Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. И. Введенский. Фотография. 1911 г. Алексей Иванович (14.05.1861, г. Серпухов Московской губ.- 23.02.1913, Москва), богослов, историк философии. Из семьи священника. Окончил Волоколамское ДУ, затем Вифанскую ДС. В 1882-1886 гг. учился в МДА, к-рую окончил со степенью канд. богословия. 25 авг. 1886 г. назначен преподавателем лат. языка в Вологодскую ДС. В 1887 г. избран советом МДА на кафедру истории философии в должности исполняющего обязанности доцента (с сент. 1891 доцент). В 1891 г. защитил магист. дис. «Вера в Бога, ее происхождение и основания» (М., 1891). В 1892 г., после смерти проф. В. Д. Кудрявцева-Платонова , В. занял в МДА кафедру метафизики и логики. 23 февр. 1892 г. был избран экстраординарным профессором МДА, с янв. 1905 г. ординарный профессор МДА, с 24 окт. 1912 г. заслуженный ординарный профессор. В 1906-1913 гг. член правления МДА. В 1909-1910 гг. представитель МДА в комиссии при Святейшем Синоде по разработке нового устава духовных академий. С 1911 г. читал также лекции в Московском педагогическом ин-те. Отпевание В. 27 февр. 1913 г. в московском храме во имя свт. Василия Великого возглавили Серпуховской еп. Анастасий (Грибановский) и ректор МДА Волоколамский еп. Феодор (Поздеевский) . В. похоронен на Миусском кладбище в Москве. Религиозно-философское мировоззрение В. было основано на принципах рус. духовно-академической традиции (прот. Ф. А. Голубинский , Кудрявцев-Платонов и др.) и ориентировано на синтез богословского и философского знания. Ученый полагал, что философия каждого народа представляет собой раскрытие его религ. представлений. В понимании религ. сущности философского познания он был близок к идеям Вл. С. Соловьёва и рус. религ. философов нач. XX в. (прот. Сергия Булгакова , свящ. Павла Флоренского и др.). По мнению свящ. П. Флоренского, для В. церковная наука - это «величественный идеал духовного опознания всей действительности», «цельное жизнепонимание, опирающееся на начала церковности» (Собр. соч. в 4 т. М., 1996. Т. 2. С. 190).

http://pravenc.ru/text/149991.html

У меня есть много знакомых и почитателей из высшего круга, я найду себе защиту, меня на Волыни любили и почитали, не то что у вас в Вологде”. На это я сказал, что вологжане народ простой, что когда узнают его, владыку, поближе, то так же будут любить и почитать его, как это было и на прежнем месте его служения» . На самом деле, несмотря на недолгое служение в Вологде и не всем нравившийся стиль богослужения, почитателей и среди вологжан у вл. Антония было немало, и среди них были замечательные люди. В Вологодских губернских ведомостях отъезд архиерея описывался следующими словами: «Проводить Владыку собрались в вокзал Г. Управляющий губернией, Вице-Губернатор А. П. Лаппа-Старженецкий, духовенство, знакомые и почитатели отъезжающего и масса народа. Проводы были весьма сердечные» . И даже через несколько лет в дневнике Антония (Флоренсова) встречаются упоминания писем из Вологды. Так, в записи от 30 января 1902 г. читаем: «Получено из Вологды от иеромонаха Крестовой церкви архиерейского дома Симеона со вложением 5 рублей, с просьбой молитв о скончавшемся в субботу 19 января Петре Петровиче Занине , о болящей Александре и о в скорби и печали сущих Михаиле и Елисавете, и о нём, иеромонахе Симеоне, и о Наталии Николаевне Зубовой» . В этом сообщении примечательны упоминающиеся в нём: Разговор Н. А. Ильинского с еп. Антонием имел необычное продолжение: «Архиерей опять порывисто встал с места и забегал о комнате: «Эх, уж эта мне ваша любовь, вот она где у меня сидит», показывая на затылок, кричал он. “Эх, уж эти мне ярославцы, они роют мне яму, я им покажу, узнают они — кто я”. Намёк был очевидно на ректора. “Меня обвиняют, что я ничего не делаю, а посмотрите-ка, весь кабинет завален делами. Вот и теперь я просматриваю дело о связи свящ. Малевинского с одной крестьянской девицей. Дело очень большое. Да вот я прочитаю вам его”, и с этими словами он прошёл в кабинет» . Ярославцем действительно был прот. Иоанн Лебедев, но имелся в виду вероятно и ярославский владыка Ионафан, тем более что обвинение в «ничего не делании» по отношению к епархиальным делам могло исходить скорее от ревизовавшего епархиальное управление архиерея, чем от ректора семинарии.

