Кроме того, замечателен контраст восприятия владыки Антония вологодским духовенством и московскими обывателями. Для последних епископ на покое (а отчасти и в опале) был старцем — чудотворцем и прозорливцем. Недоумение по этому поводу вологжан передают воспоминания В. К. Лебедева, участника Церковного собора 1917–1918 гг.: «Замечательно, в Москве Преосвященный Антоний пользовался у многих любовью и слыл даже за ясновидящего, многие приходили к нему за советами. Здесь он скончался 20 Февраля — 5 Марта 1918 г. во время заседания в Москве собора; и мне пришлось быть на погребении Епископа Антония. Отпевал его Архиепископ Антоний (Храповицкий) с другими иерархами при большом стечении народа» . Заключение Практически все исследования, касающиеся фигуры епископа Антония (Флоренсова) (см. обзор в начале статьи), следуют его схематичному «послужному списку», предложенному о. Андроником (Трубачёвым) ещё в статье 1981 г., а именно после успешной службы викарием Волынской епархии епископ Антоний становится правящим Вологодским архиереем, в Вологде он сталкивается с плачевным положением в семинарии и в епархии в целом, берётся (может быть, несколько резко) за улучшение дел в епархии, но сталкивается с противодействием викария епископа Великоустюжского Варсонофия. Приехавшая комиссия удаляет Варсонофия и оправдывает Антония. Однако через небольшое время он заболевает и уходит настоятелем в Спасо-Яковлевский монастырь, но здоровье его не поправляется, и он уходит на покой в московский Донской монастырь . Дневниковые записи и личная переписка современников еп. Антония, сохранившаяся в архивах, показывают, что деятельность вл. Антония не была столь однозначна и воспринималась разными людьми по-разному. В Волынской семинарии он имел глубокий конфликт с ректором архимандритом Симеоном, принёсший много неприятностей обеим сторонам. Ещё более масштабным оказался конфликт со значительной частью местного духовенства в Вологде. Из приведённых нами упоминаний выясняется, что в противостояние это были вовлечены и семинария, и викарий, и консистория. По всей вероятности, выводы экстренной ревизии были столь неблагоприятны для епископа Антония, что он и был уволен «на покой».

