Среди некоторых эмигрантов, в том числе у российского посланника А.А. Нератова (назначенного в Константинополь в апреле 1920 г. правительством А.И. Деникина), указанное обращение русских архиереев вызвало определенное недоумение с точки зрения канонического права. Но, как позднее (21 мая 1921 г.) в письме Нератову объяснял архиеп. Феофан (Быстров) , речь шла о непонимании того, что после переезда в Константинополь ВВЦУ оказалось на территории Вселенского Патриархата и поступило «согласно каноническим правилам и законам межцерковных отношений», так как, «естественно, было обязано просить о благословении Вселенской патриархии, что и было сделано» 185 . Следует отметить, что митрополит Антоний (Храповицкий) , согласно приведенным в обвинительном заключении следственного дела показаниям на допросе в ГПУ 30 января 1923 г. Патриарха Тихона, получил согласие на деятельность ВВЦУ за границей и от Первосвятителя Российской Церкви: «В этом же показании гр. Беллавин признал, что дал свое благословение Высшему Церковному Управлению, организованному Антонием в Константинополе» 186 . В конце ноября 1920 г. на берегах Босфора с благословения Вселенского Патриарха состоялся первый заграничный Архиерейский Собор, который переименовал Временное Высшее Церковное Управление Юга России в Высшее Русское Церковное Управление за границей (ВРЦУ). Оно избрало Архиерейский Синод во главе с митрополитом Киевским и Галицким Антонием (Храповицким) , который являлся исполнительным органом Собора в период между его созывами. В декабре был утвержден состав ВРЦУ: председатель – митрополит Антоний, члены – митрополит Одесский и Херсонский Платон, архиепископ Кишиневский и Хотинский Анастасий (избранный заместителем председателя), архиепископ Полтавский и Переяславский Феофан и епископ Севастопольский Вениамин. Также были определены границы их деятельности: забота о религиозных потребностях беженцев, забота об окормлении православного духовенства, которое вынужденно оставило Россию, руководство русскими церквами и Духовными Миссиями в эмиграции в качестве легитимного представителя Священного Синода и Патриарха; обеспечение материальных интересов Русской Церкви и установление нормальных связей с Патриархом Тихоном 187 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Решение о продолжении деятельности уже за границей ВВЦУ приняло 19 ноября на состоявшемся в константинопольском порту, на пароходе «Великий князь Александр Михайлович », первом своем заседании за пределами России. В нем участвовали митрополиты Антоний (Храповицкий) , Платон (Рождественский), архиепископ Феофан (Быстров) и епископ Вениамин (Федченков) . Следует отметить, что митрополит Антоний (Храповицкий) , согласно приведенным в обвинительном заключении следственного дела показаниям на допросе в ГПУ 30 января 1923 г. Патриарха Тихона, получил согласие на деятельность ВВЦУ за границей и от Первосвятителя Российской Церкви. 5 На этом заседании было подтверждено постановление ВВЦУ от 15 октября 1920 г. о назначении архиепископа Евлогия (Георгиевского) управляющим русскими церквами в Западной Европе, включая Болгарию и Румынию. За собой ВВЦУ оставляло управление русскими приходами в Турции, Греции и Королевстве сербов, хорватов и словенцев. Архиереи – члены ВВЦУ, принявшие решение о продолжении деятельности Высшего церковного управления, находились на канонической территории Константинопольского Патриархата, поэтому они вступили в переговоры с Местоблюстителем патриаршего престола, митрополитом Дорофеем, для подтверждения каноничности статуса этого учреждения. Участники заседания постановили оповестить о своих решениях Патриарха Московского и всея России Тихона. 6 Результатом переговоров явилось издание Местоблюстителем указа 9084 от 2 декабря 1920 г. об учреждении Эпитропии (Временного высшего русского церковного управления за границей) под председательством митрополита Антония в каноническом ведении Константинопольской Патриархии, которая сохраняла за собой все судебные прерогативы. Этот указ предоставлял русским архиереям полномочия для регулирования церковных дел эмигрантов в области своей юрисдикции. Высшее Церковное управление информировало Вселенскую Патриархию о своей деятельности в течение всего периода пребывания в Константинополе. 