И все-таки главным итогом деятельности матушки Антонии является та любовь, которую она снискала отнюдь не только в своей общине (из которой, кстати, вышло множество игумений, возглавивших обители по всей державе ), но и, без преувеличения, у всего народа Божия. Когда 5 октября 1897 года матушка преставилась ко Господу, к ее гробу на прощание пришла вся православная Москва, ехали люди и из других городов, государств. Митрополит, читавший Евангелие над телом почившей, не смог сдержать слез, как плакали и многие из собравшихся.      За советами к матушке, как уже умудренной опытом старице, обращались и духовенство, и миряне. Она поддерживала дружественные отношения и состояла в переписке со многими выдающимися церковными деятелями своего времени, такими как Патриарх Иерусалимский Никодим (Цинцонис), митрополит Сербский Михаил (Йованович), архиепископ Ярославский Леонид (Краснопевков), митрополит Киевский Платон (Городецкий), архиепископ Литовский Алексий (Лавров-Платонов) и др. Многие из близких ей подвижников впоследствии были прославлены Церковью в лике святых – святители Филарет Московский и Игнатий (Брянчанинов), преподобные Антоний Радонежский и Аристоклий Афонский, святой равноапостольный Николай Японский, святой праведный Иоанн Кронштадтский. Вечная память матушке Антонии. Ее молитвами Всемилостивый Спас да укрепит и нынешних делателей на ниве Божией. Фотографии Ольги Орловой и из архива монастыря  В 1842 году в Бородинской обители возвели каменную колокольню; еще через пять лет (тогда строительство велось медленнее) два двухэтажных каменных корпуса для трапезы, кухни и монашеских келий; еще через четыре года заложили новый собор во имя Владимирской иконы Божией Матери – во всех этих постройках сестра Антония (Троилина) принимала самое деятельное участие.  Среди вышедших из Алексеевского монастыря игумений – первая настоятельница Спасо-Вознесенского Елеонского монастыря в Иерусалиме монахиня Евпраксия (Миловидова) и ее родная сестра монахиня Евтихия (Миловидова), ставшая настоятельницей Троицкого Александро-Невского монастыря в селе Акатове; а также настоятельницы московского Никитского монастыря игумения Паисия (Плотникова) и Агнесса (Любимова), московского Зачатьевского монастыря игумения Валентина (Боронина), Полоцкого Спасо-Ефросиньевского монастыря игумения Олимпиада (Алпатова), Минского Спасо-Преображенского монастыря игумения Корнилия и др.

http://pravoslavie.ru/143290.html

Все предметы церковного обихода и облачения духовенства монастыря были выполнены в мастерских обители. Работы сестер передавались в дар в различные храмы и обители, в т. ч. в Троице-Сергиеву лавру, Киево-Печерскую лавру, Саввин Сторожевский в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь . Изделия монастырских мастериц посылались на Афон и Св. землю, в Сербию и Японию. Произведения, выполненные в монастырской мастерской, подносились в качестве подарков церковным иерархам, как русским, так и зарубежным. Работы мастерских М. А. м. были представлены и на художественных выставках. Изделия монахинь получили почетный отзыв и медаль на Всемирной Колумбовой выставке 1893 г. в Чикаго, диплом Всемирной выставки в Париже в 1900 г. Мастериц обители часто привлекали к выполнению гос. заказов. Так, в 1896 г. вышивки для церемонии коронации имп. Николая II были выполнены в т. ч. и монахинями М. А. м. (орлы для царского места в тронном зале, плафон коронационного балдахина). При участии М. А. м. по заказу вел. кнг. Елисаветы Феодоровны была выполнена пелена для гробницы вел. кн. Сергея Александровича по рисунку В. М. Васнецова . В 1913-1914 гг. мастерицами мон-ря во главе с игум. Сергией (Смирновой) были вышиты мантия и епитрахиль на мощи патриарха Московского и всея Руси сщмч. Ермогена . Неск. работ, выполненных в монастырской мастерской, хранятся в Музеях Московского Кремля. Высокий уровень духовной жизни сестер позволил М. А. м. стать школой буд. игумений. Среди них основательница виленского Марие-Магдалинского жен. мон-ря (см. Вильнюсский во имя равноапостольной Марии Магдалины женский монастырь ) игум. Флавиана (Попова) и ее преемница игум. Антония (Золотарёва), а также 1-я настоятельница Елеонского Вознесенского русского женского монастыря в Иерусалиме мон. Евпраксия (Миловидова). Родная сестра мон. Евпраксии - мон. Евтихия (А. В. Миловидова) - стала настоятельницей Александро-Невского Троицкого мон-ря в с. Акатове. Из М. А. м. вышли настоятельница московского Никитского мон-ря игум.