http://bogoslov.ru/article/6174623

Епископ Антоний (Флоренсов) (1847–1918) Епископ Антоний (в миру Михаил Симеонович Флоренсов) родился 27 августа 1847 года в селе Труслейка Симбирской губернии. Родители его из духовного сословия. Окончил Симбирскую Духовную семинарию и Киевскую Духовную академию. В 1878 году рукоположен во священника в Симбирском кафедральном соборе. В 1887 году был назначен ректором Самарской Духовной семинарии. В этом же году пострижен в монашество (овдовел в 1882 году). В 1890 году хиротонисан во епископа. Возглавлял Волынскую, Вологодскую и Ростовскую кафедры. С 1898 года находился на покое в Донском монастыре, где и скончался 20 февраля 1918 года. Похоронен на монастырском кладбище. Духовные беседы (Беседы записаны Христиной Сергеевной Арсенеевой 13 июля 1909 г. Понедельник. В Донском. Нам было известно, что в этот день вечером, в 6 часов, в Донской монастырь придут к епископу Антонию два депутата от старообрядцев: священник Дмитриевский и товарищ председателя весеннего старообрядческого съезда в Нижнем поговорить с владыкой и объяснить ему свое дело до него. Они приходили к нему дня за два-три перед этим, и вот как владыка рассказал нам об этом их визите. Часов в 11 утра к нему приехал преосвященный Иоанн, вернувшийся из командировки с Дальнего Востока, знаток по старообрядчеству. И надо же случиться такому совпадению. Сидят они в гостиной – звонок. Келейника не было дома. Преосвященный Антоний подходит сам к двери и, по обыкновению, спрашивает, не открывая ее: «Кто? Как имя?» На это он получает довольно дерзкий ответ: «Неужели же имя вам что-нибудь скажет?» – «Я без имени не приму». – «Так как же? У нас серьезное и важное до вас дело». – «А как угодно». – «Со мной священник, у нас есть карточки». Тогда владыка накладывает цепь, отворяет дверь и через образовавшуюся щель берет карточки. Возвращается в гостиную и предлагает преосвященному Иоанну удалиться пока в кабинет, что тот и делает. Владыка впускает гостей и в передней говорит им: «Даже Христос спрашивал имя, а Он не имел нужды в том, Он Сам все знал». После этого владыка вводит их в гостиную и, узнав, что они хотят говорить с ним именно наедине, берет карандаш, притворяет дверь в кабинет и, прочитав карточку священника Димитрия, спрашивает: «Старообрядец?» Тот, смущенный, отвечает: «Да, я только недавно перешел в старообрядчество». Владыка спрашивает у него подробности о его годах, семействе и записывает все это на карточке, чем возбуждает следующий вопрос: «Зачем вам это надо?» На что владыка ему: «А вот я свои вопросы докончу, тогда буду отвечать на ваши».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Антоний (Павлинский), епископ бывший епископ Нижегородский и Арзамасский, с 29.08.1860 архиепископ с 08.04.1862 по 17.06.1866 архиепископ Владимирский и Суздальский Агафангел (Соловьёв), епископ бывший епископ Вятский и Слободской, с 17.06.1866 архиепископ с 31.03.1868 08.03.1876 бывший архиепископ Ярославский и Ростовский с 26.04.1876 по 20.02.1882 архиепископ Херсонский и Одесский (повторно) Тихон (Покровский), архиепископ бывший епископ Саратовский и Царицынский с 06.03.1882 16.04.1885 Палладий (Ганкевич), архиепископ бывший епископ Тамбовский и Шацкий с 12.02.1885 по 25.11.1889 на покое; 13.01.1893 бывший епископ Нижегородский и Арзамасский с 25.11.1889 архиепископ с 15.05.1892 13.04.1902 Викарии Волынской епархии Варшавский епископ Викариатство учреждено 22 апреля 1834 года. Кафедра в Варшаве Имена Сведения Антоний (Рафальский), епископ рукоположен с 08.07.1834 по 5.10.1840 архиепископ Варшавский и Новогеоргиевский Острожские епископы Викариатство учреждено 1 октября 1840 года. Кафедра в Остроге, а в 1873 году перенесена в Кременец Имена Сведения бывший епископ Екатеринбургский, викарий Пермской епархии с 10.06.1841 по 22.11.1844 епископ Могилёвский и Мстиславский Иерофей (Лобачевский), епископ рукоположен с 25.03.1845 17.04.1871 Иустин (Охотин), епископ рукоположен с 5.08.1871 по 13.04.1879 епископ Харьковский и Ахтырский рукоположен с 13.05.1879 по 06.10.1882 епископ Могилёвский и Мстиславский Израиль (Никулицкий), епископ бывший епископ Новомиргородский, викарий Херсонской епархии с 08.01.1883 по 25.10.1883 епископ Вологодский и Великоустюжский; 23.04.1894 Александр (Закке-Заккис), епископ рукоположен с 21.11.1883 по 03.06.1890 епископ Архангельский и Холмогорский; 18.07.1899 Антоний (Флоренсов), епископ рукоположен с 12.08.1890 по 30.04.1894 епископ Вологодский и Тотемский; 20.02.1918 Воронежская Учреждена в 1681 году. Кафедра в Воронеже Воронежская 16 С 1682 года Имена Сведения Митрофан, епископ, свт. рукоположен с 02.04.1682 по 1700 переименован епископ Воронежский и Елецкий

