Вторым после игумена лицом в монастыре был приставник – управляющий, помощник игумена, наиболее авторитетный и активный монах, возможный преемник настоятеля. Важнейшей должностью в общежительном монастыре был келарь, ведавший хозяйством, постоянной заботой которого было накормить братию, достать продукты. Особое место в монастыре занимал священник – иеромонах. Его должность не всегда совпадала с игуменской. Первым иеромонахом был Никон, священник, поселившийся в пещере вместе с Антонием. Он постригал по указанию Антония новых иноков, служил литургию в монастырском храме, а после игумена Стефана был избран игуменом монастыря. В монастыре были и другие священники («пресвитеры»), служившие в церкви и исполнявшие все нужные требы, иеродьяконы и «строители церковные» – пономари и другие церковнослужители. У игумена и пожилых и заслуженных иеромонахов были монахи – служители, которые могли быть сокелейниками. К числу высоких должностей принадлежал также «демествен- ник церковный» – руководитель церковного хора. Это была ответственная должность, требовавшая несомненных способностей и большой профессиональной подготовки. Таким демественником был в Печерском монастыре Стефан, который при Феодосии был также приставником, а после его смерти занял место игумена, основал свой, «Стефанеч» монастырь на Клове, а затем стал епископом. «Доместиком» Богородичного храма новгородского Антони- ева монастыря был также известный Кирик, выдающийся ученый-математик 58 . Монастырский стол Монастырский стол был традиционно очень ограничен. Все уставы исключали употребление монахами мяса в течение всего года. По скоромным дням были разрешены рыба и творог («сыр»). В бедном монастыре, каким был первоначально Печерский, монахи питались печеным хлебом и водой; вареные и горячие каши из гороха или чечевицы («сочиво») и пшена ели только по субботам и воскресеньям. При отсутствии круп варили травы («зелие»), сдобрив растительным маслом. В качестве запасного блюда на обед, при отсутствии других продуктов, давали вареную пшеницу, смешанную с медом 59 . Продукты покупались в городе на деньги, которые получали за проданные изделия монашеского рукоделия, иногда приходилось брать продукты «у продающих… взаим», то есть в долг. Однако по большим праздникам и торжественным событиям игумен разрешал для братии богатый стол, своеобразный монашеский пир («учрежение велие»). Так несколько раз отмечали в Печерском монастыре чудесное появление обильных даров во время недостатка продуктов 60 . Монастырь как хозяйственный организм

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Огненный» протопоп и «невозмутимый» царь окаймляют последнее трехсотлетие «Святой Руси». История же продолжается. Атомный апокалипсис налицо, но даже он, если произойдет, не будет еще означать конца истории. Конец мира – всегда близ, ибо история неведомыми путями идет к своему завершению, но он и всегда в будущем, ибо придет, согласно обещанию, как «тать в ночи». Бессмертная надежда Арест Зои Крахмальниковой, в силу чисто духовного аспекта ее деятельности, несет символический характер: 65 лет после революции советская власть ощеривается на всякое проявление независимой духовной жизни, на всякий проблеск христианской надежды. Так недавно было с о. Димитрием Дудко, явившим образ независимого проповедника. Власть не потерпела свободное христианское слово, вселившее надежду на раскрепощение духовенства, накинулась на проповедника и сломила его. В случае З.