Это тот идеал доброго пастырства во Христе, к которому всегда стремился архипастырь святитель Димитрий Ростовский , это та добродетельная жизнь во Христе, светлым примером которой он всегда служил для любимого им словесного стада. Восприняв от «Самого Архиерея Великого – пастырей всех Начальника» завет: «Паси овцы Моя», – он с любовью исполнял свои пастырские обязанности и предлагал пастве для назидания примеры из Житий святых, самым действенным из которых была его святая жизнь ( Ин.21:16 ). Поистине, подражая Пастыреначальнику, он был «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» ( 1Тим.4:12 ). В нем, как в образе Христовом, «исполняются такие словеса Христовы: «Аз есмь Пастырь добрый» ( Ин.10:11 )». Своим пастырством он учил своих собратий, каким должен быть пастырь словесного стада Христова. Свою деятельность он не ограничивал лишь одними административными мерами; священники всегда видели в нем образец усердного служения Церкви Божией 113 . Высокий идеал пастырского служения изображает святитель Димитрий, восхваляя святого Тихона, епископа Амафунтского. Пример такого служения явил Пастыреначальник, Господь наш Иисус Христос. «Аз есмь Пастырь добрый» ( Ин.10:11 ), – сказал он своим ученикам, апостолам, преемникам пастырства Его, священству, заповедав пасти стадо Свое, Церковь Божию. Дело пастырства требует не только великого труда, но и искусства, ибо «если Иаков, пасущий бессловесное стадо претерпевал такой труд «во дни жегом сый зноем и студению в нощи», не давая сна очам своим, то сколь несравненно больший труд и бодрость потребны пасущему человеческие души» 114 . В своих архипастырских посланиях и проповедях святитель выделяет основные признаки, по которым «добрый пастырь узнается. Во-первых, пастырь добрый входит во двор овчий дверьми... Тот, кто избирается и возводится в сан иераршества по благоволению Самого Христа» 115 . Святитель не случайно упоминает об этом, так как в его время было немало даже «из самого высокого духовного чина», получавших сан «тайно-купством, стремящихся к архиерейству, чтобы господствовать, а не послужить, не для Иисуса, но для хлеба куса» 116 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Наместник опять посылает о.Алипия. Тот приходит в милицию без книги. Стоит, молчит. На него давай кричать, угрожать. Он повернулся лицом к стене и видел по тени, как размахивали руками. Потом стали толкать в спину, но не били. Опять отправили: иди за книгой. Он опять не приходит. Тогда они все поняли... И когда в тот же день о.Алипий выходил из просфорни, в коридоре увидел милицейский наряд человек 200, на каждого монаха по 23 милиционера! Увидели о.Алипия взять его! Завели в келию: «Вы сейчас же должны уехать из Лавры домой, устраивайтесь работать, как все граждане, хватит лодыря гонять». Насильно вытащили монахов из келий, погрузили иноков в машины. Об этом узнал местный народ, паломники, они легли на дороге и готовы были умереть, но не пропустить машины. Власти вызвали пожарных, те разогнали народ водой из шлангов, и монахов увезли. Привезли в г. Хмельницк, высадили: «Берите билеты до дома»... Стоит о.Алипий, не знает, что делать. Вдруг к нему подходит паренек: «Батюшка, что Вы стоите? Билет трудно взять? Вам куда?» «... В Почаев». Так и вернулся о.Алипий в Лавру. Многие тогда вернулись, как милиция поразъехалась. Правда, многим из них пришлось по году и в тюрьме отсидеть за нарушение паспортного режима, но лавру отстояли. Архимандрит Алипий (ныне покойный), монах Нестор и другие из братии были стойкими, Матерь Божия помогала. 5 августа праздник «Почаевской» Божией Матери. В лавру съезжается до 30 тысяч человек. Пройдешь по лавре везде народ. Смотришь группа паломников у стены: кто-то сидит, играет на баяне, а вокруг него кто слепой, кто без ног. Играют и поют духовные песнопения. Многие плачут... А то соберутся одни слепые, жалостно запоют... Для кого этот день праздник, а для монашествующих подвиг. На исповедь стоят тысячи, как начнешь в 5 утра исповедовать, так до 11 вечера. Спрашиваю: «Какие у тебя грехи?» «Грехив нема». Начнешь подсказывать, называть грехи. «Нет, нет, нет». И такие «святые» одна за другой идут. Приходится отправлять без исповеди (хотя бы и весь день в очереди стояли): «Вспомнишь грехи, подойдешь». Вот для таких «православных» и решили составить книжечку об исповеди, подсказать, как и в чем каяться, как готовиться к исповеди, причащению.

