Антисемитские взгляды не были чужды и проживавшему в Париже митрополиту Западно-Европейскому Серафиму (Лукьянову) 271 . Так в 1938 г. церковный староста Лондонского русского прихода Е.В. Саблин писал В.А. Маклакову: «Находится здесь митрополит Серафим. Старший сын великой княгини Ксении Александровны рассказывал мне, что Владыка сей навестил его мать и в разговоре коснулся вопроса о разрушении православных церквей в Польше, высказал предположение, что все это происходит потому, что предки папы римского были евреи. Иерарх сей высказал далее мнение, что архиепископ Кентерберийский в плену у масонов. Не пощадил он и митрополита Евлогия...» 272 При этом данные идеологические представления архиереев РПЦЗ, как правило, не переносились на конкретных евреев. В частности, в первой половине 1920-х гг. в сербском монастыре Петковице в составе русской части братии жил крещеный еврей Савелий Константинович Эфрон – один из составителей известной энциклопедии Брокгауза и Ефрона, перешедший в Православие из иудаизма уже в эмиграции. Его хорошо знали и уважали митрополит Антоний (Храповицкий) , архиепископ Феофан (Быстров) и будущий Сербский Патриарх Варнава, которым он сообщал о своих работах. Владыка Антоний помогал С.К. Эфрону материально, в частности, 20 мая 1924 г. он писал возглавлявшему русскую братию монастыря иеромонаху Амвросию (Курганову): «15 фр[анков] старцу Ефрону – купить молоко при сем прилагаю. Это последние оставшиеся у меня копейки». С.К. Эфрон скончался и был погребен в Петковице в середине 1920-х гг. 273 Необходимо указать, что отношение руководства Русской Православной Церкви за границей к нацистской Германии было неоднозначным и со временем претерпело некоторую эволюцию. Положение православных приходов в Германии после прихода там в 1933 г. к власти нацистской партии оказалось довольно сложным. При этом в стране шла борьба между евлогианами и представителями РПЦЗ, в юрисдикцию которой в 1934 г. перешла община висбаденской церкви. Когда митрополит Евлогий пригласил служить в Висбаден архиепископа Пантелеймона (Рожновского), Владыка Антоний в письме от 28 декабря отсоветовал архиепископу принять данное предложение: «Евлогия выпирают из Висбадена, ибо весь приход перешел в ведение Епископа Берлинского и Германского Тихона, а Евлогий, чтобы спасти свое положение, хочет Вас втянуть в эту кашу... Что касается организации Вами немецких служб, то это идея хорошая, но, к сожалению, остается только идеей. Пробовали мы все, но еще время не пришло. На немецкие службы усерднейше являлись опять тоже русские, а немцев не так-то просто залучить в Православную Церковь , а особенно теперь, когда Гитлеровщина обожествляется...»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако душевный мир необходимо отличать от мира духовного, то есть дара Божия. В одном из писем архиепископ Феофан (Быстров) написал: «Вы спрашиваете о мире душевном: приходит ли он совне или зависит от усилий самого человека и является своего рода искусством жить мирно? Нужно различать мир собственно душевный и мир духовный, благодатный. Благодатный мир есть дар Святого Духа, а мир душевный зависит от нас самих. В чем заключается в последнем случае умение или искусство жить мирно? На это ответ дает Спаситель: “Придите ко Мне… и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим” (Мф. 11: 28–29)… Скорби всегда более или менее нарушают мир душевный, но духовно-благодатного мира они не могут нарушить никогда. Поэтому о стяжании этого мира и необходимо нам заботиться в продолжение всей нашей земной жизни». Именно такой благодатный мир стяжал преподобный Антоний Великий. Обратимся к его житию, записанному святителем Афанасием Великим: «Около двадцати лет провел так Антоний, подвизаясь в уединении, никуда не выходя и все это время никем не видимый. После же, поскольку многие домогались и желали подражать его подвижнической жизни, какие-то знакомые его пришли и силою разломали и отворили дверь. Исходит Антоний, как таинник и богоносец из некоего святилища, и приходящим к нему показывается в первый раз из своей ограды. И они, увидев Антония, исполняются удивления, что тело его сохранило прежний вид, не утучнело от недостатка движения, не иссохло от постов и борьбы с демонами. Антоний был таким же, каким знали его до отшельничества. В душе его та же была чистота нрава; не был он скорбию подавлен, не пришел в восхищение от удовольствия, не предался ни смеху, ни грусти, не смутился, увидев толпу людей, не обрадовался, когда все стали его приветствовать, но пребыл равнодушным, потому что управлял им разум, и ничто не могло вывести его из обыкновенного естественного состояния». К сожалению, для простых мирян мир духовный (по сути, это бесстрастие) – состояние, практически недостижимое. Потому с врачом-психиатром Екатериной Николаевной Кулебякиной и руководителем Центра общинной педагогики «Спас» Игорем Константиновичем Лизуновым мы беседовали о том, как современному человеку сохранить мир душевный.

