В течение 37-летнего игуменства Антония было построено 3 деревянные церкви: Живоначальной Троицы, Благовещенская и преподобного Сергия Радонежского. К концу 17 века сложился комплекс каменных построек: к концу 16 века был возведен соборный храм во имя Троицы с правым приделом в честь преподобного Антония Сийского, где под спудом почивают его святые мощи; в 1-ой половине 17 века возведена Благовещенская шатровая церковь с трапезной и келарскими палатами (окончена в 1644), шатровая колокольня с храмом (1652) в честь Трех Святителей Московских (освящена в 1661), в 70-х годах 17 века построена надвратная каменная церковь, вместо прежней деревянной во имя Андрея Первозванного, с тремя престолами – в честь святых Андрея Первозванного, Сергия Радонежского, Флора и Лавра (перестроена в 18 веке). Здесь отбывал ссылку (1599-1605) Федор Никитич Романов, отец Михаила Федоровича, основателя династии Романовых, насильно постриженный в монахи с именем Филарет, впоследствии Патриарх Московский и Всея Руси (с 1619). В 16-18 вв. Антониево-Сийский монастырь является крупнейшим духовным и культурным центром Подвинья. Традиционным в монастыре было переписывание книг. В его библиотеке хранилось Евангелие апракос 1339-40 (т.н. «Сийское»), поступившее из Лявленского Успенского монастыря в 1663 году, Евангелие 1692, «Житие Антония Сийского» со 150 цветными миниатюрами (1648). В монастыре был собран огромный архив, насчитывающий свыше 20 тыс. единиц хранения: сотные, вкладные, переписные, приходо-расходные книги и т.д. В монастырской ризнице имелись великолепные произведения русского ювелирного искусства, например, водосвятная чаша 1583, панагия 1608 (принадлежала сийскому игумену Феодосию), подарок 1628 года от Патриарха Филарета – драгоценное паникадило. Ценные вклады в монастырь делали многие люди, например дворянин С. Римарев сделал вклад по боярину И.М. Милославскому – серебряный потир (чаша для причастия, хранится сейчас Архангельском областном краеведческом музее). Письменные документы сохранили сведения об иконописцах.

http://sobory.ru/article/?object=08656

В июне-июле 1895 г. Н. посетил Кожеезерский (Кожеозерский) в честь Богоявления мужской монастырь , Корельский Николаевский, Кий-Островский Крестный и Соловецкий мон-ри, в к-рых уже бывал ранее, и впервые - Антониев Сийский во имя Святой Троицы мужской монастырь. Результатом этих поездок стали статьи Н. о синодиках обителей. В Сийском мон-ре он также собрал сведения о прп. Паисии Сийском, казначее патриарха Адриана , постриженике этой обители, и подготовил очерк к 200-летию со дня его кончины (17 дек. 1895). Н. деятельно участвовал в организации духовно-нравственных чтений, во время путешествий по епархии в февр. 1894 г. открыл в Холмогорах религиозно-нравственные чтения лекцией «О достопоклоняемости Креста Господня». С 20 февр. 1894 г. по предложению Н. были проведены религиозно-нравственные чтения в пинежском Свято-Троицком соборе. 23 окт. 1894 г. в Архангельске он лично открыл религиозно-нравственные чтения беседой «О самолюбии». В февр. 1895 г. Н. распорядился, чтобы по всей епархии при двуклиросном составе причта учреждались внебогослужебные беседы. За время служения в Архангельской епархии Н. освятил много новых храмов. 12 дек. 1893 г. в Островлянском приходе в память чудесного спасения царской семьи он освятил деревянный храм с 2 престолами (главный - в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, придельный - во имя свт. Николая Чудотворца). Всего с 1 авг. по 31 дек. 1893 г. в епархии было освящено 10 церквей ( Перовский В., свящ. Список церквей Архангельской епархии, освященных за время с 1 авг. по 31 дек. 1893 г.//Там же. 1894. 4. С. 72-73). В 1894 г. освящены новоустроенный престол и иконостас Николаевского храма холмогорского жен. Успенского мон-ря (13 февр.), Крестовоздвиженская ц. в Пертоминском мон-ре (12 июня), Борисоглебская ц. в Нижнематигорском приходе (19 июня), Свято-Троицкая ц. в Сорокском приходе Кемского у. (10 июля), храм при Архангельском жен. епархиальном уч-ще (30 окт.). В 1895 г. Н. освятил храм во имя свт. Николая в с. Войнице Кемского у., на зап. берегу оз. В. Куйто, который строился 15 лет (2 июля); каменный храм во имя вмч. Димитрия Солунского в дер. Зачачье Холмогорского у. (10 июля); вновь устроенный придельный храм во имя вмч. Пантелеимона Заостровского прихода Архангельского у. (28 авг.); ц. во имя апостолов Петра и Павла при Маймакских лесопильных заводах Архангельского у. (8 сент.).

