Вторая редакция («Повесть, собраная вкратце, о обретении мощей преподобнаго Евфимия Архаггелоградскаго, новаго чюдотворца, и о чюдесех его»), сохранившаяся в 4 старообрядческих списках XVIII-XIX вв. (ГИМ. Муз. 1510, 20-40-е гг. XVIII в. («Поморский сборник», происходящий из Выголексинского общежительства ); ГИМ. Увар. 911, XVIII в.; Там же. Барс. 966, нач. XIX в., и БАН. Друж. 295, сер. XIX в.; 1-я рукопись является протографом 3 других), представляет лит. переработку Сказания. «Повесть...» состоит из 2 частей: рассказа об обретении и о перенесении гроба святого и 15 рассказов о посмертных чудесах Е. (чудеса датируются не позднее 1649-1650). Автор редакции провел последовательную стилистическую переработку первоначального текста в сторону большей литературности, при изложении чудес придерживается хронологического порядка, даты он опускает (имеется лишь указание в начале текста на год обретения мощей Е.). Автором «Повести...» считают игум. Антониева Сийского во имя Святой Троицы мужского монастыря прп. Феодосия Сийского (1644-1652, 1663-1687), которому в 1650 г. Новгородский митр. Никон (впосл. патриарх Московский и всея Руси) повелел освидетельствовать мощи новоявленного святого и провести расследование о чудесах. По-видимому, ответом на это повеление и стало создание «Повести...», в к-рой святой был отождествлен с игум. Михаило-Архангельского мон-ря Евфимием (основания для отождествления неизвестны). Обретение мощей и почитание Мощи Е. были обнаружены 7 июля 1647 г. холмогорским кузнецом Е. Трофимовым, копавшим яму для установки кузнечного горна на дворе кн. Ю. П. Буйносова-Ростовского, архангельского воеводы с июня 1646 по 1648 г. ( Барсуков А. П. Списки городовых воевод и др. лиц воеводского управления Московского гос-ва XVII ст. СПб., 1902. С. 65, 557; ПСРЛ. 1977. Т. 33. С. 174). Двор воеводы находился неподалеку от ц. Происхождения честных древ Креста Господня, возведенной на месте, где до пожара в Архангельске 15 июля 1636 г. располагался Михаило-Архангельский мон-рь, после пожара возобновленный уже в отдалении от города. Церковь Происхождения честных древ Креста Господня имела придел арх. Михаила и принадлежала Михаило-Архангельскому мон-рю. Первое чудо от мощей произошло сразу после их обнаружения: прервав работу и выказав непочтительное отношение к останкам, Трофимов вдруг заболел «трясовицей» и получил исцеление лишь после панихиды, отслуженной по повелению воеводы над обретенным гробом. 9 июля 1647 г. гроб с мощами неизвестного чудотворца перенесли и похоронили у ц. Происхождения честных древ Креста Господня. При перенесении мощей видели, что деревянный гроб почти не тронут временем, а вода в вырытой могиле возле церкви вдруг чудесным образом исчезла. Над захоронением поставили деревянную гробницу, у которой в скором времени стали совершаться чудотворения (хотя местные жители не сразу уверовали в новоявленного святого).

