82 В 1867–1879 годах в Петербурге был частично издан в переводе главный труд одного из крупнейших европейских географов – Карла Риттера под заглавием «Земледелие Азии. География стран, входящих в состав Азиатской России или пограничных с нею». В 1894–1895 годах под тем же названием последовало продолжение этого издания. Па русский язык переводились также лекции и очерки Риттера по вопросам географии. 83 По другим источникам – Адольф Иванович Беседовский. См., напр.: Гвоздев П. Историческая записка о Второй казанской гимназии. Казань, 1876. С. 335. 84 Книга С.Д. Горского «О жизни и сочинениях князя Андрея Михайловича Курбского» была издана в Казани в 1858 году. 85 Имеется в виду «Учебная книга всеобщей истории» Н.И. Зуева (СПб., 1856) или его же «Начертания древней географии и истории древних азиатских и африканских государств» (СПб., 1855). Упоминание о курсе Зуева в рукописи сопровождено припиской Смоленского, сделанной позднее: «Тот зуевский учебник (а может быть, и Кайданова) отметил остроумный Иван Федорович Горбунов, смотри его замечания – «темна, как история мидян», и проч.». 87 Первая казанская гимназия была преобразована в строго классическую с двумя древними языками в 1865 году, в связи с уставом от 19 ноября 1864 года (латинский язык по новому уставу начинали преподавать с первого класса, греческий – с третьего). 1 января 1874 года вышел устав, по которому все мужское население империи, без различия сословий, подлежало воинской повинности. Под действие этого устава попадали юноши, поступившие в гимназию в 1868 году. 89 Популярное учебное пособие, издававшееся многократно в 1850–1890-е годы, – «Элементарный учебник немецкого языка для русского юношества, составленный по строго-прогрессивному методу А. Фишером, директором Ларинской гимназии. Курс 1–2». 92 У Смоленского неправильно – Константин Адамович Люстиг. См., напр.: Гвоздев П. Историческая записка о Второй казанской гимназии. Казань, 1876. С. 337. 98 П.Д. Миловидов, регент архиерейского хора, принимал самое живое участие в просвещении инородцев. В 1870 году он открыл певческо-регентскую школу для черемисов и чувашей, целью которой было приготовление не только регентов, но и учителей для школ этих народностей. Как писали «Казанские губернские ведомости», преподавал Миловидов на уроках пения «еще не слыханным до сих пор способом – по пальцам… изобретенным им самим» (1871, 68).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Лебедева – его брошюра: «Материальное состояние духовенства во II и III веках». 7 . От проф. академии В.А. Соколова – его сочинение: «Парламент религий в Чикаго», в двух экземплярах. 8 . От свящ. Ст. Е. Зверева: 1) его издание «Духовного завещания» святит. Митрофана, Епископа Воронежского и 2) «О жизни и трудах иеромонаха Аникиты, в мире князя С.А. Шихматова. —260— 9 . От П.И. Щукина – его издание «Сборник старинных бумаг», часть 3-я. 10 . От С.Т. Писарева – его брошюра: «Было ли перенесение мощей свв. мучеников Бориса и Глеба из Вышгорода в Смоленск на Смядынь?» 11 . От г. Пантусова – его брошюра: «Древности Средней Азии». Определили: Выразить Его Высокопреосвященству (настоящим журналом) и всем жертвователям глубочайшую благодарность от Совета академии за присланные для академической библиотеки издания. XII. Отношение Правления Киевской духовной семинарии от 10 июля за 894: «Вследствие прошения преподавателя Киевской духовной семинарии Петра Калачинского и согласно журнальному постановлению своему, семинарское Правление честь имеет покорнейше просить Совет Московской духовной академии выслать помянутому преподавателю для окончания научного труда сроком по 1 октября сего 1897 года следующие книги: Keil. Opuscula academica. Sectio posterior. Souverain. Le platonisme dévoilé. 1700. Balfus. Défense des Saints Pères accusés du Platonisme. Paris, 1711. Moshemius. De turbata per recentiores platonicos ecclesia – и журналы: Zeitschrift für historische Theologie. 1861. Zeitschrift für Theologie. 