Попечение святителя Димитрия о духовных чадах и отеческая любовь к ним известны. Он не искал личной выгоды и земных благ, о чем писал в своем завещании. Святитель просит не искать после его смерти имущества и не истязать о том служивших ему Бога ради: «От юности и до приближения моего ко гробу, не стяжавах имения и мшелоимства, кроме книг святых... яже немноги бяху, приходов: ово на мои потребы та иждивах, ово же на нужды нуждных. Если никто не восхощет меня тако нища обычному предати погребению, то пусть бросят в убогий дом. Требуяй же за поминовение мзды, молю, да не поминает мя нища, ничтоже на поминовение оставльша» 152 . Он был сознательным бессребреником, раздававшим все свои скудные средства бедным, нищий митрополит, оставивший по своей смерти в архиерейской казне 39 рублей 20 алтын 153 . Но неизждиваемыми для Святой Церкви и Отечества остались после него ценности духовные! И тяжелое бремя пастырства было легко для него. Глава 4. Пастырское душепопечение по Святителю Димитрию Покаяние Милосердие Божие не лишает согрешающих людей возможности вновь обрести прежнюю святость и праведность через покаяние. Это таинство, установленное Господом Иисусом Христом, является даром милости Божией для спасения грешников. Первое же условие и залог спасения человека – покаяние. Оно обнаруживает и пробуждает в душе чувство утраченного блаженства и радости пребывания с Богом – источником настоящего счастья. «Прародители наши Адам и Ева, не отчаявшись в милости Божией, – пишет святитель, – но, уповая на Его человеколюбивое благоутробие, стали в покаянии своем изобретать виды служения Богу. Начали они кланяться к востоку, где был насажден рай, и молиться Создателю своему... что было предзнаменованием таинства новой благодати» 154 . Истинное покаяние состоит не только в исповеди перед Богом своих грехов и болезней души. Оно должно стать для христианина началом исцеления и его личным подвигом в деле спасения, как средство, необходимое для усвоения плодов искупления, совершенного Спасителем, Который призывает всякого грешника к очищению.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

«Покайтеся, – сказано, – приближися бо Царство Небесное» ( Мф.4:17 ). Кто не исповедует грехов своих, у того заперты двери сердца его. Христос не войдет к нему и не будет с ним жить... Посему если и мы, братья мои, исповедуем свои согрешения, которыми прогневали Создателя своего, и совершим удовлетворение за них, тогда и мы отверзаем двери сердца нашего, тогда и к нам Он войдет жить, как Царь в прекрасные палаты» 155 . Святитель Димитрий указывал на таинство покаяния как величайшее орудие спасения и на многочисленных примерах раскрыл его силу. Прежде всего, он старался возбудить в своей пастве чувство покаяния, являющегося началом всех христианских подвигов. «Что же возвращает благодать Божию в наши души и оживотворяет их? Поистине, не иное что-либо, – говорит святитель, – как истинное покаяние. Когда человек кается, он воскресает. И как в смерти душевной повинен грех, так воскресение души вызывается покаянием» 156 . Для немощной человеческой природы, обезображенной болезнью греха, самостоятельное восстание – очень нелегкое дело и требует Божией помощи: «Самый лютый разбойник на этом пути – греховные привычки. Побороть и одолеть его можно не скоро, не легко, а только с великим трудом, ибо если привычки греховные вкореняются в ком, то претворяются как бы во вторую природу и даже необходимость... На этом пути нужно быть борцом и иметь Божию благодать» 157 . Как любящий Отец, Бог призывает грешников к покаянию различными способами: напоминанием о смертном часе, посредством укоров совести, пробуждает от смертельного сна ниспосланием временных бедствий и наказаний. «Сей глас Сына Божия, – пишет святитель, – вопиет к нам постоянно, днем и ночью, вопиет каждый час, влагая нам в ум и сердце память о смерти... Слушай и знай, что и это глас Божий» 158 . В одном из великопостных поучений он сравнивает покаяние с очищением сосудов с помощью пепла: «Пеплом чистятся блюда и сосуды, будут ли они оловянные, медные или серебряные. Если они от чего-либо почернели, то как только будут потерты пеплом, снова приобретают свой блеск.