и приглашенные ВЦУЗ и епархиальными архиереями. Среди участников Собрания были 12 русских архиереев: митр. Киевский Антоний (Храповицкий), архиепископы Волынский Евлогий (Георгиевский), Кишинёвский Анастасий (Грибановский ; впосл. митрополит, Предстоятель РПЦЗ), Полтавский Феофан (Быстров) , епископы Севастопольский Вениамин (Федченков), Белгородский Аполлинарий (Кошевой ; впосл. архиепископ), Челябинский Гавриил (Чепур ; впосл. архиепископ), Царицынский Дамиан (Говоров ; впосл. архиепископ), Лубненский Серафим (Соболев ; впосл. архиепископ), Курский Феофан (Гаврилов ; впосл. архиепископ), Черноморский Сергий (Петров ; впосл. архиепископ), Сумской Митрофан (Абрамов) , Александровский Михаил (Космодемьянский); в заседаниях участвовал и серб. еп. Максимилиан (Хайдин). Участниками Собрания стали мн. известные церковные, политические, общественные и военные деятели эмиграции. Однако не все делегаты смогли прибыть в Сремски-Карловци. Всего на Русском Зарубежном Собрании присутствовало 103 чел., в т. ч. 23 священнослужителя и 67 мирян. 45% делегатов были выбраны от церковных общин, остальные являлись членами Собрания по положению и назначению. Первое общее заседание Собрания (22 нояб.) открылось приветственной речью митр. Антония, в к-рой он призвал «все сделать, чтобы мутные политические страсти не прикоснулись к непорочной ризе церковной, и это главное, что может сделать Церковь За границей». Были зачитаны поступившие в адрес Собрания приветствия от серб. и болг. иерархов, от рус. военных соединений, отдельных церковных общин, рус. студентов Белградского ун-та и др. В свою очередь Собрание одобрило проекты приветственных телеграмм в адрес патриарха Московского Тихона и патриарха Сербского Димитрия, короля и руководителей высших органов власти Королевства сербов, хорватов и словенцев, вдовствующей российской имп. Марии Феодоровны , командующего русской армией ген. Врангеля. При оглашении списка прибывших на Собрание делегатов один из руководителей Высшего монархического совета А.

http://pravenc.ru/text/1681087.html

В 1905 году вышла его магистерская диссертация, после чего архимандрит Феофан был возведен в звание экстраординарного профессора, а также утвержден в должности инспектора Академии. В том же году он был впервые принят Государем Императором Николаем и вскоре получил предложение стать духовником Царской Семьи. Архимандрит Феофан не был политическим или административным советником Императора –– он был “совестью Царя” и оказывал доброе влияние на всю Августейшую Семью. 1 февраля 1909 года его назначили ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии, а через три недели, 22 февраля, в соборе Александро-Невской Лавры Первенствующий Член Святейшего Синода, Высокопреосвященный Антоний (Вадковский) и другие прибывшие в столицу иерархи совершили хиротонию архимандрита Феофана во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии. Новопосвященный епископ Феофан получил в подарок от Государя Николая Государыни Александры Федоровны и всей Августейшей Семьи панагию, такую же, какую носил затворник Вышенский Преосвященный Феофан, – с изображением Нерукотворного Образа Христа Спасителя. Почти двадцать лет, с 1891 по 1910 год, провел владыка Феофан в стенах Санкт-Петербургской Духовной Академии, подвизаясь одновременно на трех поприщах: научно-академическом, пастырско-священническом и монашеско-аскетическом. Он прошел путь от студента Академии до ее ректора. Особое место в эти годы в его душе занимал Валаамский монастырь, где он часто уединялся. Нередко также он ездил к старцам в Гефсиманский скит Троице-Сергиевой Лавры, где в начале ХХ века подвизались два благодатных старца – отец Исидор и отец Варнава. В 1910 году был переведен в Крым – на Симферопольскую кафедру. 25 июня 1912-го святитель Феофан назначен епископом Астраханским. На новом месте служения Владыка перенес изнурившую его малярию, обострились и давнишние болезни горла. В следующем, 1913-ом, году владыка Феофан возвратился в центральный регион империи – в Полтаву – с повышением в сане: архиепископ Полтавский и Переяславский. На Полтавской кафедре архиепископ Феофан прослужил до 1919 года. О служении в этом городе в книге “Духовник Царской Семьи. Святитель Феофан Полтавский (1874– 1940)” рассказывается так:

