Последнее можно рассматривать в контексте автокефальных настроений в Русской церкви. Ведь известно, что автономные по отношению к Риму и Константинополю ирландцы, следы влияния которых обнаруживаются в Антониевой обители, 100 долгое время вели свой календарь. Календарная специализация Кирика, возможно, является еще одним свидетельством проявления этой традиции в монастыре-переселенце. Видимо, неслучайно сочинение Кирика как справочное или учебное пособие по расчёту пасхалий сохранялось и переписывалось в старообрядческой среде вплоть до XVIII в. (Мазуринский список «Учения»), поскольку старообрядцы, не доверяя официальной церкви, рассчитывали церковный календарь самостоятельно. А официальная церковь надолго забыла об этом немаловажном для ее истории тексте... Несмотря на то, что в «Учении» не содержится никаких геометрических фактов, естественно предположить, что и с геометрией автор произведения также был знаком, поскольку без знания геометрии невозможно изучение астрономии. Обратим внимание еще на одну грань дарований, которыми обладал интеллектуал XII в. Кирик Новгородец. Вряд ли бы он стал руководителем монастырского хора, если бы не получил профессиональную подготовку на том уровне, который позволил ему стать доместиком (регентом) в главном храме Антониева монастыря. Видимо, здесь надо учитывать среду, в которой воспитывался одаренный новгородец. На его родине в XII в. была хорошо развита народная музыкальная культура, о чем говорят многочисленные находки фрагментов музыкальных инструментов археологами (в первую очередь это были гусли, гудки, бубны и свирели-сопели). 101 Несмотря на то, что церковная традиция отрицала использование в храмах инструментальной музыки, поскольку славить Бога можно было только богоданным инструментом – голосом, русская церковь в описываемое время не преследовала и не запрещала игру на национальных музыкальных инструментах. 102 Логично предположить, что новгородская музыкальная стихия влияла на развитие способностей звуковой гармонии будущего антониевского регента.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

Юный подвижник остался совершенно один в дремучем лесу, терпя все невзгоды и трудности, лишения и искушения пустынного жития. Только медведь посещал его, с которым он делился последним куском хлеба, оставаясь сам подолгу без пищи. Прослышав о его подвижнической жизни, к нему стали собираться иноки, желавшие служить Господу Богу под его руководством. И вот на месте смиренных подвигов этого дивного подвижника выросла величественная Троице-Сергиева Лавра, которая сделалась духовным оплотом Московской Руси. Преп. Сергий уходил от мipa, но мip шел за ним, чувствуя в нем великую духовную силу. Получая множество пожертвований от богатых и знатных людей, лавра все ширилась и укреплялась, а в годины народных бедствий кормила голодающих, давала приют сирым и убогим, спасала отечество от нападавших врагов, особенно в так называемое «Смутное время». Сам преподобный Сергий для себя не искал ничего, вел бедную, трудовую жизнь и решительно отказался от сана Митрополита всея Руси, когда Митрополит Московский Алексий хотел сделать его своим преемником. За свою святую жизнь преп. Серий сподобился дара прозорливости и чудотворений, под конец своей жизни удостоился явления Божией Матери, в сопровождении свв. апостолов Петра и Иоанна, Которая утешила его обещанием покровительства основанной им обители и предрекла ее процветание. Через 30 лет после его преставления св. мощи его были обретены нетленными (1422 г.) и доныне почивают в Троицком соборе, служа неизсякаемым источником утешений и исцелений для всех, стекающихся со всех концов Русской земли благочестивых богомольцев — даже доныне.    В день 6-го июля чествуется память св. девицы Иулиании, княжны Ольшанской, которая преставилась 16-ти лет от роду не позднее 1540 года. Ее св. мощи были обретены совершенно нетленными в Антониевских пещерах в Киеве в 1617 году, где она была погребена.    В день 7-го июля чествуется преставление благоверной Евдокии, во инокинях Евфросинии, великой княгини Московской († 1407 г.), которая была супругой великого князя Димитрия Донского, отличалась своей истинно-благочестивой жизнью, была как бы матерью для бедных, сострадательной ко всем страждущим, щедро расточала свои средства на строительство, возстановление и украшение Божиих храмов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

