Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛЬШТРЕМ [Ильстрем, Илстрем] Африкан Иванович (60-е гг. XIX в.- после 1937), дирижер, регент, композитор, педагог. С 1907 г. И. стал руководителем (вместо А. Ф. Путвинского) возрожденного народного Сампсониевского хора рабочих (др. название - Антониевский народный хор ) христ. братства при ц. прп. Сампсона Странноприимца на Выборгской стороне С.-Петербурга. Хор из 30-40 певчих под упр. И. исполнял в концертах произведения Д. С. Бортнянского , прот. Петра Турчанинова , А. Ф. Львова , прот. Михаила Виноградова , П. И. Чайковского , В. А. Фатеева (см. ст. Фатеевы ), А. А. Архангельского , С. В. Смоленского , прот. Михаила Лисицына , П. Г. Чеснокова , А. Д. Кастальского , В. С. Калинникова (Церковно-хоровое дело//Музыка и пение. 1907/1908. 2. С. 5; [О пении хора ц. прп. Сампсона Странноприимца под управлением И.]//ХРД. 1910. 3. С. 72). В 1913 г. И. назван в числе дирижеров хора Нового об-ва регентов С.-Петербурга (По духовным концертам//ХРД. 1913. 4. С. 66), в 1914 г. был членом правления этого об-ва. Оно занималось проблемами общественного и материального положения регентов, устройством бюро регентского и певч. труда, организацией концертов, открытием специальной б-ки ( Ангерт Г., Шор Е. Муз. справочник на 1914 г. М., 1914. С. 180). И. преподавал церковное и светское хоровое пение в Об-ве распространения игры на народных инструментах и хорового пения, действовавшем в Петрограде в 1915-1917 гг. ( Петровская И. Ф. Муз. образование и музыкальные общественные организации в Петербурге, 1801-1917 гг.: Энцикл. СПб., 1999. С. 225). После революции 1917 г. И. жил в Петрограде, работал инструктором (т. е. руководителем) Общегородского рабочего хора и др. хоровых коллективах (Музыкально-художественный ежегодник на 1926 г. Л., 1926. С. 131). Участвовал в олимпиадах самодеятельного искусства, проводившихся с 1927 г. в Ленинграде по инициативе И. В. Немцева. В 1937 г. И. упоминается в числе дирижеров, управлявших сводным хором из 100 тыс. певцов на 10-й юбилейной олимпиаде ( Ильин В. Искусство миллионов: Из истории муз. самодеятельности Петрограда - Ленинграда. Л., 1967. С. 125). Муз. критики характеризовали И. как одаренного композитора, профессионального дирижера, знатока хорового и оркестрового дела ( Музалевский В. И. Формирование и развитие муз. самодеятельности//В первые годы советского муз. строительства: Сб. Л., 1959. С. 264). С. К. Никитина Рубрики: Ключевые слова: АСТАФЬЕВ Алексей Михайлович (1873-1956), автор церковных песнопений, регент, педагог, помощник дирижера Русского хорового общества в Москве

http://pravenc.ru/text/389469.html

Ныне есть земское училище в 3 вер. от церкви. Попечительница его Юлия Пекин. Кроме того, по домам родителей учатся до 60-ти мальчиков. Из учеников устроен хор певчих. Молящихся в храме зимою бывает не более 150 человек; в прочие дни – до 500 чел., в большие праздники – до 700 чел. Местные праздники суть следующие: 1) 23-го апреля празднуют деревни: Дубровка, Кочино, Торошино и Уношковичи; 2) 9-го мая – Антипово и Косово; 3) 24-го июня празднуют Радгосцы и Первое Хмышино; 4) Косме и Дамиану празднуют Ясковичи и Михайловка; 5) Казанской Божией Матери – в Костронях; 6) Пророку Илии – в Жегжичине; 7) Преображению Господню – в Торошине, Малом Латовце и Заборовке; 8) Успению – в дер. Черной и в дер. Ясковичах, в память холеры 1848 года; 9) Александру Невскому – в Дубровке; 10) Рождеству Богородицы – в Большом и Малом Латовце и в Костронях; 11) Архангелу Михаилу – в Белой; 12) 6-го декабря – в Черной и Костронях; 13) в Ильинскую пятницу – в Выборе и в Антониевскую пятницу – в Любовичах. Все перечисленные здесь праздники сопровождаются крестными ходами. Они установлены или в память пожаров и скотских падежей или по случаю начала или окончания посева. О народных обычаях и поверьях замечено следующее: в праздник Преображения крестьяне, в видах прибыли, никому ничего не дают в долг, а напротив стараются что-нибудь принести к себе из чужого дома; в день Рождества Иоанна Предтечи женщины собирают лекарственные травы, а накануне ходят в баню и вплетают в веник цветок «Иван да Марья»; выпарившись, бросают веник и траву в воду, с приговорами; 23-го апреля, пред выгоном скота, обходят его с решетом, в котором находятся: образ Георгия, освященная верба, хлеб и яйца; все это отдается пастуху; в праздник Покрова непременно кормят скот в хлеве, хотя бы он пришел сытый с поля; это – для приплода. В великий четверг приготовляют четверговую соль, как лекарство; приносят воду до восхода солнца и ею моются в предотвращение болезней; женщины собирают на свой двор щепки с чужого двора, для успешного несения кур; с Пасхи до Вознесения многие не плюют за окно, у которого сидят, ради Спасителя, Который «невидимо ходит по домам и улицам».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

