Дон-Хуан Персидский, персиянин, был в составе персидского посольства в Испанию, где обратился в христианство, XVI в. Сели мы в сани и проехали чрез Смоленск, город, который мне показался так же велик, как Рим. Кобенцель Иоанн — австрийский дипломат, посол императора Максимилиана II, XVI в. Мы прибыли в Смоленск, отстоящий на две немецких мили от границы, где нас встречали, и представляющий собой большой, широко раскинувшийся город, выстроенный из дерева. Он лишь шесть лет как окружен каменной стеной, весьма богат жителями и лежит на реке Днепре, которая делит город на две части. Какаш Стефан — австрийский дипломат, XVII в. Смоленск — город обширный и хорошо отстроенный. Русские считают его как бы непобедимым укреплением своего Отечества. Лизек Адольф — австрийский дипломат, секретарь посольства XVII в. Прибыли мы в город Рязань. Все строения в этом городе деревянные, зато он изобилует хлебом, мясом и напитком, который русские приготовляют из меда. Подкрепив тут силы свои, пустились мы далее. Контарини Амвросий († 1499) — венецианский дипломат и писатель Рязань плодороднее всех прочих областей Московии; говорят, здесь из каждого зерна вырастают два, а иногда и больше колосьев, стебли их растут так густо, что ни лошади пройти через них, ни перепела вылететь из них не могут без известного труда. Там великое изобилие меду, рыб, птиц и зверей. Народ там в высшей степени смелый и воинственный. Герберштейн Сигизмунд (1486—1566) — австрийский дипломат, императорский посол в России в 1516—1517 и в 1525—1526 гг. Казань — красивый город, на русский или татарский образец, с сильной крепостью, расположенною на высоком холме. Дженкинсон Антони († 1610 или 1611) — английский купец и дипломат Когда мы прибыли к городу (Казани), нас вышло встречать такое множество народа, смотревшего на нас с удивлением, что мы едва могли проехать по улицам и площадям. В городе множество церквей, и в них столько больших колоколов, что в канун праздника нет возможности заснуть. Дон-Хуан Персидский, персиянин, был в составе персидского посольства в Испанию, где обратился в христианство, XVI в.

http://pravoslavie.ru/1747.html

303); сты славны великомчнкъ Романа и Давида); «Слово похвйално, мца въ 24 день» (л. 326: «Родъ праведныхъ блгословится рече прркъ и смя и во будетъ»...); «Сказание о чудес о мощеи стую страстотеръпцу хву Романа Двда мца маия во 2-ый днь» (л. 334 об.); «Мучение достохвалнаго и великаго Михаила Черниговского» (л. 347), «Мучение сты нововленных мчникъ родомъ Литвы: Антони и Естаи» (л. 353); «Родословие пресвтлых великих русских самодержец, откуду корень их изыде и како распространиша великую россию» (л. 356 и д.); «О церквей и монастырей в богохранимом град Киев» (л. 361); «Повесть о Калкоцкомъ побои, о русских о. 70. храбрыхъ» (л. 375) 290 , «Повесть о всея русския земли. о батыя царя татарскаго» (л. 381) 291 ; за тем – несколько летописных замечаний о княжении Ярослава Всеволодича, Михаила Киевского, Святослава Всеволодича, о пленении «волынски земли того же баты царя татарскаго» и, наконец, «О (л. 389) – последняя статья Патерика. Рассмотренная нами редакция Печерск. Патер., имеющая в своей основе список Кассиан. II, интересна и важна в том отношении, что проливает некоторый свет па печатное славянское издание Патерика, зависимость которого (издания) от польского издания Сильвестра Коссова совершенно неосновательно преувеличивают 292 . Как у Иосифа Тризны, так и у Иннокентия Гизеля – порядок отдельных статей Патерика в большинстве случаев совпадает; Послание Поликарпа предшествует Посланию Симона, при чем строго – эпистолярная часть отделена от агиобиографической; из редакции Иосифа Тризны взяты некоторые хронологические даты, напр. год смерти игумена Исаии, пострижения Алимпия, прибытия Григория Чудотворца к пр. Феодосию Печерск., и др. У Сильвестра Коссова этих хронологических подробностей нет. Наконец, из нашей же редакции заимствуются и риторические вступления с заключениями для некоторых отдельных житий. Напр., у Иосифа Тризны житие пр. Никона начинается так: «Егда восхот гдь водруженну втвь въ многоплодну сотворити. приведе добра длателя к длателю искусну и трудолюбну в содружество» и т. д.; в печатном славянском издании: «Егда блговоли Гдь насажденную в втвъ иноческаго многоплодну сотворите: приведе къ насадителю искусну и трудолюбиву, копающу землю, сего добраго содлника»... Или: у Иосифа Тризны (в житии пр. Исаии) – бше о земли русски о области о блгородну родителю воспитанъ бывъ во страс о юны же версты хрта возлюбивъ» и пр.; в печатном издании: и сей блаженный имяше в земл въ области же благородныхъ и христолюбивыхъ родителей. юны же версты Христа возлюбивъ и оставивъ, въ монастырь Можно привести и ещё не мало примеров, подтверждающих текстуальную зависимость печатного славянского издания Патерика от рукописной редакции Иосифа Тризны 293 . 8. Редакция Калистрата Холошевского Редакция Калистрата Холошевского сохранилась в рукописи Церк.–Археол. Муз. при Киевск. дух. Акад. 93 (580) 294 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

