Вот как описывали знаменитые исследователи памятников архитектуры Рязанской земли Вагнер и Чугунов в небольшой книге из жёлтой серии " Дороги к прекрасному " " Окраинными землями Рязанскими " : " В селе Троицкие Борки мы встречаемся и вовсе с редким явлением для этих мест - произведением И. Е. Старова. Троицкая церковь (каменная) построена иждивением помещицы М. Р. Рудневой в 1774 году. По сравнению с широко известными шедеврами И. Е. Старова Троицкая церковь довольно скромная. Трёхсветный кубический объём (с укороченной трапезной и пятигранной апсидой) перекрыт купольным сводом, несущим красивый " фонарь " с полусферической главой. Изящество храму придают единый карниз с крупными дентикулами и круглые окна верхнего света. Важный памятник раннего классицизма находится в преступном небрежении. Колокольня разобрана. Железное покрытие купола сорвано. Не исключено, что Троицкая церковь предшествовала другому, точно не атрибуированному созданию И. Е. Старова - Казанской церкви (1779) в есенинском Константинове, в которой композиция выглядит более развитой " . В 1911 году иереем в храм Святой Живоначальной Троицы в село Троицкие Борки назначается священник Дмитрий Васильевич Миловидов, который приехал на свое пастырское место вместе со своей женой Антониной Алексеевной Хитровой. Семья Миловидовых жила скромно, среди прихожан пользовалась уважением. В семье было 9 детей. Четверо из них умерли в младенческом возрасте. Другие пятеро вместе со своей страной и своим народом прошли все испытания, выпавшие на их жизнь их семье. Даже в тяжёлые времена, когда храм боялись посещать прихожане (на службу приходило всего один-два человека), когда было холодно, голодно, царила разруха, в семье никогда не ссорились. Дети помогали не только в храме, но и по хозяйству. К батюшке люди приходили даже из дальних деревень с различными проблемами, после уходили от него утешенными: кого-то лечил лекарствами и травами, кого-то успокаивал своим словом участия, находя путь к душе пришедшего к нему.

http://sobory.ru/article/?object=21822

В начале 1923  году Василий был освобожден и вернулся в Миасс . В 1930  году Петропавловская церковь первой была закрыта в Миассе. Когда большевики пришли закрывать церковь, произошла драка верующих с безбожниками. 6 февраля 1930  года о. Василий был арестован по обвинению в " к/р агитации против Советской власти " , проходил по делу вместе с четырьмя священниками из Миасса: Дмитрием Журавлевым, Глебом Коптягиным , Николаем Малышевым, Андреем Балдиным и бывшим золотопромышленником Василием Васильевичем Семеновым. Все они были отправлены в Златоустовский изолятор, затем обвиняемые были переведены в Челябинскую тюрьму. На допросах о. Василий держался мужественно, виновным себя не признал. 9 апреля 1930 года тройкой при ПП ОГПУ по Уралу приговорен к восьми годам лагерей. После приговора в апреле 1930 года о. Василий был отправлен этапом в Красновишерский концлагерь вместе с проходившим с ним по тому же делу священником о. Глебом Коптягиным . О. Василий Носов и о. Глеб Коптягин работали в Красновишерском концлагере на заготовке леса. За невыполнение нормы заключенных избивали прикладами, в 40-градусный мороз держали босиком по 2–3 часа, да еще под ноги наливали ледяной воды. О. Василий был в заключении в Красновишерском концлагере вместе с архимандритом Гавриилом (Игошкиным) . Из воспоминаний архимандрита Гавриила: " С о. Василием Носовым мы познакомились в заключении в лагере. Он был священник из Миасса, кроткий, смиренный и благочестивый, глубоко верующий и весьма рассудительный. Безропотно нес он тяжелый крест свой, с любовью подчиняясь воле Божией. Он был избранник Божий, и много чудесных событий милости Божией рассказывал он из своей жизни. Из всей массы обитателей лагерного пункта мы в числе пяти человек (о. Василий, о. Глеб Коптягин, московские священники, игумен Гавриил (Игошкин), иеромонах церкви Ризоположения Нектарий (впоследствии митрополит Молдавский и Кишиневский), епископ Антоний (Миловидов) ), спаянные силой благочестия, веры, любви составляли свое общество. Вечерами и днем в свободное время мы беседовали, назидая друг друга " .

http://drevo-info.ru/articles/13681696.h...

