Адрес : Архангельская обл., Приморский р-н, Соловецкие острова Подробнее... Сурский Иоанно-Богословский женский монастырь [ править править код ] Монастырь, созданный прот. Иоанном Кронштадтским в родном селе, где он родился в 1829. Открыт в 1899 как женская община, уже в 1900 преобразован в монастырь. В течении 1900-х сооружены кирпичная ограда с башнями и могоярусной колокольней, ряд келейных корпусов, создано большое хозяйство. В 1920 закрыт, позже часть построек разобрана, часть занята больницей. В 2000-х восстановлена женская монашеская община, но официально монастырь ещё не открыт. Сестры живут в бывшем доме монастырского священника. Примечания : К монастырю в 1900-х был перевезён дом, в котором прошло детство Иоанна Кронштадтского, для сохранности поставленный под деревянным чехлом. Адрес : 164630, Архангельская область, Пинежский район, с.Сура, ул. им. И. Кронштадтского, д. 16 Телефон : +7(81856) 5-22-92 ; 5-21-12 Подробнее... Троицкий Антониев Сийский мужской монастырь [ править править код ] Антониево-Сийский монастырь был основан в 1520 году преподобным Антонием на небольшом острове Михайловского озера, у истоков р. Сии (ныне - Холмогорский район Архангельской области). По своему первому и главному храму новит имя - Свято-Троицкий монастырь. В 1525 году монастырь получил жалованную грамоту великого князя Василия, в 1543 году великий князь Иван Васильевич пожаловал монахам окрестные земли с лесными угодьми и рыбными ловлями, в 1545 – судебные и финансовые льготы. В это время монастырь имел свои дворы в Холмогорах, Уне и Неноксе. В 1579 году монахи владели территорией, простиравшейся «к Сии и Хоробрице на 6 верст, к Емце на 15, а к Каргополю на 50 верст». Уже при жизни Антония монастырь стал превращаться во влиятельный церковно-административный центр Подвинья, хорошо известный в Москве. В 1579 году царевич Иван Иванович (сын Ивана IV) написал одну из редакций «Жития Антония Сийского («Служба чудотворцу Антонию»). В течение 37-летнего игуменства Антония было построено 3 деревянные церкви: Живоначальной Троицы, Благовещенская и преподобного Сергия Радонежского.

http://azbyka.ru/palomnik/Архангельская_...

Т. 34. С. 200). Сопоставление графических материалов, обмерных чертежей Рихтера (до 1868) и кроки Максимова позволило подтвердить сведения летописей и описания современников. Сохранявшийся до 1929 г. собор был не возобновленным или перестроенным зданием 1518-1521 гг., а новым храмом. При археологических работах внутри собора, проведенных до его разрушения в 1929 г., были выявлены следы столпов с закрестиями на юго-западе и юго-востоке, фрагменты стены с 3 апсидами. Эти археологические находки свидетельствуют о существовании здания совр. типа и не имеют отношения к собору, разрушенному в 1929 г., у к-рого было 4 столпа, а не 6, причем форма столпов архаична для кон. XVI в., но типична для начала столетия. Важное значение для характеристики здания собора, снесенного в 1929 г., имеют захоронения вел. княгинь в юго-зап. углу здания. Сохранились погребения, совершенные в 1-м здании (с 1407 по 1518) и во времена вел. кн. Василия III Иоанновича в соборе 1518-1521 гг. Исследователи (Скворцов, Выголов) соглашаются с тем, что сохранность этих захоронений свидетельствует о стремлении оставить в неприкосновенности эту часть здания не только как сакральную, но и как повторявшую контуры разновременных сооружений. Обнаруженные надгробные плиты, палеография надписей (соответствует 60-70-м гг. XVI в.), на границе между алтарными апсидами собора построек 1407 и 1518-1521 гг. указывают на то, что древнейший собор был разобран после сер. XVI в. Интерьер Вознесенского собора. Литография Л. А. Серикова по рис. Н. М. Алексеева. 2-я пол. XIX в. Интерьер Вознесенского собора. Литография Л. А. Серикова по рис. Н. М. Алексеева. 2-я пол. XIX в. О значимости нового здания М. В. м., в т. ч. о его статусе царского богомолья, можно сделать вывод в связи с тем, что его здание стало образцом для др. монастырских соборов Московской Руси. Согласно грамоте царя Феодора Иоанновича Антониеву Сийскому во имя Святой Троицы монастырю от 7100 (1591/1592) г., главная церковь этой сев. обители, строительство к-рой началось ок.