123 Ирвингианство, христ. секта, основанная 1831 в Англии Эдвардом Ирвингом, стремящаяся возвратить церковь к временам апостольским. Признавая возможность нового излияния Св. Духа на всякую плоть ( Деян. 2, 17 ), ирвингиане избирают из своей среды апостолов, пророков, евангелистов. И. распространилось особенно в Германии (с 1848), Франции и Америке, частью и в России. 124 Деизм, филос. учение, признающее божество началом и основой всех вещей, но, в противоположность теизму, отрицающео личного Бога, откровение и Промысел. Родоначальник Д. лорд Чербери (умер в 1648); затем наиболее замечательны: Чарльз Блоунт, Джон Толанд, Шэфтсбери, Антони Коллинс, Вульстон, Мате. Тиндаль, Болингброк, из французов Вольтер и Руссо, из немцев – Реймарус. 125 ПАНТЕИЗМ греч., учение, отожествляющее Бога с миром, причем мир является лишь внешней стороной, обнаружением, проявлением Бога. П. отрицает внемировое бытие Бога: «Бог есть все», «Бог во всем», «Все в Боге». В древности П. свойствен индийской философии, элейцам, стоикам, неоплатонизму, в новое время его представители Спиноза, Шеллинг, Гегель и др. 126 Агностицизм, греч., философское и научное воззрение, утверждающее, что мы ничего не знаем о действительной сущности вещей, так как она остается за пределами нашего опыта вследствие этого первопричины явлений – душа, Бог – непознаваемы. Термин введен Гексли; применяется к учению Герберта Спенсера, Гамильтона и др 128 Magdeburgenses Centur 1,1.2 cap 4 col 435. «Апостолы учат, что антихрист будет не одно какое-нибудь лицо, а целое царство, устрояемое действием и хитростью дьявола, под управлением лживых учителей, председательствующих в церкви Божией». 129 «Иже (т. е. антихрист) не человек видимый – говорят беспоповцы, – но в человецех сущее отступление, в ни же, акн в сосуде своем, обретается и живет, и обладает» (Кн. об антнхр. ст. 2). Читать далее Источник: Тайная жизнь души после телесной смерти/Прот. Григорий Дьяченко. - Москва : Артос-Медиа, 2010. - 448 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В Московской духовной академии начались богословские консультации между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью 19.10.2023 11:16:15 МОСКВА 17 октября 2023 года в Московской духовной академии начался второй раунд богословских консультаций между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью, сообщает пресс-служба МДА. Собеседования проходят по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла согласно его договоренностям с Предстоятелем Коптской Церкви Святейшим Патриархом Тавадросом II. В рамках деятельности Комиссии по двустороннему сотрудничеству между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью в 2020 году была учреждена специальная рабочая группа по развитию богословских собеседований, в которую вошли со стороны Русской Православной Церкви секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов), проректор по учебной работе МДА священник Павел Лизгунов и заведующий кабинетом ориенталистики МДА диакон Сергий Пантелеев. Со стороны Коптской Церкви в рабочую группу вошли викарий Лос-Анджелесской митрополии, ректор Коптской духовной академии имени святителей Кирилла и Афанасия Александрийских в США епископ Кириллос, клирик Лос-Анджелесской митрополии и проректор Коптской духовной академии имени святителей Кирилла и Афанасия Александрийских священник Макарий Рефела, а также представитель Коптской Церкви в России иеромонах Дауд эль-Антони. Экспертами второго раунда богословских консультаций от МДА выступили доцент кафедры богословия игумен Адриан (Пашин) и старший преподаватель кафедры филологии иеромонах Феодор (Юлаев). В начале рабочего совещания священник Павел Лизгунов огласил приветственное слово наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры, ректора МДА епископа Сергиево-Посадского и Дмитровского Кирилла: «Мы рады видеть вас на благодатной и благословенной земле Святой Троицы — в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, в Московской духовной академии. Наша встреча проходит, с одной стороны, во время новых войн и конфликтов в разных уголках мира.

http://radonezh.ru/2023/10/19/v-moskovsk...