http://pravenc.ru/text/2564218.html

В общении с народом священник был прост, он отчетливо и ясно объяснял верующим прочитанное из Евангелия . Во время исповеди он для каждого был любящим отцом, переживая нужды и горести каждого, как свои собственные. Бывало, оставаясь в храме, он плакал, стоя на коленях перед престолом. Уходя рано утром на службу, он по окончании богослужения шел исполнять требы, и домашним редко когда удавалось уговорить его зайти домой пообедать, а приходил он домой поздно вечером. Он служил и исполнял требы даже тогда, когда бывал болен. Особенно он любил крестить и крестил всех в речке. В службе помогали его родные дети: сын Константин звонил, дочь Нина готовила запивку для причастников, бегая за кипятком домой. Священник Димитрий Миловидов с супругой Антониной Алексеевной и детьми В большие праздники, когда в храм сходилось много народа, отец Димитрий давал в своем доме приют всем, кто оставался без ночлега, а неимущим никогда не отказывал в милостыне. В селе священник обучал детей Закону Божию, а тех, кто проявлял музыкальную одаренность, — церковному пению. Кроме того, Господь наделил его врачебными талантами, и он собирал травы и пользовал приготовленными из них лекарствами больных. До 1930 года у отца Димитрия было свое хозяйство. Он сам пахал, косил, убирал урожай. Он вообще много трудился. В его семье приютили молодую женщину (ее не признали богатые родственники отца ее ребенка), и ее ребенок рос вместе в детьми батюшки. В первый раз священник был арестован в 1930 году по ст. 61 УК РСФСР - " неисполнение государственных повинностей " и приговорен к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере, несмотря на то что по закону он мог быть приговорен к сроку, не превышающему двух лет. Отец Димитрий был выслан в Красноярский край, но власти все же разобрались в незаконности его осуждения на столь длительный срок, и в 1933 году он был освобожден и вернулся в родное село, где снова стал служить в Троицком храме . К тому времени у него отобрали дом и имущество. К этому времени обстановка в селе изменилась — устрашенные угрозами преследований, люди стали бояться приходить в храм, и за службами, бывало, молилось всего лишь несколько человек, а иногда и никого не было, но отец Димитрий все равно совершал богослужения, говоря: " Это мой дом, я священник, я должен служить и молиться " . Храм не отапливался, но отец Димитрий, одеваясь потеплее, служил зимой в любую погоду. Со временем жители села, завидев на улице священника, старались обойти его стороной, а некоторые и открыто высказывали свое пренебрежительное к нему отношение. Представители местных властей все чаще стали приходить к священнику домой и настойчиво предлагать оставить служение в церкви и уехать, но священник отказался последовать их пожеланиям.

