Нижняя зона фасадов и апсид украшены резными аркатурно-колончатыми поясами, колонки которых имеют резные капители и фигурные консоли . Капители покрыты плотно прилегающими к тулову лиственными пальметтами и деревцами с крученым стволом, увенчанными похожими на пальмы лиственными кронами. Мотив пальмовидного деревца присутствует и в резьбе архивольтов порталов церкви. Мотивы резных консолей разнообразны: " улыбающиеся " львы; усатые личины - то ли мужские, то ли львиные; вздыбленные химеровидные крылатые зверьки; изборожденные поперечными морщинами морды (т.н. " свинячьи рыла " ); профильные фигурки барсов, львов и геральдических орлов с нимбами; девичьи лики с двумя симметрично обрамляющими их косами. Набор этих мотивов, как и форма капителей, впоследствии повторялась на стенах более поздних владимиро-суздальских соборов. Среди имевшихся на начало XXI века консолей часть были исполнены заново из штука в XIX веке; другие в ходе ремонтов, вероятно, поменялись местами. Подобные аркатурно-колончатые пояса известны в соборах Италии и Германии , однако там они размещались, как правило, вверху стен и вдоль линии щипцовых завершений фасадов. Особо сходные по декору капители и консоли часто встречаются в памятниках Северной Италии - Ломбардии и Тосканы . Плоская орнаментальная резьба в виде растительных мотивов, по-видимому, воспроизводит традицию резного декора порталов романских соборов. Схожие морды зверей с поперечными морщинами-врезами - но при этом снабженные рогами - известны среди резных камней Миланского Антониевского собора . В отличие от фасадов, интерьер церкви почти лишен резного убранства. Оно ограничено лишь двадцатью парами резных, лежащих хвостами друг к другу львов, расположенных в пятах арок подкупольных столбов и в пятах арок, перекинутых от них на стены собора. Исполнены они разными мастерами, морды их разнообразны по своему выражению и настроению - одни ухмыляются беззубыми ртами, другие хищно скалят зубастые пасти. Их соотносят с символами побежденных злых сил, которые традиционно изображались под сводами романских соборов , но не в пятах арок, а на капителях. Высота рельефа этих львов значительно превышает высоту резных изображений на фасадах, но уступает высоте рельефов львов в интерьере Успенского собора .

http://drevo-info.ru/articles/24374.html

Нам представляется, что приведенные материалы не нуждаются ни в каком специальном комментарии. Они прекрасно показывают как то, в чем прав и не прав Антоний со своей личной, с общеправославной и с соловьевской точки зрения, так и то, в чем прав и не прав также и Вл. Соловьев лично со своей, с общеправославной и со специально антониевской точки зрения. 5. М. М. Тареев. М. М. Тареев дает следующую общую характеристику Вл. Соловьева: «При своеобразности своего мистического настроения, своих мистических созерцаний, при яркости своего художественного творчества Соловьев всегда в своих философских построениях стоит на твердой почве объективного взгляда, исторической перспективы и несокрушимой логики. Он создал стройную систему религиозной философии. Кажется, у него не было слабости, которая создала бы ему силу, но в его силе, несомненно, скрывались его слабости. Он был слишком диалектик. Там, где он не терял из виду берега, он имел в своей диалектике победоносное оружие, он был неуязвимый публицист. Но когда он пускался в безбрежный океан метафизики, его философия становится игрою понятий, исторические лица и события для него образуются в простые символы идей и он не столько прислушивается к действительности, сколько изрекает для нее законы. Его цели чрезмерно отдалены, игнорирование всего условного, прозревание во всем абсолютного стирает краски с горизонта. Логическая