Грех является великим злом, сопротивлением и непослушанием воле Божией, удаляет человека от своего Творца, лишает его богосыновства и благодати. «Царь Бог гневается на того человека, которого Он создал, обогатил Своею благодатию, возлюбил, как отец сына, и которому на небе вечные блага уготовил», но который, презрев столь великую милость, «любовь и благодеяние своего Создателя, начинает преступать Его заповеди... Из сего мы да разумеем, сколь велико зло – грех, так как он бывает причиною столь великих бедствий» 40 . Но любовь Божия не лишила человечество надежды на избавление от греха и смерти, «ибо дары и призвание Божие непреложны» ( Рим.11:29 ) 41 . Один Сын Божий мог воздать долг Божественному правосудию, дать «удовлетворение Богу Отцу чрез Свое вольное страдание за всемирный грех и крестом открыть вход в рай» 42 . Бесценная человеческая душа была искуплена ценою крови Сына Божия: «Душа имеет столь же много века, сколь имеет кровь Сына Божия... Свесь кровь Сына Божия, и ты свесишь честность душевную» 43 . Восхваляя Божию премудрость, Ее промыслительное действие о спасении человечества, святитель прибегает к образам из священной поэзии: «Душа человеческая есть единая дщерь и невеста Христа Спасителя нашего. Дщерь, ибо Он возродил ее от смерти к жизни Своею Кровию. Невеста, ибо Он соединился с ней столь крепким союзом любви, что не отказался и умереть за любовь ее. Не напрасно говорится в Песни Песней: «Крепка, яко смерть любы» (Песнь Песней.8:6)». Духовно-нравственное восстание и оправдание человека святитель считает чудом выше того, которое совершил Господь над четырехдневным Лазарем. Оно возможно для каждого кающегося грешника и прибегающего к стопам Спасителя потому, что в человеке еще сохранился образ Божий. «Теперь ясно видно, насколько больше торжество и чудо Христово воскресить душу грешника, умершую грехами, чем чудо воскресить четверодневного мертвеца... Лазарь снова умер, хотя и через много лет. Когда же Он воскресил душу грешной женщины, плакавшей у Его ног, то эта душа пребыла уже бессмертной» 44 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Я не стыжусь поставить его в лике девственников и написать его с девствующими» 165 . Посему «никто не должен впадать в отчаяние, если и многими грехами обременен, а покаявшись, благодатно воссоединиться с Богом, чтобы сопричтись к лику святых» 166 . Страх Божий Спасительной добродетелью для христианина является страх Божий – «начало премудрости» ( Притч.9:10 ). На нем, по учению святителя Димитрия, покоится «начало и основание богоугодного жития» 167 . Без него человек не может достигнуть единства с Богом и вечного блаженства. Отсутствие страха Божия является причиною всех грехов, зол и бед человека, ибо «не имеющий страха Божия на всякое злое дело решается» 168 . Присутствие страха Божия в человеке «есть как бы бразды и узда, отводящая грешника с пути его беззаконного» 169 . Если человек ведет богоугодную жизнь, ищет Бога, то ему подается этот дар Божий 170 . Необходимым условием для принятия его является крепкая вера в Господа 171 ; эта добродетель развивается в человеке и укрепляется в нем при желании благочестивой жизни. При соответствующей духовной настроенности христианин побеждает греховные склонности и утверждается в Божием страхе. «Так от страха Божия, – учит святитель, – начинается спасение человеческое, ибо боящийся Господа Бога ходит по путям Его, то есть хранит все заповеди Его, и любит Его, и работает Ему усердно» 172 . Страх Божий развивается и утверждается в сердце человеческом от познания правды Божией, духовных закономерностей, от размышления о судьбах человечества и участи грешников. Богобоязненный человек всегда, на любом месте и во всякое время ощущает Божие присутствие, и это помогает ему сохраняться неврежденным от греха: «Если ради Его присутствия, страха и любви к Нему он делает или говорит, или думает, то все сие он совершает богоугодно... и всю свою жизнь, находящуюся как бы пред очами Бога, он проводит добродетельно и душеспасительно, часто повторяя в себе со страхом следующие слова святых пророков Илии и Елисея: жив Господь, пред всевидящими очами которого я хожу, стою, сижу, ем, пью, говорю, беседую, помышляю и все, что совершаю, я совершаю для Него, смотрящего на меня» 173 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Очень часто, указав на разноречие источников, святитель увещевает читателя, не пытать, которое из них истинно. «Нам, – говорит он после сказания о поясе Богоматери (31 августа), – не подлежит нужда испытовати