В XVII в. с юж. стороны собора была построена каменная палатка, куда в 1678 г. по благословению Новгородского митр. Корнилия перенесли мощи пустынножителей священноиноков преподобных Исаии и Никанора Ручьёвских . Позже здесь были погребены игум. прп. Феодосий Сийский († 1687) и Патриарший казначей Паисий († 1695). В XIX в. над их погребениями в летнее время служили для паломников заказные панихиды для поминовения «их присных и знаемых». В 1638-1644 гг. в мон-ре была построена теплая шатровая Благовещенская ц. (в 1824 в ней был освящен придел во имя свт. Николая Чудотворца) с теплой трапезной и келарской палатами. В 1642 г. в шатре трапезной церкви освятили придел во имя св. Михаила Малеина, небесного покровителя царя Михаила Феодоровича. В 1652 г. возведена шатровая колокольня с храмом во имя святителей Московских Петра, Алексия и Ионы (освящена в 1661). В 1661-1669 гг. построена надвратная каменная ц. ап. Андрея Первозванного, вместо прежней деревянной, с 3 престолами - во имя ап. Андрея Первозванного (освящена в 1687), прп. Сергия Радонежского, святых Флора и Лавра (перестроена в XVIII в.). На рубеже XVII-XVIII вв. возведен 2-этажный корпус братских келий. История А. С. м. тесно связана с рус. великокняжескими и царскими семьями. Вел. кн. Василий III просил прп. Антония молиться о «чадородии» вел. княгини. В 1575/76 г. царь Иоанн IV пожаловал в мон-рь покров на гроб прп. Антония. В 1579 г. по просьбе сийского игум. Питирима и инока Филофея царевич Иоанн Иоаннович составил житие и канон прп. Антонию. При игум. Ионе в А. С. м. в 1601-1605 гг. отбывал ссылку Ф. Н. Романов (впосл. Патриарх Московский и всея Руси Филарет , отец буд. царя Михаила Феодоровича), насильно постриженный в 1601 г. В 1628-1629 гг. Патриарх Филарет вложил в мон-рь Владимирскую икону Божией Матери в серебряном окладе, складень с миниатюрными изображениями Божией Матери «Неопалимая Купина» , шитый покров на раку прп. Антония. Ценные вклады в мон-рь делали многие светские лица, напр. в 1692 г. дворянин С. Т. Римарев пожертвовал для поминовения боярина И. М. Милославского воздух с покровцами из венецианского бархата и серебряный потир (АОКМ). В 1613 г., после воцарения династии Романовых , игум. Иона стал доверенным лицом по управлению Патриаршей десятиной в Поморье, а затем и десятиной Новгородского митрополита. Благодаря высокому авторитету игум. Ионы А. С. м. наряду с Соловецким мон-рем в XVII в. занял особое положение в Поморье, став крупнейшим церковно-адм., духовным и культурным центром Подвинья. К А. С. м. были приписаны Емецкий Покровский муж. мон-рь, Емецкий Ивановский жен. мон-рь, Кривецкий мон-рь, Лявленский жен. мон-рь, Чирцева пуст. на р. Мезени. В XVII в. А. С. м. владел деревнями, пашенными землями и покосами на р. Двине и Емце, семужьими тонями в Беломорье; в монастырских вотчинах развивались соляной, рыболовный, морской промыслы. Обитель имела подворья в Москве, Вологде, Архангельске, а с сер. XVII в.- небольшую типографию.

