На престоле Плащаница лежит до отдания праздника Пасхи, в изображение сорокадневного пребывания Господа на земле». 1 На чем основывается настоящий обряд в целом своем виде, сказать определенно трудно, но некоторые его частности имеют несомненные основания в практике восточных церквей, откуда получил свое начало и сам обычай выносить в Великую субботу после великого славословия вместе с Евангелием и св. Плащаницу. Так, несомненно, известно, что обычай полагать Плащаницу на престоле явился на Руси из современной нам практики церквей восточных 2 , хотя, впрочем, с некоторыми особенностями. Из современных уставов церквей греческой и болгарской можно видеть 3 , что на востоке Плащаница полагается на престоле непосредственно после входа с нею на утрени в Великую субботу, тогда как у нас ныне по входе при пении «Благообразный Иосиф» она относится снова на середину храма, откуда и переносится на престол, как мы уже сказали, перед началом пасхальной утрени, по окончании полунощницы. Этот последний обычай, находясь в некотором противоречии с современной практикой церквей восточных, не согласуется с предписаниями и нашего современного Типикона. Описывая вход с Плащаницею и Евангелием в Великую субботу на утрени, наш Типикон замечает: «сему же (т.е. Трисвятому, которое поется при совершении рассматриваемого нами входа) кончану бывшу, входит настоятель со Евангелием в царские двери и полагает Евангелие на престоле, уготованне столе во образ гроба» 4 Т. е. по нашему Типикону, Плащаница совершенно не лежит на престоле, а после входа с нею на утрени в Великую субботу вносится в алтарь и полагается на особенно для этого случая устроенном столе «во образ гроба», где и лежит до следующего года. Рассматриваемая нами практика относительно времени снятия Плащаницы с престола, не согласуется, наконец, и с древнейшею нашею богослужебною практикою, которая тоже допускала положение Плащаницы на престол, хотя, впрочем, только на одну неделю св. Пасхи до недели Фоминой. В 16 веке, когда впервые появился обычай выносить в Великую субботу на утрени вместе с Евангелием и Плащаницу, после входа с Евангелием и Плащаницею или «воздухом, на нем же образ положения во гроб Господа нашего Иисуса Христа, целуют и полагают св. Евангелие в алтари на святой трапезе, с ним же и воздух полагается на святой трапезе даже и до Фоминой недели " 5 . Этим воздухом в обителях Антониево-Сийской 6 , Кирилло-Белозерской 7 , Троице-Сергиевской 8 и на Прилуке 9 престол покрывался всю пасхальную неделю до субботы, а в этот день, после окончания литургии, снимали его с престола и убирали на прежнее место. Иногда, так как престол был мал, а Плащаница, или воздух велик, то для удобства священнодействия Евангелие не полагалось на престоле, «занеже воздух на престоле» 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Тогда же, в cep. XIX в., во Франции появляются первые труды по византийской иконографии. Археолог и искусствовед Адольф-Наполеон Дидрон (1806–1867) исследовал на Афоне византийскую иконопись и иконографию. Ему принадлежит бесспорная заслуга: он первым ознакомил европейский ученый мир с византийскими сборниками иконографических образцов – «Ерминиями», известными в России под названием «иконописных подлинников». У одного из афонских художников Дидрон увидел такую рукопись и, как он сам пишет, «поспешно и с жадностью» ознакомился с нею. Ученый путешественник пришел в восторг, видя, что этот «путеводитель живописи» дает ключ к знанию основных принципов средневекового изобразительного искусства, византийского и западноевропейского. Он пожелал немедленно купить «столь драгоценную» рукопись, готовый даже «понести самые большие жертвы», чтобы вывезти ее с Афона. Иконописец дал ему «наивный и исполненный правды» ответ: он не сможет работать без образцов. Дидрон безуспешно попытался купить подобную рукопись в другом монастыре; наконец, не без хлопот удалось