Еще одно воспоминание. «Прага, 1932 год. Меня, четырехлетнюю Гульку, часто возили погостить с кем-нибудь из знакомых к родственникам в Пильзен. Ездили обычно на пассажирском поезде, который тащился четыре часа. В детстве я страдала «морской болезнью», и меня приходилось выводить из вагона на каждой станции – подышать. Пражские дамочки, намучившись с ребенком, которого всю дорогу мутило и тошнило, в конце концов наотрез отказались сопровождать меня. Случилось так, что меня в очередной раз надо было с кем-то отправить в Пильзен. Бабушка обратилась к отцу Исаакию с просьбой взять меня с собой, так как он ехал туда служить для русских прихожан. Разве мог отец Исаакий отказать?! Архимандрит Исаакий со своими крестниками Юрой и Женей Счастными (Щастными). Прага. 1935 г. И вот мы едем в вагоне третьего класса. Я сижу напротив отца Исаакия и разглядываю батюшку. Мне нравятся его длинные волнистые каштановые волосы и добрые глаза, которые ласково смотрят на меня. Мне совсем не страшно с этим человеком в необычном длинном черном платье. Он похож на «Боженьку» нашей иконы, и потому кажется знакомым и близким. Но вот подступает предательская тошнота. Я надуваю щеки и беспомощно гляжу на батюшку. Отец Исаакий быстро достает откуда-то апельсин и принимается чистить его перочинным ножичком, приговаривая при этом: «Был я когда-то молодым офицером, и была у меня боль-ша-а-ая сабля. А теперь у меня есть только ма-а-аленький перочинный ножик. На, скушай, дружок, и тебе станет легче!» Так, дольку за долькой, скармливал мне отец Исаакий, как только замечал, что мне становится плохо. За все четыре часа пути меня ни разу не пришлось выводить!» «Он всем выставлял самые лучшие отметки». Воспоминания Нины Миловидовой-Мейнхард «В Праге отец Исаакий преподавал детям Закон Божий в Профессорском доме в Дейвицах. Этот дом принадлежал организации русских профессоров, и во всех квартирах жили они со своими семьями. Там, в небольшом зале, так называемой «Сборовне», происходили занятия русской школы для детей, учившихся в иностранных школах и гимназиях. Дети – человек пятнадцать-двадцать – сидели вокруг большого стола, а во главе его – отец Исаакий. Мы вкратце проходили Ветхий Завет и более подробно Новый Завет. Отец Исаакий знакомил нас с жизнью Иисуса Христа, апостолов и святых. Я помню, как он рассказывал нам евангельские притчи, про двунадесятые и другие праздники, про богослужения. Вместе с ним мы заучивали наизусть молитвы. Уроки начинались и заканчивались пением молитвы. У отца Исаакия был замечательный голос. В церкви его службы проходили благолепно и вдохновенно. К сожалению, мы часто шалили на уроках, шумели и не слушали его объяснений. По своей доброте и мягкому характеру отец Исаакий нас не наказывал, но просил вести себя лучше. В конце четверти архимандрит Исаакий выставлял баллы каждому ученику. Я относила их в свою школу – французскую, которая находилась в этом же районе Праги. Он всем выставлял самые лучшие отметки, что повышало общую оценку успехов ученика».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Наверно, взгляд у меня был голодный, потому что хозяин уличного кафе на соседней улице стал зазывать меня в свое заведение. В надежде найти там что-нибудь съестное в пределах имеющейся у меня суммы, я зашел внутрь. Самый дешевый бутерброд стоил 15 шекелей, и мне пришлось сказать, что я «просто смотрю», — стыдно было признаться в том, что денег не хватает. Хозяин, видимо, понял ситуацию без слов. — Не обращай внимания на меню, сколько у тебя есть? — спросил он. Я, что называется, раскололся и все объяснил. — Давай сколько есть, садись, я сейчас все принесу. И действительно, через пару минут вынес добротный бутерброд с овощами, хумусом (паста из бобовых) и фалафелями (шариками из жареного хумуса). Я наелся и, совершенно утешенный, начал было благодарить милосердного трактирщика. Он же стал уговаривать меня взять в дорогу еще что-нибудь из холодильника с напитками. Сторговались на минералке, а от дополнительного бутерброда и сладких напитков мне кое-как удалось его отговорить. — Мне нечем вас отблагодарить, — сказал я ему, — но обещаю помолиться за вас и вашу семью. — Я мусульманин. — Ну и что, это не мешает мне за вас молиться. На том и разошлись, довольные друг другом. В самолете я читал «Житие и хождение Даниила, русской земли игумена» — сочинение первого русского паломника на святой земле. Там были и такие строки: «Многие добрые люди находятся дома и своими помыслами, милостыней и добрыми делами достигают мест святых и большое вознаграждение принимают от Бога, они будто бы посетили эти святые места. Многие же посетившие святые места и святой град Иерусалим, возгордились этим, как будто нечто доброе сотворили, и этим погубили усилия своего труда, из них первый я». Кирилл Миловидов Читайте также: За благодатным огнем. Часть 1. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/shest-lic-odnogo-gorod...