1837. Определили: Выслать в Правление Киевской духовной семинарии на испрашиваемый срок потребные для преподавателя Калачинского издания. XIII. Заявление о. ректора академии архимандрита Лаврентия о том, что окончившие в текущем году курс со званием действительного студента академии воспитанники оной Виктор Миловидов, Яков Достойнов и Михаил Попович, с его разрешения, в течение вакационного времени выдержали пред особо для сего назначенными комиссиями из гг. наставников академии устные испытания и представили новые семестровые сочинения по тем предметам, по которым они в течение академического курса не оказали успехов, соответствующих сте- —261— пени кандидата богословия, и получили следующие баллы: Виктор Миловидов: на устных испытаниях по церковной археологии и литургике 4, психологии 4 и на семестровом сочинении по метафизике 4; – Яков Достойнов: на устных испытаниях по церковной археологии и литургике – 4, психологии – 4 и на семестровом сочинении по истории русского раскола – 3; Михаил Попович: на устных испытаниях по новой гражданской истории – 4+, педагогике – 4, и на семестровых сочинениях по пастырскому богословию – 3 и русской гражданской истории – 3.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Библейскую историю, по учебнику митрополита Филарета, у нас преподавали: магистр Московской академии Гр. А. Политковский 55 , а в 1-м отделении – магистр Киевской академии К. И. Миловидов 56 , под конец же курса этого класса обоим отделениям – последний, то есть К. И. М-в. Оба они были очень способными преподавателями. Первый – очень умный и основательный человек, не владевший, однако, даром слова, а второй – блестящий и красноречивый, очень видной и представительной наружности. Кто и где преподавал общую церковную историю, не припоминаю 57 . Если в этом классе, а не в высшем, в котором она полагается по нормальному расписанию 58 , то несомненно – вышеуказанные наставники, то есть Гр. А. П-кий и К. И. Миловидов. Учебником была «Церковная история» Преосв. Иннокентия (Пензенского), в двух частях, старинный учебник (от 1807 г.), многосодержательный, но сухой, полный отрывочных сведений; события разбиты по векам. Цельного и связного представления о событиях церковной жизни не давал и был похож более на подробный конспект по истории церкви, чем на историю в собственном смысле. Русскую гражданскую историю преподавал, по учебнику Устрялова, тот же, что и в низшем классе, общую гражданскую, – Н. В. Охотин († архиеп. Гурий) – до 1856 г., а с 1856 г. – А. И. Стеклов, в то время кандидат, а впоследствии (1868) магистр Казанской академии, бывший потом ректором Нижегородской семинарии (1868) 59 , способный преподаватель, но довольно грубоватый и резкий по характеру. Физику – те же, что и математику в низшем: И. С. Тихонравов, в нашем 2-м отделении, и А. И. Остроумов в 1-м отделении, и с тем же успехом и характером преподавания. Естественную историю (зоологию, ботанику, минералогию) и сельское хозяйство преподавал у нас Л. И. Сахаров 60 , преданный своему делу и недурной преподаватель. Учились мы по запискам, передаваемым из курса в курс и покупаемым от предшественников, – со множеством ошибок, вроде, например, следующей: голуби отличаются «однообразием» – вместо «однобрачием». Так именно раз отвечал урок в классе один ученик, ссылаясь на записки, в которых написано: «однообразием». Много сообщалось нам сведений по ботанике и зоологии; кое-что удержалось в памяти доселе, но, конечно, немногое. Эти предметы считались у нас даже не второстепенными, а, можно сказать, третьестепенными, и мы обращали на них очень мало внимания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство Кирилл Миловидов Штурм неба или релаксация? Почему у современных горожан так популярна йога? В Избранное ( 2  голоса:  5.0 из  5) Одни считают йогу служением бесам. Другие говорят, что занятия йогой оздоравливают и не мешают духовной жизни в Православной Церкви. В чем же принципиальная разница подвижничества йогов и христианских аскетов? С этим и другими вопросами мы обратились к сотруднику Отдела внешних церковных связей Дмитрию ПЕТРОВСКОМУ, ответственному за православную проблематику в Азии. СПРАВКА Йога – совокупность