С этого времени и началась его деятельность, направленная к воссоединению униатов с православной церковью. Пользуясь своими полномочиями в полоцкой епархии, прот. Лужинский убеждал как духовных, так и светских лиц к воссоединению и с тех, которые изъявили свое согласие, брал подписки, что они добровольно присоединятся к православию вместе с своими архипастырями, когда настанет для этого благоприятное время. В октябре 1883 года полномочия прот. Лужинского еще более были усилены назначением его вт. председатели полоцкой консистории с оставлением за ним и прежней должности ассесора греко-униатской коллегии. Пред этим главному руководителю всего дела воссоединения, преосвящ. Иосифу он писал следующее: «Исполняя желание вашего преосвященства, спешу сим объявить, что я разность по вере между восточной и западной церквами считаю плодом мудрствований человеческих, а не существенными истинами христианствам, и что из любви ко благу церкви и отечества готова, во всякое время присоединиться к прародительской нашей греко-российской церкви, – впрочем полагаюсь совершенно на благоразумие начальства, что сей поступок мой будет способствовать общему во присоединению греко-униатского народа к оной же церкви, а не возбуждать в нем отвращения к единокровным своим братьям и собственному отечеству – России». 28 янв. 1834 года пр. Василий Лужинский хиротонисан был митр. Булгаком, преосвящ. Иосифом Семашко и преосвящ. Иоасафом Жарским. Другой не менее великий сотрудник, преосвящ. Иосифа Антони Зубко, – сына, униатского священника, – уроженец Ленельского уезда, Полоцкой епархии, мальчиком – сиротой поступил, в полоцкую семинарию. По окончании курса учения в последней, он перешёл в иезуитскую академию, где вместе с другими униатскими учениками перенёс массу неприятностей и преследований от польских студентов – католиков. Тогда именно запала в душу Зубки сильнейшая антипатия к иезуитам и их политике. Образование свое Зубко довершил, на богословском факультете Виленского университета, где в первый раз познакомился с Семашкой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

Архив Пн В Московской духовной академии начались богословские консультации между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью 18 октября 2023 г. 20:09 17 октября 2023 года в Московской духовной академии начался второй раунд богословских консультаций между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью, сообщает пресс-служба МДА. Собеседования проходят по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла согласно его договоренностям с Предстоятелем Коптской Церкви Святейшим Патриархом Тавадросом II. В рамках деятельности Комиссии по двустороннему сотрудничеству между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью в 2020 году была учреждена специальная рабочая группа по развитию богословских собеседований, в которую вошли со стороны Русской Православной Церкви секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов), проректор по учебной работе МДА священник Павел Лизгунов и заведующий кабинетом ориенталистики МДА диакон Сергий Пантелеев. Со стороны Коптской Церкви в рабочую группу вошли викарий Лос-Анджелесской митрополии, ректор Коптской духовной академии имени святителей Кирилла и Афанасия Александрийских в США епископ Кириллос, клирик Лос-Анджелесской митрополии и проректор Коптской духовной академии имени святителей Кирилла и Афанасия Александрийских священник Макарий Рефела, а также представитель Коптской Церкви в России иеромонах Дауд эль-Антони. Экспертами второго раунда богословских консультаций от МДА выступили доцент кафедры богословия игумен Адриан (Пашин) и старший преподаватель кафедры филологии иеромонах Феодор (Юлаев). В начале рабочего совещания священник Павел Лизгунов огласил приветственное слово наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры , ректора МДА епископа Сергиево-Посадского и Дмитровского Кирилла : «Мы рады видеть вас на благодатной и благословенной земле Святой Троицы — в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, в Московской духовной академии. Наша встреча проходит, с одной стороны, во время новых войн и конфликтов в разных уголках мира.

http://patriarchia.ru/db/text/6068864.ht...