Наиболее полным и информационно содержательным документом всего раздела является Отчёт по ревизии состояния миссии, проводившейся в Иерусалиме в самый канун Первой мировой войны помощником управляющего контролем при Святейшем Синоде М. В. Дьяконовым (документ 73). Отчёт содержит обобщающие данные о штатах, ресурсах, храмах и недвижимостях миссии за всё время её существования в 1847–1914 годах. Наиболее важны данные за период управления миссией архимандрита Леонида (1903–1914). В приложении даны списки объектов недвижимости, принадлежащих Русской духовной миссии, по четырём категориям: 1. участки, вошедшие в 1889 году в вакуф архимандрита Антонина (6 объектов); 2. участки, купленные Антонином, но не вошедшие в его вакуф (8 объектов); 3. участки, приобретённые архимандритом Леонидом (16 объектов), и 4. вакуфы монахини Евпраксии (М. В. Миловидовой) и И. Г. Силаевой. В целом состав владений Русской духовной миссии включал, по данным на август 1914 года, 32 участка, 6 храмов, 2 монастыря (Горненский и Елеонский), 11 подворий и несколько молитвенных домов. Кроме того, в управлении Миссии находилась восстановленная русскими афонскими иноками лавра преподобного Харитона в Айн-Фаре (см. раздел 4 настоящего тома). Учреждение и первый период деятельности РДМ под начальством архимандрита Порфирия (1842–1855 гг.) 1. Всеподданнейший доклад вице-канцлера графа К. В. Нессельроде об отправлении духовного лица в Иерусалим Александрия, близ Петергофа, 13 июня 1842 г. Копия. На подлинном собственною его императорского величества рукою написано: «Быть по сему». Положение Православной Церкви в Палестине постоянно обращает на себя благочестивое внимание Государя Императора. По воле Его Величества, Министерство Иностранных Дел и Миссия в Константинополе прилагают всевозможные старания для доставления греческому духовенству законной защиты и для охранения принадлежащих оному прав. Настояниями нашими оно ограждено до некоторой степени от своевольных и притеснительных распоряжений местных властей. Учреждение же в последнее время особого иерусалимского начальника и изданный по сему случаю султаном Абдул-Меджидом фирман признаны были мерами, по обстоятельствам благоприятными для святых мест в Палестине. Но, к сожалению, бедствия Православной Церкви происходят не от одного лишь мусульманского владычества, они имеют также причиною: 1) стремление католиков и протестантских миссионеров к распространению своих вероисповеданий; 2) недостаточность нравственных и материальных средств греческого духовенства для предупреждения пагубного их прозелитизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