http://pravenc.ru/text/2565312.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том L  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ (1749-1809), прп. (пам. 14 июля, в Соборе Афонских святых), греч. церковный писатель, богослов, издатель, гимнограф НИКОДИМ СИЙСКИЙ (Василий (Никон) Мамонтов, Уваровых, Шуренга; 1641 (?) - 1721), архим. (1692-1721) Антониева Сийского во имя Святой Троицы мужского монастыря книжник, писатель, иконописец, составитель Сийского иконописного подлинника НИКОДИМ ТИСМАНСКИЙ (ок. 1320 - 1406, прп. Румынской (РумПЦ) и Сербской Православных Церквей (пам. 26 дек.), архим., основатель мон-рей НИКОЗИ муж. монастырь (V - нач. XIX в.; ныне 2 мон-ря: в 1995 возрожден муж. мон-рь, в 2006 основан женский, оба во имя первомч. Раждена), кафедра Никозской (с 1995 Никозско-Цхинвальской) епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), архитектурный комплекс, памятник истории культуры Грузии НИКОЗСКАЯ ЕПАРХИЯ (2-я пол. V или нач. VI в. 11, с 1995 Никозская и Цхинвальская) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с кафедрой в мон-ре Никози НИКОЛА (Позднев Петр Алексеевич; 1853-1934), архиеп. Московский, Саратовский и всея России древлеправославных христиан НИКОЛАЕВА Татьяна Васильевна (1921-1984), историк, археолог, искусствовед, исследователь в области рус. средневек. искусства; доктор исторических наук, старший научный сотрудник Ин-та археологии АН СССР (ныне РАН) НИКОЛАИТЫ еретическое движение в истории древней Церкви, упомянутое в Откровении св. Иоанна Богослова в посланиях к 7 церквам (Откр 2. 6, 15) НИКОЛАЙ (260-265 (?) - 334 (?)), свт. (пам. 6 дек., 9 мая (перенесение мощей из Мир Ликийских в Бари), 29 июля - рождество, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), чудотворец, один из самых почитаемых святых христ. мира; архиеп. Мир Ликийских 90-160 160-178 178-179 179-180 НИКОЛАЙ (Велимирович Никола; 1880-1956), еп. Жичский Сербской Православной Церкви (СПЦ); богослов, духовный писатель 180-186 186-187

http://pravenc.ru/vol/L.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство НИКОДИМ (в миру Никита; † 3.07.1639), прп. Кожеозерский, Хозьюгский, пустынножитель (пам. 3 июля, 5 авг. (местное празднование в день обретения мощей), в Соборе святых Архангельской митрополии, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) НИКОДИМ СИЙСКИЙ (Василий (Никон) Мамонтов, Уваровых, Шуренга; 1641 (?) - 1721), архим. (1692-1721) Антониева Сийского во имя Святой Троицы мужского монастыря книжник, писатель, иконописец, составитель Сийского иконописного подлинника НИКОЛАЙ (260-265 (?) - 334 (?)), свт. (пам. 6 дек., 9 мая (перенесение мощей из Мир Ликийских в Бари), 29 июля - рождество, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), чудотворец, один из самых почитаемых святых христ. мира; архиеп. Мир Ликийских НИКОЛАЙ (Святоша, Святослав Давидович; † ок. 1143), прп. (пам. 14 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших, 20 сент.- в Соборе святых Брянской митрополии, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), Киево-Печерский НИКОЛАЙ ((Никола) Кочанов; † 1392?), юродивый, Новгородский, блж. (пам. 27 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) НИКОЛАЙ (Никола, Микула) (Сал(л)ос; † 28.02.1576), Христа ради юродивый, Псковский, блж. (пам. 28 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) НИКОЛАЙ II АЛЕКСАНДРОВИЧ (1868 - 1918), имп. Всероссийский (20 окт. 1894 - 2 марта 1917), мч., страстотерпец (пам. 4 июля, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе святых С.-Петербургской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОЛАЙ ДОХИАРИТ [имя в рясофоре - Никифор] (1781 - кон. 1845 или нач. 1846), иером., греч. мелург, «экзегет» и учитель церковного пения, создатель певч. рукописей

