Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Нифонт (Солодуха), митр. Волынский и Луцкий. Фотография. 2016 г. (Солодуха Василий Андреевич; 5.10.1948, с. Галина Воля Старовыжевского р-на Волынской обл. УССР - 22.03.2017, г. Луцк, Украина), митр. Волынский и Луцкий. Из крестьянской семьи. После окончания в 1963 г. 8-летней школы работал в колхозе. В 1970 г. поступил в МДС. С 1971 г. исполнял послушание иподиакона патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова) . 20 марта 1974 г. в Троице-Сергиевой лавре принял постриг с именем в честь св. Нифонта, еп. Новгородского. 15 апр. того же года рукоположен во диакона. По окончании семинарии в 1974 г. поступил в МДА, к-рую окончил в 1979 г. со степенью кандидата богословия. 26 февр. 1977 г. рукоположен во иерея. 18 марта того же года назначен настоятелем Троицкого храма в с. Рудка-Козинская Рожищенского р-на Волынской обл. В 1985 г. возведен в сан игумена, в 1988 г.- в сан архимандрита. В 1989 г. назначен благочинным Рожищенского округа Волынско-Ровенской епархии. 20 марта 1990 г. Синод УПЦ избрал его епископом Хмельницким и Каменец-Подольским. Хиротонисан 31 марта во Владимирском кафедральном соборе в Киеве. В том же году в Хмельницком были зарегистрированы первые общины УАПЦ, объединенные в автокефалистскую епархию, к-рую возглавил «епископ» Антоний (Фиалко) . В апр. 1990 г. сторонникам УАПЦ был передан бывш. полковой храм св. Андрея Первозванного в микрорайоне Дубово на окраине Хмельницкого. Н. и др. клирики епархии выступили против такого решения, поскольку изначально власти предполагали передать храм в распоряжение УПЦ. В течение нескольких дней архиерей и священнослужители проводили голодовку у здания облсовета, однако власти не пошли на уступки. 25 авг. 1992 г. Н. назначен правящим архиереем Луцко-Волынской епархией. Назначение состоялось по рекомендации предыдущего еп. Луцкого и Волынского Варфоломея (Ващука; ныне митрополит), на смещении к-рого с Луцкой кафедры настаивали местные власти. 28 июля 1993 г. Н. возведен в архиепископа Луцкого и Волынского. Из-за препятствий государственных структур Н. смог с большим трудом получить прописку в Луцке только в 1994 г.

http://pravenc.ru/text/Нифонтом ...

митр. Антоний (Фиалко) Рецензия секретаря Ученого Совета КДА игумена Пантелеймона (Лугового) на диссертацию Преосвященнейшего Антония (Фиалко), епископа Хмельницкого и Шепетовского, на тему: «Святитель Димитрий Ростовский и его пастырство», представленную на соискание ученой степени кандидата богословия Представленная на соискание ученой степени кандидата богословия диссертация епископа Антония (Фиалко) на тему «Святитель Димитрий Ростовский и его пастырство» состоит из введения, пяти логически завершенных частей и заключения. Тема сочинения, выраженная в его названии, вполне раскрыта и, «несомненно, полезна для современного пастырства, так как изучение пастырского опыта святителя Димитрия приближает нас к святоотеческому наследию, дает пример подлинного пастырского самоотвержения и пастырской мудрости, спасительно руководствующей овец стада Христова в самых неблагоприятных условиях» (с. 43). Актуальность темы вытекает из основной идеи христианства: примирения человека с Богом, прекращения всякой вражды против Творца, дабы Его всеобъемлющая любовь встретилась с деятельной ответной любовью человека. Примирение человека с Богом невозможно без нравственного и духовного его возрождения, которое совершается, прежде всего, в Церкви Христовой под руководством пастырей, призванных воссоздать в людях образ Божий. Следуя мысли святителя Димитрия, автор утверждает, что главным на пути к спасению человека является стяжание христианских добродетелей – веры, надежды и любви. В этом деле важная роль принадлежит пастырю. Именно в нем люди могут видеть идеал благочестия и служения Церкви. Одна из важнейших задач пастырской деятельности – благовестие Слова Божия. Именно этой проблеме посвятил свою работу епископ Антоний, основываясь на примере жизни и деятельности выдающегося иерарха Православной Церкви святителя Димитрия Ростовского , ибо «никтоже, убо светильника вжег, покрывает его сосудом, или под одр подлагает: но на свещник возлагает, да входящий видят свет» ( Лк. 8:16 ). Одним из таких светильников, поставленных Богом на церковной свещнице, был митрополит Димитрий Ростовский , просиявший в тяжкие Петровские времена.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