http://pravenc.ru/text/2564202.html

Указом имп. Александра I Павловича от 5 авг. 1824 г. была образована новая миссия для проповеди христианства ненцам. Инициатором ее создания и непосредственным организатором был Архангельский еп. Неофит (Докучаев-Платонов) . Во главе миссии был поставлен настоятель Антониева Сийского во имя Святой Троицы мужского монастыря архим. Вениамин (Смирнов) . В 1825 и в 1829-1830 гг. центром миссии являлся Мезень, в 1826-1828 гг.- Пустозерск. В 1827 г. архим. Вениамин в докладе Архангельскому еп. Аарону сообщил о необходимости строить церкви для новокрещеных ненцев (ГААО. Ф. 538. Оп. 1. Д. 12. Л. 13). В том же году еп. Аарон представил в Синод донесение, в котором сообщал, что «для утверждения в вере новокрещеных самоедов и для распространения оной между оставшимися еще не крещеными самоедами необходимо: построить при церкви деревянные дома для причтов: на Канинском берегу, при реке Чиже, по Тиманскому - при реке Индиге…». Работа миссии, в результате к-рой были крещены более 3,3 тыс. ненцев, завершилась в 1830 г. Архим. Вениамин разработал ненецкий алфавит на основе кириллицы, подготовил «Словарь (лексикон) самоедского языка», «Грамматику самоедского языка», переводы на ненецкий язык НЗ, катехизиса и некоторых молитв (труды изданы не были, рукописи утрачены). После завершения работы миссии архим. Вениамина христианизацией ненцев занимались причты ненецких приходов: Тиманского на р. Пёше (Троицкая ц.), Канинского на р. Неси (Благовещенская ц.) и Колвинского на р. Колве в Большеземельской тундре (Никольская ц.). При этих приходах по церковным праздникам устраивались ярмарки; ненцы, приезжавшие на торги с товаром, могли участвовать в богослужениях. Причты приходов были обязаны обучать детей ненцев грамоте, церковному уставу, катехизису и Свящ. истории. Однако миссионерская деятельность 3 ненецких приходов в отличие от трудов архим. Вениамина была менее успешной: с 1830 по 1858 г. были крещены 177 чел. Работа по усовершенствованию ненецкой письменности и переводу на ненецкий язык церковной лит-ры продолжалась.