http://radonezh.ru/2020/05/07/prizvanie

Ценность работы епископа Антония заключается в том, что ему удалось на основе систематизации огромного церковно-исторического материала представить богословско-научное толкование многих фактографических данных, касающихся личности и трудов святителя Димитрия. Диссертант добросовестно и всесторонне раскрыл тему работы, при написании ее он использовал большое количество творений святителя Димитрия, которые цитируются по пятитомному изданию 1839–1840 годов, а также исследования различных авторов о жизни и пастырской деятельности митрополита Димитрия. Сочинение легко читается, изложение материала лаконично. Библиографический аппарат работы и сноски оформлены грамотно, в соответствии с правилами библиографического описания. Единственным недостатком в этом плане является то, что в списке источников не указывается Библия, хотя сноски на Священное Писание в работе есть. Во вступлении следовало бы дать более полный обзор литературы по теме исследования. Практическое значение диссертации заключается в том, что в ней дается богословское осмысление трудов святителя Димитрия, что дает возможность полнее раскрыть суть служения священства как совершителей Божественных Тайн и проповедников истины Христовой, особенно в сложных внешнецерковных обстоятельствах, в переломные периоды истории. Работа вносит достойный вклад в развитие пастырского богословия, материал ее может быть также использован в общетеоретических трудах по истории Украины и Церкви, при разработке отдельных учебных тем спецкурсов по специальностям «Гомилетика» и «История Церкви». Педагогическая практика свидетельствует, что без серьезного пособия невозможно вдумчивое отношение к святоотеческому наследию со стороны чад Церкви и, прежде всего, православного студенчества. Нужно отметить, что, как и всякая разработка, делающаяся впервые, данный труд имеет некоторые недочеты, но они не имеют принципиального значения. Их можно скорее отнести к индивидуальным особенностям стиля автора, не влияющим на значимость проделанной работы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Покаянием же святым очищаются грешники и светлеют перед очами Божиими, как солнце» 159 . По мнению святителя, покаяние является дверью к воскресению. Пока человек не покаялся, он, хотя и живой телесно, духовно мертв. Поэтому через покаяние ему подлежит воскреснуть еще при жизни. Это воскресение – покаяние необходимо совершать в течение всей жизни, «ибо когда человек согрешает, он умирает душею, а когда кается, воскресает» 160 . Благодать, вселившаяся в сердце, обновляет его и украшает плодами добродетелей, которые суть свидетельство духовно-нравственного обновления. Они необходимы для христианина, чтобы укрепиться в праведности на пути к спасению. «Суетно покаяние того, кто частые объедения хочет покрыть недолгим воздержанием от пищи и пощением, – поучает святитель, – тщетно покаяние того, кто недолгим воздыханием и ударением в перси хочет оправдать многие неправды, воровства, убийства, хищения, обиды. Безнадежно покаяние и оправдание того, кто малыми слезами хочет смыть великие скверны и беззакония. Если хочешь усладиться пред Господом и получить прощение грехов... сотвори плоды, достойные покаяния, сравняй труды твои с прежними твоими грехами, даже превзойди их, и тогда ожидай прощения и спасения» 161 . Кто не заботится о стяжании плодов покаяния, а повторяет прежние грехи, тот далек от спасения, прельщается ложной надеждой, что еще есть время на исправление и не ведает Бога 162 . «Такой человек, – заключает святитель, – болеет, как