митр. Антоний (Фиалко) Отзыв заведующего кафедрой нравственного богословия КДА протоиерея Димитрия Григорака о диссертации Преосвященнейшего Антония (Фиалко), епископа Хмельницкого и Шепетовского, «Святитель Димитрий Ростовский и его пастырство», представленной на соискание ученой степени кандидата богословия Тема представленной работы, несомненно, очень интересна и актуальна. Несмотря на то, что уже имеются исследования (статьи, монографии) о святителе Димитрии Ростовском , его личность, наследие, его роль в истории русской духовности и значение в истории Церкви вызывают непреходящий интерес. Автор диссертации справедливо отмечает во введении, что «Промыслу Божию угодно было призвать святителя Димитрия, митрополита Ростовского, к служению Церкви в трудное для Русского государства время» (с. 42). Святитель Димитрий отличался высоким гуманизмом, исключительной по тем временам образованностью и широтой воззрений, жаждой благотворных перемен в жизни общества и неуемной деятельностью. При глубоком смирении и большой мудрости св. Димитрий обладал великим мужеством и смело обличал самого царя: «Днесь вси тебе предстоят, а утро мертва тя кто убоится? Днесь неприступен еси, а утро лежащ во гробе, ногами всех попираем будеши», – так обращался святитель к Петру I в своей проповеди, обличавшей тех, кто подвержен припадкам неистового гнева. В другой проповеди святитель противопоставил Христову пиру Иродов пир, заклеймив пьяниц и прелюбодеев, идущих от Бахуса к Лютеру и отменяющих посты в полках. Это был недвусмысленный протест против царского указа, отменившего в полках посты. (Диссертант бегло упоминает об этой проповеди в последней главе своего исследования – «Святитель Димитрий как проповедник, педагог, агиограф»). Однако в менее принципиальных вопросах св. Димитрий Ростовский умел уступить, отличая главное от второстепенного. Так, на вопрос: «Белят нам по указу брады брити, а мы готовы главы наши за брады наши положити. Владыко святый, как ты велишь?» – святитель шутливо ответствовал: «Что отрастет: глава ли отсеченная, или брада обриенная?» Впоследствии этой теме св. Димитрий Ростовский посвятил отдельный трактат «Об образе Божием и подобии Его в человеке», поскольку понимал, что на Руси, где борода издавна считалась признаком подобия Божия, люди сопротивляются царскому указу из страха вечной погибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Сарнов. Церковь Воздвижения Креста Господня. Свято-Кресто-Воздвиженский храм Церковь. Действует.   Год постройки:не ранее 1856. Адрес: Хмельницкая область, Волочиский район, с. Сарнов Координаты: 49.444915, 26.421598 Изменить описание объекта Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Большинство источников датируют сохранившуюся деревянную церковь 1856 годом. Однако об истории с реальной датой строения церкви можно прочитать на информационной таблице слева главного входа в храм: " Начало строительства Сарновской Крестовоздвиженской церкви началось в 1856 году на средства панов Млодзенского и Залевского. В 1895 году в храме был установлен двухъярусный иконостас. В 1898 году было окончательно завершено строительство и отделка храма. В период коллективизации 1930-1932 годов церковь была закрыта. Помещение использовалось колхозом им. Сталина для склада. В период оккупации села немецко-фашистскими захватчиками в 1941 году богослужение в храме было возобновлено. В Сарновский приход входили села: Сарнов, Куровечка, Петриковцы, Качуринцы, Броновка, Видава, Завалийки, Курники. В феврале 1998 году богослужение в храме провел епископ Хмельницкий и Шепетовский Антоний (Фиалко), с 31 мая 2007 года - митрополит Хмельницкий и Староконстантиновский. С 14 мая 1997 года по 16 августа 2011 год настоятелем храма был протоиерей Владимир Герасимчук " . Памятник архитектуры местного значения. В пользовании общины УПЦ Московского Патриархата. Стоит в центре Сарнова, у перепутья. Святыня крещата в плане, одноверха, на каменном фундаменте, с типично пристроенной с запада к бабинцу деревянной колокольней (здесь двухъярусная), через которую главный вход в церковь. Еще одни входы есть в Северной и южной стенах нефа. Деревянная пристройка есть с юга к алтарю. Когда внимательно присмотреться, можно увидеть, что стены бабинца просели, видно, что конструкция храма деформировалась. На прицерковной территории увидите надгробный памятник протоиерею Владимиру Герасимчуку (1957-2011), на тыльной стороне памятника выгравировано изображение местной церкви.

