В 1926 г. монастырь закрыли, однако до 1929 г. в монастырских храмах продолжались богослужения. В 1927 г. храм прп. Серафима Саровского и блгв. кн. Анны Кашинской был перестроен в первый в Москве крематорий. С 1934 г. в монастыре находился Музей архитектуры. В 1946 г. возобновились богослужения в Малом соборе.В 1991 г. был освящен Большой собор. 19.02.1992 г. в Малом соборе произошло обретение мощей Святейшего патриарха Тихона. Богослужения в храме прп. Серафима Саровского на новом кладбище возобновлены в 1998 г. См.:Православные монастыри. С. 389–393; Сорок сороков. 2004. Т. 1. С. 281–312. Антоний (Флоренсов Михаил Семенович, 27.08.1847–20.02.1918) – епископ Вологодский и Тотемский (1894–1895). В 1890–1894 гг. епископ Острожский, викарий Волынской епархии. С 1895 г. на покое. Подробнее об епископе Антонии (Флоренсове) см.: Дневник. Т. 1. С. 586.) 133 (...описание моего путешествия «В стране священных воспоминаний». – В книге приводятся впечатления от поездки, совершенной в 1900 г. группой студентов и преподавателей МДА во главе с ректором епископом Арсением(Стадницким) в Палестину и Сирию с посещение Константинополя, о. Халки, Афона. В ней представлено 60 фотографий, большую часть которых сделал епископ Арсений; см.: В стране священных воспоминаний. СергиевПосад, 1902.) 134 (Ризничий о. Палладий – Палладий (Добронравов Николай Дмитриевич, 18.11.1865–1922) – епископ. Родился в семье коллежского советника Могилевскойгубернии. Окончил МДС (1887) и МДА со степенью кандидата богословия(1891). В 1888 г. пострижен в монашество, 15.04.1890 г. рукоположен во иеромонаха. С 02.10.1891 г. смотритель Коломенского, затем ЗвенигородскогоДУ. С 1892 г. преподаватель Вологодской ДС, с 1894 г. преподаватель Могилевской ДС, с 1896 г. преподаватель Тульской ДС. В 1897 г. возведен в санархимандрита; наблюдатель миссионерских курсов КазДА. В 1899 г. удостоен степени магистра богословия; назначен ректором Литовской ДС. С 1901 г. синодальный ризничий. 06.12.1903 г. хиротонисан во епископа Вольского, викария Саратовской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Елпидифор Андреевич Богословский (24.10.1827-07.06.1906) – сын дьячка Спасо-Нуромской церкви Грязовецкого уезда. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1850) по 2-му разряду. С 27.11.1851 священник Вологодской градской Воскресенской церкви. С 27.11.1860 священник Сретенской церкви г. Вологды. См. Клировая ведомость Сретенской церкви г. Вологды за 1904 г.//ГАВО. Ф. 1063. Оп. 33. Д. 60. Л. 2 об.-3 об.; ВЕВ. 1906. 13. С. 278. Иоанникий (Иоанн Афанасьевич Казанский; 1839–15.12.1917) – выпускник Орловской духовной семинарии (1863) и Московской духовной академии (1872); в 1864 г рукоположен в дьяконы; на последнем курсе академии пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха. С 1872 г. преподаватель Олонецкой духовной семинарии С 1879 г. смотритель Петрозаводского духовного училища. В 1881 г. возведен в сан архимандрита, был ректором Донской (1882) и Смоленской духовной семинарии (1884). С 1885 г. настоятель Витебского Маркова монастыря. В 1888 г. рукоположен в епископа Великоустюжского викария Вологодской епархии. С 1891 г. епископ Владикавказский. С 1892 г. – епископ Михайловский, а с 1894 г. Углический, викарий Ярославской епархии. С 1901 по 1908 г. епископ Архангельский. Проживал на покое в московском Донском монастыре до своей кончины, дата которой подтверждается дневниковыми записями еп. Антония (Флоренсова). См. Д,Н.Н. Епископ Иоанникий (Казанский)//Православная энциклопедия. Т. 25. М., 2010. С. 105-106; Игумен. Андроник (Трубачев). Епископ Антоний (Флоренсов), старец московского Донского монастыря. Сергиев Посад, 2019. С. 513-514. 1888 г. Видимо, речь идет о Полиевктове Алексее священнике Шонгской Николаевской церкви Никольского уезда. В 1880 г. перемещен к Георгиевской Кобыльской церкви. В 1882 г. переведен к Космо-Дамиановской Еловинской церкви. Уволен за штат в 1883 г. См. Алексей Полиевктов//Православные монастыри и приходы Севера http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=5612 . Василий Иванович Пшеницын (ок. 1861 г.р. – после 1917) – сын священника Юзской Воскресенской церкви Никольского уезда Иоанна Петровича Пшеницына. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1881), священник Иоанно-Богословской Ивановской церкви Вологодского уезда (1885), «по прошению перемещен к сей Юзской Воскресенской церкви Никольского уезда» (15 апреля 1888 г.) (Клировая ведомость Юзской Воскресенской церкви Никольского уезда за 1917 г.//ГАВО. Ф. 1063. Оп. 1. Д. 1217. Л. 3 об. – 4 об.).

