Его личная библиотека насчитывала свыше 300 томов, и он ее непрестанно пополнял за счет книг, полученных от книготорговцев Запада и России, а также присланных друзьями, которым он всегда напоминал о необходимости прислать нужные для работы редкие экземпляры. Ученый и богослов с большим багажом знаний и опыта, святитель, исследуя памятники церковной письменности восточного и латинского происхождения, труды отцов Церкви, подобно пчеле отовсюду извлекал нектар мудрости. Более 60 имен церковных и светских писателей, историков, учителей Церкви и богословов упоминает он в своих произведениях. В число использованных св. Димитрием памятников церковной письменности вошли древние патерики, Прологи, летописи, хронологии. Важнейшее место в сочинениях святителя Димитрия отводится отцам Святой Церкви, богословам, учителям, проповедникам, пастырским опытом которых он руководствовался в своем служении и деятельности. Имена их он сам приводит пред взоры слушателей и читателей. Это – преподобный Макарий Египетский , святые Афанасий Великий , Иоанн Лествичник , Иоанн Дамаскин , Иоанн Златоуст , Григорий Богослов , Ефрем Сирин , Кирилл Иерусалимский , Григорий Двоеслов , блаженные Иероним, Феодорит, Августин, священномученик Киприан и многие другие. Из использованных им литературных памятников Русской Православной Церкви следует упомянуть прежде всего Великие Четьи-Минеи митрополита Макария, имевшие основополагающее значение при создании его Житий святых, сочинения преподобного Максима Грека , Лазаря Барановича и ряд иных, употреблявшихся им при выяснении вероисповедных, догматических вопросов. Анализируя и тщательно исследуя громадный литературный материал, отмечая вкравшиеся ошибки и разногласия, святитель Димитрий критически подходит к нему и одновременно расширяет свой кругозор и знания. Нередко, встречаясь с противоречиями, он отдает дань уважения авторитету отцов, а иногда представляет их на благочестивое христианское рассуждение и веру, доверяет соборному разуму Святой Церкви, обладающей полнотой Божественной благодати и ведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Летом его отъезду воспрепятствовала внезапная болезнь. О его здоровье справлялся сам Государь и лично навещал его. Стало ясно, что для Сибири с ее суровым климатом у Димитрия слабое здоровье. Болезнь усугублялась еще и внутренними переживаниями о недовершенном великом труде над составлением Миней. Царь Петр отменил свой приказ и позаботился о назначении в Сибирь Филофея Лещинского, будущего просветителя края, с которым Димитрий был связан узами дружбы. Российское государство переживало в то время сложный период своей истории – обновление. Потребовалось колоссальное напряжение сил всего народа и всех сословий общества, чтобы выйти из застоя – патриархальной Руси стать одним из передовых государств мира, достичь уровня развитых держав Европы. Продолжавшаяся война со Швецией поглощала огромные финансовые и материальные ресурсы, лежала тяжелым бременем на плечах трудового народа. Посему последовал ряд высочайших указов и повелений к изысканию средств в государственном бюджете. Святитель Димитрий был свидетелем этой великой эпохи и соучастником подвига народного. После Нарвского поражения для литья пушек повелено было взять четвертую часть колоколов во всех епархиях. Был упразднен Патриарший разряд и приказано провести опись монастырских имуществ, учрежден Монастырский приказ, запрещалось набирать послушников. На откуп были отданы оброчные статьи в вотчинах патриарших, архиерейских и монастырских. Вводился контроль над монастырскими доходами, а затем монахи были переведены на денежные оклады и годовые хлебные содержания, а остальные доходы поступали в казну. К непродолжительному времени пребывания святителя Димитрия митрополитом Сибирским относится одно из преданий, свидетельствующее о его духовной и пастырской мудрости. Государь, желая испытать святителя, пригласил его к себе и усердно потчевал вином. Святитель повиновался воле Государя, но на вопросы не отвечал, ограничиваясь только благословениями. 10 ноября 1701 года умер Иоасаф Лазаревич, митрополит Ростовский, и на его место по ходатайству Стефана Яворского 4 января 1702 года был назначен святитель Димитрий.