http://pravenc.ru/rubrics/123062_51.html

Известны 37 списков Жития прп. Антония XVI-XIX вв. в редакции И.: 13 списков XVI-XIX вв. с описанием 14 посмертных чудес (в основном вместе со службой прп. Антонию в редакции И.); 14 списков XVII-XIX вв. с 16 чудесами (с сер. XVII в. Житие переписывалось вместе со службой в редакции печатной Минеи); 5 списков XVI-XVII вв. с 19 чудесами (в комплексе со службой в редакции царевича Иоанна Иоанновича); 5 списков XVII-XVIII вв. с неопределенным количеством посмертных чудес (обзор списков Жития прп. Антония Сийского в редакции И. см.: Рыжова. 2001. С. 200-218). 11 списков XVI-XIX вв. Жития прп. Антония в редакции И. принадлежали Антониеву Сийскому мон-рю. Из них рукопись РНБ. ОСРК. Q.I. 110 (Л. 46-217) была написана по заказу Н. Г. Строганова и вложена им в 1597 г. в сольвычегодский храм Благовещения Пресв. Богородицы, затем подарена Антониеву Сийскому мон-рю. Два богато оформленных списка Жития в редакции И. созданы попечением игумена Антониева Сийского мон-ря Феодосия (1644-1652, 1662-1687), который способствовал распространению почитания основателя обители: ГИМ. Щук. 107/750. Л. 154-471, 1648 г.; РГАДА. Ф. 181. Собр. МГАМИД. Оп. XX. 283. Л. 36-429, 1682 г. Последней рукописью игум. Феодосий благословил гос. деятеля, дипломата, библиофила А. С. Матвеева и его сына двинского воеводу и окольничего А. А. Матвеева. Обе рукописи украшены миниатюрами, причем в отношении рукописи ГИМ. Щук. 107/750 предполагают, что иллюстрации в ней выполнены игум. Феодосием (миниатюры из данного списка неоднократно воспроизводились: Древнерусская миниатюра: Комплект открыток/Сост.: Т. Протасьева. М., 1973. Вып. 2. 12-16; Древнерусская миниатюра в ГИМ: Комплект открыток. Вып. 7: Житийная повесть об Антонии Сийском/Сост. Т. Дианова. М., 1983). В 1584 г. по заказу братии Павлова Обнорского во имя Святой Троицы монастыря И. написал Житие прп. Сергия Нуромского («Месяца октября в 7 день. Сказание мало отчасти о житии, и о прехождении на место сие, и о чюдесех, и о преставлении, и о явлении преподобнаго отца нашего Сергия, Обнорскаго, Вологодцкаго чюдотворца, иже на реце на Нурме, и собеседника преподобному Павлу чюдотворцу» - РНБ. Соф. 1470, 20-е гг. XVII в.). Материалом для Жития послужили записки игум. Обнорского монастыря Протасия, основанные на монастырском предании о преподобном, к-рое восходило к рассказам Алексия, постриженика и ученика прп. Сергия. Житие включает рассказ о многочисленных чудесах по молитвам к прп. Сергию (явление святого местным жителям, исцеления, в основном от беснования), в отдельных списках их более 100 (Там же; РГБ. Ф. 310. 369, нач. XVII в., и др.).

