Кохлиа – дословно с греч. «улитка», крытая винтовая лестница. Кратер – большая открытая чаша с двумя ручками, использовалась для смешивания вина с водой. Древние греки и византийцы пили вино, как правило, разбавленное теплой водой. В церковном обиходе такой сосуд играл роль красовулия (см. церковная утварь), необходимого во время совершения таинства Причащения. Кратима – появившийся с XIII в. жанр в творчестве византийских мелургов; мелодия, которая распевается на серию слогов и иногда подражает звучанию музыкальных инструментов. Краутхаймер Роберт – классик истории византийской архитектуры и искусства. Особого внимания заслуживает его неоднократно переиздававшаяся в 70–80-е гг. ХХ в. книга «Раннее христианство и византийская архитектура». Кремация – трупосожжение; как способ погребения была распространена в греко-римском обществе, где только умерших детей хоронили в земле. Все меньше применялся уже со II в. н. э., а к концу IV-V вв. стал весьма редким в Византии, будучи окончательно вытеснен ингумацией, получившей распространение у христиан. Креофаг – «мясоед», вторая неделя Апокрии – византийской «масленницы». Крепиды – обувь типа сандалий с толстой подошвой и легким дырчатым верхом. Крест (лат. crux) – долгое время являлся у разных народов элементом орнамента или магическим знаком, символом счастья или, напротив, смерти. Как символ жизни или животворящих сил, солнца, ветра изображался в виде К. в круге или в виде свастики (гаммированный К. – crux gammata). Древнеегипетский К. с круглым ушком – иероглиф, обозначавший понятие «жизнь» (так называемый crux ansata). К. в виде древнееврейской буквы Т («тау», последняя буква древнееврейского алфавита) считался знаком Бога и причастности к нему (он же – антониевский К. в христианстве). К. процветший – декоративный мотив с побегами у основания К. В христианстве К. получил совершенно новый смысл – он стал символом вечной жизни и избавления от страданий, но до конца античности сосуществовал с языческими и иудейскими К., у каждого из которых было свое символическое значение Как самостоятельный тип, К.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тактика действий по просвещению инородцев определилась уже при первых случаях обращения в христианство, во время пребывания миссионеров в Бийске и Сайдыпском форпосте. Вначале архимандриту Макарию необходимо было познакомиться с теми, кого он собрался просвещать, узнать среду, в которой они жили, и условия, в которых предстояло действовать. Восемь месяцев провел он в разъездах по Бийскому округу, благодаря чему получил представление о характере инородцев, об уровне их умственного и нравственного развития, о их духовных потребностях, религиозных верованиях, быте, языке, а также о расположении их кочевий и стойбищ. Одним из главных препятствий, вставших перед первым алтайским миссионером, стал языковой барьер. Трудности здесь пришлось преодолевать немалые. Тюркоязычные алтайские племена говорили на множестве различных наречий, которые никто никогда не исследовал. Своей письменности и единого литературного языка алтайские племена не имели, и никаких памятников письменности у них не было. Основателю миссии пришлось самостоятельно изучать все языковое многообразие Алтая, не имея ни учебников грамматики, ни словарей, ни даже постоянного переводчика. И архимандрит Макарий разработал алтайский алфавит, составил лексикон из 3000 слов, создав, таким образом, алтайскую письменность, в основу которой он положил русский алфавит. Начал он с того, что стал записывать все услышанные слова, выражения и поговорки алтайцев. Однако этот бессистемный словарь не давал ключа к уразумению законов языка; кроме этого, в него попадали слова из разных наречий. Начальник миссии старался как можно больше общаться с местными казаками и теми инородцами, которые понимали русскую речь. Для этого совершались даже специальные поездки: в сентябре 1830 года он, например, ездил в Антониевский форпост, за 120 верст от Бийска, чтобы встретиться с казаком Кудьяровым, знатоком алтайских наречий. Еще при оглашении Элески с помощью димича (старшины) 61 Егора архимандрит Макарий «изложил на татарском наречии важнейшие христианские истины, в виде краткого Символа» С. 94]. С помощью инородца И. Еримиева он перевел затем молитву Господню и десять Заповедей, а также краткое исповедание веры. После этого Символ веры был переведен «на калмыцкий язык» . Ч. 3. С. 338]; в дальнейшем был составлен на телеутском наречии краткий катехизис и повествование о сотворении мира и падении человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