Крахмальниковой она, вероятно, будет придираться к той издательской марке («Посев»), под которой, по чистой случайности, издавались редактируемые ею сборники религиозного чтения; но всем ясно, что за этим предлогом настоящий объект репрессий именно опять христианское слово. Легко на Западе некоторым недавним эмигрантам иронизировать над призрачностью религиозного возрождения в России. Какое действительно может быть религиозное возрождение, адекватное этому слову, когда малейшие его побеги тут же втаптываются обратно в землю. Уместно ли смеяться над тем, что религиозное брожение не разгорается ярким пожаром, когда антихристианская по сущности и по действиям система только и занята тем, что тушит все очаги духовной жизни. Достойно удивления, даже восхищения – обратное: несмотря на чудовищные условия, созданные с самых первых дней революции, духовная жизнь не заглохла, а то и дело, там и тут, иногда стихийно (как в 1941 г. или в 1955г.), иногда в одиночку, вспыхивает заново. Ведь до чего обкрадено религиозное сознание русских людей! Оно не имеет свободного доступа ни к Книге жизни, ни к основоположным творениям святых отцов, ни к могучей русской религиозной философии XX века 22 . В этом году исполнилось в России сто лет со дня рождения крупнейшего ученого, мыслителя и богослова о. Павла Флоренского, а также его друга, философа В.Эрна: о них русские люди не услышат ни по радио, ни по телевидению, книг их прочесть не смогут... 23 На Западе чествуют умбрийского бедняка Франциска Ассизского (род. в 1182) 24 , великую испанскую святую Терезу Авильскую (ум. в 1582) 25 , английского бытописателя церковной и политической жизни Антони Троллопа (ум. в 1882) 26 . На протяжении восьми веков, в пределах небольшой Европы, какой расцвеченный сноп подлинных просветителей! А Россия о них не узнает, ни их сочинений, ни книг о них не прочтет...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Колики чести Богом сподобися, ты, читателю, читая дивися. От Иудова колена рожденный 1492 , от рода царска в мир сей изведенный 1493 , Деве Марии в мужа обручися, страж девства ея Богом сотворися, Бог бо чюдесне изволи сказати, еже Марии его сочетати. Жезл сух прозябе, яко Аарону, да в сожитие чисто поймет 1494 ону. Господа его Дева нарицаше, о коль честь многа тогда ему бяше! А Христос Господь отца его звал есть, честь над вся чести тако ему дал есть. Царица Мария 1495 его почиташе, и Господь славы почесть воздаяше. Может ли убо вящша слава быти, ты, читателю, изволи судити. Григорий святый, Богослов реченный, словом и делом муж пресовершенный, Сестры си мужа хотя ублажити, изволи слово сице заключите: Се, иже супруг Горгонии бяше, ничто ми 1496 вящше рещи подобаше. О Иосифе то паче вещати нам подобает, и то 1497 глаголати: Се муж Марии чистыя Девицы, возлюбленныя Богу голубицы. Се отец мнимый воплощенна Бога, кому случися честь толико многа. Он от своих труд Марию питаше, во всяких нуждах преугоден бяше. Он Царю веков верно работал есть, егда 1498 нас деля плоть Он восприял есть. Ту 1499 сподобися любезно лобзати, в 1500 обьятиих честно содержати. Несуменно же, яко божественны многия тайны име 1501 откровенны, Поне же толик быти сподобися, яко Мария 1502 оному вручися. Неции сие елма разсудиша, вышша всех святых онаго возмнеша. От 1503 Иоанна реша вящша быти, яко есть болше отцем Христа слыти, Нежели рабом. Яков бе креститель, но сия чести весть Христос Спаситель. Мы обу песнми честно величаем, их ся молитвам святым поручаем. 1189 царь есмь В есмь царь numbered above to indicate reverse order, after which rest of line left incomplete. 1305 Третий [L 17]...изгоняше A placed afmer II. 23–26, numbered gut. marg. to indicate reverse order. Читать далее Источник: Вертоград многоцветный/Симеон Полоцкий ; Подгот. текста, ст. и коммент. Антони Хипписли и Лидии И. Сазоновой ; Предисл. Дмитрия С. Лихачева. - Köln [etc.] : Böhlau, 1996-. (Bausteine zur slavischen Philologie und Kulturgeschichte. Reihe B, Editionen : N. F.; Bd. 10)./Т. 2. " Еммануил " - " Почитание 2 "="" - " Poitanie 2 " . - 1999. - 657, с. ISBN 3-412-13298-5