времена и лета, довлеет ведати чудо сотворшееся и прославляти Божию Матерь». Этим и подобными замечаниями святитель явно показывает, что задача его труда состояла в назидании читателей, а не только в изложении исторических событий. В представлении святителя Димитрия, как только он принялся за работу, сразу же определился тот принцип, которому он следовал при составлении житий. По словам святителя, в жизнеописании святых угодников Божиих важны не красноречие и не «плетение словес», хотя бы и весьма искусное, а дела, факты. В той же самой рукописи и во многих других мы видим, как он отыскивает в многословных житиях эти факты, отмечая на полях: «начало», «отечество», «кончины начаток» и т.д. Следовательно, он видел свою задачу в том, чтобы передать, по возможности, всю историю жизни святого, в ее подвигах и деяниях, но передать просто, без лишних слов и стилистических украшений. Немалое значение имела здесь и та практическая цель, какую должны были осуществить Четьи-Минеи. Мы знаем, что мысль об издании их возникла в Киеве и была вызвана нуждами Церкви. Надо было оградить православных от инославных агиографических сочинений и дать им книгу, которая бы вошла в церковное употребление. Собранные в ней жития святых должны были прочитываться в церкви во время богослужения. Это обязывало к известной краткости, и поэтому святитель Димитрий, вместе с заботой о фактической полноте, должен был думать и о том, чтобы передать все события из жизни святого в небольшом рассказе, удобном для прочтения в один прием. Но то же самое чтение в церкви предъявляло к житиям и еще одно необходимое требование – строгой назидательности, душеполезности, чтобы читатели и слушатели получали от них такие же уроки, какие дает церковное богослужение. Может быть, это требование и заставило святителя совершенно отказаться от исторической критики и дать в своих Четьих-Минеях один только назидательный материал.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Поэтому и его речи, обращения к слушателям преисполнены чистой любви к Богу и ближним, отличаются искренностью, простотою и сердечностью. Действие изобилующей в нем благодати Божией придавало его благовестию особую силу влияния на умы, сердца и волю слушателей. Главной задачей и целью всех проповеднических трудов архипастыря являлось путеводительство к жизни вечной и спасению: «Сие все счастье христианского человека, сие вся духовная утеха, сие вся надежда и самое спасение, сие первое чаяние живота вечного, и самый живот вечный, знати Бога, слушателю православный! Се есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога ( Ин.17:3 )» 214 . Человек тогда действительно познает Бога, когда Его при вере и любит, и причем любит истинно, и тот только достигает живота вечного 215 . Святителю Димитрию, как пастырю Церкви, известны пути познания Бога – вера и любовь. «Вера дело есть познания. Вера, – говорит святой Иоанн Златоуст , – потому и составляет познание Бога, что тою всемогущею силою и веки составилися... Познается Бог и любовию, якоже глаголет Сам Господь в Евангелии ( Ин.14:21 )» 216 . Свидетельство истинной любви к Богу и совершенство есть, «когда кто для любимого Господа своего всеми силами остерегается впасти в каковой грех смертный» 217 . Располагая верующих к ответной любви к Богу, святитель вопрошает: «Что же принесем, что воздадим, или кое благодарение возслем Создателю нашему Господу Иисусу Христу; яко благих не требующи наших, но от Своего единаго благоутробия не токмо мир сей видимый ради нас созда, но и в нем обогащает и сохраняет нас, дает нам житие и жилища и питает ны» 218 . Единство с Богом – это несомненная вера в то, что если с Ним и в Нем будем проводить жизнь до конца дней и с надеждой на Него будем исходить из этого грешного мира, Он не отринет нас в Своем вечном Царстве, согласно Своему обещанию: «Приходящего ко Мне не изгоню вон» ( Ин.6:37 ). Достижение желанного единства со Христом, как источником жизни вечной, совершается путем духовно–нравственного восхождения и совершенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Все проповеди святителя можно разделить на два периода. Первый период – с 1675 по 1701 год и второй – с 1701 по 1709 год 211 . В проповедях первого периода много аллегорий, метафор, символов, многие из них на украинском наречии с прибавлением польских слов. В проповедях этого периода главным предметом поучения служат способы прославления Бога в душе и теле. Схоластическое влияние сказывается в них в значительной степени, что выражается в обилии