После ареста о. Василия дом, который он строил, у семьи конфисковали. По семейным воспоминаниям (рассказ дочери Екатерины): " Сказали, что через неделю будут торги, и назначили цену за дом. Но люди в церкви собрали добровольно деньги  - ту сумму, в которую власти оценили дом. Эти деньги они принесли во время торгов и отдали их маме, чтобы она могла выкупить дом. Так мы и остались в своем недостроенном доме... " Прот. Василий был расстрелян 4 октября   1937 года в Челябинске  вместе с епископом Антонием (Миловидовым)  и другими, погребен в общей могиле. Семья многие годы ничего не знала о расстреле о. Василия. На запросы, которые матушка Анастасия посылала в Управление концентрационными лагерями (в 1941г. и в 1947г.), ей сообщали, что он " Осужден на 10 лет ИТЛ. Других данных нет " . После смерти Сталина пришла " похоронка " , где было указано, что " Носов В.М. умер от кровоизлияния в мозг " . Только в 1990-е годы родственники узнали, что о. Василий был расстрелян. По рассказу дочери Екатерины, " Когда папу арестовывали, он дал наказ маме: " Только учи детей " . И как ей ни было тяжело, она нас всех выучила " . Старшая дочь Ольга - врач-педиатр, окончила институт и 1941 г. была направлена в госпиталь. Мария окончила Свердловский пединститут, математик, всю жизнь преподавала в школе. Борис пошел на фронт со второго курса Челябинского сельхозинститута, был артиллеристом, и погиб на фронте на Северном Кавказе. Георгий в 17 лет пошел в десантное училище, но " из-за отца " был отчислен из училища, в пехоте прошел всю войну. Дмитрий - геолог, Павел - инженер-металлург, Галина (младшая, родившаяся после ареста о. Василия) - преподаватель английского и русского языков. Екатерина (родилась в конце 1935 г.), закончила автомеханический техникум, затем - филиал Московского института патентоведения, живет в Челябинске. Семен (Симочка) кончил перед войной семилетку, после 7 класса его забрали в ремесленное училище, одновременно работал и учился, благодаря его рабочим карточкам и зарплате семья выжила в тяжелые годы во время войны и после нее. Матушка Анастасия дожила до 97 лет, умерла в тот же день (через 40 лет), когда был расстрелян о. Василий - 4 октября 1985 года.

http://drevo-info.ru/articles/13681696.h...

м. Тамара с отцом Димитрием (Биакай). Но я бы хотела обязательно, помимо матушки, упомянуть еще об одном великом подвижнике Елеона – о нашем дорогом отце-духовнике, архимандрите Димитрие (Биакае). Мне также посчастливилось некоторое время быть его секретарем, поскольку я знала английский язык. Это был удивительный человек! Я бы не побоялась сказать, что отец Димитрий – это был второй великий священник на Елеоне и на Святой Русской Палестине после отца-основателя, аввы Антонина (Капустина). Широта его знаний была почти безгранична. Матушка Тамара почитала отца Димитрия так, что без его благословения ничего не делалось и не совершалось важного в монастыре. Хотя матушка была старше отца Димитрия на целых 18 лет и, по сути, годилась ему в матери, тем не менее она строго считала себя его духовной дочерью и оставалась ему верной и после отставки отца Димитрия в 1968-м году, и после своей отставки в 1975-м году. Их взаимоуважение было настолько велико, что после смерти матушки на Успение 28 августа 1979 года отец Димитрий сделал все, чтобы матушка была в обязательном порядке погребена только в центре монастыря, за Спасо-Вознесенским собором, рядом с первоосновательницей и первостроительницей Святого Русского Елеона матерью Евпраксией (Миловидовой), в череде самых великих подвижников Святой Елеонской Горы. Вспоминает нынешняя наместница монастыря, монахиня мать Рафаила (Лел) . В обители с 1954 года. – Для меня лично этот год тоже в какой-то степени знаменательный. Ровно 65 лет назад, 14-летней девочкой, я вступила в стены нашей величайшей обители мира. Это произошло по воле нашей великой Мамы – матушки Тамары, нашей земной царицы. Могу также несколько похвалиться, что на настоящий момент я старейший долгожитель по пребыванию на Елеоне. Настолько я люблю и предана своему родному русскому Елеону, что ни разу не была, например, в Горнем Иерусалимском монастыре, хотя они наши самые близкие братья. Как и все мои арабские монахини-сестры, я выходец из православной арабской семьи, насчитывающей несколько веков своей истории.