814 Надежды на обновление мира или настоящего порядка естественным образом питают сторонники теории эволюции, прогресса. Как все в природе и истории, утверждают они, переходят от низшего состояния к высшему, от несовершенного к более совершенному, так и земля идет к лучшему порядку вещей сама собою, совокупным действием сил природы, без всякой посторонней помощи, человеческого вмешательства. Позитивисты, разделяя тоже воззрение, возлагают при этом много надежд на науку. На умственное развитие человечества. Наука будто бы создаст счастье человеческое на земле: открытия и изобретения, постоянные усовершенствования в области техники помогут человеку покорить пока непокорную природу. Астрономия с вспомогательными науками оградит земледельца от неурожаев и уничтожения урожаев стихийнами бедствиями, медицына – от эпидемий и вообще болезней, не охранит разве лишь от смерти и т.п. Но подобный оптимизм есть не более, как pia desideria, не только не имеющий опоры в дествительности. Но и решительно опровергаемый господствующими в природе явлениями зла и нестороений, пред которыми ничтожна всякая наука. 816 Иустинмуч. свидетельствует: «И Сивилла и Истасп говорили, что тленные вещи будут истреблены огнем. А т.н. стоические философы утверждают, что и Сам Бог разрешится в огонь, и после такой перемены, говорят, снова произойдет мир». Аполог. 1. 20; сн. Афинаг. Прош. О христ. 1; Ориг . Прот. Цельса, V, 15, 20. О кончине мира говорят и древние поэты, напр. Овидий (Metam. lib. 1, 256). О Гераклите см. у Плутарха (Plac. Philos. 1, 3) и Аристотеля (Met. 1, 3), о Сенеке – Lib. ad Marcium, CXXVI. 817 К таким же заключениям (возможности образования нового мира) приходят и другие ученые, держащиеся теории равномерного распределения теплоты: Balfour-Stervart u Robert. См. в указ. ст. Миловидова . Конец мира. 356–357 стр. 818 Главнейшие возражения против этих гипотез с точки зрения естествознания приведены в указанных ст. о кончине мира проф. Глаголева и Мцловидова. 821 Образ взят от царя-судии, окруженного советниками-сановниками, помогающими ему в деле суда и управления, как бы его орудиями. «Сядете и вы на двенадцати престолах. Ужели в самом деле сядут, как говорит Господь? Нет Но под образом сидения означается только преимущество чести». Блаж. Феофилакта. Благовестник.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Ангельские трубы аппаратов ИВЛ 11.21. Оказывается, эти небольшие сочлененные помещения блоков и считаются палатами. В каждой по четыре — восемь коек, современное медицинское оборудование и бесчисленные штабеля бутылок с питьевой водой — на тумбочках, на полочках, на простенках, на перегородках между палатами. В туалет ходячим пациентам приходится отправляться за пределы блока: так был в свое время сконструирован 75-й павильон, и его инженерию враз не переделаешь. А персоналу туда и наведываться особого смысла нет: нарушать герметичность костюма строжайше запрещается. Медработников недостает, некоторые вынуждены выходить в «длинные» 12-часовые смены, и, чтобы не тратить по часу на прохождение через санитарный шлюз туда и обратно, иногда они проводят дежурство в памперсах. Смены волонтеров, конечно, короче, да от них никто таких подвигов и не ждет. «Но среди добровольцев попадаются настоящие энтузиасты — например, 30-летний программист Кирилл Миловидов, у которого уже трое собственных детей, — рассказывает отец Георгий. — После пятичасового дежурства он выходит наружу, обедает, потом облачается в свежий спецкостюм и заходит еще на пять часов. Настоящий подвижник, который помог, между прочим, воссоединиться " загремевшему " сюда австралийцу (работающему в Москве и говорящему только по-английски) с его женой. Мобильные телефоны пациентам в тяжелом состоянии запрещены, адрес домашний он толком объяснить не мог, полицейские его английского не понимали. В общем, разобрался только Кирилл, а то супруга иностранца уже сбилась с ног в поисках мужа. Теперь тот пациент давно " на свободе " ...» 12.06. Первая сегодня причастница — московская пенсионерка Мэри Шмаль (так написано на этикетке в ногах) — тихо разговаривает со священником и принимает Святое Причастие. От общения с журналистами отказывается: говорить тяжеловато. «Мэри Васильевна, духовное чадо протоиерея Валентина Асмуса, стала, как мы между собой шутим, постоянной прихожанкой госпиталя: причащается по два-три раза в неделю, то есть фактически с каждым приходом священнослужителя, — поясняет отец Георгий. — Поэтому исповеди вы, быть может, и не заметили, хотя она прошла — только совсем короткая».