«Владыка, а вот теософы говорят, что...» Следовал умный, неожиданный и уничтожающий довод против теософии и оккультизма. Все это он ведь не из учебников вычитал, ибо именно эти простые и ясные доводы в учебниках не пишут, а от своего ясного и острого ума. От знания назубок текста Библии , но от знания не начетнического только, а очень продуманного. Сам я, не принадлежа ни к духовному сословию, ни к нашей русской семинарской и академической науке, очень тем не менее рано заинтересовался русской богословской школой и нашей духовной наукой. С первых дней моего студенчества на богословском факультете я читал с увлечением имевшиеся налицо номера старых богословских академических журналов, а главным образом протоколов заседаний Совета Академий, с рецензиями профессоров на академические диссертации, протоколов магистерских диспутов и т.д. Меня всегда привлекала эта сторона жизни школы, эта лаборатория мысли и весь процесс создания научной книги, ее обработка, ее критика, рецензирование ее и все постепенное и упорное воспитание научного творчества. В детстве я с интересом слушал рассказы о разных академических диспутах. Меня привлекал этот мир фолиантов, диссертаций, рецензий и т.п. Поэтому и от митрополита Антония, ректора двух наших академий и яркого представителя нашего умного и ученого епископата, я хотел узнать побольше об этом мире. И владыка давал в этом отношении много, но как всегда по-антониевски, т.е. прямолинейно, цельно, совсем не широко, и, как потом я понял, очень академически односторонне. Но, надо сказать, – ярко, умно, всегда своеобразно, всегда оригинально. Нельзя ведь забывать всей заслуги митрополита Антония перед русской духовной школой, не забывая, конечно, и весь вред им нанесенный в известную минуту истории нашей школы. Не надо быть его панегиристом. Но значения его тоже нельзя зачеркивать. Антоний – это эпоха в истории. «Да, да, мой милый Кернушка, сколько вам лет?» «Да вот 23, владыко святый». «Вы на каком курсе?» «Да вот только что кончил юридический, и теперь я на первом курсе богословского факультета».

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/v...