разумом – внешностью душевной, так и совестью – внутренностью душевной. Разумом он унижает себя, а надеждой себя губит совсем» 163 . И более того, никакие старания грешника и его мнимые добродетели не угодны Богу. Греховное зло лишает человека благ временных и вечных 164 . А тот, кто совершает настоящий покаянный подвиг, всеми силами уклоняется от греховных склонностей, терпит все напасти и желает лучше принять смерть, нежели оскорбить Бога и отпасть от Его милостей, бывает наследником жизни вечной, получает награду, сподобляется венцов вместе с девственниками: «Пусть судит, кто как хочет.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Рассмотренное нами соотношение латинских и славянских источников, полагаем, с достаточною ясностью показывает, каким высоким доверием пользовались последние, особенно Макарьевские Великие Четьи-Минеи, в глазах святителя Димитрия. Поистине, эти Минеи были для него, как выражается Варлаам Ясинский в предисловии к первой книге Четьих-Миней, «верхом всея истины и достоверия совершенством». Если бы Великие Четьи-Минеи были в постоянном и свободном пользовании святителя Димитрия, то влияние их на его работу было бы еще более глубоким и значительным. Но и без того по степени авторитетности они занимают между всеми источниками Четьих-Миней первое место. Правда, и они нередко исправлялись и заменялись латинскими источниками, но не трудно заметить, что исправления вызывались чаще всего явными ошибками и погрешностями славянского перевода, а замена происходила тогда, когда пользование латинским текстом представлялось более удобным. Мы не говорим, насколько выгодно было такое отношение к Великим Минеям для работы святителя Димитрия, но общее направление юго-западной русской литературы было здесь вполне выдержано, – мы имеем в Четьих-Минеях соединение латинских и славянских источников с явным предпочтением последних, как чуждых всякого подозрения в неправославии. Определив общее, принципиальное значение славянских и иностранных источников в работе святителя Димитрия, перейдем теперь к характеристике его литературных приемов, чтобы выяснить, как он пользовался находящимся в источниках материалом, как создавал свои до сих пор глубоко трогающие благочестивого читателя повествования о жизни святых. Уже из всего сказанного нами ранее видно, с каким благоговением, с каким удивительным вниманием относился святитель к каждому составляемому им житию. Прежде всего, он старался для каждого святого в отдельности собрать весь имеющийся в источниках материал. Это собирание требовало немалых поисков и трудов. Поучительны в том же отношении и многие примечания к житиям. Например, 1 сентября, после жития преподобного Симеона столпника, святитель старается определить, сколько времени продолжалось стояние преподобного на столпе. Для этого он приводит мнения Львовского Трифолога, Симеона Полоцкого («Обед душевный»), различных историков, тех писателей, по которым составлялось житие, и затем дает свое изложение «не от древних летописцев, а от самого лет исчитания». Вопрос, как видим, частного характера, и решает его святитель самостоятельно, а между тем сколько к нему внимания и сколько труда в приискании разных мнений 274 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

