Разделы портала «Азбука веры» дайджест 13 Окт 2023 Фото: mitropolia74.ru Челябинск, 12 октября. В медиахолдинге «Гранада-пресс» 11 октября состоялась пресс-конференция, посвященная причислению к лику святых южноуральского священника Василия Носова. 24 августа Синод включил его имя в список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, сообщает сайт Челябинской митрополии. «Отец Василий – первый святой, канонизированный именно Челябинской епархией. Для нас это торжество исторической правды», – отметил на пресс-конференции председатель комиссии по канонизации святых Челябинской епархии протоиерей Борис Кривоногов. Процесс сбора документов для канонизации отца Василия проходил тяжело, рассказали участники встречи. Священник жил в трудное время, но по словам отца Бориса Кривоногова, своей мученической кончиной подтвердил верность Христу. Стойко вынес испытания в ссылках, во время ареста в 1937 году никого не предал, был доброжелателен с сокамерниками. «Было важно предоставить официальные документы о благочестивой жизни, твердой вере в Бога и отсутствии всякой связи с обновленчеством», – рассказала архивист Галина Кибиткина. Челябинские историки и архивисты проделали огромную работу. Дело отца Василия Носова следователи НКВД включили в «Дело епископа Антония Миловидова», в котором было 99 томов. Специалисты просматривали каждый лист: допросы свидетелей, обвиняемых, акты и протоколы. По крупицам собрали десять томов материалов о южноуральском священнике. Протоиерей Борис Кривоногов подчеркнул, что отец Василий Носов канонизирован не как местночтимый подвижник, а как святой всей Русской Православной Церкви. Ему устанавливается общецерковное почитание. Со временем составят службу, день памяти – 4 октября, включат в календарь. Возможно, построят храм, названный именем Василия Носова. 15 октября во время прославления святого в Свято-Симеоновском кафедральном соборе верующие смогут поклониться иконе священномученика Василия, духовенство пропоет ему тропарь. Василий Михайлович Носов родился 29 января 1886 года в станице Екатериновская на Кубани в семье кубанского казака Михаила Носова и его супруги Агафии. Окончил церковно-приходскую школу и выдержал экзамен на звание учителя народной школы. В 1908 году его семейство переселилось в Кустанайский уезд Тургайской области. В 1913 году Василий Носов поступил в пастырско-миссионерскую школу при Оренбургском архиерейском доме, где готовили священников-миссионеров.

http://azbyka.ru/news/chin-proslavlenija...

Дело уфимского духовенства объединили с делом «контрреволюционной повстанческой организации «Освободители»», по объединенному делу проходило 297 чел. 3 дек. 1930 г. тройка при Полномочном представительстве ОГПУ в Башкирской АССР приговорила В. к 10 годам ИТЛ. Отбывал срок в Вишерском лагере (пос. М. Вижаиха Уральской обл., ныне г. Красновишерск Пермской обл.). Находясь в лагере, В. не утратил связи с Уфой, духовные дети владыки приезжали в Красновишерск, поддерживали его продуктами и деньгами. Вместе с В. отбывали срок еп. Антоний (Миловидов), прмч. архим. Иоасаф (Боев) и мн. др. священнослужители. В результате непосильного труда на общих работах у В. развился гнойный плеврит, после операции он был признан безнадежным. Узнав о состоянии В., [архи]еп. Андрей (Ухтомский) 15 сент. 1932 г. направил руководителю Политического Красного Креста Е. П. Пешковой письмо с просьбой о его освобождении. Письмо завершалось словами: «Если Вы спасете Троицкого, то спасете одного из честнейших русских людей». По ходатайству Пешковой В. был 4 февр. 1933 г. комиссован из лагеря и выслан на оставшийся срок в г. Мелекесс Средневолжского края (ныне г. Димитровград Ульяновской обл). В. получил разрешение властей совершать богослужения в одном из двух существовавших в городе храмов во избежание «молений» по домам (2-й храм был захвачен обновленцами). Антиминс был тайно доставлен из Уфы, первая служба состоялась в Страстную Пятницу 1933 г. В эти годы в г. Мелекесс переехали оставшиеся на свободе духовные чада В., а также семья его брата свящ. Михаила Троицкого. В ссылке В. поддерживал активные связи с уфимскими «андреевцами», к-рыми управлял Руфин (Брехов), приезжавший к В. в Мелекесс. В эти годы В. пришел к выводу о необходимости ликвидировать «уфимскую автокефалию» как явление ненормальное, о чем писал еп. Руфину. Получив подтверждения присоединения [архи]еп. Андрея (Ухтомского) к старообрядцам Белокриницкой иерархии , разорвал с ним отношения и направил ему письмо, в к-ром высказал сомнение в правильности самочинного объединения со старообрядчеством.