различных духовных и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психикой и психофизиологией человека ради достижения более возвышенного психического и духовного состояния. Слово «йога» происходит от санскритского корня «йодж» или «йудж», имеющего много значений: упряжка, упражнение, обуздание, соединение, связь, гармония, союз, общность, метод. Этот индоевропейский корень отразился в русском «иго». В более узком смысле йога – одна из шести ортодоксальных школ индуизма. Основателем ражда-йоги (царственной йоги, йоги ума) считается индийский мистик Патанджали (II век до Р. Х.), систематизировавший центральные принципы йоги и соединивший их в сборник коротких поучений «Йога-сутры». Относительно йоги как философской школы и психофизической практики существует ряд частных богословских мнений, но соборное решение Церкви пока что не выработано. «Будете как боги»? Спасение утопающих – дело рук самих утопающих – Во всем мире индийские аскеты (не факиры) – символ отрешенных искателей истины. Какую истину ищут йоги? – Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо уяснить принципиальное отличие естественных (языческих) религий от религий откровения. В религиях откровения, к которым относятся иудаизм, христианство и ислам, знания о Боге и окружающем мире получены через сверхъестественное откровение, сверху – вниз. Это опыт, когда Господь Сам выходит к человеку. Мы знаем из христианского учения, что в мире есть две реальности – Творец и Его творение. Между ними лежит онтологическая граница. Естественно, что творение несет на себе отблеск Творца, но, пока Творец Сам не проявляет Себя в мире, человек не сможет иметь никакого знания о лежащем за этой границей.

http://sueverie.net/shturm-neba-ili-rela...

Синодальный отдел по благотворительности открыл единый центр сбора гуманитарной помощи для беженцев 22 марта 2022 г. 12:24 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Москве открылся центр сбора гуманитарной помощи для беженцев. Его работу организовал  Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению . Центр сбора гуманитарной помощи открыт ежедневно с 10.00 до 19.00 по адресу: г. Москва, 2-й Кадашевский переулок, д. 7 (вход через Кадашевский тупик). Здесь принимают новую одежду и обувь, новую школьную форму, продукты длительного хранения, средства гигиены, бытовую химию, подгузники, детское питание. Полный список необходимого  опубликован  на сайте Синодального отдела по благотворительности. Собранную помощь будут сортировать и распределять для выдачи беженцам, которые обращаются в  церковный штаб  адресной помощи в Москве, а также будут отправлять в региональные церковные пункты сбора гуманитарной помощи для дальнейшей передачи беженцам в России и в зоне конфликта. В едином центре сбора будет приниматься гуманитарная помощь весом до 5 тонн, для передачи грузов свыше 5 тонн необходимо предварительно звонить на горячую линию церковной социальной помощи «Милосердие» 8 800 70-70-222. Центр нуждается в помощи транспортных компаний, которые оказывают услуги по доставке грузов по Москве и в регионы. Предложения по этим вопросам можно оставлять по горячей линии церковной социальной помощи «Милосердие» 8 800 70-70-222 (бесплатно, круглосуточно). «Обращаем внимание, что мы не принимаем б/у вещи, только новые, — прокомментировала координатор московского церковного штаба помощи Нина Миловидова. — Мы открыли наш центр в самом центре Москвы, куда легко добраться из любой точки столицы. Центр сбора и центр выдачи помощи находятся в разных местах Москвы — мы это сделали специально для удобства беженцев и тех, кто привозит помощь». Церковный штаб адресной помощи беженцам в Москве  открыт  с начала марта и работает ежедневно с 10.00 до 19.00 по адресу: г. Москва, ул. Николоямская, д. 49, стр. 3. Здесь беженцам выдают продукты, одежду и предметы первой необходимости, оказывают психологическую помощь, предоставляют юридические консультации, направляют за медицинской помощью в церковную  больницу святителя Алексия . Беженцам без документов оказывают помощь в их оформлении.

