«Пост и воздержание изсушают тело наше, умерщвляют в нас плотские вожделения и греховные страсти... укрощают всю силу вражию» 190 . Святитель Димитрий, объясняя законы духовной жизни, большое внимание уделяет этой добродетели. Этот нелегкий для христианина подвиг должен сопровождаться не только телесным воздержанием, но и духовным, состоящим в удалении от всякого зла, ибо, «если кто, постясь, озлобляет ближнего, постится в тяжбе и сварах, такой пост не обретает у Бога благодати» 191 . Истинный пост вспомоществует духу господствовать над телесной природой, делает человека жилищем Духа Святого. Полезен пост, по замечанию святителя, и для телесного здравия 192 . Пища принимаемая человеком, должна употребляться умеренно, не для угождения плоти, но для поддержания физического здоровья, чтобы человек был способен трудиться и совершать дела, полезные для его спасения и для славы Божией. Очень важно в прохождении поста, говорит святитель, воздержание от гнева, тщеславия, отчуждение от зла, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение и искоренение лжи и клятвопреступления – оставление всего этого и есть пост истинный и благоприятный 193 . Как видим, более всего придается важность посту духовному, он должен занимать больше внимания христианина, чтобы послужить к умерщвлению страстей, создать благоприятные условия для насаждения и произрастания высоких духовных качеств. Только такой пост спасителен для человека и угоден Богу 194 . Если Господь в течение многих лет водил израильский народ в пустыне в целях истребления из памяти его «всего злого, что было в Египте, прежде чем ввел в землю обетованную, то тем более это необходимо входящим в отверстое небо» 195 . Так пост, по учению святителя Димитрия, содействует христианину в деле спасения и угождения Богу. Молитва В христианском духовно-нравственном совершенствовании важное место занимает молитва . Она содействует одухотворению христианина, очищению его сердца и просвещению ума, укрепляет его в подвиге, в борьбе со страстями.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В Польше святитель Димитрий изучил польский язык, здесь он познакомился с католическим богословием, с произведениями светских и религиозных мыслителей Запада, столкнулся с происками католической пропаганды. Гетман Самойлович несколько раз приглашал Димитрия к себе, а посему он воспользовался такой возможностью и прибыл в город Батурин, где поселился в Николаевском монастыре. Здесь он начал писать свой «Диарий», дневник. Но вскоре спокойная жизнь для него закончилась. В 1681 году архиепископ Лазарь Баранович производит иеромонаха Димитрия во игумена Максаковского монастыря. Через пять месяцев его переводят настоятелем Батуринского монастыря. Впрочем, настоятельство Димитрия продолжалось недолго. Имея от природы склонность к жизни созерцательной и богомыслию, святитель тяготился своим хлопотным послушанием, поэтому в 1684 году, оставив игуменство, с согласия нового Печерского архимандрита Варлаама Ясинского он переселился в Лавру. В Киево-Печерской Лавре Димитрий принял на себя новое послушание, на все времена прославившее его: составление Четьих-Миней. Труд этот был начат еще Петром Могилой , выписавшим для сего с Афона греческие рукописные Жития святых Симеона Метафраста , но не успевшим совершить задуманное. Лазарь Баранович тоже предпринимал попытку исправить положение дел, но она окончилась неудачно и принесла святителю лишь огорчения, послужив поводом к насмешкам от латинян. Серьезно занимался этим делом Иннокентий Гизель и даже испрашивал патриарха Иоакима благословения прислать Макарьевские Минеи из Москвы. Его просьба была удовлетворена, но книги были переписаны скорописью, а потому отосланы обратно, ввиду «трудности скорописного писания». Вновь за нелегкий труд принялись Варлаам Ясинский и другие духовные лица обители, но главным редактором был назначен Димитрий. Составление житий полностью увлекло его и отнимало так много времени, что часто он ложился отдыхать, не раздеваясь, за час до заутрени. Вскоре состоялось избрание нового Киевского митрополита Гедеона (Святополк-Четвертинского), бежавшего от польского своеволия под защиту Самойловича, ходатайствовавшего о нем перед московским правительством. И в январе 1686 года, когда Димитрий с Ясинским поехал поздравить нового митрополита, его вновь упросили принять игуменство в Батуринском монастыре, где он продолжал свои труды, и сам гетман содействовал ему, обращаясь в Москву к князю Б.