http://pravenc.ru/text/2564710.html

Издан альбом настоятеля Антониево-Сийского монастыря, рассказывающий об истории этой обители 20 июля 2007 г. 09:51 Недавно в Финляндии был отпечатан уникальный альбом настоятеля Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря архимандрита Трифона (Плотникова). Название альбома, «Слава Богу за все», представляет собой цитату из Святителя Иоанна Златоуста. Первый раздел («Врата небесные») рассказывает об истории обители с момента ее основания и до наших дней. История Сийской обители раскрывается в альбоме в очерках о каждом из ее настоятелей. В краткой рецензии на издание отмечается, что «очерки написаны о. Трифоном в такой манере, что возникает чувство живого разговора, благодатного диалога автора и читателя». В книге собраны и обобщены интересные сведения и факты о жизни монастыря, в частности о строительстве преподобным Антонием вместе с братией храмов во имя Пресвятой Живоначальной Троицы, Благовещения Пресвятой Богородицы и преподобного Сергия Радонежского. Троицкий собор, Благовещенский и Сергиевский храмы и сегодня составляют основу архитектурного ансамбля монастыря. В него входит также храм-колокольня во имя святителей московских Петра, Алексея и Ионы. Благодаря подвижническим трудам прп. Антония монастырь стал важным духовным и административным центром Русского Севера. Оказывали помощь монастырю великие князья московские Василий Иванович и Иван Васильевич (Грозный). Преподобный Антоний, сийский чудотворец отошел ко Господу 7 декабря 1556 года. Его мощи, погребенные в Троицком соборе, открыты для поклонения. Известны случаи, когда уже в наши дни молящиеся у мощей святого получали по вере своей исцеление и утешение. Основатель обители был канонизирован во время настоятельства «одного из самых деятельных его последователей игумена Питирима». Православная книга России /Патриархия.ru     Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/271414.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Русской Православной Церкви по периодам НИКИФОР (Джорджадзе Нодар (?), 1782-1851), еп. Горийский (5 апр. 1842 - 3 дек. 1851) Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви НИКОДИМ СИЙСКИЙ (Василий (Никон) Мамонтов, Уваровых, Шуренга; 1641 (?) - 1721), архим. (1692-1721) Антониева Сийского во имя Святой Троицы мужского монастыря книжник, писатель, иконописец, составитель Сийского иконописного подлинника НИКОЛА (Позднев Петр Алексеевич; 1853-1934), архиеп. Московский, Саратовский и всея России древлеправославных христиан НИКОЛАЙ (Караулов Николай Аполлониевич; 1871-1932), еп. Вельский, сщмч. (пам. 4 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОЛАЙ (Клементьев (Бардаков) Николай Федорович; 1875-1937), архиеп. Великоустюжский, сщмч. (пам. 18 дек., в Соборе святых С.-Петербургской митрополии, в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских и Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОЛАЙ (Зиоров Михаил Захарович; 1851-1915), архиеп. Варшавский и Привислинский, член Гос. совета Российской империи НИКОЛАЙ (Ольховский Николай Александрович; род. 17.12.1974), митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский, Первоиерарх Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ)

http://pravenc.ru/rubrics/121724_69.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Отечественные иконописцы и реставраторы НИКОДИМ СИЙСКИЙ (Василий (Никон) Мамонтов, Уваровых, Шуренга; 1641 (?) - 1721), архим. (1692-1721) Антониева Сийского во имя Святой Троицы мужского монастыря книжник, писатель, иконописец, составитель Сийского иконописного подлинника НИЛ (Прихудайлов Николай Иванович (в монашестве Никон); 1801-1870), иеросхим., настоятель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня пустыни ОЛИСЕЙ ГРЕЧИН (Гречин Петрович, в иночестве Савва; † 15.03. 1230?), новгородский художник, политический и церковный деятель ПАВЛОВЕЦ Никита Иванов Ерофеев († 24.03.1677), иконописец, жалованный мастер Оружейной палаты Московского Кремля ПАИСИЙ рус. иконописец XV в., работал в Иосифовом Волоколамском (Волоцком) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре

http://pravenc.ru/rubrics/305058_3.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь НИКИТА (Прибытков Николай Григорьевич; 1859 (по др. данным, 1857) - 1857), еп. Белёвский, сщмч. (пам. 21 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Алтайских святых, в Соборе Тульских святых) НИКИФОР (Джорджадзе Нодар (?), 1782-1851), еп. Горийский (5 апр. 1842 - 3 дек. 1851) Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви НИКОДИМ СИЙСКИЙ (Василий (Никон) Мамонтов, Уваровых, Шуренга; 1641 (?) - 1721), архим. (1692-1721) Антониева Сийского во имя Святой Троицы мужского монастыря книжник, писатель, иконописец, составитель Сийского иконописного подлинника НИКОЛА (Позднев Петр Алексеевич; 1853-1934), архиеп. Московский, Саратовский и всея России древлеправославных христиан НИКОЛАЙ (Караулов Николай Аполлониевич; 1871-1932), еп. Вельский, сщмч. (пам. 4 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОЛАЙ (Клементьев (Бардаков) Николай Федорович; 1875-1937), архиеп. Великоустюжский, сщмч. (пам. 18 дек., в Соборе святых С.-Петербургской митрополии, в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских и Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОЛАЙ (Зиоров Михаил Захарович; 1851-1915), архиеп. Варшавский и Привислинский, член Гос. совета Российской империи