http://pravenc.ru/text/578316.html

В 70-х годах XVII столетия в монастыре возводится еще одна ка­менная церковь — надвратная, вместо прежней деревянной во имя Андрея Первозванного. Строительство ее растянулось на много лет: постройку закончили в 1679 г. В церкви над святыми воротами нахо­дились три престола — в честь Андрея Первозванного, Сергия Радонеж­ского, Флора и Лавра. На рубеже XVII—XVIII вв. к западу от Троицкого собора на самой кромке берега был возведен двухэтажный корпус — братские кельи. Однако в 1779 г. здание сильно пострадало во время пожара, и верхний этаж пришлось разобрать. Руины сохранились до наших дней. Сийский монастырь не имел своих ювелиров — «кузнецов по злату и серебру», но хранившиеся в его ризнице потиры, панагии игуменов являются достойными памятниками прикладного искусства русских мастеров XVI—XVII вв.: водосвятная чаша (1583), панагия (1608), принадлежащая сийскому игумену Феодосию, подарок патриарха Фи­ларета — паникадило (1628). Ценные вклады в монастырь делали многие московские бояре. Например, в 1692 г. дворянин Семен Риморев сделал вклад по боярину Ивану Михайловичу Милославскому — серебряный потир, находящийся ныне в экспозиции Архангельского областного краведческого музея. Памятники древней живописи Сийского монастыря не дошли до нас, но письменные документы сохранили сведения о многих мастерах, работавших для монастыря или в самом монастыре. Иконописцем был его основатель Антоний. Образ Троицы для вновь построенного каменкого храма писали «на Москве» московские мастера Осиф Полперев и Семен. Для монастыря работал государев иконописец Максим, а так­же иконники Федор Чудовский, Симеон Устюжский, Постник Деребин, Оксентий Псковитин, Федор Зубов, Василии Осипов, Василий Мамон­тов Онежанин и др. Некоторые здания Антониева-Сийского монастыря дошли до нас в сильно искаженном виде. Только по старым рисункам можно судить о таких исчезнувших каменных зданиях, как двухэтажный настоятель­ский корпус (1685), находившийся между храмом-колокольней и надвратной церковью, больничные кельи с деревянной церковью Николая Чудотворца (1730), хлебные амбары. Лишь нижний ярус сохранился от храма-колокольни. Когда реставрационные работы вернут построй­кам их первоначальный облик, Антониев-Сийский монастырь предста­нет в первозданном виде и займет подобающее место среди архитектур­ных ансамблей XVI—XVIII вв.

http://sobory.ru/article/?object=08656

С. При сийском игум. Феодосии (Лебедеве; 1643-1652 и 1663-1688) были записаны 11 посмертных чудес А. С., свидетелем к-рых был игумен: исцеление диакона (1660), 2 расслабленных (1661), слепого игум. Евфимия и др. В 1672 г. в окрестностях мон-ря больше месяца стояла дождливая, холодная погода, грозившая неурожаем. Монастырскому рабочему Иоанну Тырыданову явился А. С. и повелел передать игумену, чтобы он совершил крестный ход к Угловатому оз., а населению монастырской округи - строго соблюдать посты и постные дни. Игум. Феодосий 2 раза ходил крестным ходом к Угловатому оз., где стояла часовня в честь Воздвижения Креста Господня, устроенная Феодосием в 1668 г., после чего установилась хорошая погода. 7 июля, совершив 3-й крестный ход с благодарственным молебном, игум. Феодосий установил совершать его ежегодно в этот день. Значительные события в жизни обители фиксировал также летописец Сийского мон-ря, в к-ром записаны 24 чуда преподобного, случившиеся при игум. Феодосии; в частности, 15 сент. 1679 г. у гроба А. С. сама собой затеплилась лампада, масло из к-рой излечивало тяжелые недуги. Мощи преподобного почивали под спудом в Троицком соборе Сийского мон-ря, у юж. стены храма, рядом с приделом его имени. Над гробницей находился образ Св. Троицы, написанный преподобным. В 1859 г. над мощами поставили серебряную чеканную раку. 11 июля 1923 г. мон-рь был закрыт, мощи святого в советское время не вскрывались. 13 авг. 1992 г. Антониев Сийский мон-рь в полуразрушенном состоянии был передан РПЦ. В наст. время восстанавливается Благовещенский храм и ц. во имя прп. Сергия Радонежского, готовится восстановление Троицкого собора. С. О. Шаляпин, Е. В. Романенко Гимнография Службу А. С. специально для Собора 1579 г. написал царевич Иоанн; создание службы предшествовало работе над житием А. С., о чем свидетельствует запись в списках службы XVI в. (напр., РНБ. Q. I. 22. Л. 390). Служба, созданная царевичем Иоанном, не получила широкого распространения; известна она по 2 ненотированным рукописям: РНБ ОСРК.