В. Голицыну с просьбой прислать Великие Четьи-Минеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Занимаясь делами епархии, он собрал исторические сведения о Ростовской митрополии, приложив их к Минеям. 9 февраля 1705 года был завершен великий многолетний труд святителя, отмеченный им молитвой святого Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко...» 21 . Заботясь о повышении образовательного уровня духовенства, он начал составлять новую книгу «Летописец», как руководство по Священной истории от сотворения мира до шестого века четвертой тысячи лет. История века укладывалась в одну главу, а если в нем не выпадало важных событий, то святитель заполнял главу нравоучением или проповедью, чему, собственно, и был посвящен труд: «О начатом, с Божиею помощью, нами летописании, хотящим ведати буди известно, яко намерение наше не толико в историях углублятися, елико в нравоучениях и толкованиях Святаго Писания поучатися» 22 . Летом 1705 года святитель Димитрий посетил Ярославль, крупный торговый город, ставший центром раскольнического движения. Архипастырская забота о Церкви Божией выразилась не только в принятии практических мер против раскольников, но понудили владыку вновь взяться за испытанное оружие, за перо, к изобличению их заблуждений в сочинении «Рассуждение об образе Божий и подобии в человеце», проповедях, а затем в трактате «Розыск о раскольнической брынской вере». В своих проповедях к «препростому народу» святитель Димитрий нещадно бичевал такие пороки раскольников, как невежество, ложь и безнравственность. На причины, заставившие святителя употреблять столь сильные средства, указывает он, характеризуя происходящее: «Святая Церковь зело утеснена, умалена ово от внешних гонителей, ово от внутренних раскольников... едва бо не во всяком граде иная некая особая изобретается вера, и уже о вере и простые мужики, и бабы... догматизуют и учат, якоже о сложении триех перстов, глаголюще не правый и новый крест быти» 23 . Борьба святителя Димитрия с расколом, его полемика, по свидетельству самих расколоучителей, имела успех, о чем знал и царь. Нуждавшийся в государственных умах и способных людях для осуществления реформ, Петр I, учитывая авторитет митрополита Ростовского, его литературный талант и действенность слова, имел намерение издать его книгу с приложением к Требнику.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Идеал «доброго пастыря» ( Ин.10:11 ), «начальника и совершителя веры» ( Евр.12:2 ) в течение многовековой истории Церкви привлекает сердца людей. И в наше время истинные пастыри Церкви видят в Нем пример для своего служения, стремятся по мере сил воплотить этот идеал в жизнь. Иисус Христос – первый в полном смысле величайший и совершеннейший Пастырь, Родоначальник пастырства. В Его жизни и служении выражено все служение Церкви. Евангелие от Матфея свидетельствует, что Иисус Христос не только Сам пастырствовал, но, сжалившись над множеством народа, «что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря» ( Мф.9:36 ), привлек, призвал к сопастырству апостолов, а в лице их – пастырей, священников, продолжателей дела Его. «Идите за Мною, – говорит Он Петру и Андрею, – и Я сделаю вас ловцами человеков» ( Мф.4:19 ). Глагол «сделаю» указывает на действие, соединенное с усилиями, а в связи со следующими словами: «ловцами человеков» – он приобретает воспитательный смысл, предполагает необходимость опыта и труда. «Сан священства, – отмечает св. Димитрий, – от Господа на земли учинен есть не ради упокоения и прохлады, но да множайшия труды святитель пекийся выну, о всех спасении пекийся» 110 . Так святитель Ростовский охарактеризовал многотрудность и сложность пастырского служения. Его значение и высоту он сравнивает со светилами небесными. Как небо освещается солнцем и звездами, «так и Церковь сияет своими светилами – пастырями и учителями своими... каждый соответственно чину и чести и звания и по мере совершенства в добродетельной жизни и духовной мудрости» 111 . Подобно светилам, совершающим непрестанно свое течение по установленным законам, «пастыри церковные, непрестанно трудясь и неуклонно в звании своем, должны идти путем, установленным для них законом Божиим» 112 . Идеал пастырства святитель изображает в некоторых своих проповедях, а именно: в «Слове на пречестную память иже во святых отца нашего Тихона Чудотворца, епископа Амафунтского», в «Слове о пастырстве духовных пастырей» и других.