Иоанна (Пояркова) служил в местном храме, но вскоре отделился от еп. Иоанна и присоединился к сторонникам еп. Андрея (Ухтомского). Находившийся в ссылке в Ср. Азии еп. Андрей с нояб. 1922 г. сохранял статус соборно избранного временно управляющего Уфимской епархией и до кон. 1924 г. поминался за богослужениями после имени находившегося в заключении, затем в ссылке Уфимского еп. Бориса (Шипулина). Между тем с осени 1924 г. еп. Иоанн пошел на серьезные уступки советским властям: издал по требованию ОГПУ декларацию о полной лояльности к советской власти, о решительной борьбе с «церковной контрреволюцией» и о готовности к объединению с обновленцами без требования их покаяния, организовал получивший от властей легальный статус Уфимский епархиальный совет с участием непокаявшихся обновленцев. Еп. Андрей расценил действия еп. Иоанна как подчинение богоборческой власти и определил его политику как «полуобновленчество». К весне 1925 г. неск. тысяч верующих Уфимской епархии прекратили посещение храмов, где служили священники, подчинявшиеся еп. Иоанну. После кончины патриарха Тихона († 7 апр. 1925) еп. Андрей сообщил своим сторонникам, что готов рукоположить для них епископов. Свои действия он обосновывал теми же документами высшей церковной власти, к-рые позволили в 1922 г. объявить автокефалию Уфимской епархии и совершить в ней ряд епископских хиротоний, впосл. признанных свт. Тихоном. В мае 1925 г. архим. Питирим (Ладыгин) через жребий был избран собранием представителей «андреевских» общин кандидатом во епископа и вместе с 2 др. кандидатами - архим. Антонием (Миловидовым) и иером. Руфином (Бреховым) выехал в г. Теджен Туркменской ССР, где 21 июня был рукоположен во епископа Нижегородской слободы града Уфы пребывавшими там ссыльными епископами Андреем (Ухтомским) и Нижнетагильским Львом (Черепановым). Как принадлежавший к «андреевской» группе, еп. Питирим не признал Крутицкого митр. сщмч. Петра (Полянского) местоблюстителем Патриаршего престола. Тем не менее имя епископа Нижегородской слободы Питирима значилось в подписанных митр.

http://pravenc.ru/text/2580312.html

В Алексеевском монастыре велась подготовка сестёр милосердия (из числа послушниц) для нужд Общества. Помимо этого, ещё при игумении Иларии Алексеевский монастырь вёл благотворительную деятельность среди заключённых. Так, в женском отделении Московской тюремной больницы две монахини и четыре послушницы монастыря поочерёдно ухаживали за больными арестантами, молились и читали им духовные книги. С 1884 года, в память исполнившегося совершеннолетия наследника царевича Николая Александровича, будущего императора Николая II, игумения Антония ежегодно вносила в Московское епархиальное Филаретовское училище тысячу рублей из монастырских денег на воспитание бедных девиц духовного звания. В память об избавлении императора Александра III и его семьи во время железнодорожной катастрофы 17 октября 1888 года в монастыре было устроено училище с курсом начальной церковно-приходской школы на 17 девочек-сирот и дочерей беднейших членов духовенства. Лучшие ученицы переводились в Филаретовское и Мариинское епархиальные училища, где содержались за счет монастыря. Так, в 1891/92 учебном году в Филаретовском училище было шесть пансионерок Алексеевского монастыря, и две пансионерки самой игумении Антонии. По проекту А. А. Никифорова к югу от церкви Всех Святых для училища был выстроен каменный двухэтажный корпус. Открытие и освящение монастырского училища состоялось 27 августа 1889 года. Высокий уровень духовной жизни сестёр в Алексеевском монастыре позволил ему стать своего рода «школой» будущих игумений. В обители под руководством опытных стариц были воспитаны настоятельницы многих монастырей. Среди них можно выделить основательницу Виленского Марие-Магдалинского женского монастыря игумению Флавиану (Попову) и её преемницу игумению Антонию (Золотарёву), а также первую настоятельницу Спасо-Вознесенского Елеонского женского монастыря в Иерусалиме монахиню Евпраксию (Миловидову). В Алексеевской обители по благословению митрополита Филарета начинала свою монашескую жизнь будущая игумения Серпуховского Владычнего монастыря Митрофания (в миру – баронесса Прасковья Григорьевна Розен), бывшая фрейлина императрицы Марии Александровны.

http://azbyka.ru/palomnik/Алексеевский_ж...