формула высшего синтеза им отработана блестяще, но все еще остается сомнение, не висит ли она в воздухе» . Таким образом, М. М. Тареев является сторонником давнишней и, мы бы сказали, довольно уродливой церковной традиции сводить все только к одной вере и отрицать всякое значение разума. Но это является как раз тем самым, против чего Вл. Соловьев боролся всю свою жизнь. Он всегда думал, что нельзя верить в то, чего не знаешь и о чем не можешь сказать ни слова, и нельзя развивать такую систему разума, которая висела бы в воздухе и не опиралась ни на какую реальность. М. М. Тареев не устает воспевать религиозные тайны. Но это как раз и заставляет его находить в соловьевской философии только одно рассудочное пустословие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

Представлена концепция развития Монастырского острова в Петербурге 27.01.2023 17:10:27 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Представлена концепция развития Монастырского острова, значительную часть которого занимают Александро-Невская лавра и Духовная академия, сообщает Седмица.ru со ссылкой на сайт Канонер . Она включает в себя расширение и благоустройство территории академического кампуса, сообщает «Канонер». В настоящее время территория между Монастырским садом и набережной Обводного канала находится в собственности нескольких организаций. Комплексом исторических ансамблей Духовной академии и Духовной семинарии заведует Санкт-Петербургская духовная академия. Между ними — в зданиях Александро-Невского Антониевского духовного училища — работает психиатрическая больница 6. Еще три надела используются частными компаниями. В идеале академия хотела бы, чтобы весь этот комплекс, как это было исторически, выполнял роль учебного заведения. Тем более что сейчас вузу крайне не хватает площадей, о чем ранее не раз говорил ректор епископ Петергофский Силуан (Никитин). Так, по его словам, в некоторых зданиях учебные классы соседствуют с комнатами общежитий, а фонды библиотеки не умещаются в существующих помещениях. Это не позволяет развивать направления деятельности учебного заведения, среди которых, кроме собственно богословского образования, научная деятельность в области истории, социологии, философии, искусства и другое. Некоторое время назад по инициативе Духовной академии была разработана концепция развития вуза. Ее выполнило ООО «Стройпроект». Концепция предусматривает несколько вариантов — в зависимости от возможностей. Минимальный предусматривает сохранение нынешних зданий и их реставрационный ремонт и приспособление под нужды учебного заведения. Так, при поддержке Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге ведутся работы в главном здании исторической академии на набережной Обводного канала: в прошлом году завершился ремонт кровли, сейчас ведутся работы на фасадах. Финальным акцентом возвращения зданию его исторического облика может стать воссоздание скульптурной композиции из двух ангелов, поддерживавших крест, — прежде она венчала фронтон портика на лицевом фасаде. Согласно концепции, внутри предполагается разместить лекционные кабинеты магистратуры и аспирантуры.

http://radonezh.ru/2023/01/27/predstavle...