http://pravoslavie.ru/29272.html

2) Ввиду того что заграничное русское церковное управление увлекается в область политических выступлений, а с другой стороны, заграничные русские приходы уже поручены попечению проживающего в Германии высокопреосвященнейшего митрополита Евлогия, Высшее церковное управление за границей упразднить. 3) Священному Синоду иметь суждение о церковной ответственности некоторых духовных лиц за границей за их политические от имени Церкви выступления». Этот акт издан был перед самым арестом святителя Тихона, его издание было продиктовано прежде всего заботой о том, чтобы уберечь Русскую Церковь от новых ударов со стороны властей, предлогом для которых могли послужить акты зарубежного Собора. Получив этот указ, митрополит Антоний решил подчиниться ему, но большая часть членов ВЦУ склонялась к тому, чтобы не исполнять воли патриарха. 1 сентября 1922 г. в Карловцах состоялось заседание ВЦУ, на котором доклад об указе патриарха сделал секретарь ВЦУ Е. И. Махараблидзе. Он высказал ряд доводов против подчинения указу. Митрополит Евлогий заявил о недопустимости тона, которым ведется обсуждение указа Святейшего Патриарха. На следующий день в Карловцы из Константинополя прибыл архиепископ Анастасий, и 2 сентября 1922 г. там состоялся Архиерейский Собор, в котором участвовали митрополиты Антоний и Евлогий, архиепископы Анастасий и Феофан (Быстров) , епископы Черноморский Сергий (Королев) , Курский Феофан, Челябинский Гавриил (Чепур), бывший Екатеринославский Гермоген (Максимов) – управляющий приходами в Греции, Александровский Михаил, Царицынский Дамиан (Говоров), Севастопольский Вениамин и Лубенский Серафим (Соболев) – управляющий русскими приходами в Болгарии. Собор постановил выразить сыновнее послушание патриарху, упразднить ВЦУ, созвать Русский всезаграничный церковный Собор Русской Православной Церкви. На Соборе был образован Синод, которому впоследствии и передали все полномочия Высшего церковного управления. В Синод были избраны митрополиты Антоний и Евлогий, архиепископ Феофан, епископы Гавриил и Гермоген.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