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Василий Дмитриевич ответил митрополиту: – Я желал бы начать монашество с отречения от своей воли. – Хорошо! – улыбнулся ему митрополит Антоний. – Так вот вам первое послушание: скажите, какое имя вы хотели бы получить? Пойманный, Василий Дмитриевич сказал: – Если можно, мне хотелось бы назваться Феофаном, в честь епископа Феофана Затворника . А епископ Феофан умер четыре года тому назад. Это имя и дано было новопостригаемому. После (или еще до) пострига Быстрову отвели комнату наверху около церкви. И, говорит предание, отец Феофан не просил сам натопить ее, и иногда приходилось ему там и мерзнуть. Но несомненно, он проводил в своей жизни строгий пост и ограничение в пище – как поступали обычно монахи. Рассказывали про него, что пришла поздравить его мать, тогда она была уже вдовой. Он принял ее. Потом заходила и сестра – девица, но ее не принял. Когда я об этом рассказывал после одной старице – деве, она в умилении сказала: – Господи! Какие еще подвижники есть на земле! Одна матушка, жена священника, прислала отцу Феофану вышитый пояс на подрясник, а он бросил его в пылающую печь. Так началась иноческая жизнь его. К сожалению, он сам очень мало рассказывал о себе вообще. А между тем, его внутренняя жизнь была без сомнения необычайна. Профессура продолжалась. Я лично видел его лекции по библейской истории, написанные мелким его почерком. Кстати, здесь уместно уж упомянуть и о его почерке: чистый, с довольно большими пропусками между словами и даже буквами, что, по графологии, означает контроль над собой, а мелкость почерка – скромность. Вёл он за собой и дневник. Мне пришлось заглянуть в него. Я уже забыл: то было давно, лет 48 назад. Запомнилось одно замечание его за собой, когда он был еще студентом. Ему на великой ектении хотелось делать на себе крестное знамение после всякого прошения. Но это обращало бы внимание товарищей–студентов, которые крестились редко. А с другой стороны, креститься когда попало, могло повести к расстройству. И Быстров решил креститься через два прошения.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

В патриархе Сергии Лосский видел прежде всего союзника в борьбе с софианской ересью, которая на самом деле возникла как раз на почве смешения богословия и мистико-метафизических спекуляций «христианского платонизма». Спор о Софии Дискуссия с о. Сергием Булгаковым относительно его софиологической доктрины началась задолго до того, как к ней подключился В. Н. Лосский . Согласно исследованию игумена Геннадия (Эйкаловича) 1570 , широкое общественное внимание к богословским новациям о. Сергия впервые привлек митрополит Антоний (Храповицкий) в 1924 году. В частном письме к Булгакову от 22 июля 1926 года о его софиологии критически отозвался о. Георгий Флоровский 1571 и в том же году на соборе епископов Русской Зарубежной Церкви ее осудил архиепископ Феофан (Быстров) , о чем вскоре Синодом Зарубежной Церкви был извещен митрополит Евлогий. По его предложению Булгаков написал «Докладную записку», отвергающую все обвинения, но даже у настроенного на полную беспристрастность в исследовании дела игумена Геннадия она вызвала неподдельное изумление: «Исследователя софиологии о. Сергия поражает тот факт, что он, имевший в свое время мужество неоднократно отказываться от мнений и позиций, которые он превзошел, как-то не решался ясно отмежеваться от выражений, которые, по существу, незащитимы с той позиции, на которой он хочет пребывать, т. е. с позиции ортодоксальной догматики» 1572 . Своего апогея «спор о Софии» достиг в 1935 году, и роль В. Н. Лосского в этом процессе была едва ли не ведущей. В 1928 году он сблизился с Евграфом Ковалевским и их дружба сыграла не последнюю роль в создании Братства св. Фотия – своеобразного ордена, целью которого были борьба с внешними и внутренними врагами православия и содействие его возрождению во Франции. Как и в случае с Братством св. Софии, форма объединения была навеяна масонскими структурами, с которыми в это время Е. П. Ковалевский еще сохранял устойчивые связи 1573 . Характерно, что в своей речи, произнесенной на одном из заседаний братства, Лосский упоминает о том, что «экклезиологический характер» современной эпохи обнаруживается в «нейтральной и даже враждебной вере среде», а именно, «в движении к единству рода человеческого, к которому стремятся III Интернационал и масонские ложи, или же социализм и Лига Наций» 1574 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/rus...

