В облаце явился Дух Святый для того, да излиет дождь благодати на сердца наши. В ветре явился Дух Святый, да разлучит в мире плевелы от пшеницы, да искоренит напыщенных горделивых и высокомерных людей, и да потрясет сердца человеческия, обращая их к покаянию. Наконец, во огне явился Дух Святый, да распалит сердца наши огнем любви Божественной, в которой начало и совершенство спасения» 255 . Слушатели, запоминая представленные образы, легко удерживали в памяти содержание всей беседы и, придя домой, могли рассказать слышанное своим домочадцам. Искусство святителя в этом так велико, что он часто из самых простых текстов, мог составлять богатые по содержанию проповеди. Многие речи святителя Димитрия построены просто, по логическим законам (западным правилам) деления предметов на части. Хотя эти правила не всегда точно исполнялись святителем, но зато он всегда избирает такие стороны предмета, раскрытие которых по преимуществу назидательно. В качестве примера такого построения проповеди, можно указать на слово о молитве, в Неделю 4-ю по Святом Духе, по тексту: «Мнози от восток и запад приидут» ( Мф.8:11 ) 256 . После вступления святой проповедник определяет содержание своего слова следующими вопрошениями: «кто изгонится? за что изгонится? откуда и камо изгонится?» Вопросы эти просты и понятны всем, а потому решения их будет с желанием ожидать каждый слушатель. Эта точность менее соблюдена в других проповедях, например, в поучении на Вознесение Господне 257 , которое, между тем, особенно назидательно для слушателей. Святитель Димитрий излагает в нем причины вознесения Господа нашего от земли на небо. Это поучение просто по составу, назидательно, доступно и близко сердцу слушателей. Из всех этих примеров видно, что святитель Димитрий не упускал случая для наставления своей паствы, и прежде всего простого народа. Так, у него есть слово «К препростому народу в Ростове» на текст: «Изыде сеяй сеяти» ( Лк.8:5 ). О нем уже было сказано выше. В этом поучении живо характеризуется состояние Ростовской паствы. Изъясняя притчу о сеятеле и семени применительно к своему времени, проповедник говорит, что в его пастве нет ни добрых сеятелей духовного семени, ни доброй почвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Страх Божий развивается и утверждается в сердце человеческом от познания правды Божией, духовных закономерностей, от размышления о судьбах человечества и участи грешников. Богобоязненный человек всегда, на любом месте и во всякое время ощущает Божие присутствие, и это помогает ему сохраняться неврежденным от греха: «Если ради Его присутствия, страха и любви к Нему он делает или говорит, или думает, то все сие он совершает богоугодно... и всю свою жизнь, находящуюся как бы пред очами Бога, он проводит добродетельно и душеспасительно, часто повторяя в себе со страхом следующие слова святых пророков Илии и Елисея: жив Господь, пред всевидящими очами которого я хожу, стою, сижу, ем, пью, говорю, беседую, помышляю и все, что совершаю, я совершаю для Него, смотрящего на меня» 172 . С другой стороны, забвение о Божием вездесущии лишает человека страха; Святитель подчеркивает, что это крайнее безумие и глупость, толкающая человека на дела безбожные 173 . Таким образом, страх Божий является сильнейшим христианским оружием в борьбе с грехом и спасительным средством для укрепления в благочестии, способствует развитию других христианских добродетелей, высшей из которых является любовь. «Страх Господень есть путеводитель к спасению и начало любви Божией, по словам того же Моисея: «Ныне Израилю, что просит Господь Бог твой у тебя, то – чию да боишися Господа Бога твоего и ходити во вся пути Его, и любиши Его, и служити Господу Богу твоему от всего сердца твоего» ( Втор. 10:12 )» 174 . Без страха Божия спасение невозможно: «Когда предстоит великая брань, когда есть много препятствий на пути к спасению, то как можно спастись без страха?» – вопрошает святитель 175 . Господь особенно щедро изливает свои благодатные дары на тех Своих рабов, которые всякое дело и жизнь совершают в страхе Божием. «Кто возымеет его в своем сердце, тот воистину успеет во всяком доброделании, ибо во всякое время и час он готов благоугождать Богу, удаляясь от всякой злой и соблазняющей вещи» 176 . Страх Божий является учителем христианина на пути к спасению. Имеющий его достигнет вечной жизни и об – рящет покой в Царстве Небесном, избежав соблазнов и греха на земле. Поэтому святитель в который раз призывает своих слушателей иметь страх Божий, так как «всем нам явитися подобает на су – дищи Христове» ( 2Кор. 5:10 ) 177 . Грех и борьба с ним