Предисловие Большую роль в созидании Русской Палестины играла благотворительность русских женщин-подвижниц, многие из которых провели в Иерусалиме последние годы жизни и в нём скончались. Среди русских благотворительниц прежде других следует назвать имя графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской, дочери знаменитого Алексея Орлова, героя Чесменской битвы. Ею была пожертвована в Гефсиманское подворье – в часовню напротив Храма Гроба Господня – двусторонняя плащаница Божией Матери в натуральную величину, в серебряно-вызолоченных ризах с обеих сторон, которая и ныне хранится в часовне и с которой совершается по иерусалимскому обычаю крестный ход в Гефсиманию за три дня до праздника Успения. Благотворительницами Святой Земли были также особы царствующего дома: супруга Александра II императрица Мария Александровна (деньги на строительство Русской больницы, на приобретение архимандритом Антонином участка для школы в Бет-Джале и др.), великая княгиня Александра Иосифовна (деньги на Царские Врата для иконостаса Троицкого собора, для внутреннего убранства храма Преображения на Фаворе и др.), великая княгиня Мария Александровна, дочь Александра II (пять тысяч рублей на строительство церкви святой Марии Магдалины в Гефсимании). Не уступали по щедрости и представительницы других сословий, преимущественно купчихи. Мария Михайловна Киселёва из Пензы финансировала строительство церкви святого пророка Елисея в Иерихоне, церкви на горе Свержения в Назарете, а также оставила 50 тысяч рублей по духовному завещанию в пользу Императорского православного палестинского общества. Документы настоящего раздела рассказывают о вакуфе в пользу построенной архимандритом Антонином церкви Вознесения Господня на Елеоне, учреждённом в 1901 году Марией Васильевной Миловидовой. Приехав на поклонение в Иерусалим, она долго жила в различных греческих монастырях, пока, познакомившись с архимандритом Антонином и его помощником игуменом Парфением, не стала главной благотворительницей будущего Елеонского монастыря. После смерти Антонина была постоянной помощницей отца Парфения, снабжавшей его средствами для благоустройства обители. Позже приняла монашество с именем Евпраксия и возглавила в звании настоятельницы Елеонскую женскую общину, основанную начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандритом Леонидом (Сенцовым) в 1906 году. Была настоятельницей до самой смерти, последовавшей в трудные для обители дни осени 1914 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В 20-е годы к староверию присоединилось несколько архиереев, принадлежавших как к «тихоновской» Церкви, так и к обновленчеству. 4 ноября 1923 г. к беглопоповцам присоединился обновленческий архиепископ Николай (Позднев). 1304 Таким образом, беглопоповцы получили архиерея, и возникла иерархия Древлеправославной церкви. 16 сентября 1929 г. к этой же ветви старообрядчества присоединился «непоминающий» епископ Стефан (Расторгуев). 1305 В 1923 году к Белокриницкой иерархии присоединился епископ Балахнинский Филипп (Гумилевский), однако в 1925 году он раскаялся и вернулся в Патриаршую Церковь . Возвращение его вызвало резкую критику обновленцев, сетовавших на то, что, в отличие от бывших в обновленческом расколе, епископа Филиппа приняли без публичного покаяния. 1306 28 августа 1925 г. предпринял попытку присоединиться к беглопоповцам епископ Андрей (Ухтомский), 1307 за что был митрополитом Петром (Полянским) запрещен в священнослужении. При этом сами беглопоповцы перехода архиепископа Андрея долгое время не признавали. 1308 25 апреля 1926 г. перешел к беглопоповцам викарий Уфимской епархии епископ Усть-Катавский Антоний (Миловидов). 1309 Среди перешедших или пытавшихся перейти в старообрядчество архиереев были представители разных церковных группировок. Однако в большей степени симпатии к старообрядчеству высказывали те, кто обвинял митрополита Сергия (Страгородского) в подчинении Церкви атеистическому государству. Сохранилась, например, декларация, принятая собранием «церковников-общинников» (Уфа, октябрь 1927 года), участники которого, с одной стороны, открещивались от «обновленцев (евдокимовцев) 1310 и полуобновленцев (сергиан)», 1311 а с другой – обращались к старообрядцам с призывом к единению. 1312 На наш взгляд, именно эти события побудили митрополита Сергия (Страгородского) предпринять шаги, направленные на сближение со старообрядцами. В марте 1928 года на съезде старообрядцев-беспоповцев в Саратове архиепископ Ювеналий (Масловский) 1313 от имени митрополита Сергия предложил старообрядцам епископа для восстановления иерархии. А 8 марта (23 февраля) 1929 г. митрополит Сергий составил документ, озаглавленный «Послание патриаршего местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия по вопросу о порядке восстановления трехчинной иерархии у старообрядцев, именующих себя древлеправославными христианами, приемлющими переходящее священство от Грекороссийской Церкви, и суждений на съезде означенных старообрядцев 2530 мая 1928 г. старого стиля в гор. Саратове». 1314 Послание предлагало старообрядцам избрать из числа православного епископата трех архиереев, а затем принять их в общение через миропомазание. Приводим текст этого прежде никогда не публиковавшегося послания:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Уже в августе 1904 г. Леонид обращается в Святейший Синод с ходатайством о разрешении построить храм у Дуба Мамврийского, на участке, приобретенном архимандритом Антонином 52 . В 1913 г. он добивается освящения русского храма во имя Илии Пророка на горе Кармил в Хайфе 53 . Продолжая традиционную, восходящую еще ко временам епископа Кирилла, линию на независимость Русской Духовной Миссии, Леонид при посредничестве ИППО ходатайствует перед МИДом о последовательном разграничении функций РДМ, Генконсульства и Палестинского общества 54 . Наиболее полным и информативным за весь период является отчет по ревизии состояния Миссии, проводившейся в Иерусалиме в самый канун Первой мировой войны помощником Управляющего контролем при Святейшем Синоде М. А. Дьяконовым 55 . Отчет содержит обобщающие данные о штатах, ресурсах, храмах и недвижимости Миссии за все время ее существования 1847–1914 гг. Наиболее важны сведения за период управления ею архимандритом Леонидом (1903–1914). В приложении приводятся списки объектов недвижимости, принадлежащих Миссии, по четырем категориям: 1. Участки, вошедшие в 1889 г. в вакуф архимандрита Антонина (6 объектов); 2. Участки, купленные Антонином, но не вошедшие в его вакуф (8 объектов); 3. Участки, приобретенные архимандритом Леонидом (16 объектов), и 4. Вакуфы монахини Ев-праксии (М.В. Миловидовой) и И.Г. Силаевой. В целом, на август 1914 г. в ведении Русской Духовной Миссии находилось 32 участка, 6 храмов, 2 монастыря (Горненский и Елеонский), 11 подворий и несколько молитвенных домов. Генеральное консульство в Иерусалиме История русского дипломатического представительства на Ближнем Востоке восходит к эпохе Екатерины П. В 1785 г. в числе консульств и вице-консульств, учрежденных русским правительством в различных портовых городах Греции и других областей Османской империи, было и вице-консульство в Бейруте (указ Екатерины II от 16 мая 1785 г.). Этот факт следует рассматривать в одном ряду с другими внешнеполитическими акциями российского правительства, связанными в той или иной степени с так называемым Греческим проектом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

