митр. Антоний (Фиалко) Содержание От автора Автореферат диссертации Рецензия Отзыв Введение Глава 1. Жизнь святителя Димитрия Ростовского и состояние пастырства в его время Глава 2. Святитель Димитрий о возрождении человека к духовной жизни. Божественная благодать и личное участие человека в деле спасения Христианские добродетели и средства на пути к спасению Вера Надежда Любовь Глава 3. Нравственный облик пастыря по святителя Дмитрию Ростовскому Глава 4. Пастырское душепопечение по святителю Димитрию Покаяние Страх Божий Грех и борьба с ним Пост Молитва Глава 5. Святитель Димитрий, как проповедник, педагог, агиограф Проповеднические труды святителя Димитрия Педагогическая деятельность святителя Димитрия Святитель Димитрий как составитель «Житий святых» Заключение Источники и литература   По благословению Блаженнейшего ВЛАДИМИРА, Митрополита Киевского и всея Украины     В книге на основе систематизации огромного церковноисторического материала раскрывается пастырский опыт одного из величайших деятелей Русской Православной Церкви, выдающегося агиографа и вдохновенного проповедника, по – отечески заботливого пастыря и воспитателя юношества, духовного поэта и ревностного апологета Православия – святителя Димитрия Ростовского . Книга предназначена для учащихся духовных учебных заведений, священников и мирян, всех тех, кто интересуется жизнью и деятельностью пастырей Православной Церкви. Архиепископ Антоний (в миру Василий Иванович Фиалко) родился 2 октября 1946 года в с. Дулицком Сквирского района Киевской области на Украине, в семье православных христиан. В 1960 году, после окончания школы, Василий Фиалко поступил в Киевский строительный техникум на факультет «Промышленное и гражданское строительство». В 1964 году окончил полный курс техникума и работал в разных должностях (производителя работ, инженера, старшего инженера) в строительных организациях г. Киева. В 1973 году окончил Воронежский инженерно – строительный институт по специальности «Инженер – строитель промышленного и гражданского строительства».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

25 июня 1992 г. в Киев для участия в соборе УАПЦ прибыли ее раскольнические «архиереи», за исключением «епископов» Тернопольского Василия Боднарчука и Львовского Петра Петруся . На собор также явились экстремистски настроенные депутаты Верховной Рады, которые в ультимативной форме потребовали от «епископов» УАПЦ объединиться с Филаретом, угрожая в противном случае расправой. Тем не менее 3 «епископа» УАПЦ: Андрей Абрамчук, Антоний (Фиалко) и Николай (Грох) - покинули собрание, отказавшись от объединения с Филаретом. Позже Абрамчук все-таки вошел в состав УПЦ КП, а Антоний (Фиалко) и Николай (Грох) принесли покаяние и после получения законной хиротонии стали каноническими епископами в УПЦ. Впосл. к ним также присоединился Пантелеимон (Романовский) . На мероприятии, которое его организаторы назвали «Всеукраинский православный собор», было постановлено «объединить Украинскую Православную Церковь и Украинскую Автокефальную Православную Церковь в единую Украинскую Православную Церковь - Киевский Патриархат». УПЦ КП была объявлена правопреемницей УПЦ и УАПЦ, всех их средств, имущества, включая храмы, мон-ри, учебные заведения и банковские счета. Главой УПЦ КП номинально был объявлен «патриарх» Мстислав Скрыпник. Одновременно было решено «в связи с крайней необходимостью укрепления руководства Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата, учитывая пребывание Патриарха Мстислава за рубежами Украины, а также его возраст (94 года), что усложняет руководство Церковью, ввести должность Заместителя Патриарха Киевского Патриаршего Престола» и «утвердить Заместителем Патриарха Блаженнейшего Филарета, Митрополита Киевского и всея Украины». Управляющим делами УПЦ КП стал Антоний (Масендич). Помимо «Синода» была также образована «Высшая церковная рада» УПЦ КП, в состав к-рой помимо 4 наиболее влиятельных раскольнических «протоиереев» вошли народные депутаты Червоный, О. Шевченко и Поровский, известные своими экстремистскими убеждениями. 26 июня 1992 г. была совершена торжественная служба по случаю образования УПЦ КП. Бывший митрополит вместе с «иерархами» УАПЦ совместно отслужили молебен и литургию в Софийском соборе. Акция раскольников завершилась снятием анафемы с гетмана Ивана Мазепы .