изготовить копию. Эту копию с поствизантийской копии не ранее XVI в. французский ученый издал в Париже под эффектным названием: «Учебник греческой и латинской христианской иконографии». Перевод рукописи выполнил Поль Дюран. Дидрон, который не придавал значения ни палеографии, ни дате рукописи, во введении подчеркнул капитальную важность иконографических образцов, попутно разъяснив читателю, что на Афоне все художники являются монахами 1986 . Безусловно, в то время Дидрон был лучшим в Европе знатоком византийской иконографии. В России, где подлинники были хорошо известны, понимали, что слава Дидрона значительно преувеличена. Однако в Москве первое издание иконописного подлинника из Антониева Сийского монастыря, по рукописи из собрания графа С.Г. Строганова, вышло позже, лишь в 1869 г. А переводы на западные языки, выполненные с этого издания, появились еще несколько десятилетий спустя 1987 . Автором первого обобщающего труда о византийском искусстве был Шарль Байе, – именно он опроверг распространенное тогда в Западной Европе представление о византийской культуре как о застывшей и неспособной к развитию 1988 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итак, Н. Бонвеч публикует полное собрание творений св. Мефодия Патарского, интерес к которым в христианской науке был колоссальным. Достаточно сказать, что профессор Санкт-Петербургской духовной академии Евграф Иванович Ловягин (1822–1909), занимавшийся переводом с греческого на русский язык творений св. Мефодия еще с середины XIX в., выпустил два их издания – в 1877 и 1905 г.  Целый корпус исследовательских работ так или иначе примыкал к тем материалам, которые издал Н. Бонвеч. Дело в том, что при реконструкции всего корпуса творений св. Мефодия Н. Бонвеч, родившийся под Саратовом в семье протестантского пастора и знавший великолепно не только русский язык, но и церковнославянский, сделал поразительное открытие. Тексты св. Мефодия, которые дошли до нашего времени, то есть до конца XIX – начала ХХ в., на греческом языке, неполны, они имеют пробелы-лакуны. А эти лакуны, как это ни удивительно, восполняются церковнославянскими переводами, которые когда-то были сделаны с греческого в болгарской среде еще задолго до начала рассвета славянской письменности при патриархе Евфимии Тырновском в XIV в. В своем издании Н. Бонвеч расположил в два столбца текст творений св. Мефодия, сохранившийся на греческом, и текст, утраченный в греческих источниках, реконструировав последний с помощью перевода с церковнославянского на немецкий язык. Таким образом, русские богословы и церковные историки благодаря трудам их немецкого коллеги получили книгу, появление которой говорило о необходимости обращения к славянским рукописным собраниям России ради реконструкции полного корпуса творений св. Мефодия Патарского, одного из самых значительных авторов доникейского периода. Если мы обратимся к перечню славянских рукописей, о которых говорит в своей работе Н. Бонвеч, то их сигнатуры отошлют нас к различным книжным собраниям современной России: Синодальному собранию (ГИМ, Москва), собранию МДА и собранию И. Д. Беляева (РГБ, Москва), собранию Ф. А. Толстого (РНБ, СПб.) и собранию рукописей БАН (СПб). Следует заметить, что из упомянутых Н. Бонвечем девяти славянских рукописей при переводе на немецкий были использованы только две. О некоторых источниках, содержащих славянский текст творений св. Мефодия, он узнал из описания монастырских библиотек русского севера, сделанного А. Е. Викторовым (1827–1883) , замечательным русским палеографом и библиографом. Этот труд , увидевший свет уже после смерти автора, указывает на три рукописи с текстами св. Мефодия – из Архангельской духовной семинарии, из Антониева-Сийского монастыря и из Флорищевой пустыни. Так был намечен, пусть лишь курсивом, дальнейший путь для воссоздания полного корпуса древних славянских переводов творений св. Мефодия.