Пинск. Церковь Феодора Тирона (старая). /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В начале XVII века в Пинске закладывается деревянный монастырь доминиканцев. Доминиканский костёл, а также большой двухэтажный корпус для монахов-доминиканцев, основан в 1667 г. маркграфиней Марией Лукрецией Копец из дома маркграфов Строцци, родственницей польской королевы Цецилии Ренаты, женой полоцкого воеводы Язэпа Копоця. До конца XVIII века костёл монастыря оставался деревянным. Сразу после строительства деревянного костёла в нём установили орган, органистом которого был Франтишек Подгурский (…-1687). Главный алтарь великолепной резной работы украшала икона Богоматери Непорочное Зачатие. Боковые алтари были посвящены Иисусу Христу, св. Доминику, св. Винценту из Ферарры. С 1750 г. доминиканцы стали приглашать на монастырские богослужения капеллу иезуитского коллегиума, что значительно повысило посещаемость литургий. Вскоре после приглашения иезуитская капелла отказалась играть у доминиканцев. Уровень францисканских музыкантов оказался несоответствующим. Поэтому в 1770 г. приор Альберт Трухановский, который переехал сюда из Минска в 1768 г., завёл свою капеллу. При монастыре доминиканцев в 1726 г. в Пинске открылась Высшая школа Русской доминиканской провинции, которая имела право присвоения ученых степеней своим питомцам. Высшая школа содержала двух профессоров богословия и профессора философии. При этом учебном заведении существовала библиотека в 889 томов. В 1830-1840-е гг. историк Антони Мошинский нашел в монастырской библиотеке историческую хронику монастыря, составленную в 1762 г. Клементием Жебровским. В 1850 г. доминиканский монастырь был закрыт, а в 1857 г. костёл отошёл к Православной Церкви, и после перестройки стал церковью вмч. Федора Тирона, покровителя Пинска. Поскольку здание было перестроено из доминиканского костёла под православный храм, о его стилистике судить трудно. Это был трехнефный базиликальный храм с одной башней на главном фасаде. Его площадь равнялась 450 кв. м. Такой тип культовых сооружений в архитектуре XVIII века встречался редко. Такой прием встречается в архитектуре Польши (люблинская группа) и Литвы (вильнюсская группа) в середине XVII века, что указывает на творческие связи между этими землями.

http://sobory.ru/article/?object=43688

И в самыи убо тъи час, вонже хотяше и т леснаго съюза разлучитися, святых пречистых и животворящих таинъ Христа Бога нашего причястися, святую свою и трудолюбную душю мирно и тихо къ Господу отдасть, еще молитв въ уст хъ его суще… Таже и лице его просв тися и бяше св тло множае паче, егда в жизни бяше ; и не бяше на лице его никоея же чръности или смяглости, якоже обычаи есть умръшимъ бывати. Но тако бяше, яко тому спящу (л. 397 об.–398)   После описания преставления, но до части с посмертными чудесами во Второй Пахомиевской редакции добавлена глава «о игумене Антонии», в которой говорится о постройке церкви Преображения. Ее начал строить сам преподобный, а закончили при вышеназванном игумене. В содержательном отношении – это самая значительная вставка, она также имеет близкие чтения в Житии Кирилла Белозерского, но речь здесь идет не об использовании формул, а скорее о содержательной близости. Важно отметить, что в Первой Пахомиевской редакции эта глава отсутствовала, вместе с информацией о том, что при Варлааме храм был возведен «до вышняго прага», а при игумене Антони достроен и украшен.   Вторая Пахомиевская редакция Жития Варлаама Хутынского Первая Пахомиевская редакция Жития Кирилла Белозерского По сих же убо Антоние, яко приятъ манастырьское строение, тщашеся всячески, елика вид от преподобнаго Варлаама, собою исправити, да ничтоже от человческаго обычая не разорится . Тмже помысли свръшити церковь Христова Преображениа. Святыи бо Варлаамь , якоже прежде рхом, до вышняго прага воздвиглъ б. Антоние же прочее церкви тоя соверши, и подписаньми, и инми добратами украси и съвръши. Елма же благодатию Христовою и молитвами преподобнаго Варлаама манастырь болма растяше, иноци мнози бывааху…(л. 109 об.) Иже и тъи (игумен Трифон.– Т. К .) тщашеся всячьскы, елико мощно, да ничтоже общаго житиа и обычая монастырьскаго не разорится и да ничимже повр е дится. Елма и братъство немало бяше, церкви же мала, к тому же и ветха, юже самъ святыи Кирилъ поставилъ бяше. Помышляше же игуменъ Трифонъ съ братиею иную церковь вм сто тоя, болшую, въздвигнути (л. 403)