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Украинские исследователи, принимавшие участие в российских конференциях, как правило, обращали внимание на детали биографии митр. Димитрия 106 . В обобщающих работах по истории культуры Украины XVII в. фигуре митр. Димитрия также неизменно уделялось внимание 107 . Полнее образ митр. Димитрия Ростовского была раскрыт в труде С. Кагамлык, посвящённом Киево-Печерской лавре в XVII−XVIII вв., однако здесь автор лишь обобщил уже известные сведения о Ростовском митрополите и его деятельности, в особенности − об учёных трудах и проповедничестве; кроме того, владыка признается одним из многочисленных подвижников, которых выпестовала Лавра 108 . Были в украинской историографии и попытки богословского осмысления наследия митр. Димитрия. Труд митр. Антония (Фиалко) «Святитель Димитрия Ростовский и его пастырство» 109 , написан в традициях церковно-исторических исследований начала ХХ в., выводы его в целом, не выходят за рамки того, что было сформулировано его предшественниками. Б о льший интерес для исследователя представляют статьи В. Шумило и М. Загорулько в черниговском журнале «Вера и дело», посвящённые рассмотрению отдельных аспектов творчества митр. Димитрия с богословской точки зрения 110 . Личность митр. Димитрия Ростовского привлекала и зарубежных исследователей. Наиболее крупным среди них – равно как и наиболее известным отечественному читателю стала Дж. Броджи Беркофф, итальянская славистка, посвятившая «Летопису» Димитрия Савича несколько обстоятельных статей 111 . В этих статьях исторические штудии ростовского владыки рассматриваются в контексте европейской культуры Раннего Нового времени. Автор приходит к заключению, что митр. Димитрий с одной стороны, систематически использовал западную методологию и тексты, с другой − сохранял своё лицо и как автор, и как представитель православной традиции. Выводы эти совпадают с теми, к которым пришла Л.А. Янковская. Практически неизвестен в России (мы не встречали ссылок на него в отечественной историографии) канадский исследователь Д.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Практической мерой к искоренению невежества было открытие школы в Ростове, чтобы «священнические дети не были глупыми, когда сподобятся священного сана вместо отцов своих, чтобы умели поучать народ не только книжным чтением, но и изустным наставлением в слове Божием» 123 . Вторым качеством «пастыря доброго» «является то, что он ходит перед овцами, а не позади овец... должен служить примером для овец, а не овцы для него» 124 . Христос даровал силы апостолам и ученикам к совершению священнодействия и благовестил ( Мф.28:19 ; Лк.22:19 ) и преподал им практические наставления для споспешествования сему. В качестве могучего воспитательного и побудительного средства Он предложил им Свой собственный пример. «Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам», – завещал Христос ученикам ( Ин.13:15 ). К подражанию Христу призывает и апостол Павел, всегда имевший пред собою пример Божественного Пастыря: «С терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса» ( Евр.12:1–2 ). Так же говорит об этом в своих пастырских посланиях и святитель Димитрий: «Никто не может быть добрым пастырем, если сам прежде не соделается доброю овцой Христовою. И Сын Божий, пришедший на землю, чтобы упасти и спасти людей Своих, сначала сделался Агнцем, вземлющим грехи мира» 125 . Пастырскому служению на ниве Господней должны предшествовать примерная жизнь в Боге и достойное приуготовление, начиная с самого раннего возраста. «Великое и преславное дело – с самой юности начать работать для Бога», – говорит святитель в слове на день памяти святого Тихона Амафунтского. В качестве примера он приводит житие святого, который, в подражание Иисусу Навину, с юношеских лет непрестанно пребывал в храме Господнем. В благочестивом воспитании, утверждении в христианской вере и усвоении добродетелей с самого раннего возраста – залог успешного пастырства. «Ибо сие есть твердое основание всей добродетельной жизни, многие желают в старости своей устроить себе как бы дом некий, богоугодное житие, и приобрести спасение для души своей, но не могут, так как не положили в юности своей твердого основания...