Жизненный подвиг каждого святого имеет только ему присущий характер. Церковь знает разные чины святости, или духовные образы спасения: пророки, апостолы, мученики, святители, вселенские учители, преподобные, бессребреники... Этот перечень, конечно, не полон: не все святые ведомы миру, есть такие, которых Господь заключил в безвестности, и Церковь чтит их память в праздник всех святых. Праведники, достигнув святости, побеждают в себе грех и укрепляются в добре. У них освобождаются духовные силы для деятельной и молитвенной любви. Такая духовная свобода, полученная ими еще на земле, приобретает полноту после вселения их в небесные обители. Святые угодники Божии помогают и нам в силу получаемой ими духовной свободы и любви, которая достигается их подвигом. Они суть «руки Божии», которыми Бог совершает дела Свои. Святым и за гранью смерти дано творить дела любви во имя спасения их земных собратий. Мера деятельного участия святых в жизни человечества соответственна мере духа и величию их подвигов, «звезда бо от звезды разнствует во славе» ( 1Кор.15:41 ). В русских святых мы чтим не только небесных покровителей грешной земли нашей: в них мы видим откровения нашего собственного духовного пути. Мы верим, что каждый народ имеет свое религиозное призвание, и, конечно, всего полнее оно осуществляется его святыми. Их идеал веками питал народную жизнь; от их огня вся Русь зажигала свои лампады. В разные исторические эпохи, видя духовное состояние людей, Господь посылал Церкви Христовой истинных пастырей, чтобы во тьме нравственной деградации и духовного ослепления давать верные духовные ориентиры, указывающие путь к истине и вечной жизни. XVIII век ознаменовался Петровскими реформами, преобразованиями, связанными с ломкой старинных устоев, разрушением того многовекового уклада жизни, к которому привыкли русские люди. Поистине, в это трудное время нужен был светильник, чтобы зажечь лучину веры в духовно обнищавшем народе. И Господь, по Своей неизреченной милости, для врачевания человеческих душ воздвиг такой светильник на свещнице Церкви Христовой – святителя Димитрия Ростовского .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В пастырском служении необходимы также и непрестанное бодрствование, постоянное укрепление своих внутренних духовных сил, готовность защитить стадо от нападающих «волков». Пастырская деятельность – это совокупность всего, что совершается для вечного спасения пасомых, это предоставление им всех спасительных средств: Таинств, богослужения, проповеди , душепопечения, привлечения к Богу живым словом и примером возвышенной и достойной христианской жизни. Значительное место в своих сочинениях святитель Димитрий уделяет пастырскому душепопечению, т.е. руководству духовной жизнью человека и помощи ему в его борьбе с грехом и злом. Святитель обращает внимание на покаяние как величайшее дело спасения, начало всех видов христианского подвига. По его мнению, покаяние является дверью к воскресению, «ибо, когда человек согрешает, он умирает душею, а когда кается, воскресает». В большинстве своем проповеди Ростовского святителя есть сплошной призыв к покаянию в глубочайшем смысле этого слова, т.е. к перерождению, полной переоценке жизненных ценностей, к новому видению и пониманию всей жизни в свете заповедей Христовых. Чтобы получить прощение грехов, необходимо сожаление, сокрушение о них, сознание своей виновности и своего недостоинства пред Богом. Главный же плод покаяния – это исправление своей жизни, примирение со всеми и надежда на милосердие Божие. Человек, совершающий настоящий покаянный подвиг, становится наследником вечной жизни, получает награду и сподобляется венца святости. На пути святости спасительной добродетелью христианина является страх Божий, который пробуждается и утверждается в сердце человеческом от познания правды Божией и духовных законов, от размышления о судьбах человечества и посмертной участи праведников и грешников. Человек, хотя бы только один раз в жизни задумавшийся над всем этим и начавший осознавать, что жизнь в целом может быть отдана только Богу, уже стал на путь покаяния, и это сознание, уже само по себе, несет силу обновления, обращения, возврата утраченного рая.