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Поэтому проповеди святителя направлены главным образом к изъяснению внутреннего содержания христианского вероучения, он указывает, прежде всего, на пути и средства богоугождения. Проповедовать только нравственные идеалы – значит представлять одно следствие, не открывая их источника. Понимая это, святитель часто излагал в своих поучениях догматические истины, ибо от незнания или превратного толкования догматов Православной Церкви происходят многие заблуждения, ереси, суеверия, уводящие людей от спасения на ложный путь. Из всех произведений святителя Димитрия можно собрать целый свод книг, излагающих догматические истины, цель которых в том, чтобы возвести христианина к небу и приготовить к жизни вечной. Помимо устных проповедей вопросам догматики посвящен письменный труд «Зерцало Православного исповедания». В нем святитель изложил и дал изъяснения Символа веры , системы христианского догматического богословия, представленной в краткой форме. Излагая учение о Святой Церкви и ее взаимосвязи с каждым верующим, святитель пишет: « Церковь глаголится быти собрание верных, не на едином токмо месте, но и по всей вселенной сущих, и потому-то глаголется, и есть святая соборная Апостольская Церковь , яже от конец и до конец вселенныя, в коем-либо роде и языце правоверно Христа-Бога славит. Тоя Церкви основание – Сам Христос, стены – закон Божий, столпы – Апостоли, Евангелисты, Учители, покров – Дух Святый» 219 . О необходимости для спасения пребывать в Православной Церкви святитель говорит лаконично: «Кроме Церкви святыни негде взять» 220 . Все догматы руководствуют человека к познанию Бога, Промыслителя о нашем спасении: «Верую, что один Бог Вседержитель есть Творец всея видимыя и невидимыя твари, Отец и соблюдатель, и что Он небо со всею лепотою и Ангелами, землю с человеки и скоты, и вся прочая во время свое из ничего сотворил всесильным повелением и хотением, и содержит оныя» 221 . Святитель всегда обращал ум и чувства своих слушателей к распятому за нас Сыну Божию. Этот главный догмат нашей веры был у него средоточием всякого поучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

С другой стороны, совершенная любовь ищет Бога не ради награды будущих благ, не ради самого себя. «Кто имеет истинную любовь к Богу, тот кроме Самого Бога не желает ничего: ни неба, ни венцов небесных, сладостей райских. Он только одного Бога и желает, причем желает больше неба и больше всех райских роскошей» 98 . Кто любит Бога всем сердцем и стремится духовно соединиться с Ним, того ничто не заставит удалиться «на страну далече». Истинная любовь никогда не помыслит прогневать Его 99 . Чувство благодарности не допустит оскорбить Божие величие 100 . Говоря о значении любви в жизни христианина, святитель приводит слова святого апостола Павла: «Любовь не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине: вся любит, вся терпит» ( 1Кор.13:4–8 ) – и дает краткое их объяснение. Любовь воспитывает в христианине терпение, научает переносить обиды, снисходительно относиться к несовершенствам ближних. Такое благоразумие последователя Христова способствует созиданию мира, врачует недуги окружающих, благотворно воздействуя на их души. Высшим совершенством в любви является добродетель любви к врагам, потому что она выше человеческой природы. Искаженная грехом, природа требует возмездия, а любовь готова все простить, тем самым врачуя немощь ближнего, и побеждает зло добром 101 . Христианин не должен допустить возгореться гневу и вражде. Посему, заключает святитель, «любящий врага своего есть чудотворец» 102 . В этом же «Поучении», сказанном святителем Димитрием в 1701 году в связи с сообщением о войне России со Швецией, говорится об обязанности христианина защищать свою Отчизну: «Не думай, слушатель мой, чтобы я сказал о тех врагах, которые воюют с нашим христианским отечеством и враждуют против нашей благочестивой веры: таких врагов не только не обязательно любить, но надо сражаться с ними за свое достояние» 103 . Высокий идеал совершенства, начертанный Спасителем в заповеди любить врагов ( Лк.6:27 ), достигается человеком постепенно, чему содействуют самопожертвование и принуждение, посредством которых он получает от Бога дар любви ко всем людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В «Слове на Рождество Христово» он объясняет смысл и содержание праздничных песнопений 9-й песни канона, возвещающей величайшее событие в истории человечества: «Таинство странное вижду и преславное, небо, вертеп...» Великое таинство