«В девичестве она носила имя София-Анна-Мария ди Санта-Релли. Дочь русской аристократки Руновской и итальянского врача, профессора медицины, директора крупной клиники в Неаполе Доминика Тарситани, Софья Доминиковна провела свои детские годы в Италии. Состоятельные родители дали ей хорошее образование. Например, музыку девочка изучала у известного в то время итальянского маэстро Беньямино Чези. После смерти профессора Тарситани Софья вместе с матерью приехала в Россию, где вскоре познакомилась с Василием Николаевичем Хитрово . Василий Николаевич был известен в обществе как очень серьезный и малообщительный человек, посвятивший свою юность детям рано умершего брата. Познакомившись с Софьей Тарситани, он прочил ее в жены своему племяннику. Но случилось непредвиденное. Девушка влюбилась не в племенника, а в его дядю. Василий Николаевич не устоял. Софья стала его женой» 39 . Софья Доминиковна Хитрово была талантливой пианисткой, она играла даже в присутствии Рихарда Вагнера и Ференца Листа 40 . Это была женщина «всесторонне образованная, начитанная, владеющая языками, талантливая музыкантша, у которой был свой обособленный душевный мир, в который она не впускала без разбора, который замыкала при малейшем неосторожном прикосновении» 41 . Но самое главное, что С.Д. Хитрово стала ближайшим другом Василия Николаевича, любящей женой и спутницей его паломничеств. Симпатизируя трудам Василия Николаевича, она стала членом-учредителем Православного Палестинского Общества, совершила много паломничеств вместе с мужем на Святую Землю, бывала неоднократно в Иерусалиме. Она деятельно трудилась на благо Общества: «Публиковала переводы и рефераты иностранных статей по палестиноведению в журнале Сообщения ИППО. При участии мужа, собрала, перевела на французский язык и издала древнерусские хождения на Святую Землю» 42 . Софья Доминиковна была лично знакома со всеми руководителями Общества, она неоднократно присутствовала на важнейших мероприятиях ИППО, как в России, так и за рубежом. Она прожила большую и насыщенную жизнь. Так, в 1908 году ею была написана объемная книга под названием «Антониевский (Сампсониевский) народный хор», в которой Софья Доминиковна подробно описала историю создания знаменитого народного хора. Этот хор действовал при соборе преп. Сампсония Странноприимца (где с 1874 года действовало благотворительное общество, а с 1906 года – братство, занимавшееся также миссионерской и иной церковно-общественной деятельностью). Первоначально хор именовался Сампсониевским, а с 1905 года Антониевским по имени своего основателя – офицера морского ведомства Антона Фердинандовича Путвинского, руководившего хором вплоть до революции 1917 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Hitrov...