http://sobory.ru/article/?object=26660

Черниевка. Александро-Невский женский монастырь. Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты По рассказам местных жителей на месте монастыря был простой пустырь. Проходя по пустырю, люди неоднократно слышали церковное пение, доносимое с места, где ныне находится монастырь святого благоверного князя Александра Невского. Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 29 марта 2004 года был открыт Свято-Александро-Невский женский монастырь в с.Черниевка Полонского района Хмельницкой области. Первая временная церковь была построена в 1996 году прихожанами села Кутюженцы и пгт.Первомайска. Первый камень под строительство нового храма Свято-Александро-Невского был заложен в 1997 году. Строительство велось на пожертвования прихожан И верующих людей. В 1998 году началось строительство второго храма и жилого помещения. Было построено двухэтажное здание. На первом этаже находятся жилые келии для насельниц обители, на втором - храм Святых Царственных Мучеников, строительство которого завершилось в конце 2003 года. 26 сентября 2002 года до благословению Высокопреосвященнейшего Антония (Фиалко), архиепископа Хмельницкого и Шепетовского в монастырь была назначена старшая сестра монахиня Гликерия (Сикорская). По назначении старшей сестры Гликерий в обитель, прихожанами было передано строительство монастыря в ее руки. Под руководством монахини Гликерии был достроен храм, построена кладезная-колокольня, кухня с монастырской трапезной, и проведен газ. 12 сентября 2005 года стараниями и помощью правящего архиерея архиепископа Антония был благоукрашен и освящен главный храм монастыря в честь святого благоверного князя Александра Невского. За усердный труд в деле строительства обители 6 декабря 2005 года архиепископ Хмельницкий и Шепетовский Антоний возвел старшую сестру монахиню Гликерию (Сикорскую) в сан игумении с возложением золотого наперсного креста. Осенью 2005 года настоятельница обители заложила первый камень под строительство дома для священнослужителей. Территория монастыря занимает пять гектаров земли. Вокруг обители растет молодая березовая роща. На монастырской территории находится монастырское озеро, в котором сестры разводят рыбу.