http://pravenc.ru/text/116108.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.) НИКАНОР (Клементьевский Николай Степанович; 1787-1856), митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский НИКИТА (Делекторский Федор Петрович; 1876-1937), еп. Орехово-Зуевский, сщмч. (пам. 6 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников Радонежских) НИКИФОР (Джорджадзе Нодар (?), 1782-1851), еп. Горийский (5 апр. 1842 - 3 дек. 1851) Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви НИКОДИМ СИЙСКИЙ (Василий (Никон) Мамонтов, Уваровых, Шуренга; 1641 (?) - 1721), архим. (1692-1721) Антониева Сийского во имя Святой Троицы мужского монастыря книжник, писатель, иконописец, составитель Сийского иконописного подлинника НИКОЛАЙ (Зиоров Михаил Захарович; 1851-1915), архиеп. Варшавский и Привислинский, член Гос. совета Российской империи НИКОН (Рождественский Николай Иванович; 1851-1919), архиеп. Вологодский и Тотемский (с 1912 г. на покое), церковный и общественный деятель, духовный писатель и издатель НИКОН (Софийский Николай Андреевич; 1861-1908), архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии (9 июня 1906 - 28 мая 1908) НИЛ (Прихудайлов Николай Иванович (в монашестве Никон); 1801-1870), иеросхим., настоятель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня пустыни НОВОРОССИЙСКАЯ И ДНЕПРОВСКАЯ ЕПАРХИЯ существовала с 21 дек. 1797 по 4 дек. 1803 г. с центром в Новомиргороде (ныне город Кировоградской обл., Украина) НОВОСОЛОВЕЦКАЯ ВСЕЛУЦКАЯ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ находилась на о-ве Вселуцком (ныне Зосима и Савватия (др. названия - Малосоловецкий, Божье Дело)) на оз. Вселуг, в окрестностях Осташковских слобод (с 1770 Осташков, ныне Тверской обл.), в 35 км от истока Волги ОБРАЗЦОВ Павел Евфимьевич (Ефимович) (1840 - 1895), протоиерей, магистр богословия, правосл. богослов, библеист ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ ДУХОВНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ (ОЛДП; офиц. название - «Московское общество любителей духовного просвещения»), российское научное и просветительское об-во ОЛЕСНИЦКИЙ Аким (Иоаким) Алексеевич (1842 - 1907), правосл. богослов, библеист, д-р богословия, заслуженный ординарный проф. КДА, почетный член МДА, КДА, КазДА и СПбДА ОЛЕСНИЦКИЙ Маркеллин Алексеевич (1848 - 1905), профессор КДА, автор сочинений по нравственному богословию и педагогике ОНУФРИЙ (Парусов Андрей Федорович; 1816-1894), бывш. старообрядческий еп. Браиловский, в 1865 г. присоединился к Русской Церкви на началах единоверия ОСЕТИНСКАЯ ДУХОВНАЯ КОМИССИЯ орг-ция, основанная Правительством Российской империи при участии груз. духовенства для просвещения горских народов на Кавказе