56 Т. е. в Странноприимном доме графа Шереметева, в котором я служил почти 12 лет, занимая должности 1-го и 2-го помощника главного смотрителя и состоя членом Совета. Увлеченный высокими целями учреждения, я отдал этой службе все свои силы и способности, как говорится, вложил в неё всю свою душу, но в результате получил только нравственную усталость и тяжелые, болезненные воспоминания. 58 Внучка митрополита Иннокентия. См. о них книгу нашу: «Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский» М. 1883 г., стр. 323. 60 Вениамин Благонравов, в мире Василий Антонович, род. в Тамбовской губ., сын священн., 1846 г. окончил курс в Тамбовской сем.; 1849 г. авг. 27 пострижен; – окт. 9 иеродиак.; 1850 г. магистр Казанской акад.; –окт. 31 бакалавр; – ноябр. 20 иером.; 1856 г. ноябр. 28 архим.; 1857 г. апр. 21 професс. акад.; 1858 г. апр. 22 рект. Томск. сем.; 1861 г. авг. 23 – Костромской сем. и настоят. Богородицк. Игрицк. мон. 1862 г. февр. 5 еписк. Селенгинский, хиротон. мая 20, 1868 г. март. 18 – Камчатский; 1873 г. март. 31 – Иркутский; 1878 г. апр. 16 архиеписк. Ск. 1892 г. февр. 2. 61 Статс-Секретарь, обер-гофмейстер, член Государственного Совета, бывший товарищ Министра Народного Просвещения. Издатель книг: «Род князей Волконских», «Записки С. Гр. Волконского» (декабриста), и «Граф Н. Н. Муравьев-Амурский». 62 Леонтий Лебединский, в мире Иоанн Алексеевич , род. 1822 г. янв. 22, сын священн. Воронежск. губ.; из Воронежск. сем. поступ. в Петерб. акад.; 1847 г. оконч. курс магистром; – мая 17 пострижен; 1847 г. июня 8 иеродиак.; – июля 18 иером.; 1851 г. март 20 инсп. Киевск. сем.; 1853 г. янв. 28 – Киевск. акад.; 1853 г. фев. 15 архим.; 1856 г. мая 30 рект. Владимирск. сем.; 1857 г. июня 9 – Новгород. сем. и настоят. Новгородск. Антониевск. мон.; 1859 г. мая 17 рект. Петерб. сем.; 1860 г. март 5 еписк. Ревельский, хиротон. 18 март.; 1863 г. дек. 20 Подольский; 1873 г. апр. 8 архиеписк.; 1874 г. окт. 2 – Херсонск.; 1875 г. ноябр. 16 – Холмский; 1883 г. мая 15 член Св. Синода; 1891 г. ноябр. 17 митропол. Московский. Ск. 1893 г. авг. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

205 Борисовская Тихвинская девичья пустынь (Курской губ. Грайвороновского уезда) основана в 1710 году, по обету, знаменитым сподвижником Петра Великого, генерал-фельдмаршалом, графом Борисом Петровичем Шереметьевым, в кивот знаменовской иконе Тихвинской Божией Матери, и в благодарное воспоминание о богодарованной Ее всесильным заступлением славной Полтавской победе, имеет таким образом значение Историческго памятника. (Историческое Описан. Борисовск. Тихвинск. Девичьей пустыни. Архиманд. Леонида. М. 1872 г.). 206 Илиодор Чистяков , в мире Иван Борисовч, род. Калужск. Губ. Жздрянск. Уезд., в селе Воскресенск., сын священ. Бориса Безносова: из Калужск. Сем. В 1816 г. поступил в Моск. Акад. И в 1820 г. конч. Курс магистром; 18 сент. Инсп. Костромск. Сем., 18 дек. Того же 1820 г. пострижен; 1 янв. 1821 г. иеродиак., 2 янв. -иером., 5 сент. 1822 г. инсп. Моск. Сем.; 22 авг. 1823 г. рект. Рязанск. Сем., 4 мая 1824 г. игум. Рязан. Богосл. Мон., 22 июля 1825 г. – рязанск. Свято-Троицк. Мон., в 1825 г. архим., 12 дек. 1827 г. рект. Новгор. Сем. И нстоят. Новгор. Антониевск. Мон. , 19 февр. 1832 г. еписк. Курский, 13 март. Того же года хиротон., 24 марта 1844 г. архиепск., 5 ноябр. 1860 г. увол. На покой. Ск. 2 февр. 1861 г. (Списки Арх. Иерарх. Всеросси. СПБ. 1896 г. стр. 30). 208 Константин Никифирович Григорьев. Бывший Якутский Гражданский Губернатор. (Из Отдел. Рукописей Императорск. Публич. Библиот.). 209 Свербеев. Николай Дмитриевич Свербеев служил в Восточной Сибири с 1851 по 1856 год, старшим чиновником особых поручений по дипломатической части, при генерал-губернаторе Николае Николаевиче Муравьеве, впоследствии графе Амурском. Это был лучший из тамошних чиновников того времени. Образованный и талантливый, деятельный и честный. Этот молодой человек, с самого приезда туда на службу, сразу расположил к себе сердце преосвященного Иннокентия своею добротою и особенно своим христианским настроением духа. Женат был на дочери декабриста, княжне Зинаиде Сергеевне Трубецкой. (См. кН. Нашу «Граф Н.Н. Муравьев Амурский» М. 1891 г. стр. 186–187).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