http://sobory.ru/article/?object=26206

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Фиалко Василий Иванович; род. 2.10.1946, с. Дулицкое Сквирского р-на Киевской обл., Украинская ССР), митр. Хмельницкий и Староконстантиновский. В 1964 г. окончил Киевский строительный техникум, в 1973 г.- Воронежский инженерно-строительный ин-т. В 1975 г. поступил в 4-й класс ЛДС, но учебу пришлось прервать по семейным обстоятельствам, в 1982 г. по 1-му разряду окончил МДА. С 1976 г. служил иподиаконом еп. Курского Хризостома (Мартишкина) . 24 апр. 1976 г. еп. Хризостомом рукоположен во диакона для служения в Иоасафовском кафедральном соборе Белгорода, 14 авг. 1977 г. рукоположен во священника. Служил настоятелем Крестовоздвиженской ц. г. Ст. Оскол Белгородской обл., с янв. 1978 г.- штатным священником Михайловского храма Белгорода. С июня 1978 г. клирик Винницкой епархии, с 12 дек. 1978 г. служил в Рождество-Богородицком кафедральном соборе г. Винницы. 10 апр. 1979 г. еп. Винницким Агафангелом (Саввиным) пострижен в монашество, 7 апр. 1982 г. возведен в сан игумена, с 1985 г. архимандрит. С 9 янв. 1989 по 1991 г. был настоятелем кафедрального Рождество-Богородицкого собора в г. Хмельницком, благочинным 1-го округа Хмельницкой епархии, секретарем Хмельницкого епархиального управления. Антоний (Фиалко), еп. Хмельницкий Антоний (Фиалко), еп. Хмельницкий В 1991 г. А. вошел в «клир» раскольничьей Украинской автокефальной православной Церкви (УАПЦ), к-рую в то время возглавлял лжепатриарх Киевский Мстислав (Скрыпник) . 23 июня 1991 г. А. был «рукоположен» во «епископа Хмельницкого и Каменец-Подольского» УАПЦ. После перехода в раскол бывш. митр. Киевского и всея Украины Филарета (Денисенко) и избрания главой канонической Украинской Православной Церкви (УПЦ) митр. Владимира (Сабодана) в июле 1992 г. А. принес покаяние и был принят в клир УПЦ в сане архимандрита. 14 июля 1992 г. решением Свящ. Синода УПЦ А. был назначен епископом Переяслав-Хмельницким, викарием Киевской митрополии. 27 июля 1992 г. в Трапезном храме Киево-Печерской лавры митр. Киевским и всея Украины Владимиром (Сабоданом) и др. иерархами УПЦ была совершена хиротония А. во епископа Переяслав-Хмельницкого. 22 июня 1993 г. решением Свящ. Синода УПЦ А. был назначен на Хмельницко-Шепетовскую кафедру, 28 июля 1999 г. возведен в сан архиепископа. Является ректором Хмельницкого ДУ, редактором газ. «Блarobicm Хмельниччини» («Подольские ЕВ»). Неоднократно участвовал в международных научных и миротворческих конференциях. Защитил в 1998 г. диссертацию по кафедре пастырского богословия КДА «Святитель Димитрий Ростовский и его пастырское служение», получил степень кандидата богословия.

http://pravenc.ru/text/Антонию ...

Антоний, митрополит Макаровский, викарий Киевской епархии (Фиалко Василий Иванович) Дата рождения: 2 октября 1946 г. Дата хиротонии: 27 июля 1992 г. Дата пострига: 10 апреля 1979 г. День ангела: 23 июля Страна: Украина Биография: Родился 2 октября 1946 г. в с. Дулицком Сквирского р-на Киевской обл. В 1964 г. окончил Киевский строительный техникум, в 1973 г. — Воронежский инженерно строительный институт. В 1975 г. поступил в Ленинградскую духовную семинарию , в 1982 г. окончил Московскую духовную академию . 24 апреля 1976 г. рукоположен в сан диакона, служил в Иоасафовском кафедральном соборе г. Белгорода. 14 августа 1977 г. рукоположен в сан иерея. Служил настоятелем Крестовоздвиженской церкви в Старом Осколе Белгородской обл., с января 1978 г. — священник при Михайловском храме в г. Белгороде. С июня 1978 г. — клирик Винницкой епархии , с 12 декабря служил в Рождество-Богородицком кафедральном соборе г. Винницы. 10 апреля 1979 г. пострижен в монашество. 7 апреля 1982 г. возведен в сан игумена, в 1985 г. — в сан архимандрита. С 9 января 1989 г. по 1991 г. — настоятель кафедрального Рождество-Богородицкого собора в г. Хмельницком, благочинный 1-го округа Хмельницкой епархии , секретарь Хмельницкого епархиального управления. В 1991 г. перешел в «клир» раскольничьей Украинской автокефальной православной церкви, 23 июня 1991 г. был «рукоположен» во «епископа Хмельницкого и Каменец-Подольского». В июле 1992 г. принес покаяние и был принят в клир Украинской Православной Церкви в сане архимандрита. 14 июля 1992 г. определением Синода УПЦ назначен епископом Переяслав-Хмельницким, викарием Киевской митрополии . 27 июля 1992 г. в Трапезном храме Киево-Печерской лавры хиротонисан во епископа Переяслав-Хмельницкого. 22 июня 1993 г. назначен на Хмельницкую и Шепетовскую кафедру. В 1998 г. получил степень кандидата богословия. 28 июля 1999 г. возведен в сан архиепископа. 31 мая 2007 г. Синод УПЦ принял решение о создании Шепетовской епархии путем выделения ее из состава Хмельницкой епархии. Синод постановил в дальнейшем именовать Преосвященных Хмельницкой епархии «Хмельницкий и Староконстантиновский» и оставить управление Хмельницкой епархией за Преосвященным Антонием; 31 мая архиепископ Антоний был возведен в сан митрополита.