воплощения Господа произошло для избавления и спасения людей по великому милосердию и человеколюбию Бога: «Будучи Светом неприступным, Он облекся темнотою. Предвечно сущее Слово Отче, говорившее через пророков, сделалось безгласным. Крепкий и сильный изволил немошствовать в младенческом теле. Вот как Он истощил Себя и обнищал ради любви к нам» 222 . Бесчисленные примеры из жизни угодников Божиих и Слово Божие свидетельствуют, что духовная жизнь совершается под руководством и воздействием сил духовного мира – ангелов, в непрестанной брани с диаволом. Просвещая своих слушателей, проповедник говорит о служении ангельского мира, а также предостерегает от влияния сил злобы. «Елика душе, и елика телу нам нужная, они о тех пекутся и промышляют, в путех наших хранят ны... в чистоте христианской жити поучают, силу демонскую от нас отгоняют, умнии очи наши превращают, и молитвы наши к Богу приносят» 223 . Вера в искупительную силу жертвы Христа Спасителя и любовь к Богу, к ближним и врагам, умерщвление плоти и обновление внутреннего человека при содействии Божией благодати – вот направления, на которых акцентировал внимание своих слушателей святитель. «Любовь Его настолько велика, что подобно восторгу ни на что не обращает внимание и как бы себя забывает. Пусть мы темны, скверны, мерзки и ничтожны, но Его превеликой Божественной любовью мы соделываемся в людей святых, светлых, чистых и высших, чем ангелы. Вот как тверда любовь Божия к нам» 224 . В воскресные и праздничные дни, выбирая в качестве темы для проповеди тексты Евангельских чтений, он вводил внимающих ему слушателей во времена Спасителя, передавая дух благовестия, объяснял содержание и смысл прочитанного. Упадок христианского благочестия и праведной жизни в Боге свидетельствует, по мнению святителя, что Голгофская жертва для многих осталась безмолвною и далекою, и благодать Божия не коснулась сердец людских: «О сердце, сердце грешниче! О ожесточение души нечувственныя! Ничтоже твердость каменная противу твоего окаменения, твердейше камене сердце» 225 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Все эти школьные обычаи чисто латино-иезуитского происхождения, конечно, доставляли немало развлечения ученикам среди монотонно-однообразной школьной жизни. В неклассное время ученики, хотя и жившие в архиерейском доме, пользовались совершенной свободой – приготовление или неприготовление уроков было вполне в их воле. Свободными от учения были праздничные и воскресные дни, именины начальников и учителей, послеобеденное время в четверг и субботу, два дня Святок и трехнедельные каникулы в августе. В случае посещения какого-нибудь важного лица ученикам давался отпуск. Так, ждали однажды начальника монастырского приказа И.А. Мусина-Пушкина: «Палладийски младенец! аще в месяце апреле чаеши в школу свою великого гостя, ближняго боярина Царского Величества Иоанна Алексеевич а Мусина-Пушкина, имаши приуготовить вся школьного сопротивления броня, да в маю цветущом испросит тебе за добрые на вопросы его ответы тридневное гульбище, и да бегаеши по Ростовского озера острову и да плававши по быстрой реце яже называется Уда (Устья?)» 264 . Это же сочинение знакомит нас и с времяпрепровождением учеников во время вакаций. Они гуляли в поле, ездили на лодке на остров Ростовского озера, посещали преосвященного в его селах Демьянах, Шестакове и Капцах. По праздникам они произносили речи, разыгрывали театральные пьесы и диалоги. До нас дошла пьеса: «Венец славнопобедоносной доброподвижнику храбреннику Христову святому великомученику Димитрию, в день преславного праздника его торжественна от смиренных того имяносца преосвященного Димитрия, митрополита Ростовского и Ярославского, питомцев грамматики учащихся младенцев стихословне сплетенный в Ростове 1704 г.» 265 . Театральные представления, пение и музыка влияли, без сомнения, очень плодотворно на эстетическое чувство учеников. Им приходилось и рисовать декорации, и готовить костюмы. Представления же, по выражению Духовного Регламента, развивали в учениках «резолюцию, си есть благоразумную смелость». Таковы были развлечения. Содержание учеников было довольно порядочное, кормили их достаточно; летом они получали фрукты: вишни, яблоки, груши.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