О, еслиб удалось и в самом деле свидеться нам и насладиться приятною беседой!» . В русской литературе не раз поднимаем был вопрос о сочинениях Михаила Акомината. Так еще в 1854 году академик Куник, в первый раз знакомя с Тафелем, говорил и о важности сочинений нашего писателя (Ученые Записки Имп. Академии Наук по I и III отдел. т. II С.-Пб. 1854); в 1873 г. помещена была в Православном Обозрении II) биография и перевод единственного в своем роде и образцового произведения М. Акомината, его доклада царю Алексею III о бедствиях афинской епархии. В последнее время были помещены в Журнале Мин. Народного Просвещения (часть 201) две статьи с извлечениями из неизданных сочинений М. Акомината, принадлежащие автору этого отчета, который по тем же побуждениям, что и г. Лампрос находил настоятельною потребностью опубликование хотя более важных трудов Акомината. Независимо от указанных статей, часть переписки вошла в мое же сочинение: «Образование второго Болгарского царства», Приложение VII (Одесса 1879). Наконец, в истекшем году известный наш историк В. Г. Васильевский в другой раз обратил внимание на упомянутый выше доклад М. Акомината и поместил его в прекрасном переводе на русский язык в Журнале Мин. Народн. Просвещения (часть 210, стр. 399 и след.). В особенности докладной записке Акомината у нас посчастливилось быть переведенной два раза, как ни с чем несравненному документу, бросающему свет на внутреннее устройство Византии. Но так как с этой запиской, «из которой доносится до нас в греческих звуках безнадежная жалоба на глубокий упадок Афин», могут быть поставлены рядом многие письма, теперь уже ставшие достоянием людей науки, то мы смеем питать надежду, что теперь шире чем прежде и именно у нас же будут поставлены и разъяснены вопросы о строе загадочной Византии. Эти надежды уже частию осуществились в превосходных трудах В. Г. Васильевского (Материалы для внутренней истории византийского государства, – четыре обширные статьи в Журнале Мин. Народн. Просвещения), за которым остается почетное право извлечь из переписки М. Акомината богатый материал для освещения внутренней истории этого периода.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