http://pravenc.ru/text/171683.html

митр. Антоний (Фиалко) Глава 2. Святитель Димитрий о возрождении человека к духовной жизни. Божественная благодать и личное участие человека в деле спасения Высочайшей и главной целью пастырства является спасение душ человеческих, забота о восстановлении в падшей человеческой природе образа Божия, руководство на путь истины, заключающееся в душепопечении. Этой отеческой заботой и проникнуты все сочинения, проповеди святителя Димитрия, в которых главная мысль – о великом призвании человека стать сонаследником вечной жизни и славы в Царстве Небесном. Для достижения блаженства и единства с Богом необходимо прилагать усилия, преодолевать нелегкий путь ко спасению в постоянной борьбе с силами зла и собственной греховностью, заложить в основание своего спасения начатки христианских добродетелей. Будучи опытным наставником и проповедником, святитель Димитрий умел передать свой духовный порыв слушателям, зажигал в их сердцах благодарность и любовь к Спасителю, пробуждал стремление к нравственному возрождению. При изложении вопроса духовно-нравственного обновления человеческой природы святитель Димитрий в своих произведениях обращает внимание благочестивых читателей на высокое предназначение человека, начиная от времени его сотворения. Еще в предвечном Совете Святой Троицы было положено сотворить человека, «для которого (Бог) создал и устроил всю вселенную, приготовил ему на земле особое, изряднейшее, красивейшее и достойное место, как бы царский город, кто должен стать царем всей земли, рай, говорю, пресветлый насадил на востоке» 27 . Из всех земных созданий только человек был почтен дарованием ему образа Божия. В «Летописи» и в «Розыске» святитель объясняет, в чем состоит образ и богоподобие человека. «Образ Божий и подобие не в теле человеческом создается, но в душе, ибо Бог не имеет тела. Бог есть Дух бесплотный» 28 . Господь наделил человека и свойствами, подобными Ему, «... и душу человеческую Он создал бесплотной, Себе подобной, свободной, разумной, бессмертной, сопричастной вечности и соединил ее с плотью» 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Образ Божий проявляется в способности произволения, когда человек свободно избирает, по какому пути ему следовать: к вечной смерти или к жизни с Богом, к святости и вечному блаженству. В этом и состоит идея человеческой личности. Восстание от смерти к жизни богоподобной ведет человека к нравственному возрождению и совершенству. Ценность человеческой личности в ее свободном избрании и достижении совершенства, к которому призывает каждого человека Создатель. Душа тем и блаженна, что может из «адова подобия в райскую лепоту претвориться» 45 . Святитель Димитрий различает три ступени духовно-нравственного состояния на пути духовного обновления и совершенствования человека, его восхождения к Богу. «Если человек отстал от греха, но не вступает с ним в борьбу, то он принадлежит к тем, которые работают Богу «из страха мучений», творят доброе, страшась наказаний. Это – чин рабства, работа без сердечного влечения к Богу. Второй чин – наемничество, труд в надежде на плату или награду Царствия Божьего. Третий чин – работающие «Богу ради самой любви Божией». К таким относятся те, которые «ни воздаяния не ищут, ни мук не боятся, ибо совершенная любовь изгоняет страх вон»» 46 . Духовно-нравственные проповеди и поучения святителя дают полное и всестороннее представление о процессе возрождения человека и действии спасительной благодати Божией в нем, раскрывают учение о спасении. Человек получает от Бога дар спасения по благодати Божией, изливаемой по Его бесконечной любви к людям. Такой взгляд на спасение святитель Димитрий основывает на Священном Писании, которое указывает, что человек наследует жизнь вечную от Бога, «получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» ( Рим.3:24 ). Из Священного Писания и сочинений святителя, подтверждающих это, наглядно видно, что Божия благодать является сверхъестественной спасительной силою Духа Святого, ниспосланной Церкви ради искупительного подвига Христа Спасителя. «Посылает Его Отец, согласно словам Христа Господа, сказанным Апостолам: «Утешитель же, Дух Святый, Егоже послет Отец во имя Мое, Той вы научит всему» ( Ин.14:26 )» 47 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Святитель Димитрий Ростовский в истории