Хорошее, хотя и непомерно длинное слово сказал митрополит Анастасий. Великолепен был патриарх Варнава со своей ассирийской бородой, в богатейшем облачении. Многие плакали. Кругом катафалка стояли священники; по бокам гроба – иподиаконы с дикириями и трикириями. Все это молодые «студентики», Володи, Миши, Сережи. Так и думал я тогда: сам Алеша Храповицкий, увлекавшийся благочестием, прислуживавший на архиерейских литургиях митрополита Исидора, потом сам монах и архиерей, совершенно феноменальный молодой ректор двух Академий, пробудивший студенчество, возродивший школу, растолкавший заплесневевших в своем позитивизме и скепсисе профессоров, знаменитый «Антоний волынский», завлекатель душ в монашество, смелый отрицатель всякого схоластицизма в богословии, моралист в догматике, учитель сострадательной любви в пастырстве, враг и латинства и протестантизма, барин в лучшем смысле этого слова и в то же время глубоко презиравший «всяких аристократишек», которые становятся на колени, любят акафисты и молебны, мешают благочестие с распущенностью, Антоний крайний радикал в церковности и враг всякой революционности и ненавистник либерализма, – ну, словом, вот этот мой кумир в течение долгих лет, этот Антоний теперь в этом тяжелом свинцовом гробу. Так я его и не видел мертвым, не полюбовался выражением его прекрасного спокойного усопшего лица. Этот классик во всех отношениях, Антоний, этот носитель церковной красоты безо всякой красивости и сусальности лежит теперь в гробу, от которого нет-нет да и дохнет волна тленного запаха, смешивающегося с благовонием кадил и ароматом восковых свечей. Неумолима волнообразная непрерывность истории. Сам когда- то он у ног какого-то своего Гамалиила, а потом и сам ставший Гамалиилом для многих, Антоний со своими ректорскими чаепитиями в Сергиевом Посаде и в Казани. Кругом него «студентики» слушают, разиня рот, его толкования Писания, рассказы про профессоров, шуточки о разных архиереях из вдовых батюшек, не умеющих уставно служить, или шипящий и разглаживающий снизу вверх свою бороду с насмешкой над «интеллигенцией, которая и кадило-то от митрополита не умеет отличить». И я сам когда-то умиленно и безоговорочно слушавший эти Антониевские афоризмы, влюбленный в него по уши, теперь вот стою у гроба своего Аввы, Великого Аввы Антония, Аввы стольких наших архиереев и монахов. Уходит он в путь всея земли, и мы должны теперь одни, сами, своим умом жить, спасаться, решать свои задачи, как-то слабовато, а может быть, и бездарно закончить свою жизнь, когда и над нами услышится это «Волною морскою», и эти неповторимые икосы священнического отпевания... Многое передумано было в эти дни погребения Антония.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/v...

Государственность в нашей традиции всегда понималась как положительное явление, которое может быть воцерковлено. Да, сегодня мы живем в светском государстве. Но никто не может изменить традицию нашего богословского и общественного мышления, фундаментом которой является идея симфонии — согласия и сотрудничества между государством и Церковью, народом и Церковью. Они не являются перманентными оппонентами. Учение о том, что между ними якобы неизбежен конфликт, безнадежно далеко от святоотеческого наследия. Это учение — информационный продукт усилий тех людей, которым выгодно столкнуть христианство и государственность, чтобы ослабить и то, и другое. Наследие, открывшееся миру после Миланского эдикта в деятельности святого императора Феодосия, затем подтвержденное равноапостольным князем Владимиром и укрепленное в жизни исторической Руси во время царствования династии Романовых, доказывает, что христианство и государственность, особенно построенная на подлинной нравственной традиции, — это неразделимые вещи. Адепты теории «константинова греха» отказывают христианам в праве распространять свою веру в сотрудничестве с государством, призывать государство, чтобы оно охраняло право христиан жить по своей вере и поступать согласно ее ценностным ориентирам, устроять не только церковную, личную или семейную, но и общественную жизнь согласно заповедям Евангелия. Известно, что сегодня религиозные объединения отделены от государства законом. Но что это означает? Многие утверждают, что на сегодняшний момент отсутствует толкование принципа светскости государства. Но по крайней мере в России это толкование есть, и очень ясное! Оно содержится в статье 4 закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». И суть этого толкования очень простая: принцип отделения от государства религиозных объединений означает то и только то, что эти объединения не являются органами власти, а государство не несет на себе религиозных функций. Однако верующие люди являются гражданами государства, и противозаконно пытаться отстранять их от участия в общественных процессах, определяющих настоящее и будущее страны. Это равносильно тому, чтобы отделить народ от народа. Ведь верующие составляют значительную, а в некоторых странах большую часть населения.

http://patriarchia.ru/db/text/561114.htm...