http://pravoslavie.ru/123374.html

1079 Евпраксия (Миловидова Мария Васильевна; ум. 1914) – русская паломница и благотворительница. Потомственная почетная гражданка. Приехала в Иерусалим в 1881 г. как послушница Московского Алексеевского монастыря, жила в различных греческих монастырях. Выступила одной из главных благотворительниц архимандрита Антонина и его помощника, игумена Парфения, по освоению участка на Елеоне. В 1899 г. купила земельный участок с постройками на ул. Пророков в Иерусалиме, на который по совету генерального консула А.Г. Яковлева оформила вакуф (см. ниже в настоящем томе). В 1907 г. приняла монашество с именем Евпраксия, пострижение совершил начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Леонид (Сенцов), на основании указа Св. Синода от 21 марта 1907 г. В 1907–1914 гг. – первая настоятельница Русского Спасо-Вознесенского Елеонского монастыря в Иерусалиме. 1080 Храм во имя св. Марии Магдалины на Магдальском участке близ Тивериады был построен лишь в советское время, в 1962 г., а странноприимный дом (современная гостиница) – к миллениуму, в 2000 г. 1081 В 1859 г. греческий инок Авраамий, приобретя участок в Катамоне, пребывавший в многовековом запустении, обнаружил при работах в саду остатки древних зданий, мозаичные полы, мраморные плиты, цистерны. В 1879 г. были произведены археологические изыскания, в результате которых под скалой внизу открыты древние скальные гробницы, одна из которых – с достаточной мерой условности – признана за место погребения праведного Симеона Богоприимца. Построенный над ней храм во имя Сретения Господня освящен в 1881 г. Существовала ли на этом месте «древняя обитель», археологам неизвестно. 1082 Монастырь Встречи, построенный, по преданию, на месте встречи Спасителя с Марфой и Марией, сестрами воскрешенного Лазаря, реально датируется второй половиной XIX в. Его основателем (в 1879 г.) был известный греческий церковный деятель архимандрит Святогробского братства Спиридон (1839–1921), племянник митрополита Петро-Аравийского Мелетия (см. выше), будущий Патриарх Антиохийский (1891–1897).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Духа и б) Священномуч. Харлампия (10 Февраля). 29) Кирило-Мефодиевская , устроена в память 1000-летия со дня кончины Св. Мефодия (1885 г.) старанием прот. Петра Д. Миловидова. Престолы: а) в честь Св. Мефодия и Кирилла просветителей Славян; б) равноап. князя Владимира и в) Св. Николая Чудотворца. Единоверческие церкви. 30) Четырех-Евангелистовская , при озере Кабане. Престолы: а) в честь Св. Четырех Евангелистов (8 октября и 16 Ноября), б) Св. Иоанна Богослова (26 сентября), в) Св. Николая Чудотворца (9 Мая и 6 декабря) и г) Св. великомуч. Екатерины (24 ноября). 31) Никольская , на Булаке. Престолы: а) Св. Николая Чудотворца (9 Мая и 6 декабря) и б) Преображения Господня (6 августа). Домовые церкви. 32) Академическая церковь , в честь Михаила Архангела (8 ноября), устроена в 1846 году вместе с постройкой главного Академического корпуса. 33) Семинарская церковь , во имя св. Иоанна Богослова (26 сентября), устроена в 1880 году Ректором Семинарии Архимандритом Никанором 239 ) на пожертвования разных лиц, из коих больше других пожертвовано было куп. Мартыном М. Даниловым и врачом Димитрием Илар. Образцовым, от которого, кроме богатых священных сосудов, поступила еще замечательного письма картина распятия Христа Спасителя. При церкви этой имеется церковное Попечительство имеющее своей задачею попечение о благолепии храма и содержание беднейших учеников Семинарии. 34) Церковь при мужском Духовном Училище , в честь св. Антония и Феодосия 240 (мая 3), устроена в 1875 году, усердием почетного блюстителя Павла Васильевича Щетинкина, на средства коего в 1890 году она увеличена чрез надстройку второго этажа. Им же она снабжена и церковною утварью. 35) Церковь при женском духовном Училище в честь Введения во храм Божией Матери, устроена вместе с построением того училищного корпуса, в котором она находится, и освящена Высокопреосв. Антонием Архиепископом Казанским 18 марта 1873 г. Первое пожертвование на построение этой церкви сделано было священником Вятской епархии Д. Бердниковым (400 р.), но потом все расходы по устроению церкви принял на себя Казанский купец Димитрий А.