«После разъяснений владыки Антония об искуплении, – пишет архиеп. Никон (Рклицкий) , – становится до очевидности ясным, что мы искуплены от греха, проклятия и смерти не потому, что Иуда предал Спасителя, а книжники, фарисеи, первосвященники и Пилат распяли Его и тем удовлетворили божественный гнев за первородный грех , а мы искуплены потому, что Господь по Своей Состраждущей любви к человеческому роду пожелал нас Искупить и Своей любовью воссоединил нас со Своей божественной жизнью» 885 . Такую точку зрения на догматическую теорию митр. Антония разделяли далеко не все иерархи Зарубежной Церкви. Особенно решительно критиковали ее архиеп. Серафим (Соболев) и архиеп. Феофан (Быстров) . Первый решительно настаивал на возвращении к юридической теории, второй рассуждал более изобретательно. Отмечая, что сущность теории митр. Антония «сводится к своеобразному учению об едином естестве человеческом, из которого он и старается развить все свое учение о спасении», Феофан пытается бить его учением преп. Иоанна Дамаскина о естестве – именно Иоанна Дамаскина , возвратиться к которому когда-то настойчиво призывал Антоний! 886 Но дело здесь все-таки в том, что вопрос усвоения подвига Спасителя, как бы он ни понимался (Голгофа, Гефсимания и т. д.), всегда упирается в одну главную проблему: сознательно или бессознательно, добровольно или принудительно этот подвиг усваивается. И поскольку одно из возможных решений означает магизм и бессмыслицу, то остается только второе, предполагающее свободное и сознательное следование Христу. Докетические и квазидокетические образы Его подвига, делающие человеческое начало в Нем пассивным орудием Божественного, могут вызывать, скорее, почитание, нежели стремление и готовность подражать. Возвышение же роли человеческого начала в Нем, добровольного и сознательного, предполагает аналогичное возвышение их роли в усвоении дела Христова. По мнению епископа Агафангела, «еп. Феофан, несмотря на свою большую образованность, по существу ни в чем не обличил митр. Антония, поскольку тот никогда не отрицал внешне описательного значения юридической трактовки и в известной степени не отказывал ей в разъяснительной пользе. То есть, принципиально митр. Антоний ее никак не отвергал, он лишь настойчиво указывал на отсутствие в латинских схоластических формулировках внутреннего содержания и призывал всех задуматься над этим содержанием». В итоге Синод Зарубежной Церкви «без всякой неприязни к вл. Феофану (что бы там ни говорили наши недоброжелатели) по просьбе самого митр. Антония, из-за того, что вокруг его мыслей возникает много споров, принял решение не рекомендовать предложенный владыкой Антонием Катехизис, оставив этот довольно деликатный вопрос на суд Поместного Собора» 887 … Митрополит Антоний и митрополит Сергий (Страгородский)

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/rus...

Киевский Антоний (Храповицкий) , его избрали почетным председателем ВВЦУ. По мере необходимости члены Управления собирались на сессии, длившиеся от 2 до 5 дней, всего состоялось 25 сессий. Первые заседания проходили в Екатеринодаре (5 июня - 6 июля 1919), затем в Новочеркасске (18-20 июля и 23-24 авг.), в Таганроге (7-10 авг.). В кон. декабря (по нек-рым данным, в янв. 1920) Управление переместилось в Новороссийск, а оттуда в Севастополь. Однако в своих епархиях остались председатель управления архиеп. Митрофан (Симашкевич), еп. Арсений (Смоленец). Эвакуировавшийся в Крым прот. А. Рождественский из-за болезни участия в работе ВВЦУ ЮВР не принимал. Митр. Антоний и прот. Г. Ломако уехали на Афон. В нач. апреля 1920 г. главнокомандующий Русской армией ген. П. Н. Врангель предложил архиеп. Таврическому и Симферопольскому Димитрию (Абашидзе) ввиду отъезда неск. членов ВВЦУ ЮВР «озаботиться в ближайшие дни изысканием способов устройства высшей церковной власти». 6 апр. состоялось совещание в составе архиеп. Димитрия, протопр. Г. Шавельского и бывш. Таврического губернатора, члена Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг. гр. Апраксина, к-рые решили пригласить в ВВЦУ ЮВР бывш. духовника царской семьи архиеп. Полтавского и Переяславского Феофана (Быстрова) , еп. Севастопольского, вик. Таврической и Симферопольской епархии Вениамина (Федченкова) , прот. С. Н. Булгакова и А. А. Салова. Т. о., в Крыму ВВЦУ ЮВР существовало в следующем составе: архиеп. Таврический Димитрий (председатель), архиеп. Полтавский Феофан (Быстров), протопр. Г. Шавельский, прот. С. Булгаков, Салов. После ухода Шавельского должность управляющего военным и морским духовенством (с титулом «епископ армии и флота») принял 31 марта 1920 г. еп. Севастопольский Вениамин (Федченков). Решением ВВЦУ ЮВР еп. Вениамину поручалось также представительство Церкви в правительстве ген. Врангеля. Помощником епископа был назначен прот. Г. Спасский. Митр. Антоний (Храповицкий) по приезде в Крым в кон. сентября стал председателем ВВЦУ ЮВР.