http://pravenc.ru/text/115850.html

Архиеп. Филарет (Гумилевский) и Ф. Г. Спасский полагали, что перу И. принадлежит служба прп. Стефану. Имя И. упомянуто в службе Авнежским чудотворцам (древнейший список 60-х гг. XVI в. происходит из Антониева Сийского во имя Святой Троицы монастыря - БАН. Арханг. Д. 159. Л. 546-552 об.; имя И. зашифровано в первых буквах тропарей 3-й и 4-й песней, о чем сообщается в списке службы РГБ. Ф. 304. 624. Л. 483; см.: Ключевский. С. 279. Примеч. 2). Ключевский предположил, что И. был автором службы прп. Иакову Железноборовскому ( Ключевский. Древнерусские жития. С. 279. Примеч. 2), но в заголовке службы в списке РГБ. Ф. 304. 625 есть указание на то, что ее автор Иоасаф был игуменом Железноборовского во имя святого Иоанна Предтечи монастыря . В лит-ре встречается неверное отождествление И. с Иоасафом, еп. Пермским и Вологодским (1560-1570), к-рый по поручению митр. Макария в 1560 г. совершил обретение мощей одного из Авнежских священномучеников (останки др. святого были ранее утрачены). В Сказании о священномучениках Григории и Кассиане И. пишет о себе в 1-м лице как об иеромонахе и игумене и упоминает в 3-м лице Пермского и Вологодского еп. Иоасафа (РНБ. ОСРК. Q.I.1211. Л. 63-65 об., XVIII в.). Подписи еп. Иоасафа и «бывшего даниловского игумена старца (чернеца) Иоасафа» стоят под приговорной грамотой Земского собора от 2 июля 1566 г. об отказе польск. послам в заключении перемирия (СГГД. Ч. 1. С. 546, 555-556). Лит.: Филарет (Гумилевский). Обзор. Кн. 1. 133. С. 211; Некрасов И. С. Зарождение национальной литературы в Сев. Руси. Од., 1870. Ч. 1. С. 32-34; Ключевский. Древнерусские жития. С. 265-266, 278-280; Верюжский. Вологодские святые. С. 86-134; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 136-137, 389-393, 543-544; Коноплёв Н., свящ. Святые Вологодского края//ЧОИДР. 1895. Кн. 4. Отд. 4. С. 23-34; Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв. М., 1966. С. 131, 135-136; Ивина Л. И. Внутреннее освоение земель России в XVI в.: Ист.-геогр. исслед. по мат-лам мон-рей. Л., 1985. С. 207-208; Белоброва О. А., Соколова Л. В. Иоасаф//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 407-408; Морозова Л. Е. Сочинения Зиновия Отенского. М., 1990. С. 200-215; П. Б. Иоасаф//Отеч. история: В 5 т. М., 1996. Т. 2. С. 364-365; Клыгин Д. Житие прп. Стефана Махрищского: История текста, церк.-ист. значение: Канд. дис./МДА. Серг. П., 2000. Ркп.

http://pravenc.ru/text/578070.html

архиеп. св. Макарием с согласия вел. князя. В. И. не одобрил намерение прп. Корнилия Комельского покинуть созданный им Корнилиев Комельский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-рь , устав к-рого соединял предписания общежительного устава прп. Иосифа Волоцкого и скитского устава («Предания») прп. Нила Сорского, и уединиться в пустыни на Сурском оз. В. И. посетил Корнилиев Комельский мон-рь во время поездки в Кириллову Белозерскую обитель (1528-1529) для молитвы о чадородии (он останавливался также в мон-рях Переяславля-Залесского, Ростова, Ярославля). Вел. князь хотел, чтобы прп. Корнилий вернулся на игуменство в обитель, но первоначально согласился с просьбой преподобного остаться в пустыни и просил молиться о рождении наследника. Однако позже в Москве, куда прп. Корнилий прибыл с просьбой получить разрешение на создание церкви в Сурской пуст., В. И. разрешения не дал и повелел преподобному вернуться на игуменство в Комельский мон-рь, к-рому были даны щедрые пожалования. В. И. покровительствовал также Антониеву Сийскому во имя Св. Троицы муж. мон-рю (основан в 1520). Прп. Антоний Сийский направил своих учеников Исаию и Александра с ходатайством о помощи мон-рю к вел. князю, к-рый в 1525 г. выдал жалованную грамоту «на потребу и на строение монастырю», земельные угодья, церковную утварь, прося при этом преподобного и братию молиться о чадородии вел. княгини. Ок. 1526 г. на средства вел. князя был построен каменный Троицкий собор в Александровом Свирском во имя Св. Троицы мон-ре . Вел. кн. Василий III Иоаннович. Фрагмент иконы «Свт. Василий Великий и вел. кн. Василий III в молении». 50-60-е гг. XVI в. (ГИМ) Вел. кн. Василий III Иоаннович. Фрагмент иконы «Свт. Василий Великий и вел. кн. Василий III в молении». 50-60-е гг. XVI в. (ГИМ) Как и к Иоанну III, к В. И. обращались с просьбой о помощи представители порабощенных Турцией правосл. народов. Продолжались оживленные сношения со Св. Горой Афон, особенно в 1-й период правления В. И.; после 1525 г. они на какое-то время прервались в связи с осуждением на Соборе в Москве прп.