http://pravenc.ru/text/187655.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Поморье издан уникальный альбом о северном Православии 20.07.2007 Недавно в Финляндии был отпечатан уникальный альбом настоятеля Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря архимандрита Трифона (Плотникова) , посвященный Православию северных земель и Антониево-Сийской обители. Во вступительном слове владыки отмечается, что Сийский монастырь “являет собой средоточие духовной жизни, преображающей мир, жизни монашеской, где оба крыла - труд и молитва - должны быть крепки”. Первый раздел (“Врата небесные”) рассказывает об истории обители с момента ее основания и до наших дней. История Сийской обители раскрывается в альбоме через очерки о каждом из архимандритов. Очерки написаны отцом Трифоном в такой манере, что возникает чувство живого разговора, благодатного диалога автора и читателя. В этом разделе собраны и обобщены интересные сведения и факты, например, о том, как преподобный Антоний вместе с братией выстроили храмы во имя Пресвятой Живоначальной Троицы, Благовещения Пресвятой Богородицы и преподобного Сергия Радонежского. Сегодня Троицкий собор, Благовещенский и Сергиевский храмы составляют основу архитектурного ансамбля монастыря. В него входит также храм - колокольня во имя святителей московских Петра, Алексея и Ионы. Благодаря подвижническим трудам прп. Антония монастырь стал важным духовным и административным центром Русского Севера. Ему энергично помогали великие князья московские Василий Иванович и Иван Васильевич (Грозный). Преподобный Антоний , сийский чудотворец, отошел ко Господу 7 декабря 1556 года. Его мощи, погребенные в Троицком соборе, открыты для поклонения. Известны случаи, когда уже в наши дни молящиеся у мощей святого получали по вере своей исцеление и утешение. Основатель обители был канонизирован во время настоятельства “одного из самых деятельных его последователей игумена Питирима”. Православная книга России/Седмица.Ru Редакция текста от: 20.07.2007 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/3416.html

До юбилейных мероприятий оставалось полгода, и мало кто ожидал, что монастырь после 2020 года получит больше внимания, чем до него. Но получилось иначе - в декабре 2019-го Минкульт РФ выделил с разбивкой на три года на реставрацию Троицкого собора 110 млн рублей. О реставрации Благовещенской церкви, надвратной церкви Сергия Радонежского, колокольни, игуменского дома, монастырской ограды и других объектов речь пока не идет... Троицкий собор стоит на месте самой древней монастырской постройки - первой деревянной Троицкой церкви, поставленной ещё руками святого Антония и его братии. Священник Всеволод Перовский: «…По прибытии на место (в 1520 году на нынешнее место обители у Михайловского озера - прим. автора) иноками была заложена церковь во имя Св. Троицы… Забыл однажды пономарь после утреннего пения погасить в храме свечу перед одной иконой, и храм сгорел до основания… Пламя уже высоко пылало, когда пришел к пожарищу преподобный… огорчился и заплакал… «внезапу чудотворный Святые Троицы образ, самошественно никоем-же носим, изыде из пламени невредим среди монастыря ста»… Однако… многие смалодушествовали и думали оставить это место, только увещевания преподобного заставили их остаться. Ревностно приступил теперь преподобный Антоний к постройке нового, более обширного, чем прежний, храма Св. Троицы. Нововыстроенный храм был деревянный, шатровый, холодный. … В 1588 и 1589 г.г. возникла мысль о постройке каменной церкви в обители. Государь Федор Иоаннович… велел «постави в Сийском монастыре церковь каменную Живоначальной Троицы…»… Царь распорядился дать монастырю льготу на пять лет, не велел брать оброка с монастырской вотчины с двинского и соляного промыслов… всего 511 рублей… Первые четыре года употреблены были на доставку и подвозку материалов, «запас на церковь пасли: сваи, и камень дичень, и опоку, и известь, и песок, и железо, и кирпичу делали больше четырех сот тысяч…» 24 мая 1607 года на праздник Пятидесятницы новоустроенная церковь была освящена игуменом Сийским Ионой. Стоимость ее постройки простиралась до 3000 рублей, из коих 1300 руб. было царского вспомоществования невзиманием оброка за 17 лет… Церковь эта была устроена «о пяти верхах» и имела два придела: один во имя св. мученика Феодора Стратилата, а другой - во имя св. Антония Чудотворца Сийского.