http://patriarchia.ru/db/text/60793.html

В 1987 году архимандрит Антоний окончил по I разряду Московскую Духовную Академию. К 1000-летнему юбилею Русской Православной Церкви Святейшим Патриархом Пименом архимандрит Антоний награжден вторым крестом с украшениями. С 9 января 1989 года назначен секретарем Хмельницкого епархиального управления, благочинным 1-го округа Хмельницкой епархии и настоятелем Хмельницкого Рождество – Богородичного кафедрального собора. С первого дня после назначения, по благословению Высокопреосвященнейшего Агафангела, архиепископа Винницкого и Брацлавского, временно управлявшего Хмельницкой епархией, архимандрит Антоний активно включился в управление епархией. В это перестроечное время самым важным для православных верующих Подольского края был вопрос о строительстве в центре г. Хмельницкого на месте небольшого и ветхого Свято-Покровского храма нового Свято – Покровского кафедрального собора. Обладая организаторскими способностями и опытом строительных работ (согласно светским образованию и профессии), архимандрит Антоний сумел, а тогда это было весьма непросто, начать строительство собора и лично возглавил его. Самоотверженный труд о. Антония снискал ему глубокое уважение и доверие жителей города, избравших его депутатом Хмельницкого областного совета народных депутатов. Оказавшись в центре духовной и общественной жизни епархии, своим служением и трудами, проповедью слова Божия, он завоевал авторитет у верующего народа и властей и сыграл большую роль в возрождении духовности и укреплении православной веры в Подольском крае. Будучи секретарем Хмельницкого епархиального управления, с благословения правящего архипастыря архимандрит Антоний практически окормлял всю епархию, ее духовенство и верующих. Он готовил ставленников для рукоположения в священный сан, много внимания уделял вопросам духовного просвещения и храмостроительству. Так, при его настоятельстве (с января 1989 по апрель 1990 года) было почти завершено строительство нового Свято-Покровского кафедрального собора, в которое он вложил все свои знания, умения, свою душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В 1668 году игумен Мелетий Дзик постриг Димитрия в иноческий чин. Почти семь лет прожил он в Кирилловском монастыре, поучаясь у опытных наставников смирению, послушанию и братолюбию. Помимо иноческих трудов Димитрий занимался и науками: «в келлии писаше и сочиняше повеленная от игумена и от других высших начальников, прилежаше к чтению книг душеполезных» 4 . Все эти обстоятельства позволили молодому иноку войти в круг наиболее образованных и передовых людей того времени, стоявших в центре общественно-культурной, политической и религиозной жизни Украины. 25 марта 1669 года он был посвящен в иеродиакона митрополитом Киевским Иосифом Тукальским, которого Иннокентий Гизель характеризовал, как «веры святыя, восточныя столб непоколебимый» 5 . Посвящение совершилось в одном из древних (XII в.) монастырей г. Канева, находившегося под покровительством гетмана Дорошенко. В 1675 году в Густинском монастыре города Прилуки архиепископ Черниговский Лазарь Баранович посвятил Димитрия в иеромонаха. По рекомендации и при содействии Киево-Печерского игумена Мелетия Дзика будущий святитель, уже тогда отличавшийся ораторским мастерством, был оставлен Лазарем Барановичем проповедником в кафедральном соборе и других храмах города Чернигова. По благословению Лазаря Барановича, занимавшегося литературной деятельностью, Димитрий составил в это время сборник сказаний о чудесах, явленных в Троице – Ильинском монастыре от чудотворного образа Божией Матери, именуемого «Руно орошенное». В июле 1677 года святитель Димитрий уехал в Литву, где