7 В конце ноября 1920 г., на берегах Босфора, с благословения Вселенского Патриарха, состоялся первый заграничный Архиерейский собор, который переименовал Временное Высшее Церковное управление Юга России в Высшее Русское Церковное управление за границей (ВРЦУЗ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Епископ Серафим отказался предоставить подписку о лояльности и в момент написания письма находился в подчинении Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви. Поводом для письма стали обвинения в ереси в адрес Председателя Архиерейского Синода РПЦЗ митрополита Антония (Храповицкого) . Будучи противником юридической теории искупления, митрополит Антоний в своих сочинениях «Опыт христианского катехизиса» и «Догмат искупления» 1 1 сделал акцент на Гефсиманском борении Христа как моменте Его наивысших страданий. Учение митрополита Антония было по-разному встречено в научно-богословских кругах. Высоко оценили сочинения Первоиерарха РПЦЗ Антиохийский Патриарх Григорий IV 2 , митрополит Евлогий (Георгиевский), епископ Гавриил (Чепур) и др. С другой стороны, в адрес митрополита Антония стали звучать обвинения в принижении значения Голгофской Жертвы. Некоторые противники митрополита Антония (как правило, из враждебных РПЦЗ юрисдикций) даже обвиняли его в ереси 3 . Но и в РПЦЗ не все были согласны с новым учением, например архиепископ Анастасий (Грибановский) , святитель Иоанн (Максимович) . Наиболее активно выступили против учения митрополита Антония архиепископ Феофан (Быстров) и епископ Серафим (Соболев) . Совместно иерархам удалось добиться того, что 22 апреля 1926 г. митрополит Антоний отказался от идеи заменить своим катехизисом катехизис святителя Филарета (Дроздова) 4 . На закрытом заседании Архиерейского Синода в 1927 г. архиепископ Феофан и епископ Серафим выступили с докладами против учения митрополита Антония 5 . В результате Русская Зарубежная Церковь так официально и не приняла катехизис митрополита Антония. Однако в 1927 г. отношения между архиепископом Феофаном и епископом Серафимом стали ухудшаться. Причиной тому стали слишком резкие высказывания архиепископа Феофана относительно учения митрополита Антония, вплоть до обвинения в ереси. Епископ Серафим опасался предъявлять столь строгое обвинение. В конце 1920-х гг. архиепископ Феофан отошел от участия в работе РПЦЗ.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Архиепископ Евлогий сообщал тогда из Женевы в Константинополь митрополиту Антонию: «Много овец осталось без пастырей... Нужно, чтобы Русская Церковь за границей получила руководителей. Не думайте, однако, что я выставляю свою кандидатуру». Между тем еще 15 октября 1920 г. в Симферополе Высшее церковное управление на юге России назначило управляющим церквами в Западной Европе архиепископа Евлогия.    19 ноября 1920 г. на пароходе «Великий князь Александр Михайлович» в Константинопольском порту состоялось первое за пределами России заседание Высшего церковного управления на юге России, в котором участвовали митрополиты Киевский Антоний, Херсонский и Одесский Платон (Рождественский), архиепископ Полтавский Феофан (Быстров) и епископ Севастопольский Вениамин (Федченков). На нем было принято решение о продолжении деятельности Высшего церковного управления, а также подтверждено постановление о назначении архиепископа Евлогия управляющим западноевропейскими русскими церквами, включая русские приходы в Болгарии и Румынии; за собой оставлено управление русскими церквами Югославии, Греции и Турции.    Архиереи, принявшие решение о продолжении деятельности Высшего церковного управления, находились на канонической территории Константинопольского Патриархата, поэтому они должны были вступить в переговоры с Местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Досифеем о правомерном устроении статуса своего учреждения. Эти переговоры вели митрополит Антоний и епископ Севастопольский Вениамин (Федченков). Результатом переговоров явилось издание указа Местоблюстителя от 2 декабря 1920 г. об учреждении Эпитропии (Временного высшего русского церковного управления за границей) под председательством митрополита Антония в каноническом ведении Константинопольской Патриархии, которая сохраняла за собой все судебные прерогативы. В послании Патриарха Тихона 1923 г. справедливо говорилось о том, что Константинопольская Патриархия создала зарубежное ВЦУ без ведома Московской Патриархии.    Канонический статус ВЦУ был двусмысленным: образовано оно было как учреждение, подведомственное Константинопольской Патриархии, а само себя считало идентичным с Высшим церковным управлением на юге России и оставшимся в подчинении Патриарха Московского.