При управлении З. в. еп. Николай тяготел к исторически сложившимся тесным связям с Уфимской правосл. кафедрой, возглавляемой в тот период временно управляющим епархией Давлекановским еп. Иоанном (Поярковым). При этом сохранялся статус З. в. как полусамостоятельной епархии, на что указывает, в частности, отсутствие имени Златоустовского епископа в списках викарных архиереев правосл. Уфимской кафедры на 1926-1928 гг. (Правосл. календарь на 1926 г. Уфа, С. 36; То же на 1927 г. Уфа, С. 32; То же на 1928 г. Уфа, С. 42). 16 марта 1926 г. еп. Николай принял участие в архиерейском совещании в Уфе по вопросу о поставлениях викарных епископов для Уфимской и Златоустовской епархий, совершенных после смерти Патриарха Тихона Томским архиеп. Андреем (Ухтомским) совместно с Нижнетагильским еп. Львом (Черепановым) в г. Теджене. Имелись в виду хиротонии Питирима (Ладыгина) (см. Петр (Ладыгин) ) в викария Нижегородского, архим. Антония (Миловидова) во епископа единоверческого Усть-Катавского и иером. Руфина (Брехова) во епископа единоверческого Саткинского. Златоустовский епископ подписал постановление о признании поставлений архиеп. Андрея неканоничными, о пресечении деятельности рукоположенных им лиц и о запрещении их в священнослужении. Постановление было подписано также епископами Иоанном (Поярковым) как управляющим Уфимской епархией, Серафимом (Афанасьевым) и Вениамином (Фроловым) как викариями соответственно Аскинским и Байкинским Уфимской епархии (отсутствие определения «викарный» при титуловании Златоустовского епископа в документе еще раз указывает на самостоятельность Златоустовской епархии). Несмотря на решение архиерейского совещания, некоторые единоверческие приходы З. в. признали Руфина (Брехова) своим архиереем и вышли из подчинения Златоустовскому епископу. Для пресечения влияния среди единоверцев еп. Руфина 20 сент. 1926 г. во епископа единоверческого Саткинского был хиротонисан Вассиан (Веретенников) , к сер. 30-х гг. XX в. управлявший всеми единоверческими приходами на территории СССР.