http://sobory.ru/article/?object=08675

20 нояб. того же года в С.-Петербурге И. был избран почетным членом Вольного об-ва любителей словесности, наук и художеств. При И. по проекту архит. Ф. М. Шилина в архангельском во имя архангела Михаила монастыре над св. воротами была сооружена новая колокольня (1820), а в Архангельском тюремном замке освящена во имя арх. Михаила 1-я тюремная церковь (1821). В июле 1820 г. И. вместе с купцом А. Ф. Долгошеиным инициировал ремонт архангельского Успенского храма на Бору: старый иконостас заменили ампирным 4-ярусным, увенчанным 8-конечным крестом. Решением И. весной 1820 г. настоятелем Антониева Сийского во имя Святой Троицы монастыря был назначен архим. Вениамин (Смирнов) , впосл. ставший просветителем ненцев (самоедов). В обители проводились строительные работы: отремонтирован соборный храм, построена гостиница, поправлены каменные шатры на Благовещенской ц. и колокольне и др. 3 февр. 1821 г. И. возвел в сан игумена Игнатия (Семёнова) ; впосл. епископ Воронежский) и назначил его настоятелем Корельского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря . 3 июля 1821 г. И. возглавил Смоленскую кафедру. Продолжал восстанавливать храмы и мон-ри, пострадавшие при нашествии франц. войск 1812 г. На пожертвования императора и горожан был произведен ремонт смоленских кафедрального Успенского собора (заменена крыша, обновлен иконостас, осуществлена настенная роспись), древней ц. во имя арх. Михаила (Свирской), церквей в честь Благовещения Пресв. Богородицы (заменена крыша, поставлены 3 печи, вызолочены крест и шатер) и в честь Смоленской иконы Божией Матери (в 1822 придел во имя св. Иоанна Воина «обновлен стенным писанием»). Восстанавливались и мон-ри, в т. ч. смоленский в честь Вознесения Господня (построена надвратная 2-этажная Ахтырская ц., отремонтирован и благоукрашен Вознесенский собор), вяземский во имя святого Иоанна Предтечи (восстановлен и в 1830 освящен Вознесенский храм, ремонтировались др. постройки), Колоцкий в честь Успения Пресвятой Богородицы и др. По ходатайству И.

http://pravenc.ru/text/578499.html

Булкин В., Овсянников О. Антониев-Сийский монастырь//Памятники архангельского Севера. – Архангельск, 1991. С. 85–93. В январе 1543 г. великий князь Иван III послал на Двину грамоту о пожаловании Сийскому монасты­рю ( " били ми челом з Двины от Живоначальные Троицы, с Сии с Михайлова озера игумен Онтонеи з братею, а сказывает, что тот монастыр поставил на пустыне тому османатцат лет " ) всяких угодий к Емце, Сии и Ваймуге по три версты в длину, а к Каргополю на пять верст. Так получил первое зе­мельное пожалование монастырь, основанный вы­ходцем из крестьянской семьи Антонием ( " от веси, глаголемыя Кехты, от пределов Двинския области, иже близ Студенаго моря акиана " ), монастырь, ко­торый быстро стал превращаться в крупнейшего феодала Подвинья. Экономическая мощь монастыря способствовала превращению новой обители в культурный центр, расцвет которого приходится на XVI-XVII вв. Именно в этот период составляется великолепное собрание рукописных книг, возводится обширный комплекс каменных постро­ек, для которых писали иконы столичные и мест­ные мастера-живописцы, предметами высокого ху­дожественного достоинства пополнялась ризница. Первые каменные постройки в Подвинье были возведены именно здесь; в Сийском монастыре де­лала " первые шаги " и строительная культура По­двинья. На формирование художественных вкусов и традиций Северного Поморья оказали влияние ра­боты живописных артелей, которые приглашал мо­настырь, монастырские ремесленники. Первая де­ревянная церковь во имя Троицы была построена сразу же после основания монастыря. Затем воз­водится Благовещенская церковь с трапезною, мо­настырская ограда и надвратный храм во имя Сергия Радонежского, которые в начале 40-х годов XVI в. сгорели , но сразу же были отстроены. В Сотной 1593 г. с писцовых книг князя В. А. Звени­городского 1586-1587 гг. монастырь описан так: " На Двине в Еметцком стану, в Сие на Михайлове острову на озере монастырь Троицы Живоначалные Онтоньевы пустыни, а на монастыре церков Троица Живоначалная древяна вверх, да церков теплая Благовещенье Пречистые, да церков на воротех Сергей Чюдотворец, на монастыре ж двор ко­нюшенной, двор гостии да за озером двор коровей " . Вполне возможно, что в Сотной 1593 г. или по крайней мере в опубликованном списке Сотной некоторые детали описания монастыря 1586-1587 гг. утрачены. Так, в писцовых книгах сказано: " церковь Троица Живоначальная, древяна, в верх шатром " . Постройки монастыря находились на тех местах, где впоследствии были возведены ка­менные здания, т. е. планировка ансамбля в общих чертах сложилась уже в XVI в.