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Во время продолжительного пастырского служения ксёндза Николая Пронинского (1948-1972) были проведены ремонтные работы храма, а также позаботились о его надлежащем оснащении литургическими средствами. Согласно годовому отчету за 1963 год " общее материальное положение прихода было удовлетворительным, а кирпичное здание находилось в очень хорошем состоянии. Приход насчитывал около 200 человек " . В 1972-1974 годах временно исполнял обязанности пастора ксёндз Николай Полещук из Пшемкова. Он также преподавал религию для детей и подростков. Впоследствии приход обслуживался окружающим православным духовенством (из Кожухова, Липина и Познани). Это был очень трудный период для немногочисленной Зеленогорской православной общины, лишенной постоянного и систематического пастырского служения. С 28 февраля по 13 мая 1975 года о приходе в Зелена-Гуре заботился ксёндз игумен Алипий (Колодко). Помимо совершения богослужений, ему также было поручено преподавать религию школьной молодежи. После недолгого пастырского периода преподобного игумена Алипия приходом стал ксёндз Петр Марчак из Познани, которым управлял в 1975-1986 годах. В этот период был произведен внутренний ремонт храма, также была проведена покраска всего храма. По инициативе преподобного Петра Марчака, при поддержке епископа Алексия, в 1978 году начались усилия по получению разрешения на строительство хозяйственного здания и приходского дома, которое должно было быть расположено на церковной площади. Православная община в Зеленой Горе национально смешана. Это лемки, русские, украинцы, белорусы, греки, сербы и румыны. В общей сложности приход состоит примерно из 45 семей, некоторые из которых проживают в близлежащих населенных пунктах. С 1989 по 2006 год обязанности пастора исполнял ксёндз Антони Хабура. Его рукоположение в православные священники состоялось 14 декабря 1986 года в Зеленогорском храме. Благодаря усилиям нового пастора в 1995 году была произведена замена кровельного материала. Также был проведен дорогостоящий внутренний ремонт. Кроме того, сохранился внешний вид церкви.

http://sobory.ru/article/?object=40649

Норман Л. Гайслер (протестант) Ш Шерлок, Томас SHERLOCK. THOMAS) Томас Шерлок (1678–1761) в начале восемнадцатого столетия выступал в своих произведениях против °деизма. Его перу принадлежит книга «Значение и влияние пророчеств в разные мировые эпохи» (The Use and Interest of Prophecy in the Several Ages of the World, 1725), написанная против деиста (см. деизм) Антони Коллинза, автора труда «Основы христианской религии» (Collins, Grounds of the Christian Religion). Самое известное произведение Шерлока – «Слушание свидетельских показаний о воскресении Иисуса» (The Tryal of the Witnesses of the Resurrection of Jesus, 1729), его ответ на «Беседы о чудесах» Томаса Вудстона (Woolston, Discourses on the Miracles). «Слушание» выдержало четырнадцать изданий и стало классическим примером ранних обращений к судебной процедуре в христианской апологетике: Судья и остальные участники намеревались рассмотреть дело неделей раньше; но защитник Вулстона вмешался и заявил: «Учтём, сэр, что этому джентльмену не предстоит приводить доводы из Литтлтона (Littleton), Плаудена (Plowden) или Коука (Соке), авторов, хорошо ему известных; ему предстоит опираться на свидетельства Матфея, Марка, Луки и Иоанна; а две недели, по совести говоря, – время слишком малое, чтобы совершенно узнать новоприобретённого знакомого»; и, обратившись к подзащитному, он сказал: «Я встречусь с вами до истечения двух недель, чтобы проверить, насколько достойными будут ваши показания о Новом Завете по сравнению с Хаммондом (Hammond), с библейской симфонией в одной руке, и Библией инфолио с параллельными местами – в другой». Придерживаться образца судебной процедуры, отстаивая истинность христианства, стали и другие авторы. Авторитетный специалист в области юридических свидетельств Саймон °Гринлиф перенял этот подход так же, как и Джон Уорвик Монтгомери (Montgomery) и другие. Библиография : S. Greenleaf, The Testimony of the Evangelists. J. W. Montgomery, The Law above the Law. T. Sherlock, The Tryal of the Witnesses of the Resurrection of Jesus. Шеффер, Фрэнсис

