Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Быстров Николай Михайлович; 1858, с. Нюба Сольвычегодского у. Вологодской губ.- 16.07.1931, Архангельск), архиеп. Архангельский и Холмогорский, сщмч. (пам. 3 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе святых Архангельской митрополии). Род. в семье священнослужителя. По окончании в 1879 г. Вологодской ДС служил псаломщиком в одной из церквей Вологодской епархии. В 1882 г. рукоположен во священника. Овдовев, в 1888 г. принял постриг и был назначен настоятелем Лопотова Пельшемского мон-ря Вологодской епархии, в 1890 г.- настоятелем Корнилиева Комельского мон-ря . В 1892 г. возведен в сан игумена, в 1906 г.- в сан архимандрита. За время служения в Корнилиевой обители проявил себя опытным руководителем духовной жизни братии. В 1907 г. назначен настоятелем вологодского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-ря . Антоний (Быстров), еп. Вельский Антоний (Быстров), еп. Вельский 17 янв. 1910 г. А. был хиротонисан во епископа Вельского, викария Вологодской епархии; в 1921 г. переведен на Архангельскую и Холмогорскую кафедру. В 1922 г. арестован и сослан в Нарымский край, где находился до 1926 г. По возвращении из ссылки назначен на Архангельскую кафедру и возведен в сан архиепископа. 23 янв. 1931 г. арестован вместе с группой священнослужителей и мирян, бóльшая часть к-рых являлась ссыльными. Власти обвинили А. в том, что он благословил сбор средств для ссыльного духовенства и оказывал помощь сосланным священникам, выдавая им ежемесячное денежное пособие. Во время допроса в кон. февр., несмотря на угрозы следователей, А. отказался оговорить кого бы то ни было. Находясь в тюрьме, раздавал заключенным получаемые им посылки, делился с ними тюремным пайком, читал им Евангелие, проповедовал. Строгий пост, молитвенность А. расположили к нему многих заключенных, в т. ч. ранее не веровавших в Бога. В июле А. тяжело заболел и был переведен в тюремную больницу, вскоре скончался.

http://pravenc.ru/text/115942.html

п. окажется вне всякого общения с Высшим церковным управлением или само Высшее церковное управление почему-либо прекратит свою деятельность, епархиальный архиерей немедленно входит в сношение с архиереями соседних епархий на предмет организации высшей церковной власти для нескольких епархий, находящихся в одинаковых условиях» с. 66]. Таким образом был найден разумный путь к сохранению канонического строя церковного управления, как бы трагически для Церкви ни развернулись события в стране. Русская Церковь за рубежами советской России (1921–1923) Наряду с тяжелыми обстоятельствами церковной жизни в России святителю Тихону пришлось решать многочисленные проблемы, связанные с русской эмиграцией: после революции и Гражданской войны тысячи людей были вынуждены покинуть Родину. Вместе с паствой за рубеж ушли многие архипастыри. После поражения Деникина Россию покинули митрополит Киевский Антоний, архиепископы Волынский Евлогий, Кишиневский Анастасий (Грибановский) , Минский Георгий (Ярошевич), Курский Феофан (Гаврилов), епископ Лубенский Серафим (Соболев) и другие архиереи, застигнутые Гражданской войной на юге страны. Архиепископ Полтавский Феофан (Быстров) и епископ Севастопольский Вениамин (Федченков) находились в Крыму, до 1920 года остававшемся под властью белых. После поражения генерала Врангеля архиепископ Феофан (Быстров) и епископ Вениамин (Федченков) также эмигрировали. Вместе с архиереями в эмиграцию ушло многочисленное духовенство, наслышанное о том, как красные относятся к священникам, служившим молебны о победах Белых армий. В силу сложившихся обстоятельств лидером церковной эмиграции становится владыка Антоний (Храповицкий) – митрополит Киевский, в недавнем прошлом один из кандидатов на Патриарший престол. 19 ноября 1920 года в Константинопольском порту на пароходе «Великий князь Александр Михайлович » состоялось первое за пределами России заседание Высшего церковного управления на юге России, в котором участвовали митрополиты: Киевский Антоний, Херсонский и Одесский Платон (Рождественский), архиепископ Полтавский Феофан (Быстров) и епископ Севастопольский Вениамин (Федченков) .