Прот. Всеволод Чаплин: Нам долго пытались сказать, что в Татарстане идеальный межнациональный мир 9 декабря, 2013. Новостная служба Прот. Всеволод Чаплин призвал защитить права русских и кряшен в Татарстане. 9 декабря, ПРАВМИР. Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, выступая на II международных Свято-Антониевских чтениях в Бишкеке, рассказал об ущемлении прав кряшен в Татарстане, сообщает Интерфакс-Религия. «Довольно долго нам пытались сказать, что в Татарстане наблюдается идеальный межнациональный мир. На этом фоне продолжались отказы православным в возвращении некоторых храмов, принижение русского фактора в жизни республики, организаций, которые объединяют русских людей, а также кряшен — особую этническую группу, связанную с христианством», — заявил  протоиерей Всеволод Чаплин. Как отметил он, кряшены утверждают, что приняли православие раньше, чем татары приняли ислам. «Эти группы вместе с русским населением, по их собственным словам, сталкивались с некоторыми препятствиями в национальном развитии. И одновременно деструктивные силы открыто проповедуют свои радикальные взгляды на улицах Казани. Сегодня очень важно обеспечить максимальную свободу самоорганизации русских, кряшен и любых народов на территории России в принципе», — подчеркнул священник. При этом он указал на то, что во всех субьектах РФ достаточной свободой пользуются организации, связанные с татарским народом. Говоря о серии недавних поджогов православных храмов в Татарстане, представитель Церкви заявил, что случившееся — «это уже системная проблема». «Ясно, что дело тут не в одновременной поломке электропроводки. Хочется отдать должное правоохранительным органам, которые стали гораздо серьезнее относиться к подобным прецедентам и трактовать их как терроризм, а также поблагодарить исламскую общину Татарстана, которая однозначно осудила эти акты вандализма», — сказал отец Всеволод. Также выступая перед участниками международных чтений в Бишкек, о. Всеволод заявил, что Россия призвана развиваться на основе христианских идеалов.

http://pravmir.ru/prot-vsevolod-chaplin-...

Разделы портала «Азбука веры» 27 Янв 2023 Представлена концепция развития Монастырского острова, значительную часть которого занимают Александро-Невская лавра и Духовная академия. Она включает в себя расширение и благоустройство территории академического кампуса, пишет интернет-издание «Канонер» . Сейчас территория между Монастырским садом и набережной Обводного канала находится в собственности нескольких организаций. Комплексом исторических ансамблей Духовной академии (набережная Обводного канала, 7 и 11) и Духовной семинарии (15–17) заведует Санкт-Петербургская духовная академия. Между ними — в зданиях Александро-Невского Антониевского духовного училища — работает психиатрическая больница 6. Еще три надела используются частными компаниями. В идеале академия хотела бы, чтобы весь этот комплекс, как это было исторически, выполнял роль учебного заведения. Тем более что сейчас вузу крайне не хватает площадей, о чем ранее не раз говорил ректор епископ Петергофский Силуан (Никитин). Так, по его словам, в некоторых зданиях учебные классы соседствуют с комнатами общежитий, а фонды библиотеки не умещаются в существующих габаритах. Это не позволяет развивать направления деятельности учебного заведения, среди которых, кроме собственно богословского образования, научная деятельность в области истории, социологии, философии, искусства и другое. Некоторое время назад по инициативе Духовной академии была разработана концепция развития вуза. Ее выполнило ООО «Стройпроект». Концепция предусматривает несколько вариантов — в зависимости от возможностей. Минимальный предусматривает сохранение нынешних зданий и их реставрационный ремонт и приспособление под нужды учебного заведения. Так, при поддержке Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге ведутся работы в главном здании исторической академии на набережной Обводного канала, 7, литера Г: в 2022 году завершился ремонт кровли, сейчас ведутся работы на фасадах. Финальным акцентом возвращения зданию его исторического облика может стать воссоздание скульптурной композиции из двух ангелов, поддерживавших крест, — прежде она венчала фронтон портика на лицевом фасаде. Согласно концепции, внутри предполагается разместить лекционные кабинеты магистратуры и аспирантуры.

http://azbyka.ru/news/v-sankt-peterburge...