http://bogoslov.ru/article/6174623

Опыт духовного жизнеописания. 539 . Оноприенко В. И. Флоренские. – М.: Наука, 2000. – 349 с. О свт. Игнатии – с. 60:540. Степанова С. С. К. П. Брюллов и о. Игнатий Брянчанинов . Штрихи к характеристике личности и творчества художника//Тезисы докладов научной конференции, посвященной 200-летию со дня рождения К. П. Брюллова/Гос. Третьяк. галерея. – М., 2000. – С. 14–17:541. Тыжненко Т. Е. Алексей Горностаев//Зодчие Санкт-Петербурга XIX – начало XX века/Сост. В. Г. Исаченко. – СПб., 2000. – С. 325–340: ил. Свт. Игнатий и арх. А. Горностаев – с. 337:542. Чинякова Г. П. Епископ Игнатий Брянчанинов о духовной культуре русских монастырей//Монастыри России: Материалы VII Рос. науч. конф., посвящ. памяти свт. Макария. – Можайск, 2000. – Вып. 7. – С. 282–291: портр. – Загл. обл.: Макарьевские чтения. 542 . Бекорюков А. Франциск Ассизский и католическая святость. – М.: Сретен. монастырь, 2001. – 63 с. Свт. Игнатий о Франциске Ассизском – с. 12, 14, 20, 31–32, 37–38, 51–52, 55–56, 58:543. Степанова С. С. Два письма. Штрихи к портрету «великого Карла»//Рус. галерея. – 2001. – 1. – С. 35–40: портр. Свт. Игнатий Брянчанинов и К. П. Брюллов. На ил.: портрет архим. Игнатия, гравированный Л. Е. Дмитриевым-Кавказским. Вологодский период (1807–1833) 544 . Лопотов монастырь Вологодской епархии//Прибавл. к Вологод. епарх. вед. – 1875. – 18. – С. 322–329; 19. – С. 333–342; 20. – С. 343–347. – Из содерж.: Список настоятелей. Игумены: Игнатий 2-й Брянчанинов. – С. 346–347:545. Автограф Дмитрия Брянчанинова: [На книге М. В. Ломоносова «Краткое руководство к красноречию…» – СПб., 1805]/Публ. Н. Беловой//Лад. – 1993. – 4. – С. 30–31: ил. 546 . Белова Н. Святитель Игнатий (Брянчанинов) : Вологод. страницы жизни//Лад. – 1993. – 4. – С. 4–11: портр. 547 . Бриленков А. Вологодский кафедральный Воскресенский собор//Благовестник. – Вологда, 1995. – 3. – С. 8. Отмечена дата пострига послушника Димитрия (28 июня 1831 г.). 548 . Святители Стефан и Игнатий, молите Бога о нас!//Благовестник. – Вологда, 1996. – 2. – С. 1: портр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Должно быть, больше года шла переписка по этому поводу; наконец разрешено было купить смежную с семинарией землю, построить дом для общежития Землю купили, чуть ли не начали постройку Но не везёт нашему бедному училищу! Епископу Антонию за что-то дают вместо епархии, в управление монастырь , и в Вологду приезжает опять новый преосвященный Алексий , но он почему-то прямо пошёл против всех начинаний своего предшественника» , — писал в «Русском слове» неизвестный «Вологжанин». Училище так и осталось в монастыре. Ещё одним свидетельством резких административных и кадровых решений епископа Антония в Вологде служит краткое письмо ярославского архиепископа Ионафана (Руднева) к многолетнему редактору Вологодских епархиальных ведомостей Н. И. Суворову от 30 ноября 1894 г. следующего содержания: «Имею честь уведомить Вас, что вследствие письма Вашего от 22-го сего Ноября, я в день получения оного 25 Ноября за 4616 ходатайствовал пред преосвященным Антонием об оказании Вам снисхождения и об оставлении за Вами редактировки Вологодских Епархиальных Ведомостей» . И далее приписка: «Сообщите мне секретно, последовала ли перемена к лучшему в характере Св. Владыки Вологодского?» Таким образом, даже столь авторитетный учёный как Н. И. Суворов оказался в немилости, и нуждался в ходатайствах о «снисхождении», причём реальной причиной «опалы» признавался сложный характер Преосвященного. Отметим, что именно архиеп. Ионафан в 1895 г. проводил ревизию Вологодского епархиального управления. О дальнейшем развитии ситуации Ильинский отмечает: «Между тем недовольство архиереем росло всё более и более. В консистории дела запутывались. Светское общество, обыкновенно равнодушное к делам епархиального управления и мало им интересующееся, стало заметно прислушиваться и присматриваться к событиям епархиальной жизни и, главным образом, к личности нового архиерея» . По обычаю того времени обо всех сложностях тщательно информировалось начальство: «Мы знали хорошо, что обо всех действиях епископа ректор сообщал в Учебный комитет, знали также, что и консистория в лице своего секретаря доводила до сведения об[ер]-прокурора о тех ненормальностях, которые происходили в епархиал[ьном] управлении.