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

АНАСТАСИЙ Митр.Западно-Европейских (Грибановский) Православных Церквей.211 АНАСТАСИЙ (Добрадин) Архп.Воронежский и Задонский 214 АНАСТАСИЙ (Опоцкий) Еп.Олонецкий и Петрозавод­ ский ..217 АНАТОЛИЙ (Бусел) Еп.Каменец-Подольский ..221 АНАТОЛИЙ (Грисюк) Митр.Одесский и Херсонский.. 222 АНАТОЛИЙ (Каменский) Архп. Иркутский ..227 АНАТОЛИЙ (Соколов) Еп.Енотаевский, вик.Астрахан­ ской епархии 231 Анатолий (Станкевич) Еп.Калужский и Боровский.... 233 АНАТОЛИЙ Еп.Ибресинский 236 АНДРЕЙ (Комаров) Архп.Днепропетровский и Запо­ рожский ..237 Андрей (Одинцов) Еп.б.Мариупольский, вик. Екатеринославской еп 244 Андрей (Солнцев) Еп.Рыбинский 245 АНДРЕЙ (Сухенко) Архп.Черниговский и Нежинс­ кий 246 АНДРЕЙ (Ухтомский) Еп.б.Уфимский и Мензелинский 250 АНДРОНИК Еп.Мамадышский, вик.Казанс- (Богословский) кой епархии .254 АНДРОНИК (Никольский ( Архп.Пермский и Соликамский....256 АНТОНИЙ (Блум) Архп.Сурожский и.о.Экзарха Московской Патриархии в За­ падной Европе .259 АНТОНИЙ (Быстров) Архп «Архангельский .263 АНТОНИИ (Вадковский) Митр.СПБ и Ладожский...266 АНТОНИЙ (Вакарик) Еп.Смоленский и Дорогобуж­ ский .276 АНТОНИЙ (Варжанский) Архп.Виленский и Литовский....278 АНТОНИЙ (Васильев) Еп. Сан-Франциский .280 АНТОНИЙ (Георгадзе) Митр.Кутаисский .281 АНТОНИЙ (Демянский) Еп.Тихвинский, вик.Новгород­ ской еп 283 АНТОНИЙ (Каржавин) Архп·Тверской. 285 АНТОНИЙ (Кротевич) Митр.Ивановекий и Кинешемский290 АНТОНИН (Марценко) Архп.Тульский и Белевский... 292 АНТОНИЙ (Мельников) архп.Минский и Белорусский·· 294 АНТОНИЙ (Миловидов) Еп.Омский 297 АНТОНИЙ (Панкеев) Еп.Белгородский 299 АНТОНИЙ (Пельвецкий) Архп.Станиславский и Коломый- ский 300 АНТОНИЙ (Покровский) Архп·Вашингтонский 303 АНТОНИЙ (Романовский) Митр.Ставропольский и Бакин­ ский...304 АНТОНИЙ (Флоренсов) Еп.Вологодский и Тотемский. 311 АНТОНИЙ (Храповицкий) Митр.Киевский и Галицкий... 313 АНТОНИН (Грановский) Еп.Владимирский (обновл. митр .Московский) 331 АНТОНИН (Державин) Еп.Псковский и Порховский.. 335 АПОЛЛИНАРИЙ (Кошевой) Еп.Белгородский, вик.Курс­