http://pravenc.ru/text/150787.html

— С глубоким смирением стал просить преп. Антоний благословения у преп. Пахомия. Видя его добродетели, старец дал ему необходимые советы и благословил, говоря: «Да благословит тя Господь, чадо мое, якоже Господеви изволися, тако да будет». Основание монастыря. На избранном месте Преподобный с учениками поставили крест, часовню и кельи. Произошло это в 1520 году. Так было положено основание Сийской обители. В первые годы иноки жили, обрабатывая прилегавшую к постройкам землю и тем доставая себе скудное пропитание. Нередко голодали. Однажды голод был так велик, что братия надумала разойтись. Но Преподобный слезно просил иноков потерпеть, при том горячо молился. И вдруг невесть откуда пришел человек, принес муки, хлеба, масла и дал средства на строение обители. Приняв благословение преп. Антония на дальний путь — в Новгород, благотворитель удалился и вновь никогда не появлялся. Получив неожиданную помощь, преп. Антоний стал усердно обустраивать обитель. Своих ближайших помощников, Александра и Исаию, он отправил в Москву к Великому князю Василию Иоанновичу с просьбой разрешить учреждение Свято-Троицкого монастыря и даровать для него земли. Князю преп. Антоний уже был известен «как муж святой жизни», поэтому он не только разрешил основание обители и наградил ее землями, но и дал все необходимое для первоначального обзаведения. Было это в 1525 году. Старец занялся устроением монастыря. Первым был построен храм во имя Пресвятой Живоначальной Троицы. Икону Святой Троицы для храма писал сам Преподобный. Но поскольку работа была очень ответственной, он прибег к помощи более опытного иконописца, посчитав собственное писание слишком «простым». Однако устроенный с великим старанием храм вскоре сгорел от зажженной пред иконой свечи, которую пономарь после утреннего молебного пения забыл погасить. Братия в тот летний день работала в поле, и тушить пожар было некому. Но — чудо — храмовая икона в огне не сгорела. Когда церковь восстановили, святой образ вновь занял там свое место. От него стали исцеляться больные. «После же стал Преподобный созидать и трапезу братскую, а с восточной ее стороны пристроил церковь во имя Пресвятой Владычицы Богородицы, Благовещения Ее. И надвратную церковь преподобного Сергия Радонежского, чудотворца тогда же воздвиг и келии устроил вокруг церквей… И составилась обитель, вырос монастырь».

http://sobory.ru/article/?object=08656

Уна. Церковь Климента. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты По утверждению историков, первые сведения об Уне относятся к 1326 г. В Унской грамоте великого князя Василия Дмитриевича от 1397 г. поморское поселение Уна упоминаются как усолья. В XIV в. эти земли принадлежали представителям крупного боярского рода, называемого историками " Степановщиной " . Чуть позже стали принадлежать их наследнику Амосу, которому по раздельной грамоте 1491 г. перешли большие владения (в том числе и в Уне, где он жил сам) пожи, рыбацкие тони, половинная доля в соляных варницах. Прославившись своими мастерами по выварке соли, Уна и Луда определили тем самым свою судьбу на несколько столетий вперед. После смерти Амоса в 1527 г. сыновья его разделили отцовские владения между собой. Значительная часть их досталась старшему сыну Амоса – Алексею. А тот после пострига в монахи передал свои владения монастырям и церквям, в том числе церкви Св. Климента в Уне и Богородицкой в Луде. В 1556 г. в пользу Антониево-Сийского монастыря было отписано несколько варниц в Уне. По переписи 1688 г., соляные варницы в Луде и Уне принадлежали Соловецкому монастырю. В документах также отмечено, что с 1780 годов Уну и Луду стали называть посадами. В кратком описании церквей и приходов Архангельской епархии (выпуск первый, 1894 г.) указывается, что Унский приход состоял из Унского посада, в котором находились две приходские церкви. Он считался одним из древнейших в Архангельской епархии, так как его образование совпало с устройством в Уне первой церкви. Первоначально церковь в деревне Уна была деревянная однопрестольная - во имя священномученика Климента. В 1871 г. к ней были пристроены два придела с северной стороны Иоанно-Богословский, а с южной – Никольский, вследствие чего она стала иметь вид креста. В XIX в. церковь сгорела и на этом же фундаменте была построена другая церковь - однопрестольная во имя Святой Троицы, имевшая вид корабля. При ней отдельно стояла колокольня. Церковь и колокольня были обнесены одной оградой.