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Призываю на Вас благословение Божие. Ваш искреннш богомолец, архиепископ Феофан». Письмо второе (той же) 1929 .IX.11 Варна «Просьбу Вашу относительно Иерусалима я исполню. Напишу соответствующее письмо архиепископу Анастасию 320 . Сам же я пока не решаюсь ехать туда. Архиепископ Анастасий не обещает ничего. И, быть может, поездка моя туда для него не совсем желательна. А главное, на содержание нужны средства, на которые я в настоящее время рассчитывать не могу. Да и не совсем теперь спокойно в Иерусалиме: церковное положение наше таково... Ни митрополит Евлогий, ни митрополит Антоний – не склонны к примирению. Склонившись на сторону “Кирилловского движения”, митрополит Антоний несомненно нарушил свою компетенцию и бывшее по этому делу в свое время соборное решение 321 . Большинство иерархов осудило его поведение в этом деле... Говорят, что у нас будет Собор в этом году. Но у меня нет желания ехать на Собор, – даже если бы он и был: всё равно соборные постановления не исполняются, или исполняются постольку, поскольку они не противоречат “усмотрению” председателя Собора. Прошу передать от меня приветствие Преосвященному Вениамину. Призываю на Вас благословение Божие и пребываю Вашим усердным богомольцем, архиепископ Феофан. P.S. Впредь нужно писать мне по адресу: София, Русское посольство. А.Ф.» Письмо третье Я его совсем не читал, но знаю, что оно написано было архиепископом Феофаном Канадскому епископу Иоасафу (Скородумову) 322 . Из него мне запомнилось одно выражение: признание безбожной Советской власти есть «хула на Духа Святого». Канонов он не мог привести в пользу такого мнения. Но он никогда не осудил меня за такое признание. И когда монахиня Анна, по моему приглашению, спросила (через отца < ...> ) его мнения, то он ответил: «Что же? Епископ Вениамин – никем не запрещен. И один из немногих сохранил Православие. Пусть едет!» 323 Много писем осталось в России, у почитателей его. Сохранились ли они, – неизвестно. Как Бог устроил. 252 Архиепископ Феофан (Быстров) в 1901 году был назначен исполняющим обязанности инспектора, а в 1905 году – инспектором Санкт–Петербургской духовной академии, где в 1903–1907 годах учился Иван Федченков. В 1909–1910 годах владыка Феофан был ректором академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

После эвакуации белых в Крым ВВЦУ Юго-Востока России, бывшее на грани распада, возродилось в значительно обновленном составе при правительстве барона П. Н. Врангеля. В ВВЦУ вошли: архиепископ Таврический Димитрий (Абашидзе), архиепископ Полтавский Феофан (Быстров), епископ Севастопольский Вениамин (Федченков), ставший представителем ВВЦУ в Совете министров при бароне Врангеле, и известный ученый-экономист и богослов, профессор-протоиерей С. Н. Булгаков. Председателем ВВЦУ с сентября 1920 г . являлся митрополит Антоний (Храповицкий). С отставкой А. И. Деникина и назначением на пост главнокомандующего Русской армией (так стали называться остатки Вооруженных сил Юга России) Врангеля епископ Вениамин (Федченков) в ответ на предложение последнего согласился возглавить военное духовенство. ВВЦУ назначило владыку «епископом Армии и Флота». 1967 год – Состоялось заседание Священного Синода. Епископом Переяслав-Хмельницким, викарием Киевской епархии, определено быть архимандриту Феодосию (Дикуну), ректору Одесской Духовной семинарии. Свято-Троицкий собор Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Фото: В.Н. Корнюшин Начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме назначен ключарь Николо-Богоявленского кафедрального собора Ленинграда архимандрит Антоний (Завгородний). Секретарем Русской Духовной Миссии в Иерусалиме назначен иеродиакон Гавриил (Стеблюченко). Заслушан доклад митрополита Ленинградского и Ладожского Никодима (Ротова), председателя Отдела внешних церковных сношений. В докладе говорилось, в частности, о письме, поступившем на имя Святейшего Патриарха Алексия от председателя Секретариата по содействию христианскому единству кардинала Августина Беа от 22 февраля 1967 г .. В письме шла речь «о решении папы Римского Павла VI относительно признания законности смешанных браков между католиками и восточными христианами – некатоликами, совершаемых канонически рукоположенным священником». Синод постановил: «Выразить удовлетворение по поводу устранения серьезных недоразумений, нередко случавшихся при совершении смешанных браков между католиками и православными. Признавать законность Таинства брака между православными и католиками, совершаемого римско-католическими священниками, в тех случаях, когда этот брак совершается с благословения и согласия православного епископа».