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В год поступления Василия Быстрова в академию произошел ряд перемещений как в составе иерархии, так и в администрации духовной школы. 7 сентября 1892 года скончался митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Исидор (Никольский) , и митрополитом Петербургским стал Палладий (Раев) . Возглавлявший академию с 1887 года епископ Антоний (Вадковский) оставил ректорство в связи с назначением его 24 сентября 1892 года на кафедру новообразованной Финляндской епархии с возведением в сан архиепископа. Ректором академии стал архимандрит Борис (Плотников) . Инспектором по-прежнему был архимандрит Михаил Ермаков. В следующем, 1893 году произошла новая смена начальствующих в академии. Ректором стал епископ Никандр Молчанов, инспектором – доктор церковной истории, профессор по кафедре церковной археологии Николай Васильевич Покровский . В 1895 году епископа Никандра сменил на ректорстве епископ Иоанн Кратиров. В 1896 году Василий Быстров окончил курс С.-Петербургской Духовной академии первым магистрантом. Представленное им курсовое сочинение имело название: «Ветхозаветное Божественное имя Иегова, его происхождение, значение и употребление в книге Бытия». В отзыве об этом сочинении заслуженного ординарного профессора Феодора Герасимовича Елеонского было сказано: «Сочинение г. Быстрова представляется заслуживающим не только присуждения автору степени кандидата богословия, но и допущения, при некоторых изменениях и дополнениях, к соисканию степени магистра. Во всяком случае этот труд заслуживает особенного внимания со стороны Совета Академии». Кандидату богословия Василию Быстрову было разрешено переработать его кандидатское сочинение в магистерскую диссертацию, и Совет академии принял решение об оставлении его профессорским стипендиатом по кафедре Библейского богословия. Профессорским стипендиатом на тот же 1896/97 год был оставлен также Николай Сагарда 9 . В 1897 году, после представления стипендиатского отчета, Василий Быстров был избран Советом академии и утвержден митрополитом Палладием в звании исправляющего должность доцента академии по кафедре Библейской истории 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Антоний (Быстров) , архп.Архангельский Родился в 1858 году в благочестивом семействе. Родители его были весьма страннолюбивыми людьми. В их доме часто отдыхали странники юдоли земной. Однажды в дом страннолюбцев вошел старец-странник и начал рассказывать о монашеской жизни. Во время рассказа его взор остановился на мальчике, который оказался сыном этих благочестивых людей. Очи старца что-то предзревали. В конце беседы он сказал родителям: «А он у вас будет архиереем». Беседа о монашестве глубоко запала в сердце юноши, и он стал мечтать об иночестве. С такими мыслями он поступил в Вологодскую духовную семинарию, которую окончил в 1879 г. Желание быть монахом в нем укрепилось окончательно и он уже решил осуществить это в жизни, но усердная и плачевная просьба родителей остановила его от этого решения. Он женился и определился псаломщиком в своей епархии. Псаломщиком он прослужил три года. В 1882 г. был рукоположен во священника. Вскоре умерла его жена, и он снова свободен. В 1888 принимает монашество и в 1889 назначается на должность настоятеля Кадниковского-Лопотова монастыря Вологодской епархии. В 1890 был перемещен в Корнилиево-Комельский монастырь той же епархии, где в 1892 возведен в сан игумена. В 1906 возведен в сан архимандрита, а в 1907 переведен настоятелем Вологодского Свято-Духова монастыря. 1908 – штатный член Вологодской Духовной Консистории. 17 янв. 1910 хиротонисан во епископа Вельского, вик. Вологодской епархии. Хиротонию совершали в С.-Петербурге в Свято­Троицком соборе Александро-Невской Лавры: Антоний, митрополит С.-Петербургский; Владимир, митр. Московский; Флавиан, митр. Киевский и др.иерархи. (Ошибочно указана дата хиротонии – 1912 г. в «Русск.Паломн.» 1912 г., 38, стр.583, и – 1909 г., в БЭС m.I, в стб. 198. см.Состав Св.Прав.Веер.Син., стр.223). За время своего почти семилетнего настоятельства епископ Антоний положил немало забот и труда, чтобы привести обитель в благоустроенный вид. Глубокий знаток церковного устава, он истово и благоговейно совершал богослужение и сам отправлял установленные на седмице акафистные моления. Преосвященный Антоний зорко следил за всеми проявлениями иноческой жизни и являлся одним из опытных и просвещенных руководителей – воспитателей нашего монашества.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Священномученик Антоний (Быстров) 7 мин., 16.07.2019 В 1929 году в стране началась кампания по закрытию и разрушению храмов, и в Архангельске тогда было разрушено большинство церквей. «Церковь Рождества Христова, в которой обычно служит епископ Антоний, пока не закрыта, но судьба ее уже решена,— писал один из современников.— В сочельник вечером в городе была инсценирована антирелигиозная демонстрация. Все фабричные рабочие были обязаны принять в ней участие. Людская толпа медленно выступает из тумана. Во главе ее под громкие выкрики марширует колонна коммунистической молодежи с горящими факелами. Часть ее собирается перед домом, в котором живет епископ. Он скоро выходит, одетый в темную рясу, с монашеской скуфьей на голове, видна только его белая борода. Он садится в сани, которые ждали его на улице. Юные коммунисты вдруг зажигают свои факелы и с громким криком окружают сани. Лошадь пугается, дергается и опрокидывает сани. Епископ молча тяжело поднимается с земли и неверными шагами идет по тротуару. Его сопровождают насмешки и комья снега. Он идет в церковь, как будто ничего не слыша и не видя. Коммунистическая молодежь заполняет церковный двор до ворот. Из церкви глухо доносится пение. Чтобы заглушить его, юные коммунисты поют похабные песни и громко кричат: “Религия есть средство угнетения трудящихся!.. Долой попов!.. Мы требуем закрытия церквей!” Некоторые из них выходят из колонны и с шапками на головах врываются в церковь, где начинают громко свистеть. На них не обращают внимания, как будто их тут нет, и постепенно они исчезают один за другим…» Священномученик Антоний родился в 1858 году в Нюбском погосте Сольвычегодского уезда Вологодской губернии в семье священника Михаила Быстрова и его супруги Марии и в крещении был наречен Николаем. В 1879 году Николай окончил Вологодскую духовную семинарию и был назначен псаломщиком в один из храмов города Вологды. Он желал принять иночество, но родители хотели видеть его семейным священником, и, послушный родительской воле, он женился на девице Софии, дочери священника.