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иларий Пиктавийский (f 367) – епископ г. Пуатье (Галлия), учитель Церкви. …«уши народа святее, чем сердца епископов». – Цит. по: Асов Т. Значение Собора//Век. 1907. 19. С. 270. …»покаянные слезы Марии Египетской могут быть сделаны фасоном духовной моды, и притом лестной самолюбию " … – Отец Алексий Мечёв . С. 363. «Всякое историческое время… позволяет видеть воочию борьбу за духовность… во всех общественных средах, называются ли они западной или восточной Церковью». – Там же. С. 376. «Отец Алексий… всегда внушал, что любовь – выше богослужебного устава». – Там же. С. 379. С. 353–354. «Настоящая свобода мыслима только на твердой почве закона… Творческое начало было для отца Алексия самою жизнью, а все остальное – косвенным следствием». – Там же. С. 380–381. С. 355. «Он… нарушал букву ради сохранения духа». -Флоренский П. Соль земли… С. 37. Сергий – см. примеч. к с. 268. «Вот, батюшка, что я тебе скажу: пишут вот в газетах, что в Индии – голод; индийцы голодают, а у нас всего много…» – Там же. С. 32–33. < Антоний(Медведев; 1792–1877) – архимандрит, наместникТроице-Сергиевой лавры (с 1831 г.). «А Божия Матерь, вот кто будет Первой. Так председательское место и оставить незанятым: оно будет для Божией Матери». – Там же. С. 30. «Старец… не занимался богословиями, потому что у него была духовная жизнь в Боге и духовное ведение Бога». – Там же. С. 49. Антоний (Флоренсов; 1847–1918) – епископ (1890), возглавлял Волынскую, Вологодскую и Ростовскую епархии; с 1898 г. находился на покое в московском Донском монастыре; с 1904 г. духовник П.А. Флоренского. См.: Ельчанинов А. Епископ-старец (Воспоминания об епископе Антонии Флоренсове)//Путь. 1926. (Трубаче в), иерод. Епископ Антоний (Флоренсов) – духовник священника Павла Флоренского //Журнал Московской Патриархии. 1981. … " в гробу лежала плотоносная красота духовная, красота субботствовавшая». – Ср.: «Это был первый виденный нами гроб, от которого не было жутко. И в нем лежала «плото-носная красота духовная», если читатель позволит вспомнить слово святого Григория Нисского , – красота субботствовавшая» (Флоренский П. Соль земли… С. 75).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/n...

В 1876 г. женился на дочери кафедрального протоиерея Павла Николаевича Охотина Екатерине Павловне. В 1878 г. рукоположен в священники. «Жена моя была больная, неизлечимо больная. Только год я жил с ней как с женой, а все остальное время — лет шесть — как брат с сестрой» — скажет впоследствии о себе епископ Антоний . В 1882 г. он овдовел. В июне 1887 г. назначен ректором Самарской семинарии, тогда же принял монашеский постриг, возведён в сан архимандрита. Принятию монашества предшествовали долгие сомнения и тяжело перенесённая болезнь (холера). Будучи больным, Михаил Семенович дал обет по выздоровлении принять монашество . 12 августа 1890 г. архимандрит Антоний рукоположен в епископа Острожского викария Волынской епархии, с 30 апреля 1890 г. он епископ Вологодский и Тотемский, 12 июня 1895 г. уволен на покой с назначением настоятелем ростовским Спасо-Яковлевским монастырём, 11 февраля 1898 г. отстранён от управления монастырём, проживал до своей кончины в московском Донском монастыре . Себя епископ Антоний ощущал очень больным человеком: в автобиографии он пишет о плеврите «от простуды в холодной Вологде» , но ещё в начале служения в Вологде говорил, что страдает «болезнью позвоночника и ужасным малокровием» и при том он «человек крайне нервный. Опасностей никаких я не боюсь и бесов не боюсь, но боюсь неожиданностей» . В Москве был известен как духовный наставник, эксцентричный, даже с некоторым юродством. В литературе он чаще всего упоминается как духовник Павла Флоренского, значительно повлиявший на его жизненный выбор. Многократно перепечатаны благоговейные воспоминания о еп. Антонии о. Александра Ельчанинова . Среди публикаций, появившихся в последние годы, на первое место следует поставить книгу недавно почившего игумена Андроника (Трубачёва) «Епископ Антоний (Флоренсов) старец московского Донского монастыря» , в которой кроме уже публиковавшейся биографии епископа Антония напечатаны его дневники за 1902 и 1917 гг., воспоминания о нём духовных чад, переписка с о. Павлом Флоренским, статьи, речи, отзывы и многое другое.