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Святитель использовал в месяцеслове также материалы из книг Сурия, подверг их пересмотру и многие из приведенных в них житий и сказаний заменил заимствованными из других источников. Думается, что в некоторых случаях причиной такой замены было не только нахождение других, более удовлетворявших святителя источников, но и сомнение в чистоте и правильности сообщаемых Сурием сведений. Так, 4 и 24 сентября, 9, 25 и 26 декабря, 1 января и т.д. в месяцеслове есть ссылки на Сурия, но в Четьих-Минеях помещенные под этими числами жития и сказания написаны не по Сурию, а по другим источникам. Сделанное 26 декабря, после жития святого Иосифа обручника, замечание дает нам право предполагать, что в этом случае, а может быть, и во всех выше нами указанных, Сурий отставлен был потому, что его сказание проводило католические взгляды и не согласовалось с православной традицией. Согласие с этой традицией являлось, следовательно, главным критерием при выборе и оценке заимствованного у Сурия агиологического материала. Все, что хотя бы в незначительной степени уклонялось от нее, святитель отвергал, строго охраняя чистоту и неповрежденность предания Православной Церкви. Так же, как к Сурию, святитель Димитрий относился и к другим иностранным источникам Четьих-Миней. Насколько бы основательны и авторитетны они ни были, святитель никогда всецело не подчинялся им и, как строгий ревнитель Православия, всегда умел постоять за его правду. В этом отношении святитель Димитрий принадлежит к числу тех лучших представителей юго-западной православной литературы, которые заимствовали у Запада только то, что находили согласным с преданием Православной Церкви и что, способствуя развитию самобытной русской литературы, не обезличивало ее и не ставило в рабскую зависимость от литературы иностранной. Из многих, подтверждающих сказанное нами примеров, укажем хотя бы некоторые: 22 июля, для жития святой Марии Магдалины святитель во втором месяцеслове указывает несколько источников: Сурия, Барония, Acta Sanctorum, книгу Петра Скарги и проповеди Млодзяновского. Однако в своем изложении жития равноапостольной мироносицы не следует ни одному из этих источников, а описывает жизнь по Евангелию, Прологу, истории Никифора Каллиста и его же синаксарю на Неделю жен-мироносиц. После жития святитель помещает примечание, в котором опровергает западных агиографов, считающих святую Марию сестрой четверодного Лазаря. Критически подошел святитель и к изложению жития святого Иосифа (2 декабря), о котором, по его словам, «западнии глаголют, яко девственник бе даже до кончины своея, отнюдь не познав супружества, восточнии же глаголют, яко жену име и чаде роди». Опровергая утверждения западных агиографов, святитель далее приводит свидетельства различных церковных писателей, преимущественно историков, и заключает, что «сие несомненно известно, яко святой Иосиф женат бе, сыны же и дщери родил» и, таким образом, решительно отвергает латинское мнение.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Какими же источниками и пособиями пользовался автор при работе над выбранной темой? Прежде всего, это, конечно, творения самого святителя Димитрия. Они цитируются в работе по пятитомному изданию 1839–1840 годов (в этом случае указано: «Сочинения», номер тома и страницы) и по однотомному изданию Тузова 1888 года (в этом случае помечено просто «Сочинения», без указания тома). Кроме того, цитируются иногда отдельные творения святителя – «Летопись» по изданию Сойкина, б.