфской церкви учит, что обладающие благодатным дарованием молитвенного разговора на незнакомых языках, или «говорящие тайны духом» (2), должны «молиться и о даре истолкования» (13), ибо «если я приду к вам и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением» (6). «Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу» (28). Эти слова об «истолковании» напомнил мне один человек, когда мы говорили с ним о духовном наследстве о. Павла Флоренского. Начало понимания Флоренского – это для многих может сделаться началом познания Церкви. Но общее понимание в богословской и философской образованности, при наличии колючей проволоки научной терминологии вокруг его работ, делают их почти недоступными для современного читателя. Уходит в потоке времени и облик его, из памяти его знавших и любивших. Продолжается, и в еще большей степени, чем при его Жизни, обеднение школьного богословия и затемнение понятия Церкви, то, против чего прежде всего направлялась его не всегда понятная мысль. Все это заставило меня попытаться передать и личный облик, и учение о. Павла, применительно к темам или письмам его основной книги. Эту работу я могу только начать, мало сил, знаний и возможностей для такой работы, мало материала, особенно биографического. Но боюсь откладывать, «искупующе время». Передам, что смогу, а потом буду уж не писать, а поджидать личной встречи и с ним, и со всеми, от кого сердце получало тепло, свет и радость. «Воскреснут мертвии, и восстанут сущий во гробех, и вси земнороднии возрадуются» (канон Великой Субботы). Но боюсь откладывать, «искупующе время». Передам, что смогу, а потом буду уж не писать, а поджидать личной встречи и с ним, и со всеми, от кого сердце получало тепло, свет и радость. «Воскреснут мертвии, и восстанут сущий во гробех, и вси земнороднии возрадуются» (канон Великой Субботы).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Совершенное конкретное единосущие в Царстве Божием есть не только совокупность субъективно–психических переживаний, т. е. чувств и стремлений нескольких лиц друг к другу, но и глубокое онтологическое преображение их. В самом деле, лица, любящие друг друга совершенной любовью, становятся носителями не только своей индивидуальной нормативной идеи, но также и идеи любимого; отсюда получается такое снятие обособленности лиц Друг от друга, такое сочетание их творческих сил, которое превращает их как бы в новое существо, глубоко отличное от каждого лица, взятого в отдельности, способное к творческим актам, столь высоким, что они представляются чудесными по сравнению с деятельностью обособленной личности. Для пояснения онтологического преображения любящих друг Друга лиц Флоренский приводит слова Иисуса Христа: «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного. Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 19–20). Действительно, безусловное согласие двух лиц во всем, достигающее полного единодушия их, возможно лишь при полном освобождении от эгоистической самости и следования обоих любящих друг друга лиц единой воле Божией. Такая совершенная любовь, говори Флоренский, есть «восхождение людей в таинственную духовную атмосферу около Христа, приобщение Его благодатной силе»., она «претворяет их в новую духовную сущность, делает из двух частицу Тела Христова, живое воплощение Церкви» (С. 421). Отсюда ясно, что любовь к индивидуальной личности есть высшее проявление жизни вообще и нравственной жизни в частности. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так это могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто. Если я раздам все имение свое и отдам тело свое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится. Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переноси Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится» (Ап. Павел, 1 Кор. 13, 1–10).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

Список использованной литературы 10 : 1. Священник Павел Флоренский. Иконостас. 2. Священник Павел Флоренский. Обратная перспектива. 3. Л. Успенский. Богословие образа. 4. Князь Е. Трубецкой. Умозрение в красках. 1 В библеистике принято ради соблюдения традиции (почти) неназывания этого имени обозначать его как Тетраграмматон (греч. ‘Четырехбуквенник’). — Ред. 2 Вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится (Дан 7:13–14). 3 Это не относится к современной практике копирования икон; среди копий самые распространенные — бумажные. — Ред. 4 Не следует смущаться тем, что теперь стало возможным пользоваться готовыми пигментами, поскольку они изготавливаются должным способом. — Ред. 5 В теории иконописи различают произведения канонические и святыни; последние создаются хотя и с нарушением канонов, но с должным благоговением. Канонические иконы не нуждаются в освящении, святыни нуждаются и могут употребляться в молитвенном обиходе именно при условии освящения, которое означает, что служитель алтаря видит высшее предназначение данного изображения и свидетельствует о нем. “Неканонические” священные изображения, которым люди молятся и получают просимое, в своем дальнейшем бытии обретают статус иконы наряду с изображениями каноническими. Изображение Спасителя, хранимое в храме Илии Обыденного и написанное священномучеником святителем Серафимом (Чичаговым), вряд ли можно отнести к числу канонических, но оно неоспоримо благодатно и к нему припадают с молитвой тысячи верующих. Столь же “неканонична” чудотворная икона Богородицы “Трех радостей” в храме Троицы на Грязех, подающая благодатную помощь молящимся. Но такие случаи редки, а в нынешнем обиходе, к сожалению, чрезвычайно распространилась “самодеятельная” икона крайне низкого художественного качества и сомнительных духовных свойств. — Ред.

http://pravmir.ru/o-pravoslavnom-pochita...