http://pravenc.ru/rubrics/121790_21.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства НИКИФОР (ок. 1680 - 1751), митр. Молдавский, предстоятель Молдавской митрополии в юрисдикции К-польской Церкви НИКИФОР (Джорджадзе Нодар (?), 1782-1851), еп. Горийский (5 апр. 1842 - 3 дек. 1851) Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви НИКИФОР I (757/8 - 5.04. или 2.06.828), свт. (пам. 13 марта, 2 июня), патриарх К-польский (12 апр. 806 - 13/20 марта 815); богослов, историк НИКИФОР ИРБАХ (Ирубакидзе-Чолокашвили Николоз; приблизительно 1585-1658), настоятель груз. Крестового монастыря в Иерусалиме (1643-1649); известный политический деятель и дипломат НИККОЛО ДЕ ТУДЕСКИ [де Тедески, также Панормитан, Палермец] (1386-1445), архиеп. Палермо (с 1435), канонист, юрист, участник НИКОДИМ (Милаш Никола; 1845 - 1915), местночтимый священноисповедник (пам. 20 марта), епископ Далматинский (Далматинско-Истрийский); канонист НИКОДИМ (иногда упом. как Никодим I; в миру Цинционис Николай; 1827 - 1910), патриарх Иерусалимский (3/4 авг. 1883 - 30 июля 1890) НИКОДИМ (Мунтяну Николае; 1864 - 1948), патриарх Румынской Православной Церкви (РумПЦ) (30 июня 1939 - 27 февр. 1948) НИКОДИМ (Латышев Никита Тимофеевич; 1916-1986), архиеп. Московский и всея Руси старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию НИКОДИМ СИЙСКИЙ (Василий (Никон) Мамонтов, Уваровых, Шуренга; 1641 (?) - 1721), архим. (1692-1721) Антониева Сийского во имя Святой Троицы мужского монастыря книжник, писатель, иконописец, составитель Сийского иконописного подлинника НИКОЗИ муж. монастырь (V - нач. XIX в.; ныне 2 мон-ря: в 1995 возрожден муж. мон-рь, в 2006 основан женский, оба во имя первомч. Раждена), кафедра Никозской (с 1995 Никозско-Цхинвальской) епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), архитектурный комплекс, памятник истории культуры Грузии НИКОЗСКАЯ ЕПАРХИЯ (2-я пол. V или нач. VI в. 11, с 1995 Никозская и Цхинвальская) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с кафедрой в мон-ре Никози НИКОЛА (Позднев Петр Алексеевич; 1853-1934), архиеп. Московский, Саратовский и всея России древлеправославных христиан НИКОЛАИТЫ еретическое движение в истории древней Церкви, упомянутое в Откровении св. Иоанна Богослова в посланиях к 7 церквам (Откр 2. 6, 15) НИКОЛАЙ (260-265 (?) - 334 (?)), свт. (пам. 6 дек., 9 мая (перенесение мощей из Мир Ликийских в Бари), 29 июля - рождество, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), чудотворец, один из самых почитаемых святых христ. мира; архиеп. Мир Ликийских НИКОЛАЙ (Велимирович Никола; 1880-1956), еп. Жичский Сербской Православной Церкви (СПЦ); богослов, духовный писатель

http://pravenc.ru/rubrics/121236_180.htm...

И., якобы укорившего отца за желание погубить его буд. ребенка. Данная версия косвенно подтверждается «Временником» дьяка И. Тимофеева, где говорится, что царевич умер, поскольку желал удержать царя от какого-то «неподобного» поступка. Др. версию приводит Горсей: гнев царя был вызван тем, что царевич без его ведома распорядился послать по делам некоего дворянина, выделив ему ямских лошадей. Согласно Псковской 3-й летописи, царевич пострадал за то, что «учал говорити о выручении града Пскова» (осажденного в то время армией польск. кор. Стефана Батория ; Псковские летописи. М., 1955. Вып. 2. С. 263). Схожая версия изложена придворным польским хронистом Рейнгольдом Гейденштейном, а также нем. пастором Паулем Одерборном в памфлете об Иоанне Грозном (1585). Через неск. дней И. И. скончался. Согласно вкладной книге Троице-Сергиева мон-ря, 6 янв. 1583 г. Иоанн IV просил устроить в обители ежегодное поминовение сына, на помин его души ряд монастырей, как в России, так и на Афоне, в Иерусалиме и на Синае, получил большие вклады. И. И. был погребен в Архангельском соборе Московского Кремля. Э. П. Р. Сочинения Известны неск. агиографических произведений И. И., посвященных прп. Антонию Сийскому : служба и Житие, Похвальное слово преподобному, а также «Исповедание», в к-ром царевич описал историю создания своих сочинений. В 1579 г., спустя 23 года после преставления прп. Антония († 1556), игум. Антониева Сийского во имя Св. Троицы мон-ря Питирим и ученики святого Новгородский архиеп. Александр и инок Филофей пришли в Москву и просили Иоанна IV о канонизации прп. Антония. Они принесли с собой Житие преподобного, составленное годом раньше иером. Сийского мон-ря Ионой. Архиеп. Александр обратился за помощью к И. И. (в 1569-1570 находившемуся вместе с отцом в Новгороде), и тот, любовью «распаляем ко святому», написал службу прп. Антонию, к-рая вместе с Житием в редакции иером. Ионы была представлена на утверждение Собору в 1579 г. (после смерти И. И. царь отправил рукопись в Сийский мон-рь).

http://pravenc.ru/text/471251.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010