Еще из Москвы преосвященный Афанасий прислал своему духовенству две увещательных грамоты – «подвигом добрым подвизаться». В первое же лето посетил живо памятный недавним церковным мятежом Соловецкий монастырь и дал ему уставную грамоту: в ней, между прочим, учредил совет из двенадцати избранных иноков, воспретил отлучки из обители, запретил держать не только в монастыре, но и на всем острове какое бы то ни было «отреченное пьянственное питье» и «треклятую табаку». Часто говорил проповеди . Рассылал по епархии свои послания и грамоты, с наставлениями, выбранными им из святоотеческих творений; одно такое послание – «о провождении житья своего по Богу, во отцепреданных догматах, по восточному благочестию» он предписал читать в церквях «при народном собрании» по часту. Установил благочиннеческий надзор за церквами и духовенством. Дал распоряжение духовенству учить прихожан молитвам. Принял возможные с его стороны меры к просвещению и обучению священников, молодых людей командировал в Москву для учения. Выстроил величественную колокольню, а потом и собор, построил архиерейский дом, много способствовал построению церквей по епархии и восстановлению пришедших в упадок монастырей. Организовал раздачу милостыни нищим при архиерейском доме. При бедствиях от недорода ходатайствовал об облегчении обложения своих крестьян. Совершению богослужения умел придать исключительное великолепие и торжественную пышность, устраивая часто крестные ходы и другие духовные церемонии. Отношение его к раскольникам было в духе того времени: так, например, антониевскому своему игумену он поручил «сыскивать накрепко раскольников и представлять их на Холмогоры связанными или скованными неослабно». Одного архимандрита, скопившего некоторое состояние, которое он и прятал в сундуке, и не хотевшего оставить скопленного, по завещанию, на поминовение, Афанасий укорял в любостяжании и распорядился, в случае, если архимандрит умрет, немедля опечатать его имущество, чтобы тем исправить незаботливость скупца о своей душе.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

«А, Кернушка. У тебя совсем славянофильский вид. Православие — самодержавие — народность. Ну-ну, спасайся. Садись. Чаю хочешь?» «Нет, спасибо, я уже пил». «Ты, вероятно, предаешься неумеренному аскетизму? А? Ты знаешь, что это запрещается каноническими правилами Гангрского Собора?» «Нет, какой там аскетизм». «Ну, расскажи, милый, какой-нибудь случай из твоей автобиографии». Краснею, смущаюсь, особливо если в келье кто-либо посторонний. «Что ты читаешь теперь?» «Владыко, много и без системы и, кажется, без толку. Вот сейчас я читал книгу свт. Василия Великого “О Святом Духе”. А кроме того, Филарета “Отцов Церкви” и Харнака». За Харнака неодобрительный взгляд умных глаз, но, впрочем, сейчас же добавлялось, что читать надо все, знать надо и противника, и ничего не страшно для православного церковного сознания. «Владыко, а вот теософы говорят, что…» Следовал умный, неожиданный и уничтожающий довод против теософии и оккультизма. Все это он ведь не из учебников вычитал, ибо именно эти простые и ясные доводы в учебниках не пишут, а от своего ясного и острого ума. От знания назубок текста Библии, но от знания не начетнического только, а очень продуманного. Сам я, не принадлежа ни к духовному сословию, ни к нашей русской семинарской и академической науке, очень тем не менее рано заинтересовался русской богословской школой и нашей духовной наукой. С первых дней моего студенчества на богословском факультете я читал с увлечением имевшиеся налицо номера старых богословских академических журналов, а главным образом — протоколы заседаний Совета академий с рецензиями профессоров на академические диссертации, протоколы магистерских диспутов и т.д. Меня всегда привлекала эта сторона жизни школы, эта лаборатория мысли и весь процесс создания научной книги, ее обработка, ее критика, рецензирование ее и все постепенное и упорное воспитание научного творчества. В детстве я с интересом слушал рассказы о разных академических диспутах. Меня привлекал этот мир фолиантов, диссертаций, рецензий и т.п. Поэтому и от митрополита Антония, ректора двух наших академий и яркого представителя нашего умного и ученого епископата, я хотел узнать побольше об этом мире.  И владыка давал в этом отношении много, но как всегда по-антониевски, то есть прямолинейно, цельно, совсем не широко и, как потом я понял, очень академически односторонне. Но надо сказать, — ярко, умно, всегда своеобразно, всегда оригинально.

