После совершения хиротонии, возглавлявший ее митрополит Антоний (Вадковский) вручил по обычаю новорукоположенному епископу Ямбургскому Феофану жезл и произнес речь, из которой приведем также некоторые отрывки: «Преосвященный Епископ Феофан, возлюбленный о Господе брат! Восемь лет тому назад, вручая тебе – тогда новопоставленному архимандриту – посох, я говорил тебе: «Неси свое возложенное на тебя послушание... ища блага вверяемых тебе питомцев Академии». Ныне, в торжественный для тебя день архиерейской хиротонии, волей Божией, я призываюсь вручить тебе новый посох – жезл архиерейский, как знак твоих новых святительских полномочий, твоего нового святительского служения в Церкви Христовой. Вместе со всеми архипастырями, рукоположившими тебя ныне в сан Епископа, приветствую тебя, новорукоположенного Архиерея, и мысленно молюсь, да сотворит тебя Господь делателя на ниве Своей непостыдна, право правяща слово Христовой Истины. Своих учеников Господь научил разумевать, что Он в Себе Самом даровал им радость и жизнь, которых никто отнять от них не может... Тебе, брат возлюбленный, ведома эта жизнь во Христе и со Христом. В твоем слове при наречении во Епископа ты исповедал пред сонмом святителей, что во Христе твоя жизнь, твой свет, твоя радость. В сей жизни пребывай, в сей радости преуспевай. Благодать Божия, в архиерейском рукоположении на тебя сошедшая, да укрепит тебя в сей жизни и да утвердит и да сотворит тебя в живом общении со Христом, приносяща плод мног... Вручая тебе этот новый жезл, я опять повторю сказанное тебе восемь лет тому назад: «Неси это новое возложенное на тебя послушание с кротостью и терпением, ища не своего личного блага, а блага вверенных тебе питомцев общей нам матери Академии» 19 . «Будучи ректором С.-Петербургской Духовной академии, – пишет автор брошюры, посвященной памяти Владыки Феофана к столетию со дня его рождения, – он необыкновенно оживил религиозно-нравственную атмосферу в ней, высоко подняв церковный дух и настроенность в стиле св. Отцов Церкви, благоговейное почитание к коим он старательно в студентах воспитывал... Творения великих Отцов Церкви были изучены им с удивительной тщательностью. Когда приходили к Владыке Феофану с вопросами богословского ли то характера или касательно нравственно-христианской духовной жизни, он избегал говорить что-либо «от себя», но тотчас же подходил к своему книжному шкафу, в котором хранились столь любимые им с юности сокровища – святоотеческие творения, мгновенно находил точный и нужный ответ в той или иной книге на поставленный ему вопрос, и посетитель уходил от него глубоко удовлетворенный тем, что получал высокоавторитетное разрешение мучившего его вопроса – ответ уже бесспорный, не подлежащий никаким сомнениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

В 1892 году обитель торжественно отмечала 500-летие преставления преподобного Димитрия Прилуцкого. Большой Крестный ход с чудотворными и чтимыми иконами прошел из Вологды до Прилуцкого монастыря. Звон восемнадцати монастырских колоколов, чтение Святого Евангелия, песнопении Спасителю, Пресвятой Богородице и преподобному Димитрию сопровождали хождение богомольцев вокруг обители. Монастырь в то время претерпевал материальную нужду, древние храмы и строения ветшали, братии в нем было 12 монахов. Усилиями архимандрита Анатолия (Смирнова; 1888-1908 гг.) были сделаны большие ремонтные работы, стена и башни каменной ограды получили необычную цветную окраску, частично восстановленную в настоящее время. Преемником «добрейшего отца Анатолия» стал архимандрит Антоний (Быстров), будущий архиепископ Архангельский, священномученик, временно управлявший обителью в 1908 году. Монастырская библиотека и архив хранили древние грамоты и пергаменные рукописи. В 1584 году книгохранитель, монах Арсений Высокий составил «Указец» - один из первых библиографических трудов в Древней Руси. Эта рукопись представляла собою указатель тех житий святых и поучений, которые читались ежедневно в храме и за трапезой. В начале XX в. библиотека насчитывала свыше 800 различных изданий. Среди них были рукописные жития святых и богослужебные книги XV-XVII столетий. В 1830 году была построена Екатерининская церковь - семейная усыпальница дворян Волоцких. Благодаря своей древности после реформы 1764 года Спасо-Прилуцкий монастырь, единственный в епархии, был причислен ко второму классу и стал получать от государства денежное содержание на 17 человек братии. В XIX в. монастырем управляли представители ученого монашества - ректоры Вологодской духовной семинарии и викарии, помощники Вологодских архиереев. Во епископа, викария Тотемского были рукоположены архимандриты Павел (Попов; 1867-1874) и Варлаам (Чернявский; 1875-1876). В 1909 и 1917 годах в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре проходили всероссийские съезды монашествующих. Наряду с опытными настоятелями, духовниками и старцами их участниками стали последние Прилуцкие архимандриты Неофит (Следников), впоследствии епископ Измаильский, и Нифонт (Курсин), представлявшие вологодские монастыри. При монастыре имелась земская школа, приют, во время Первой мировой войны монастырь содержал раненых в военном госпитале Вологды.