Чтобы не все говорить одни жалобы, скажу, что училищу Высочайше дарована арендная статья – участок Сосница близ Полоцка, дающая около 150 рублей аренды; но, говорят, что могла бы давать вдвое больше. Жаль, что под Полоцком, а не под Витебском. Прошу Вашего Архипастырского благословения и святых молитв и с глубочайшим почтением и душевною преданностию имею честь пребыть»... 17-го ч. служил я в Университетской Антониевской церкви по случаю храмового праздника и годичного Акта в Университете. За литургией говорил проповедь профессор Богословия, протоиерей В. И. Добротворский 418 из текста: преобразуйтеся обновлением ума вашего ( Рим.12:2 ), – «об усвоении начал преобразования, возвещаемого и совершаемого христианством». После литургии был в Университетской зале акт, на котором присутствующих оказалось гораздо больше, чем в церкви за литургией; между посетителями был и Командующий войсками граф Сумароков-Эльстон. На акте произнесена была профессором Надлером речь на тему: «Юстиниан и партии цирка в Византии». 18-го ч., в воскресенье, после литургии, в моих покоях происходило открытие Харьковского Комитета Православного Миссионерского Общества. По предварительном сношении с начальником губернии и по приглашению через Епархиальные и Губернские Ведомости желающих принять участие в деятельности Миссионерского Общества, в собрание на первый раз явилось до 125-ти человек. После молитвенного начала, когда все собравшиеся в залу заняли свои места, я обратился к собранию со следующею речью: «Достопочтенные о Господе отцы и братия! Полагаю, что цель настоящего нашего здесь собрания для каждого из Вас уже известна. Да, – мы пригласили вас, и вы, как добрые и послушные чада церкви, пришли сюда, чтобы принять участие в добром и поистине великом деле христианском. Шесть лет тому назад, высшее духовное правительство, с соизволения Верховной Власти, обратилось ко всем архипастырям православной русской церкви с приглашением оказать содействие учрежденному тогда и ныне существующему в первопрестольной Столице, под председательством ея высокочтимого архипастыря, Совету Православного Миссионерского Общества, в доставлении материальных средств к поддержанию духовных миссий, которые с самоотвержением подвизаются в разных местах обширного сибирского края в деле обращения блуждающих во тьме язычества инородцев к свету евангельского учения. Многие из епархиальных преосвященных с любовью отозвались на приглашение высшей власти и без замедления поспешили открыть в своих епархиальных городах миссионерские комитеты.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