http://pravoslavie.ru/141062.html

Перед началом богослужения священник выходит из алтаря, становится перед царскими вратами и совершает «семипоклонный начал». Это специальная молитва, «подготовительная». Она словно настраивает нас внутренне, призывает собраться. Сохранились обычаи совершать эту молитву перед выходом из дома и после возвращения с соборной молитвы, в самых крайних случаях ею заменяют утреннее и вечернее правила. Вот ее слова: Боже, милостив буди ми, грешному! (Поклон поясной.) Создавый мя, Господи, и помилуй мя! (Поклон поясной.) Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя, грешнаго! (Поклон поясной.) Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородице, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и Славнейшую воистину Серафим, без истления Бога Слова рождьшую, сущую Богородицу, Тя величаем. (Поклон всегда земной.) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу! (Поклон поясной.) И ныне и присно и во веки веком, аминь! (Поклон поясной.) Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, благослови. (Поклон поясной.) Господи Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, и святаго Ангела моего хранителя, и всех ради святых, помилуй и спаси мя грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь. (Поклон земной, без крестного знамения.) На единоверческой службе в Успенском соборе Московского кремля. Фото: К. Миловидов/nsad.ru После отпуста «Господи Исусе Христе…» совершается еще три поясных поклона с молитвой «Боже, милостив…». В храме стоят со сложенными на груди руками: это символизирует сложение крыльев ангелов, предстоящих Престолу Божию Если вы вдруг пришли в храм к единоверцам позже начала службы, «начал» стоит положить самостоятельно, а затем аккуратно встать на свободное место и приступить к соборной молитве. Здесь же заметим, что прихожане в храме стоят со сложенными на груди руками. По святоотеческим толкованиям, такое положение рук символизирует сложение крыльев ангелов, предстоящих Престолу Божию. А вы, к приятному удивлению для себя, заметите, что долгую службу в этом положении выстоять гораздо проще.

http://pravoslavie.ru/103920.html

Генеральный директор президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов рассказал участникам стажировки о возможностях грантовой поддержки творческих проектов, новых форматах медиа-продуктов, разобрал наиболее частые ошибки при написании грантовых заявок. Президентский фонд культурных инициатив был создан по инициативе президента Российской Федерации В.В. Путина, обнародованной 21 апреля с.г. в рамках послания Федеральному собранию. Общий фонд грантового конкурса — около 4 миллиардов рублей. Эти средства распределяются среди авторов креативных проектов. Специальный корреспондент издательского дома «Коммерсант» Ольга Алленова рассказала о том, какие темы могут быть интересны газете «Коммерсант» в социальной сфере, и привела успешные примеры взаимодействия с социальными проектами. Мастер-класс по написанию пресс-релизов и работе с новостями провели корреспонденты МИА «Россия сегодня» Павел Скрыльников и Артем Буденный. Директор по фандрайзингу православной службы помощи «Милосердие» Владлена Калашникова рассказала об использовании информационных ресурсов для привлечения средств. О формировании сообщества вокруг социального проекта и таргетированной рекламе рассказала директор по фандрайзингу и связям с общественностью «Дома слепоглухих в Пучково» Эльвира Парфенова. Опытом проведения мероприятий и взаимодействия с известными людьми поделилась руководитель отдела по связям с общественностью больницы святителя Алексия Нина Миловидова. Участники стажировки также посетили церковные социальные проекты Москвы и Московской области: Свято-Спиридоньевскую богадельню, «Ангар спасения» для бездомных, Центр гуманитарной помощи православной службы «Милосердие», встретились с директором «Дома для мамы» православной службы «Милосердие», руководителем направления профилактики абортов Синодального отдела по благотворительности Марией Студеникиной. Также участники стажировки посетили «Дом слепоглухих» в Пучково — первый в России центр сопровождаемого проживания слепоглухих людей. Кроме того, в ходе стажировки участники представили собственные успешные практики в сфере коммуникации.