http://pravoslavie.ru/3117.html

В начале XX века лавра обросла новыми учреждениями, как, например, курсы для певчих. В 1909 году образован музей – Древлехранилище лавры, под который выделена юго-западная башня лавры (Библиотечная). В Лужском уезде был создан Серафимо-Антониевский скит, приписанный к лавре. В годы Первой мировой войны в монастырских стенах был оборудован лазарет. По данным участника ревизии монастыря Каблукова, в мае 1917 года капитал Лавры составлял около 2 млн рублей, из которых 1 966 243 рублей в процентных бумагах и только 133 155,54 рублей наличными. Советское время В феврале 1917 года численность братии составляла 113 человек, в том числе 63 монашествующих и 50 послушников. В ноябре 1917 года братия участвовала в выборах членов Учредительного собрания. 14 декабря 1917 года последовал указ Святейшего синода по итогам проводившейся в мае – июле всесторонней ревизии: комиссия выявила ряд злоупотреблений со стороны лаврского начальства. В указе содержались административные распоряжения: в частности, Лавра оставалась в непосредственном ведении Синода, епископ Прокопий (Титов) был назначен настоятелем с освобождением от должности викария Елисаветградского. Большевики попытались реквизировать средства и имущество Лавры ещё до издания Декрета об отделении церкви от государства: 13 января (ст. ст.) 1918 года Народный комиссариат государственного призрения издал распоряжение о реквизиции жилых помещений Лавры и покоев митрополита для своих нужд под богадельни и приюты. В тот же день в монастырь прибыла делегация, сопровождаемая вооружённым отрядом, которая предъявила документ с подписью народного комиссара Александры Коллонтай, предписывавший сдать все имеющиеся дела по управлению домами, имуществом и капиталами Лавры уполномоченному лицу. Составив опись, делегация удалилась, но уже 19 января в Лавру явился вооружённый отряд во главе с комиссаром Иловайским, который арестовал нескольких духовных лиц. Кто-то ударил в набат, собрался народ, красногвардейцы были разоружены; но был смертельно ранен петроградский священник Пётр Скипетров, что вызвало крайнее негодование собравшегося народа. В итоге красногвардейцам пришлось оставить монастырь. 21 января по распоряжению митрополита Петроградского Вениамина состоялся общегородской крестный ход в защиту Церкви, в котором участвовали около 500 тысяч человек. В конце января было организовано из мирян и монашествующих Александро-Невское братство для отстаивания интересов обители и охраны церковного достояния. События января 1918 года в Лавре стали первым открытым столкновением новой власти и Русской церкви, причем здесь Церкви удалось одержать единственную крупную победу над большевистским правительством.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкая...

Далее Владыка обратил особое внимание на оживление церковной жизни. В г. Житомире была святыня – глава преп. Анастасии Римлянини. Было установлено торжественное празднование ея памяти с обнесением св. главы вокруг Церкви. Особое же внимание Владыки было обращено на Почаевскую лавру, находившуюся почти на самой границе с Австро-Венгерской Империей. Почаевская Лавра, настоятелем которой являлся Волынский архипастырь, имела могучее религиозное влияние на весь юго-западный край, а через него и на всю Россию. Двенадцать раз в году в Лавру собирались огромныя толпы народа – 6 раз в большие праздники до 40 тысяч и 6 раз в малые праздники до 6–7 тысяч. Через Почаевскую Лавру Владыка Антоний вошел в живое общение с Русским народом. Прежде всего Владыка устроил типографское братство с самоотверженным деятелем аскетом во главе знаменитым впоследствии архимандритом (ныне архиепископом) Виталием. Это братство развило широкую просветительную деятельность в народе через специальныя народныя издания. Затем он выхлопотал разрешение выносить из подземной пещеры покоющуюся там св. раку с нетленными мощами преп. Иова Почаевскаго , которая один раз в году вносилась в храм, обносилась вокруг Церкви и на глазах 40 тысячной толпы при стократном пении «Господи помилуй» высоко подымалась и опускалась, затем Владыка озаботился сооружением обширнаго теплаго Троицкаго собора, известнаго в Лавре под именем Антониевскаго, а также обширной, так называемой, Красной гостинницы для паломников. Под влиянием этих и других мероприятий религиозное значение Почаевской лавры быстро возростало. Не только жители юго-западнаго края, но и жители отделенной границей Галиции собирались во множестве в Почаевскую Лавру и тем, помимо религиознаго на них влияния, происходило расположение их сердец к России, что, между прочим, нашло себе яркое выражение во время победоноснаго продвижения русских войск в Галицию в 1914 году. Наконец, Владыка тайно посетил Галицию, ободряя православных Галицийцев и призывая униатов к переходу в Православие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