http://bogoslov.ru/article/6174623

В 1934 г. переехал в Ленинград, в 1942 г. скончался от голода в блокадном Ленинграде . Свои воспоминания Н. А. Ильинский начал писать в 1918 г. и продолжал работу над ними до 1942 г. Свидетельства Ильинского не вполне бесстрастны — по прибытии в Вологду еп. Антоний хотел ликвидировать его должность, а затем лишил зарплаты, которая продолжала выплачивалась лишь по личному решению ректора. Однако, как видно из воспоминаний, Никифор Александрович старается всячески сохранять объективность и не присоединяется к партии «очернителей» еп. Антония. В апреле 1894 г. неожиданно скончался вологодский епископ Израиль (Никулицкий, 1883 — 23.04.1894) . «Вскоре после погребения епископа Израиля стали носиться более или менее определённые слухи о назначении на Вологодскую кафедру викария Волынской епархии епископа Антония (Флоренсова). Слухи эти не замедлили подтвердиться. Вновь назначенный епископ оказался товарищем по Киевской академии нашего ректора. Ни о положительных, ни об отрицательных качествах его ректор ничего не говорил. “Поживёте, увидите, что это за личность; я знал его как товарища-студента, а не знаю его как епископа”» . Прот. Иоанн Арсеньевич Лебедев (01.01.1850 — 02.06.1895) действительно был однокурсником еп. Антония. В Киевскую академию он поступил по окончании Ярославской семинарии. По окончании академии был назначен в Вологодскую семинарию преподавателем Св. Писания (1874), ректор Кавказской семинарии (1883), ректор Вологодской семинарии (1883). Преподаватель Вологодской семинарии, а затем смотритель Вологодского училища В. К. Лебедев описывал ситуацию так: «Он (Антоний. — Н. С. ) был со странностями и относительно его ходили разные слухи. При нём ректором был прот. Ив[ан] Арс[еньевич] Лебедев, товарищ по Киевской академии Преосвященного Антония. Товарищи не вполне сошлись. При Антонии ректор Лебедев скончался и Владыка отпевал его в Спасовсеградском соборе (где некогда о. Лебедев был настоятелем)» . Ильинский пишет подробнее: «Вскоре о новом епископе стали распространяться довольно странные слухи.

http://bogoslov.ru/article/6174623

Церкви (1866–1901 гг.). Избранные проповеди и статьи религиозно-нравственного содержания. СПб., 1901. Львов А. Н . «Быть может и в моём песке и соре найдётся какая-нибудь крупица…»/подг. текста С. Л. Фирсова//Нестор. 2000. 1. С. 99. Ильинский Н. А . Из далёкого прошлого//ГАВО. Ф. Р-5250. Оп. 1. Д. 1–2. См. текст воспоминаний Н. А. Ильинского «Из далёкого прошлого»; Список лиц, служащих в духовно-учебных заведениях Вологодской епархии в начале 1900–1901 учебн. года//ВЕВ 1900. 18. С. 307–308; Блокада, 1941–1944, Ленинград: Книга памяти. Т. 12. СПб., 2004; Воспоминания Б. В. Ильинского//Личный архив О. Б. Ушаковой, внучки брата Н. А. Ильинского, прот. Вячеслава Ильинского. См.: Известия и заметки//Церковный вестник. 1894. 17. С. 270; Ильинский Н. А . Из далёкого прошлого//ГАВО. Ф. Р-5250. Оп. 1. Д. 1. Л. 243–245; Д. 2. Л. 444–452. Ильинский Н. А . Из далёкого прошлого//ГАВО. Ф. Р-5250. Оп. 1. Д. 1. Л. 245 об. Воспоминания В. К. Лебедева//ВГИАХМЗ. Ф. 15. Оп. 1. Д. 7. Л. 268. Ильинский Н. А . Из далёкого прошлого//ГАВО. Ф. Р-5250. Оп. 1. Д. 1. Л. 245 об. — 246. Там же. Л. 246. Там же. См.: Андроник ( Трубачёв ), игум . Епископ Антоний (Флоренсов), старец московского Донского монастыря. С. 34–35, 81. Василий Стефанович Карпов (07.04.1850 — 16.12.1913) многолетний преподаватель богословия и еврейского языка, с 1894 г. священник, протоиерей, настоятель Спасовсеградского собора г. Вологды. Константин Павлович Заболотский (07.06.1858 — 10.06.1923). Окончил Вологодскую семинарию (1879), Московскую духовную академию (1883). Преподавал греческий язык в Вологодской семинарии (с 1883 г.), в 1910 г. назначен инспектором народных училищ Вологодской губернии (ВЕВ. 1900. С. 310; 1905. 21. С. 311; ВЕВ. 1906. С. 483; Ильинский Н. А . Из далёкого прошлого//ГАВО. Ф. Р-5250. Оп. 1. Д. 1. Л. 393 — 393 об.) Палладий (Добронравов; 1865–1922) в дальнейшем епископ Саратовский. Священник Афинодор Николаевич Малинин (19.06.1953 — 25.06.1914) закончил Вологодскую семинарию (1876), МДА (1880), с 1881 г.