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В целом автор диссертации проделал весьма большую работу и дал достаточно стройное, систематизированное изложение своей сложной и многоплановой темы. В отношении оформления: автору рекомендуется исправить титульный лист работы, так как он выполнен по старому образцу. Считаю, что автору данной работы, епископу Антонию, может быть присуждена ученая степень кандидата богословия. Введение Промыслу Божию угодно было призвать святителя Димитрия, митрополита Ростовского, к служению Церкви в трудное для Русского государства время. Эпоха Петровских реформ сопровождалась ломкой старинных устоев, разрушением того многовекового уклада жизни, к которому привыкли русские люди. Благочестие, духовные идеалы, монашеский подвиг – все это перестало цениться в верхах русского общества, а в низах его вызвало усиление пьянства, разврата, невежества. Трудно было в таких условиях руководить паствой, направляя ее к тесным вратам Царства Небесного. Нужно было быть поистине светильником горящим и светящим, чтобы во тьме нравственного одичания и духовного усыпления указывать людям путь к Истине, пробуждать в них тягу к вечной жизни. И Господь по Своей неизреченной милости воздвигал таких истинных пастырей, которые право правили Слово истины. Одним из них, и притом, наверное, самым выдающимся, явился святитель Димитрий. Образованный богослов, талантливый проповедник, историк, опытный подвижник, знавший, как врачевать человеческие души, – святитель Димитрий явился как раз тем пастырем, который так нужен был в то время на ниве духовной. Его жизнь и многочисленные труды вошли в сокровищницу Православной Церкви. И в этом драгоценном наследии святителя важное место занимает опыт его душепопечения и пастырской деятельности, изучение которого и является основной задачей данной работы. Выбранная тема, несомненно, полезна для современного пастырства, так как изучение пастырского опыта святителя Димитрия приближает нас к святоотеческому наследию, дает пример подлинного пастырского самоотвержения и пастырской мудрости, спасительно руководствующей овец стада Христова в самых неблагоприятных условиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

С другой стороны, забвение о Божием вездесущии лишает человека страха; Святитель подчеркивает, что это крайнее безумие и глупость, толкающая человека на дела безбожные 174 . Таким образом, страх Божий является сильнейшим христианским оружием в борьбе с грехом и спасительным средством для укрепления в благочестии, способствует развитию других христианских добродетелей, высшей из которых является любовь. «Страх Господень есть путеводитель к спасению и начало любви Божией, по словам того же Моисея: «Ныне Израилю, что просит Господь Бог твой у тебя, точию да боишися Господа Бога твоего и ходиши во вся пути Его, и любиши Его, и служиши Господу Богу твоему от всего сердца твоего» ( Втор.10:12 )» 175 . Без страха Божия спасение невозможно: «Когда предстоит великая брань, когда есть много препятствий на пути к спасению, то как можно спастись без страха?» – вопрошает святитель 176 . Господь особенно щедро изливает свои благодатные дары на тех Своих рабов, которые всякое дело и жизнь совершают в страхе Божием. «Кто возымеет его в своем сердце, тот воистину успеет во всяком доброделании, ибо во всякое время и час он готов благоугождать Богу, удаляясь от всякой злой и соблазняющей вещи» 177 . Страх Божий является учителем христианина на пути к спасению. Имеющий его достигнет вечной жизни и обрящет покой в Царстве Небесном, избежав соблазнов и греха на земле. Поэтому святитель в который раз призывает своих слушателей иметь страх Божий, так как «всем нам явитися подобает на судищи Христове» ( 2Кор.5:10 ) 178 . Грех и борьба с ним Спасение достигается путем непрестанного подвига в процессе внутреннего обновления и борьбы с грехом. Христианин должен облечься в Христа, вообразить Его в своем сердце. Для этого ему необходимо совлечься ветхого человека, освободиться от греха и всякой скверны. Во святом крещении человек получает возможность такого обновления, он становится новой тварью, рождается для вечной жизни, но ему необходимо утвердиться в святости. Часто, имея благодатные средства к спасению, человек вновь удаляется от Бога из-за своих грехов: «Проказа душевная, то есть грех, весьма похожа на проказу телесную, мешает богоподобной красоте, благодати Божией» 179 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Как он заботится о первых, видно из письма к воеводе Воронцову: «Смиренный Димитрий, Божиею милостию митрополит Ростовский и Ярославский, стольнику и воеводе Лариону Гавриловичу. Архипастыря небесного благословение (и) нашего смирения молитвы (да) будут с тобою. Благодарствуем мы смиренный Вашего благородие, что ты в Ростове школьных наших