http://sobory.ru/article/?object=36429

В годы относительного благополучия своего мон-ря А. С. оставил управление им иером. Феогносту и удалился для отшельнического жития за 3 версты от мон-ря, на о-в в Дудницком оз., где поставил часовню во имя свт. Николая Чудотворца. Здесь преподобный предавался суровым аскетическим подвигам, питался только от труда рук своих: сам расчищал землю под посевы, сеял и убирал хлеб. После совершения молитвенного правила он всю ночь вручную молол хлеб, часть муки оставлял себе на пропитание, а остальное отправлял в мон-рь. Чтобы усугубить подвиг, во время молотьбы преподобный раздевался по пояс и отдавал свое тело на съедение комарам. Спустя нек-рое время А. С. удалился на 5 верст от прежней пустыни - на оз. Падун. Всего в пустынях близ мон-ря он прожил ок. 2 лет. Когда Феогност оставил игуменство, А. С. вынужден был вернуться в обитель и вновь стать ее настоятелем. В житии рассказывается, что преподобный обладал даром прозорливости. Однажды инок Филофей, к-рый хотел тайно покинуть мон-рь, зашел в келью А. С. Преподобный открыл Филофею его помысел и тем уберег от гибели. В др. раз, на праздник Преображения, иноки всю ночь ловили рыбу и ничего не поймали. А. С. благословил их идти на озеро к мысу Красный Нос. Улов был так велик, что этой рыбой питались в мон-ре долгое время, а рыбная тоня была названа Антониевой. Незадолго до кончины А. С. составил «Духовную память» - наставление по устройству монашеского общежития (Архангельский краеведческий музей. Инв. 3590). Книги, собранные А. С. за годы игуменства, стали основой впосл. богатейшей б-ки Сийского мон-ря (в 1556, по отписному списку, составленному преподобным перед смертью для нового игум. Кирилла, числилось 66 книг). Местное почитание А. С. началось, по-видимому, сразу после его кончины. Общецерковная канонизация А. С. состоялась на Соборе 1579 г. В кон. XVI - нач. XVII в. в мон-ре была построена новая ц. в честь Св. Троицы с приделом во имя А. С. В 1652 г. Патриарх Никон по дороге на Соловки посетил Сийский мон-рь, и по указу Патриарха в Киехте был построен храм во имя А.

http://pravenc.ru/text/116108.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНИАМИН (Смирнов Василий Никифорович; ок. 1782, с. Вонгуда Онежского у. Архангельской губ.- 1.09.1848, глуховский Петропавловский мон-рь Черниговской губ.), архим., просветитель ненцев (самоедов). Отец В.- свящ. Никифор Иларионович Смирнов, мать - Соломония Федосеевна (урожд. Никонова), встречающееся в лит-ре указание на то, что В. имел отчество «Галактионович», неверно. По окончании Архангельской ДС В. Н. Смирнов в дек. 1805 г. был определен учителем в начальный класс семинарии, преподавал грамматику (1806 ), синтаксис и арифметику (1807), пиитику и географию (1808), греч. язык, церковную и гражданскую историю (1809). 10 дек. 1811 г. пострижен в монашество Архангельским еп. Парфением (Петровым) в нижнем Богоявленском храме архангельского кафедрального собора, 25 дек. рукоположен во иеродиакона, 6 янв. следующего года - во иеромонаха. С 19 дек. 1811 по 1814 г. являлся префектом Архангельской ДС, преподавал в семинарии риторику, историю, евр. и греч. языки. 1 янв. 1813 г. возведен в сан игумена, 7 янв. назначен настоятелем Корельского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря. С 19 окт. 1814 г. определен присутствующим в Архангельской консистории. В 1815 г. участвовал вместе с др. преподавателями ДС и настоятелями мон-рей в составлении Симфонии на Пятикнижие, работа велась по благословению Архангельского еп. Парфения. 14 окт. 1817 г. в архангельском кафедральном соборе возведен в сан архимандрита с назначением настоятелем архангельского во имя арх. Михаила мон-ря , где благодаря усилиям В. был отремонтирован собор, построены новые каменные здания. В 1818 г. В. был назначен смотрителем архангельских духовных училищ. С 12 авг. 1819 г. исполняющий должность инспектора Архангельской ДС, с 22 авг. 1822 по 17 апр. 1824 г. инспектор. Активно способствовал строительству здания ДС и организации при ней бурсы. С 20 апр. (по др. данным, 18 марта) 1820 г. настоятель Антониева Сийского во имя Св. Троицы мон-ря, где также провел значительные строительные работы: были отремонтированы главы на соборной церкви (в 1821 в соборе вызолочены царские врата и поновлены иконы), построена гостиница, поправлены каменные шатры на Благовещенской ц. и колокольне и др.