http://drevo-info.ru/articles/5749.html

Отца Парфения отличала «скороговорная великорусская речь», он постепенно овладел и арабским языком, для общения на нем с населением арабской деревни Атур, где находится монастырь, и с арабскими рабочими-строителями. Он знал заветное желание своего покойного старца Антонина – устроить на Елеонской горе мужскую обитель, однако вот именно мужчины почему-то на ней не приживались. Начальник миссии архимандрит Леонид Сенцов (1868–1918) принял решение основать здесь не мужскую, а женскую обитель, о которой мечтал и сам отец Парфений. В 1906 году женская община была утверждена Святейшим Синодом, и ее открытие состоялось 12 августа того же года, в день рождения архимандрита Антонина (2, с.30). Отец Парфений был назначен игуменом, а настоятельницей стала монахиня Евпраксия, в миру Мария Миловидова, прибывшая в 1880 году из Москвы в Иерусалим – годом позже отца Парфения (2,с.30). Число насельниц при них увеличилось от полутора десятков человек до сотни. По воспоминаниям современников, службы, совершаемые отцом Парфением, «были исполнены благоговейной простоты и полного душевного единения в молитве со своей паствою». После завершения строительства соборного храма отец Парфений стал его единственным священнослужителем, проводившим в нем богослужения два раза в неделю (по четвергам и воскресениям), а также по праздникам. В 1886 году иеромонах Парфений был награжден Блаженнейшим Никодимом, Патриархом Иерусалимским и всея Палестины, золотым наперсным крестом на красной ленте (2, с.20), который был украден при его убийстве. Однако жизнь на Елеоне отца Парфения не всегда была безоблачной и «сладкой». После кончины отца Антонина Капустина пришедший ему на смену архимандрит Рафаил из ревности косо глядел на отца Парфения, у которого была большая популярность среди русских паломников, присылавших ему для Елеонского храма крупные денежные пожертвования и разные ценности. Появились завистливые и недоброжелательные взгляды и в среде других членов Миссии, злословивших и клеветавших на своего собрата. В ответ на эти несправедливые оговоры отец Парфений решил навсегда оставить свою келию в здании Миссии в Иерусалиме и переселился в странноприимное здание на Елеоне. С тех пор в Миссии, где ему было положено получать жалование, он не появлялся по нескольку месяцев. Кроме того, в глубине территории на древних развалинах отец Парфений устроил себе место для уединения и молитвы (см. фото), которое сохранилось и до настоящего времени.

http://bogoslov.ru/article/1383294

В эпитафии на плите, хранящейся в музее Е. м., тоже встречается имя Феодосии, но оно относится к др. лицу и датируется 592 г. (Там же. С. 29, 59). Е. С. Лукьянова, изучавшая елеонскую археологию в 1929-1937 гг., обобщила результаты исследования в виде стройной концепции, согласно к-рой почти все находки архим. Антонина являются фрагментами единого архитектурного памятника времени равноап. Константина I Великого - Елеоны (см. ст. Елеонская гора ). По мнению исследовательницы, это была огромная базилика, сопоставимая по размерам и отчасти по архитектурным особенностям с базиликой Рождества Христова в Вифлееме. Оспаривая наиболее распространенное среди археологов убеждение, что остатки Елеоны следует отождествлять с фундаментами гораздо более скромного по размерам строения на месте кармелитского мон-ря Pater Noster, Лукьянова попыталась реконструировать план базилики времен равноап. Константина, полностью вписав его в территорию Е. м., действительно весьма близко подступающую с востока к Имвомону - месту Вознесения Господня ( Loukianoff. 1939. P. 38-41). Руины на кармелитском участке принадлежат, по ее мнению, мон-рю прп. Мелании Римляныни Старшей (Ibid. Р. 37). Пока эта гипотеза не нашла подтверждений. В 1895 г., после смерти архим. Антонина, Я. Е. Халеби по просьбе нового начальника РДМ архим. Рафаила (Трухина) купил на его деньги на Елеоне участок размером в 4 дунама (0,4 га), граничащий с участками архим. Антонина, и т. о. округлил владения Е. м. ( Никодим (Ротов). 1997. С. 307). После решения Святейшего Синода о превращении жен. общежития на Елеонской горе в жен. общину и получения благословения от Иерусалимского Патриарха Дамиана 12 авг. 1906 г. (в день рождения архим. Антонина) состоялось открытие общины. Игуменом был назначен о. Парфений (Нарциссов), настоятельницей (старшей сестрой) - мон. Евпраксия (Миловидова), бывшая послушница московского Алексиевского мон-ря. Приехав в 1880 г. в Иерусалим для поклонения св. местам, она долго жила в различных греч. мон-рях, пока, познакомившись с архим.