http://patriarchia.ru/db/text/5910493.ht...

С апреля 2020 года при Синодальном отделе по благотворительности действует специальная группа священников для посещения в Москве пациентов с COVID-19 в больнице и на дому. В этой группе 30 священников, они прошли инструктаж по технике безопасности и обучение. Просьбы о вызове священника к больному с коронавирусом принимаются круглосуточно по телефону: +7 (903) 660-30-40. Со 2 апреля 2020 года по 6 июля 2021 года только в московском регионе священники из специальной группы совершили 2808 выездов. За это время они посетили 57 больниц. Священники всегда посещают больных коронавирусом в специальных костюмах и средствах защиты. Для подготовки добровольцев «красных зон» Комиссия по больничному служению при епархиальном совете Москвы также организовала специальные курсы . Церковную награду «Патриаршая благодарность» получил директор Центра развития социальных проектов Тюменской области «Милосердие» Андрей Якунин. В 2020 году социальный центр «Милосердие» в Тюмени, который помогает бездомным людям, был закрыт на карантин. Андрей Якунин принял решение остаться на время всего карантина вместе с бездомными — подопечными центра. «Сегодня в Москве в Марфо-Мариинской обители милосердия епископ Пантелеимон вручил мне медаль " Патриаршая благодарность " . Решение наградить меня связано с прошлогодней историей моего пребывания на карантине в течение шести недель в центре. Вместе с сотрудниками, которые добровольно откликнулись и работали со мной в течение всего этого времени. Эта награда не моя, а наша со всеми вами общая, потому что без поддержки сотрудников и добровольцев в этот период мне не удалось бы пройти этот путь», — поделился в своем аккаунте в социальной сети в Facebook Андрей Якунин. Епископ Пантелеимон также вручил благодарственные грамоты добровольцам «красных зон» госпиталей Москвы: Наталье Гомулиной, Наталье Жуковой, Ирине Кузьминой, Кириллу Миловидову, Олегу Мурадову. Ранее владыка Пантелеимон вручил медаль «Патриаршая благодарность» руководителю Федерального медико-биологического агентства Веронике Скворцовой и начальнику управления по связям с общественностью Департамента здравоохранения Москвы Светлане Браун .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5826377...