http://bogoslov.ru/article/6175449

Д. Брянцева , спросил еписк[оп] Антоний. Ему сказали. Брянцев вышел вперёд и подошёл под благословение. Всед зя Б[рянце]вым оказался Е. Н. Спасский . “Опять помощник инспектора? В отставку”. Он такой неожиданности Е. Н-ч. буквально присел. “А сколько у вас ещё будет помощников инспектора?” — спросил архиерей. Узнав, что в нашей семинарии четыре помощника инспектора, он, топнув ногой, воскликнул: “Это зачем? Я на Волыни при помощи Божией управлялся легко при меньшем числе членов инспекции. Будет двоих”. Я уже ранее слышал, что Пр[еосвящен]ный, в интересах сбережения епархиальных сумм, хотел прежде всего закрыть должность епархиального помощника инспектора. Поэтому я приготовился выслушать уже грозное: “в отставку”, но епископ молча благословил меня, не обратив на меня внимания. Представление кончилось. Крайне удручённые всем виденным и слышанным, педагоги стали удаляться из архиерейских покоев. Все одинаково поняли, что новый епархиальный (л. 246 об.) начальник не оставит семинарию в покое и будет вмешиваться во все её дела. Так конечно и случилось. Ко всему этому нужно ещё прибавить, что нашлись лица, которые при всяком удобном и неудобном случаях старались чернить семинарию и некоторых служащих в ней пред архиереем» . Новые решительные педагогические и организационные меры так и не были проведены в жизнь. Преподавание, в том числе и по древним языкам, велось в дальнейшем в Вологодской семинарии вполне традиционными средствами. Е. Н. Спасский, как и вскоре лишённый епархиального содержания Н. А. Ильинский, были оставлены на службе, а Ильинский даже был особенно положительно отмечен в отчёте ревизора П. И. Нечаева . Это ещё раз подтверждает нередко встречающееся в свидетельствах современников суждение о малой способности епископа Антония к административной деятельности. Педагогические же его принципы, хоть и выгодно отличались от общепринятых в то время некоторым оттенком гуманности, имели в большей степени теоретический характер . Кто были упоминающиеся лица, чернившие «семинарию и некоторых служащих в ней» перед архиереем, точно указать затруднительно.