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Для одежды покупали сукно. Обращение учителей было сравнительно мягкое, и наказания назначались не столько за неуспешность, сколько за дурное поведение и очевидную леность. Малоуспешного и малоспособного ученика учитель подбодрял словами и советовал помолиться святым. К новопоступающим «звероподобным» ученикам учитель относился очень мягко: «Новоучащиися Луко и Андрее, не буди безумным слонем! Не дрожи, звероподобный учениче!» К ним обращено было предисловие учебника: «Горек есть тебе корень учения; растущи же от горького онаго учения корене сладкия достоинств, чести и славы знамения; распространяются от корене учения великодержавные царские скипетры, прозябают преосвященных епископов жезлы, возрастают непреодоленных князей и воевод булавы... Исканием премудрости подается долгота дней, всякое богатство и над врагами торжество... аще желаеши премудрости с ея плодами тако временными, якоже и вечными, сия ко Богу с Соломоном глаголи словеса...» 266 . Ученики, впрочем, не отличались чрезмерным благонравием: «младшие ученики шатаются, одни старшие учатся», – говорил учитель. Певчие, учившиеся латинскому языку, уходили из школы будто в церковь , на обедню. Другие и вовсе не ходили в школу. Слухи о дурном поведении учеников дошли до святителя. «Дети б... дети! писал он, слышу о вас худо: вместо учения учитеся раздражению, а неции от вас во след блудного сына пошли со свиньями конверсовать. Печалюсь зело и гневаюсь на вас, а якоже вина развращения вашего та, что всяк живет по своей воли, всяк болши; того ради ставлю вам сенеора господина Андрея Юревича, чтоб он вас мунштровал як цыганских лошадей, а кто будет противен, той пожалован будет плетью» 267 . Приведенное письмо свидетельствует, что, весь уклад школы носил семейный характер. Это резко отличало Ростовскую школу, самобытное излюбленное детище святителя Димитрия, от школ, возникавших по приказу, стоявших в отношении к ученикам на почве служебных, строго юридических отношений 268 . Эта семейственность еще более проявляется в отношениях святителя Димитрия к учителям и ученикам.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Ужас и горе овладевают проповедником, когда он видит, что дети не слушают своего отца, духовные овцы не идут вслед пастырю, грешники избегают храма и чуждаются покаяния, становятся сынами погибели, наследниками ада. Семя духовное, упавшее на развращенное сердце, попирается дурными помыслами, суетой и греховными пожеланиями: «Приложились скотом несмысленным, и уподобились им» ( Пс.48:13 ). Такое сердце не приносит духовных плодов, потому, что «приходит диавол и уносит слово из сердца их» ( Лк.8:12 ). Диавол и есть та птица, которая похищает слово Божие из сердец человеческих. Он умножил число своих последователей в Брынских лесах и посылает их в города и селения склевывать семена Божиего благовестия, уничтожать учение Святой Церкви. Поэтому святитель поучает слушателей не удаляться от нее, держаться, как матери, ибо Церковь родила нас святым крещением в жизнь вечную. С гневом в своей речи обращается святитель к непослушным: «О, несмысленные галаты! Кто научил вас сопротивляться истине? Разве изменилась Церковь ? Разве прекратилось священство? Не пребудет ли Церковь до судного дня? Ведь и врата адова не одолеют ее ( Мф.16:18 ), по слову Господню. Кому легче верить? Вам или Христу Господу?» 234 . Соблазн раскола и греховных заблуждений так глубоко проник в христианскую жизнь, что не только рядовые члены Церкви, но и пастыри стали пренебрежительно относиться к своим обязанностям. Пастыри, по отзыву святителя, не только сами не просвещены учением, но не любят знающих, «даже порицают учение и хулят». Невежественные иереи сами советовали пасомым не часто причащаться. «А еже удивительнее всего, – говорит, скорбя, святитель, – яко иерейские жены и дети никогдаже причащаются... иерейские сыны приходят ставитися на места отцов своих, которых егда спрашиваем, давно ли причащались, многие поистине сказуют, яко не помнят, когда причащались. О, окаяннии иереи, нерадящие о своем доме! Како могут радети о святой Церкви, домашних своих ко святому Причащению не приводящии» 235 . Святитель желал, чтобы священники с благоговением ходили перед Богом и почитали Его Святые Тайны с подобающей честью. «В служении проскомисание да не начинается прежде, даже вожжется свеча при Святом Жертвеннике, – говорит святитель, давая практические советы священникам. – Такожде и самой Святой Литургии начало, еже есть: «Благословенно Царство», да не начинается прежде даже вожжется