http://pravenc.ru/text/199911.html

Крестовоздвиженский собор в Омске. 1865–1870 гг. Архитекторы Ф. Ф. Вагнер, К. Лазарев Фото: Gallery.ru Крестовоздвиженский собор в Омске. 1865–1870 гг. Архитекторы Ф. Ф. Вагнер, К. Лазарев Фото: Gallery.ru 9 сент. 1935 г. на Омскую кафедру переведен еп. Антоний (Миловидов), ему поручено временное управление Челябинской епархией. 29 нояб. 1936 г. архиерей был арестован вместе с 6 священниками. 8 марта 1937 г. на его место по окончании ссылки, которую он отбывал в Омской обл., назначен архиеп. Филипп (Ставицкий), однако не позднее июля того же года он был арестован. В июле 1937 г. на Омскую кафедру определен архиеп. Фотий (Пурлевский), однако он пробыл в Омске не более 2 недель и был арестован 1 авг. того же года. После этого церковное устройство Омского края было нарушено, Омская кафедра вдовствовала до кон. 1946 г. В кон. 1937 г. советскими карательными органами начато дело «повстанческой монархической организации «Сибирское братство»», в к-рое вошли дела «Омского епархиального братства». По приговору были расстреляны 130 чел., в т. ч. представители духовенства. В 1937-1938 гг. на территории Омской обл. расстреляны 117 священнослужителей, 43 церковнослужителя, арестованы и приговорены к разным срокам заключения 122 священника и диакона, 43 церковнослужителя. К 1938 г. в Омской обл. закрыто 124 молитвенных здания. В сер. 1938 - нач. 1939 г. власти закрыли ц. во имя вмц. Параскевы, Николо-Игнатьевскую ц. и еще 27 храмов. 25 мая 1939 г. состоялась 1-я Омская обл. конференция Союза воинствующих безбожников . К этому времени зарегистрированных священников в регионе не было. 17 мая 1940 г. оформлено закрытие последней числившейся действующей Никольской ц. в Ленинском р-не Омска (принадлежала обновленцам). Тем не менее общины нек-рых церквей не были распущены, сохранились их двадцатки и исполнительные органы, к-рые выплачивали налоги и охраняли храмы; ключи от храмов находились у верующих ( Беглов. 2008. С. 136). Движение «непоминающих» на территории Омской епархии широкого распространения не получило. В 1935-1937 гг. в Ишиме жил (первоначально в ссылке) еп. сщмч. Серафим (Звездинский). 24 июня 1937 г. он был арестован, а 26 авг. расстрелян в Омске. С 1942 г. до ареста в нояб. 1943 г. в Ишиме жил в ссылке еп. священноисп. Афанасий (Сахаров). 1943 - сер. 80-х гг. XX в.