учителей милостию своею к ним приветствовал, наипаче же без нас к ним являемую милость оказал, и на своих возниках со всяким напутствием отпустил во град Ярославль честно и всяко их угостил и проводил; за сие же аз смиренным долженствую о Вашем здравии Господа Бога молити всегда. Милость Божия и Пресвятыя Богородицы и великих чудотворцев благословение, (и) нашего смирения молитвы да будут с тобою ныне и во веки. Ярославль 19 июля. Благородию твоему всех благ желаю архиерей Ростовский и Ярославский Димитрий грешник. Челом твоей милости за водку, пили мы про здравие твое и благодарствуем» 269 . О заботах об учениках и говорить нечего. Архипастырь часто посещал училище, сам слушал и испытывал учеников в успехах. Отобрав способнейших, обучал их: зимою – в архиерейском доме толковал некоторые книги из Ветхого Завета, а летом – в селе Демьянах объяснял Новый Завет . При богослужении ученики исправляли должность певчих не только в Ростове, но и в других местах, как это видно из неизданного слова святителя на день Бориса и Глеба; владыка сам их исповедывал и приобщал; обещал молиться за них, если достигнет милости по смерти; увещевал их учиться и более прилежным раздавал деньги, по грошу на каждого, или на двоих по алтыну, и брал в свои села на вакации. Во время болезни посылал за учениками и приказывал им по пяти крат в воспоминание пяти язв Христовых прочитывать молитву «Отче наш». И впоследствии он не оставлял своих учеников, свидетельством чего может служить письмо учеников Залении и Благовещенского от 10 октября 1708 года из Москвы. Величая святителя «Меценатом» и «отцем всех», они благодарят его, что он пожаловал, явил им бедным премногую милость: прислал милостыню во время скудости.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Проповеди святителя Димитрия привлекают внимание не только богатством и разнообразием содержания. Они ценны и по форме, по тем внешним приемам, которые этот искусный, образованный и талантливый проповедник использовал, чтобы как можно лучше донести свое архипастырское слово до слушателей. Что же сказать о внешней стороне проповедей святителя Димитрия? В расположении материала у святителя Димитрия заметна некая изысканность, которая происходит от неизбежного влияния правил и образцов западного красноречия. В то время аллегорические приемы собеседования были в особенном употреблении. Поэтому проповедники использовали образы из Священного Писания, творений святых отцов, из природы или из круга обыкновенных житейских предметов. Такому же обычаю часто следовал и святитель Димитрий. Но в то же время были у него проповеди, хотя и написанные согласно тому же методу, но более простые в своем составе и потому более доступные для простого народа. Применяемые святителем образы помогали верующим усвоить наставления, преподаваемые в проповеди. В этом отношении у святителя Димитрия есть образцовые беседы для слушателей всякого сословия, например: слово в день Сошествия Святого Духа 252 , поучение в Неделю сыропустную 253 , поучение в первую Неделю Великого поста 254 и другие. Проповедь на Пятидесятницу составлена на тему: «Дух Господень исполни вселенную» ( Прем.1:7 ). Главным предметом ее служит указание благодатных действий Святого Духа на род человеческий, искупленный пречистою Кровию Христа Спасителя. Предмет довольно трудный для изложения с церковной кафедры, но святитель Димитрий излагает его в доступной для слушателей форме. Он обращает внимание на те образы, в которых Святой Дух являлся в Новом Завете, и, изъясняя эти образы, излагает Его спасительные действия для человека. «Дух Святый, – говорит проповедник, – являлся в виде голубине, егда крестися (Иисус) в водах Иорданских, во облаце, егда Христу преображщуся на Фаворе, в ветре, егда исполни дом, идеже Апостоли седеша (по вознесении Господнем)... в языцех, егда сниде на Апостолы. Что же значат эти явления? – В виде голубине явился Дух Святый для того, чтобы показать, в ком Он любит иметь свое пребывание.