http://bogoslov.ru/article/6174623

«Родное, отеческое, незримо прорастающее в вечность...» Священномученик Зосима Трубачев с супругой Клавдией Георгиевной Решающую роль в становлении души Сергея Трубачева сыграл, конечно, отец — протоиерей Зосима Васильевич. Священномученик Зосима. Он родился в 1893 году в селе Пучуга на Северной Двине Сольвычегодского уезда Вологодской губернии (ныне Архангельская область) в семье сельского диакона. По окончании Вологодской духовной семинарии был направлен в Московскую Духовную Академию, где обучался в 1914–1918 годах. «На пути к пастырству он прошел через старческое руководство духовников Троице-Сергиевой Лавры и посещаемой им Смоленской Зосимовой пустыни. В общении с любимыми преподавателями Академии архимандритом Иларионом Троицким и священником о. Павлом Флоренским укрепилось его стремление послужить Церкви, непрестанно поучаться в ней святоотеческому богословию, заключенному в словах богослужебных песнопений, и полностью жить благодатной жизнью Церкви», — так писал об отце Сергей Зосимович. Отметим, что в этом своем повествовании об отце, как и в других своих заметках и статьях, он постоянно возвращается к понятию корней, укорененности в традиции — Церкви, народа, семьи… Зосима Васильевич обладал отличными музыкальными данными и в годы учебы регентовал вторым академическим хором. За год до окончания Академии он вступил в брак с Клавдией Санковой, дочерью железнодорожного мастера, жителя Сергиева Посада, глубоко верующего благочестивого человека. В январе 1918 года отец Зосима был рукоположен во диакона, а в апреле — во священника. Его иерейскую хиротонию совершил Святейший Патриарх Тихон в Троицком соборе Троице­Сергиевой Лавры. Первое назначение священника Зосимы — настоятелем в Богородице-Рождественскую церковь в селе Подосиновец Великоустюжской епархии. Предыдущий настоятель этого храма был зверски замучен… И все же еще долго в северных селах сохранялся традиционный крестьянский уклад, роль и служение сельского священника оставались прежними: совершение богослужения, проповедь, посещение больных, воскресные беседы… В Подосиновце в семье Трубачевых родились дети: Сергей (1919), Анастасия (1922), Алексей (1924). Здесь же священник Зосима пережил свой первый арест, но через месяц вернулся и продолжил служение. «С отцом я не расставался до ареста и ссылки ни на один день, он брал меня даже в дальние поездки. С четырех лет я уже прислуживал в храме», — вспоминал Сергей Зосимович.