риторических фигур и сближений примеров из различных наук. Например, из области естествознания привлекает внимание замечание о павлине: «О горделивом птаху паве правят, же гды на нозе свои подлии глянет, а нетму упадает» 212 . В проповедях второго периода святитель затрагивает вопросы жизни современного ему общества и в особенности его недостатки: низкий уровень умственного и религиозно–нравственного развития народа. Схоластических приемов в проповедях тем меньше, чем поздней произнесена проповедь по времени. Ко второму периоду относятся все проповеди, сказанные святителем Димитрием на Ростовской кафедре и в Москве. При жизни святителя его проповеди не издавались современниками для пользы душеспасения и назидания. Согласно его завещанию, черновики проповедей были положены вместе с телом в гроб и истлели, но остались списки проповедей в Ростовском архиерейском доме. Часть проповедей была обнаружена в Софийской рукописи в Петрограде, некоторые – у частных лиц. Из всех известных 122 проповедей св. Димитрия Ростовского 9 принадлежат к периоду Киевскому, остальные произнесены в Ростове и Москве. Первым собирателем проповеднического наследия святителя был епископ Переславльский и Дмитровский Амвросий. Можно с уверенностью сказать, что дошедшие до нас проповеди составляют только малую часть трудов святителя на поприще благовестия. Схоластические приемы изложения, усвоенные святителем Димитрием в коллегии и во времена проповеднической деятельности в Чернигове, постепенно исчезают, слова, речи и поучения становятся более доступными, краткими, простыми по форме.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Бесценная человеческая душа была искуплена ценою крови Сына Божия. Таким образом, духовно-нравственное восстание и оправдание человека святитель Димитрий считает чудом выше того, которое совершил Господь над четверодневным Лазарем и, главное, что это чудо возможно для каждого кающегося грешника, прибегающего к стопам Спасителя в силу того, что в человеке еще сохранился образ Божий. Восстание от смерти к богоподобной жизни ведет человека к нравственному возрождению и совершенству, ибо ценность человеческой личности заключается именно в ее свободном избрании и деятельном стремлении к высокому призванию Создателя. Святитель пишет, что человеку невозможно спастись без благодати Божией. Человек спасается только во Христе, и благодать Божия в этом спасении – главнейшая действующая сила. Она просвещает душу, она оживляет ее, «сообщает ей и свое действие, и свое свойство». Проповедуя в духе восточного богословия, он учит, что спасение есть непрестанное действие благодати Божией: «Спасение созидается благодатью Божией, а без нее и добродетели не помогут спастись человеку». Таким образом, одних лишь усилий недостаточно для спасения, но они необходимы для стяжания благодати Духа Святого, приближающей нас к Первообразу. Бог содействует спасению человека своей благодатью, укрепляет его в доброделании, человек же в, свою очередь, и сам стремится к исправлению своих грехов, изменению своих мыслей, очищению своих чувств и достижению единства с Творцом: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Мф.7:21 ). Из этих слов ясно, что в деле спасения человека требуется постоянный подвиг. Говоря о пути человека к Богу, Димитрий Ростовский акцентирует наше внимание на трех великих христианских добродетелях: вере, надежде и любви. Он говорит, что «вера есть то, чего твои очи плотские не видят, ни руки твои осязают, сердце же твое, ум твой, несомненно, в себе утверждает, что так есть, а не иначе». Вера является основанием спасительной деятельности человека, началом и двигателем его духовной жизни в Боге: «Вера – это молодость без старости, ибо Енох, восхищенный ею, доселе живет и не состарился.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Еще в 1707 году святитель оставил завещание на случай смерти. Он чувствовал приближение кончины, часто призывал к себе в Крестовую палату убогих и нищих, ставил им трапезу, оказывал дела милости, выкупал с правежа должников, избавляя их от наказаний. 