Сколько вреда приносит подобное «панибратство» с воспитанниками, особенно в неопытных руках. Отец Евдоким имел еще особенное основание относиться ко мне недружелюбно и, так сказать, возбуждать учеников; он имел быть инспектором вместо меня, но обер-прокурор отклонил это назначение, будучи осведомлен о подобных действиях его бывшим инспектором Спасским. И вот меня назначили. А между тем ученики были уверены, что будет инспектором Евдоким, который сам же и поведал об этом ученикам, говоря, что настанут тогда блаженные времена... Впрочем, он все-таки умный человек, но еще не установившийся. А Никон – из инженеров, не знающий нашей школы, самолюбивый до крайности, невыдержанный и усвоивший одну внешнюю сторону антониевского режима... Оказывается, они знали о предполагавшемся «бунте» воспитанников, так как и сами, может быть, способствовали такому возбуждению их. И вот, когда я в учительской, сильно потрясенный, удрученный, рассказывал учителям об этом бунте и даже заплакал, когда они начали вполне сердечно утешать меня, одни мои собратья не сказали мне ни слова утешения, а пылкий и невоздержанный Никон начал выговаривать мне, что я не умею обращаться с воспитанниками, что я стесняю их и тому подобные глупости. Преподаватели возмутились проповедуемыми им взглядами, выходящими будто бы из всепрощающей любви, а в сущности проповедующими полнейшую распущенность... Не хочу об этом и вспоминать... Бунт этот сослужил мне такую же службу, как солдату на войне первая перестрелка. Я несколько успокоился и решил не отступать назад, а идти вперед твердо, постепенно, останавливая всякий непорядок и вводя или, правильнее, восстановляя добрые порядки, ослабленные было на время. Сколько в это время получал я анонимных писем и решил не придавать им никакого значения, и даже никому не показывал. Особенно строго я преследовал пьянство, которое действительно развито в Новгородской семинарии. Я, как южанин, не имел понятия, что на севере так пьют, и притом в школах. Меня поразило обилие пьяных на масляницу…Мало-помалу порядки, заведенные мною, начали входить в силу, да и сам я почувствовал силу и имел удовольствие уже к концу занятий видеть это и наслаждаться некоторыми благотворными плодами трудов своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Л. Н. Толстого. Будучи основательно знаком с германской философской литературой, ученый пастырь сразу понял, что Толстой находится под влиянием Германскаго пантеизма и поэтому обличения его были глубоко компетентны и убедительны. Сам Толстой пожелал познакомиться со своим оппонентом и Архимандрит Антоний посетил его в Москве в его доме, проведя с ним известное время в мягкой доброжелательной беседе и заручившись обещанием Толстого посетить его в Троицкой Лавре. Этого обещания Толстой не исполнил, при чем циркулировали слухи, что Толстой заявлял, что он опасается «Антониевскаго магнетизма», разумея под этим тот церковный дух, который господствовал у Архимандрита Антония. Во всяком случае Толстой с доброжелательством отзывался о критических замечаниях Архимандрита Антония и говорил, что «меня понимает только о. Антоний» и высказывал свое удивление его влиянию на студентов. После этого посещения среди студентов распространился слух, что будто бы их ректор получил запрос от своего начальства, на каком основании он посетил явнаго отступника и врага Церкви и что будто бы о. ректор ответил, что «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» ( Марк. 2, 17 ). Любя всех своих студентов. Архимандрит Антоний особенно покровительствовал обучавшимся в академии славянам, грекам и сербам, видя в них представителей тех древних Восточных Церквей, к взаимообщению с которыми он стремился всей своею душой. Кроме того он стремился дать академическое образозание не только установленному штатному числу студентов, но по возможности всем желающим, и для этого он начал широко принимать «вольнослушателей» постепенно переводя их в число штатных студентов. Но самой главной заботой его в отношении студентов это было – склонить их к пострижению в монашество. Внимательно следя за студентами, за их способностями, расположениями, за их нравственной жизнью, Архимандрит Антоний как бы намечал среди них жертвы своей пастырской любви и затем с материнской заботливостью начинал ухаживать за ними, стремясь свободно расположить их сердце к принятию монашества.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