http://pravenc.ru/text/2578399.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Миловидов Александр Николаевич; 31.05.1877, Москва - 4.10.1937, Челябинская обл.), еп. Омский и Павлодарский. Род. в семье профессора гражданского права Харьковского ун-та. В 1898 г. окончил гимназию в Москве и поступил послушником в ТСЛ, где в 1908 г. пострижен в монашество и в следующем году рукоположен во иеромонаха. В 1913 г. возведен в сан игумена и назначен настоятелем Воскресенского мон-ря в Златоустовском у. Уфимской губ. После закрытия мон-ря в 1920 г. А. служил в приходских храмах неподалеку от обители. 6 июня 1925 г. он был хиротонисан во епископа Усть-Катавского, викария Уфимской епархии, в 1928 г. назначен епископом Троицким, викарием Челябинской епархии, и в том же году позднее - епископом Бугульминским, викарием Казанской епархии. 30 нояб. 1928 г. А. был арестован ОГПУ и обвинен в организации собраний духовенства городов Троицка и Бугульмы, на к-рых обсуждались вопросы о Поместном Соборе, о Патриаршестве, о поднятии церковного образования среди духовенства, а также о нововведениях обновленцев (см. Обновленчество ): о «второбрачии духовенства» и «женатом епископате». За организацию собраний 24 мая 1929 г. особым совещанием при коллегии ОГПУ А. был приговорен к 3 годам ссылки в Самару. Здесь он вновь был арестован и 9 сент. 1930 г. приговорен к 3 годам заключения в ИТЛ, к-рое отбывал в Вишерских лагерях. Освободившись, 16 июня 1933 г. А. был назначен епископом Енисейским и Красноярским, 3 мая 1934 г.- епископом Ачинским, 9 сент. 1935 г.- епископом Омским, временно управляющим Челябинской епархией. 29 нояб. 1936 г. А. вновь был арестован, обвинен в том, что будто бы «руководил контрреволюционной группой и объединил вокруг себя реакционное духовенство», «проводил контрреволюционную клеветническую пропаганду» и т. п. На предварительном следствии А. признал себя виновным и подписал показания, написанные следователем. 19-22 марта 1937 г. состоялось судебное рассмотрение «дела» на специальной коллегии Омского областного суда.