1709 год для Ростовской епархии был ознаменован целым рядом важных событий и посещений. И святитель вынужден был пересиливать немощи и болезни. Летом Ростов посетили царевны Наталья, Мария и Феодосия Алексеевны, которые присутствовали на освящении церкви преподобного Артемия в Богоявленском монастыре. В начале июля пришло известие о победе русских войск «над супостатом, над шведами под Полтавою». Святитель сам совершил торжественное молебствие и отметил это событие в своем дневнике. Осенью пришло известие о прибытии в Ростов царицы Прасковии Федоровны для поклонения чудотворной иконе Божией Матери в Толгском монастыре. Чтобы не утруждать высокую гостью утомительной дорогой, было велено принести икону в Ростов. Святитель настолько ослабел здоровьем, что и не надеялся дожить до того времени: «Вот идут две гостьи, – говорил он казначею Филарету, – Царица Небесная и царица земная. Только я уже видеть их не сподоблюсь, а надлежит тебе, казначею, быть готовым принять их» 26 . 25 октября, в день своего Ангела, он изнемогал от приступов кашля, но сам совершил Литургию в соборе. Поучение за него прочитал певчий, а святитель сидел у царских врат. 26 октября был последним днем его жизни. Утром 28 октября 1709 года его нашли в келии на полу, почившим в коленопреклоненном молитвенном положении. Тело святителя Димитрия было погребено согласно его завещанию в Спасо-Яковлевском монастыре. Отпевание совершил митрополит Стефан Яворский , друг святителя, повторявший в надгробном слове: «Свят Димитрий, свят!» Открытие мощей Ростовского архипастыря состоялось через 43 года, а 22 апреля 1757 года совершилось причисление его к лику святых, к великому собору угодников Божиих, славу которых он запечатлел в своих трудах. По мнению исследователей, творческое наследие святителя Димитрия составляет до 20 томов сочинений и трудов, свидетельствующих о нем, как о неутомимом труженике, подвижнике науки, церковном энциклопедисте.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Как видно, оскудение веры происходит от нерадения. Желающие наследовать спасение должны сохранять и укреплять веру во Христа, не идти вслед похоти плоти, не прилепляться сердцем к миру, славе, богатству и почестям временной жизни, ибо «нет временного счастья, в котором можно было бы не утонуть. Он (апостол Петр) спасен был рукой Иисусовой не только от потопления водного, но и от потопления в неверии, и после этого он был уже самым твердым в вере. Видишь, Петр, что принесло тебе твое желание... быть лучшим, высшим и святейшим, чем другие, не гордись собою: вот эти люди сидят в ладье, а я хожу по водам» 83 . Человек мудрый, жаждущий и ищущий спасения, не ищет временных благ, но стремится к познанию Бога, выше всего поставляет ведение тайн духовного мира, это – высшая философия 84 . Каждый христианин должен прилагать усилия для укрепления веры, всегда ощущать Божие вездесущие и иметь Его спасительный страх, «ибо где находится вера правая вместе с добрыми делами, там поселяется Бог» 85 . Важным средством, «уверяющим человека в Боге и научающим богоугождению», является слово Божие, чтение Священного Писания , которое насыщает человека пищей духовной, побуждает к бодрствованию 86 . Из всего сказанного следует, что вера является одной из главных христианских добродетелей, так как без веры во Христа спасение человека невозможно. Вера является движущей силой духовно-нравственного обновления человека, основанием, на котором возрастают многие другие христианские добродетели. Надежда В совершении личного спасения и христианского подвига действенную помощь и силу оказывает надежда, «даруемая сердцу человека по Божьему вдохновению и просвещению... добродетель, подаваемая свыше, через которую с твердой верою ожидаются блага вечной жизни» 87 . Эта добродетель подается верующему в Божией благодати, если он исполняет Его заповеди и соединяется с Господом Иисусом Христом через Святое Причастие. Христианская надежда имеет очень большое значение для человека, подвергающегося различным испытаниям, и помогает в борьбе против диавола, как «якорь христиан, плавающих по морю мира сего в корабле тела» 88 . Прочность и незыблемость надежды зависит от веры человека и его духовно-нравственного состояния. Истинные христиане основывают свою надежду в Спасителе, в нелицемерном почитании Бога, проводя жизнь праведную и благочестивую. «Помыслим о том, – рассуждает святитель, – что в каком человеке его праведность и благочестие, в том есть и чаяние утехи Израилевой, то есть будущей жизни святых, заключающейся в насыщении лицезрением Божиим... Если праведен кто, то уже есть в сем несумненная надежда, что он получит венец в Царствии Небесном» 89 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Священник должен иметь надежду, что Святые Тело и Кровь «приемлются во исцеление души и тела, и в жизнь вечную, но не в суд или во осуждение». В благодатном соединении со Христом еще здесь, на земле, возлюбив Господа, священник предвкушает блага жизни