http://bogoslov.ru/article/6174623

335  16 мая 1913 г. в Св. Синод были представлены и заслушаны доклады архиеп. Антония Волынского, еп. Никона Вологодского и С. В. Троицкого об Афонском Деле. Во всех этих докладах учение о. Илариона и о. Антония (Булатовича) было признано ересью. По поручению Св. Синода сводку всех докладов в виде послания к чадам Православной Церкви составил архиеп. Сергий Финляндский. И послание, и доклады были опубликованы в «Церковных Ведомостях» и «Прибавлениях» к ним 18 мая 1913 г. 339  Анафема неправо мудрствующим и учащим о Имени Божием, сиречь имяборцам. Составлена в 1351 г. по определению церковного собора в Константинополе: «Всем, иже мудрствуют и глаголют, яко Имя Божие знаменует токмо Существо Божественное, и не исповедают Богодуховенного Церковного Учения Святых, яко Имя Божие назнаменует равне и Божественные действия, и всем их нечестивым словесам и писанием; АНАФЕМА». Ср.: «Анафема всякому, кто, подобно Варлааму, думает и говорит, что Имя Божества принадлежит лишь существу Божию, а не Его деятельности (энергии)» (Иеросхимонах Антоний (Булатович). «История Афонской смуты». – Пг., 1917, стр.79). 340  «Церковные Ведомости», издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде, 1913. 18 мая. Здесь, на с. 277–286 помещено Послание Синода: «Божею милостию. Святейший Правительствующий Всероссийский Синод всечестным братиям, в иночестве подвизающимся». Это Послание в «Прибавлениях» к тому же номеру сопровождалось обширной статьёй С. Троицкого (преподаватель СПб. духовного училища) «Великое искушение около святейшего Имени Божия» (стр. 853–909). В архиве священника Павла Флоренского сохранились переплетённые в один том Послание и статья С. Троицкого с вплетёнными чистыми листами. Листы, вплетённые между листами статьи С. Троицкого, испещрены пометами, листы же, вплетённые между листами Послания, чисты. В конце около фамилии С. Троицкого поставлена и сделана следующая сноска: «Редко при боголепной или добродетельной фамилии люди бывают порядочными! Lucus а non lucendo». («Роща не светит» выражение означающее нелепость). См.: «Начала». 1995.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

В конце XIX в. уроженец Симбирской епархии епископ Вологодский и Тотемский Антоний (в миру - Михаил Семенович Флоренсов), зная память и любовь симбирян к закрытой почти 150 лет назад Соловецкой пустыни, принял решение помочь восстановить ее. Изыскав средства, он выкупил у Крестьянского поземельного банка принадлежавшую ранее пустыни землю в количестве 23 десятин (25,1 га), построил здесь два небольших деревянных дома с необходимыми хозяйственными постройками для помещения насельников пустыни. В 1909 г. в пустыни появились первые монахи. В том же 1909 г. на средства благотворителей в пустыни построена небольшая деревянная однопрестольная церковь во имя свв. преп. Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев. 5 сентября 1910 г. эта церковь была освящена Архиепископом Симбирским и Сызранским Иаковом и епископом Антонием в сбслужении ректора Симбирской духовной семинарии протоиерея А.В. Стернова, кафедрального протоиерея С.С. Медведкова и протоиерея М.Ф. Троицкого, в сопровождении пения архиерейского хора под управлением регента С. П.Я. Годинского, при большом стечении богомольцев из окрестных селений и Симбирска. Жители Симбирска были заранее оповещены о предстоящем торжестве. Староста Кафедрального собора, симбирский купец М.Д. Кузьмичев предоставил для перевозки желающих присутствовать при освящении церкви несколько своих пароходов. Так началась новая жизнь возрожденной Соловецкой пустыни. Вскоре в пустыни был построен еще один, больших размеров, деревянный дом для помещения иноков. 10 октября 1911 г. в Симбирск прибыла присланная для Соловецкой пустыни, по просьбе епископа Симбирского и Сызранского Вениамина, икона свв. преп. Зосимы и Савватия Соловецких. Икона эта была освящена на раках преподобных в Соловецком Ставропигиальном Зосимо-Савватиевом монастыре на Белом море и передана возрожденной пустыни в залог духовного общения и единения. 22 октября икона торжественно была перевезена в Соловецкую пустынь на пароходе, предоставленном купцом М. Д. Кузьмичевым. На том же пароходе в пустынь прибыло более 200 паломников из Симбирска. На месте икона быда встречена большим крестным ходом со множеством (более 300 чел.) богомольцев из соседних селений и перенесена в пустынскую церковь. Выделялась в пустыни также помещенная за левым клиросом Иверская икона Божией Матери, представлявшая точную копию иконы у Иверских врат в г. Москве. Одна из икон Соловецкой пустыни - Святителя Николая Чудотворца с изображением Святой горы с. Промзина с Никольской часовней в настоящее время находится в Свято-Богородице-Неопалимовском кафедральном соборе г. Ульяновска.