14) РГБ, ф. 299 (Собр. Н. С. Тихонравова), 301. Сборник (л. 272 об. – 279 об.), 30-е годы XVII в. Филигрань: Домик под крестом, обвитым змеей, и литеры N и А – Гераклитов, 335 (1631–1633 гг.). 15) РГБ, ф. 205 (Собр. Общества истории и древностей Российских), 321. Сборник (л. 204–239 об.), 30-е годы XVII в. Филигрань: Кувшин с двумя ручками под полумесяцем – типа Дианова и Костюхина, 741 (1634 г.); Гербовый щит под короной, пересеченный полосами – Дианова и Костюхина, 1060 (1634 г.). 16) РГБ, ф. 304 I (Собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры), 664. Минея четья на сентябрь (л. 313–350 об.), 40-е годы XVII в. Точная копия Минеи Троиц., 665. Филиграни: Гербовый щит под короной – Дианова и Костюхина, 3 (1646 г.); Гербовый щит с лилией под короной, контрамарка PH – Дианова и Костюхина, 947 (1647 г.). 17) ГИМ, Синодальное собр., 797. Милютинская минея четья на сентябрь (л. 580–619 об.), 1646 г. Представляет сокращение Минеи Германа Тулупова (Троиц., 665). 18) РГБ, ф. 299 (Собр. Н. С. Тихонравова), 412. Сборник (л. 146–161 об.), сер. XVII в. Редакция Великих Миней Четьих без предисловия и без Сказания о чудесах. Филигрань: Щит с лилией под короной – типа Дианова и Костюхина, 931 (1646–1654 гг.). 19) РГБ, ф. 138 (Костромское собр.), 18. Минея четья (л. 270 об. – 290 об.), сер. XVII в. (описание см. в разделе Минейной редакции). § 7. Редакция Степенной книги Степенная книга создана около 1563 г. 548 Читающееся в ней Житие Федора Ярославского 549 в первой части является сокращением Антониевской редакции (пополненным родословными и другими материалами), а в статье о проявлении мощей и описании первых трех чудес – просто списком с Минейной редакции. Древнейшими рукописями Степенной книги являются списки 60-х годов XVI в.: ГИМ, Чудовское собр., 358 (л. 356–364) (по нижнему полю л. 3–8почерком XVI в. многозначительная надпись: «Книга Чудова манастыря собрана смиренным Афонасием митрополитом всеа Русии»); Томский краеведческий музей, 91; другие списки перечислены в издании 21 тома ПСРЛ.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Филигрань: Щит с буквой В под короной, под щитом надпись NICOLAS LEBE – Лихачев, 1957, 1958 (1594 г.). 52) ГИМ, собр. А. И. Хлудова, 239. Сборник (л. 220–221), 90-е годы XVI в. Филигрань: Щит с буквой В под короной, под щитом надпись NICOLAS LEBE – Лихачев, 1957 (1594 г.). 53) РНБ, Q.I.1153. Сборник (л. 15 об. – 16 об.; текст обрывается на словах: «аще кто в вас не блюдет, благослове. » – далее отсутствует один лист), кон. XVI в. Филигрань: Топор под полумесяцем – типа Лауцявичюс, 1692 (1585–1588 гг.). 54) РГАДА, ф. 196 (Собр. Ф. Ф. Мазурина), оп. 1, 1109. Сборник (л. 63–64 об.), кон. XVI в. 55) РНБ, собр. Общества любителей древней письменности, F.217. Сборник (л. 237–238 об.), нач. XVII в. Филиграни: Щит с лилией под короной – Лихачев, 1963, 1964 (1607 г.); Кувшин с одной ручкой под розеткой, на тулове литеры HI – Гераклитов, 411 (1607 г.); Гроздь винограда-Лихачев, 1962 (1607 г.). 56) Научная библиотека Саратовского университета, 382. Сборник (л. 18 об. – 21), 20-е годы XVII в. Филигрань: Кувшин с одной ручкой под полумесяцем, на тулове литеры T H. Проложная статья – в составе компиляции с Антониевской редакцией Жития Федора Ярославского. 57) Институт истории, философии и филологии Сибирского отделения РАН, 3 77. Пролог (л. 54 об. – 56 об.), 20-е годы XVII в. Филигрань: Кувшин с одной ручкой под короной и полумесяцем, на тулове литеры РВ под полумесяцем – Дианова и Костюхина, 691 (1623 г.). 