http://pravoslavie.ru/143240.html

– Скажите, этой историей вы делились со своими друзьями из школы? – С некоторыми делился. – Какое было отношение? – Нормальное. Ну, – говорят, – тебе повезло. Да, приехал в Семинарию, познакомились с ребятами. Многие ребята с неоконченным институтом, со средней школой. Уровень высокий образования, – и я немного себя чувствовал стесненно – с семилеткой. А потом так вспомнил наставления отца Иакова и родителей своих: не унывать ни при каких обстоятельствах. Сдал я вступительные экзамены, по списку смотрел – двадцатым человеком, но не последним. – Там был конкурс, насколько я знаю. – Конкурс был. – То есть, в те годы был конкурс в Духовную семинарию? – Да, заявлений подано было триста пятьдесят, а принимать Совет по делам религии Совета министров разрешал только до сорока пяти. И я двадцатым по списку сдал экзамены и продолжал учиться. Чувствую слабую подготовку семилетнего образования. А положение в Семинарии таково было: в первое полугодие надо написать три сочинения и сдать. Во втором полугодии то же самое – три сочинения и сдать. Профессорско–преподавательский состав читали эти сочинения и давали внутреннюю оценку успеваемости, грамотности воспитанника. Я написал первое сочинение на три с минусом, сложное сочинение было. – А какие темы вообще были? – Темы разные, на Библейскую тему и на литературную тему – о Гоголе, помню, о его мировоззрении, о Достоевском. И ко мне подходит Миловидов Николай Иванович, это бывший профессорский стипендиат 1913 года Московской Духовной академии, Николай. У меня вся история с Николаем. «Ты чего, Сережа, плачешь?» Я говорю: «Вот получил три с минусом, меня, наверное, отчислят за малую успеваемость». Погладил меня по головке, говорит: «Ты усердный юноша. Вот что я тебе скажу, ты выполняй». Дает мне Чехова: «Читай Чехова каждый день. И заведи тетрадь, и по три–четыре листа переписывай. Выработаешь почерк грамотный. И обращай внимание на запятые, на двоеточия: на стилистику и орфографию». Я думаю: ладно. Я принял это наставление и точно выполнял. И сказал: «Священное Писание читай каждый день», я каждый день читал. И уже к концу года я написал три сочинения на четверки. И так пошло, пошло.

http://pravmir.ru/protoierej-sergij-suzd...

И еще один такой знаменательный для меня момент был. Отец мой очень был бедный, – одиннадцать человек. Он меня отправил в простом пиджачке, брюках, самых бедных. И вот наступает октябрь месяц, и холодно. А я так в саду в Семинарии ежился от холода. А из окна напротив инспектор сидел и видел меня. И послал помощника: позови его сюда. Он подходит ко мне: «Суздальцев, к инспектору!» Докусов Николай Петрович. А заместитель его, помощник – Бойцов Николай Васильевич. Я прихожу: «Ты чего так дрожишь, чего так бедно одет?» Я, конечно, со слезами на глазах рассказал историю, какая семья. На войне пять братьев было, отец бедный, в долгу, еще занимал во время войны, чтобы прокормить пятерых–шестерых… Он говорит помощнику, этому Николаю Васильевичу Бойцову: «Дай ему денег, чтобы он завтра поехал, купил: оделся и обулся по–человечески». На второй день я прихожу, он мне дает большую сумму, я поехал в Москву. Купил всего: и туфли, и галстук, и белые рубашки, пиджак, теплую одежду, шапку. На человека стал похож. Это все первый класс. И первый класс еще знаете, как увенчался, – таким радостным приятным событием. Был такой Константин Владимирович Нечаев, впоследствии митрополит Питирим. Он был старшим иподиаконом у Патриарха Алексия Первого. Патриарх Алексий Первый – это святой человек. И он меня вводит в состав иподиаконов 18 декабря 1951 года. Ну, конечно, я так обалдел от радости: состав какой, там все парни… И все пошло, пошло. Заканчиваю второй класс, и опять под Николу, 18–го прихожу на службу, и как-то захромал. А у меня получилось сильное обострение, колено. Патриарх сидел в кресле. Заметил меня: «Сережа, подойди сюда, пожалуйста. Ты чего хромаешь?» «Ваше Святейшество, обострение у меня коленного сустава, болят, сильно хромаю». Он подзывает: «Данила Андреевич, иди–ка сюда. Дай ему завтра денег, чтобы он поехал на мацестинские ванны, подлечился и больше никогда не хромал». Прихожу, он мне дает конверт, там было 12 тысяч, больше. Мне хватило на билеты, на гостиницу и на мацестинские ванны. Я сразу поехал в Сочи, в Адлер, все… Значит, это декабрь месяц. А уже проходит некоторое время, и я прихожу в воскресный день. Патриарх служит. И я на коленях ползу к нему. Ползу на коленях. Он благословляет меня, я целую ему руки. Встаю, говорю: «Ваше Святейшество, – со слезами на глазах, – святейшее спасибо, я теперь не хромаю». Он благословляет меня, так по головке погладил: «Молись и учись хорошо!» Вот это событие настолько меня вдохновило и укрепило. Я получил, знаете, какой-то духовный сильный импульс от Святого Патриарха Алексия Первого. И вот с этим высоким духовным импульсом я по сей день. Ничто меня не соблазняет, ничто меня не соблазняло. И какие пути дальше? До четвертого класса я дошел, все благополучно. Вышел на дополнительную стипендию, все благодаря Николаю Ивановичу Миловидову, профессору.