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Мон-рь Сантисим-Редемтор-де-лес-Облатес в Барселоне. 1926 г. Мон-рь Сантисим-Редемтор-де-лес-Облатес в Барселоне. 1926 г. Готика стала главной темой церковной архитектуры каталон. модернизма, одного из наиболее ярких направлений европ. модерна. Ведущей фигурой был Антони Гауди-и-Корнет, для которого религиозная тема была главной. Если ранние работы Гауди - Коллегиум терезианок в Барселоне (1888-1889), епископский дворец в Асторге (пров. Леон; 1889-1893, 1907-1915), проект францисканской миссии в Танжере (Марокко; 1892) - еще близки к традиц. неоготике, то в дальнейшем архитектор создает уникальный язык «органической готики», нашедший выражение в крипте Саграт-Кор в колонии Гуэля в Санта-Колома-де-Сервельо близ Барселоны (церковь проектировалась с 1898, крипта построена в 1908-1915) и в важнейшем произведении церковной архитектуры И. ХХ в.- храме Саграда Фамилия в Барселоне (строительство по проекту Гауди в 1883-1936, не окончено). Для этих сооружений характерны трактовка традиц. элементов готической объемно-пространственной композиции как природных форм (колонны как стволы деревьев, нервюры как ветви и кости и др.), виртуозное использование сочетаний природных материалов (необработанный камень, кирпич, керамика, стекло, металл) и эффектов освещения (направленные потоки света, витражи причудливых форм и цветов). При всей неповторимости в целом архитектура Гауди имела немало весьма удачных подражаний. Франсеск Беренгер-и-Местрес в небольших церквах Маре-де-Деу-де-ла-Рьера в Лес-Боржес-дел-Кам (пров. Таррагона; 1904, разрушена, восстановлена в 1954) и Маре-де-Деу-де-ла-Мерсе в Ка-н " Агилера (пров. Барселона; 1909-1910) использовал мотивы барокко и романики. Жозеп Жужол-и-Жибер, также ученик Гауди, пошел дальше учителя в трансформации традиционных композиций. Если храм Монсерратской Богоматери в Монферри (пров. Таррагона; 1925-1936, окончен в 1990-1999) во многом следует неосуществленному проекту Гауди церкви в колонии Гуэля, то лучшее произведение Жужола, ц. Саграт-Кор в Вистабелье (пров.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

Антонианцы, антиномист. секта в Швейцарии, основ. Антоном Унтернэером (1761–1824). Основатель её Антон (Антони) Унтернэрер родился 5 сентября 1759 года в городе Шюпфгейме, в кантоне Люцерн; поселившись в 1800 г. в Амсолдингене близ Тука, он стал излагать в собраниях Новый Завет . Своим воззрениям Унтернэрер приписывал авторитет Божественного Откровения. За беспорядки, которые он вместе со своими сторонниками произвел 16 апр. 1802 г. в мюнстерской церкви в Берне, он был арестован; через 2 года он был выпущен на свободу, но снова вызвал смуты, за что был изгнан из Бернского кантона. Впоследствии Унтерн. в Люцерне был заключен в тюрьму, где и скончался 29 июня 1824 г. Из его трудов наиболее важны: «Gerichtsbuchlein», «Bibelspruche», «Buch der Erfullung» и «Geheimniss der Liebe». В Амсолдингене антонианцы жили беспрепятственно до 1821 г., когда обнаружение возмутительных половых эксцессов, практиковавшихся на их ночных собраниях, вызвало энергичное вмешательство полиции; то же самое происходило в Гештейге, недалеко от Интерлакена. В 1830 г. объявился в Волене, недалеко от Берна, третий спаситель в лице Бенедикта Шори, который, утверждая, что в нем живет дух Унтернэрера, проповедовал общность жен. В 1838 г. выступил новый «пророк» в Гештейге, по имени Христиан