http://foma.ru/svyashhennomuchenik-anton...

1. На основании постановления Синода и Высшего церковного совета от 23 июня 1919 г. об увеличении числа епископов в Великоустюжской епархии предполагалось образовать Усть-Сысольское и Никольское вик-ства. В Вологодской епархии, где к тому времени существовало Вельское викариатство , учреждение новых викарных кафедр не планировалось ( Бовкало. 1996. С. 340). Однако 14 сент. 1921 г. было образовано Н. в. Вологодской епархии, к-рое тогда же возглавил еп. Варсонофий (Вихвелин) . В нач. 1922 г. был арестован Архангельский еп. сщмч. Антоний (Быстров) . В сер. сент. 1923 г. в ответ на ходатайство верующих Архангельской епархии патриарх Московский и всея России свт. Тихон назначил Никольского еп. Варсонофия временно управляющим Архангельской епархией. В окт. 1923 г. обновленческий (см. ст. Обновленчество ) синод определил Архангельским и Холмогорским «епископом» Владимира (Путяту) . В том же месяце он прибыл в Архангельск и вскоре объявил о своем вступлении в управление епархией. Еп. Варсонофий принял экстренные меры к противодействию раскольникам. В докладе патриарху свт. Тихону от 30 окт. 1923 г. архиерей ходатайствовал о безотлагательном назначении викарного епископа для Шенкурского у. Архангельской губ. (где в то время насчитывалось более 60 приходов) и для Мезени. Кроме того, ввиду спешности дела еп. Варсонофий телеграфом отправил патриарху просьбу прислать одного или 2 кандидатов на викарную кафедру. 2 нояб. того же года Путята попытался совершить богослужение в кафедральном Преображенском (Соломбальском) соборе Архангельска. Этому воспрепятствовали верующие, к-рые вывели его из алтаря через черный ход. В обращении к патриарху от 5 нояб. еп. Варсонофий отмечал, что, поскольку «обновленцы, по-видимому, мало находят для себя здесь пригодной почвы для своей деятельности», он «счел за лучшее не слишком спешить со столь важным вопросом, как учреждение новых епископских кафедр». Никольский архиерей предлагал отложить этот вопрос до предполагаемого епархиального съезда. О себе еп. Варсонофий тогда же сообщал, что духовенство и миряне Архангельской епархии приняли его хорошо, но не всем клирикам приятен его приезд, «вводящий их в известные рамки порядка и дисциплины», поскольку раньше они «жили вольно», а Архангельский еп. сщмч. Антоний (Быстров) «не имел даже благочиннического совета». За время отсутствия управляющего Архангельской епархией архиерея, по сообщению еп. Варсонофия, «многие причты самовольно перешли на другие приходы» (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Л. 180). Вскоре еп. Варсонофий вместе с большей частью городского духовенства Архангельска был арестован по доносу обновленцев, заявивших властям о существовании в Архангельске организации «монархической окраски» - «Объединенного совета верующих».