http://sobory.ru/article/?object=00237

Павлов Обнорский монастырь. Фотография. Нач. ХХ в. Павлов Обнорский монастырь. Фотография. Нач. ХХ в. Последним настоятелем (с 1903) был архим. Никон (Чулков; 1862-1941), из вологодских мещан, поступивший в мон-рь летом 1893 г. Он являлся также духовником братии и богомольцев. 10 февр. 1903 г. была учреждена и 18 февр. открыта павло-обнорская школа иконописи под рук. послушника Антония Чекина (в постриге иером. Павел), сына надворного советника, которая разместилась в здании настоятельского корпуса. Первый курс составил 15 учеников, ее окончили более 60 учеников, но в 1906 г. занятия прекратились. Школа была закрыта по указу консистории от 7 марта 1907 г. (ГАВО. Ф. 521. Оп. 1. Д. 104. Л. 36 об., 45). К 1914 г. при обители предполагалось вновь открыть школу древневизантийской церковной живописи. Активно развивалась издательская деятельность, на нижнем ярусе колокольни находился иконно-книжный склад. В 1908 г. началась постройка 2-этажной гостиницы (сохр.). В соборе с 1905 г. шли ремонтные работы. Сень над ракой прп. Павла Обнорского. 1911–1912 гг. Фотография. 10-е гг. ХХ в. Сень над ракой прп. Павла Обнорского. 1911–1912 гг. Фотография. 10-е гг. ХХ в. В ночь на 26 авг. 1909 г. во время пожара Корсунский храм выгорел, пострадал и Троицкий собор. Хранившийся в мон-ре крест прп. Сергия расплавился в огне, сгорели икона прп. Павла письма прп. Дионисия и серебряная рака прп. Павла. По нек-рым данным, во время этого пожара погиб и хранившийся в мон-ре фрагмент липы, в дупле к-рой жил прп. Павел Обнорский ( Воскресенский. Св.-Троицкий Павлов-Обнорский мон-рь. 1914. С. 22). Средства на восстановление П. О. м. собирали по всей России. Иконостасные, штукатурные и живописные работы осуществлял А. М. Баженов на сумму 20 250 р. 31 мая 1910 г. викарий Вологодской епархии еп. Вельский сщмч. Антоний (Быстров) освятил Троицкий храм. Имп. Николай II Александрович пожертвовал новую серебряную раку для мощей прп. Павла. От старой раки сохранились изображения главы и рук преподобного, уцелевшие во время пожара. Над ней была установлена беломраморная сень, прорезанная 4 арками и завершенная бронзовым шатром. За изготовлением сени и раки «в древнерусском стиле XV в.» по проекту худож.-архит. С. И. Вашкова наблюдал начальник Царскосельского дворцового правления кн. М. С. Путятин. Работы велись в 1911-1912 гг. товариществом «П. И. Оловянишникова сыновья» в Москве. На раке находились изображения Феодоровской иконы Божией Матери, небесных покровителей царской семьи, прп. Сергия, фрагменты жития прп. Павла. С Афона пожертвовали иконы Иверскую и вмч. Пантелеимона вместо утраченных. Была изготовлена также копия креста, написаны образ прп. Павла и Корсунская икона Божией Матери. Из г. Любима в храм поступила Феодоровская икона Божией Матери XVII в.- наподобие чтимой в мон-ре Тихвинской, в честь к-рой предполагалось освятить нижний скитский храм, из Белгорода - икона свт. Иоасафа, из Пошехонского у.- икона свт. Николая Чудотворца.