отечественного пастырства представляет собой явление исключительное, как по богатству природных дарований, проявившихся в самых разнообразных служениях, так и по «силе жития», благодаря которой его постоянные и напряженные труды приносили и продолжают приносить обильные духовные плоды. Для пастырства в целом важен, прежде всего, пример его личности, вместившей и гармонично развившей многочисленные таланты – вдохновенного пастыря-проповедника и взыскательного администратора, ученого богослова и духовного поэта, отечески-заботливого воспитателя юношества и ревностного апологета православной веры. И при всем этом многообразии талантов удивительна его цельность, в основе всей его деятельности – постоянное понуждение себя, преодоление в себе «ветхого человека», настоящее иночество, терпеливое несение своего жизненного креста и неустанное подвижничество. Именно эта непреклонная решимость следовать по жизни путями Божиими и привлекала к его душе благодать, наполняла его духовной силой, которой он так умело и так неотразимо действовал на свою паству. Познакомившись с его учением о благодати, о добродетелях, о страстях и средствах борьбы с ними, замечаешь, что святитель не учил своих пасомых чему-то новому и необычному. Напротив, его мысль течет, как по проторенному руслу, повторяя проповеднический путь святых отцов-подвижников. Но в том-то и сила пастырского слова святителя Димитрия, что он не просто повторяет чужие мысли и изречения, а говорит от своего опыта, как подвижник, опытно прошедший суровую школу борьбы со страстями и стяжавший внутреннюю убежденность, которую он мог передавать своим слушателям. В основе всех его наставлений одно желание, одно стремление – сделать людей нравственно лучше и добрее, отвратить их от рабства греху и пленить в послушание Христу. И эта его пастырская любовь умеет, когда нужно, найти слово утешения и грозного предупреждения, обличить порок и поразить сердце неожиданным сравнением, примером из библейской истории или из окружающей жизни. Поистине «любящим Бога все содействует ко благу» ( Рим.8:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Мы не знаем, как велико было количество использованных Скаргою источников, но, по-видимому, он не ограничивался Липпоманом и Сурием, а обращался и к другим, существовавшим тогда на Западе агиографическим сборникам. Святитель Димитрий поставил то же дело значительно шире: он, как мы видели, собрал для своего труда все более или менее выдающееся, что существовало и можно было найти из области агиологии в его время. Чтобы не оказаться слабее своего противника, святитель, воспитанный в школе юго-западных православных писателей, использовал и западную литературу, и даже поставил ее в своих трудах во главу угла. Правда, те латинские источники, которыми пользовались Скарга и святитель Димитрий, не были самостоятельны. Святитель не только не находил ничего опасного в том, чтобы пользоваться трудами латинских агиологов, но и относился к ним с должным вниманием и уважением. Он, например, внес в списки учителей, писателей, историков и повествователей, по которым были составлены его Четьи-Минеи, блаженного Иеронима , отца римско-католической науки, вопреки возражениям патриарха Иоакима. Как на источник, он также ссылался на «Римское мученико-словие» и несколько раз процитировал его в своих Житиях. Так, в житии святой мученицы Феодосии, девицы Тирския (29 мая), святитель приводит целый эпизод из «римского повествования» и, не скрывая, отмечает это. Во многих местах Четьих-Миней он изложил латинские, несогласные с православным пониманием мнения о лицах и событиях, и в одних случаях спокойно опроверг их 272 , а в других – передал, как достойные внимания и вероятия 273 . Однако отдавая дань уважения латинским агиографам и обильно черпая у них материал для Четьих-Миней, святитель Димитрий не оставил без внимания и славянскую агиографическую литературу. Из общего количества приведенных им житий русских святых по Великим Четьим-Минеям написаны шестнадцать, и поэтому едва ли правильно утверждать, что эти Минеи нужны были святителю Димитрию только как пособие при работе по русской агиографии. Святитель использовал Макарьевские Минеи и в этом отношении, но значение их для его труда этим далеко не ограничивалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Последний, в просительном письме к Досифею, преемнику