http://pravenc.ru/text/189769.html

8) Денег у меня по смерти не искать, так как по обету иноческой нестяжательности я их не собирал и не сберегал, а какие имел, те употреблял на текущие нужды, на пособие родным и нищим и другие дела благотворения. 9) Погребением моим предоставляю распорядиться Преосвященному Павлу, викарию казанскому, по его непосредственному усмотрению, для чего ему переданы из сбережённых мною от расходов полторы тысячи рублей серебром. 10) Полученное мною за последнее время жалованье из штатной и неокладной сумм архиерейского дома, сколько его останется по день моей смерти, отдать тому же о. протоиерею калужской воскресенской церкви Александру Ивановичу Ростиславову для передачи упомянутым в 6-м пункте моим родным. 11) Покой мой до сорока дней после смерти прошу предоставить в распоряжение Преосвященному викарию для исполнения выраженной ему лично и письменно моей воли. 12) Выполнение всего прописанного в сем завещании предоставляю Преосвященному Павлу, викарию казанскому, при посредстве ключаря кафедрального собора о. протоиерея Петра Миловидова, о. эконома архиерейского дома игумена Александра и келейного моего иеромонаха о. Иоанна. Заключаю сие моё духовное завещание молитвенными словами св. Церкви: “Величая величаю Тя, Господи, яко призрел еси на смирение мое и спасл еси от нужд душу мою. И ныне, Владыко, да покрыет мя рука Твоя, и да приидет на мя милость Твоя. Милостив буди ми, Владыко, и да приимут душу мою ангели Твои светлии. Даждь славу имени Твоему святому и на Божественном твоём судилищи неосужденну предстати ми и буди ми Спас и Заступник. Помилуй, Господи, душу мою и чисту ю покаянием и исповеданием приими. Яко благословен еси во веки веков. Аминь.” Смиренный Антоний, архиепископ казанский и свияжский. 5-го июля 1878 года. При составлении сего духовного завещания находились: свияжского богородицкого монастыря настоятель, архимандрит Ювеналий, казанский губернатор, Тайный Советник Николай Яковлевич Скарятин, ректор казанской духовной академии, протоиерей Александр Поликарпов Владимирский. – Писал сие духовное завещание за болезнию Преосвященного секретарь Его Высокопреосвященства Гурий Воздвиженский.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

25 октября 1926 г. в Симский завод был приглашен на престольный праздник епископ Усть-Катавский Антоний (Миловидов) , который говорил проповедь на всенощной о пришествии антихриста и о последнем времени и кончине мира, где он в проповеди поминал о жидах и о печати антихриста. Через несколько дней после праздника я был приглашен в Симский сельсовет на допрос агентом Павловым, где мне было предъявлено обвинение, будто бы я заманиваю детей в церковь конфетами. Я действительно на другой день после праздника угощал у себя на квартире певчих, в том числе были и дети, которые пели в хоре. На вопрос Павлова, какую проповедь говорил архиерей, я ему ответил, что о пришествии антихриста и кончине мира. На это Павлов мне заметил, что епископ Антоний дипломатичный и очень тонкий человек, его проповеди надо понимать иначе, и, обратясь к председателю сельсовета, он сказал ему, что это говорено по поводу нас, как будто нам, коммунистам, конец. 20 июня 1927 г. я был арестован уполномоченным ОГПУ Павловым и представлен в Златоустовский изолятор. На допросе 5 июля мне было предъявлено обвинение по 58-й статье в том, что занимаюсь контрреволюцией, будто я говорил с советом церкви, что коммунисты все жиды и скоро им будет конец. Происхожу из пролетарской семьи и уже двадцать семь лет как монашествую; я не потерпел от революции ничего, так как не имел никакого имущества. Клянусь своей честью, что я никогда не был контрреволюционером и не буду. Теперь является мне вопрос, не страдаю ли я безвинно, потому что я никогда не говорил такой глупости в церкви с амвона, какую мне предъявляет обвинение... " 24 июня 1927 г. состоялось общее собрание прихожан Дмитриевской церкви Симского завода. На собрании его председатель сообщил об аресте архимандрита Иоасафа. Присутствующие постановили избрать из среды верующих двух человек, которые должны обратиться с ходатайством к прокурору о скорейшем освобождении архимандрита Иоасафа, " так как он нужен группе верующих для совершения религиозных обрядов " . Отца Иоасафа между тем заключили в тюрьму в городе Златоусте .