http://pravenc.ru/text/2578610.html

Не помню, были ли по стенам картины, но возможно, что где-то висел портрет государя, а также были развешаны изображения предшественников митрополита Антония " 1046. Митрополит угощал чаем со сдобными кренделями, сайками и плюшками. Мережковский и Минский «изложили его высокопреосвященству наши вожделения и надежды, и главную среди них надежду на то, что духовные пастыри не откажутся принять участие в наших собеседованиях». Митрополит обещал свою поддержку. После аудиенции «более всего разговору было о поразившем нас белом клобуке с бриллиантовым крестом и о красоте и величественно ласковой осанке митрополита Антония». После некоторых хлопот РФС были официально разрешены. Совет Собраний состоял из шести членов: еп. Ямбургский Сергий (Страгородский) – председатель, архимандрит Сергий – вице-председатель, В.А. Тернавцев – казначей, Д.С. Мережковский, В. В. Розанов , В.С. Миролюбов. Они же были членами-учредителями, к которым принадлежали также А.В. Карташев , В.В. Успенский, В.М. Скворцов, М.А. Новоселов, 3.Н. Гиппиус, Д.В. Философов, H.M. Минский, П.П. Перцов, Е.А. Егоров. Среди действительных членов: проф. Н.Ф. Каптерев , проф. М.И. Каринский , проф. Н.П. Кондаков , проф. А.И. Соболевский, И.Е. Репин, С.П. Дягилев, А.С. Пругавин, Л.Л. Толстой. Отказали в членстве В.А. Грингмуту; Григорий Петров отказался сам: «Боялся потерять «заслуженную репутацию» радикально-литературного священника " 1047. Собрания имели строго фиксированный состав участников, и посторонней публики на них не полагалось, хотя есть свидетельства, что ее набиралось довольно много. Условие не допускать «гостей», а только «членов», обходилось: «...в члены мы записывали всех, по первой просьбе» 1048. Митр. Антоний разрешил участвовать в Собраниях всему черному и белому духовенству, всем академическим профессорам и приват-доцентам и, по выбору, студентам СПбДА. Монахи и белое духовенство сидели справа от председателя, интеллигенция – слева. Среди гостей замечены: еп. Феофан (Быстров) , Андрей Белый, А.А. Блок, Е.П.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