г., и «Розыск о брынской вере...» по Киевскому изданию 1903 года. Из исследований о жизни и деятельности святителя Димитрия в работе использованы прежде всего следующие: Шляпкин И.А. Святитель Димитрий Ростовский и его время. СПб., 1891. Попов М., свящ. Святитель Димитрий Ростовский и его труды. СПб., 1910. Нечаев В. Святитель Димитрий, митрополит Ростовский. М., 1849. Вопросы пастырской деятельности святителя Димитрия рассмотрены в работах: Маккавейский Н. Святой Димитрий, митрополит Ростовский, как пастырь и пасторолог. Киев, 1910. Питирим (Старинский), иеродиак. Святой Димитрий Ростовский , его богословские труды и пастырская деятельность. Загорск, 1972. Последний источник представляет собой курсовую работу, выполненную в Московской Духовной Академии. Помимо нее, автор использовал еще две работы Московской Духовной Академии: Державин А., прот. Четии-Минеи святителя Димитрия, митрополита Ростовского, как церковно-исторический и литературный памятник. Загорск, 1954 (магистерская диссертация). Недосекин В., прот. Святой Димитрий, митрополит Ростовский, и его гомилетическое наследие. Загорск, 1970 (кандидатское сочинение). Глава 1. Жизнь святителя Димитрия Ростовского и состояние пастырства в его время Святитель Димитрий родился в 1651 году, и во святом крещении его имя было Даниил. Детство его прошло в местечке Макарове, недалеко от Киева. Отец будущего святителя, Савва Григорьевич Туптало, сотник войска Запорожского, и мать Мария Михайловна были людьми благочестивыми и глубоко религиозными. Савва Григорьевич всегда пребывал по долгу службы в заботах, принимал участие в защите Православия от католического влияния, а последние годы своей долгой жизни посвятил Церкви, почив в звании ктитора Киевского Кирилловского монастыря. О доброй и примерной жизни матери свидетельствует святитель Димитрий в своем дневнике: «Да сподобит ее Господь доброго ответа на Страшнем Своем Суде, хотя я не сомневаюсь в Божием милосердии, и в ее спасении, ведая постоянную добродетельную и набожную ее жизнь» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В последние годы своей жизни святитель Димитрий много положил трудов в борьбе за чистоту веры и за вверенное ему духовное стадо. Распространившееся в Ярославской губернии раскольничество с сопутствующим ему невежеством побуждали святителя возвысить голос в защиту Святой Церкви. Он выступил как учитель, отстаивающий догматы Церкви, как пастырь, защищающий овец от хищных волков. Так, в поучении о поклонении святым иконам он резко обличает иконоборцев: «А что же на сие речеши седмиглавный змий, иконоборская ересе, иконы святые отметающая... В первых вопрошаю, аспиде ядовитый! Что есть идол? И что есть икона... Икона есть изображение истинныя вещи, а идол есть изображение прелести» 231 . Простым, доступным языком святитель раскрывал перед своими слушателями заблуждения расколоучителей, доказывал несостоятельность их обрядоверчества, говорил о пагубном их влиянии на души верующих. Объясняя истинный смысл почитания креста, икон и других церковных святынь, он обличает приверженность старообрядцев к «окоптелым» иконам: «Христиане почитают святое Евангелие... в котором многие вещи изобретаются, бумага и чернило... иногда обложено серебром, златом, иногда парчею драгоценною. Егда убо поклоняемся Евангелию святому, что мы почитаем, и в чем есть сила поклонения Евангелия святаго: в том ли, во еже бы мы почитали деки, или серебро, или злато, или парчу, или бумагу. Мню, не един от православных сие речет. Что убо почитаем? Почитаем слова Христовы, учение Христово, и всю историю жития Христова. Также, когда кланяемся иконе, то почитаем не деку или вапы, но изображения Первообразного» 232 . В поучении 21-й Недели по Святом Духе на евангельские слова: «Изыде сеяй сеяти Семене своего: и егда сеяше, ово паде при пути, ово на камени, ово в терние» ( Лк.8:5 ), Ростовский архипастырь изливает свою печаль, что нашел свою паству непросвещенной