http://sobory.ru/article/?object=08656

Монастырь. Троицкий Антониев Сийский мужской монастырь. Церковь Трех Святителей. Карта и ближайшие объекты Храм «иже под колоколы» во имя Трех Святителей Московских в Свято-Троицком Антониево-Сийском монастыре Первые строения Антониево-Сийского монастыря возведены в 1520-е годы трудами преподобного Антония и иноков обители. Небольшая в этот период обитель находилась на берегу Михайлова озера, недалеко от реки Сии, впадавшей в Северную Двину. Среди построек источники называют Троицкую соборную церковь, трапезный Благовещенский храм и надвратную церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Эти строения просуществовали недолго и около 1542 года были уничтожены пожаром. Довольно быстро их отстраивают вновь, но и новые храмы вскоре сгорели. Во втором комплексе уже существовала небольшая деревянная звонница «колокольня на столбах», т.е., видимо, аналогичная звонницам в Усть-Паденге, Кижме и т.п. «о пяти столбах» или «о четырех столбах», увенчанная небольшим шатром с главкой. Об этой звоннице говорится в Описи Двинских земель Василия Звенигородского 1587-1589 годов: «...а на монастыре церков Троица живоначалная древяна, вверх шатром. Да церков теплая Благовещение пречистые, да церков на воротех, Сергей чюдотворец, колокольня на столбах..» Маловероятно, что «колокольней на столбах» в Описи названа простая перекладина. До середины XVI века на ней находились шесть колоколов, что следует из Описи 1556 года, составленной самим преподобным Антонием при участии монастырского казначея и старцев: «да два колокола больших, да два колокола поменьше тех, да два колокола малых, да клепало железное. Да часы стоят у Троицы на дву папертех напереди. А список отписной писал Варсанофий казначей: лета 7064 месяца августа в 1 день» 3]. Все эти колокола имели небольшой вес, так как чуть позже наиболее тяжелым – благовестным колоколом этого подбора стал колокол весом в 170 пудов, пожалованный государем Феодором Иоанновичем в 1584 году: «Дал царь и великий князь Федор Иванович по отце своем денег 150 рублей 30 копеек, да колокол благовестник 170 пуд за 500 рублев» Самым же маленьким колоколом подбора можно считать тот, что был пожертвован в 1581 году: «в 7089 году Иван Михайлов сын Горончанинов, Новгородец, дал колокол немецкий шпанского дела, весом полчеверти пуда ( А.О. - около пяти фунтов – 2,3 кг )» Кроме упоминания о колоколах, очень интересно и описание часов. По всей вероятности, это одно из самых ранних свидетельств о наличии сложного часового механизма (с двумя циферблатами) в русских монастырях.