Учение митрополита Антония нашло своих сторонников, среди которых были митрополит Евлогий (Георгиевский), епископ Гавриил (Чепур) и др. Катехизис митрополита Антония в 1926 г. было предложено ввести в учебные программы РПЦЗ вместо катехизиса святителя Филарета Московского . Вне всякого сомнения, внесение сочинения митрополита Антония в разряд символических книг впоследствии создало бы православному богословию серьезные проблемы. Первыми возвысили свой голос против нового учения архиепископ Феофан (Быстров) и епископ Серафим (Соболев) . Не желавший конфликта глава РПЦЗ в апреле 1926 г. сам попросил отменить решение о замене филаретовского катехизиса. В ходе обсуждения нового учения Архиерейский Собор 1926 г. отметил, что митрополит Антоний не настаивает на своей правоте. Из этого следовало, что учение об искуплении может быть предметом богословских споров, а не соборного осуждения. Епископа Серафима (Соболева) такое постановление удовлетворило, в то время как архиепископ Феофан настаивал на более строгом решении. Не встретив поддержки, архиепископ переехал во Францию, где жил в уединении до своей смерти в 1940 г. Наиболее известный труд против учения митрополита Антония – «Искажение православной истины в русской богословской мысли» – принадлежит архиепископу Серафиму (Соболеву) . Книга была издана в Софии в 1943 г. Среди противников теории искупления были также святитель Иоанн (Максимович) , написавший работу «О чем молился Христос в Гефсиманском саду», митрополит Анастасий (Грибановский) , протопресвитер Михаил Помазанский , протоиерей Георгий Флоровский и др. Учение протоиерея Сергия Булгакова о Софии Другое учение, всколыхнувшее богословскую науку в эмиграции, принадлежало профессору Свято-Сергиевского богословского института протоиерею Сергию Булгакову и вошло в историю под названием «софианства». Вслед за некоторыми философами протоиерей С.Булгаков увлекся идеей об упоминающейся в Писании Софии ( Притч. 1:20–33 ) как о мировой душе. По мнению протоиерея, София является неким посредником между Богом и творением и допускается в замкнутый мир Святой Троицы. Не будучи Богом, София является «четвертой ипостасью» и по своим свойствам фактически не отличается от Бога. Она является Образом Бога, именем Бога, идеей Бога, «Небесной Афродитой», «дочерью Бога», «невестой Сына», «женой Агнца», а также «Вечной Женственностью», необходимой для творения мира, которое для протоиерея Сергия представлялось неким «зачатием».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нюба. Церковь Николая Чудотворца. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью " О времени открытия и основания прихода в сем месте и о начале бывших в нем деревянных церквей (на месте коих ныне, безмолвные свидетели, три кирпичны памятника) ничего неизвестно. Ни документов письменных на то в церковном архиве, ни устных от предков преданий не перешло к нашему, - или по нехранению рукописей, если они были, или по необращению внимания на описание достопамятства для будущего времени " (Летопись Нюбской Николаевской церкви Сольвычегодского уезда. Великоустюгский филиал Государственного архива Вологодской области (ВУФ ГАВО). Библиотека. 3536. Л. 2.). Приход был основан не позднее начала XVII в., о чём свидетельствует грамота Ростовского митрополита Варлаама прихожанам тёплой церкви Николая Чудотворца, что на р. Нюбе, данная в 1622 г. Грамотой разрешалось начать заготовку материалов, необходимых для устройства холодной церкви с приделом. Главный престол предполагалось освятить во имя преп. Сергия Радонежского, а придел - во имя св. мучеников Флора и Лавра. В 1818 г. вместо деревянной церкви (год постройки её неизвестен) была сооружена каменная, старанием прихожан, с помощью благотворителей. Церковь двухэтажная, в одной связи с колокольней. Окружена была каменной оградой. Располагалась в д. Пустыньки. Храм освящён в 1821 г. В нём было два престола: в нижнем тёплом храме - во имя свт. Николая Чудотворца, в верхнем холодном - во имя преп. Сергия Радонежского (parishes.mrezha.ru). В семье нюбского священника Михаила Ивановича Быстрова, служившего в Никольской церкви, 11 октября 1858 года родился священномученик Антоний (Быстров) (1858-1932), архиепископ Архангельский и Холмогорский ( Суворова С. Терновый венец Владыки Антония//Архангельский епархиальный вестник. 2002. 4. с. 10-11). Каменная двухэтажная Николаевская церковь - двухпрестольный храм трапезного типа. Первый этаж его состоит из квадратного в плане помещения - собственно церковь, - перекрытого коробовым сводом. С востока к центральному объему примыкает полукруглая алтарная аспида; с запада - помещение трапезной, перекрытое коробковым с распалубкой сводом. К западной стене трапезной примыкает притвор, перекрытый коробковым сводом. В нем устроена лесенка на колокольню. Под лестницей, ведущий на второй этаж, устроены: подсобное помещение, перекрытое коробковым сводом и вход в первый этаж.

http://sobory.ru/article/?object=06442

Входят в церковь обычные люди, а выходят они из неё родными Богу. Как это происходит — тайна. Но на каждой литургии Христос вновь и вновь приходит к нам и изменяет нас в Себя, если мы, конечно, не против. 1 См. подр.: Диакон Андрей Кураев. Дары и анафемы. М., 2003. С. 447–451. 2 Архимандрит Сергий (Страгородский). Православное учение о спасении. Опыт раскрытия нравственно-субъективной стороны спасения на основании Св. Писания и творений святоотеческих. Изд. 2-е. Казань, 1898. С. 113–114. 3 Есть такое вроде бы юмористическое выражение: медицинский факт как обозначение и пример факта непреложного. Так вот, медицинский факт состоит в том, что если желудку нечего переваривать, он потихоньку начинает переваривать себя. — Ред. 5 Многократно упоминалась зловещая параллель из Булгакова, который, как известно, Гоголя любил и почитал: хотела было перекреститься кухарка, увидев в мирном арбатском дворике трёх чёрных коней и всадников в чёрных плащах, да Азазелло крикнул: “Отрежу руку”, — и опустилась рука, и впрямь как отрезанная. А напрасно. — Ред. 6 Архимандрит Симеон (Холмогоров). Схиархимандрит Гавриил, старец Спасо-Елеазаровой пустыни. СПб., 1996. С. 78–79. 7 Протоиерей Илья Четвертухин, Евгения Чертвертухина. Иеросхимонах Алексий, старец-затворник Смоленской Зосимовой пустыни. М., 1995. С. 162. 8 Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на Первое послание к Коринфянам//Творения. Т. 10. Кн. 1. СПб., 1905. С. 236–237. 11 Аврелий Августин. Исповедь блаженного Августина, епископа Гиппонского. Кн. VII, 10. М., 1991. С. 180. 12 Священномученик Ириней Лионский. Пять книг обличения и опровержения лжеименного знания. СПб., 1900. С. 174. 16 Преподобный Варсонофий Оптинский. Духовное наследие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998. С. 224. 17 Архиепископ Феофан (Быстров). О необходимости частого причащения Святых Таин//Святитель Феофан Полтавский новый затворник. Творения. СПб., 1997. С. 224. 18 Иеромонах Антоний Святогорец. Жизнеописания афонских подвижников благочестия XIX века. Джорданвиль, 1988. С. 92.