http://pravenc.ru/text/150317.html

26 сент. 1884 г. 2 монастырских трудника ограбили мон-рь и подожгли Богоявленскую ц., в результате пожара сгорели шуба, мантия и жезл преподобного. В 1887-1889 гг. была вновь построена и освящена деревянная Богоявленская церковь, «внизу которой в особой усыпальнице под спудом» почивали мощи Н. 19 марта 1919 г. красноармейцы и жители дер. Кривой Рог произвели вскрытие св. мощей Н., однако в склепе и раке «мощей не оказалось» (газ. «Красный север» от 23 мая 1919). Согласно совр. преданию, мощи Н. были накануне перепрятаны. В наст. время их местонахождение неизвестно. Гимнография Служба Н. была составлена ко времени канонизации святого в период междупатриаршества в 1662 г. Творцами стихир и канонов пустынножителю Никодиму были выходцы из Сербии митр. Гревенский Макарий Грек и авва Феодосий, приехавшие в Россию на Большой Московский Собор 1666-1667 гг . По неизвестным причинам гимнографы были отправлены в ссылку и пребывали в Антониевом Сийском во имя Св. Троицы муж. мон-ре до 1671 г. (Макарий первоначально в 1666-1669 находился в Соловецком в честь Преображения Господня муж. мон-ре - Чумичева О. В. Соловецкое восстание 1667-1676 гг. М., 2009. С. 88, 235). Служба Н., включающая множество биографических подробностей первоначальной редакции пространного Жития, составлялась по образцам бденных служб пустыннолюбным отцам (преподобным Антонию Великому, Сергию Радонежскому, Кириллу Белозерскому и Антонию Сийскому и др.). Гимнографы восхваляют «равноангельное житие» Н., его многолетнее пребывание в пустыне, где угодник Божий просиял, яко солнце, и стал «Святей Троице жилищем». В стихирах преобладают мотивы Божественного света, Боговидения, Божественного разума, типичные для гимнографии исихастов. Акцент делается на почитании мощей св. угодника - нового чудотворца, озаряющего Божественным светом и подающего исцеление всем приходящим к нему с верой. До нас дошли 3 списка службы, представляющие 2 редакции. К 1-й редакции относятся 2 списка XVIII в. из собрания РНБ (ОСКР. Q. I. 1390 и Тихан.