http://pravenc.ru/text/150323.html

16 марта 1926 г. В. вместе с др. Уфимскими епископами подписал постановление «О поставлениях, совершенных епископом Андреем после смерти Патриарха для Уфимской и Златоустовской епархий», в к-ром были признаны неканоничными епископские хиротонии Питирима (Ладыгина) (см. Петр ), Антония (Миловидова) и Руфина (Брехова) , совершенные [архи]еп. Андреем (Ухтомским) в ссылке в г. Теджен (Туркмения) вместе с Нижнетагильским еп. Львом (Черепановым) . В 1926 г. В. ушел на покой, жил в Георгиевском мон-ре, преобразованном в монашескую «сельхозартель». В сент. 1928 г., после расформирования «артели», старый и почти слепой архиерей по приглашению верующих переехал в Байки. Позже на допросе о своей жизни в это время он сказал, что «периодически по просьбе священников исполнял в церкви богослужение… Я живу в Байках на милостыню верующих. Дохода никакого не имею и только жду конца своей жизни». В. был арестован 14 нояб. 1929 г., заключен в Бирский кантонный исправдом. Поводом для ареста епископа и священника Михаило-Архангельского храма Александра Яковлева послужила «неделя необычного говения», якобы объявленная ими во время «недели коллективизации» в связи с предполагаемым закрытием храма. Владыка обвинялся в том, что по приезде в Байки «усердно занялся восстановлением религиозных чувств среди крестьянства», что привело к «срыву коллективизации», в «систематической антисоветской агитации... противодействии мероприятиям соввласти». В. виновным себя не признал. 26 февр. 1930 г. тройка при Полномочном представительстве ОГПУ в БАССР приговорила его к 5 годам ИТЛ с заменой лагеря высылкой в Северный край на тот же срок. 7 апр. 1934 г. В. был досрочно освобожден по инвалидности, однако сведений о возвращении его в Уфимскую епархию нет. По всей вероятности, он умер вскоре после освобождения, возможно еще в ссылке (досрочно освобождали иногда безнадежно больных или умирающих осужденных). Невероятным представляется сообщение митр. Мануила (Лемешевского) о том, что в 1956 г. В. жил в Якутской АССР (Русские иерархи, 1893-1965. Т. 2. С. 165). В. был реабилитирован 31 июля 1989 г.

http://pravenc.ru/text/150327.html

При церкви располагалась церковно-приходская школа, построенная в 1901 году и оцененная в 1 000 рублей. Псаломщиком с 15 января 1914 г. был Константин Платонович Трофимов (1892-?). В 1920 году произведена национализация имущества, ликвидация молитвенного здания относится к 1937 году. В деле «Журнал регистрации заявлений и учета церковных зданий» имеется информация о храмах за 1945 год. По Называевскому району: «д. Лески Ростовского с/с - Никольская, одноэтажная, каменная - механически прекратила действие - не используется - купола сняты, состояние хорошее - внутреннее оборудование находится в церкви». В документах ГАОО обнаружено только еще одно упоминание церкви в Лесках до войны, где говорится, что священник Александр Владимирович Фокинский в июле 1935 года обложен продуктовым налогом, в том числе - 50 кг мяса. Какие события привели к «механическому прекращению действия» церкви? Ответ мы находим в книге М.С. Шангина «Террор против совести». В 1937 году на священника А.В. Фокинского поступило несколько доносов в УНКВД Омской области. Арестовали Александра Владимировича 11 августа 1937 года. Но первый допрос, датированный 13 января и связанный с делом епископа Антония (А.Н. Миловидова). В нем говорится: «Миловидов… давал мне установку, что нужно всеми силами стремиться закреплять храм, закреплять верующих, - внушать им о необходимости держаться за религию - путём высказывания во время служения в проповедях и личным внушением в беседах с гражданами. Кроме того, он говорил, что для того, чтобы увеличилось число верующих, нужно внушать колхозникам, чтобы последние выходили из колхозов…» Тексты допросов противоречивы - с одной стороны А.В. Фокинский говорит как глубоко верующий духовный пастырь, заботящийся о своих прихожанах, с другой, как «контрреволюционер». Что доказывает давление на священника и непорядочность следователя. Священником в Лесках о. Александр был с 1930 года. Вместе с ним по делу были осуждены Иван Никитич Сливко, Иван Тимофеевич Бородин - председатель церковного совета и Евдокия Егоровна Минеева - монахиня, работавшая сапожником. Всех их обвинили по статье 58-10,11 и расстреляли. Николаевская церковь в с. Лески в течение многих лет была в полуразрушенном состоянии - с неё сняли крышу, выломали рамы. http://www.omskmap.ru Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=52445