На головах Богоматери и Христа пышные короны закрытого типа. На груди Богоматери широкое ожерелье из неск. рядов цепей посередине, обрамленных с 2 сторон жемчугом,- это драгоценные привесы на Ченстоховской иконе, традиционно воспроизводившиеся на ее многочисленных списках. На ксилографии из Толковой Псалтири (К., 1697) гравер с точностью изобразил эти основные особенности Л. и. На списках, копировавших чудотворную икону, центральное место в композиции занимало изображение Богоматери с Младенцем. Списки, к-рые писали непосредственно с чудотворного образа, имели пространную надпись об истории иконы под центральным образом Богоматери с Младенцем (икона XVIII в. (?) из Спасо-Преображенской ц. в Любече). Во 2-м, позднем варианте данного извода надпись внизу иконы отсутствовала (икона «Любецкая Богоматерь», XIX в., храм-музей икон «Неувядаемый Цвет», д. Исаково Солнечногорского р-на Московской обл.; 51×42 см). К числу более редких относятся списки, копировавшие сложносоставную икону работы иером. Иннокентия (Щирского). В XVIII-XIX вв. изображения Л. и. вошли в многочисленные гравированные и иконописные своды Богородичных икон (гравюра нач. XIX в. «Двенадцать икон Богородицы» - под 7 мая изображено «Явление иконы Пртыя Бцы Любецкой»; гравюра 1-й пол. XVIII в. «Образ сорока явлений Пресвятыя Богородицы» - во 2-м ряду 11) «Изображение чудотворнаго образа Пртыя Бцы Любецкой яже принесе излюбеча в kieb Селивестру Kiebcku мирополи inocmabiшa вцркви cbmoi Coфiu»; гравюра кон. XVIII в. «Изображение 130 икон Богородицы» - 12) с подписью: «Любецкая» ( Ровинский . Народные картинки. Т. 3. С. 473, 476, 478. 1212, 1214, 1216). Лит.: Евгений (Болховитинов), митр. Описание Киевософийского собора и Киевской иерархии. К., 1825. С. 49; Димитрий Ростовский, свт. Соч. М., 18396. Т. 1. С 486-487; Скворцов И. М., прот. Описание Киево-Софийского собора по обновлении его в 1843-1853 гг. К., 1854; Милорадович Г. А. Антониевский Любечский муж. мон-рь. [Чернигов, 1860]; он же. Любеч Черниговской губ.

http://pravenc.ru/text/2561034.html

Анастасий (Грибановский Александр), митр.Западно-Европейских Православных Церквей Родился 6 авг.1873 года в Тамбовской епархии. В 1897 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1898 г. пострижен в монашество в академии, там же возведен в сан иеродиакона и иеромонаха. 1900 – инспектор Вифанской семинарии. С 1901 – преподаватель, а затем ректор Московской духовной семинарии. 29 июня 1906 г. хиротонисан во епископа Серпуховского, 4-го вик.Московской епархии. Участник I-ro Общеземского съезда по народному образованию в Москве. 1914 – епископ Холмский и Люблинский. 10 дек.1915 г. – епископ Кишиневский. 6 мая 1916 г. – архп. Кишиневский и Хотинский. В 1919 г. эмигрировал за границу с митрополитом Антонием (Храповицким) . Возглавлял Антониевскую группу на Западе. В 1936 году митр. Антонием (Храповицким) возведен в сан митрополита. Человек талантливый и сердечный (племянник убитого митр. Владимира Киевского). Отличался неутомимой и самоотверженной деятельностью на пользу местного населения Холмской и Кишиневской епархий, пострадавшего от войны. Свой дом отдал под лазарет. Кормил нуждающихся, устроил больничный приют. Часто выезжал на позицию, служа там молебствия и панихиды, благословлял отправляющихся в сражение. Митрополит Анастасий организовал в Мюнхене «Заграничный Синод», распространяющий свою власть на приходы, как в Западной Европе, так и в Америке. В дни Великой Отечественной войны сотрудничал с Гитлером, благословлял его оружие, подносил ему благодарственный адрес. Решением Московской Патриархии от 22 июня 1934 года было положено: «Заграничных русских архиереев и клириков так называемой Карловацкой группы, как восставших на свое законное священноначалие, и, несмотря на многолетнее увещание, упорствующих в раскаянии, предать церковному суду по обвинению в нарушении правил Святых Апостолов: 31, 34; Двукр. 13–15 и др., с устранением обвиняемых, впредь до их раскаяния или до решения о них суда, от церковных должностей (если таковые они занимают)».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