http://bogoslov.ru/article/6195212

Святейший Патриарх открыл выставку, посвященную деятельности Свято-Тихоновского университета. Здесь представлены иконы, выполненные в мастерских факультета церковных художеств, а также книги, выпущенные издательством университета. Стенды, посвященные факультетам, рассказывают как о научной жизни вуза, так и о студенческих буднях. Жизнь университета также иллюстрировали тележурнал «Наши дни» о летней практике студентов Богословского факультета в Свято-Троицком Антониево-Сийском монастыре в Архангельской области и видеофильм о новом здании вуза в Лиховом переулке. Источник: Пресс-служба Свято-Тихоновского университета Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730)

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-pstgu-...

Вы же, господие, и отцы, и братие, друзи и сродницы, Господа ради моление вам предлагаем, прошение представляя о моем невжстве. Аще будет в котором слове есми прегршил или прописал, или хулу на святаго возложыл неразумием и малоумием своим, и вы Господа ради собою исправливайте малое недостаточьство, по апостолу, глаголющему: «Другъ другу тяготы носите». 1021 Тако и вы своим разумом мое недостаточьство исполняйте, а за мене, недостойнаго, молбы и моление ко Господу Богу сотворите и къ Пречистой его Богоматери и ко всм святым, паче же и ко отцу Антонию, еже не разсудих ума своего немощы и дерзнух на таковое великое дло, яже преписати житие преподобнаго отца нашего аввы Антониа. Но дасть ми Богъ оставление грхов вашими святыми молитвами. Аз, вседерзый и окаянный, дерзнух преписати о житии преподобнаго и о преставлении его лт 79, еже и ново слышах от чюдотворныя его ракы – яко рка струями текущы, тако и сего преподобнаго отца чюдеса от цлбоносныя его ракы непрестанно исцление творят всм с врою приходящым. Но, отче блаженне Антоние, аще пренебесных обителех пребываеши, не престай моляся о мне, гршнем раб своем Иоанне, и преиду сверпое море житиа нашего, и от князей под духом врагъ душъ и телесъ наших непредкновенъ, твоими молитвами окрыляем, да царя царьствующых и Господа господьствующих 1022 престолу достигну, идже шестокрылатии и многострашная серафими трепетом и ужасом предстоятъ, и божественую его крпкую и непобедимую десницу всескверная и окаянная душа моя придет. Да сподобит убо Богъ твоими, отче, святыми молитвами сих прежереченных избежати и достигнути Небеснаго Царствиа, иже твою, преподобне отче, память врою и любовию совершающих свтло от чиста душа и сердца, и еже собрателей святому житию, и сказателей, и слышателей, и послушателей, и внимателей, и ревнителей о твоем житии. А сие написах сего ради послди всх вышеименованных, яко не подобает похвалятися ни о чем же. Пророкъ рече: «Да не хвалится богатый богатьством своим, и да не хвалится премудрый премудростию своею, и да не хвалится силный силою своею, но о сем да хвалится хваляйся, еже разумти Господа».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит.: Макарий (Миролюбов), архиеп. Ист. сведения об Антониевом Сийском мон-ре. М., 1878; Никанор. Инок Паисий, ктитор Сийского мон-ря: Его труды: (К предстоящему 200-летнему юбилею памяти о. Паисия). СПб., 1895; Перовский Вс., свящ. Антониево-Сийский мон-рь//Архангельские ЕВ. 1897. 15. Ч. неофиц. С. 471-472; 16. Ч. неофиц. С. 507-508; 17. Ч. неофиц. С. 538-542; он же. Антониево-Сийский мон-рь//Краткое ист. описание мон-рей Архангельской епархии. Архангельск, 1902; Кириллов А., свящ. Подвижники благочестия, почивающие в усыпальнице Антониево-Сийского мон-ря. Архангельск, 19022. С. 21-27; Кукушкина М. В. Монастырские б-ки Русского Севера: Очерки истории книжной культуры XVI-XVII вв. Л., 1977; Белова Л. Б., Кукушкина М. В. К истории изучения и реконструкции рукописного собр. Антониево-Сийской б-ки//Мат-лы и сообщения по фондам Отдела рукописной и редкой книги БАН СССР. Л., 1978. С. 154-178; Братчикова Е. К. Сийское Евангелие кон. XVII в. и творческие принципы рус. миниатюристов в освоении западноевроп. худож. традиции: АКД. Л., 1988. С. 10; Белоброва О. А. Никодим: Писатели и поэты XVII в.//ТОДРЛ. 1992. Т. 45. С. 79-80; она же. Никодим//СККДР. 1993. Ч. 3. Вып. 2. С. 391-392; Рыжова Е. А. Антониево-Сийский мон-рь. Житие Антония Сийского: Книжные центры Рус. Севера. Сыктывкар, 2000; она же. Лит. творчество книжников Антониево-Сийского мон-ря XVI-XVIII вв.//КЦДР: Севернорус. мон-ри. СПб., 2001. Т. 2. С. 218-263; она же. «История» о житии Феодосия Сийского - монастырское сочинение XVII в. (К вопросу о форме севернорус. агиографии)//200 лет первому изданию «Слова о полку Игореве»: Мат-лы юбил. чтений по истории и культуре Др. и Новой России 27-29 авг. 2000 г. Ярославль, 2001. С. 194-204; она же. «Летописец» Антониево-Сийского мон-ря XVI-XVII вв.: источники, этапы формирования текста//Ист. краеведение и архивы: (Регион. аспекты ист. пути православия: архивы, источники, методология исследований). Вологда, 2001. Вып. 7. С. 131-138; она же. Никодим Сийский//ПЭ. 2019. Т. 50. С. 38-39, 41-44; Буланин Д. М. Феодосий//СККДР. Ч. 4. Доп. 2004. С. 137-140; Московский приказной аппарат и делопроизводство XVI-XVII вв./Сост.: С. К. Богоявленский. М., 2006.