http://pravenc.ru/rubrics/121660_72.html

Похвальное слово Антонию Сийскому и русским святым царевича Иоанна Иоанновича Подготовка текста, перевод и комментарии Е. А. Рыжовой Похвальное слово Антонию Сийскому и русским святым – одно из немногих известных в настоящее время сочинений царевича Иоанна Иоанновича, сына Ивана Грозного. Все сочинения царевича посвящены почитанию севернорусского подвижника XVI века Антония Сийского: Служба и Житие Антония Сийского, Похвальное слово и «Исповедание», в котором царевич описывает историю создания своих произведений. Преподобный Антоний Сийский (в миру Андрей), родившийся в северном местечке Кехта, постриженник Пахомия Кенского, основал в 1520 г. на реке Сие в Двинском крае монастырь в честь Святой Троицы и стал его первым игуменом. Преподобный Антоний Сийский при жизни был прославлен иноческими подвигами и пустынножительством, а после преставления 7 декабря 1556 г. – многочисленными чудесами от раки с мощами святого и от храмовой иконы Святой Троицы, по монастырскому преданию, написанной самим Антонием. В 1579 г., спустя 23 года после преставления Антония Сийского, игумен Антониево-Сийского монастыря Питирим и ученики святого архиепископ Новгородский Александр и инок Филофей пришли в Москву и обратились к Ивану IV с просьбой о канонизации святого. «Ходоки» принесли с собой и Житие Антония Сийского, составленное годом раньше священноиноком Антониево-Сийского монастыря Ионой. Архиепископ Александр обратился за помощью к царевичу Иоанну Иоанновичу, и тот, любовию «распалаем ко святому», написал службу Антонию Сийскому, которая и была представлена вместе с Житием в редакции Ионы на церковный собор 1579 г. Через полгода царевич Иоанн Иоаннович составил новую редакцию Жития Антония Сийского, а затем Похвальное слово Антонию Сийскому и русским святым (Рыжова Е. А. Антониево-Сийский монастырь. Житие Антония Сийского: Книжные центры Русского Севера. Сыктывкар, 2000. О службе преп. Антонию Сийскому в редакции царевича Иоанна Иоанновича см.: Рамазанова Н. В. Московское царство в церковно-певческом искусстве. СПб., 2004. С. 206–221. Житие святого в переработке царевича приведено в издании: Житие Антония Сийского: Текст и словоуказатель/Под ред. А. С. Герда. СПб., 2003).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит.: Макарий (Миролюбов), еп. Исторические сведения об Антониевом Сийском мон-ре//ЧОИДР. 1878. Кн. 3. С. 3-122; Кононов А. Преподобный Антоний, Сийский чудотворец и церковно-историческое значение основанной им обители. СПб., 1895; Е. Н. Старые синодики Антониево-Сийского мон-ря Архангельской губернии Холмогорского уезда//Арханг. ЕВ. 1896. 1. С. 9-17; 2. С. 29-37; 3. С. 66-74; Никодим [ Кононов] , иером. Преподобный Антоний Сийский чудотворец: Ист. сведения о церк. его почитании с прил. древнего рукоп. жития. СПб., 1901; Иванов П. И. Опись Сийского мон-ря 1598 года и летописные заметки//Древности: Тр. Археогр. комис. МАО. М., 1902. Т. 2. Вып. 1. С. 373-384; Перовский В. Антониево-Сийский мон-рь//Краткое описание мон-рей Архангельской епархии. Архангельск, 1902. С. 75-204; Сибирцев И. М. Памятники древности в Сийском мон-ре (к 300-летию соборного храма)//Арханг. ЕВ. 1907. 18; Православные русские обители. СПб., 1910. С. 59-65; Образцов Г. Н. Оброчные и порядные записи Антониеву Сийскому мон-рю XVI-XVII вв.//ИА. 1953. Вып. 8. С. 180-197; Кукушкина М. В. Описи книг XVI-XVII вв. б-ки Антониево-Сийского мон-ря//БАН СССР. Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописной и редкой книги. М.; Л., 1966. С. 122-142; Амосов А. А. Копийная книга Антониево-Сийского мон-ря//АЕ за 1971 г. М., 1972. С. 276-283; он же. Сотные грамоты Антониево-Сийскому мон-рю 1578 и 1593 гг.//Материалы по истории Европейского Севера СССР: Северный археогр. сб. Вологда, 1972. Вып. 2. С. 207-236; Зыбковец В. Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России (1917-1921 гг.). М., 1975. С. 104; Белова Л. Б., Кукушкина М. В. К истории изучения и реконструкции рукописного собрания Антониево-Сийской б-ки//БАН СССР. Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописей и редкой книги. Л., 1978. С. 154-187; Дорошенко А. П., Лохтева Г. Н. Подворная опись крестьянских хозяйств Антониево-Сийского мон-ря 1745 года как ист. источник//Северный археогр. сб. Вологда, 1978. Вып. 4. С. 50-79; Белкин В. А., Овсянников О. В. Антониев-Сийский мон-рь//Памятники Архангельского Севера. Архангельск, 1991. С. 85-93; Толкачев В. Ф. Жаждущий пусть приходит//Волна. 1993. 6 нояб.; Егорова Л. В. Сийская обитель//Пинежские зарисовки. Архангельск, 1995. С. 407-439; Залесский А. М. Малые Соловки//Держава. 1997. 2(9). С. 72-74; Трифон (Плотников), игум. Братство по духу//Вера (Эскöм). Сыктывкар, 1998. Вып. 1. 301. С. 10-11; Два крыла//Там же. Вып. 3. 303. С. 11-13; Сизов М. С сийских подлинников//Там же. 1998.Вып. 20. 322. С. 8.