20.07.1857 29.08.1860 ЖИТОМИРСКАЯ 29.08.1860 17.06.1866 ВЛАДИМИРСКАЯ 17.06.1866 29.04.1878 Антоний Паканич в/у БОРИСПОЛЬСКАЯ 09(22)11.2006 13(26)11.2006 БОРИСПОЛЬСКАЯ 13(26)11.2006 Сщмч. Антоний Панкеев ХЕРСОНСКАЯ, обн. 06.1923 ФЕОДОСИЙСКАЯ 14(27)08.1924 09.1926 ФЕОДОСИЙСКАЯ, паки 08(21)11.1933 БЕЛГОРОДСКАЯ 08(21)11.1933 08.1934 Антоний Пельвецкий ИВАНО-ФРАНКОВСКАЯ 11(24)02.1946 21.01(03.02)1957 в/у САМБОРО-ДРОГОБЫЧСКАЯ 06(19)10.1955 21.01(03.02)1957 Антоний Покровский АЛЯСКИНСКАЯ 16(29)09.1930 АЛЯСКИНСКАЯ, паки 06(19)04.1939 Антоний Радонежский ОРЕНБУРГСКАЯ 15.06.1858 17.03.1862 Антоний III (Иаков, Иоакинф) Радиловский (Радыловский) ПЕРЕМЫШЛЬСКАЯ Антоний Рафальский ВАРШАВСКАЯ 08.07.1834 17.01.1843 НОВГОРОДСКАЯ 17.01.1843 04.11.1848 (САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ 17.01.1843 16.11.1848) Антоний Романовский ЭРИВАНСКАЯ 04(17)11.1924 14(27)02.1929 в/у СУХУМСКАЯ 04(17)11.1924 ДОНСКАЯ 14(27)02.1929 ВОЛГОГРАДСКАЯ 25.11(08.12)1935 02(15)01.1937 в/у СТАВРОПОЛЬСКАЯ СТАВРОПОЛЬСКАЯ 01(14)09.1943 25.10(07.11)1962 в/у ХЕРСОНСКАЯ Антоний Румовский ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКАЯ 02.02.1774 27.08.1776 АСТРАХАНСКАЯ 13.09.1776 09.11.1786 КУРСКАЯ 28.11.1786 Антоний Семенов-Флоренсов ОСТРОЖСКАЯ 12.08.1890 30.04.1894 ВОЛОГОДСКАЯ 30.04.1894 12.06.1895 Антоний Семигановский-Диенти (Дианти?) НИЖНЕУДИНСКАЯ, обн. (1923) СРЕТЕНСКАЯ, обн. 23.07(05.08)1923 Антоний Смирницкий ВОРОНЕЖСКАЯ 31.01.1826 20.12.1846 Антоний Смолин ХЕРСОНСКАЯ 21.09.1858 09.11.1862 ПЕНЗЕНСКАЯ 09.11.1862 21.08.1868 ПЕРМСКАЯ 21.08.1868 09.09.1876 Антоний Соколов I СТАРОРУССКАЯ 02.02.1808 23.09.1810 ВОРОНЕЖСКАЯ 23.09.1810 07.02.1816 КАЛУЖСКАЯ 07.02.1816 15.03.1819 КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ 15.03.1819 03.04.1821 Антоний Соколов II НОВГОРОД-СЕВЕРСКАЯ 24.09.1889 19.01.1891 СТАРОРУССКАЯ 19.01.1891 21.11.1892 в/у НОВГОРОДСКАЯ 08.09.1892 21.11.1892 КИРИЛЛОВСКАЯ 21.11.1892 03.09.1893 ЧЕРНИГОВСКАЯ 03.09.1893 20.04.1911 Св. Антоний Стаховский ЧЕРНИГОВСКАЯ 20.09.1713 01.03.1721 ТОБОЛЬСКАЯ 01.03.1721 27.03.1740 Антоний Ферапонтов ЛАДОЖСКАЯ 12.08.1767 07.06.1774 Антоний Фиалко

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если находящееся в источнике житие по объему и содержанию соответствовало усвоенному святителем типу жития и если день был не слишком богат агиологическим материалом, тогда он более или менее близко держался подлинника и подробно передавал его; если же указанные условия отсутствовали, – оригинал сокращался и многое в нем совершенно не передавалось. Анализ хотя бы только некоторых житий дает возможность составить представление об этих выпусках. Возьмем, например, житие преподобных Варлаама и Иоасафа Индийских. Оно написано святителем по какой-то рукописи, в которой был полный текст этой замечательной и поучительной повести. Святитель выбрал из нее весь фактический материал, все, что относилось к жизни преподобных Варлаама и Иоасафа, а те речи и притчи, которыми Варлаам поучал юного Иоасафа, лишь кратко пересказал косвенною речью, а некоторые и совсем опустил. Из многочисленных поучений Варлаама сполна передано только одно – огласительное, вероятно, потому, что в нем излагаются основные догматы христианской веры. В житии святого Григория, архиепископа Омиритского, передав довольно близко к подлиннику фактические сведения, святитель, приступая к изложению прений святого с евреями, говорит, что он «от многих» передает только «малая» и, действительно, делает значительные сокращения. Близко к источнику у него излагается только начало первого прения, а затем указываются лишь главные предметы, о которых шла речь, и перечисляются наиболее важные доказательства, приводимые святым Григорием в защиту христианской веры. Из второго и третьего прений также взяты только некоторые вопросы и ответы, четвертое прение – об иконопочитании – излагается наиболее подробно, а беседа после него выпускается