http://sobory.ru/article/?object=52386

Среди иерархов Российской Церкви в этот период нет единодушия по отношению к имяславцам. Одни иерархи, такие как митрополит Киевский Владимир, архиепископы Волынский Антоний, Новгородский Арсений и Финляндский Сергий, бывший Вологодский Никон, епископ Елисаветградский Анатолий, относятся к имяславцам крайне негативно. Другие, в частности, митрополиты Московский Макарий и Киевский Флавиан, епископы Верейский Модест, Волоколамский Феодор, Дмитровский Трифон, относятся к имяславцам скорее сочувственно, причем некоторые (как например, епископ Модест) своего сочувствия не скрывают. Разногласия наблюдаются даже внутри Синода, из-за чего в решениях Синода имеет место некоторая непоследовательность и двусмысленность. В 1914–1916 годах, несмотря на затишье в имяславских спорах, продолжается работа по созданию философской базы имяславия. Временно умолкают прежние защитники имяславия из числа»высокопросвещенных российских богословов»(Флоренский, Новоселов). В то же время возникают новые яркие имена (Эрн). Вся эта работа приведет к новому всплеску богословия имени Божия в трудах Лосева и Флоренского в 20–е годы (о чем будет сказано в следующей главе). Добавим, что описываемые процессы происходят на фоне растущего в стране недовольства деятельностью государственных структур, усиления революционных настроений. Продолжает стремительно падать авторитет высшей церковной власти в лице Святейшего Синода; вновь, как и в 1905 году, звучат голоса, призывающие к церковной реформе. Накануне созыва Всероссийского Поместного Собора для многих становится очевидным, что синодальная форма управления Церковью изжила себя, как изжило себя и то богословие, на котором Синод строил защиту своих позиций. Глава 11. Собор, революция, подполье Последней попыткой имяславцев добиться справедливого, с их точки зрения, решения по их делу было обращение к Поместному Собору 1917–1918 годов. На этом историческом Соборе, подведшем черту под двухсотлетним синодальным периодом русской церковной истории и восстановившем патриаршество, обсуждались многие важнейшие вопросы церковной жизни, в том числе вопрос о почитании имени Божия. Однако в ходе Собора удалось лишь начать обсуждение этой темы. В настоящей главе нам предстоит рассмотреть те немногие дошедшие до нас материалы, которые связаны с обсуждением темы имяславия на Поместном Соборе. Далее речь пойдет о деятельности»московского кружка»имяславцев в послесоборный период. Заключительный раздел главы будет посвящен судьбе имяславцев после революции 1917 года.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

Насильственное изгнание имябожниками игумена Иеронима с частью братии из Андреевского скита. 29 января. Кинот (афонское соборное управление) отлучает от церковного общения «иеромонаха Антония и архимандрита Давида, как зловерных, а вместе с ними и всех единомышленников их» т. 1, с. 387] и весь Андреевский скит. Иеросхимонах Антоний (Булатович) и архимандрит Давид не подчиняются решению кинота и продолжают совершать богослужения. Январь. Послание на Афон члена Святейшего Синода архиепископа Никона (Рождественского) , бывшего Вологодского, с увещанием не читать книгу «На горах Кавказа», послужившую «причиной разномыслия в великом деле иноческом» [Там же]. 15 февраля. Грамота на Афон новоизбранного Константинопольского патриарха Германа V с требованием к иеросхимонаху Антонию (Булатовичу) и архимандриту Давиду явиться на суд (в Константинополь поехал только архимандрит Давид, который «вину распространения ереси, и беспорядка, и бунта в скиту свалил на Булатовича» 11, с. 37 , а сам Булатович отправился в Россию). 5 апреля. После нового рассмотрения вопроса богословами Халкинской школы Константинопольский патриарх Герман V посылает на Афон грамоту, в которой учение имябожников называется «хульным злословием и ересью» 22, с. 37 . 9 апреля. Ответ афонских имябожников архиепископу Никону, в котором говорится о «не замеченной доселе богословами догматической истине» c. 38]. Апрель. Прибывший из России на Афон игумен Арсений возглавляет андреевских имябожников, организует в скиту «Союз исповедников имени Господня во имя архистратига Михаила» и рассылает свои листовки по всей России. Преследование братии скита имябожниками усиливается. Весна. Выходит в свет «Апология» иеросхимонаха Антония (Булатовича) с предисловием священника Павла Флоренского , изданная «Религиозно-философской библиотекой» М. А. Новоселова. 16–18 мая. Заседание Святейшего Синода, на котором были заслушаны доклады архиепископа Волынского Антония, архиепископа Никона и кандидата богословия С. В. Троицкого . Послание Святейшего Синода «Всечестным братиям, во иночестве подвизающимся», с осуждением «новоизмышленного учения», как ереси.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/afo...