святителя Димитрия, поминает «батюшка нашего преосвященнаго блаженной памяти Димитрия митрополита» 270 . Итак, обобщим те выводы, к которым мы пришли, обозревая Ростовскую школу. Школа эта соответствовала древнерусской элементарной приходской школе грамотности, в которой при общем церковно-православном направлении обучали чтению, письму и пению. Ростовская школа представляла движение вперед сравнительно с древнею школою, так как в круг преподавания введены были греческий и латинский языки. Последнее было особенно важно тем, что на латыни, которая тогда была языком международным, имелась обширная литература по всем отраслям знания. Заимствовав некоторые формальности у западных школ, святитель Димитрий не принял их духа. Семейственность, простота отношений при известной, вполне обычной в то время строгости, полное отсутствие служебной формальности и иезуитства составляют главную сторону внутренней жизни школы. Само преподавание не было проникнуто сухой отвлеченностью и чопорностью схоластики, оно отличалось живым, конечно, относительно, характером и жизненностью. Главная же заслуга святителя Димитрия состоит в том, что ему принадлежит почин в учреждении новой, хотя и на старом основании, элементарной народной школы, в то время, когда о них никто и не думал. Ростовская школа была доступна для всех, а не только для детей духовенства, была общею, а не специальною; это ее отличало от школ Петровских, строго специальных и предназначенных для известного класса. При всем том Ростовская школа была утверждена на началах Православия – основания русской народности. Святитель Димитрий как составитель «Житий святых» Характеристика пастырской деятельности святителя Димитрия в нашей работе была бы заведомо неполной, если бы мы обошли молчанием такую важную сторону его деятельности, как составление «Житий святых», потребовавшее не один десяток лет кропотливых и напряженных трудов 271 . Уместно подчеркнуть, что намерение святителя при написании этого грандиозного труда было сугубо пастырским, ибо, по его словам, Четьи-Минеи не историческое сочинение, цель и назначение их состоит не в том, чтобы сообщить точные и строго проверенные факты из жизни того или другого прославленного Церковью угодника Божия, а в том, чтобы преподать читателю назидательное, душеполезное чтение, чтобы возбудить в нем преклонение пред добродетелью и пред тем, кто был ее носителем на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Совершенство веры имеет взаимосвязь с внутренним, духовным возрастанием человека. Совершенная вера подвигает его жить согласно Божественным заповедям, устремляет его волю и силы на исполнение воли Божией. Поэтому духовное совершенство, спасение невозможно без совершенной веры, выражаемой в делах и поступках, ибо «какая польза христианину только веровать Христу, а дел христианских не иметь? Какая польза только молиться Христу, а заповеди Его преступать... Если ты говоришь, что Христос с тобою, а ты со Христом, то покажи мне сие на жизни твоей, как говорит и Апостол: «Покажи ми веру твою от дел твоих» ( Иак.2:18 )» 79 . Вера научает христианина сохранять благочестие и быть добродетельным в различных условиях. Вера утешает в скорбях, помогает в болезнях, укрепляет в испытаниях. Вера – первейшая добродетель и путь 80 . «Поэтому, – говорит святитель, – праотцы именуются праведными, что при своей вере в Бога, какую имели, они не соделали, ни сказали, ни помыслили неправды, никогда никого не обидели, ни оклеветали, ни солгали и отнюдь никакой не сделали неправды ни словом, ни делом своим... Что наши подвиги? Что наши труды против одного их праведничества?» 81 . Истинная вера, усвоенная умом и сердцем, является руководствующим принципом жизни христианина. Она оказывает решительное влияние на волю человека в сознательном устремлении его на путь спасения. Только живая и деятельная вера, приносящая плоды христианского благочестия, угодна Богу. Такая вера является основанием настоящей, богоподобной жизни христианина, «голубицей» благовестия, предвестницей будущего прославленного состояния его в жизни вечной. Указав на значение истинной веры, святитель наставляет: «Вера имеет столько, сколько человек верует. Кто мало верует, тот и мало получает, кто же больше верует, тот и получает больше. Кто верует, что в нем совершится Промысл Божий, это будет, кто же не верует – не