http://pravoslavie.ru/74678.html

Душевно преданный и искренно уважающий М. Тарпеев 689 Глубокоуважаемого юбиляра приветствуют преданные ему ученики: Доцент священник Павел Флоренский , доцент Владимир Троицкий, помощники инспектора иеромонах Николай, Константин Владиславлев Приветствую со славным днем. Озарение философской мыслью стихийной силы природы, церковно-общественных настроений Запада, основ православной государственности, критический анализ блуждающей текущей мысли вызывают глубокое уважение к Вашему таланту и плодотворной деятельности. Слава юбиляру! Елпидифор Барсов Прошу принять мое искреннейшее приветствие в 25-летний юбилей твоего доблестного служения науке и Церкви. Молю Бога, да даст Он тебе сил тем же подвигом добрым подвизаться и во вторую четверть века. Товарищ по Академии Священник Петр Архангельский Сердечно поздравляю, глубокоуважаемый Алексей Иванович! Желаю еще много лет работать на пользу дорогой русской науки. Сергей Боткин (из Петербурга) Преподаватели Вифанской семинарии, бывшие ученики Ваши , приветствуют Вас с юбилейным торжеством. —442— Душевно приветствую Вас. Многие Вам лета. Константин Владиславлев Кто же, как не Божественный Промысл даровал Вам таланты и призвал Вас на борьбу с лжеучениями! Слава же Богу, но слава и Вам, что Вы откликнулись на сей небесный призыв и не зарыли богодарованных талантов, а умножили их во сто крат. Вы пролили много света в дремлющую совесть и косные умы современников, имея мужество высказывать свои идеи бестрепетно. Незабвенный Алексей Иванович, в день Вашего юбилея примите от меня земной поклон за часы святого восторга при чтении Ваших трудов. Ваш почитатель, Московский домовладелец Виктор Волков Достопочтеннейший профессор Алексей Иванович! Вологодская Духовная семинария, где началось Ваше служение духовному просвещению, ценя высоко Ваши профессорские труды, приветствует Вас с исполнившимся двадцатипятилетием учено-педагогической деятельности и шлет сердечнейшее пожелание еще много лет трудиться на пользу отечественной богословской-философской науки.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Отпевание состоялось в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры при многочисленном стечении народа. Общее руководство тремя хорами лаврским, академическим и Регентской школы, осуществлял архимандрит Матфей. Редкое отпевание проходит с такой полнотой, величавой торжественностью таинства и музыкальной насыщенностью. С благодарной душой пришли проститься с отцом Сергием братия Лавры, сотрудники академии, студенты, семинаристы, ученицы Регентской школы, жители Сергиева Посада, друзья из Москвы, родные. В жизни отец Сергий был очень простым, добрым и мягким человеком. Грубость, даже разногласия, глубоко, иногда до слез ранили его доверчивую душу. Занимая место «начальника хора» он, преображенный гармонией звуков, умел сочетать строгую требовательность с необычайной тактичностью и мягкостью. Но в обычной обстановке его кротость и застенчивость, сохранившиеся до последних дней жизни, никогда не позволяли ему быть в центре внимания. День прощания с отцом Сергием стал исключением: он собрал вокруг себя множество друзей. Господь устроил так, что, когда служилась уже последняя лития у ворот Лавры, в обитель приехал епископ Верейский Евгений, который рукополагал отца Сергия. Он же благословил его в последний путь. Погребен диакон Сергий на Сергиево-Посадском «новом» кладбище близ села Благовещенского. Игумен Андроник (Трубачев) Автобиографическое Об отце, протоиерее Зосиме Васильевиче Трубачеве О моем отце пишу по личным и семейным воспоминаниям, высказываниям и сообщениям архиепископа Сергия (Голубцова), моего учителя Сергея Александровича Волкова, библиотекаря МДА Владимира Македоновича Волкова, Анны Михайловны Флоренской, Нины Александровны Беляевой-Боровковой, протоиерея Василия (Крылова) из города Юрьева-Польского, Ивана Степановича Карпова из села Пермогорья, Игоря Константиновича Фортунатова. Сохранились фотографии и некоторые документы, подтверждающие важнейшие факты его биографии. Мой отец – священник Зосима Васильевич Трубачев, родился в 1893 году на Северной Двине, в селе Пучуга Сольвычегодского уезда Вологодской губернии (ныне Верхнетоемский район Архангельской области) в семье сельского диакона. Не только рождением, но и наречением имени он укоренен в глубинах Северного края, почитающего имя преподобного Зосимы Соловецкого.