вечной 137 . Любовь пастыря к Богу проявляется в жертвенной любви к ближним. Без любви к ближнему не может быть и настоящей любви к Богу. «Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, – учит Апостол – тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит» ( 1Ин.4:20 ). Пример подлинной пастырской любви к людям, к человечеству показал Сам Основатель новозаветного пастырства Господь Иисус Христос. Ученики Его, святые апостолы, последовали примеру Спасителя. Их любовь была деятельной, способной на всякий труд ради спасения верующих ( 1Кор.9:19 ). И Ростовский святитель говорит, что кроме учительности и святой жизни, пастырь должен иметь еще «великое попечение трудиться и быть бодрствующим» 138 . Совершая Божественное Таинство Евхаристии, священнослужитель сам воспринимает благодать Христову, а затем низводит этот Божий дар на всех причастников и молящихся, способствуя их духовному возрождению. И чтобы явиться достойным проводником благодати Божией, иерею требуется особая чистота, внешняя и внутренняя непорочность. «Да испытывает же себя человек», – пишет апостол Павел ( 1Кор.11:28 ). Святитель Димитрий в своем послании «О приготовлении иереев к Божественному Причащению» понуждает священников к частому исповеданию грехов перед духовным отцом. «А поскольку иерей должен часто совершать Литургию и причащаться Божественных Тайн, то и подобает ему часто исповедоваться даже и в малых своих согрешениях, чтобы иметь возможность достойно входить в общение со Христом» 139 . Ежедневным испытанием совести пастырь определяет свое духовное состояние, обнаруживает недостатки, замечая в себе и малые грехи, незначительные прегрешения, потому что «как один большой камень, будучи привязан к вые человека, погрузит его в воду, так и песок, хотя мелкий по себе, но если им будет насыщен, полный же погрузит человека в бездну» 140 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

«Я, – пишет Посошков, – истинно таковых стариков и при Москве видал, что лет пятьдесят на исповеди не бывали не ради раскольничества, но ради непонуждения пресвитерского». Подтверждает такие явления и Ростовский архипастырь: «Иные уже от десяти лет, иные от двадесяти лет не причащаются, а иные и во всю жизнь не знают, что есть причаститися Божественных Тайн, разве когда младенец был крещен, тогда и причащен, чего он не помнит» 14 . Достаточно познакомиться с содержанием одной челобитной грамоты, чтобы представить, с какими трудностями встретился святитель в своей епархии: «Города Углича Воскресенский поп Иван бьет челом: прихожане де той церквы, а его попа дети духовные упиваются до пьяна, в церкви Божий не ходят, и ему попу ни в чем непослушны, и поносят его попа небылыми словами, за то, что он поп их приходских людей (якобы) против правил святых отец учит, не святит колодезя. Прихожане возражают, что поп не ходит на дом, не дает креста, дерется, снимаючи с себя ризы, кулаком ушиб прихожанина» 15 . Среди крестьян монастырских и архиерейских дело доходило до кровавых баталий, в которых принимало участие до трех тысяч человек. В таких условиях святитель Димитрий вынужден был принимать меры к упорядочению дел в епархии. И без того сложное положение усугублялось вмешательством государства в дела Церкви. По архиерейским домам и монастырям были разосланы стольники, стряпчие, приказные, отнюдь не отличавшиеся порядочностью. В результате крестьяне покидали свои места и бежали в раскольнические скиты, скудели обители, духовенство беднело и едва сводило концы с концами. Просветительская деятельность архипастыря, его послания к иереям и пастве, многочисленные проповеди, учреждение народной школы в Ростове – все это было направлено к исцелению общественных язв, искоренению зла. Сознавая, что «вся прозябóша яве от ненаучения младенческого», святитель решил основать школу и добился разрешения Монастырского приказа: «В нынешнем 1702 году, 28 мая указали мы по росписи преосвященного Димитрия, митрополита Ростовского... выдать двум чернцам и переводчикам по тридцати рублев в год;... выдать с росписями учителям греческого да латынского языка по тридцати рублев человеку; русскому пять рублев, да хлеб нищим, которые учиться будут русской грамоте, по деньге на день, а которые греческого да латынского языков, тем по две деньги на день» 16 . Этот документ свидетельствует о том, что в школе учились не только дети духовенства, но и простых горожан, и даже бедных. По епархии было разослано повеление отдавать детей в школу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010