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Но тем не менее, Денисенко скоро создал вокруг себя целую плеяду новых раскольничьих «архиереев», достаточно надежных и верных своему «шефу». Причем, Филарет иногда умышленно «рукополагал» людей, чем-то себя запятнавших, так как их легче было держать в повиновении из страха перед разглашением их грехов. Были и откровенно скандальные ситуации. Так, «епископом» Ивано-Франковским Филарет определил быть женатому священнику, супруга которого, узнав об этом, устроила семейную сцену c.29]. И напротив, многие из числа лже-епископов прежней УАПЦ стали приносить покаяние и возвращаться в лоно Московского Патриархата. Уже упоминались «епископы» Николай (Грох) и Антоний (Фиалко). Вскоре к ним прибавились Спиридон Бабский и даже Антоний (Масендич) c.544-551]. Всего же только за полтора года, прошедшие с момента «объединения» и создания УПЦ КП, ее покинуло 12 лже-архиереев Некоторые из них были впоследствии законно рукоположены и ныне являются архиереями Украинской и Русской Православных Церквей. Другие приняты в том сане, который имели в УПЦ до ухода в раскол. Некий «епископ» Поликарп Пахалюк вообще стал светским человеком c.548]. Уже во второй половине 1992 года Филарет стал абсолютным лидером раскольничьей УПЦ КП, из которой ему в короткий срок удалось сколотить коррумпированное сообщество, ничего общего с собственнно религиозной жизнью не имеющее, но несмотря на свою малочисленность агрессивно влияющее на ход церковной жизни Украины. Филарет приобрел столь решающий вес, что будучи «заместителем патриарха» сумел полностью изолировать и нейтрализовать пребывающего за океаном Скрипника. И когда последний отлучил Филарета (Денисенко), Антония (Масендича) и Володимира Романюка, об этом на Украине попросту почти никто не узнал Все документы, поступавшие в Киев от Мстислава из его резиденции в Баунд-Бруке (США), объявлялись либо частным мнением «патриарха», либо вовсе подложными. А потому Филарет их клал под сукно и управлял «Киевским патриархатом» целиком по своему усмотрению. Так, например, он скрыл не только факт отлучения Мстиславом Денисенко, Масендича и Романюка, но и факт назначения управляющим делами УАПЦ (а не УПЦ Киевского Патриархата, которую Мстислав перестал признавать) «архиепископа» Львовского Петра (Петруся).

http://sedmitza.ru/lib/text/440076/

Вера есть живая безкровная жертва, ибо верою Авраам принес сына своего Исаака в жертву живую». Путь Авраама завершился и исполнился в пути Иисуса Христа, следовать которому призван верующий. Послушание Христа Отцу Небесному привело Его на Крест, где Он в беспросветной ночи богооставленности взывал: «Боже Мой! Боже Мой! Для чего ты меня оставил?» ( Мк.15:34 ). Он, Который «страданиями навык послушанию» ( Евр.5:8 ), стал «начальником и совершителем веры» ( Евр.12:2 ). Таким образом, в Новом Завете верой называется послушное, доверчивое последование воле Божией. Святитель, продолжая эту мысль, говорит: вера утешает в скорбях, помогает в болезнях, укрепляет в испытаниях; вера – первейшая добродетель и путь ко Христу, так как без веры во Христа спасение человека невозможно. Вера является движущей силой духовно–нравственного обновления человека, основанием, на котором возрастают многие другие христианские добродетели. Итак, вера есть путь, в путь же следует отправляться с надеждой, чтобы достичь цели. И надежда, «даруемая сердцу человека по Божьему вдохновению и просвещению», оказывает действенную помощь в совершении личного спасения и христианского подвига. Прочность и незыблемость надежды зависит от веры человека и его духовно–нравственного состояния. Истинные христиане основывают свою надежду на нелицемерном почитании Бога, проводя жизнь праведную и благочестивую. Венцом же всех добродетелей является любовь. «Бог есть любовь» ( 1Ин.4:8 ) – таким явил Себя Господь в воплотившемся «ради нашего спасения» Сыне Божием, земной подвиг Которого – это подвиг любви. Только любовь способна привести христианина к нравственному совершенству, к единству с Богом. Она – дар Духа Святого, распаляющая сердца христиан ответной любовью к Творцу и к ближнему. Что крылья для птицы в полете, то же совершенная любовь для христианина на пути к Богу. Любовь – это основа, на которой стоит весь мир, созданный Господом, и на которой зиждится наш путь к жизни будущего века, к вечному спасению. Истинным признаком любви к Богу является отвращение от мира (во зле лежащего) и всего греховного в нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Но содержание проповедей осталось прежним: любовь к Богу, к