58) ГИМ, Музейское собр., 1389. Пролог (л. 50–51 об.), 30-е годы XVII в. Филигрань: Гербовый щит под короной – Дианова и Костюхина, 220 (1633 г.). 59) РГАДА, ф. 381 (Собр. Синодальной типографии), 383. Сборник (л. 77–80), 30–40-е годы XVII в. Филиграни: Щит с рогом изобилия под короной, контрамарка AD – Дианова и Костюхина, 1131 (1634 г.). 60) Научная библиотека Московского университета, 1832. Сборник (л. 1–3; Проложная статья – в составе Минейной редакции Жития Федора), 40-е годы XVII в. Филигрань: Щит с лилией под короной, под щитом литеры ID – Дианова и Костюхина, 901 (1624–1631 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В третьей части Антониевской редакции при описании 13 чудес заметно использование тех же источников, которые были определены для первой и второй частей. Начало рассказа о 1-ом чуде («О слепомъ»): «Некоему человеку … славна же и богату родителю сын, сему бо на многа времена зрак от очию отъятся, и многым врачем приходящим к нему, но не успеша ничто же» (Нижегор., 39, л. 33 об. – 34) – выписано из рассказа об аналогичном чуде Жития митрополита Алексия 531 . Дальнейший текст: «Слышав яже от преподобнаго бываемая чюдеса и прииде в манастырь Святого Спаса, вожю же его юноши отшедшу . . , благодарение воздаяше святому о прозрении своемъ» (Нижегор., 39, л. 34) списан с чуда «О прозревшим слепом» из Жития Сергия Радонежского (Троиц., 116, л. 395). Заключительная фраза вновь заимствована из Жития митрополита Алексия. Рассказ о 2-ом чуде «О муже, исцелевшем зубною болезнию» (Нижегор., 39, л. 34 об. – 35) полностью основан на чуде с Захарием Бороздиным из Жития Сергия Радонежского (Троиц., 116, л. 392– 393). В рассказе о 3-ем чуде «О беснующемся муже» автор ориентируется на изложение чуда «О иступившемь ума» Жития митрополита Алексия, а фрагмент «Сему же ума изступившю да толико, яко не ведати ему, камо идет … и абие в себе быв» (Нижегор., 39, л. 35 об.) переписывает из творения Пахомия Логофета 532 . В дальнейшем тексте встречаются выражения из статьи «О беснующимся велмужи» Жития Сергия Радонежского (Троиц., 116, л. 368–369), а именно: «бывшю же ему на пути», «и наложиша ему железа», «визите мя, иде же мя взясте, а тамо не хощю ити», «и водим бяше шестию человекъ», архимандрит «благослови его крестом», и др. В рассказе о 4-ом чуде «О мужи сухорукомъ» начальная фраза «Ни же се да умолчанно будет съдеянное святым: некоему юноши» (Нижегор., 39, л. 37) выписана из 4-го чуда Жития митрополита Алексия 533 . Весь дальнейший текст описания основан на чуде «О имущим сухую руку» Жития Сергия Радонежского (Троиц., 116, л. 395 об. – 396). Пятое чудо «О болящем трясовицею» (Нижегор., 39, л. 38) изложено в соответствии с имеющим тождественный заголовок рассказом Жития митрополита Алексия, причем начальный фрагмент «Ин же пакы человекъ Тимофеи именем, трясовицею одержим . и скоро исцеление получив» почти полностью переписан из названного источника 534 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

260– 262 об.). На л. 260–265 об., написанных особым почерком и на особой бумаге, помещены выписки из Пролога. Эта часть сборника датируется 70-ми годами XV в. Филигрань: Голова быка под перекрестием – Брике, 15105 (1449–1468 гг.), 15100 (1480 г.). 4) СПФИРИ, ф. 238 (Собр. Н. П. Лихачева), оп. 1, 161. Сборник (л. 5–7), 70-е годы XV в. Филиграни: Буква P под цветком (два варианта) – Брике, 8684 (1452–1461 гг.), 8591 (1452–1465 гг.); Голова быка под стержнем с перекрестием – Брике, 14256 (1469 г.); Корона – Брике, 4646 (1473 г.). 5) Научная библиотека Казанского университета, 4635. Сборник (л. 11–12 об.), 80-е годы XV в. Филигрань: Голова быка под крестом и перекрестием – Лихачев, 3491 (1476 г.). 