http://drevo-info.ru/articles/5525.html

675 Очевидно, речь идет о сражении французских войск с вторгшимися на территорию Алжира тунисскими племенами 30–31 марта 1881 г. Продолжение военных действий привело к занятию Туниса французскими войсками и установлению протектората. 678 Имеется в виду газета «Berliner Tageblatt», основанная в 1872 г. известным издателем Рудольфом Моосе. Одна из влиятельных немецких газет. 680 Миловидова Мария Васильевна († 12.12.1914) – русская паломница и благотворительница. Приехала в Святую Землю в 1881 г. как послушница московского Алексеевского монастыря, жила в различных греческих монастырях. Выступила одной из главных благотворительниц о. Антонина и его помощника игумена Парфения по освоению участков на Елеоне. В 1899 г. купила земельный участок с постройками на ул. Пророков в Иерусалиме, на который по совету консула А. Г. Яковлева оформила вакуф «в пользу русских монахов и паломников, проживающих при Русской церкви в деревне Ат-тур (Масличная гора) и прибывающих к ней для поклонения во всякое время, пока они будут существовать, век за веком и поколение за поколением» (Россия в Святой земле. М., 2000. Т. II. С. 298). В 1902 г. приняла монашество с именем Евпраксия. В 1906–1914 гг. – первая настоятельница Русского Спасо-Вознесенского Елеонского монастыря в Иерусалиме. Ее дом и сегодня принадлежит РДМ. 684 Дворец, построенный в 1865–1875 гг. Рабахом эфенди аль-Хусейни, представителем арабского богатого и влиятельного рода. Выдающийся памятник светской мусульманской архитектуры Иерусалима, ставший центром квартала Хусейни. 685 Имеется в виду дом Селим Бея аль-Хусейни, Председателя Иерусалимского Меджлиса (мэра Иерусалима). 688 При въезде в селение Аната расположен участок «Бет-аль-Хараб», приобретенный о. Антонином в 1879 г. На участке были обнаружены остатки древнего византийского храма, связанного предположительно с памятью пророка Иеремии. 689 Антонин направляется в ущелье («дебрь») Айн-Фара, к развалинам древнего монастыря, основанного в IV в. преп. Харитоном Исповедником. 690