56 В «Известиях о Московии 1689 г. де ла Невиля» это приписывается влиянию Василия В. Голицына. Там сказано: «он построил огромное здание для коллегиума, где определил содержать 20 греческих ученых людей, с множеством книг, приказав дворянам отдавать детей своих учиться в сие заведение». Русск. Вести, 1841 10. стр. 141. 57 Сами Лихуды, в Показании истины против Сильвестра Медведева, писали: «ученицы инии суть священници, иеродиакони и монахи, инии князя мальчаки, стольники и всякоаго чина сего царствующаго града». 59 Конечно, это и было причиною жалобы Медведева на то, что Лихуды захватили под школу земли монастырские. Др. Вивл. XVI. стр. 300. 60 О сих спорах обстоятельно сказано в статье г. Смеловского о Лихудах, помещенной в Журнале Министер. народн. просвещ 1845. 2. 61 См. Акт. Истор. Т. 5. стр. 337, и Собр. законов Т. 3. 1352. В Архиве Московской Оружейной палаты, между прочим хранится перепись книгам Заиконоспасского монастыря, составленная, по указу Патриарха, в сентябре 1689 г. Вероятно, это библиотека Медведева, которою, может быть, впоследствии пользовалась и Академия. В настоящее время некоторые из них принадлежат Московскому Комитету для Ценсуры духовных книг. Из подписей, на них сохранившихся, видно, что сначала они принадлежали Симеону Полоцкому . В числе 603 книг, более было латинских и польских, – но были и греческие и немецкие; упоминаются 18 греко-славянских грамматик и много лексиконов. См. Вести. Европы 1827. 16. стр. 255. и Памятники Московских древностей. 1845. об Оружейной Палате. 62 В Библиотеке Моск. Д. Академии, между рукописями, принадлежавшими Лихудам, есть краткая Грамматика греческого языка, под 331. – Она писана в 1687 г.; при ней Пиитика и краткая латинская Грамматика. В другой рукописи, 1691 и 1692 г., под 333, таже греческая Грамматика прямо названа сочинением Лихудов. 63 О Риторике Лихудов см. исследование г. Смеловскаго в Журн. Минист. народн, просвещ., 1845. м. март. Академический список сей Риторики, под 329, принадлежит к 1712 году. Из сличения сей рукописи с другою, также принадлежавшею Лихудам, под 324, открывается, что вся вторая книга Риторики Лихудов «о красноречии» или о тропах и фигурах (стр. 120–250) переведена с латинского, с изменением в немногих примерах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Усть-Суерское. Церковь Савватия Соловецкого и Николая Чудотворца. Усть-Суерская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь в селе Усть-Суерском была построена в честь победы правительственных войск над восставшими крестьянами Е. Пугачева. 6 марта 1774 года под Усть-Суерским произошло большое сражение. Восставшие потеряли в бою всю артиллерию и 600 убитых крестьян. Где-то вскоре после этого события начали строить церковь. Дата окончания строительства – 1802 год. Церковь двухпрестольная, посвящена Савватею (престольный праздник 10 октября - «Савватеевская») и Николе (престольный праздник в июне — «Никола»). В алтаре сохранились в стене две ниши, где стояли две деревянные (покрытые грунтом и позолотой) статуэтки Савватея и Николы. Церковь была закрыта после Гражданский войны. Усть-Суерский волисполком конфисковал церковное имущество и архив. Церковь в селе каменная, построена прихожанами в 1804 году. В дер. Памятной и Вагиной имеются часовни-школы, деревянные, построены по одному плану. В дер. Стенниковой устроен деревянный храм во имя Божией Матери Скоропослушницы. Всего в приходе 571 двор, прихожан мужского пола 2286, женского пола 2332. Церковной земли имеется: усадебной 5 дес., пахотной 180 дес., сенокосной 18 дес. Церковный капитал 3200 руб. Штат: священник, диакон и два псаломщика. Священник получает жалованья 137 руб. 20 коп., псаломщики по 35 руб. 20 коп., просфорня от прихожан получает 60 руб. в год. Кружечных доходов получается причтом до 880 руб. Для причта имеются три дома: для священника, диакона и просфорни, псаломщики живут на квартирах и получают 36 руб. квартирных в год. В селе имеется двухклассное училище Министер. Народн. Просвещ., учреждено в 1910 г. В деревнях Памятной с 1891 г., Вагиной с 1890 г. и Стенниковой с 1891 г. имеются церковно-приходские школы. В дер. Волостниковой с 1909 г. имеется одноклассная школа Министерства Народн. Просвещения. Ближайшая церковь в селе Коркинском Ялут. урочщ. 6 вер.». Расстояние церкви от Консистории 358 вер., от благочинного 33 вер., от уездного города 80 вер.