Одинаковое, как к кафедральному Собору, питал преосв. Антоний чувство благоговения и усердия к храмам соборным в Казанском женском монастыре, в которых попеременно находится подлинная Чудотворная Икона Божией Матери, от этого получившая и самое именование «Казанская». В этих соборах преосв. Антоний совершал литургии ежегодно разов по двенадцати и более и, в большинстве со всенощными. Он установил торжественное, при своём личном служении, перенесение этой Иконы из теплого Собора в холодный, и обратно из последнего в первый, большею частью в праздник Воздвижения. Это он установил по излюбленному им примеру в Киево-Братском академическом монастыре, а так же и в Смоленске, где подобные перенесения св. Чудотворных Икон совершались с церковным торжеством. По причине частого архиерейского служения в соборах монастыря, тамошние певчие-послушницы на обоих клиросах, до того усовершенствовались в хоровом пении, которому обучал их архиерейский же о. Регент (он же и ключарь кафедрального Собора Протоиерей П.Д. Миловидов), – что в последние годы преосв. Антоний не приказывал, кроме торжественных престольных праздников, являться архиерейскому хору, а предоставлял петь при его служении одним монастырским певчим. Последняя дань благоговения и усердия к месту святыни в соборных монастырских храмах – св. Чудотворная Икона принесена была преосв. Антонием при торжестве трехсотлетия от явления сей св. Иконы. Преосв. Антоний принимал самое тщательное участие во всех приготовлениях к этому празднеству: – в устройстве новых орнаментов на св. Иконе, – в избрании места среди двора для совершения молебствия, в особенном чинопоследовании и в распределении всего порядка и церемониала для обхождения вокруг Собора с чтениями Евангелия и песнопениями и в составлении нарочитого синаксаря для прочтения на всенощной по подобию имеющихся в церковно-служебных книгах. Эта последняя дань тем более свидетельствовала о его чувствах благолепия и усердия, что это было уже в предсмертные дни, ровно за четыре месяца до его кончины.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Открытия на этом не кончились. По возведении дома Антонин решил выровнять место, прилегающее к его восточной стене. «При расчистке, около самой стены дома случайно напали на 16 каменных гробов, стоящих поверх земли, в виде четырех групп, с крестообразным проходом между ними. Гробы эти были плотно закрыты каменными плитами и тщательно замазаны известью. Некоторые из них, у южной стороны прохода, оказались поврежденными и пустыми, но северные остались нетронутыми и заключали покойников. Над всем этим склепом заметны были остатки сводов, которые о. архимандрит реставрировал и дополнил новыми. Сверху он покрыл все террасою, которая плотно примкнула к восточной стене дома». Не исчисляя подробнее найденных Антонином в разных местах мозаик, надписей и архитектурных фрагментов древних сооружений, отметим лишь еще один уникальный памятник, находящийся теперь в доме игуменьи, в ее келье-кабинете. Это фрагмент большой белой мозаики с 2 черными овалами и греческой надписью: «Феодосия, славнейшая кувикулярия». Видимо, на этом месте стоял дом, в котором кувикулярия (постельничая) жила со своей госпожой – опальной императрицей Евдокией. История собственно Елеонского монастыря начинается с 1906 г., когда Св. Синод определением от 29 ноября/8 декабря принял решение об обращении женского общежития на Елеонской горе в женскую общину, с условием – испросить предварительно благословение Патриарха Иерусалимкого Дамиана. Открытие общины состоялось 12 августа 1906 г., в день рождения о. Антонина (Капустина) . Игуменом был назначен о. Парфений (Нарциссов), настоятельницей (старшей сестрой) – монахиня Евпраксия, в миру Мария Васильевна Миловидова, бывшая послушница Московского Алексеевского монастыря. Приехав в Иерусалим на поклонение в 1880 г., она долго жила в различных греческих монастырях, пока, познакомившись с архимандритом Антонином и его помощником игуменом Парфением, не стала их постоянной помощницей. Приобретя в июле 1899 г. собственный дом в Иерусалиме (на ул. Пророков, напротив русского Вениаминовского подворья), она оформила его, по примеру о. Антонина, как вакуф в пользу «бедных монахов и паломников православного вероисповедания, русских подданных, проживающих при Русской церкви и прибывающих к ней для поклонения во всякое время, покуда