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

1 час дня. Сейчас прочитал письмо Аненьки о свидании с Вами и Ваше, писанное в день Николы Святоши. Спаси Вас Христос. Если попаду в удел свой, то, вероятно, придется, подобно Вам, читать что-нибудь подобное литературе Кешиной 577 , но, вероятно, в более обработанной редакции. После намеков на неблагонадежность клира той церкви, которую Вы по будням посещали, Вам, конечно, нельзя было поступать иначе, чем Вы поступили. О посещении меня местным Пр[еосвященным] Антонием 578 я, кажется, писал Вам. При расставании я просил своего гостя не посетовать, что не исполню обычной вежливости и не отдам ему визита. Получил через несколько дней письмо с выражением удовольствия, что «Вы (т. е. м[итрополит] К[ирилл]) и нашего первенствующего, и нас считаете православными. Многие же, простите, называют Вас: или «каноническим разбойникам в Церкви» или «туруханским пустосвятом " ». Сам же автор при глубочайшем ко мне уважении, считает меня истинным представителем латинского богословия в нашей Св. Церкви. Латиняне...». Здесь письмо, начатое митрополитом Кириллом 22 октября, прерывалось на полуслове и продолжено было автором уже на следующий день рассказом о переписке с епископом Антонием (Миловидовым): «Продолжаю 23-го. Вчера на полслове помешали. Латиняне недопонимают духовную сторону Православия, как соединенного невидимым присутствием, – «школы для учащихся под невидимым руководством», – а всю важность видят в видимом руководстве Главы Централизации, в центральном авторитете, в верховном владычестве Главы Централизации, а греческое богословие, как я понимаю, выше всего ставило не Главу Централизации, а «Дух веет, где хочет, и ты слышишь голос Его, но не знаешь, откуда он приходит и куда уходит, так бывает со всяким, рожденным от Духа» (ср.: Ин. 3:8 ). Дальше автор говорит о том, что «Синод Петровский был менее каноничен, чем Сергиевский, потому что учреждался попранием постановления 25-го Конст[антино]польск[ого] Собора 1590 г., подписанного тремя Восточными патриархами, 19 митрополитами, столькими же архиепископами и 20 епископами и утвердившего от лица всей Восточной Церкви Патриаршество в России; нарушено было и определение последнего Собора Р[усской] Церкви 1681 г. (напр., об иерархической лестнице). Наш же Патриарший Синод сохранил все, что возможно сохранить при условиях настоящего времени, из определений последнего нашего Собора, хотя всегда и везде переживаемые времена и события, как в зеркале, отражаются в Церковной Централизации. Даже св. Иоанн Златоуст про ап. Павла так писал: хотя он и был Павлом, но все-таки он был человеком по своим уступкам и приспособлениям. Он не был чужд недостатков, иначе он не был бы человеком. А св. Григорий Богослов страдал приступами раздражительной щепетильности».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

19 авг. 1933 г. в связи с окончанием срока ссылки К. впервые с 1922 г. получил свободу. Несколько месяцев К. пробыл в Красноярске. Еще 28 июля 1933 г. он написал митр. Сергию письмо, в к-ром разъяснил, почему считает его узурпатором церковной власти. По убеждению К., система церковного управления в условиях гонений должна была основываться на постановлении патриарха и соединенного присутствия Свящ. Синода и ВЦС 362 от 20 нояб. 1920 г., к-рое предоставляло максимально возможные права епархиальным архиереям. К. был готов к определенному компромиссу с митр. Сергием, даже с признанием права заместителя иметь при себе «нечто вроде Синода», полагая, что и для этого можно найти основания в постановлении 362. Он не возражал бы против Синода, если бы тот не претендовал на обязательность своих решений для всей Русской Церкви. «Тогда не понадобилось бы Вам обременять свою совесть обильными прещениями и запрещениями. Все: и объединившиеся под братским руководством Вашим, и замедлившие с таким объединением по-прежнему оставались бы в каноническом и литургическом единении под затруднительным хотя, но отнюдь не утратившим своей реальности каноническим главенством своего Первоиерарха митрополита Петра» (Акты свт. Тихона. С. 697-699). 19 нояб. 1933 г. К. писал еп. Афанасию (Сахарову) о митр. Сергии, что «если бы он согласился признать свою деятельность нужной только для своих добровольных сотрудников и отказался бы от всяких прещений, оставляя всех замедляющих с одобрением его поведения их собственному усмотрению, то заваренную им кашу нетрудно было бы расхлебать» (После Туруханской ссылки. 2001. С. 361). В Красноярске К. дважды посещал Енисейский и Красноярский еп. Антоний (Миловидов) , недавно освобожденный из лагеря. Он обратился к К. с официальным письмом, в котором спрашивал: «…Как Вы намерены относиться к нашему Заместителю и к нам?» (Архив ПСТГУ. Письмо К. архим. Неофиту (Осипову) от 17 нояб. 1933 г.). С тем же письмом еп. Антоний прислал К. и указ от 11 марта 1930 г. о запрещении его в священнослужении.

http://pravenc.ru/text/Кирилл ...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010