http://pravenc.ru/text/115850.html

Монастырь. Троицкий Антониев Сийский мужской монастырь. Собор Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Троицкий собор стал одним из первых каменных храмов Двинской земли. Строительные работы продолжались в течение 1589-1606 гг., так как весь материал был привозной: вывозили «на монастырских лошадях и монастырскими людьми», навыков у местных мастеров и рабочих не было, приходилось учиться известь и уголь жечь, изготавливать кирпичи «в государеву меру». Тем не менее, собор получился очень величественным – четырехстолпная постройка с трехапсидным алтарем и папертью вдоль западного фасада, украшенный пятью главами, которые первоначально были шлемовидными. Наружные стены храма были белого цвета и очень строгими, почти без резьбы. Толщина их достигала двух метров. Крыльцо состояло из нескольких каменных ступеней. Почти квадратный основной объем храма (23,5х20,8 м) производил впечатление не только своими размерами, но и великолепной акустикой, которая обеспечивалась многочисленными голосниками, вмурованными по периметру храма в верхней части стен. Столбы соединялись между собой и со стенами арками, поддерживающими барабаны куполов. Окна верхнего яруса хорошо освещали внутреннее пространство. Справа от алтаря был устроен придел в честь преподобного Антония Сийского, где под спудом до сих пор хранятся его мощи. В 1998 г. произведен ремонт западного и южного фасадов притвора, западный фасад Усыпальницы. В Усыпальнице восстановлен вход с улицы из-под арки и заложен более поздний вход на западном фасаде. Первые две Литургии в древнем Троицком соборе монастыря совершены настоятелем архимандритом Трифоном в сослужении монастырской братии 8 и 11 сентября 2003 г. По материалам Антониев-Сийского монастыря Троицкий собор стал одним из первых каменных храмов Двинской земли. Строительные работы продолжались в течение 1589-1606 годов, так как весь материал был привозной: вывозили «на монастырских лошадях и монастырскими людьми», навыков у местных мастеров и рабочих не было, приходилось учиться известь и уголь жечь, изготавливать кирпичи «в государеву меру».

http://sobory.ru/article/?object=08675

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010