http://sobory.ru/article/?object=10171

А. Иванов Одобрена (во 2-м издании) Св. Синодом и Министерством Народн. Просвещения в качеств учебного руководства для приходских и уездных училищ Министерства Народн. Просв, и для народных школ. Издание пятое исправленное и значительно дополненное законоучителем Тульской Гимназии прот. А. Ивановым согласно с программою, утвержденною Св. Синодом для церковно-приходских школ, и приспособленное к программе приготовительных классов гимназий духовных училищ, и I-ro класса женских епархиальных училищ. Священная История Ветхого Завета Сотворение мира и человека В начале Бог сотворил небо и землю из ничего Земля была сначала неустроена и устроилась постепенно, в шесть дней. В первый день Бог сотворил свет; во второй – твердь, или видимое небо: в третий – отделил воду от земли и произвел растения; в четвертый день сотворил светила небесный; в пятый – рыб и птиц; в шестой – животных земных и, наконец, сотворил человека. Бог сказал в совете Святой Троицы: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию». И создал. Бог тело человека из земли и вдунул в него душу бессмертную. И все, что сотворил Господь, было прекрасно. В седьмой день Он перестал творить и людям повелел шесть дней работать и делать все дела свои, а в седьмой день прославлять Творца за все дела Его. Адам был первый человек. Господь из ребра его сотворил ему жену и помощницу Еву. Первые эти два человека были безгрешны. Они жили в раю. Рай был прекрасный сад, в котором было много разных плодовых деревьев, а по средине было два дерева: одно – древо жизни, а другое – древо познания добра и зла. Вкушая от плодов древа жизни, человек мог жить и не бояться смерти: но о древе познания добра и зла Господь сказал людям: «не ешьте от плодов его; когда же вкусите от них, то смертью умрете " ». Грехопадение прародителей и обетование Спасителя Адам и Ева не исполнили заповеди Божией. Диавол, в виде змия, сказал Еве: «если вы вкусите от плодов с древа познания добра и зла, то будете, как Бог, знать все – и доброе и злое». Ева соблазнилась и вкусила от запрещенного плода: Адам вкусил по ее примеру. Это непослушание воле Божией было первым грехом. который лишил человека райского блаженства. В наказание Господь определил жене в болезнях рождать детей и покоряться мужу; Адама осудил добывать пропитание в тяжелых трудах, а злому духу возвестил, что родится от женщины, то есть от Пресвятой Девы Марии. Спаситель, который уничтожить его власть. Так Господь, в великой Своей милости, при самом наказании дал людям утешение в надежде на пришествие Спасителя. Каин и Авель

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

(18) Варсонофий II, святый. До сего сана сначала был игуменом в Песношском, а с 1555 года, времени учреждения Казанской епархии, архимандритом в Казанском Спасопреображенском монастыре. Как в 1-м издании Ист. Рос. Иерар., так и во 2-м, хиротония Варсонофия показана 1563; но этот год означен совершенно несправедливо. Еще в половине 1566 года Акакий правил Тверской епархией; в Александро-Невской летописи, из коей о поставлении в июле того 1566 года митрополита Филиппа извлечение напечатано в Истор. Рос. Госуд. Карамз. IX, прим. 177) сказано: Тверского тогда епископа Акакия при сем собрании иерархов не было потому, что он бяше в болезни и старости. Следовательно, тогда Варсонофий еще не был тверским епископом, а он в сей сан хиротонисан верно после того, и заметно правил Тверской епархией менее, нежели сколько означено его святительство в обеих этих изданиях, как это увидим из святительства Саввы, преемника Варсонофиева. При том как сообразить это противоречие? В обоих изданиях оставление Тверской епархии Варсонофием означено 1576 года; но преемника его Саввы хиротония во 2-м издании показана 1572 г. Выходит, что преемник на его место был посвящен еще в его святительство в Твери, что допустить также нельзя. Ниже увидим, что преемник Варсонофия упоминается раньше и 1572 года. Варсонофий, будучи Тверским епископом, 1568 года, ноября 2, святил Воскресенскую церковь в Оршине монастыре (Журн. Минист. Народ. Просвещ. февраль 1847 г. статья: Новости, стр. 35:36). На покое в Казани принял великий образ. Мощи его обретены не 1596 года, a no Прологу 7104, октября 4; следовательно, 1595 года. Этот 1595 г. вернее, как это видно из известия об обретении мощей, помещенного на рукописном сборнике, принадлежащем новогородскому Деревяницкому монастырю, где означен тот год и то число октября. (См. журн. Минист. Народн. Просв., июнь 1853, II, 92). В 1-м издании Ист. Росс. Иер. сказано несправедливо, что Варсонофий скончался 1576 года; кончина его последовала 7085 (1577) года, марта 26, в великую среду, как это видно из доношения казанского митрополита Гермогена и обретения его мощей (Журн. Мин. Нар. Просв., июнь 1853, II, 92:93). Если справедливо, что кончина последовала в великую среду, то эта среда 26 марта была в 7086 году, следовательно 1578 года. Тогда ключевая буква шла 3 и Пасху праздновали 30 марта; в 1577 году Пасха была апреля 7, и великая среда быша 3 числа того месяца. К доказательству, что хиротония Варсонофия последовала после 1563 года, присовокупил, что когда Гурий, архиепископ Казанский, скончался 5 декабря того года, то Варсонофий был тогда еще архимандритом в Казани (Журн. Мин. Народн. Просв. 1853, июнь II, 93:94).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010