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Отбыв и это наказание, владыка Иоасаф возвратился в Казань, где поселился со своей престарелой 75-летней матерью. К тому времени в Казани существовало два КЕУ: обновленческое, с митрополитом Алексием (Баженовым), а позже – митрополитом Иерофеем (Померанцевым), и сергиевское – с постоянно арестовываемым епископатом: архиепископами Афанасием (Малининым), Палладием (Шерстенниковым), Антонием (Миловидовым). Со всеми ними владыка Иоасаф был знаком давно, с некоторыми даже с академической скамьи, – тем печальней и трагичней было для него размежевание с ними. Владыка Иоасаф не пошел на признание Декларации митрополита Сергия и остался заштатным епископом на покое. Он служил лишь изредка в кладбищенской церкви, причем только панихиды. Окружение его было из ссыльного или сочувствующего ему духовенства. Большинство приходского духовенства (а служить открыто тогда могли только обновленцы и принявшие Декларацию митрополита Сергия) опасалось посещать его, и если посещало, то тайно. Да и за те годы, что прошли с момента, когда епископ Иоасаф был окончательно отстранен от управления епархией, значительная часть единомысленного владыке духовенства была либо сослана, либо расстреляна. В апреле 1936 года, когда на Арском кладбище начали разрушать древние надгробные памятники и кресты, владыка Иоасаф в сердцах заметил: «Никуда не годен тот народ, который не бережет старины, – и, помолчав, добавил: – Впрочем, Иосифу Виссарионовичу уже нечего более разрушать, так что кладбище его последняя поддержка». Не прекращается переписка владыки Иоасафа с митрополитом Кириллом, находившимся в ссылке и лишенным возможности следить за церковными и политическими событиями. В сентябре 1936 года митрополит Кирилл пишет епископу Иоасафу: «Все письмо Ваше, в котором Вы дали, между прочим, статью Е. Μ. (Е. Ярославского), собственноручно переписанную Вами, перечитал я за один раз, черпая в Ваших предшествовавших рассуждениях нравственное удовлетворение от сознания того, что среди нас не утрачивается правильно-осторожное отношение к грядущим судьбам нашей Матери-Церкви...» О принимаемых же законах, митрополит Кирилл также соглашался с епископом Иоасафом: «Текст документа дает в этом отношении некоторое направление, во всяком случае не в нашу пользу, представляя свободу только антирелигиозной пропаганде. Для нас же даже желание помолиться не в одиночку, а общественно, возможно будет по закону 29 года от 8/4 – только с ведома и разрешения (и, конечно, под наблюдением) милиции» 845 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Этот рассказ я привожу только для того, чтобы ещё раз показать в каких тяжелейших условиях строился монастырь, какие испытания терпели его насельники и сам настоятель. После внезапной и скорой смерти игумена Иоанна (Гордеева), исполняющим обязанности настоятеля Воскресенского монастыря становится именно Иоанн (Корионов), а с 1868 года Определением Св. Синода он официально назначается на эту должность. Ученик и последователь славных дел своего духовника, он активно продолжает сбор средств на развитие монастыря. С этой целью он лично побывал в 18 губерниях России. Добивается он и троекратного увеличения монастырских земель. При нем обители в дар поступают 4 мельницы в селах Сикияз, Озерки, Леуза и при самом монастыре на пруду. При настоятеле Иоанне (Корионове) часть склона горы была приспущена. Этим грунтом и грунтом из специально созданного карьера на склоне горы была отсыпана большая горизонтальная площадка и на ней построены новые монастырские строения. Многие из них теперь имели нижние каменные полуподвальные этажи с надстроенными деревянными верхними кельями. Нижние этажи в основном использовались как складские и для хозяйственных нужд. Это позволило убрать все хозяйственные постройки с низменной части, поднять монастырскую ограду вверх по склону и создать большой, красивейший пруд с лилиями и посадками черёмухи вокруг монастыря. Болота вблизи частично осушили и гать по болотистой долине Иструти, что служила дорогой, разобрали. Южнее, на некотором удалении была отсыпана земляная дамбы и построено два моста через ручей и речку Иструть. Теперь дорога проходила там, на некотором удалении от монастыря. В селе Иструть, Саткинского района, Челябинской области восстанавливается Свято-Воскресенский мужской монастырь. Ранее здесь располагался Златоустовский Воскресенский единоверческий мужской монастырь. Событие, что совершается в наше время, неординарное, долгожданное. Особенно для людей там родившихся и выросших. Сбываются пророческие слова настоятеля Воскресенского монастыря Антония (Миловидова), что данная обитель обязательно возродится, сказанные при её закрытии.