http://pravmir.ru/protoierej-sergij-suzd...

В минуту смерти упомянутой Анны Сухаревой комната и находящееся в ней имущество (кроме денег и ценных бумаг) становятся бесплатно собственностью основанного мною вакуфа, и ее наследники лишаются изъявлять на них какое бы то ни было право. – В случае же моей смерти, все мои права на них немедленно и бесплатно переходят к г. начальнику Русской Духовной Миссии, согласно моему вакуфному акту. – Все недоразумения и споры должны быть решаемы русскою властью. Иерусалим, 8 августа 1900 г. Мария Миловидова. Я, нижеподписавшаяся, заявляю, что я приняла все означенные условия и подтверждаю, что лишаю моих наследников права изъявлять какие бы то ни было притязания на упомянутую комнату и находящееся в ней имущество. – Иерусалим, 8 августа 1900 г. Анна Сухарева Российское генеральное консульство в Иерусалиме сим удостоверяет, с приложением казенной печати, своеручность предстоящих подписей, сделанных лицами, лично генеральному консульству известными и имеющими правоспособность к совершению актов. – Иерусалим, 8 августа 1900 года. Архив РДМ, п. 78, д. 1518. На 2 л. 622. Донесение генерального консула в Иерусалиме А.Г. Яковлева обер-прокурору Св. Синода К.П. Победоносцеву Иерусалим 10 августа 1900 г. Копия О недвижимости г. Миловидовой, обращенной в вакуф, о предназначении части ее для русского Дома Трудолюбия и об условиях ее будущего существования Я заметил, что многие из наших паломниц (в особенности из числа молодых), издержав здесь деньги, или начинали писать в Россию письма и выманивать пожертвования для себя и для духовенства, или же прибегали к совершенно нечестному труду. Остановить это было возможно только посредством доставления им другого способа зарабатывать себе деньги. Другими словами, надо было устроить нечто вроде Дома Трудолюбия. Узнав об этом, одна из почтенных здешних русских паломниц предложила мне выполнить этот план, и в июле прошлого года купила за 50000 франков участок в 2490 кв. метров с большим домом, около которого она вскоре затем выстроила еще несколько комнат. Эта недвижимость находится вне стен Святого Града, но на очень хорошем месте (против нашего Вениаминовского Приюта). За невозможностью удовлетворить просьбы г. Миловидовой закрепить недвижимость посредством записи ее на чье-либо имя, я посоветовал ей обратить эту недвижимость в вакуф. Благодаря императорскому посольству вакуфный акт, составленный здесь, был утвержден в Константинополе. Об этом здесь была сделана местной властью надлежащая отметка на купчей крепости г-жи Миловидовой. Таким образом, ныне вакуфный акт имеет полную силу. Цель и условия его существования Ваше Высокопревосходительство благоволите усмотреть из прилагаемого при сем его перевода.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В рубрике «Искусство» титулованный искусствовед Лев Миловидов (Москва) рассказывает в статье «Славный юбилей известного объединения художников» о новой книге, точнее о красочном, иллюстрированном художественном альбоме, посвященном творчеству художников объединения «Русский Север», отмечающему 45-летие. Правда, корни объединения уходят в XIX век, объединение было зарегистрировано в 1896 г., в революцию закрыто, а через десятилетия возрождено. Эта судьба – еще одно подтверждение промыслительности русской истории и крепости русской жизни, каким бы смертельным испытаниям они ни подвергались. И новый выпуск журнала «Родная Ладога» - один из кирпичиков этой крепости. NB . По прежнему адресу – роднаяладога.рф – работает обновленный сайт журнала. Приглашаем на сайт читателей и писателей. Валентина Валентиновна Ефимовская, заместитель главного редактора журнала «Родная Ладога», член Союза писателей России Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/14/ru...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010