http://pravoslavie.ru/5407.html

Тогда любовь мужчины к женщине и женщины к мужчине будет чистой, глубокой, и будет источником счастия для них. Ведь и эта любовь – Богом благословенный дар. Только люди не умеют по-надлежащему пользоваться этим даром! И это по той простой причине, что забывают о благодати Божией! – «Первое в духовной жизни, – говорит пр. Макарий Великий , – есть любовь к Богу, а второе – любовь к ближнему. Когда приложен первый и великий труд, тогда второе, как меньшее, с легчайшим трудом следует за первым. А без первого и второе не может быть чисто. Ибо кто не любит Бога от всей души и от всего сердца, тот приложит ли правильно и без лести попечение о любви к братьям?» (Послание, Творения, Москва 1854 г., стр. 446). Сказанное о любви вообще относится и к любви брачной. Из всех видов любви земной это самый сильный и по тому самому в Священном Писании является образом идеальной любви человеческой души к Богу. «Песнь песней, – говорит блж. Иероним, – это брачная песнь духовного супружества», то есть единения человеческой души с Богом (87 письмо к Лете, Твор., ч. 3-я, изд. 2-е. Киев. 1903 г., стр. 14). – Однако, с блаженством девственников ничто не может сравниться ни на небе, ни на земле. арх. Феофан. 1929. IV. 3 София. 52. Тому же адресату, что и 14. О благословении митр. Антонием «Кирилловского движения». Просьбу Вашу относительно Иерусалима я исполнил. Напишу соответствующее письмо Архиепископу Анастасию. Сам же я пока не решаюсь ехать туда. Архиепископ Анастасий не обещает ничего. И, быть может, поездка моя туда для него не совсем желательна. А главное, на содержание нужны средства, на которые я в настоящее время рассчитывать не могу. Да и не совсем теперь спокойно в Иерусалиме: церковное положение наше – таково. Ни Митрополит Евлогий, ни Митрополит Антоний не склонны к примирению. Склонившись на сторону «Кирилловского Движения», Митр. Антоний, несомненно, нарушил свою компетенцию и бывшее по этому делу в свое время соборное решение. Большинство иерархов осудило его поведение в этом деле.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Всего увиденного и услышанного архиереем оказалось достаточно, чтобы архиепископ Сибирский и Тобольский Антоний (Коржавин) 1 сентября 1907 г. в секретной записке дал распоряжение Тобольской Духовной Консистории возбудить дело о принадлежности крестьянина слободы Покровской Григория Ефимовича Распутина-Нового к секте хлыстов. Произвести дознание по этому делу владыка Антоний поручил «о. Противораскольническому миссионеру», священнику Никодиму Глуховцеву. (см. «Приложение»). Отныне милость Царской Семьи и немилость бдительной церковной «общественности» шли рука об руку и сопровождали Григория Ефимовича до самого конца его земной жизни, точно по слову народной мудрости: «жалует Царь, да не жалует псарь». Но таков крест, возложенный Царем Славы на Своего верного угодника. 2. Заблуждение архиепископа Феофана. В феврале 1909 г. архимандрит Феофан (Быстров) был возведен в сан епископа. К сожалению, владыка Феофан под влиянием слухов о поведении Григория Распутина, пришел к мысли, что он в прелести. Своими соображениями епископ Феофан, исполнявший обязанности духовника Царской Семьи, решился поделиться с Государыней Императрицей Александрой Феодоровной. Однако, вопреки ожиданиям епископа, Государыня отнеслась к его словам критически, считая, что он глубоко заблуждается. Чтобы рассеять все сомнения молодого епископа Феофана относительно Григория Ефимовича, Государыня попросила епископа совершить паломничество в Верхотурский Свято-Никольский монастырь вместе с Григорием и монахом-отшельником Макарием из Верхотурья. С монахом Макарием епископ Феофан познакомился также по настоянию Государыни. Эта поездка окончательно сформировала его отношение к Григорию. На допросе в Ч.С.К. (1917 г.) архиепископ Феофан рассказал следующее: «Я пересилил себя и во второй половине июня 1909 года отправился в путь вместе с Распутиным и монахом Верхотурско­го монастыря Макарием, которого Распутин называл и призна­вал своим «старцем». Распутин стал вести себя не стесняясь. Я раньше думал, что он стал носить дорогие рубашки ради царского двора, но в та­кой же рубашке он ехал в вагоне, заливая ее едой, и снова на­девал такую же дорогую рубашку. Подъезжая к Верхотурскому монастырю, мы по обычаю па­ломников постились, чтобы натощак приложиться к святыням. Распутин же заказывал себе пищу и щелкал орехи. Распутин уверял нас, что он по­читает Симеона Верхотурского. Однако когда началась служба в монастыре, он ушел куда-то в город». 3