http://sedmitza.ru/lib/text/9494835/

На слова преп. Феодосия, обращённые к великому князю, ссылается, между прочим, известная грамота кн. Андрея Боголюбского от 1159 г., возводящая Печерский монастырь на степень лавры и ставропигии великокняжеской и патриаршей, т. е, делающая ее совершенно независимой от Киевского митрополита: «что есть, – читаем здесь, – на хартиях, Патериках и Летописцах наших Русских дописано с докладом широким» 215 ... Правда, подложность грамоты, приписываемой Андрею Боголюбскому, не подлежит сомнению 216 , но вполне вероятно, как допускает Соловьев 217 , что одновременно с возведением на степень архимандритии Печерскому монастырю дарованы были какие–то права и привилегии по части самоуправления, санкционированные недошедшим до нас официальным документом. И вот, один из ученых иноков Печерских, лицо, близко стоявшее к Поликарпу, – счел за лучшее, воспользовавшись таким компетентным памятником, как Житие самого основателя монастыря, навсегда закрепить полученные права и прерогативы, возвышавшие родную обитель пред всеми другими и ставившие ее в независимое положение к местному митрополиту 218 . К тому же, очевидно, времени следует отнести и такие вставки, как – название преп. Феодосия «архимандритом» и сопоставление его с Феодосием Иерусалимским 219 . (Ср. Арсен, ред. Патер.). Наконец, язык основных статей Патерика в списках нашей редакции значительно подновлен: как мы уже отметили, когда шла речь об основной редакции, – целый ряд слов и выражений, вышедших из употребления или малопонятных, заменен более употребительными и удобопонятными. В 1462 г. в Московском Вознесенском монастыре, по повелению благоверной княгини–инокини Евпраксии, была снята копия с «одного из списков рассмотренной Кассиановской I редакции, – рукою двух многогрешных дьячишков, Григория и Ермолая («скорости ради для»). 1) Рукоп. Новгородск. Софийск. библ. 1389, XVI в. На л. 206 та же запись, что в Кассиан. I, с таким добавлением: «В лт. ц. о. индикта. емели. к. мца. въ. ка. днь. въ бгоспсаеммъ гра москв, въ бители великаго възнесениа. при блговрнаго и великаго кнз василь васильевича. и при сноу его блговрномъ великомъ кнзи. иван васильевич. и при сщнномъ архиепп а повелниемъ блговрныи и хртолюбивыа. иноки (ни) еупракси. а рукою многогршныи дву. дьчишьковь григори. и ермола. скорости ради дл. Тхъ же стыи млтвами и чюдотворедь и прпбны цъ нашихъ печерьскиихъ антони и едоси. ги хе бже помилуи насъ: Начало и конецъ вскому длу блгу. аминъ»:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

11. Памятник Софии и Калликрата воина 161 . Трёхстрочная надпись, поверх которой в виде особой строки видится обычное изображение креста с обращёнными к нему по обеим сторонам двумя птичками. 12. Памя(тник)… и… анат… 162 . Небольшой обломок плиты с левою, начальною половиною надписи, в теперешнем виде совершенно не вразумительной. Видно, что могила скрывала в себе, как и другие, нескольких усопших. 13. Памят(ник) (Геор)гия Гу… и со(жительницы) его К…и 163 . Уцелела правая половина надписи. И то не вся. Похоронены были, видимо, муж и жена. 14. Памятник Иордана, коноврача и сожительницы его Димитрии 164 . Четырёхстрочная, совершенно целая надпись. 15. Памятник Главка Парамониунова (и сожи)тельницы… 165 . Нижняя часть плиты отбита, и от надписи осталось три неполных строки. Парамониун неслыханное и трудно веримое имя. Но никакому другому чтению, по-видимому, нет места. 16. Памятник содержащий (останки) Иоанна Офониака и сожительницы его Димитрии… 166 . Из 6 строк надписи последняя почти вся отбита. Верх плиты закруглён, предисловием к надписи служит изображение креста, утверждающегося на изогнутой линии, кончающейся с обеих сторон листочками плюща. 17. Памятник Феодосии и Аспилии девственниц 167 . Красивая четырёхстрочная надпись с изображениями вверху и внизу. Верхнее представляет крест, утверждённый на подножке, к которой наклонились головками стоящие по сторонам птички. Нижнее состоит из креста в кружке, к которому также устремляются две птички, но так, что одна из них (что налево) смотрит на крест обернувшись. 18. а) Раба Прокопи(я). б) Господи помоги рабу твоему Георгию. Аминь. в) Господи помоги рабу твоему попу Иоанну. Аминь. г) Подобно и… Феодору. д) Помоги рабу твоему попу Антони(ю) и… 168 Все эти скорописные заметки начертаны на небольшой мраморной плитке. Две из них (б и в) обведены кругом чертою в виде рамки. Ни по содержанию, ни по внешнему виду никакого отношения они не имеют к предыдущим, и говорят о полном упадке учёного образования в писавших. 19. Память Марцилла Не… 169 .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010