свеча при святом Престоле» 236 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Достижение этого идеала имеет не столько этический, сколько религиозно-эстетический характер: человек не может нравственно измениться, если не увидит прежде умной красоты небесного мира и не будет стремиться к ней как к высшей и доминирующей в жизни ценности. В проповедях, особенно обращенных к пастырям, святитель Димитрий акцентирует внимание на примерах из житий святых – апостола Павла, святителя Тихона Амафунтского и др. Истинный пастырь, по примеру служения Пастыреначальника, Господа нашего Иисуса Христа, «входит во двор овчий дверьми, и овцы слышат голос своего пастыря и идут за ним». Святитель подчеркивает качества доброго пастыря: «он должен проповедовать, обучать премудрости духовной», «он должен служить примером для овец, а не овцы для него». Пастырю необходимо идти по пути духовно–нравственного совершенствования и своим жизненным примером учить других, «быть не только разумным, искусным и учительным в Божественном Писании, но добродетельным и святым по жизни, ибо учить словесных овец подобает не только словом, но и образом доброй жизни в Боге». И если дела и жизнь пастыря не будут расходиться со словами, тогда его учительство и труды будут успешны и принесут достойные плоды. Хотелось бы обратить внимание на то, как святитель поучает пастырей любить Бога: «Когда Бог сказал, что пастыри будут по сердцу Его, Он указал и на то, что они будут любить его всем сердцем, соблюдая Его заповеди. И если такими были пастыри в Ветхом Завете, то, тем более, ныне в новой благодати пастыри должны быть по сердцу Богу, соблюдая заповеди по сердечной любви к Нему». Любовь должна занимать главное место в пастырском служении. Как высшее проявление пастырского духа, она выражается в жертвенной любви к ближним, потому что без последней не может быть и настоящей любви к Богу. Неоднократно святитель предостерегает от соблазнов на пути пастырского служения, говорит о том, что взявший благое иго Христово должен все свои силы, все свои мысли посвятить этому великому делу. Подобно ангелу, предстоящему престолу Божию в непрестанном славословии и молитве, пастырю необходимо совершать свое служение с великим вниманием и со всяким благоговением, твердо помня, что Бог невидимо приемлет из уст его каждое слово, как некий бисер многоценный.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Говоря о значении любви в жизни христианина, святитель Димитрий приводит слова святого апостола Павла: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестанет, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» ( 1Кор.13:4–8 ), и далее объясняет, какой должна быть наша любовь друг к другу: «Любовь воспитывает в христианине терпение, научает переносить обиды, снисходительно относиться к несовершенствам ближних. И высшим совершенством в любви является добродетель любви к врагам, потому что она выше человеческой природы. Искаженная грехом природа требует возмездия, а любовь готова все простить, тем самым врачуя немощь ближнего, и побеждает зло добром». Во имя этого Божественного закона, закона любви, все мы, ищущие у Господа себе прощения, должны вырвать все плевелы обид и согрешений друг против друга, которые коренятся в нашем сердце, и Сердцеведец Господь простит нам бесчисленные согрешения наши. Святитель Димитрий характеризует христианскую нравственность как высшую ступень человеческого совершенства, происходящего от веры, любви и данных Богом источников благодати и освящения. Основное место в его творениях занимает нравственно–назидательные поучения для пастырей: «Сан священства, – отмечает святой Димитрий, – от Господа на земли учинен есть не ради успокоения и прохлады, но и на множайшия труды, Святитель пекийся выну, о всех спасении пекийся». Значение и высоту священства он сравнивает со светилами небесными: как небо освещается солнцем и звездами, «так и Церковь сияет своими светилами – пастырями и учителями своими... каждый соответственно чину и чести и звания и по мере совершенства в добродетельной жизни и духовной мудрости». Господь Иисус Христос заповедал нам идеал безграничного нравственного совершенства: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф.5:48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Способствует этому греховная природа человека, чаще следующего своей похоти, чем воле Божией 180 , прелести