http://sobory.ru/article/?object=29556

ч. и Е. м., колокольня Русская свеча раскачивалась, как маятник, грозя обрушиться и погрести под собой Спасо-Вознесенский храм, но устояла (Святой Елеон. С. 54). Сестры усердно молились перед чудотворной иконой «Троеручица», празднование которой совершалось в этот день, и обошли с ней крестным ходом всю территорию мон-ря. С тех пор ежегодно в этот день в Е. м. совершаются праздничная литургия и крестный ход с иконой. Кроме того, ежедневно во время вечерней службы сестра берет маленькую икону Божией Матери «Троеручица» и крестным ходом обходит мон-рь, чтобы Божия Матерь охраняла обитель. Пострадавший от землетрясения Спасо-Вознесенский храм был капитально отремонтирован в 1938-1941 гг. Игум. Павла (в схиме Антония), постриженица Леснинского мон-ря, установила в обители строгое общежитие. Ее преемница игум. Мелания, управлявшая Е. м. с 1934 по 1944 г., прибыла в Иерусалим в 1932 г. из Югославии по рекомендации Святейшего Патриарха Сербии Варнавы. После того как 9 апр. 1948 г. отряды Хаганы вырезали араб. население пос. Дейр-Ясин (более 250 женщин и детей) и изгнали араб. жителей из пос. Айн-Карем , большинство горненских монахинь (до 100 чел.) покинули монастырь и ушли в Е. м. Большая часть из них не вернулась в Горненский мон-рь, оставшись в Е. м. из-за нежелания переходить в юрисдикцию Московского Патриархата. С 1951 г. мон-рь сделался местопребыванием начальников РДМ (в юрисдикции РПЦЗ). Это привело к перенаселенности Е. м., оставшегося в юрисдикции РПЦЗ. После начала 1-й арабо-израильской войны у подножия Елеонской горы иорданские войска установили дальнобойные орудия и обстреливали из них еврейскую часть Иерусалима. Командование иорданской армии планировало разместить в Е. м. танки, а на колокольне - военную сигнализацию, что грозило разрушением обители в случае продолжения военных действий. Только энергичные действия настоятельницы Е. м. схиигум. Антонии помешали осуществлению этого плана. В 1958 г. в Е. м. было отпраздновано 100-летие РДМ. На торжествах присутствовал кор. Иордании Хусейн. Во время 6-дневной арабо-израильской войны в мае 1967 г. мон-рь пострадал от обстрела, была убита вратарница обители монахиня Евлалия. При игум. Тамаре в Е. м. была открыта небольшая больница для лечения немощных и престарелых сестер. В 1973 г. на крыше колокольни был произведен ремонт, в 2001 г. установлена новая лестница, привезенная из Германии. В наст. время в обители подвизается ок. 40 насельниц, половина из них - правосл. арабки. Настоятельницы Е. м.: мон. Евпраксия (Миловидова; 1906-1914), Елисавета (1919-1929), Павла (Клюева, в схиме Антония; 1929-1934; 1944-1951), Мелания (Ненюкова; 1934-1944), Тамара (кнж. Татьяна Константиновна Романова, дочь вел. кн. Константина Константиновича; 1951-1975, † 1979), Феодосия (Баранова; 1975-1984), Параскева (Зильберкрейн; 1984-1989, † 1995), Варвара (Эпова; 1989-1993), Иулиания (1993-1997), Моисея (Бубнова; с 1997 по наст. время).

http://pravenc.ru/text/189769.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010