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

Из Красноярска сюда будет переведен декабрист Ф. Шаховской, и здесь отбудут наказание некоторые участники тайного общества и многие другие. Лишь в 1903 г. тюрьма на Соловках будет упразднена. В 1920 г. монастырь будет ликвидирован, а в 1923 г. здесь организуется Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), преобразованный в 1937 г. в еще более страшную Соловецкую тюрьму особого назначения (СТОН), просуществовавшую до 1939 г. Большую часть заключенных здесь составят духовенство, белые офицеры, дворяне, эсеры и деятели культуры. Здесь томился выдающийся философ и богослов П.А. Флоренский, историки В.П. Никольский, Н.П. Анциферов, В.В. Бахтин, профессор Московской консерватории Н.Я. Выгодский, выдающийся филолог и исследователь литературы Древней Руси Д.С. Лихачев и другие. В годы войны здесь расположится учебный отряд Северного флота. Лишь в 1967 г. на территории монастыря создается музей, существующий и ныне как Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник. Возрождение обители начнется в 1988 г., когда организуется церковный приход. В 1990 г. решением Синода вновь будет открыт ставропигиальный мужской монастырь. Через два года в запасниках петербургского Казанского собора, бывшего музея религии и атеизма, чудесным образом обнаруживаются мощи основателей, преподобных Савватия, Зосимы и Германа, которые торжественно переносятся в родную обитель в сопровождении Патриарха Алексия II. Они упокоились в Благовещенской надвратной церкви. Кирилло-Белозерский Успенский монастырь Белозерский край в середине XIX в. получил поэтическое наименование «Русской Фиваиды », по аналогии с египетской пустыней, где селились первые раннехристианские отшельники. Именно здесь, в Вологодских лесах, в приграничье с новгородскими землями, в XIV–XV вв. появились многочисленные монастыри и скиты, ставшие новым центром русской святости. Кирилло-Белозерский монастырь. Литография XIX b. Началу подвижничества здесь положил преподобный Кирилл. Он был иноком московского Симонова монастыря, где игуменствовал Феодор – племянник преподобного Сергия Радонежского, который и сам не раз бывал в монастыре у родственника.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