http://bogoslov.ru/article/6174623

Особенное отношение к архиерейскому посоху епископа Израиля отмечают все мемуаристы. Например, в воспоминаниях В.К. Лебедева читаем: «Когда он приезжал на экзамены, то в начале трудно было понять его желание, иногда происходило замешательство, кто и как должен был взять Архипастырский посох и куда его поставить» (В.К. Лебедев. Воспоминания//ВГИАХМЗ. Ф. 15. Оп. 1. Д. 7. Л. 266). Епископ Антоний (Михаил Семенович Флоренсов; 27.08.1847-20.02.1918) – родился в семье причетника села Труслейки Симбирской губернии. В 1870 г. окончил Симбирскую семинарию, в 1874 г. Киевскую академию. Преподавал латинский язык в Харьковской, а затем в Симбирской семинарии; русскую словесность в симбирской Мариинской женской гимназии. В 1876 г. женился на дочери симбирского кафедрального протоиерея Павла Николаевича Охотина Екатерине. В 1878 г. рукоположен в священники. «Жена моя была больная, неизлечимо больная. Только год я жил с ней как с женой, а все остальное время – лет шесть – как брат с сестрой», – скажет впоследствии о себе епископ Антоний. В 1882 г. он овдовел. В июне 1887 г. назначен ректором Самарской семинарии, тогда же принял монашеский постриг, возведен в сан архимандрита. Принятию монашества предшествовали долгие сомнения и тяжело перенесенная болезнь (холера). Будучи больным, Михаил Семенович дал обет по выздоровлении принять монашество. 12 августа 1890 г. архимандрит Антоний рукоположен в епископа Острожского викария Волынской епархии, с 30 апреля 1890 г. он епископ Вологодский и Тотемский, 12 июня 1895 г. уволен на покой с назначением настоятелем ростовским Спасо-Яковлевским монастырем, 11 февраля 1898 г. отстранен от управления монастырем, проживал до своей кончины в московском Донском монастыре. Наиболее известен как духовник Павла Флоренского, Андрея Белого и многих других представителей московской интеллигенции. Был человеком широких и оригинальных взглядов, доходивших до юродства, что сделало невозможным продолжение его деятельности как администратора. См. далее в воспоминаниях Н.А. Ильинского, а также: Игумен Андроник (Трубачев). Епископ Антоний (Флоренсов), старец московского Донского монастыря. Сергиев Посад, 2019; Свящ. Н.В. Солодов. К биографии епископа Антония (Флоренсова)//Богословский вестник. 2022. 1. С. 186-219.