Когда же совершение таинства приписывают Церкви вообще, то этим самым умаляется значение благодатных действий (полномочий) священнослужителя. В этом погрешны даже славянофилы во главе с Хомяковым и, вообще, светские богословы нового времени. Думается, что в данном отношении отразилось на них, хотя и в смягченном виде, и влияние протестантизма. Это влияние незаметно просачивается и на все новое богословие «парижской школы». А центром, откуда исходит это влияние, является YMCA; в чем и заключается главная опасность для Православной Церкви со стороны ее. Вы спрашиваете о моей жизни. Живу я, слава Богу, благополучно. Здоровье мое все более и более улучшается. Продолжаю свое лечение. Существую не на средства Преосв. Серафима, а на жертвы частных жертвователей. Митрополит Антоний предлагает мне место в Америке (Калифорния, Сан-Франциско), но у меня к Америке не лежит душа. Если поеду, то куда-нибудь в другое место: или в Бари, или в Палестину, или во Францию. В Сербии мне устроиться трудно после Болгарии, но Вам можно и в Сербии устроиться: в епархии Преосвящ. Досифея имеются два женских монастыря – из монахинь, отделившихся от монахини Диодоры; другой – под началом ее. Вам можно было бы поселиться в первом монастыре. В Сербию я пока не собираюсь приехать. В августе месяце, правда, будет собор в Карловцах; но я не знаю, приеду ли на него. Отталкивает меня от соборов проникающая и в них политика и тайные влияния различного рода партий. Призываю на Вас благословение Божие. Ваш искренний богомолец, Арх. Феофан. 1927. Мая 23. Варна, ул. Витрасова, Печатается по кн.: митр. Вениамин (Федченков) . Записки Епископа. СПб.: «Воскресение», 2002. С. 355 18. Ответ на просьбу о принятии в духовное руководство Дорогой брат о Христе! Я не то, что Вы о мне думаете, и не думаю о себе, чего не подобает думать. Но в свое время и я пережил то, что Вы переживаете. И я понимаю Ваше внутреннее состояние и настроение. Поэтому я с готовностью рад послужить Вам, чем могу. Ибо памятую написанное в книге Притчей: «Им же несть управления, падают, якоже листвие; спасение же есть во мнозе совете» ( Притч. 11:14 ). Так учили и Святые отцы. Этому же научает и собственный опыт каждого подвизающегося. В настоящее время жизнь христианская стала особенно трудной, ибо козни врага чрезвычайно умножились и утончились. Поэтому в настоящее время требуется и сугубая тщательность и осторожность для всякого подвизающегося о Господе.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Судьями Святейшего Патриарха явились те, кто сами должны были подлежать его суду, как бунтовщики против законной власти его над ними. Обвиняемый не был приглашен на Собор, ему не были предъявлены возведенные на него обвинения и не предоставлено было ему возможности самозащиты или, по крайней мере, представления письменного объяснения на возводимые на него обвинения. Напротив, преднамеренным подбором лиц, участвовавших на “Соборе”, присутствием представителей советской власти на нем и всякими иными средствами искусственно создавались условия, благоприятствовавшие его обвинению. А если обратим мы свое внимание на содержание предъявленных ему обвинений, то увидим, что в сущности единственным обвинением, которое было предъявлено ему, было обвинение его в контрреволюционности.  Собранный “Живою Церковью” для суда над Святейшим Патриархом Тихоном “Собор” мы объявляем не только не имеющим никакого авторитетного значения, но — поскольку он является лишь орудием борьбы безбожной советской власти с христианством — и антихристианским. А посему отвергаем и анафематствуем его, всех участников его и всех приемлющих его, и объявляем ничтожными все его деяния» . Подписали соборное определение митрополиты Антоний (Храповицкий), Евлогий (Георгиевский), архиепископы Анастасий (Грибановский), Феофан (Быстров) и еще восемь епископов. Провести православный Собор в России и дать на нем оценку обновленческому сборищу тогда было невозможно, но детальное обоснование его канонической ничтожности было осуществлено в послании близких Патриарху епископов, составленном на рубеже июля-августа 1923 г. (Вероятнее всего, авторами послания были архиепископ Иларион (Троицкий) и епископ Гурий (Степанов). Ввиду непрекращавшихся преследований «тихоновцев» послание распространялось без подписей.) Послание, в частности, гласило: «Незаконная церковная власть, правившая Церковью в отсутствие Святейшего Патриарха, созвала так называемый Второй поместный собор Российской Церкви. Так как все ее распоряжения незаконны и недействительны, то и собрание это не есть православный собор, чрез который действует Дух Божий, а есть безблагодатное сборище расколоучителей и их сторонников».