http://pravmir.ru/vtoraya-smert-i-evhari...

1 янв. 1924 г., ввиду того, что еп. Архангельский Антоний (Быстров ; впосл. архиепископ) был арестован, патриарх Тихон предложил Н. временно принять управление Архангельской кафедрой, но и от этого предложения он отказался. Остался в Вологде, продолжал служить в Екатерининской ц., где когда-то был настоятелем. В 1925 г. он был арестован, но вскоре освобожден. С 1930 г. служил в ц. св. Лазаря Праведного на Горбачевском кладбище; по праздникам - вместе с Вологодским архиеп. Амвросием (Смирновым) и его викарием, Тотемским еп. Аполлосом (Ржаницыным) . После богослужения кто-нибудь из священников или мирян приглашал их на праздничную трапезу; собравшиеся обменивались новостями, говорили о гонениях на духовенство и мирян. Побывавшие в заключении и ссылке рассказывали об условиях содержания в тюрьмах и лагерях. 10 мая 1931 г. власти арестовали Н., архиеп. Амвросия (Смирнова), мн. священников и мирян. Всего было задержано 35 чел.: 17 священнослужителей, 7 монахов и 11 мирян. Их обвинили в создании «контрреволюционной группировки реакционно-настроенного правого духовенства». 14 дек. 1931 г. Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило Н. к 3 годам ссылки в Северный край, а 7 марта 1932 г. (во изменение прежнего постановления) местом ссылки был определен Казахстан. Н. скончался в тюрьме, по другой версии - по дороге в ссылку. Был погребен в безвестной могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Соч.: У могилки о. Варнавы//Церковное слово. Вологда, 1907. 22. С. 346-349; Жертва обмана: Рассказ покаявшихся иоанниток//Там же. 1908. 62. С. 186-190; Поучение при погребении свящ. Василия Николаевича Соколова//Вологодские ЕВ. 1909. 13. Приб. С. 313-314. Арх.: ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Д. 19891; РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 272; УФСБ России по Вологодской обл. Д. П-10887. Лит.: Козлов К. О. Еп. Николай (Караулов): Мат-лы к жизнеописанию//Благовестник: Газ. Вологда, 1999. 8/9(52/53); ЖНИР. Апр. С. 19-27. Архим. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: ПАРФЕНИЙ (Брянских Петр Арсеньевич; 1881 - 1937), еп. Ананьевский, викарий Одесской епархии, сщмч. (пам. 9 нояб., в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе Балтских святых, в Соборе Житомирских святых, в Соборе Одесских святых, в Соборе Херсонских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/2565732.html