http://bogoslov.ru/article/6175449

Савва ( Тихомиров ), архиеп. Хроника моей жизни. Автобиографические записки высокопреосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского. Т. 9: 1891–1896. Сергиев Посад: 2-я тип. А. И. Снегирёвой, 1911. Список лик, служащих в духовно-учебных заведениях Вологодской епархии в начале 1900–1901 учебн. года//ВЕВ 1900. 18. Официальная часть. С. 306–310. Литература Андроник ( Трубачёв ), игум. Епископ Антоний (Флоренсов), старец московского Донского монастыря. Сергиев Посад: Издательство МДА, 2019. Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии 1819–1920-е гг. Т. 3. Киев: Издательский отдел Украинской Православной Церкви, 2019. Богданова Т. А. Владимир (Благоразумов)//ПЭ. 2004. Т. 8. С. 649–650. Боченков В. В. Епископ Михаил (Семёнов)//ПЭ. 2017. Т. 45. С. 657. Розанов Ю. В. Старец Антоний (Флоренсов) и декаденты//Учёные записки Петрозаводского государственного университета. Сер.: Общественные и гуманитарные науки. 2015. 7 (152). С. 63–68.   Приложение. О приезде епископа Антония в Вологду «О приезде еписк[опа] Антония в Вологду я передам рассказ очевидца. Накануне своего приезда епископ телеграммой просил бывшего в Вологде викария, преосвящ[енного] Варсонофия не начинать до него литургии, так как намерен был служить сам. Викарий и весь сонм духовенства ко времени прибытия поезда были уже на вокзале. Как произошла самая встреча, неизвестно. Рассказывали только, что с первых же слов новоприбывший владыка сделал замечание викарию за то, что он самовольно отлучался из Вологды в Устюг летом. Заехать ко Спасу, по обычаю всех вновь прибывающих в Вологду, владыке не пришлось, так как давно уже было время служить литургию, так что прямо с вокзала он и направился в Успенский собор. Служили вместе оба преосвященные. Все служащие обратили внимание на особенную торопливость преосв[ященного] Антония в служении и на манеру употреблять дикирий и трикирий. Последнее особенно как-то неловко выходило у него. Преосвященный Варсонофий говорят какую-то остроту отпустил на этот (л.

http://bogoslov.ru/article/6174623

“Препод. отец Григорий Печерский, иконописец Киевский, много св. икон написал чудотворных, яже зде в Российской земли обретаются, спостник бе препод. Алимпию. В нетлении в пещерах опочивает”. “Препод. отец Дионисий, игумен Глушицкий, Вологодский чудотворец, писаше многия св. иконы; его чудотворныя обретаются зде в Российской земли; сам же многия чудеса от гроба своего источает в Покровском монастыре”. “Препод. отец Антоний, игумен Сийский и Колмогорский чудотворец, близ Окияна-Моря живый, писаше многия св. иконы, и образ Пресв. Троицы написа в своем монастыре. И некогда церковь загореся, образ же выде из огня цел сам на руце Препод. Антонию, аки голубь. Чти в житии его”. “Преподобномученик Андреян, игумен Пошехонский и Вологодский чудотворец, писаше многия св. иконы. Прежде живяще в Корнилиеве монастыре, и потом в своей пустыни, и тамо убиен бысть от разбойник. Ныне же монастырь его Успенский близ Белаго села обретается”. “Препод. отец Андрей Радонежский, иконописец, прозванием Рублев, многия св. иконы написал, все чудотворныя, якоже пишет о нем в Стоглаве Св. чуднаго Макария Митрополита, что с его письма писати иконы, а не своим умыслом. А прежде живяше в послушании у Препод. Отца Никона Радонежского. Он повеле при себе образ написати Пресв. Троицы, в похвалу отцу своему, Св. Сергию Чудотворцу”. “Препод. отец Даниил, спостник его, иконописец славный, зовомый Черный, с ним св. иконы чудныя написаша, везде неразлучно с ним; и зде при смерти приидоша к Москве во обитель Спасскую и Препод. Отец Андроника и Саввы и написаша церковь стенным письмом и иконы, призыванием игумена Александра, ученика Андроника Святаго, и сами сподобишася ту почити о Господе, якоже пишет о них в житии св. Никона”. “Препод. Отец Игнатий Златый, иконописец Симонова монастыря, спостник Препод. Кирилла Белозерскаго, писаше многия Св. иконы чудныя. Чти в житии Св. Ионы Митрополита, собеседника его бывша”. “Препод. отец Антоний пресвитер, иже бывый иконописец дивный, во обители Препод. Антония Римлянина, Новгородскаго чудотворца, многая св. иконы написал чудотворныя. Чти в житии Препод. Антония Римлянина”.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010