http://bogoslov.ru/article/6192943

Иеромонах Феофан был возведен 28 января 1900 года в сан архимандрита и назначен исполняющим обязанности инспектора 27 . Митрополит Антоний, вручая посох новопоставленному архимандриту-инспектору, сказал: «Неси возложенное на тебя послушание с кротостью и терпением, ища не своего личного блага, а блага вверяемых тебе питомцев общей нам матери-Академии» 28 . Став с этого времени «ближайшим помощником по Академии ее Преосвященного ректора епископа Сергия (Страгородского) , впоследствии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси» 29 , архимандрит Феофан прекрасно понимал, что «школа любая – это формирование человека. Школа духовная – созидание духовности в человеке, подчинение духу для стремления к полноте и счастью земного бытия в преддверии вечной жизни, в раскрытии истины Божественного откровения» 30 . И эта цель успешно достигалась инспектором-аскетом, благодаря его совершенным знаниям святоотеческого наследия, которым он сам постоянно руководствовался как в богословии, так и в исполнении своих административно-педагогических обязанностей. Именно за такую цельность его личности и уважали отца Феофана его коллеги и любили студенты. Митрополит Вениамин (Федченков) , учившийся в то время в Академии, вспоминает в одной из своих книг: «… в Академии все мы… были под сильным влиянием аскета-инспектора, архимандрита Ф(еофана)» 31 . А в другом месте владыка Вениамин поясняет причину столь сильного впечатления, производимого инспектором на студентов. Его «ежедневные посещения богослужений. Стояние в алтаре за шкафом, чтобы не видели его. Постоянное присутствие на обедах и ужинах в студенческой столовой» 32 , – учили их не голой теорией и жестким требованием исполнения распорядка Академии, а личным примером искренней жизни отца Феофана. «Иногда он в полутьме (после вечерних молитв – А.Б.) говорил нам речи-проповеди. Они всегда были глубоки богословски и мистичны по содержанию» 33 , что побуждало слушателей к прилежанию в науках и стремлению применить получаемые знания в личном духовном опыте.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

В Вологде отец Неофит был ближайшим сотрудником епископа Никона. В «Союзе русского народа» он, вероятно, не состоял, следуя монашескому образу жизни, но в партийных собраниях участвовал и, судя по всему, разделял идеологические установки союза. Их сотрудничество продолжалось и позднее: вплоть до революции брошюры (к тому времени епископа) Неофита издавались в серии «Троицкая беседа». 10 марта 1913 г. Неофит (Следников) рукоположён во епископа Измаильского, викария Кишинёвской епархии, правящим архиереем которой в это время был Серафим (Чичагов). Затем в ноябре 1914 г. он назначен епископом Прилуцким, викарием Полтавской епархии — правящим епископом был Феофан (Быстров). А с 16 октября 1917 г. он — епископ Старобельский, викарий Харьковской епархии, правящий архиерей — Антоний (Храповицкий). С 22 мая 1918 г. епископ Неофит временно управлял Харьковской епархией. Заболел «испанской болезнью, которая потом осложнилась воспалением лёгких и брюшным тифом» и скончался 29 сентября (ст. ст.) 1918 г. . И мирянином, и настоятелем монастыря, и епископом он собирал сведения и публиковал статьи и книги о подвижниках благочестия Вологодского края. Как верно замечает А. Каплин: «Именно ему принадлежат жизнеописания почти всех вологодских подвижников благочестия XIX — начала XX века» . Замечательно, что о. Неофиту (Николаю Следникову) принадлежат жизнеописания и старинных подвижников (как, например, Петропавловского дьякона А. В. Воскресенского ), и современников, с которыми ему приходилось общаться лично: священника Василия Соколова «Боровецкого» , священника Александра Баданина и других. С большим почтением отзывался он и об о. Феофане (Харитонове) . Иеромонах Симеон (Стефанов) В качестве второго участника реконструкции представим иеромонаха Симеона (Стефанова). Симеон (Константин Константинович Стефанов, 15.12.1867 — 7.03.1903) родился 15 декабря 1867 г. в семье дьякона села Порезского Глазовского уезда Вятской губернии. Отец умер, когда мальчику было 8 лет. Константин окончил Глазовское духовное училище и перешёл в Вятскую семинарию, но в начале V курса оставил учёбу из-за малокровия. Через несколько месяцев 22 января 1888 г. поступил псаломщиком села Вятские Поляны Малмыжского уезда. Затем был псаломщиком в сёлах Шарканском, Нижнелыпском Сарапульского уезда и при Воскресенской кладбищенской церкви г. Сарапула.