Из земли этой со всеми ее правами, дорогами, оградами, угодьями, постройками и из всего того, что относится и приписывается к ней, а равно и из всех законно принадлежащих ей прав, – она делает правильный законный вакуф, ясно установленный и обязательный к соблюдению, – вакуф, которого имя не сотрется и след не исчезнет и который по прошествии времени и веков утвердится и увековечится. Таковое положение будет соблюдено во веки веков, пока Господь не унаследует землю и на ней находящихся, ибо Он – Лучший Наследник. Основательница учредила сей вакуф в свою пользу пожизненно. Она будет пользоваться им, живя в нем и помещая (других), его доходами и всеми законными вакуфными выгодами. После нее (вакуф перейдет) – к бедным монахам и паломникам православного вероисповедания, русским подданным, проживающим при Русской церкви в деревне Эт-Тур (Масличная гора) и прибывающим к ней для поклонения во всякое время, покуда они будут существовать, век за веком и поколение за поколением, с тем, что если кто-либо из них умрет, то причитающаяся ему доля переходит к остальным названным бедным монахам и паломникам. Они также будут пользоваться им, живя в нем и помещая (других), его доходами и всеми законными выгодами вакуфа. Если не останется ни одного из лиц, в пользу которых сделан вакуф, то он перейдет к тем из бедных монахов и паломников упомянутых вероисповедания и подданства, которые будут проживать внутри «Москобие» (Русских Построек), находящейся вне стен Иерусалима, со стороны Хевронских (Яффских) ворот, и известной под именем «Москобие Кадиме», к тем (монахам и паломникам), которые будут прибывать в нее (в Москобие) во всякое время с целью поклонения. Если никого из них не окажется, то вакуф поступит в пользу русских бедных монахов и паломников, названных вероисповедания и подданства, проживающих в каком бы то ни было городе или деревне в черте Палестины и прибывающих во всякое время для поклонения. После них – в пользу бедных русских сказанных вероисповедания и подданства вообще, находящихся в России; затем после этих – в пользу бедных Православной Иерусалимской Общины исключительно, после них же – в пользу бедных г. Иерусалима вообще. Если их не окажется, то в пользу бедных вообще, где бы они ни были. Лица, в пользу которых учрежден вакуф, будут также пользоваться им, живя в нем и помещая (других), и всеми его законными вакуфными выгодами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Поэтому противостояние Православной и Римско-Католической Церквей имело здесь не столько религиозный, сколько религиозно-политический и социальный характер, оно отражало и продолжало многовековую борьбу великопольской и великорусской идеологий на белорусских землях. Укреплению позиций любой конфессии содействует активная социальная программа, решение социальных проблем позволяло укрепить верующих в правильности выбора конфессиональной принадлежности. Особую актуальность эти формы противостояния приобрели после восстания 1863 г. Идеология «варшавского позитивизма» сняла с повестки дня революционную борьбу и стимулировала представителей Римско-Католической Церкви к активной социальной работе среди всех слоев населения. Модернизационные процессы в Российской империи в последней трети XIX – начале ХХ века (в том числе урбанизация, промышленный переворот, демографический взрыв) привели к выходу на качественно новый уровень социальных проблем, среди них нищета, охрана труда, медицинская помощь, беспризорность. Сохранялись и прежние присущие белорусским губерниям в силу их сложной конфессиональной структуры вопросы – межконфессиональные браки, проблема свободы вероисповедания и др. За прошедшие годы сложилось несколько историографических подходов к рассмотрению данного вопроса. Российские дореволюционные исследователи рассматривали политику римско-католического духовенства в социальной сфере как враждебную, противоречащую интересам Российской империи вне зависимости от ее содержания. М. Коялович, Г. Киприанович, А. Миловидов, К. Околович закономерно оценивали и благотворительную, и иные формы деятельности католического духовенства как форму борьбы за независимость 6]. Такая позиция в целом характерна и для советской историографии и отдельных современных российских исследователей (Я. Мараш, А. Бендин и др.) 3]. Современные белорусские исследователи рассматривают социальную деятельность костела как исторический феномен, оценивают размах социальной помощи, основные виды социальных противоречий, изучают количественные и качественные показатели, признавая при этом политическую направленность рассматриваемого явления.