Церкви и ее служителям, любовь к ближним, сострадание и милосердие ко всякой страждущей душе. Его речь, отличавшаяся сердечностью и теплотою, а также глубоким остроумием, привлекала народ, и проповеди его имели успех. Святитель не ограничивался просто изложением истин и норм христианского вероучения, но стремился донести их силу и дух до всех слушателей, как образованных, так и простых. В поучении на «Праздник Пресвятыя Богородицы Донския» проповедник делает в конце следующее прибавление: «И уже пора мне окончить похвальную беседу о Пречистой Деве, пора «аминем» скончати. Но ум мой смущает некая вещь, ибо думается мне, что все сказанное мною грешным не понятно было некнижным людям, и я опасаюсь, чтобы они не ушли без пользы и чтобы я не оказался многоглаголивым ритором, а не полезным учителем, а потому скажу еще несколько слов пользы простейших ради» 213 . По содержанию и богатству полезных и назидательных мыслей проповеди святителя Димитрия приемлемы для всякого времени. При изложении своих мыслей и их обосновании он всегда пользовался Священным Писанием, объясняя его в буквальном и духовном смыслах. Схоластика оставила свой след лишь во внешнем оформлении проповедей: построении и художественных приемах. Тексты Священного Писания умело переплетаются с собственной речью святителя, так что проповеди его, составляя удивительно прекрасное и вдохновенное целое, всегда производили сильное впечатление на души слушателей. В словах и поучениях часто встречаются изречения философов и мудрецов древности, примеры из истории различных народов. Мысль проповедника неустанно совершала шествие во времени и пространстве, увлекала и вела за собой умы и воображение слушателей. Исповедуя святые истины христианской морали, не только умом, а более опытом жизни богоугодной, святитель всегда говорил с глубоким убеждением, от избытка богопросвещенного сердца. Проповеди святителя Димитрия Ростовского проникнуты духом пастырской любви, душевной благости и умиротворения.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Воспитанный в духе церковных канонов, как иерарх и защитник интересов Церкви, святитель скорбел о бедствиях, вызванных непомерными налогами и поборами, и иногда возвышал голос в защиту церковного достояния: «Хощещи ли грабити церковная, спросися Илиодора, казначея царя сирийского Селевка, иже пришел бе во Иерусалим ограбити церковь и биен был ангельскими руками» 249 . Не соглашался святитель и со взглядом Петра I на монашество, как тунеядство, отстаивая его предназначение. «Иноческими молитвами содержит Господь мир сей: аще и малые мнятся кому быти иноческие молитвы, обаче весь мир укрепляют. Смотри, чем состоится, на чем содержится лоза виноградная? На едином коле сухом и безплодном. Отними кол... лоза на землю падет и не плодствует. Отними от мира христианского чин иноческий, яко от винограда сухой и неплодный кол, что мир будет – сами судите» 250 . Проповеди Ростовского архипастыря исполнены благодарности и любви к Богу, они призывают к состраданию и милосердию к нуждающимся, что и является свидетельством истинной любви. Этих меньших братьев наших он защищает от насилия, обид и притеснений со стороны немилосердных богачей и судей. Для полного представления всей действительности и отображения страданий, горя народного, он отправляется вместе со своими слушателями искать Христа: среди духовного чина, среди бояр и судей, в народе. И находит Его среди страждущих и сущих в бедствиях! «О, новые страдальцы, страстотерпцы и мученики! Молю вас, – с такими словами утешения обращается к ним святитель, – и увещеваю, не изнемогайте в терпении, но благодарите Христа своего. Он же придет по воскресении Своем в гости к вам, и не только в гости, но даже в неразлучное пребывание с вами, ибо о каждом из вас говорится в Евангелии: «Аз и Отец приидем и обитель у него сотворим» ( Ин.14:23 )» 251 . Сильным и действенным своим словом, как пастырь Церкви, он пробуждает общественную совесть, снимает греховную пелену и открывает глаза современников на реальность, призывает к деятельной христианской любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Как образованный и просвещенный пастырь, он изъясняет значение имени Господня и как правильно читать: Иисус или Исус: «Раскольники, в две токмо силлабы глаголюще Исус, не исповедуют Спасителя... но некоего Исуса равноухого. У нас же один, Иже бе прежде, и ныне есть, и во веки будет Иисус, глаголемый Спаситель.... обаче не двема, но тремя силлабами глаголется!» 