http://bogoslov.ru/article/6172655

В Русской Зарубежной Церкви особенно остро переживают события на Украинской земле, принимая во внимание свое историческое происхождение от Временного Высшего Церковного Управления на Юге России. В Соборе будущей Русской Зарубежной Церкви, состоявшемся 6/19 ноября 1920 г. на борту корабля «Великий князь Алексей Михайлович», принимали участие митрополит Киевский Антоний (Храповицкий), митрополит Одесский Платон (Рождественский), архиепископ Полтавский Феофан (Быстров) и епископ Севастопольский Вениамин (Федченков), занимавшие кафедры на территории нынешней Украинской Православной Церкви. Кроме того, среди выдающихся иерархов Русской Зарубежной Церкви были многие, тесно связанные с Украинской землей: знаменитый начальник типографского братства Почаевской лавры архиепископ Виталий (Максименко), продолживший миссионерскую деятельность последнего за границей, и соименный своему великому предку, Черниговскому чудотворцу и митрополиту Тобольскому, святитель Иоанн (Максимович), родившийся в Харьковской губернии и закончивший Полтавский кадетский корпус и Харьковский университет, а также многие другие известные архипастыри. Глубоко переживая за Украинскую Православную Церковь и ее многострадальный народ, невольно вспоминаем слова апостола: если одна часть тела страдает, все остальные части тела страдают вместе с ней  (см. 1 Кор. 12:26). Следя за печальными событиями, связанными с незаконными деяниями Константинопольского Патриархата, совершающимися при помощи сильных мира сего, Архиерейский Синод заявляет о своей полной поддержке Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия , архипастырей, пастырей и паствы Украинской Православной Церкви и выражает свое согласие со всеми решениями ее Архиерейского Собора, состоявшегося в ноябре с.г. Горячо молясь перед Курско-Коренной иконой Божией Матери, мы братски присоединяемся к возносимой в эти дни соборной молитве канонической Церкви земли Украинской о своем Блаженнейшем Предстоятеле, смиренно отмечающем 28-ую годовщину своего архипастырского служения, сердечно желая Его Блаженству крепкого здравия, бодрости духа и всесильной помощи Божией.

http://patriarchia.ru/db/text/5320653.ht...

Хотя Церковь не приняла «Евангелия Иакова» в качестве вполне достоверного и канонического, это предание пользовалось авторитетом и любовью у народа. Часто к нему обращались поэты, иконописцы и великие западные художники — например, Джотто. Нам же важен самый смысл сказания. Богоматерь рождается в семье праведников, и в родословии Ее немало славных мужей Ветхого Завета. Это свидетельствует, что появление в мир чистого Сосуда Божия было подготовлено нравственным подвигом многих предшествовавших поколений. Кондак праздника: Иоаким и Анна поношения бесчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася. Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды рождает Богородицу и Питательницу жизни нашея.» Из книги « Таинство, слово, образ » отца Александра Меня   СВЯТЫЕ ОТЦЫ О РОЖДЕСТВЕ БОГОРОДИЦЫ « Похвальное слово Богородице » Прокл Константинопольский (насколько нам известно, это первое упоминание о празднике) « Беседа на Рождество Богородицы » Григория Паламы « Два слова на Зачатие Богородицы » Григория Никомедийского Слово Иннокентия Херсонского Кондак Романа Сладкопевца Слово Андрея Критского   ПРОПОВЕДИ НА ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ Антоний Сурожский Дмитрий Смирнов —  первая ,  вторая  и  третья  проповеди Феофан (Быстров) Мелхисидек (Артюхин) Василий (Родзянко) Александр Мень Всеволод Шпиллер Николай Соколов Андрей Ефанов   БОГОСЛОВЫ О РОЖДЕСТВЕ БОГОРОДИЦЫ Федченков в « Размышлениях о Двунадесятых праздниках » Полемика С. Булгакова с догматом Непорочного Зачатия Девы Марии в книге « Купина Неопалимая » Полемика В. Лосского  с этим же догматом   БОГОСЛУЖНИЕ ПРАЗДНИКА РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ Из Минеи Праздничной —  русский первод ,  церковно-славянский вариант Тропарь знаменным распевом Кондак знаменным распевом Кондак в исполнении старообрядцев Рождество Твое нетленно есть, Дево  — ансамбль «Рустави» « Чуждым матерем девтсво… (задостойник Рождества Богородицы) » — ансамбль «Орфос»   ФИЛЬМЫ Фильм о Рождестве Богородицы из цикла « Лето Господне »

http://blog.predanie.ru/article/rozhdest...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010