Михель. Последний был в 1840 г. заключен в смирительный дом. Следы этой секты замечались и в кантонах Аргау и Цюрихе. Учение антонианцев представляет собой отголосок древней теософии и мистицизма. Все созданное Богом прекрасно, также и человек с его естественными стремлениями и побуждениями. Ему был дан лишь один завет: «плодитесь и множитесь» и лишь один запрет – не вкушать от древа познания. Это дьявол ознакомил человека с различением зла и добра и со стыдом перед тем, что Бог создал прекрасным. Спасение пришло от Христа, но вполне осуществилось через Унтернэрера. Кто уверует в проповедуемую божественную мудрость, тот свободен от всякого закона, кроме закона любви. Любовь же проявляется преимущественно в полнейшем смешении полов между верующими. Государство, церковь , школа, семья, личная собственность и т. п., все это – лишь порождения сатаны, подлежащие упразднению.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Л. 438. В великий четверток совершает общее елеосвящение, омовение св. трапезы и омовение ног. Л. 456. В великий пяток омывает св. мощи, выносимые в частицах на 55 блюдах. Л. 464 об. Служение вечерни в великий пяток и л. 469. служение утрени в великую субботу имеют также свои отмены (на утрени в крестном ходу, кроме великой плащаницы, выносились и другие плащаницы и судари). Л. 504. В понедельник светлой недели всё духовенство собирается в Софийский собор со крестами и св. иконами. Л. 509. В праздник преполовения Пятидесятницы бывает «ход со кресты около каменного и земляного города». Л. 514 об. В неделю шестую по Пасхе ход «в монастырь на Сковородку», в честь святителя Новгородского Моисея. Л. 520 об. В четверток 7-й нед. посылаются власти на погребение умерших «к Божиим домом». Л. 537. В неделю всех святых бывает ход от шести соборов к Софийскому, а из Софийского собора свой ход к Спасу на Ильину улицу. Л. 543 об. В пяток первой недели Петрова поста, на память чуда преп. Варлаама Хутынского, – праздник в его монастыре: одна половина духовенства градского отправляется туда накануне, другая в самый праздник вместе с святителем, «в насадах», с пением молебна и чтением жития преподобного. Л. 552. В пяток второй недели Петрова поста празднуют св. Никите еп. Новгородскому, в соборе, «по умолению всегородных попов», которые и собираются к Софии крестным ходом от шести соборов. В описании церковных обрядов рассеяно довольно и других любопытных замечаний: напр. на литургии, в большие праздники, имели обычай выносить в великий выход изображения празднуемых святых на плащаницах. Л. 54 об. В день Иоанна архиеп. Новгородского (7 Сент.) нестъ на переносе сионъ единъ да плащаниц. бразъ иоанна архиепкпа. Л. 59. В праздник Рождества Богородицы, на служении архиерейском в Антониеве монастыре, на бошо переносе, обра з на площанице чюдотворца антони нос т свщеницы. Тоже см. л. 120 об. 278 об. Л. 336 об. В день Успения на переносе несу т сионы а сщеницы плащаницы стле никиты И во многих других местах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Вечером участники поездки отбыли в Москву. Во время пребывания в пределах Нижегородской митрополии гостей из Коптской Церкви сопровождали наместник Андреевского ставропигиального монастыря Москвы епископ Дмитровский Феофилакт, настоятельница Марфо-Мариинской обители игумения Елисавета (Позднякова), руководитель Организационного отдела Нижегородской епархии протоиерей Александр Малафеев, эконом Заиконоспасского ставропигиального монастыря иеромонах Ермоген (Корчуков) и сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата С.