6) РНБ, Софийское собр., 1389. Сборник, содержащий выписки из Пролога (л. 392 об. – 395), кон. XV в. Филигрань: Голова быка под короной и цветком – Брике, 14592 (1488–1498 гг.). 7) РГБ, ф. 304 I (Собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры), 643. Сборник (л. 21–23 об.), кон. XV в. Филиграни в основной части совпадают с водяными знаками рукописей: Троиц., 368 (1497 г.), Троиц., 369 (1497–1498 гг.), МДА, 48 (1497–1499 гг.). 8) РГБ, ф. 304 I (Собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры), 466. Служебная минея на сентябрь (л. 366–368 об.), 1505 г. Проложная статья находится в составе Минейной редакции Жития Федора Ярославского. 9) ГАЯО, 446. Сборник (л. 134–137), нач. XVI в. Филиграни: Рука в рукавчике под розеткой – Брике, 11424 (1502–1508 гг.); Щит с лилией под крестом – Брике, 1568 (1500–1504 гг.); Голова быка под крестом, обвитым змеей, – Лихачев, 1347 (1508 г.). 10) ЯМЗ, 15522. Сборник (л. 351 об. – 353), нач. XVI в., рукопись входила в состав библиотеки Спасо-Ярославского монастыря. Филиграни: Голова быка с крестом на морде, под крестом с цветком, обвитым змеей, – Лихачев, 1350 (1508 г.); Тиара-Лауцявичюс, 1591 (1506–1509 гг.). Проложная статья – в составе компиляции с Древнейшим видом Антониевской редакции Жития Федора Ярославского. 11) РГАДА, ф. 181 (Собр. МГАМИД), оп. 1, 752. Сборник (л.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Общественная палата Татарстана прокомментировала заявление прот. Всеволода Чаплина об ущемлении прав кряшен 11 декабря, 2013. Новостная служба Мы не скрываем тех проблем, которые стоят сегодня перед татарстанским обществом, но не видим повода делать столь категоричные выводы. 11 декабря. ПРАВМИР. Комиссия Общественной палаты Республики Татарстан по вопросам культуры, межэтнических и межконфессиональных отношений распространила обращение, в котором прокомментировала высказывания главы Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина об ущемлении прав кряшен в Татарстане. Полный текст обращения приводит  «Татар-информ» : «Недавно в СМИ появилось сообщение о сделанном на II Международных Свято-Антониевских чтениях в Бишкеке председателем Синодального отдела по взаимодействию церкви и общества Московского Патриархата Русской Православной Церкви В.А. Чаплиным заявлении, которое вызвало у нас определенное недоумение. Возможно, говоря о том, что в Татарстане ущемляются права русских и кряшен, уважаемый протоиерей пользовался непроверенной информацией или был введен в заблуждение заявлениями некоторых безответственных журналистов, старающихся «раскачать» межнациональную и межрелигиозную ситуацию в республике. Тем не менее, он практически сам встал на их сторону, вместо того, чтобы солидаризироваться со здоровыми общественными силами, ведущими борьбу с отдельными проявлениями радикализма и заботящимися о духовно-нравственном возрождении народа. Мы не скрываем тех проблем, которые стоят сегодня перед татарстанским обществом, но не видим повода делать столь категоричные выводы. В настоящее время Татарстан – это один из наиболее динамично развивающихся регионов Российской Федерации, который известен межнациональным и межконфессиональным согласием не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Представители разных народов и государств приезжают в Татарстан, чтобы ощутить царящую в республике атмосферу мира и взаимопонимания. Поступательный подъем наблюдается сегодня и в жизни православной общины Татарстана, что находит свое отражение в возрождении чтимых святынь, многотысячных крестных ходах и преображении духовного облика представителей русского и кряшенского народов.

http://pravmir.ru/obshhestvennaya-palata...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010