евангельской проповедью. «Сеятели не сеют, – печалуется он, – а земля не принимает, иереи небрегут, а люди заблуждаются» 233 . Своеволие и непослушание Святой Церкви влечет за собой бедствия, гнев Божий, о которых возвещал еврейскому народу пророк Амос: «Послю глад на землю, не глад хлеба, ни жажду воды, но глад слышания Слова Господня... Обтекут ищуще Словесе Господня, и не обрящут» ( Амос.8:11–12 ). Духовный голод усугублялся тем, что Слово Божие заглушалось плевелами, каковыми, по слову святителя, являлись раскольнические заблуждения, усилившиеся в его епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Где с кем увидетися? В церкви. Где приветствуют, поздравляют друг друга, о здравии спрашивают, о жене, о детях и о прочих? – В церкви. Будто церковь на тое и создана, во еже бы сходились люди на политику и на безчиние, а не на молитву Божию» 228 . Нередко в тоне обличений святителя слышится добродушие. Такие обличения направлены не столько на то, чтобы уязвить слушателя, сколько на то, чтобы вскрыть, подвергнуть критике известные слабости и пороки. В таких случаях проповедь имеет оттенок иронии, исходящей не от насмешливого ума, а от сердца, огорченного неразумием ближнего, соболезнующего действительному положению. Иногда перед воображением слушающих представляют целые картины, как например: «Ленив осел, ленив и грешник: многим биением едва убедиши осла в ярем, а развращенного грешника и показаньми многими неудобь обратить можеши ко исправлению; осел, аще и биемый, не скоро грядет, в пути едва волочется, а бегати скоро никогда же весть; и грешник не спешит ко спасению, аще иногда и биемый бывает различными от Бога попущеньми» 229 . В любом слове проповедника чувствуется пастырская любовь к пасомым и к Богу, растворяемая сердечною скорбью о неблагодарности людей к своему Спасителю. Это чувство иногда выражается то в праведном негодовании на нерадивых, то в пламенной молитве и прошениях к Богу за слабых и немощных Его рабов. Как любящая мать плачет, укоряя сына, угрожает ему наказанием, а затем сожалеет и более не держит обиды, так и святитель был снисходителен по отношению к своим духовным детям. В слове на день памяти святителя Алексия святой Димитрий горестно восклицает: «О, наши времена, лучше сказать, окаянные нравы наши! Как далеко отстали мы от овец Христовых, от тех овец, кои были прежде нас, коих пасли всероссийские пастыри Петр, Алексий и Иона!... О, святителю Христов, пастырю наш добрый! Пусть мы козлища и звери друг к другу, пусть мы прогневляем Бога и тебя ослушаемся, однако, не оставляй нас... чад своих, пока своим ходатайством о нас к Богу не соделаеши нас из козлищ овцами, из чад гнева чадами Божиими» 230 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Пример такого служения показали святые апостолы, Сам Спаситель и отцы Церкви. Долг каждого истинного священнослужителя – любить Христа со всеми искупленными Его Кровью членами, составляющими Его духовное тело. «Сам Господь, – пишет святитель, – желая поставить святого Петра пастырем словесных овец, прежде всего трикратно вопросил его о любви, сказав ему: «Симоне Ионин, любиши ли Мя?» И когда Петр ответил Ему трикратно: «Ей, Господи! Ты веси, яко люблю Тя», Господь вручил ему паству: «Паси агнцы Моя» ( Ин.21:15 )». Полученная в таинстве хиротонии благодать Христова содействует пастырю в его нелегком труде, а здесь ему «потребно попечение о стаде, ибо Бог потребует отчет о стаде, вверенном рукам пастырским» 148 . Поэтому святитель Димитрий уподобляет доброго пастыря многоочитым херувимам, прообразовавшим евангелистов, апостолов, как пастырей Церкви. Им, пастырям, необходима великая бодрость, как стражам, приставленным стеречь город от неприятеля. Ибо к каждому пастырю относятся слова Божии, сказанные пророку Иезекиилю: «Стража тя поставих дому Израилеву» ( Иез.33:7 ). Многотрудно служение пастыря и ответственно: он должен всегда бодрствовать, укреплять свои духовные силы, быть внутренне собранным, готовым защитить духовное стадо от нападающих «волков», «крепким, как