http://pravenc.ru/text/2578649.html

Санкт-Петербург. Церковь Антония Сийского. Церковь преподобного Антония Сийского Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Антония Сийского Год постройки:Между 2004 и 2006. Архитектор:Г. Фомичев Адрес: Санкт-Петербург, Калининский район, на пустыре между ул. Ольги Форш и ул. Демьяна Бедного Координаты: 60.03808, 30.38763 Проезд:станция метро Гражданский проспект, далее по проспекту Просвещения до ул. Ольги Форш (около 4-х остановок) Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм преподобного Антония Сийского построен на Гражданке. Это первый храм будущего подворья Антониево-Сийского монастыря. Еще здесь планируется построить каменный храм Архангела Михаила вместимостью на 600 человек, отдельно стоящую колокольню, а в дальнейшем келейно-гостиничный комплекс, где будет библиотека православной литературы, воскресная школа, кафе, школы традиционных архангельских ремесел. Подворье Антониево-Сийского монастыря станет первым в Петербурге, подчиняющимся другой епархии. Строительство ведется по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира. А начиналось все более десяти лет назад. Беда, случившаяся в жизни Анатолия Першина, не оставила ему надежд на выздоровление, и только молитва на мощах преподобного Антония вернула его к полноценной жизни. В благодарность за исцеление и с благословения настоятеля монастыря архимандрита Тихона, Анатолий взял на себя труд по устройству подворья монастыря в Петербурге. 25 октября 2004г. епископ Архангельский и Холмогорский Тихон освятил начало работ по строительству храма преподобного Антония и установил в основание капсулу. 3 декабря 2006г. настоятель Антониево-Сийского монастыря архимандрит Трифон совершил чин освящения крестов малого и большого куполов храма. Храм срубили ярославские плотники. Он выполнен в традициях северного деревянного зодчества. Высокая шатровая кровля увенчана главкой с крестом. Малая главка венчает небольшую звонницу, расположенную над входом. Главки крыты лемехом. С трех сторон храм окружает галерея. С восточной стороны выступает прямоугольная апсида.