они будут существовать, век за веком и поколение за поколением». В 1912 г. м. Евпраксия была награждена наперсным крестом. Скончалась 12 декабря 1914 г., прожив на Елеоне 26 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Дело не шло, все мои мечтания приложить свои учительские способности к пению разом рухнули, и я помню, как не один раз я возвращался от семинарских всенощных или обеден в состоянии полного уныния. Совсем по-другому шло дело в первые же месяцы, когда Учительская семинария перешла в свой дом на озере Кабан и когда в семинарии кроме трех полных классов, давших мне хотя сколько-нибудь опытных, мною же выученных в прошлые два года теноров и басов, в моем распоряжении очутилось до шестидесяти «лопаток» – чувашат, черемисят, вотяков и т.п. Я помню, что я с жаром принялся учить их, сам писал им ноты, сольфеджио, партитуры, морил их на спевках без всякой жалости. Зато к первым же службам семинарский хор, человек в шестьдесят, сразу заявил о себе очень хорошо. Ожил и я, ожили и семинаристы. Вновь назначенный законоучитель о. Никифор Тимофеевич Каменский (ныне епископ Никанор Екатеринбургский) служил отлично, и, хотя и надоедал мне своими крайне плохими проповедями-экспромтами, но видимо интересовался нашим пением. Церкви в семинарии еще не было, так что мы начали свои службы всенощными и «обедницами» (то есть пропуская от «Елицы оглашении» до «Достойно есть», после чего пели «Отче наш» и отпуст). 209 Когда настлали пол в церкви, мы, певшие на хорах, перешли вниз, чем, конечно, улучшили качество звука. Освящение церкви, на котором преосвященный Антоний произнес отличную проповедь , было для меня вместе и экзаменом, который я сам себе задал, чтобы уверовать в свои регентские способности. Так как этот экзамен, по общему отзыву всех и по моему внутреннему строгому суду, прошел отлично, то я в этот же день с одобрением моего первого учителя о. Петра Диомидовича Миловидова, регента архиерейского хора, бывшего за этою службою, порешил покончить с своею судебною деятельностью и посвятить себя деятельности педагогической. Решение мое было одобрено Николаем Ивановичем, и мы условились, что я выдержу экзамен на звание учителя гимназии в филологическом факультете и затем он предоставит мне уроки истории и географии в Учительской семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Кирилл Миловидов 30 августа 2013, 16:46 " В отличие от того же ислама, в Православии мужчина не имеет права от женщины требовать послушания. Если мы внимательно вчитаемся в слова апостола Павла, которыми обосновывается такое отношение, то там вовсе не мужу, а жене сказано, что она должна слушаться мужа. Мужья этих слов вообще не должны слышать. Мужу сказано возлюбить свою жену, как Христос возлюбил Церковь и Себя предал за Нее. А у нас все происходит наоборот. Мужчины пытаются требовать от женщин послушания, а женщины требуют от мужчин любви. Должно быть не так. Мужчина от себя должен требовать любви, а женщина – от себя требовать послушания. Любая нормальная православная женщина сама решает слушаться мужа или нет. А муж не имеет права заставлять жену слушаться. У него другая задача -- умереть на кресте, если у него жена будет непослушная " . Протоиерей Максим Первозванский, главный редактор журнала " Наследник " , отец 9 детей. Инна 29 августа 2013, 17:56 Прочитала сообщение Антонины, и подумала в который раз: потому-то мужчины в храм и не идут, что не учат их православию. " Женщины, смиритесь... " Прекрасно. Но кто призывает смиряться мужчин? А ведь Христос призывает от него научиться кротости и смирению. А в этой статье примером идут самые гордые, самые несмиренные - мусульмане. Вы научите мужчин быть православными - к женщинам относиться уважительно и снисходительно, терпеть их слабости, переживать о них, как о себе (как учит Апостол). Тогда и мужчины найдут себя в православии. А у данного автора ничего подобного не видно, как и многие, сичтает, что смирение - удел только женщин. Вот и в храмах только женщины... Тата 29 августа 2013, 16:12 В православии НЕТ власти мужчины над женщиной, а есть только мужа над СВОЕЙ женой ( и малолетними детьми ). Разница понятна? Антонина 29 августа 2013, 12:03 Вот иду в платке по улице и так хорошо на душе. А все потому, что платок не только знак власти ангелов, но и знак власти мужчины над женщиной. А так приятно быть под покровительством.