лев, трудолюбивым в чине своем, как вол, милостивым и сострадательным, как человек, и высокопарящим в богомысленном уме своем, как орел» 149 . Любовь к пасомым, забота о каждом человеке как личности, и прежде всего – «попечение велие о стаде» 150 , должны быть движущей силой пастырской деятельности. Для этого необходимы и знания, и учительство, и опыт духовной жизни, и личное свидетельство, пример доброй жизни. Следуя притче Христовой о добром пастыре, священник обязан, если потребуется, подставить рамена свои вверенной ему овце и носить тяготы ее. Святитель сравнивает пастыря с матерью, которая носит дитя родное, и сама питает его: «Не только как пастух носит овцу, но и как мать носит чадо свое и питает его сосцами, так пастырь должен духовно носить своих словесных овец, питая их духовною пищею, как младенцев млеком, и в необходимости для тела не отказывая, а по возможности восполняя недостаточность неимущих» 151 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Пастыри и архипастыри любили батюшку, относились к нему с благоговением, многие нуждались в его духовных беседах. Однажды к батюшке подошел приезжий мужчина. Взяв благословение, он сказал: «Отец Серафим, благословите владыку к вам на прием». Батюшка со смирением произнес: «Передайте владыке, в любое для него удобное время пусть приходит». Я не помню имени владыки, но прибыл он издалека. В разное время отца Серафима посещали митрополиты: Серафим (Никитин), Леонид (Поляков), Никодим (Руснак), Леонтий (Бондарь), Хризостом (Мартишкин), Антоний (Вакарик), архиепископы: Николай (Бычковский), Мелитон (Соловьев), его духовные чада, будущие митрополиты: Мефодий (Немцов), Евсевий (Саввин), Антоний (Фиалко), будущие архиепископы: Евлогий (Смирнов), Пантелеймон (Долганов), Александр (Кудряшов), Вадим (Лазебный), Сергий (Генсицкий), Димитрий (Капалин), Димитрий (Дроздов), Иннокентий (Васильев), Алексий (Фролов) и будущие епископы Алипий (Погребняк), Глеб (Савин,2000) и Анатолий (Аксенов). Несмотря на всю свою занятость, архипастыри находили время, чтобы приехать и разделить радость общения с батюшкой и засвидетельствовать ему свои уважение, почитание и любовь. Духовный сын отца Серафима, схиархимандрит Власий (Перегонцев) рассказывал, что в разное время тридцать восемь архипастырей предлагали отцу Серафиму переехать к ним и быть духовником их епархий. Старец смиренно отказывался и оставался вместе с Богом данной ему паствой до конца. Протоиерей Федор Нагорный, протоиерей Николай, архимандрит Серафим, архиепископ Николай (Бычковский), иерей Иоанн Макаренко, архимандрит Геннадий (Давыдов). Бывали и насельники Троице-Сергиевой лавры: архимандриты Кирилл, Феодор, Трифон, Алипий, Илия, игумены Михей, Виссарион, Платон, Арсений, Мануил. Трогательной была переписка отца Серафима с митрополитом Рижским и Латвийским Леонидом, архиепископом Ярославским и Ростовским Михеем (Хархаровым) и архиепископом Пермским и Соликамским Николаем. Они глубоко почитали и любили старца. В 1980 году, когда батюшка заболел, его духовный сын архиепископ Николай, будучи в преклонном возрасте (87 лет), сам больной, приехал за год до своей кончины в Ракитное и жил у отца Серафима две недели. «Теперь я за вами буду ухаживать», – говорил он. Ко дню Ангела батюшки Святейший Патриарх Пимен присылал ему поздравления. Будучи митрополитом Крутицким и Коломенским, он исповедовался у него.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Хвалю добрый той нынешних времен обычай, по которому люди ходят ради обучения в другие государства, – говорит святитель в Слове в субботу 4-й Недели Великого поста, – ибо из-за моря они возвращаются умудренными. Слышал также я, что некие мудрецы мысль о смерти назвали философией, особым любомудрием. Если же память смертная есть философия, то неудобно, сидя дома, учиться этой мудрости, но следует искать ее в чужих странах» 247 . В то же время он считал, что видимые внешние успехи не должны достигаться в ущерб духовной жизни народа, в которой-то и содержится истинная сила государства, залог