http://sobory.ru/article/?object=08674

Ошевенск)). По штатам 1764 г. монастырь был отнесен к третьему классу. В 1919 г. обитель закрыли. К 2000 г. здания монастыря почти полностью разрушены, сохранились остатки стены с четырьмя башнями и настоятельский корпус. Александр Свирский (в миру Амос; 30 августа 1533) – преподобный (память 30 августа и 17 апреля – обретение мощей), в 1506 г. основал в восьми километрах от реки Свири Александро-Свирский монастырь (ныне Лодейнопольский район Ленинградской области). В 1918 г. монастырь был закрыт, а братия расстреляна. В 1997 г. обитель возобновлена, мощи преподобного находятся в церкви Святого пророка Захарии. Антоний Сийский (в миру Андрей; 7 декабря 1556) – преподобный (память 7 декабря), основатель Антониево–Сийского монастыря во имя Святой Троицы (находится в девяти километрах от современной деревни Сии Холмогорского района Архангельской области). По штатам 1764 г. монастырь отнесен ко второму классу, в 1923 г. он был закрыт, возрожден в 1992 г. Арсений Комельский (24 августа 1550) – преподобный (память 24 августа), основатель Арсениево-Комельского в честь Положения риз Пресвятой Богородицы во Влахерне монастыря (Грязовецкий район Вологодской области). В 1764 г. монастырь причислен к третьему классу, после 1918 г. закрыт. Главный Ризоположенский храм обители, где под спудом находились мощи прп. Арсения, разобран в начале 60–х гг. XX в., на его фундаменте построено здание клуба. В настоятельском и братском корпусе сейчас размещается школа. Другие монастырские постройки не сохранились. Герасим Волдинский (в миру Григорий; 1 мая 1554) – преподобный (память 1 мая), основатель четырех монастырей. Около 1530 г. основал Герасимо–Болдинский в честь Святой Троицы монастырь, в котором и был погребен в церкви во имя преподобного Сергия Радонежского. В 1922 г. монастырское имущество было конфисковано, а мощи святого вскрыты. В 1991 г. обитель передана Русской Православной Церкви. На месте пещеры, в которой жил преподобный Герасим, в XIX в. был поставлен храм, сохранившийся до наших дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Богородицы монастырь, устав которого соединял предписания общежительного устава прп. Иосифа Волоцкого и скитского устава («Предания») прп. Нила Сорского , и уединиться в пустыни на Сурском оз. Василий III Иоаннович посетил Корнилиев Комельский монастырь во время поездки в Кириллову Белозерскую обитель (1528–1529) для молитвы о чадородии (он останавливался также в монастырях Переяславля-Залесского, Ростова, Ярославля). Великий князь хотел, чтобы прп. Корнилий вернулся на игуменство в обитель, но первоначально согласился с просьбой преподобного остаться в пустыни и просил молиться о рождении наследника. Однако позже в Москве, куда прп. Корнилий прибыл с просьбой получить разрешение на создание церкви в Сурской пуст., Василий III Иоаннович разрешения не дал и повелел преподобному повернуться на игуменство в Комельский монастырь, которому были даны щедрые пожалования. Василий III Иоаннович покровительствовал также Антониеву Сийскому во имя Св. Троицы муж. монастырю (основан в 1520). Прп. Антоний Сийский направил своих учеников Исаию и Александра с ходатайством о помощи монастырю к великому князю, который в 1525 г. выдал жалованную грамоту «на потребу и на строение монастырю», земельные угодья, церковную утварь, прося при этом преподобного и братию молиться о чадородии великой княгини. Ок. 1526 г. на средства великого князя был построен каменный Троицкий собор в Александровом Свирском во имя Св. Троицы монастыре. Как и к Иоанну III, к Василию III Иоанновичу обращались с просьбой о помощи представители порабощенных Турцией православных народов. Продолжались оживленные сношения со Св. горой Афон, особенно в 1-й период правления В. И.; после 1525 г. они на какое-то время прервались в связи с осуждением на Соборе в Москве прп. Максима Грека и отказом отпустить его на родину. В 1507 г. с просьбой о милостыне афонским монастырям к великому князю приходили архидиак. Пахомий из Пантелеимонова монастыря и мон. Иаков, в ответ Василию III Иоанновичу направил Пантелеимонову монастырю 5 сороков соболей, 5 тыс.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/no...