http://pravenc.ru/text/155428.html

В скором времени из разных уголков мира стали поступать ответы с поддержкой данного указа. «Благостнейшие Архипастыри Церкви Христовой, Русской Православной! — говорилось в одном из посланий. — Отзовитесь! Заявите о своем существовании тем вашим духовным чадам, которые как овцы без пастыря рассеяны ныне по различным местам Желаем, чтобы в великом рассеянии православная Русская Церковь была единым внутренно спаянным и руководимым своими архипастырями целым» 14 . Об организации русского Зарубежного ВЦУ в Константинополе митрополит Антоний (Храповицкий) сообщил Патриарху Тихону. Святейший, по его собственному признанию, дал Зарубежному церковному управлению свое благословение 15 , однако этот документ за границу не дошел и на него в эмиграции никогда не ссылались. Сам митрополит Антоний душой пребывал на Афоне. В течение нескольких месяцев он пытался добиться разрешения Константинополя удалиться на Святую Гору для монашеских подвигов. Положительного ответа архипастырь не дождался. Вместо этого митрополита пригласил к себе глава Сербской Церкви — Святейший Патриарх Димитрий. 16 февраля митрополит Антоний был командирован церковным управлением в Королевство сербов, хорватов и словенцев и остался там навсегда 16 . После отъезда митрополита председательство в ВЦУ перешло к архиепископу Анастасию (Грибановскому), которого иногда заменяли архиепископ Феофан (Быстров) и епископ Вениамин (Федченков) 17 . ВЦУ продолжало заниматься церковно-административными делами, прежде всего обеспечением нормальной церковной жизни русским беженцам. 8 апреля 1921 года был повторен указ о назначении архиепископа Евлогия (Георгиевского) в Западную Европу. В первый раз указ был издан ВЦУ еще в Крыму в октябре 1920 года, но до архиепископа Евлогия так и не дошел. Для решения проблем в Америке ВЦУ командировало туда митрополита Платона (Рождественского) 18 . Собирание души русской Была организована и пастырская деятельность. Епископ Царицынский Дамиан (Говоров), например, добился от городских властей передачи здания из 36 комнат, где был устроен «Русский дом». Здесь иерарх организовал интернат для осиротевших детей.

http://patriarchia.ru/db/text/5800995.ht...

28 .01(10.02).1928–11(24).08.1933: Серафим Мещеряков 11(24).08.1933–1934: Лев Черепанов 1935–1936: Антоний Романовский, в. у. 1936–1943: 14(27).09.1943–05.1945: Антоний Романовский 5 .1945–25.10(07.11).1962: Антоний Романовский, паки Ставропольская (на Средн. Волге) (обн.) 12(25).11.1923–1924: Александр Анисимов 1923–1927: Николай Соболев 1928–1932: Алексий Щербаков 1933–1937: Василий Виноградов Ставропольская (на Кавказе) (обн.) 20 .12(02.01).1923–05(18).04.1924: Алексий Марков 25 .01(07.02).1924–07(20).12.1924: Христофор Сокольский 1924–03(16).01.1925: Назарий Андреев 18 .02(03.03).1925–27.09(10.10).1925: Георгий Крашенинников 23 .10(05.11).1925–06(19).04.1926: Серапион Сперанцев 1926–26.03(08.04).1927: Иоанн Кушнев 1927–13(26).01.1928: Алексий Михайлов 08(21).02.1928–1929: Александр Филиппов 05(18).05.1930–1932: Николай Автономов 12 .1932–03.1935: Филипп Власов 1935–1935: Сергий Баженов 22 .11(05.12).1935–1945: Василий Кожин Сталинградская см. Волгоградская Сталинградская (григ.) 1925–1931: Тихон Русинов, в. у. 1927–: Смарагд Яблоков Серафим Поляков Сталинградская (обн.) 1922–1923: Модест Никитин 12(25).06.1924–27.11(10.12).1924: Димитрий Рождественский 03(16).06.1924–29.04(12.05).1925: Сергий Озерецковский, в. у. 19 .05(01.06).1925–29.09(12.10).1927; Иоанн Звездкин 1926(?)–21.01(03.02).1927: Сергий Добромыслов, в. у.(?) 09 .1926–10.1928: Константин Спасский 1928–1928: Илия Фокин 11(24).11.1928–11(24).05.1929: Алексий Марков 1929–1929: Алексий Покровский, в. у. 1930–1931: Алексий Златорунский 1931–1932: Василий Виноградов 22 .02(07.03).1932–01(14).08.1932: Михаил Орлинский 1932–1935: Илия Фокин, паки 03 .1935–16(29).10.1936: Александр Шубин 16(29).10.1936–24.12(01.06).1937: Георгий Константиновский, в. у. Сталинская (обн.) 1926–1928: Макарий Быстров 1929–01(14).12.1937: Иоаким Пухальский Станиславская см. Ивано-Франковская Старицкая 17(30).04.1912–07(20).09.1917: Арсений Смоленец 07(20).09.1917–09(22).04.1918: Иоанн Поммер 09(22).04.1918–1919: Серафим Александров 1920–12.1925; Петр Зверев