http://sobory.ru/article/?object=08928

Завершилось празднование 450-летия преставления прп. Антония Сийского 17 января 2007 г. 15:18 14 января епископ Архангельский и Холмогорский Тихон совершил Божественную литургию в Благовещенском храме Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря. Торжественное архиерейское богослужение завершило празднование 450-летия со дня блаженной кончины основателя обители преподобного Антония Сийского. По окончании службы владыка Тихон поздравил настоятеля и насельников монастыря с этой датой, а также поблагодарил за труды, понесенные для возрождения обители меценатов и благотворителей. К юбилейным торжествам монастыря Святейший Патриарх Алексий удостоил награждением медалями Русской Православной Церкви преподобного Сергия Радонежского II степени Н.Ф. Орлову, ответственного редактора периодических изданий Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря, и Н.М. Быкова, мецената Антониево-Сийского монастыря. Патриаршими грамотами были награждены иеромонах Варсонофий (Чугунов) — насельник Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря; священник Вячеслав Кириченко — настоятель прихода в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», п. Луковецкий Архангельской епархии и благотворители. Многие насельники Антониево-Сийского монастыря и потрудившиеся в обители были награждены архиерейскими грамотами епископа Архангельского Тихона. Сайт Архангельской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/183986.htm...

Церковь прп. Антония Сийского (Санкт-Петербург) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь святого Антония Сийского была построена в 2006 году. Престольные праздники: 20 декабря, день памяти преподобного Антония Сийского. История [ править править код ] Храм преподобного Антония Сийского построен на Гражданке. Относится к подворью Антониево-Сийского монастыря. Строительство велось по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира. А начиналось все более десяти лет назад. Беда, случившаяся в жизни Анатолия Першина, не оставила ему надежд на выздоровление, и только молитва на мощах преподобного Антония вернула его к полноценной жизни. В благодарность за исцеление и с благословения настоятеля монастыря архимандрита Тихона, Анатолий взял на себя труд по устройству подворья монастыря в Санкт-Петербурге. 25 октября 2004г. епископ Архангельский и Холмогорский Тихон освятил начало работ по строительству храма преподобного Антония и установил в основание капсулу. 3 декабря 2006г. настоятель Антониево-Сийского монастыря архимандрит Трифон совершил чин освящения крестов малого и большого куполов храма. Храм срубили ярославские плотники. Он выполнен в традициях северного деревянного зодчества. Высокая шатровая кровля увенчана главкой с крестом. Малая главка венчает небольшую звонницу, расположенную над входом. Главки крыты лемехом. С трех сторон храм окружает галерея. С восточной стороны выступает прямоугольная апсида. Украшением храма является деревянный резной иконостас, также сделанный в Ярославле. Там же пишутся иконы для храма. Как добраться [ править править код ] Адрес: Санкт-Петербург, ул. Ольги Форш, д. 5 Тел.: 8 (812) 592-75-79 E-mail: siya@bk.ru Ссылки [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_прп._А...

На подворье Антониево-Сийского монастыря в Петербурге будут проходить концерты колокольных звонов 3 марта 2008 г. 12:41 На подворье Антониево-Сийского монастыря в Петербурге 2 марта состоялся первый воскресный концерт колокольных звонов, собравший более 500 слушателей жителей окрестных домов. С этого дня по воскресеньям, за исключением периода Великого поста, после Божественной литургии здесь будет звучать колокольная музыка. В прошедшие выходные в гости к петербуржцам приехал звонарь Успенского храма города Архангельска, действительный член Ассоциации колокольного искусства России Владимир Петровский. Он помог устроить звонницу из отлитых в Каменске-Уральском семи бронзовых благовестов (это 123-я звонница, появившаяся при его участии в храмах России и ближнего зарубежья). Также В. Петровский обучил древнему мастерству несколько прихожан церкви преподобного Антония Сийского. В. Петровский фактически основал при подворье школу звонарей, число учеников которой будет пополняться. Желание освоить колокольное искусство выразили еще несколько человек. После концерта Владимира Петровского долго не отпускали, и музыкант дал еще один концерт из собственных произведений на хорах храма. Подворье Антониево-Сийского монастыря, первое после Октябрьской революции в Санкт-Петербурге, находящееся в подчинении не местной епархии, строится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира и епископа Архангельского и Холмогорского Тихона . С 2005 года во временном храме регулярно совершаются службы. «Вода живая» /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/372808.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010