615 ...нравятся ли ему «Московские ведомости» в новой редакции... – После кончины В.А. Грингмута в 1907 г. редакцию газеты «Московские ведомости» возглавляли барон А.Э. Нольде и известный ученый-славист профессор А.С. Будилович. 616 ...похвалил статью о постановлениях Святейшего Синода о вероисповеданиях. – На первой страницы газеты «Московские ведомости» 9 января 1908 г. 7) была помещена редакторская статья «Законопроекты о веротерпимости», поддержав­шая решение Святейшего Синода от 5 января 1908 г.: «Св. Синод, ссылаясь на историю Русской Церкви, в ее соотношениях к русской народности и к русскому государству, на исконные взгляды русских людей, а равно на действующие ныне законы – основные и частные – находит, что в России только Православной Церкви присвоено право пропаганды, прочим же она запрещена, особенно в среде православных, под угрозою уголовной репрессии, – что, по мнению Св. Синода, должно быть сохранено и на будущее время». 617 Про статью Богдановича сказал... – Речь идет о статье Е.В. Богдановича «Союз Св. Креста», опубликованной в 7 газеты «Московские ведомости» от 9 января 1908 г. 618 ...вместе с игуменией одного монастыря матушкой Афанасией. – Вероятно, имеется в виду настоятельница Радочницкого Свято-Антониевского монастыря Холмской епархии монахиня Афанасия (Громеко). По воспоминаниям епископа Холмского Евлогия (Георгиевского), это была «умнейшая, образованнейшая монахиня с литературными способностями»; «ее брат был близок Страхову и известен как один из первых серьезных критиков Толстого» (Евлогий (Георгиев­ский), митр. Путь моей жизни: Воспоминания. М„ 1994. С. 107). 619 ...пожаловался на теолинскую игуменью, что она его измучила своими жалобами на бедность монастыря... – В личном архиве отца Иоанна сохранилось несколько писем от настоятельницы Теолинского Спасо-Преображенского монастыря игумении Людмилы. Так, 1 сентября 1908 г. она благодарила отца Иоанна за полученные 200 руб. и сообщала, что «эти деньги все пойдут на хлеб насущный, т. к. в обители нашей большой неурожай», а 29 сентября того же года снова писала об отчаянном положении Теолинской обители: «полный неурожай, поляки злорадствуют»; «буду просить прибавку на содержание»; «уже нет сил бороться с вечною нуждою» (ЦГИА СПб., ф. 2219, on. 1, д. 16а, л. 266–267; д. 56, л. 11–12 об).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

56 Т. е. в Странноприимном доме графа Шереметева, в котором я служил почти 12 лет, занимая должности 1-го и 2-го помощника главного смотрителя и состоя членом Совета. Увлеченный высокими целями учреждения, я отдал этой службе все свои силы и способности, как говорится, вложил в неё всю свою душу, но в результате получил только нравственную усталость и тяжелые, болезненные воспоминания. 58 Внучка митрополита Иннокентия. См. о них книгу нашу: «Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский» М. 1883 г., стр. 323. 60 Вениамин Благонравов, в мире Василий Антонович, род. в Тамбовской губ., сын священн., 1846 г. окончил курс в Тамбовской сем.; 1849 г. авг. 27 пострижен; – окт. 9 иеродиак.; 1850 г. магистр Казанской акад.; –окт. 31 бакалавр; – ноябр. 20 иером.; 1856 г. ноябр. 28 архим.; 1857 г. апр. 21 професс. акад.; 1858 г. апр. 22 рект. Томск. сем.; 1861 г. авг. 23 – Костромской сем. и настоят. Богородицк. Игрицк. мон. 1862 г. февр. 5 еписк. Селенгинский, хиротон. мая 20, 1868 г. март. 18 – Камчатский; 1873 г. март. 31 – Иркутский; 1878 г. апр. 16 архиеписк. Ск. 1892 г. февр. 2. 61 Статс-Секретарь, обер-гофмейстер, член Государственного Совета, бывший товарищ Министра Народного Просвещения. Издатель книг: «Род князей Волконских», «Записки С. Гр. Волконского» (декабриста), и «Граф Н. Н. Муравьев-Амурский». 62 Леонтий Лебединский, в мире Иоанн Алексеевич , род. 1822 г. янв. 22, сын священн. Воронежск. губ.; из Воронежск. сем. поступ. в Петерб. акад.; 1847 г. оконч. курс магистром; – мая 17 пострижен; 1847 г. июня 8 иеродиак.; – июля 18 иером.; 1851 г. март 20 инсп. Киевск. сем.; 1853 г. янв. 28 – Киевск. акад.; 1853 г. фев. 15 архим.; 1856 г. мая 30 рект. Владимирск. сем.; 1857 г. июня 9 – Новгород. сем. и настоят. Новгородск. Антониевск. мон.; 1859 г. мая 17 рект. Петерб. сем.; 1860 г. март 5 еписк. Ревельский, хиротон. 18 март.; 1863 г. дек. 20 Подольский; 1873 г. апр. 8 архиеписк.; 1874 г. окт. 2 – Херсонск.; 1875 г. ноябр. 16 – Холмский; 1883 г. мая 15 член Св. Синода; 1891 г. ноябр. 17 митропол. Московский. Ск. 1893 г. авг. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010