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Без сомнения, христианский образ жизни родителей запечатлелся в сердце их сына и заронил в его душу семена благочестия. Святыни Киева, куда переселились они в 1660 году, еще более умножили желание и влечение Даниила к жизни богоугодной. Обучение грамоте, начатое в доме родителей, он продолжил в Киево-Могилянской коллегии, куда был определен на учебу в 1662 году, во времена ректорства Иоанникия Голятовского, известного ритора и проповедника. О годах обучения святителя Димитрия подробных документальных сведений не сохранилось. Схоластическое направление образования, существовавшее в стенах этого заведения, не могло не оказывать влияния на учащихся. Но такой метод, по мнению некоторых исследователей, отвечал насущным запросам того времени, давая необходимые знания и умения в борьбе за чистоту Православия против латинизации. И это оправдывало негативные стороны (схоластики): невозможно усомниться в горячей любви питомцев школы к Православию, которую они засвидетельствовали своей ревностной борьбой за его чистоту. По предположениям исследователей, святитель обучался в коллегии не более трех лет и за это время имел возможность окончить курс обучения, получить знания в пределах программы 3 . Необходимо отметить, что годы эти были очень сложными для Киево-Могилянской коллегии. Упадок образования обусловливался неясностью политических событий и волнениями, которые переживали Киев и Украина, находившиеся и политически, и территориально между двумя сильными соперниками – католической Польшей и православной Россией, что накладывало отпечаток и на жизнь церковную. Но и при всем этом святитель вынес из школы богатый запас знаний, прекрасно владел латинским языком и, благодаря своему трудолюбию и способностям, получил хорошую подготовку под водительством таких наставников, как ректор Иоанникий Голятовский, архимандрит Печерский Иннокентий Гизель, игумен Киевского Кирилловского монастыря Мелетий Дзик и другие, принявшие участие в его судьбе. В 1668 году игумен Мелетий Дзик постриг Димитрия в иноческий чин. Почти семь лет прожил он в Кирилловском монастыре, поучаясь у опытных наставников смирению, послушанию и братолюбию. Помимо иноческих трудов Димитрий занимался и науками: «в келлии писаше и сочиняше повеленная от игумена и от других высших начальников, прилежаше к чтению книг душеполезных» 4 . Все эти обстоятельства позволили молодому иноку войти в круг наиболее образованных и передовых людей того времени, стоявших в центре общественно-культурной, политической и религиозной жизни Украины. 25 марта 1669 года он был посвящен в иеродиакона митрополитом Киевским Иосифом Тукальским, которого Иннокентий Гизель характеризовал, как «веры святыя, восточныя столб непоколебимый» 5 . Посвящение совершилось в одном из древних (XII в.) монастырей г. Канева, находившегося под покровительством гетмана Дорошенко.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Большое значение для внимательной молитвы имеет внешняя обстановка. Лучше всего молитвенному настроению и сосредоточенности способствует уединение… Важную помощь в приобретении молитвы оказывает и личное стремление христианина, духовный опыт, навык. Посему, считает святитель, «краткая, но часто творимая молитва более полезна, чем продолжительная. Пусть твоя частая, но краткая молитва не умножается лишними словами, как об этом учат и святые отцы» 207 . Обучение молитве неразрывно связано с нравственным совершенством христианина. Чтобы навыкнуть истинной молитве, необходима не только умственная собранность, но и деятельное стремление к Богу, твердое намерение исполнять Его заповеди, Его волю, если желаем, чтобы Он услышал наши прошения. Только молитвенный труд, примерная добродетельная жизнь, неразрывно соединенные между собою, благоприятны Богу. Фарисейская молитва , без святой жизни, не только не будет услышана Богом, но и превращается в грех 208 . Прежде чем исполнить свою молитву и излить прошение перед Богом, необходимо загладить прежние грехи, неровности, приуготовиться, сотворив всякие добродетели: смирение, говение, милостыню. Добродетели являются «крыльями молитвы, на которых она взлетает к Вышнему, седящему на шестокрылатых серафимах» 209 . Способствуют молитве прошения со слезами, которые восходят на небеса и умилостивляют Бога 210 . Искренняя и постоянная молитва необходима всем: и праведникам, и грешникам. Поэтому, приобретая опыт в молитве, необходимо помнить, что она является Божественным даром. Желающий стяжать ее должен прилагать собственные труды и просить, чтобы Дух Святый дал радость «насладиться Господеви» ( Пс.36:4 ). Глава 5. Святитель Димитрий как проповедник, педагог, агиограф Проповеднические труды святителя Димитрия Святитель Димитрий постоянно проявлял заботу о просвещении паствы словом Божиим. Обладая большим опытом и знаниями и будучи одаренным проповедником, он ревностно трудился на этом поприще всю свою жизнь – вначале на послушании в различных городах и монастырях Киевской митрополии, а затем – исполняя свой долг учительства в сане святительском на Ростовской кафедре.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010