http://pravenc.ru/text/2566212.html

23 января 1931 года архиепископ Антоний (Быстров) был арестован. По тому же делу " контрреволюционной группировки духовенства епископа Антония (Быстрова), Архангельск, 1931 г. " были арестованы 21 человек, и среди них был монах Агапит. Арест произошел в Воскресенской церкви во время богослужения. Из обвинения о.Агапита: " Участвовал в помощи ссыльному духовенству, которую организовал архиепископ Антоний (Быстров), и выдавал себя среди крестьян " за мученика и невинного страдальца за веру Христову " . " На допросе 25 марта 1931г. показал, что не видел епископа Тихона (Шарапова) совершающим службу в своей квартире " . На следствии он заявил: " Виновным в антисоветской агитации себя не признаю, так как никогда и нигде на политические темы антисоветских разговоров не вел " . 2 декабря 1931 года он был приговорен к трем годам заключения в концлагерь и отправлен в Мариинские лагеря в Сибирь. 7 марта 1932 года постановлением ОСО был выслан в Казахстан на оставшийся срок. После возвращения из заключения о.Агапит поселился в городе Орле , где в то время жило много ссыльных и отбывших заключение в лагерях. Иногда он приезжал в Москву, где встречался со знакомыми по Оптиной пустыни. В начале 1936 года о.Агапит заболел: у него образовалась опухоль на языке, и друзья предлагали лечь в больницу. Он выехал в Москву, операция была сделана, но врачи предупредили, что могут быть последствия, и через некоторое время он обнаружил новую опухоль, операцию уже делать было поздно. Перед последним отъездом в Орел он навсегда попрощался со всеми знакомыми - попрощался просто, спокойно, будто только на время уходя от всех, чтобы, если Бог благословит, встретиться, но уже в иной жизни. Страдания о. Агапита в течение болезни все более возрастали, ни есть, ни говорить он уже не мог, но при этом не терял бодрости духа и, пока были силы, ходил в храм. Когда о. Агапиту было что-либо нужно, он писал записку старушке-хозяйке, жившей на другой половине дома, через стену от него. Он предупредил ее, что, когда ему станет совсем плохо, он ей постучит. 18 июля 1936 года он постучал в стену, и, когда хозяйка вошла, то увидела, что о.Агапит лежит, не сводя глаз с иконы Божией Матери. " Лицо его было сосредоточено и кротко. Ни боль, ни страх не искажали его. Он не стонал, только дыхание становилось все реже... " . Впоследствии она говорила: " Переносил он свои страдания так светло, что она молится о нем, как о святом " .

http://drevo-info.ru/articles/13677572.h...