Архим. Киприан (Керн). Фотография. 50-е гг. ХХ в. Отец К. происходил из дворянского рода, вскоре после рождения сына был назначен профессором и директором имп. Лесного ин-та в С.-Петербурге, мать - из старообрядцев, «святой жизни женщина» ( Зайцев. 1968. С. 313; в рассказе Б. К. Зайцева «Река времен» под именем архим. Андроника описан К.; перу Зайцева принадлежат также воспоминания о К. в сб. «Далекое» ( Он же. 1965) и некролог в Вестнике РСХД ( Он же. 1960)). Юность К. прошла в С.-Петербурге, где он учился в гимназических классах имп. Александровского лицея. В 1917 г., после закрытия лицея Временным правительством, он поступил на юридический фак-т Московского ун-та. Будучи в Москве, неоднократно присутствовал на заседаниях Поместного Собора 1917-1918 гг., где познакомился с митр. Антонием (Храповицким) , к-рый стал его духовным отцом и впосл. оказал на него большое влияние. Ученые занятия К. в ун-те были прерваны гражданской войной. Покинув Россию, К. обосновался в Сербии. Здесь он завершил юридическое образование, окончив в 1922 г. юридический фак-т Белградского ун-та. В 1925 г. окончил богословский фак-т того же ун-та (выпускное сочинение об историческом развитии греч. текста Литургии свт. Иоанна Златоуста, научный руководитель - прот. Лазарь Миркович ). Входил в кружок русских студентов богословского факультета (с 1925 братство прп. Серафима Саровского), инициаторами создания к-рого были Н. Н. Афанасьев (впосл. протоиерей), С. С. Безобразов (впосл. еп. Кассиан ), Ю. П. Граббе (впосл. еп. Григорий ). На собраниях бывали митр. Антоний (Храповицкий), архиеп. Феофан (Быстров) , архиеп. Гавриил (Чепур) , свт. Николай (Велимирович) . К. участвовал в работе первых съездов Русского студенческого христианского движения (1-й - в Пршерове (Пшерове), близ Праги, окт. 1923; 3-й - в русском жен. мон-ре (бывш. Леснинский) в Хопове, Сербия, сент. 1925). По окончании ун-та получил приглашение занять преподавательскую должность в только что открывшемся в Париже Православном богословском институте прп. Сергия Радонежского , однако от этого приглашения К. отказался и поступил преподавателем литургики, апологетики и греч. языка в ДС св. ап. Иоанна Богослова Сербской Православной Церкви в г. Битоль (Битола, совр. Республика Македония). Преподавание совмещал с исполнением должности помощника инспектора семинарии.

http://pravenc.ru/text/1684754.html

в юрисдикции Московского Патриархата осталось 87 храмов. Были разрушены церкви Николы Стрелецкого (у Боровицкого моста) и великомученика Георгия Победоносца на Красной Горке (ул. Моховая, с 1818 по 1837 г.— университетская церковь), храм архидиакона Стефана за Яузой (Таганская ул.); в 1933 г.— Спас на Бору (Кремль), святителя Николая «Большой крест» на Ильинке, святителя Тихона на Арбатской площади, в 1934 г.— храмы Троицы в Полях и Владимирской иконы Божией Матери (в Китай-городе), часовня великомученика Пантелеимона, приписанная к Свято-Пантелеимоновскому русскому монастырю на Афонской горе, храм Воздвижения Креста Господня на Воздвиженке и еще много других.    Священники закрытых храмов, пока оставались на свободе, совершали богослужения по домам православных. Скитальческую жизнь вынуждены были вести тогда и некоторые епископы. Схиепископ Макарий Новгородский после освобождения обходил города и села Северо-Западного края, совершая тайные богослужения. Ему не случалось в своих многолетних странствиях две ночи подряд оставаться в одном доме. Он имел много духовных чад, некоторых подготовил к священству и рукоположил. В марте 1933 г. за нелегальные богослужения приговорили к высшей мере арестованных в Казани, в Раифском монастыре, настоятельницу Феодоровского монастыря мать Софию, нескольких монахов, монахинь и мирян. После закрытия монастырей некоторые иноки оставались вблизи своих разоренных обителей, но в 30-х гг. их выискивали, вылавливали, отправляли в лагеря и убивали. Так, в 1933 г. Козельск очистили от насельников Оптиной пустыни. 20 декабря 1933 г. был арестован и отправлен в Мариинский лагерь (Новосибирская обл.) на 3 года живший в Москве при храме Воскресения Христова в Кадашах епископ Мануил (Лемешевский). В ночь на Богоявление 1936 г., после всенощного бдения, в единственной незакрытой церкви на кладбище был арестован престарелый архиепископ Архангельский Антоний (Быстров). При допросе в тюрьме с него сорвали крест и панагию и посадили в переполненную камеру к уголовникам, которые, впрочем, отнеслись к архиепископу с уважением.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010