Там же. Л. 247 об. Там же. Л. 250 об. См. также приложение. Николай Ефграфович Якубов (1837 — 24.03.1918 н. ст.) окончил Вологодскую семинарию (1858) и Московскую академию (1862), преподаватель Вологодской семинарии до 1877 г., когда был назначен смотрителем Вологодского духовного училища (до 1895 г.). «С 1883 г. после смерти кафедрального протоиерея Нардова» определён настоятелем кафедрального собора (19.12.1883). 26 декабря 1883 г. рукоположен во священника, 1 января 1884 г. — протоиерей (ВЕВ. 1889. 16. С. 265; Метрическая книга Покровской Казанской церкви г. Вологды на 1918 г.//ГАВО. Ф. 496. Оп. 60. Д. 25. Л. 164 об. — 165). С 1881 г. епархиальный цензор, цензор Вологодских епархиальных ведомостей. Почётный член Вологодского отдела Союза русского народа. 19 октября 1907 избран в 3-ю Государственную думу от съезда землевладельцев. Входил во фракцию правых (Государственная дума Российской империи. Т. 1. 1906–1917. М., 2006. С. 754). «…Это человек был старого закала… Высокого роста, статный, с тщательно расчёсанной бородой, он своей фигурой выдавался весьма заметно среди городского духовенства. Держал себя с лицами, стоявшими не только на одинаковой с ним ступени, но занимавшими более высокое положение, гордо, и когда с кем разговаривал, то получалось такое впечатление, что он как будто далает большое снисхождение, разговаривая с тем или иным лицом» ( Ильинский Н. А . Из далёкого прошлого//ГАВО. Ф. Р-5250. Оп. 1. Д. 1. Л. 320 об). Андроник ( Трубачёв ), игум . Епископ Антоний (Флоренсов), старец московского Донского монастыря. С. 22. Якубов Н. Е. , прот. Последнее литургийное служение в Вологодском кафедральном соборе Преосвященного Антония, бывшего епископа Вологодского и Тотемского, и отбытие его из Вологды//ВЕВ. 1895. 14. С. 235–237. Вологда (от нашего корреспондента)//Московский листок. 1895. 192. С. 3. Ильинский Н. А . Из далёкого прошлого//ГАВО. Ф. Р-5250. Оп. 1. Д. 1. Л. 250. Ильинский Н. А . Из далёкого прошлого//ГАВО. Ф. Р-5250. Оп. 1. Д. 1. Л. 247. Епископ Алексий (Соболев; 1836 — 02.02.1911) правящий вологодский архиерей с июня 1895 г.