Скачать epub pdf Владыка. Записки об Архиепископе Феофане (Быстрове) О нём стоит записать: иной никто, пожалуй, и не напишет. А человек этот был, как увидим, необыкновенный. Я разумею бывшего Ректора Академии (Санкт-Петербургской – ред.) Епископа Феофана (Быстрова) . Архиепископ Феофан Полтавский. Жизнеописание В детстве ещё мать его видела во сне: стоит он в алтаре на архиерейском возвышении и благословляет народ. Так после и сбылось. Биографию его кратко беру из 9 Церковных Ведомостей. Архимандрит Феофан – в миру Василий Дмитриевич Быстров. 37 лет, родился в 1872 году (в ночь под Рождество.– митр. В.), сын священника села Подмошье Санкт-Петербургской Епархии и воспитанник местных учебных заведений. В 1892 году по окончании курса учения в Духовной Семинарии поступил в Санкт-Петербургскую Академию первым по экзаменационному списку. Далее я немного возвращусь к его прошлому. Во время обучения в семинарии он на переменах поступал по-товарищески, помогал всем усвоять уроки. За это товарищи подарили ему золотой нагрудный крест большой величины вершка в 1,5–2 длины. Я сам видел его: Быстров, видимо, ценил этот дар. В семинарии он добросовестно изучал все предметы, но этому не радовался: школьные занятия не увлекали его. Поступил в Санкт-Петербургскую Академию. Здесь он начал основательно заниматься изучением философских наук – думал найти в них смысл жизни. Но они разочаровали его: философы, каждый по-своему, решали этот вопрос и к единству не приходили. Тогда он обратился к Святым отцам и вполне удовлетворился ими. Он, как никто другой из современников, знал святоотеческую литературу… Об этом мы все знали. Об этом свидетельствовал, передавая ему духовную дочь свою, и Митрополит Антоний (Храповицкий) ,– что он лучше всех знает отцов. Действительно, он был напитан ими. Особенно он любил, кажется, творения Епископа Игнатия (Брянчанинова) . Это объясняется, вероятно, тем, что оба они искали основания для веры. Еп. Игнатий нашёл творения Свв. отцов вследствие их единства; а это единство объяснял он Единым Духом Святым, воодушевлявшим их. Здесь – истина!

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

   После поражения Деникина Россию покинули митрополит Киевский Антоний, архиепископы Волынский Евлогий, Кишиневский Анастасий (Грибановский), Минский Георгий (Ярошевич), Курский Феофан (Гаврилов), епископ Лубенский Серафим (Соболев) и другие архиереи, застигнутые гражданской войной на юге страны. Архиепископы Таврический Димитрий и Полтавский Феофан (Быстров), епископ Севастопольский Вениамин (Федченков) находились тогда в Крыму, до 1920 г. остававшемся под властью белых; на родине остались епископ Арсений (Смоленец) и престарелый Ставропольский архиепископ Агафодор (Преображенский; † 1919). Председатель Высшего временного церковного управления митрополит Новочеркасский и Донской Митрофан затворился в монастыре в Старочеркасске. 15 ноября Севастополь был взят красными. После поражения генерала Врангеля архиепископ Таврический Димитрий остался в России, а архиепископ Феофан (Быстров) и епископ Вениамин (Федченков), эмигрировали.    Главнокомандующие белых армий в своих приказах провозглашали, что возглавляемые ими войска сражаются за поруганную веру и за отмщение оскорблений церковных святынь. Но и среди белых офицеров большинство составляли люди, равнодушные к Церкви. Горькие строки о религиозно-нравственном состоянии Белой армии написаны митрополитом Вениамином (Федченковым), который на исходе гражданской войны возглавлял военное духовенство армии Врангеля: «Один полковник, командир танка, совершенно спокойно рассказывал, что он был ранен уже 14 раз, а завтра выйдет на сражение первым... Он был почти уверен, что погибнет. Действительно, после я узнал, что в его танк попал снаряд и он с другом сгорел в нем. И такие герои были почти везде! Но он в этот же вечер накануне смерти, совершенно открыто, почти цинично насмешливо заявил мне, что ничуть не верит в Бога. Бывшие тут с ним другие офицеры нимало не смутились его заявлением, будто и они так же думали. Я по новости пришел в ужас. Тогда чем же они отличаются от безбожников-большевиков? Выхожу на улицу. Встречается в военной форме солдат-мальчик лет 13—14. Были и такие. С кем-то отчаянно грубо разговаривает. И я слышу, как он самой площадной матерной бранью ругает и Бога, и Божию Матерь и всех святых! Я ушам своим не верю. Добровольцы, белые — и такое богохульство! Боже, неужели прав Рябушинский? Мы — белые большевики, мы погибаем!»

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010