http://pravoslavie.ru/63530.html

Во 2-й пол. 40-х гг. на большой территории действовали михайловцы. Это движение было основано самозваным «епископом» Михаилом Ершовым, выдававшим себя за вел. кн. Михаила Романова. Он якобы был рукоположен в иереи в 1930 г. иосифлянским еп. Нектарием (Трезвинским), а затем получил архиерейскую хиротонию от андреевского еп. Антония Миловидова. С 1943 г. Ершов находился в заключении, однако его последователи организовали ряд нелегальных общин. Так, подпольные домовые храмы михайловцев действовали в г. Касимове, пос. Сынтул и дер. Перхурово Касимовского р-на Рязанской обл. Эти общины были раскрыты в 1949 г., их руководители арестованы. Всего в кон. 40-х гг. было выявлено в Рязанской, Липецкой, Горьковской и Владимирской областях не менее 20 тайных церквей и скитов михайловцев, где проживало ок. 100 чел. В 1950 г. по групповому делу михайловцев было осуждено более 20 активных участников. В кон. 40-х - нач. 50-х гг. в Чувашии были раскрыты катакомбные общины андреевцев. В 1947 г. в Цивильском р-не арестовали тайного свящ. Алексея Корнилова, позднее там же - тайных иеромонахов Митрофана (Васильева) и Гурия (Павлова). В г. Цивильске в зданиях закрытого Тихвинского мон-ря, где размещался детский дом, обнаружили комнаты, в к-рых жили насельницы тайного жен. мон-ря. Его настоятельницей была престарелая мон. Анастасия (Федотова). По данному групповому делу к уголовной ответственности были привлечены 10 сторонников И. п. х. В 1950 г. в г. Балашове Саратовской обл. был арестован окормлявший местные тайные общины свящ. Тихон Голынский (при задержании имел документы на имя И. И. Михайловского). На следствии он признал, что являлся руководителем «антисоветской организации последователей Истинно православной церкви». Как утверждал Голынский, в 1939 г. в Ухтинско-Печорском лагере его хиротонисали во епископа под именем Антоний находившиеся в заключении епископы сщмч. Вассиан (Пятницкий) , Ювеналий (Машковский) и Агафангел (Садовский; епископ андреевского поставления). Тогда же на совещании 12 архиереев разной церковной ориентации, отбывавших наказание в лагере, Голынский, по его словам, получил указание на свободе стать во главе ИПЦ.

http://pravenc.ru/text/675029.html

После израильско-арабской войны 1948 года повсюду на Святой Земле был хаос и экономический упадок. Отец Димитрий застал РДМЗ в крайне плачевном состоянии: мужского служащего духовенства в Миссии почти не осталось; не было почти никаких денежных средств на содержание Миссии и обителей; не было влиятельных жертвователей, могущих хотя бы стабильно поддерживать святыни; сестры обителей ходили почти лохмотьях и зарабатывали себе на пропитание за стенами обителей тяжелым трудом, подвергаясь систематическим унижениям и оскорблениям со стороны местных мусульман и иудейского населения; историческое здание Миссии возле Троицкого собора в Иерусалиме было захвачено израильской властью; были отняты, в угоду советскому влиянию, другие важнейшие участки Миссии. В благодарность за поддержку СССР образования Израильского государства в 1948-м году местная власть готова была передать все святые русские обители на Святой Земле, что грозило в будущем продажей при Хрущеве очень многих исторических русских земель в Палестине и Израиле. Все те святые русские палестинские обители на Святой Земле, которые своими титаническими трудами создавал преподобный отец Антонин (Капустин), могли полностью исчезнуть. Отцу Димитрию и матушке Тамаре Господь доверил величайшую миссию – спасать от разорения и уничтожения Святой Русский Елеон Но по усердной молитве отца Димитрия, матушки Тамары и всех клириков и монашествующих Русская Духовная Миссия За рубежом не только выстояла, но подняла свой духовный, моральный и материальный авторитет на необыкновенную высоту. Отец Димитрий перенес резиденцию начальников Миссии на Святой Елеон, под молитвенную защиту покоящихся на Елеоне его великих подвижников-основателей: преподобных отца-основателя Антонина (Капустина). священномученика Парфения (Нарциссова), первой начальницы и строительницы Елеона монахини Евпраксии (Миловидовой) и других покоящихся там первых Елеонских русских монахинь и инокинь. Его трудами были спасены от разорения и захвата: Елеон, Гефсимания, Вифания, Фаран преподобного Харитона Исповедника, Хеврон и Иерихон.

http://pravoslavie.ru/133441.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010