будет. Итак, избирай себе всякий, чего ты хочешь получить из рук Господних: лучше же искать вечных, чем временных благ» 82 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Исполняя возложенные на него обязанности, он не оставлял и первого послушания: «Року 1700 в месяце январе третия книга Житий святых трудами богодухновенного мужа иеромонаха Дмитрия Савича Тупталенка составленная, на свет вышла и любопытствующих человеков книжных духовною радостью сердца наполнила» 8 . Вскоре в жизни Димитрия начался новый период, Ростовский, и Господу было угодно прославить неутомимого труженика на поприще святительского служения. После болезни и смерти Игнатия Корсакова, митрополита Сибирского, на вакантную кафедру потребовался достойный кандидат, о чем проявил заботу сам царь Петр. В 1700 году царь прислал указ митрополиту Киевскому Варлааму, которым повелевалось: «Для утверждения и приумножения в православную веру и проповедь святого Евангелия в идолопоклонных народах, также для приведения ясачных народов в христианскую веру – Великий Государь указал поискать в малороссийской области, городах и монастырях из архимандритов и игуменов или иных знаменитых иноков доброго, и ученого, и благого непорочного жития, которому бы в Тобольске быть митрополитом» 9 . Патриарх Адриан тоже обращался с аналогичной просьбой к митрополиту. В декабре 1700 года последовал именной указ «для избрания в Сибирские митрополиты, митрополита же на Игнатьево место, в Москве быть... Черниговския области Новгородскому архимандриту Димитрию»... 10 . 10 февраля 1701 года он прибыл в Москву и приветствовал Петра, а 23 марта на Крестопоклонной Неделе, на 51-м году жизни Димитрий был возведен в архиерейский сан. Посвящение совершали митрополит Сарский и Подольский Трифиллий, митрополит Новгородский и Алатырский Исайя, митрополит Рязанский и Муромский Стефан. Весною ехать в Сибирь Димитрию не представлялось возможным по причине распутицы. Поэтому он временно поселился в Чудовом монастыре, где были причт и ризница, певчие Сибирского митрополита, прибывшие с митрополитом Игнатием на служебную чреду. Святитель занимался делами своей обширной епархии, совершал службы, благовествовал, принимал посетителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Тема сочинения, выраженная в его названии, вполне раскрыта и, «несомненно, полезна для современного пастырства, так как изучение пастырского опыта святителя Димитрия приближает нас к святоотеческому наследию, дает пример подлинного пастырского самоотвержения и пастырской мудрости, спасительно руководствующей овец стада Христова в самых неблагоприятных условиях». Актуальность темы вытекает из основной идеи христианства: примирения человека с Богом, прекращения всякой вражды против Творца, дабы Его всеобъемлющая любовь встретилась с деятельной ответной любовью человека. Примирение человека с Богом невозможно без нравственного и духовного его возрождения, которое совершается, прежде всего, в Церкви Христовой под руководством пастырей, призванных воссоздать в людях образ Божий. Следуя мысли святителя Димитрия, автор утверждает, что главным на пути к спасению человека является стяжание христианских добродетелей – веры, надежды и любви. В этом деле важная роль принадлежит пастырю. Именно в нем люди могут видеть идеал благочестия и служения Церкви. Одна из важнейших задач пастырской деятельности – благовестие Слова Божия. Именно этой проблеме посвятил свою работу епископ Антоний, основываясь на примере жизни и деятельности выдающегося иерарха Православной Церкви святителя Димитрия Ростовского , ибо «никтоже, убо светильника вжег, покрывает его сосудом, или под одр подлагает: но на свещник возлагает, да входящий видят свет» ( Лк.8:16 ). Одним из таких светильников, поставленных Богом на церковной свещнице, был митрополит Димитрий Ростовский , просиявший в тяжкие Петровские времена. Историческая объективность и философская смелость святителя Димитрия всегда привлекали к себе ученых и богословов, архипастырей и монахов, учащуюся молодежь и простых мирян – чад Православной Церкви. Святитель не только поднял на должный уровень изучение религиозно-философских и литературно-исторических вопросов бытия, но излагал их так, что они и сегодня звучат так же современно, как современны они были для людей XVII–XVIII веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010