http://ruskline.ru/analitika/2013/05/21/...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 3 (16) июля Священномученик Антоний (Быстров), архиепископ Архангельский Священномученик Антоний родился 11 октября 1858 года в Нюбском погосте Сольвычегодского уезда Вологодской губернии в семье священника Николаевской церкви Михаила Ивановича Быстрова и его супруги Марии и в крещении был наречен Никола­ем. Его благочестивые родители имели обычай принимать стран­ников, путешествующих по монастырям. Один из таких странников, рассказывая родителям о жизни монахов, в конце беседы внимательно посмотрел на мальчика и сказал: «Он будет у вас архи­ереем». Те не придали значения его словам, но мальчику они глубо­ко запали в душу. И с этого времени Николай стал думать о мона­шестве, а когда поступил в семинарию, то еще более утвердился в этих мыслях; изучая историю Церкви, он выбрал себе и будущее монашеское имя – в честь преподобного Антония Великого. В 1879 году Николай окончил Вологодскую духовную семина­рию и 11 сентября того же года был назначен псаломщиком в Сретенскую и Предтеченскую церкви города Вологды. Он не оставил мысли о принятии иночества, но родители хотели видеть его женатым священником, и, послушный родительской воле, он женился на девице Софии, дочери священника Иоанна Гиммельбродского, служившего в Степуринской Христорождественской церкви в Грязовецком уезде . Отец Иоанн прослужил в священ­ном сане более пятидесяти лет и 16 января 1882 года был уволен по старости за штат, а на его место был определен Николай Бы­стров. 12 февраля Николай был рукоположен во диакона, а 21 февраля – во священника и назначен законоучителем Степуринской земской школы. В этом же году у них с супругой родилась дочь Мария, а через год супруга скончалась, и мысли священника снова вернулись к тому, о чем свидетельствовал через странника Промысл Божий. Впоследствии заботу о воспитании девочки взяла на себя ее тетя. В 1900 году Мария окончила Вологодскую гим­назию, в 1904 году вышла замуж, а когда в 1920 году муж скончался, переехала жить к отцу.

http://fond.ru/kalendar/537/antoniy/

Из высшего клира там были: митрополит Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий) , митрополит Херсонский и Одесский Платон (Рождественский), архиепископ Кишиневский и Хотинский Анастасий (Грибановский) , архиепископ Волынский и Житомирский, управляющий русскими церквами в Западной Европе Евлогий (Георгиевский), архиепископ Полтавский и Переяславльский Феофан (Быстров) , епископ Курский и Обоянский Феофан (Гаврилов), епископ Челябинский и Троицкий Гавриил (Чепур), епископ Александровский, викарий Ставропольской епархии Михаил (Космодемянский), епископ Белгородский Аполлинарий (Кошевой), епископ Черноморский и Новороссийский Сергий (Петров), епископ Лубненский Серафим (Соболев) , епископ Севастопольский Вениамин (Федченков) , епископ Царицынский Дамиан (Говоров), епископ Сумской Митрофан (Абрамов) , епископ Екатеринославский Гермоген (Максимов). От Сербской Патриархии – епископ Максимилиан. Сам Собор начался со скандала, возникшего при появлении в зале заседаний фигуры бывшего председателя Государственной Думы, участника Всероссийского Церковного Собора 19171918 гг. Михаила Владимировича Родзянко. Большинство Собора, состоявшее из «прозревших» монархистов, поставило вопрос о его присутствии на заседаниях из-за его роли в событиях, связанных с отречением Николая II. В итоге Родзянко, которого довели до слез, был вынужден написать письмо о сложении своих полномочий. В своей вступительной речи митрополит Антоний подчеркнул: «Довольно слов. В их мутной пене утонуло все, что было великого в России. У нас бумажки, не обеспеченные золотом. Золото – это воля выполнять свои решения, а этого как раз у нас нет. Утешать Россию мы не можем, слишком она велика в своем терпении. Мы должны возвысить свой голос, обращенный к миру и русским, находящимся в изгнании, с призывом не переходить бездну, наполненную трупами мучеников и разделяющую нас от большевиков. Мы можем здесь молиться, и мы должны все сделать, чтобы мутные политические страсти не прикоснулись к непорочной ризе церковной, и это главное, что может сделать Церковь Заграницей». 32

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010