совсем; конец жития – явление евреям Христа Спасителя по молитве святого Григория передается без сокращений и очень близко к подлиннику. В обоих этих житиях, весьма богатых дидактическим материалом, святитель, как видим, сокращал именно этот материал, выбирая из речей и поучений только то, что считал наиболее полезным и нужным для своих читателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется, вы печальны будете...» ( Ин.16:33–20 ). Однако же эти самые скорби Он растворяет радостным утешением: «Но печаль ваша в радость будет... и радости вашей никто не отнимет у вас» ( Ин.16:20–22 ). «Не читаем ли мы в книгах, не слышим ли в повествованиях, не видим ли, как на самом деле происходит, что все случающееся по попущению Божию от мира, плоти и диавола с Божиими рабами: все бедствия, скорби, гонения, оскорбления и даже горькая смерть претворяются для них в вечную славу, похвалу, в жизнь бесконечную и в венцы небесные» 62 . Таков удел шествующих путем узким в Царство Небесное. По словам святителя, хотя на этом пути встречаются большие испытания и трудности, к преодолению которых требуется немало усилий, но это есть признак того, что Господь печется о нашем спасении. «Божиим попущением человека за грехи постигают многие бедствия, напасти, смущения, потеря друзей и чад, оскудение имущества; это есть молот, ударяющий в сердце и говорящий: приди в чувство, примирись с Богом» 63 . Спасение доступно всякому человеку, независимо от его положения в обществе и призвания. Мир подобен бурному морю, в котором все являются пловцами. «Жизнь наша есть плавание в море мира. Пловцы в общем корабле Церкви и царства – это люди верующие, великие и малые, сановитые и простонародные. Ветры противные, бури, волны – это многоразличные и многообразные бедствия в мире» 64 . Из-за умножения грехов, беззаконий, неправд, по причине отсутствия покаяния, добродетелей волнуется житейское море. «Пока тот Иуда, то есть грех, грех привычный, будет находиться на корабле жизни нашей, до тех пор мы не будем иметь никакого добра, до тех пор будем обуреваемы волнами бедствий и зол» 65 . В таком небезопасном плавании святитель советует вести ладью спасения по царскому пути: «Если ты ничего не имеешь из добрых дел, то опрокинешься в пучине искушений. Если начнешь поднимать бремя выше силы твоей, то скоро погрузишься изнеможением или гордостью. Если же трудиться и подвизаться будешь по силам, пребудешь свободным от бедствий.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Да и как может кто–либо коснуться тех подвигов, к которым он не привык с юности? Утвердивший же с юности жизнь свою в Боге, к старости восходит на самый верх добродетельного совершенства и сподобляется от Бога великих дарований» 126 . Посему, святой Тихон, «принявши сан пастырства... воистину показал себя пастырем добрым. Как в юности своей был он доброй овцой Христовой, так, достигши мужеского возраста совершенного, явил себя добрым пастырем Христовой Церкви» 127 . Пастырю необходимо идти по пути духовно-нравственного совершенствования, и своей жизнью, примером учить других, «быть не только разумным, искусным и учительным в Божественном Писании, но добродетельным и святым по жизни, ибо учить словесных овец подобает не только словом, но и образом доброй жизни в Боге» 128 . Если он не будет проводить добродетельную, праведную жизнь, то не сможет руководить спасением паствы: «Направит ли кого-либо в Царство Небесное, тот, кто сам идет в ад?» Может ли врачевать язвы и недуги тот, кто сам весь покрыт струпными язвами и одержим тяжким недугом? Не скажет ли такому всякий: «Врачу, исцелися сам» ( Лк.4:23 ). На пасомых высокие слова и речи нерадивого священника не могут произвести никакого положительного действия, напротив – его недостойное поведение и греховная жизнь способны погубить их, сделать напрасными все его труды. Пастырь должен проводить равноангельную жизнь, быть непорочным, и в этом залог успеха: «Будь ангелом по жизни, и все будут с удовольствием сладостно слушать слова твои и творить то, что ты повелеваешь; если сам первый не будешь идти по пути спасения, не побудишь людей к боголюбию». Поэтому «пастырю подобает быть боголюбивым» 129 . Чистота и святость жизни, исполнение заповедей Божиих, страх нарушить и преступить их – вот свидетельство истинного боголюбия! «Какое же знамение того, что кто-либо любит Бога всем сердцем?» – спрашивает святитель. «Сие знамение указал Сам Христос, – отвечает он, – когда сказал Своими пречистыми устами: «Имеяй заповеди Моя и соблюдали их, той есть любяй Мя» ( Ин.14:21 ). Знамение любви к Богу есть исполнение Его заповедей. И потому, когда Бог сказал, что пастыри будут по сердцу Его, Он указал и на то, что они будут любить Его всем сердцем, соблюдая Его заповеди. И если такими были пастыри в Ветхом Завете, то тем более ныне в новой благодати пастыри должны быть по сердцу Божию, исполняя все хотения Его, соблюдая заповеди по сердечной любви к Нему» 130 . Если дела и жизнь пастыря не будут расходиться со словами, тогда его учительство и труды будут успешны и принесут плод: «сначала сделай сам, и тогда сможешь научить других, ибо глас дела действеннее, чем глас слова. Слово слышно для предстоящих, а дело проповедуется до концов земных. Почему пастырю необходимо вместе с учительством иметь и добродетельную жизнь» 131 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

С декабря 1991 года — член Конфедерации союза кинематографистов. В октябре 1993 года вышел из состава Союза кинематографистов России. С 1993 года — Говорухин стал депутатом Госдумы. Руководил думской комиссией по расследованию обстоятельств чеченского конфликта. Начиная с 1993 года он избирался в Госдуму всех созывов. Возглавлял думский комитет по культуре. Будучи депутатом парламента продолжает режиссерскую деятельность. В 1998 году снял картину «Ворошиловский стрелок». В начале 2000-х создал при «Мосфильме» киностудию «Вертикаль». Впоследствии стал режиссером фильмов «Благословите женщину» (2003), «Не хлебом единым» (2005), «Артистка» (2007), «Пассажирка» (2009), «В стиле Jazz» (2010), «Weekend» (2013), «Конец прекрасной эпохи» (2015). Как актер дебютировал в ленте «Возвращение Баттерфляй» Олега Фиалко (1982), затем играл в фильмах «Асса» Сергея Соловьева (1988), «Сукины дети» Леонида Филатова (1991), «Анкор, еще Анкор» Петра Тодоровского (1992), «9 рота» Федора Бондарчука (2005) и др. Народный артист Российской Федерации (2006). Имеет Почетную грамоту правительства РФ (2016). Лауреат премии правительства РФ 2017 года в области культуры (за создание художественного фильма «Конец прекрасной эпохи»). Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1986). Лауреат премии «Золотой орел» в номинации «Лучшая режиссерская работа» за фильм «Конец прекрасной эпохи» (2016), обладатель почетного «Золотого орла» «За вклад в отечественный кинематограф» (2015). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 28 июня, 2012 17 ноября, 2016 13 июня, 2018 8 февраля, 2024 6 февраля, 2024 25 января, 2024 1 января, 2024 16 декабря, 2023 7 ноября, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы

http://pravmir.ru/skonchalsya-rezhisser-...

   001    002    003    004    005