244 . Простым и вразумительным словом святитель открывал народу правду, показывая вред лжеучений и невежество лжеучителей. Иногда обличения его по своей возвышенности напоминают голос пророка, снедаемого ревностью о славе Божией, например, в слове на обличение арианской ереси: «Отверзи, Арие, гроб гортани твоея, исполненный мертвыми глаголы: не имаши бо слова онаго животворящаго, иже словесы твоими создано оно и сотворенно твориши. Но он, гласимый абие от Писания глаголания, творит начало: ты же, слышателю, яко верный да не боишися, егда видиши онаго от Писаний глаголюща: ибо и диавол, егда приступив ко Христу, искушаше его, от Писания беседоваше с ним глаголя: «Аще Сын еси Божий, верзися низу»» 245 . Рассуждая об арианской ереси, святитель предостерегает слушателей от неправого понимания Священного Писания и своевольного толкования его, как делали раскольники Брынских лесов, да и все еретики так поступали, чтобы уловить в свои сети неискушенных христиан. Во всем, что касалось интересов Церкви и паствы, святитель был внимателен и решителен, о чем свидетельствует случай с раскольническим священником, за которого заступилась царица Прасковья Феодоровна. На ее ходатайство святитель отвечал: «Все зло и обиды, которые причинил отрешенный мне лично, понося меня всяческими хульными словами, называя еретиком и римлянином, я прощаю Христа ради моего. Но гнева Божия на себе боюся, аще волка, в одежде овчей суща, пущу в стадо Христово погубляти души людские раскольническим учением. Молю, убо ваше царское благородие, не положите гнева на мя, что не могу соделати вещи невозможной» 246 . Как человек просвещенный и культурный, лично знавший Петра I, святитель понимал его стремления и значение государственных реформ, поддерживал его деятельность, направленную на обновление государства, поощрял развитие наук и культуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

13 . Die Augsburgische Konfession – Аугсбургское вероисповедание. Эрланген, 1988. 14 . The Council of Trent. The canons and decrees of the sacred and oecumenical Council of Trent. Ed. and trans. J. Waterworth. London, 1848. 15 . Thomas Aquinas. Summa Theologica. NY , 1947. Список литературы 1 . Абрамович Д. И. «Повесть о Варлааме и Иосафе» в Четьих-Минеях Димитрия Ростовского //Юбiлeйhuй збiphuk М. С. Грушевському. 1928. С. 729–734. 2 . Абрамович Д. И. Лimonichi джерела Чemьix-Miheй Дмитра Ростовського// Науковий збiphuk НАН. 1929. 1929. С. 32–61. 3 . Аверинцев С.С. Два рождения европейского рационализма//Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996. 4 . Аверинцев С.С. Античная риторика и судьбы античного рационализма//Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996. 5 . Авраамий (Флоринский), архим. Слово на день памяти Святителя Димитрия Ростовского , чудотворца, говоренное архимандритом Авраамом. 1786 г. М., 1786. 6 . Агеева Е. А. Требник 1658 г.: история издания// Патриарх Никон и его время. М., 2002. С. 174–188. 7 . А.Д. Святитель Димитрий, митрополит Ростовский. СПб., 1909; 8 . Андреев Д.А. Российские университеты XVIII – первой половины XIX века в контексте университетской истории Европы. М., 2009. 9 . Антоний (Фиалко), митр. Святитель Димитрий Ростовский и его пастырство. Киев, 1999. 10 . Алмазов А.И. Тайная исповедь в Православной Восточной Церкви. Одесса, 1894. 11 . Аржанухин В.В. Философия в Падуанском университете в середине XVII в.//Лихудовские чтения. Материалы научной конференции. Великий Новгород, 2001. С. 209–210. 12 . Астафьева Н.А. Дмитрий Ростовский (Личность и эпоха)//Время и творческая индивидуальность писателя. Ярославль 1990. С. 6–19. 13 . Беднарский Д. (Bednarsky D.) Запад и Восток в богословии Дмитрия Туптало//Сравнительная история: методы, задачи, перспективы. М., 2003. С. 93–131. 14 . Белокуров С.А. Сильвестра Медведева известие истинное православным//ЧОИДР. 1885. Кн. 4. C.XVI. 15 . Белова Л. Б., Кукушкина М. В. К истории изучения и реконструкции рукописного собрания Антониево-Сийской библиотеки//Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописей и редкой книги Библиотеки Академии наук СССР. Л., 1978. С. 154–187.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010