мира и диавол. «Ослеплятся же грешник очами духовными через телесные чувства, через которые, как через двери или окна, душевные враги, мир и демон с помогающей плотью, сначала душу ослепляют своими стрелами, а потом и убивают ее» 181 . В духовной брани святитель советует христианам не ослабевать духом, какими бы трудными или непреодолимыми не представлялись им испытания. Постепенно христианин не только укрепляется силами в борьбе, но и приобретает опыт: «Всякий, кто хочет изгнать из себя семиглавого и многообразного беса, должен иметь многие подвиги добродетелей, но не без Петра, Иакова и Иоанна, то есть не без твердой веры, не без стойкой борьбы со страстями, не без особенной благодати Божией, которая дается усердно ищущим Бога и истинно любящим Его» 182 . Благоуспешною бывает борьба человека с грехом и наветами диавола, если он имеет крепкую веру и имеет своим помощником Бога. Святые апостолы не могли изгнать беса «из-за неверия самого того человека. Вера все может, а неверие и возможной вещи создает препятствие» 183 . Человек, не имеющий твердой веры, памятования о Боге, не может отстать от греховной жизни, от пороков, которые удаляют его от Источника жизни, оскорбляют Божественное величие, приводят к погибели вечной. Такой человек «пути свои, жизнь свою проводит блудно, потому что нет Бога пред ним, ум его далек от Бога, и Бог далек от него. Когда заходит солнце, наступает ночь: подобно сему и жизнь наша делается темной и скверной, когда Бог далеко отступит от нас или мы далеко отступим от Бога» 184 . Сильным и действенным средством в деле спасения, по учению святителя, является страх Божий, которого «подобает и учиться иметь его, и искать учителя, и слушать, и повиноваться ему, как Божию строителю» 185 . По причине греховности человеческая природа расстроена, и ее духовные силы ослаблены до того, что человек не может управлять собою и своими чувствами, часто следуя греховным привычкам.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Святитель Димитрий, в миру Даниил Туптало, воспитывался в благочестивой христианской семье, где в его душу были посеяны семена богоугодной жизни. Образование, полученное им в Киево-Могилянской коллегии, и поучения старцев Киевского Кирилловского монастыря пробудили в сердце будущего святителя любовь к наукам, что позволило молодому иноку войти в круг наиболее образованных и передовых людей своего времени, стоявших у истоков развития общественно-культурной, политической и религиозной жизни Украины во второй половине XVII века. С принятием сана, в 1675 году, молодой иеромонах Димитрий начал свою проповедническую деятельность. Сначала он был проповедником в Чернигове при архиепископе Лазаре Барановиче, которого называл «великим столпом церковным», а потом в Вильне и Слуцке. В Малороссии Димитрий был игуменом в разных монастырях, где воочию видел печальное положение украинского народа, терпевшего двойной гнет: социальный – со стороны польской шляхты, магнатов, и духовный – со стороны католической Церкви. Но недолго продолжалось настоятельское служение святителя Димитрия. Имея от природы склонность к жизни созерцательной и богомыслию, он тяготился своим хлопотным послушанием. В 1864 году по благословению митрополита Киевского Варлаама Ясинского Димитрий переехал в Лавру, где начал составление Четьих-Миней, или Житий святых – любимого чтения благочестивых христиан. Святитель Димитрий, наряду с Нестором Летописцем, Епифанием Премудрым и Пахомием Логофетом, внес посильный вклад в агиографическую литературу. Безусловно, помогали ему в этом нелегком труде его предшественники, такие как митрополит Макарий, святитель Петр Могила , и современники – Иннокентий Гизель, Варлаам Ясинский и др. Около 1689 года святитель Димитрий по церковным делам посетил Москву, где был представлен патриарху Иоакиму и молодому царю Петру. В 1701 году в Москве он был возведен в сан митрополита Сибирского и Тобольского, но плохое здоровье помешало ему занять эту кафедру, да и продолжить свои труды он мог лишь там, где было сосредоточено просвещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Высоко и тяжело архиерейское служение, желание этого служения равносильно добровольному мученичеству. «Апостол потому именно не похулил желающих епископства, – говорит святитель Димитрий, – что в те времена апостольские за епископством следовало мученичество 117 . По причине великой