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Избегай сомнений, робости, вялости и нерешительности. Святой праведный Иоанн Кронштадтский Обличать ложь, высказанную малознакомым человеком, несложно. А если неправда, затрагивающая учение Церкви, исходит из уст твоего учителя? Или от человека, которому ты многим обязан? Согласитесь, ситуация неприятная. В этой ситуации оказался и владыка Серафим, когда два близких ему человека, два его наставника высказали идеи, с которыми не позволяла смириться его совесть. Одним из них был митрополит Антоний (Храповицкий) , другим – архиепископ Феофан (Быстров) . Высказаться или смолчать? Эта дилемма вставала перед архиепископом Серафимом неоднократно... Серьезным ударом по русскому богословию стали репрессии против Церкви со стороны атеистического государства. Разгром духовных учебных заведений привел к упадку богословской науки в России. На протяжении нескольких десятилетий русское богословие развивалось в эмиграции. И ошибки, возникающие в ходе богословских изысканий, также приходилось разбирать эмигрантам. Заблуждения проникли и в учение митрополита Антония (Храповицкого) об искупительной жертве Христа. Свой взгляд на искупление митрополит излагал еще в России, однако основные его труды на эту тему увидели свет в изгнании. Это были книги «Догмат искупления» (1917) и «Опыт Христианского катихизиса» (1924). Напомним, что вплоть до конца XIX в. русские богословы рассматривали искупление человечества Христом с юридических позиций. Эта теория состояла в следующем. Адам нанес Богу оскорбление. Как все понимают, одно и то же оскорбление, нанесенное царю или бездомному бродяге, будет иметь для человека самые разные последствия. Адам оскорбил Бесконечного Бога, а значит, и наказание делалось для человека бесконечным. Для выкупа или искупления человечества нужна была бесконечная жертва. Ее и принес Сын Божий. Теория эта нравилась не всем. Говорили, например, что она навеяна западным богословием. Среди критиков этой теории был и глава Русской Зарубежной Церкви митрополит Антоний. Этот иерарх не любил понятий «искупление», «оправдание», считал их римо-католическими, а потому предлагал свое понимание подвига Спасителя. В основу своего учения митрополит положил элемент пастырского богословия, а именно «сострадательную любовь» пастыря к пастве. Митрополит склонился к мысли, что соединение Христа с верующими тоже происходит через «сострадательную любовь». По мнению главы Русской Зарубежной Церкви, наивысшее состояние такой любви Христос испытал во время своей молитвы в Гефсиманском саду. Душевные муки Христа в Гефсимании и стали нашим искуплением. Страдания на Кресте для митрополита Антония оказались как бы заслоненными гефсиманским молением. Кроме того, о крестных, физических муках Спасителя митрополит Антоний рассуждал как о страданиях второстепенных, нужных, прежде всего, для того, «чтобы верующие оценили силу Его душевных страданий».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Протест против еретического толкования догмата Искупления митрополитом Антонием (Храповицким) и против решения Синода РПЦЗ, искажающего догмат О своем несогласии по вопросам догматики с митрополитом Антонием (Храповицким) архиепископ Феофан ничего никому не говорил. Но однако видно было, что в Синоде Русской Зарубежной Церкви что-то произошло, и по этой причине Владыка перестал ездить на заседания Синода в Сремские Карловцы. И только через много лет после кончины архиепископа Феофана открылась возможность познакомиться с частью его архива, и стала понятна сущность догматического несогласия его с митрополитом Антонием. Владыка Антоний, по его же выражению, сделал попытку «освободить богословскую науку, а равно и катехизис школьный от инославных наслоений» (Догмат Искупления. Ср. Карловцы, 1926, с. 1). Как будто бы благая цель. Но это «освобождение» касалось основного догмата веры Православной Церкви – догмата Искупления. Весь трагизм был в том, что митрополит Антоний дал свое собственное понимание этого догмата, невзирая на то, что это понимание совершенно чуждо учению Святых Отцов Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, хотя он и думал, что его учение «вполне согласуется со Священным Писанием и Церковным Преданием, а его кажущаяся новость заключается только в том, что оно излагает учение Церкви языком точных понятий в согласовании смысла разбираемого догмата с прочими важнейшими истинами веры» (Догмат Искупления, с. 58–59). До издания «Догмата Искупления» митрополит Антоний опубликовал в Югославии в 1924 году свой катехизис под названием «Опыт христианского православного катехизиса». В следующем году, 27 марта (9 апреля) 1925 года, Заграничный Синод выносит решение о замене «Пространного катехизиса» митрополита Филарета Московского «Опытом катехизиса» митрополита Антония (Храповицкого) в качестве учебника в русских школах за границей. Архиепископ Феофан (Быстров) и епископ Серафим (Соболев) опротестовали это решение Заграничного Синода, подав заявление в Заграничный Архиерейский Собор:

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Амвросий Подобедов 1799–1818. Архп. до 1801. Михаил Десницкий 1818–1821. Серафим Глаголевский 1821–1843. Антоний Рафальский 1843–1848. Никанор Клементьевский 1848–1856. Григорий Постников 1856–1860. Исидор Никольский 1860–1892. С.-Петербургские и Ладожские: Палладий Раев 1892–1898. Антоний Вадковский 1898. Нарвское викариатство, учр. в 1887 г. Епископы (в С.-Петербурге): Владимир Шимкович 1887–1890. Никандр Молчанов 1891–1895. Иоанн Кратиров 1895–1899. Никон Софийский 1899–1901. Иннокентий Беляев 1901–1903. Антонин Грановский 1903–1908. Никакдр Феноменов 1908. Ямбургское викариатство, учр. в. 1897 г. Епископы: Вениамин Муратовский 1897–1898. Борис Плотников 1899–1901. Сергий Страгородский 1901–1905. Сергий Тихомиров 1905–1908. Феофан Быстров 1909–1910. Георгий Ярошевский 1910. Гдовское викариатство, учр. в 1892 г. 47 Епископы (в С.-Петербурге) Николай Налимов 1892–1893. Назарий Кириллов 1893–1897. Вениамин Мураховский 1898–1901. Константин Булычев 1901–1904. Кирилл Смирнов 1904–1909. Вениамин Казанский 1910. Кронштадтское викариат., учр. в 1907 г. Епископы: Владимир Путята 1907 – 1911. Саратовская, учр. в 1828 г. Кафедра в Саратове Епископы Саратовские и Царицынские: Моисей Богданов-Платонов (Антипов) 1828–1832. Иаков Вечерков 1832–1847. Афанасий Дроздов 1847–1856. Иоанникий Горский 1856–1860. Евфимий Беликов 1860–1863. Иоанникий Руднев 1864–1873. Тихон Покровский 1873–1882. Павел Вильчанский 1882–1889. Авраамий Летницкий 1889–1893. Николай Налимов 1893–1899. Иоанн Кратиров 1899–1903. Гермоген Долгапев 1903. Вольское викариатство 48 . Епископы: Антоний Шокотов 1850. Никон Софийский 1898–1899. Гермоген Долганев 1900–1903. Палладий Добронравов 1903–1908. Досифей Протопопов 1909. Симбирская, учр. в 1832 г. Кафедра в Симбирске Епископы и Архиепископы Симбирские и Сызранские: Анатолий Максимович 1832–1842. Архп. Феодотий Озеров 1842–1858. Архп. с 1856. Евгений Сахаров-Платонов 1858–1874. Феоктист Попов 1874–1882. Варсонофий Охотин 1882–1895. Никандр Молчанов 1895–1904. Гурий Буртасовский 1904–1907.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010