преподавал латинский яз. в Вологодском духовном училище, с 1887 г. — в Вологодской семинарии. Служил в вологодской Леонтьевской и Спасо-Преображенской Фрязиновской церквях и московской Спасо-Стрелецкой церкви. См.: Клировая ведомость Фрязиновской ц. 1912//ГАВО. Ф. 1063. Оп. 32. Д. 181. Л. 3 об. — 8 об.; ВЕВ. 1914. 13. С. 325. Алексей Константинович Лебедев (14.05.1856 — 1918) окончил МДА (1882), преподаватель русского и церковно-славянского языка в Вологодском духовном училище (27.07.1882), преподаватель латинского языка в Вологодской семинарии (08.10.1887). Священник Вологодского Успенского женского монастыря (25.03.1900), инспектор Вологодской семинарии (16.03.1901). «…С 1906 по 1918 г. служил в Риге, сначала в должности смотрителя духовного училища, а потом Ректора духовной семинарии (которая во время войны была эвакуирована в Нижний Новгород). В 1918 г. он скончался в Вологодской губернии; после него осталась жена и душевнобольная дочь…». История в письмах. Из архива священномученика архиепископа Рижского Иоанна (Поммера). Тверь, 2015. Из письма В. К. Лебедева еп. Иоанну (Поммеру). С. 96–97; ВЕВ. 1905. 21. С. 309. Памятная книжка Вологодской губернии на 1893 и 1894 гг. Вологда, 1893. С. 17. Аркадий Досифеевич Брянцев (19.12.1828 — 1903), «Папаша», многолетний помощник инспектора Вологодской семинарии. См. о нём: Ильинский Н. А . Из далёкого прошлого//ГАВО. Ф. Р-5250. Оп. 1. Д. 1–2; Еремиевский К . Добрая память о добром старце//ВЕВ. 1908. 19. С. 439–440; Кремлёвский А. М . Геннадий Ерофеевич//Странник. 1901. 5. С. 800–817. Евлампий Николаевич Спасский (1858 — 16.06.1926) окончил Вологодскую семинарию в 1879 г., по окончании — надзиратель за учениками в Вологодской семинарии, с 1880 по 1913 г. — помощник инспектора. «По выходе из семинарии служил в медицинском техникуме секретарём» ( Ильинский Н. А . Из далёкого прошлого//ГАВО. Ф. Р-5250. Оп. 1. Д. 1. Л. 401; ВЕВ. 1899. 15. С. 315). Ильинский Н. А . Из далёкого прошлого//ГАВО. Ф. Р-5250. Оп. 1. Д. 1. Л. 246 об. — 247.

http://bogoslov.ru/article/6174623

В 1932-34 годах последовала вторая ссылка Сергея Фуделя, на север Вологодской области. После ссылки семья поселилась в Загорске - на самой окраине, в районе Козья горка: оттуда было недалеко до Черниговского скита. В Сергиевом Посаде, близ Троице-Сергиевой Лавры, жили также Флоренские, Тихомировы, Новоселовы, Голубцовы. Отсюда, из дома 6 по улице Парковой, глава семьи был призван на фронт и прослужил все четыре года рядовым охраны воинских грузов. Радость Победы была недолгой. В 1946 году Сергей Фудель был арестован по делу священника Катакомбной церкви Алексия Габрияника. Алексий Габрияник был женат на сестре Николая Голубцова, с которым Сергей Иосифович поддерживал дружеские отношения. Сергея Фуделя снова отправили в ссылку - на этот раз в центр Сибири, под Минусинск. Чтобы помочь другу, Николай Голубцов взял на воспитание его дочь Варвару. Некоторое время у него жила и дочь Алексея Габрияника Ирина. Николай Александрович оставил службу в Тимирязевской академии и стал священником. Отец Николай Голубцов особо почитал святого праведного Иоанна Кронштадтского и безбоязненно говорил с амвона о святости Всероссийского пастыря. Сергей Фудель писал об отце Николае: " Священство свое он нес как служение людям для приведения их к Богу, к Церкви. Даже в Великий Четверг, после долгой обедни, за которой у него было около 800 причастников, он мог ехать через всю Москву, чтобы кого-то причастить или кого-то в чем-то убедить, а потом, не заезжая домой, возвращаться в церковь на Двенадцать Евангелий " . В другом месте он пишет: " за много лет не было случая, чтобы мы возвращались после исповеди у отца Николая с прежней сухой душой " . Сергей Иосифович вернулся в Загорск в 1952 году. Но по закону политические и уголовные преступники не имели права на проживание в Московской области, и вскоре семье пришлось переехать. Незадолго до этого в доме у Фуделей появилась Зинаида Андреевна Торопина. На загорской метеостанции, где она работала, ею были недовольны из-за того, что Зинаида заболела гнойным плевритом, а хозяева квартиры прямо предложили подыскать новое место жительства. В свободное время она ходила по домам в надежде, что кто-то возьмет ее к себе за умеренную плату.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=34&iid=276

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010