64– 144), 60–70-е годы XVII в. Филиграни: Голова шута с 5 бубенцами, контрамарка RGD (?) в картуше – типа Дианова и Костюхина, 400 (1672 г.); Голова шута с 7 бубенцами, контрамарка РМ – Дианова и Костюхина, 431 (1658 г.). Текст распадается на ряд «слов». Слово 1, читаемое 19 сентября, представляет собственно Житие Федора Ярославского. Слово 2 – о «жительстве» князей Давида и Константина. Слово 3, читаемое 5 марта, представляет статью об обретении мощей в 1463 г. Затем следует изложение всех чудес от мощей ярославских чудотворцев (по Антониевской редакции). Далее читаются: «Похвальное слово» на память Федора, Давида и Константина, «Сказание вкратце» о житии и чудесах ярославских чудотворцев и «Поучение» на их память. В остальных списках уже имеются редакционные изменения: Слово 1 и Похвальное слово сопровождаются стихословиями, «Сказание вкратце» получает название Синаксаря. 2) ЯМЗ, 15173. Служба и Житие Федора Ярославского (л. 32– 188 об.), кон. 70-х – нач. 80-х годов XVII в. Филиграни: Герб Амстердама, под ним литеры ЕР – Дианова и Костюхина, 160 (1680 г.); Герб Амстердама, контрамарка РВ-см. рукопись 1678 г. РГАДА, ф. 235, оп. 2, 92. Текст кончается Похвальным словом, после чего на л. 186 об. – 188 об. другим почерком вписано Сказание о переложении мощей ярославских чудотворцев в новую раку 22 июня 1704 г. 3) ЯМЗ, 15092. Сборник (л. 1–56 об.), 80–90-е годы XVII в. Филиграни: Герб Амстердама, под ним литеры ЕР – Дианова и Костюхина, 160 (1680 г.); Герб Амстердама, под ним лигатура CVH – типа Дианова и Костюхина, 167 (1690 г.). Текст содержит только первые два слова и запись чудес. 4) ЯМЗ, 15687. Сборник (л. 95–131 об.), кон. XVII в. Филигрань: Буква W под короной – типа Дианова и Костюхина, 58 (1690 г.). Текст обрывается на чуде о Симеоне, на словах: «и нача ко святым молитися со слезами, и абие якоже ма…» 5) ГИМ, собр. А. С. Уварова, 222 (4 ). Житие Федора Ярославского (л. 1–62), кон. XVII – нач. XVIII в. После Похвального слова следует Поучение на память Федора, Давида и Константина, затем на л.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Новгородская. Антониевская на Черных озерках (1375), Антониев на Боженке-Храминогорский (1376), Аргамаков-Георгиевский (1378), Арсениев-Рождество-Богородицкий (1379), Благовещенский-Устюженский (1398), Богородицкий-Успенский-Новгородский (1423), Борисоглебский с Загзенья или с Гзени (1452), Варлаамиев-Строиловский (1462), Введенский с Мояты (1475), Верендовский-Николаевский (1483), Водский-Спасский или Спасо-Преображенский (1490), Воскресенский-Людинский на Мячине (1540), Воскресенский-Плотинский с Красного поля (1542), Бицкий (1552), Двунадесяти-Апостолов-Чудинцовский (1574), Зарецкий-Рождественский (1605), Иоанно-Предтечев-Струпинский (1651), Карихов или Кириков-Леонтиевский (1665), Коломецкий-Троицкий (1686), Короцкий-По­кровский (1689), Кушникова (1708), Молвотицкий-Рождество-Предтеченский (1752), Невская (1757), Николаевская-Пиросская (1770), Николаевская в Судбищах на Шексне (1772), Николаевский-Варлаамиев (1786), Николаевский в Воротниках (1790), Николаевский-Глинский (1792), Николаевский на Голыневе (1793), Николаевский-Едровский (1798), Николаевский с Клинска-Тесовский (1804), Николаевский-Ковженский (1805), Николаевский-Кречев (1809), Николаевский-Кушеверский (1810), Николаевский на Лятке (1813), Николаевский в Моркиничах (1816), Николаевский-Обадский (1818), Николаевский-Сопинский (1823), Николаевский на Холопьем городке (1830), Николаевский-Чудинцовский или конец Легосци улицы (1831), Ореховский (1854), Павлов-Варежский (1857), Петропавловский-Белозер­ский (1872), Петропавловский-Старорусский (1873), Покровский-Пустошский (1908), Покровский-Шухтовский (1914), Предтечевская-Кленовская (1918), Предтечевская-Северская (1919), Преображенская-Рублева с Переходы (1931), Пятницкий-Козмодемьянский (1956), Рождественский-Богородицкий-Устюженский (1975), Рождествен­ский с Никитины улицы (1976), Рождество-Богородицкий в Передках (1988), Селифонтова (2004), Сергиев-Старорусский (2008), Середокорытный-Стефановский (2010), Серемская (2011), Спасо-Преображенский на Пшевже (2050), Спасо-Рождественский (2052), Сплавский-Симеоновский (2089), Сытинский (2100), Троицкий-Видогодский (2127), Троицкий в Танищах (2151), Успенский-Демянский (2173), Успенский-Тесовский (2194), Усть-Волмский-Рождество-Пречистенский (2199), Шилов или Щилов-Покровский (2231).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010