Ср. толкование, приведенное в: Толковая Библия, т. 1, с. 165. 27 Флоренский П. А. Столп и утверждение Истины. В кн.: Флоренский П. А. [Соб. соч.,] т. 1, ч. 1, с.23. 29 Ср.: «Песнь Песней есть наивысшее из всех ветхозаветных пророчеств Мессии». – Толковая Библия, т. 2, с. 40. 30 Троица существовала извечно. Только так может объясняться постоян-но повторяющаяся при творении фраза «И сказал Господь Бог», которою предваряется сотворение тьмы и света, неба и земли и т.п. Кому сказал? Что значит: «В начале было Слово»? Автор этого предложения, Апостол и Евангелист Иоанн отчетливо разъясняет, с Кем Бог говорил, и что это за Слово: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Иоанн 1:4). Так объясняется и мно-жественное число глагола «сотворим», которою Бог начинает каждый акт Своего творения: разумеется, тогда множественное число не могло, как это делается в наше время, использоваться относительно одного лица как знак должного уважения. 34 Ср.: «Которые хранят Мои субботы и избирают угодное Мне и крепко держатся завета Моего, – тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя » (Исайя 56:5); «И убьет тебя Господь Бог, а рабов Своих назовет иным именем » (Исайя 65:15). 36 Слова Господа об Илье («Я пошлю к вам Илию пророка пред наступле-нием дня Господня, великого и страшного» – Мал. 4:5 ) в евангельских событиях служило поводом для сомнений в божественной сущности Христа. Отвечая на вопрос «Как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде?», – Христос говорит об Иоанне Крестителе, называя его Илией: «Илия пришел, и поступили с ним, как хотели» ( Марк 9:11–13 ). 37 В апокрифической литературе существует «Книга Еноха», сохранив-шаяся в эфиопском переводе, переведенная в XIX в. на немецкий (Лейпциг, 1853) и на русский (Казань, 1888) языки. Учитывая особую значимость чисел в Библии, невольно обращается внимание на то, что возраст Еноха, обозначенный числом «триста шестьдесят пять лет» ( Быт. 5.23 ), несопоставим с возрастом ни одного из допотопных патриархов от Адама до Ноя включительно: их возраст колеблется от 969 (Мафусал, дед Ноя) до 777 лет (Ламех, отец Ноя).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristia...

Эти люди в крещении и жизни сораспялись Христу, и гвозди, разодравшие Пречистые Руки Спасителя, разодрали бывшее против них рукописание. Эти люди свидетельствовали перед людьми о Христе, и вот Он свидетельствует о них пред Отцем Своим и ангелами ( Мф. 10:32 ). Нет, не осудит их Бог , не ввергнут их ангелы в огонь неугасимый. Они пред земными исповедали Небесного, а теперь перед Небесными будут исповеданы земные. Откр.3:6 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам. Шестое послание Откр.3:7–8 И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит: знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего. И Ангелу Филадельфийской церкви напиши . К филадельфийской Церкви, как и к смирнской, у Христа нет никакого упрека. Смирнская Церковь – Церковь гонимая, очищенная страданиями. Филадельфийская – Церковь , в своей немощи искренно служащая Богу, и Им обильно укрепляемая. Ей предстает Христос, как Святый . Он Свят, и нет в Нем никакого греха. Он свят, велик и страшен как Бог . Он и единственный Святой и Безгрешный в роде человеческом. О нем Церковь неумолчно воспевает на Божественной литургии: «Един Свят един Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь». Он Сам сказал о Себе: Я есмь Истина ( Ин. 14:6 ). Не только в Боге всякая истина, но Он Сам Истина и есть. Христос и Истина тождественны. Интересно, что этимологически слово «истина» сближается с глаголом «есть» (истина-естина). Так что «истина, – подчеркивает отец Павел Флоренский , – согласно русскому о ней разумению, закрепила в себе понятие абсолютной реальности: Истина – «сущее», подлинно существующее, в отличии от мнимого, не действительного, бывшего» ( П. Флоренский . Столп и утверждение Истины. М., 1914, с. 15–16). Он – Истина и Он Истинный, а потому всякая истина ведет к Богу. Это ложь нашего века, что наука, истина опровергают Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

10 . «...Укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. 11 . Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских. 12 . Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. 13 . Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. 14 . Итак, станьте, препоясавши чресла ваша Истиною, и облекшись в броню праведности. 15 . И обув ноги в готовность благовествовать мир. 16 . А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого. 17 . И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие». В наставлениях апостола Павла все значительно, все имеет прямое отношение к символике разбираемого экслибриса. Отметим некоторые различия в композиции экслибрисов, творчески разработанной и А. А. Сидоровым , и В.А. Фаворским. Если в экслибрисе Сидорова воин, закованный в латы («броню праведности») и притом насквозь пронзенный стрелой, стоит неподвижно, то у Фаворского – правой рукой он сжимает рукоять меча, и вся фигура обретает движение благодаря развороту плеча и подчеркнуто отставленной в сторону правой ноге. Все в этом, исполненном действия образе удивительно соответствует словам апостола, призывающего укрепляться Господом и «могуществом силы Его», взять «щит веры» и «меч духовный», именуемый Словом Божиим. В отличие от «вогнутости» пространства в экслибрисе Сидорова, контрастом ему в экслибрисе Фаворского является прямоугольная плоскость пространства, в котором даны Рыцарь, опирающийся на видимую (то есть «действительную») поверхность пространства, и надпись, размещенная так, что слова «священника Павла Флоренского» отделены и укрупнены в сравнении с начальными словами текста «Из книг», расположенными вверху и менее отчетливо. Главный акцент и упор дан на слове СВЯЩЕННИКа (выделено оно и тем, что окончание слова отстоит от предшествующего буквенного ряда). Заметным отличием в экслибрисе Фаворского является ЩИТ с весьма сложной символикой: древо, «разсеченное рядом плоскостей» Это может быть гениалогическим древом, от которого произрастает священнический род с многоплановостью жизненных устремлений его представителей.

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010