http://bogoslov.ru/article/4824175

Когда я пожаловался ему, что мне угрожают, он меня обнял за плечо и говорит: «Патер Петрос, а сколько у тебя святых?» Я сразу не понял, о чем речь. Оказалось, старец спрашивал, сколько у меня престолов в храме. Я ему стал перечислять все престолы. «Вот, – говорит старец Паисий, – они не спят, они все молятся, они тебе помогают. И помогут. И всех, кто тебе препятствует, всех выметут». Буквально так и сказал. Ты, говорит, территорию свою обозначь колышками и с молитвой святым обходи, проси у них помощи. И все будет. Когда он это говорил, ощущалось очень радостное настроение на сердце. Я возвратился с вдохновением, желанием продолжать работу и с уверенностью в том, что с нами Господь и все будет так, как Господь определил. Я это сообщил братии, и мы, невзирая на все возражения, поставили колышки и стали обходить территорию с молитвой. И сейчас, если посмотреть на подворье, то там, где были колышки, стоит огромная монастырская стена. Когда в жизни людей происходят такие чудесные случаи, человек, прежде всего, сам осознает, что это чудесный момент, лично переживает этот опыт Божественного посещения. Каждый христианин, если он проявляет ревность о своем спасении, обязательно имеет в своей жизни такие переживания, этот религиозный опыт у него есть или был. Или будет, так или иначе. – Почему такой опыт встречи с Богом производит сильное впечатление, прежде всего, на самого человека, а всех прочих трогает не так сильно? – Нам наиболее ценно и дорого то, что относится именно к нашему опыту. Духовное возрастание происходит особенным, личным путем, связанным непосредственно с конкретным человеком, его личностью. Это его путь, его возрастание. Он не может быть перенесен на всех. Есть общие для всех принципы, обозначенные Откровением, основы, а их воплощение в жизнь – дело всегда личное и творческое. В этом и интерес, и тайна духовной жизни, что каждого Господь ведет персональным и неповторимым путем. Я на Афоне, когда был библиотекарем, нашел одну рукопись, которая содержала таинственные изъяснения о духовной жизни и была оформлена в виде ответов на вопросы. Она так и начиналась: «Ты меня спросил, и я тебе ответил». Конкретно на вопросы этого человека и лично для него был дан ответ. Именно ему это будет понятно и полезно. А другому, находящемуся в другой мере опыта, может быть, подойдет другой ответ, представляющий собой менее твердую пищу. Как младенцу подобает молоко, а взрослому – пища твердая. 

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/vys...

Уже сам Ставрополь составляет отрывок; отдельный отрывок составляется Георгиевском, отдельный отрывок Пятигорском; большой отдельный остров благочиниями Миловидова и Замятина. Далее опять отдельные островки: Ростовановка, Моздок, Кизляр с Тарумовкой и Черным Рынком. Во всей России нет подобной бессмыслицы. Напрасно прикрывают её громкой фразой, говоря, что она сделана в видах административных. Это ошибочно: плодом административного соображения должно быть положение самое удобное; здесь видно противное. Расположение противоположное всем правилам современной науки, уличаемое опытом в современной негодности; приведенное в исполнение с необыкновенной поспешностью, само сознается о себе, что оно-плод столкновения страстей. Повторяю, что я говорю это отнюдь не для порицания кого либо; знаю, что ошибки и увлечения свойственны всем человекам, особенно удобны для тех, которые не наблюдают строго за своим умом и сердцем при свете Евангелия; говорю откровенно, движимый любовью для пользы дела и единственно в тайной беседе с Государственным Человеком. Утаение истины перед Государственным Человеком есть государственное преступление. То же должно сказать о духовных учреждениях в Ставрополе. В избрании для них места, в самых проектах их не видно никакой системы. Все они разбросаны по разным частям и оконечностям не мощенного города; сообщение между ними крайне затруднительно в течении осени, зимы и весны; между тем лица, им принадлежащие, должны наиболее ходить пешком. Учредители и строители должны всегда непременно иметь в виду не только построение и учреждение чего либо, но, и доставление удобств, доставлению средств к содержанию и ремонту учреждений и зданий. С этой целью разумные предки наши по большей части соединяли в одном месте, и Кафедральный Собор, и Архиерейский Дом, и Консисторию, и Семинарию. Подражание этому порядку с целью пользы административной и хозяйственной необходимо, особливо тогда, когда Епархиальное ведомство получит возможность оставить свой временный стан – Ставрополь и водворится в том городе, который сделается главным городом Края, или, точнее, правого фланга, имеющего над левым огромное преимущество соответственно огромному преимуществу Черного моря над Каспийским и в политическом и торговом отношениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010