1 марта 1702 года святитель прибыл в город Ростов. Его встречала паства с иконой Божией Матери Боголюбской с предстоящими Ей чудотворцами Ростовскими. Вступив в Спасо-Яковлевский монастырь, под сенью храма святой Анны, он пророчески предрек и указал место своего погребения: «Се покой мой, зде вселюся в век века». После совершения Литургии в кафедральном Успенском соборе он произнес приветственное слово к пастве, в котором определил цель и характер своей дальнейшей жизни и пастырской деятельности: «Аз приидох не да послужите ми, но да послужу вам... не себе угождати, но вразумляти безчинныя, утешати малодушныя, заступати немощныя... добрыя любити, злыя с милованием наказывати, о всех пользе пещися, всем спасения тщательно искати, о всех молитися» 11 . В этой речи отражены и проблемы, с какими пришлось столкнуться святителю в своей епархии. О состоянии, в каком находились пасомые св. Димитрия, свидетельствуют его современники. Так, И.Т. Посошков отзывается о духовенстве: «Нынешняя паства весьма неисправна... кии пресвитеры и во граде живут, и тии не весьма знают, в чем грех , в чем спасение, и того ради прихожан своих в покаяние не принуждают и как кому жить душеспасительно не наставляют. Токмо тот пресвитер маломальски может прямо отправляти Литургию, кой довольное время в городе при соборе или при разумном пресвитере,... а буде кой не много побыл, то ничего по книгам отправити не может. У нас сельские попы обременены земледельством и того ради не тако пекутся о служении церковном, яко о пашне своей, а паства душевная уже в стороне стала быть... сельские бо пресвитеры – самые люди простые: возрастет он в деревне, деревенские дела и помышляет. Аще же пашни ему не пахать, то гол одну быть» 12 . Святитель Димитрий вопрошал одного из пастырей: «Что тя приведе в чин священнический? Тоже, дабы спасти и инех? Никакоже, но чтобы прокормить жену и домашние... Поискал Иисуса, не для Иисуса, а для хлеба куса» 13 . Неблагополучным было нравственное состояние духовного сословия. В литературных произведениях того времени, народных сказках, песнях, пословицах рассказывалось о проделках священства и монашествующих, высмеивались их жадность, леность и пьянство. Святитель в своих сочинениях и посланиях к пастве не раз указывал на пороки духовенства. Не лучше была и паства.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Для того, чтобы победить склонность к греху и искоренить страсти, святой отец советует отвергнуть все прелести мира. «Подобает в бодрости сердца творить брань и презирать все, что пользуется у людей честью, ибо все сие порабощает сынов Адамовых, то есть приобретение, честь, праздность, слава, красота телесная и иное, подобное сим, возбуждающее похоть» 186 . Как воин Христов, сражаясь с противником, христианин должен всегда быть во всеоружии, готовым отразить любую напасть, не должен впадать в отчаяние или уныние, но твердо уповать на помощь Божию. «Поруганию, тягчайшим мукам и смерти предавал мир святых мучеников, ибо они были неугодны ему. Неугодны же потому, что были добры, кротки, и богоугодны, удалялись от всякой мировой нечистоты и обличали заблуждения и падения нечестивых. Но чего достиг ненавистный мир, ненавидя и погубляя святых? Он погибает сам, а они живут во веки, и награда им от Господа: многоразлично они были погубляемы миром, но не только не погибли, а и единого власа с главы своей не потеряли» 187 . И если христианин будет навыкать в доброделании, укрепится в Боге, пребудет в надежде на Него, то он получит награду от Пастыреначальника. При условии личного стремления человека и при помощи Божией благодати, содействующей спасению, он может преодолеть греховные страсти и побороть диавола. Посему святитель советует христианину обращаться за помощью к Врачу душ и телес, «молить Бога, чтобы Он воздвиг нас к истинному покаянию и против бесовской силы вооружил нас немощных, препоясавши своею Божественною силою свыше» 188 . Пост В процессе духовно-нравственного возрождения важное значение имеет пост, как необходимое средство для исцеления души и врачевания от недугов. Сам Христос Спаситель, вступая на Свое служение человечеству, начал свой подвиг с поста, «чтобы нам оставить образ и Своим примером нас вооружать постом против диавола, ибо иначе мы не в состоянии победить его» 189 . Пост необходим как целительное средство к совлечению ветхого человека со всей его греховной природой, препятствующей духовному росту.