Г. Алферов. Вечером 19 сентября после краткой остановки в российской столице делегация вылетела в Каир. В аэропорту «Домодедово» епископа Даниила и сопровождавших его лиц провожали председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви архиепископ Каширский Феогност, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря игумения Иулиания (Каледа), игумения Елисавета (Позднякова), иеромонах Ермоген (Корчуков); секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов) и сотрудник ОВЦС Р.А. Ахматханов. В составе делегации игуменов, игумений и насельниц монастырей Коптской Церкви Россию посетили: епископ Даниил, настоятель монастыря преподобного Павла Фивейского, помощник Патриарха по делам монастырей и монашества Коптской Церкви – глава делегации; епископ Димитрий, настоятель монастыря Животворящего Креста Господня в Эль-Минье; епископ Марк, настоятель монастыря св. Дамиана в Думьяте; иеромонах Дауд эль-Антони, представитель Коптской Церкви в России; доктор Антон Милад, представитель Коптской Патриархии; игумения Кирия, настоятельница монастыря св. Меркурия (Каир); монахиня Мартерия, насельница монастыря св. Меркурия; игумения Такла, настоятельница монастыря св. Георгия в Старом Каире; монахиня Кирия, насельница монастыря св. Георгия в Старом Каире; игумения Эдросис, настоятельница монастыря св. Феодора (Каир); монахиня Иоанна, насельница монастыря св. Феодора; игумения Афанасия, настоятельница монастыря св. Георгия в Звейле; монахиня Кирия, насельница монастыря св. Георгия в Звейле; игумения Василия, настоятельница монастырей Пресвятой Девы Марии в Звейле и Эль-Бухейре; монахиня Хельпес, насельница монастыря Пресвятой Девы Марии в Эль-Минье; монахиня Мехрати, насельница монастыря св. Сарры; монахиня Бестес, насельница монастыря св. Дамианы в Альбилиане.

http://mospat.ru/ru/news/46096/

Нач. Б же и се дивно чюдо... Л. 266. (О Святоши, имени въ Синодикъ и Нифонта). Л. 269 об. прпбн печерниц. Нач. Бы оубо и се дивно чюдо и памти достоино... 13) Рукоп. Суздалск. Спасо–Евфимиева монаст. 8: Сборник XVI в. (См. И. А. Шляпкин. Описание рукоп. Суздальск. Сп.-Евф. мон. Спб. 1881 г., стр. 35 – 40). Составитель Арсениевской редакции Патерика использовал основную редакцию, но с одной стороны дополнил ее несколькими новыми статьями, а с другой – позволил себе ряд текстуальных изменений, главным образом – сокращений. Из новых статей, по сравнению с основною редакцией, в Арсениевской находим: Несторово Житие прп. Феодосия, Похвалу св. отца нашего Феодосия и (не во всех списках) Сказание о начале Печерского монастыря. Житие пр. Феодосия читается не в том уже виде, в каком оно вошло в так назыв. Успенский Сборн. XII в. В самом деле, после слов, читаемых в Успенск. Сборн.: «же о житии прпбнааго оца нашего едоси бывъша игоумена манастыр сего сты влц наше бц» (л. 26, 6), – в списках Арсениевской ред. прибавлено: все роуси началника» (л. 13, d по ркп. И. П. Б. Q. I. п. 31); пропущено замечание: «го же и днь оусъпени ныне праздьноующе памть творимъ» (л. 26,); после «подража... великаго мню антони чьрньчьскоуоумоу образоу» (л. 26,с) вставлено сравнение Феодосия Печерского с Феодосием Иерусалимским: «близьствине же свому тклоименитомоу Федось рлмьскомоу анхимандритоу. сь бы бо с семъ си ба равноподвижно поживше. послоуживше бомтри равно възмездь то рожьшагос въсприимша». (л. 16, в–с); назван город, в котором жили родители преп. Феодосия: «Гра бо сть сто кыва града столнаго .н. поприщъ. именемъ васильевъ», (л. 15, c-d); в описании последних дней жизни игумена пропущено то место, где говорилось о молитве прп. Феодосия в келии и о недоумении братии по поводу прощальных слов умирающего: «Самъ же вълзъ въ келию начатъ плакатис» и проч. до слов, «таче по сихъ блаженаго зим възгрозивъши...». (л. 37, в–с); несколько выше пропущена также тирада, начинающаяся словами «тоу же братии преселивъшемъс», а оканчивающаяся – «ограженъ бо б врою и надежею же къ гоу нашемоу хоу. и въ себе жилище стаго дха сътвори...». (л. 36, а–в).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010