ответственности за души пасомых он предостерегал современных ему искателей сана о том, что архипастырское служение сопряжено со многими тяготами, поставляя в пример святых отцов Церкви, которые бегали епископства: «Подобает бояться и трепетать сего и ради совести, и ради тягости начальства» 118 . Пастырь стада Христова должен знать путь, ведущий в Отечество Небесное, знать тайны Царства Божьего. Как ветхозаветный первосвященник, входящий в скинию пред лице Господне, должен был на одежде иметь золотые звонцы, так и новозаветное священство обязано украшаться мудростью, быть образованным, «учительным». Если в Ветхом Завете Бог отвергал и наказывал смертью отвергающих премудрость ( Ос.4:6 ; Прем.3:11 ), то тем более теперь духовной смерти подвергаются «не имеющие сих златых духовных звонцов разума и искусства книжного, не стяжавшие духа премудрости» 119 . На пастырях лежит обязанность благовествовать слово Божие, проповедовать, вразумлять, обличать заблуждающихся, наставлять на путь истины, ибо им вверены души человеческие. Поэтому безмолвствующий, «как бы рукою своею убивает грешника, кто не постарался увещевать его языком своим и отклонить от грехов его: молчащий язык пастыря является как бы мечом, убивающим души грешников» 120 . Святитель, словно пророк, грозно обличает нерадящих пастырей: «Горе молчащему пастырю, горе языку его, не проповедующему слова Божия и не учащему. Но как язык может учительно и с пользой проповедовать слово, если ум не обучился премудрости духовной? ( Иез.3:17–19 )» 121 . В своем обращении к духовенству епархии он повелевает: «Во все воскресные и праздничные дни иерей пусть поучает в церкви народ из святых книг, присоединяя и от своего разума полезные советы» 122 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

С большими сложностями, возникшими из-за препирательств между представителями митрополии и патриархом Иоакимом, первая четверть Миней была напечатана в 1688 году иждивением Печерской обители. Изданная книга была передана на рассмотрение собора старцев и митрополита, а затем отослана на одобрение патриарху. К тому времени в Москве шли прения между Сильвестром Медведевым и братьями Лихудами по вопросу Святой Евхаристии, о времени пресуществления Святых Даров. Ведая об особенностях и воззрениях украинского духовенства, подверженного западному влиянию в данном вопросе, а также желая показать свои права в митрополии и подтвердить их, патриарх потребовал от митрополита прислать представителей духовенства для объяснения и разрешения спорных вопросов: «От лица вашего (малороссов) духовного чина мужа смиренномудра, приискренно восточныя Церкви сына, ведуща известно писания святых отец, древних учителей Святыя Христовы восточныя Церкви, а не силлогизмами и аргументами токмо упражняющася... и тако всякое разногласие гонзнет» 6 . Новый гетман Иван Степанович Мазепа в то время тоже собрался в Москву, чтобы выразить преданность царевне Софье и Голицыну. 10 августа 1689 года представители этого посольства вместе с духовными лицами, в числе которых был Димитрий, прибыли в Москву. 11 августа они представились царевне Софье и Иоанну Алексеевич у, а затем и патриарху Иоакиму. Через месяц Мазепа поспешил в Троице-Сергиеву Лавру, чтобы убедить в своих добрых намерениях царя Петра, в силу стремительно развивающихся событий, опасаясь остаться в лагере Софьи. И здесь духовные тоже посещали патриарха, обсуждали вопросы, которые его беспокоили. В обители, по свидетельству святителя Димитрия, они часто навещали патриарха, который снисходительно отнесся к этому смиренному труженику, благословив его продолжать начатое дело и подарил образ Пресвятой Богородицы в окладе. Ладья времени неуклонно плыла вперед, жизнь и события совершались своим чередом, о чем в 1695 году святитель писал в своем дневнике: «На самом початку месяца януария совершися книга Житий святых другая» 7 , т.е. на декабрь, январь, февраль. Вместе с митрополитом Варлаамом о присылке Макарьевских Миней из Москвы просил и гетман Мазепа. Одновременно с изданием этих книг в 1696 году печатается первый сборник святителя «Руно орошенное». В 1697 году Димитрий назначается игуменом Кирилловского монастыря, однако вскоре его вновь переводят и назначают архимандритом Черниговского Елецкого монастыря, а затем передают в его ведение и Новгород-Северскую архимандрию.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010