http://pravenc.ru/text/115986.html

Его возглавлял Сергей Александрович, Великий князь, муж Великой княгини Елизаветы Федоровны, преподобномученицы. Целью это общества была поддержка Православия и всего русского населения, всех православных паломников, которые приходят на поклонение Святым местам. Было создано свыше ста школ, где учили русский язык. Очень многие арабы в то время говорили по-русски. Например, Якуб Халеби, известный драгоман, переводчик отца Антонина, прекрасно говорил по-русски. Так как он был подданным Турецкой империи, а Святая Земля находилась тогда под турками, он имел право приобретать участки Святой Земли на свое имя. Иностранцы не имели права приобретать участки земли, по закону. Якуб Халеби, будучи верным членом Православной Церкви, приобретал участки на свое имя и потом в дарственной завещал их отцу Антонину и Русской духовной миссии. Таким образом, при отце Антонине приобретено не менее 13 участков, которые мы сейчас имеем на Святой Земле. Это Елеон, это Горний, это Хеврон, Мамврийский дуб, это в Иерихоне участки и многие другие. Елеонский Спасо-Вознесенский монастырь – Когда здесь образовался женский монастырь? – Уже после смерти архимандрита Антонина, в 1906-м году, была основана женская община на Елеоне. Первой настоятельницей была монахиня Евпраксия (Миловидова), которая приехала из Алексеевского московского монастыря, где была послушницей. Она была знакома с отцом Антонином. Настоятельницей монастыря она стала, когда игуменом был Парфений. В первый год ее настоятельства, в 1906-м году, было только 15 сестер. Это были женщины, которые помогали организовывать всю церковную жизнь. Так как вначале это был просто храм, богослужения были только в воскресенье и четверг. Но они устраивали там все: жертвовали, устраивали хор, помогали. Из них и образовалась первая община – 15 человек. В течение года стало свыше ста человек. Надо отдать должное матушке Евпраксии, что в 1914-м году, когда из-за сердечной недостаточности она умерла, в обители остается свыше ста сестер. Игуменьей назначается игуменья Елизавета.

http://pravoslavie.ru/157778.html

История собственно Елеонского монастыря начинается с 1906 г., когда Св. Синод определением от 29 ноября/8 декабря принял решение об обращении женского общежития на Елеонской горе в женскую общину, с условием – испросить предварительно благословение патриарха Иерусалимского Дамиана. Открытие общины состоялось 12 августа 1906 г., в день рождения о. Антонина. Игуменом был назначен о. Парфений (Нарциссов), настоятельницей (старшей сестрой) – монахиня Евпраксия, в миру Мария Васильевна Миловидова, бывшая послушница московского Алексеевского монастыря. Приехав в Иерусалим на поклонение в 1880 г., она долго жила в различных греческих монастырях, пока, познакомившись с архимандритом Антонином и его помощником игуменом Парфением, не стала их постоянной помощницей. В 1912 г. мать Евпраксия была награждена наперсным крестом. Скончалась она 12 декабря 1914 г., прожив на Елеоне 26 лет. Община, состоявшая первоначально из 15 сестер, управлялась в соответствии с «особыми правилами». Монастырь жил за собственный счет, на средства из нештатных источников. Дополнительным источником дохода было монастырское рукоделие: изготовление церковных риз, воздухов, пелен, продажа сорочек для паломников для омовения в Иордане (они хранились потом верующими для похорон в качестве саванов), писание монахинями икон и картин в иконописных мастерских (в настоящее время иконы, писанные горненскими и елеонскими сестрами, можно видеть во всех православных храмах Св. Земли). В начале XX в. нередкой практикой было устройство послушниц в качестве прислуги в русские и иностранные дома Иерусалима. Кроме того, сестры трудились, как делается это и сегодня, на «командировках» по всем подворьям Миссии. Число сестер в Елеонской обители быстро росло и составляло к 1914 г. около 180 человек. На территории обители сохранился также дом ученика и соратника архимандрита Антонина игумена Парфения, зверски убиенного искавшими «монастырское золото» злоумышленниками в 1909 г. (в доме расположена сейчас монастырская библиотека). Длинное здание с плоской крышей в северо-восточном углу монастыря напоминает о том, что в 1907 г. здесь было начато строительство большого соборного храма во имя Страшного Суда Господня, но события Первой мировой войны, а затем революции положили конец постройке. Успели достроить только нижний храм во имя св. Филарета Милостивого, служащий ныне трапезной для насельниц обители (освящен митрополитом Анастасием (Грибановским) в 1925 г.). В 1924 г. Елеонская община по ходатайству приезжавшего в тот год в Иерусалим первоиерарха РПЦЗ митр. Антония (Храповицкого) , с благословения патриарха Иерусалимского Дамиана, стала именоваться монастырем. С 1997 г. монастырь возглавляет игумения Моисея (Бубнова). Сестер в обители около 40, половина из них – местные, уроженки Палестины. Малая Галилея

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010