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В 1702 году, после смерти Иоасафа Лазаревича, святитель Димитрий стал митрополитом Ростовским, а в 1705 году закончил Четьи-Минеи. Много трудился он и над устроением жизни своей паствы. Нравы епархиального клира были крайне низки: даже дети священников почти никогда не причащались. В произведениях, написанных в этот период, рассказывается о том, с какими трудностями пришлось встретиться святителю Димитрию в своей епархии. Как правящий архиерей, он вынужден был принять меры к упорядочению епархиальных дел. Прежде всего, при своем доме он открыл училище для детей духовенства, и сам следил за их образованием. В окружных посланиях он постоянно наставлял священников, как достойно проходить свое служение, как проповедовать раскольникам и т. п. Архипастырская забота святителя о Церкви Божией выразилась не только в принятии практических мер против заблуждений и зла, но и в обличительных сочинениях, таких как «Об образе и подобии Божием в человеках», в проповедях, а также в полемическом сочинении «Розыск о раскольнической брынской вере...». Все труды святителя имели большой успех, слухи о котором доходили до царя. Но больше, нежели посланиями, святитель учил священников достойным примером своей благочестивой жизни: кроткий и мягкий в управлении, он был примером добросердечия и милосердия; проповеди его отличались простотой и живостью. Его глубоко чтила вся Православная Русь – от простолюдинов до царской семьи. Святитель был облагодатствован многими духовными дарами, в том числе и даром пророческим. Так, он предсказал время своей кончины и прибытие в Ростов на праздник в честь Толгской иконы Божией Матери царицы Прасковьи Федоровны. «Вот идут две гостьи – царица Небесная и царица земная, – сказал он своему казначею Филарету. – Только я уж видеть их не сподоблюсь, а надлежит тебе, казначею, быть готовым принять их». Вскоре он заболел, и в день своего тезоименитства проповеди сказать уже не смог. Все время болезни святитель предавался пламенной молитве, а через день, утром 28 октября 1709 года, нашли его скончавшимся в коленопреклонении.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Кроме языков, детей обучали риторике, правописанию, пению, Закону Божиему. Время каникул и праздников ученики проводили в архиерейских селах: Демьянах, Шестакове, Капцах, здесь они отдыхали, купались в озере, разыгрывали пьесы и комедии. В 1702 году поставлена была известная пьеса на Рождество Христово. Для некоторых пьес владыка сам сочинял текст. Школьники заменяли святителю семью и друзей, утешали в минуты испытаний и болезней. Он приглашал их к себе, понуждал читать молитву «Отче наш» по пять раз в воспоминание пяти язв гвоздиных на Пречистом теле Спасителя. Обязательным было присутствие учеников за богослужением. Владыка сам их причащал, убеждая жить в чистоте, целомудрии, усердно молиться. Обещал сам за них молиться, не забывал о них и после, во время скудости. Благодарные воспитанники именовали его «меценатом и отцем всех», вспоминая «батюшку нашего преосвященного блаженной памяти Димитрия митрополита» 17 . Школа просуществовала недолго: в 1705 году, во время одной из поездок владыки в Москву, она была закрыта по приказанию стольника Воейкова, о чем святитель жаловался в письме к митрополиту Иову Новгородскому: «Попущением Божиим сотворшася дому архиерейскому скудость и оставишася учения, понеже вознегодоваша питающий нас, аки бы многая исходит на учители и ученики издержка и уже вся та, чем дому архиерейскому питатися от нас, отнята суть, не токмо отчины, но и церковнии дани, и венечный памяти и прочая, и прочая, оскудевше убо во всем оскудехом и во учениях» 18 . «Не сразу дом строится, не вдруг и книга сочиняется; и, закончив дело, мастер починяет его, исправляя и довершая», – говорил святитель Димитрий о своих книжках, изысканиях и трудах 19 . Днем и ночью он не расставался с пером: днем писал у тусклого слюдяного окна, ночью – при мерцании свечи. Пуще смерти боялся святитель оставить недовершенным составление житий. Так, в одном из своих писем он писал: «Устраши мя смерть покойного Иосифа Колдычевского, страх смерти нападе на мя, и страх сугубый убо, яко не вем дне и часа..., а дело книгописное как останет, будет ли кто охотник приняться за то и вершить, а еще много надобно в том числе трудиться» 20 . И еще много различных планов и замыслов было у святителя на будущее.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010