прожил до 1679 года. За пределами Московского государства, в юго- западном крае, находившемся под гнетом панской Польши, он воочию увидел трудное положение украинского народа, претерпевавшего двойной гнет: социальный – со стороны шляхты, магнатов, и духовный – со стороны католической Церкви. Последствия освободительного движения украинского народа под предводительством Богдана Хмельницкого, завершившегося присоединением Левобережной Украины к России, не смирили гордыню польского дворянства. Правительство и шляхта еще ожесточеннее проводили политику окатоличивания, совращая православных в унию и не гнушаясь при этом никакими методами и средствами. Польские короли Ян Казимир, Михаил Вишневецкий, Ян Собесский были покорными исполнителями воли магнатов и католического духовенства. У православных отнимались храмы, монастыри, имущество; духовенство, не исключая и иерархов, подвергалось насилиям и притеснениям. В сейме постоянно принимались законы, направленные против православных братств, являвшихся оплотом Православия в этой борьбе. Усилилась и литературная полемика.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Василий (Боднарчук) (31 марта 1990 - 1993) Хмельницкая епархия Возрождением УАПЦ на Хмельнитчине и Винничине активно занимался священник Олег Кулик (настоятель храма св.Андрея в Хмельницком), который в обеих областях зарегистрировал порядка ста приходов (многие из них существовали лишь на бумаге). Митрополит Львовско-Галицкий и Житомирский Иоанн (Бондарчук) назначил о.Олега митрополичим администратором на Хмельницкую, Винницкую и Житомирскую области. В июне 1991 года была создана Хмельницкая епархия кафедрой которой стал Каменец-Подольский, и на нее с титулом " Каменец-Подольский и Хмельницкий " был рукоположен о.Антоний Фиалко. Однако уже через год епископ Антоний, не приняв объединительного собора (создавшего УПЦ КП ) с покоянием вернулся в УПЦ в сане архимандрита, уведя за собой часть приходов. Оставшиеся разделились между УАПЦ и УПЦ КП . Антоний (Фиалко) (23 июня 1991 - 25 июня 1992) Житомирская епархия Первым священником возрожденной УАПЦ стал о.Вячеслав Миськов, который с Пасхи 1990 года начал служить в собственной квартире. 21 ноября 1991 года УАПЦ получила в пользование храм св. Михаила. В 1992 году Ровненско-Житомерская епархия была разделена на две самостоятельные, и на Житомирскую был поставлен вл.Иоанн (Боднарчук), вернувшийся из Америки после лечения. Однако вл.Иоанн чаял получить Львовскую кафедру и самочинно начал именоваться " митрополит Львовско-Галитский и Житомирский " , за что 29 апреля 1992 года был запрещен в служении. Не признав этого решения митрополит Иоанн фактически стал самостоятельным епископом, за ним последовал ряд приходов Житомирской епархии (в том числе кафедральный храм св.Михаила). В июне 1992 года большая часть приходов УАПЦ во главе с епископом Софронием перешли в УПЦ КП . Иоанн (Боднарчук) (22 октября 1989 - 5 июня 1990 и 22 января 1992 - 29 апреля 1992), (29 апреля 1992 - 25 июня 1993 - независимый епископ) Софроний (Власов) (весна 1992 - июнь 1992) Ровненская епархия Возрождение автокефалистского движения началось на ровенщине в начале 1990 года. 7 июля 1990 года была освящена первая церковь УАПЦ в Ровно (кладбищенская церковь св.Стефана). 10 октября 1990 года была создана Ровненская и Житомирская епархия (впоследствии Ровненская и Острожская). В июне 1992 года большая часть епархии (которая на тот момент насчитывала три храма в Ровно и некоторое количество в районах, примущественно на юге области) вошла в состав образовавшейся УПЦ КП .

http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-ua...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010