http://pravenc.ru/text/2565556.html

Для духовного просвещения ненцев (самоедов) Н. направил в Мезенский у. Архангельской губ. ижемского свящ. Феодора Истомина, проповеднический опыт к-рого в кочевьях самоедов имел положительные результаты: в течение 3 месяцев крещение приняли более 40 чел. По свидетельству путешественника А. И. Шренка, «весть о счастливом успехе посланного священника дошла до императора Александра Благословенного и возбудила в нем желание нарядить миссию для совершения такого богоугодного дела» ( Шренк. 1855. С. 228). В нач. 20-х гг. XIX в. Н. подготовил проект духовной миссии - «Правила обращения кочующих в Архангельской губернии самоедов в христианскую веру». В проекте прописывалось, что при поддержке гражданских властей и полиции необходимо одновременно с просвещением самоедов заниматься улучшением их быта, в частности, пресекать распространение спиртных напитков, не причислять крещеных самоедов к казенным крестьянам, не брать их в рекруты ( Невский. 1910. С. 67). Проект был одобрен и 5 авг. 1824 г. утвержден имп. Александром I Павловичем . Для выполнения миссии Синодом было отпущено 10 тыс. р. серебром на устройство 2 передвижных церквей. На выплату жалованья священникам и причетникам, приобретение и содержание оленей, необходимых для разъездов по тундре, ежегодно выделялось 4,2 тыс. р. (ПСЗ. 1830. Т. 39. С. 470-473; Макарий. 1878. С. 66-69). В состав миссии, к-рую возглавил настоятель Антониева Сийского во имя Святой Троицы монастыря архим. Вениамин (Смирнов) , вошли помимо свящ. Ф. Истомина (по болезни в 1829 отозван, вместо него назначен из Архангельска свящ. Петр Лысков) священники М. Леонтьевский, А. Спирихин, причетники Иаков Истомин и принявший христианство самоед В. Двойников. При Н. архим. Вениамин во время пребывания у самоедов изучил ненецкий язык, сделал много этнографических наблюдений за жизнью местного населения, составил «Грамматику самоедского языка», «Словарь (Лексикон) самоедского языка», сделал переводы на ненецкий язык катехизиса, Евангелий от Матфея и от Луки и др.

http://pravenc.ru/text/2564988.html

Мирское имя И. С. неизвестно. В написанной им в конце жизни, ок. 1621 г., уникальной для его эпохи автобиографии (летописце), очевидно созданной на основе дневниковых записей, приведены сведения o датах «рождения плоти» и «наименования» (20 и 27 нояб. 1561), o начале «учения книжного» (1 дек. 1568), o начале службы в дек. 1572 г. нотарием (секретарем) у Новгородского архиеп. Леонида , бывш. архим. московского Чудова в честь Чуда архангела Михаила монастыря , к-рый при поставлении на Новгородскую кафедру (хиротонисан 4 дек. 1571), вероятно, взял с собой И. С. как наиболее способного ученика чудовской книгописной школы (именно там И. С. могли научить характерной для его почерка грецизированной скорописи). После опалы и смерти архиеп. Леонида (20 окт. 1575) И. С. в 1580 г. принял монашеский постриг в Соловецком мон-ре, через 7 лет покинул обитель. Уехав с Соловков 4 июня 1587 г., он за месяц добрался до Александрова Свирского в честь Святой Троицы монастыря . В дек. 1593 г. уехал в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь , где оставался год, затем провел месяц в Ферапонтовом в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре . 19 янв. 1595 г. И. С. отправился в Москву. Проведя почти 7 месяцев в Троице-Сергиевом мон-ре, 26 авг. И. С. поселился в Чудовом мон-ре, бывшем в это время центром рус. книжности и образованности, через 3 месяца И. С. перешел на подворье Кириллова Белозерского мон-ря, также располагавшееся в Кремле. 17 янв. 1596 г. он уехал из Москвы и вернулся на Белое оз., где провел в разных монастырях (Кирилловом, Ворбозомском, Ниловой Сорской в честь Сретения Господня пуст. ) неск. следующих лет. В 1599-1604 гг. находился на Валааме, в Тихвине и Вел. Новгороде (полгода жил в Варлаамиевом Хутынском в честь Преображения Господня монастыре ), в 1604-1606 гг.- в Ниловом скиту, Спасо-Каменном и Димитриевом Прилуцком в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения честных древ Креста Господня мон-рях. В мае 1606 г. И. С. вновь прибыл в Соловецкий монастырь и жил там безвыездно до сент. 1609 г., когда он покинул обитель. Проведя больше года в Поморье (в Антониевом Сийском во имя Святой Троицы монастыре , в Яреньге, Сырье), он вернулся весной 1611 г. в Кириллов Белозерский мон-рь. Последнее сообщение в его автобиографическом сочинении посвящено переезду из Подольного мон-ря, в к-рый И. С. сделал вклад, в Нилов скит 1 марта 1621 г. И. С. переезжал из мон-ря в мон-рь часто вместе со странствующими хорами, при которых он мог выполнять функции нотария. Труды в области книжности

http://pravenc.ru/text/578350.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010