http://bogoslov.ru/article/6174623

Оценивая соответствие фактического материала повести с действительностью, она может быть названа документальной: вероятно, книга писалась на основе дневниковых записей — на это указывает и внешнее оформление в виде дневника и изменяющиеся на протяжении книги авторские интонации и взгляд на жизнь. Впрочем, достоверность свидетельства об о. Антонии (Флоренсове) не следует переоценивать — обвинения в пьянстве и сумасшествии не более чем слухи и сплетни, распространявшиеся среди семинаристов. Заметим, однако, что обвинения в пьянстве были достаточно устойчивыми. Обновленческий протоиерей Тихон Шаламов писал в 1923 г. об Антонии (Флоренсове): «Вологодскую кафедру короткое время занимал преосв. Антоний, по рассказам, человек очень умный и решительный, но, к сожалению, не свободный от распространённого в духовенстве недуга: он временами страдал пристрастием к спиртным напиткам» . Весьма осторожный в обвинениях на других Н. А. Ильинский (другие его свидетельства — ниже) пишет также про вологодский период: «Передавали факты, заслуживающие полного доверия, что епископ страдает всероссийским недугом и нередко находится в состоянии невменяемости. Рассказов про образ жизни еп. Антония ходило много, часто чисто фантастических и большею частию мало вероятных и умышленно выдуманных. Но все охотно верили этим рассказам и басням» . Как видим, и здесь дело не идёт дальше передачи чужих (хотя и достоверных) мнений. Во всяком случае поведение вл. Антония было весьма эксцентричным — объясняли его по-разному. Волынь. Архимандрит Симеон (Покровский) В знаменитой «Хронике моей жизни» архиепископа Саввы (Тихомирова) мы находим письмо к нему от 28 декабря 1890 г. архим. Симеона (Покровского). Об Антонии (Флоренсове) в нём говорится следующее: «Во время путешествия и трёхдневного пребывания у Преосвященного мы много говорили и говорили откровенно, но и теперь Преосвященный для меня загадка. Для характеристики его считаю необходимым указать, во-первых, на то, что он считает себя учеником Преосвященного Самарского Серафима (опасно больного в настоящее время), которого прямо называет гениальным человеком, как администратора, юриста, политика и учёного.

http://bogoslov.ru/article/6174623

99) счет, заставившую всех сослуживших засмеяться. После литургии Владыка приветствовал присутствовавшую в храме паству речью, в которой особенно отметил некоторую необычайную [черту?] назначения его на Вологодскую кафедру, состоявшую в том, что в тот самый день, когда скончался покойный епископ Израиль, он сам был тяжко болен и также готовился к отходу в вечность. Речь епископа Антония особенного впечатления не произвела, а манера служения произвела впечатление далеко не выгодное для него. Особенно не понравилось вологжанам, привыкшим к чинности и плавности служения покойного преосвящ. Израиля то, что еп. Антоний никак не может стоять покойно: переминается с ноги на ногу, склоняется всем корпусом то на одну, то на другую сторону, то назад, то наперед, возгласы говорит слишком торопливо, благословляет так, что нет возможности разобрать — благословение ли он преподает или делает какой-то недовольный жест рукой, а что всего более не понравилось, так это то, что Владыка худо крестится, (л. 99 об.) выходит тоже что-то не похожее на крестное знамение. Конечно в существе дела это все мелочи, но такие мелочи, которые много способствовали невыгодности общего впечатления. Все однако с первого же взгляда решили, что Владыка больной человек. Прямо тут мне, при выходе из церкви, высказывалось, что ненадолго-де приехал новый архиерей, недолго наживет. После литургии все сослужившие были приглашены в архиерейские покои. Здесь произошел небольшой эпизод курьезного характера. Когда чай был кончен, гости встали, чтобы откланяться, но Владыка остановил, попросив остаться, что “нужно-де подкрепиться после служебных трудов и чем-ниб[удь] более существенным, нежели чай”, и при этом обратился к эконому, тут же бывшему, с приказанием распорядиться на счет закуски. Эконом, не предвидевший подобного обстоятельства и знавший, что никаких запасов на сей предмет нет, и доложил, что извините, мол, Ваше Пр[еосвященст]во, у нас ничего не приготовлено. Владыке это не понравилось. “Как, ужели в архиерейском доме не найдется куска пирога или хотя какой-ниб[удь] икры и бутылки вина? Идите и распорядитесь сейчас же!” Старик, делать нечего, пошел.

http://bogoslov.ru/article/6174623

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010