будущего. Он был сторонником преобладавшего на Руси духовного уклада жизни и был хранителем этого достояния – живой и действенной веры. Такие взгляды святителя отразились и в его литературно-общественной деятельности. Известно, что Петр I не соблюдал постов, считал это неполезным и для солдат, поэтому позже, в 1716 году, испросил для них у патриарха Константинопольского Иеремии III разрешение на скоромную пищу во все посты, кроме недели перед причастием. В проповеди, произнесенной по этому поводу 29 августа 1708 года в Московском Ивановском монастыре, архипастырь очень ярко изобразил картину пира языческих богов, обличая тем введенные новшества и сопутствовавшие им пьянство, прелюбодейство, человеконенавистничество и убийства. Описывая пир Ирода, он показывает силу греха, когда царь под властью Бахуса впадает в большее зло: будучи порабощен страстью к женщине, служит ей и исполняет ее волю – убивает пророка Иоанна Предтечу. «Паки смотрю на пир Иродов, вижу подле Венеры сидящего Бахуса, иже в эллинех бе бог чревоугодия, бог объядения и пьянства, о коем и Апостол воспомянул: «Имже бог чрево, и слава в студе их, иже земная мудрствуют» ( Флп.3:19 )... но якоже вижду, и нашим глаголющимся быти православным христианам той божишко не нелюб, понравился... подражающе ученику Бахусову Лютеру. Не соблюдать постов, то не грех: день и ночь пьянствовати – то людскость, пребывать в гулянии – то дружба, а что по смерти о душе сказуют, куда ей идти, баснь то... Речет Бахус, чревоугодный бог, с учеником своим Мартином Лютером: надобно в полках не смотрети поста, в пост ясти мясо, чтобы полковые люди в воинстве были сильные, в бою крепки, не ослабели б в брани от поста и воздержания... Лжеши убо... чужд еси пира Христова» 248 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Христианское вероучение должно быть глубоким убеждением жизни священнослужителя. Глубокая, осмысленная вера оказывает неоценимую помощь в возвещении евангельского слова и в деле служения, и «желающий возгревать в других любовь Господню должен сам не быть льдом, но пламенеть, как серафим, божественным желанием; желающий просвещать других да будет сам не тьмой, а светом» 132 . Вера приводит к любви, в которой – сущность, содержание жизни вечной. Любовь небесного происхождения: «ее дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» ( 1Ин.3:1 ). Любовь должна занимать главное место в пастырском служении. Как высшее проявление пастырского духа, любовь является залогом успешного совершения дела. Любовь пастыря к Богу – главное условие достойного прохождения высокого служения. «Познается же любовь к Богу, – научает святитель, – по добродетельной жизни, являя вместе со словом и жизнь пастыря» 133 . Господь наш Иисус Христос для пастыря не просто пример, но живая, вечно действующая Божественная Личность. С Ним пастырь теснейшим образом соединяется в своем пастырстве, и от Него постоянно черпает силы и Божественную благодать. Живое общение с Богом пастырь имеет в Таинстве Святой Евхаристии, как проявлении безмерной любви Божией к человеку. Чтобы быть достойным Божественного общения, священник обязан блюсти себя во всякой чистоте и непорочности, очистить свою душу покаянием. Совершая Литургию, он должен быть объят любовью к Богу и ближним, в его сердце в это время не должно быть места гневу и вражде, огорчению или обиде, нельзя начинать службу, «пока не разрушиши вражду примирением и не очистиши смертный грех покаянием» 134 . Необходимо украситься священнику и основными христианскими добродетелями: «В начале перед причащением пусть предъидут вера, надежда, любовь» 135 . С глубокой верой и благоговением пастырь должен приступать к Святым Тайнам, воздавая им должное поклонение, ибо алтарь и церковь есть «палата Царя Небесного». Необходимо веровать, «что истинное Тело Христово есть именно то, которое и в утробе Девической зачалось Духом Святым, и родилось непостижимо, и на небеса вознеслось и сидит одесную Бога-Отца» 136 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010