25 дек. 1876 г. М. был назначен на Архангельскую и Холмогорскую кафедру. 19 февр. 1877 г. прибыл в Архангельск. Совершал объезды обширной епархии, посетил Соловецкий в честь Преображения Господня, Кий-Островский Крестный Онежский и др. мон-ри, исследовал ризницы обителей. Значительно пополнил рукописное собрание б-ки Архангельской ДС. Составил исторические описания Антониева Сийского во имя Святой Троицы монастыря (1878), Корельского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря (1879), Пертоминского в честь Преображения Господня мужского монастыря (1882) и др. 9 февр. 1878 г. за пожертвование на теплую одежду рус. воинам (2 тыс. р.) М. была объявлена высочайшая благодарность императрицы. 21 июня того же года объявлена благодарность наследника цесаревича за пожертвование на устройство Добровольного флота в России. 23 мая 1879 г. М. был назначен епископом Нижегородским и Арзамасским. 11 мая 1880 г. совершил чин закладки пристройки к нижегородской Александровской жен. богадельне, а 2 июня - освящение престола в придельном храме в честь иконы Божией Матери «Умиление» Троицкого собора Серафимова Дивеевского женского во имя Святой Троицы монастыря . Впосл. неоднократно посещал Дивеевскую обитель, 3 и 4 июня 1884 г. освящал в ней церковные приделы. Совершая объезды по епархии, 26 июня 1880 г. посетил упраздненный Макариев Желтоводский во имя Святой Троицы монастырь и заботился о возобновлении древней обители. 8 июля 1882 г. возглавил торжество, посвященное открытию Желтоводского мон-ря. Макарий (Миролюбов), еп. Нижегородский и Арзамасский. Фотография. 1879–1885 гг. Макарий (Миролюбов), еп. Нижегородский и Арзамасский. Фотография. 1879–1885 гг. М. оказывал содействие Мало-Пицкой Скорбященской жен. общине Нижегородского у., в к-рой 10 марта 1882 г. была освящена ц. во имя вмч. Пантелеимона. В 1879-1882 гг. во время разногласий в Выксунской жен. общине (см. Выксунский в честь Иверской иконы Божией Матери женский монастырь ) и конфликта между начальницей общины Марией Пивоваровой и иеромонахом прп. Варнавой (Меркуловым) М. поддержал первую. По его благословению Пивоварова изгнала из обители более 150 сестер, учениц прп. Варнавы.

http://pravenc.ru/text/2561392.html

преп. Антоний, приплывший из Рима на камены по водам в Вел. Новгород); V, 223, 86 (в 1656 г. власти Иверского м-ря принесли в дар архимандриту Антоньева м-ря: камка черна, дороги двоеличные, 10 золотых), 817, 321 (спорное дело 1673 г. о вотчинах; архим. Макарий), 970, 396 (отписка митроп. Иова 1699 г. патр. Адриану о выборе им архим. Тарасия в архим. Иверск. м-ря); “Древности, Труды Москов. Археол. Общ.», 1873 г., т. III, вып. 3, матер. для археолог. словаря, 7 (преп. Ананий, живописец м-ря, скончав. в 1521 г.); 1874 г., т. IV, вып. 2, исследов., 37 (об изображ. распятия на лжице, находящ. в м-ре и сделанной в 1234 г.). 618. АнтониевСийскийТроицкий, мужской, 2-го класса (с 1764 г.), Архангельской губ., Холмогорского у., в 78 вер. к югу от Холмогор, при впадении р. Сии в озеро Михаилово, на Архангельском почтов. тракте. Основан в 1520 г. преп. Антонием, удалившимся по неизвестным причинам из устроенного им же монастыря Николаевского Шелекского. В соборном храме во имя св. Троицы, построенном в 1608 г., покоятся под спудом мощи преп. Антония, скончавшегося в 1557 г., 7 декабря, в кяковой день чтится его память. В иконостасе находится чудотв. икона св. Троицы, писанная самим преподобным, кисти которого принадлежит другая икона Пресв. Богородицы. Здесь в 1601 г. был заточен и невольно пострижен под именем Филарета боярин Феодор Никитич Романов, племянник Иоанна Грозного по первой супруге его Анастасии, бывший потом архиеп. Ростовским, а затем возведенный на Патриарший престол. Еписк. Макарий, “Ист. свед. об Ант. Сийс. м-ре», напечатано в “Чтениях И. Общ. ист.», 1878 г., III, 1–122; “Житие Антония Сийского, преп. отца нашего, Архангелогорского чудотворца», Спб., 1859 г.; “Ист. Росс. Иер.», VI, 114 (с грамот.); Ратшин, 7; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г, I, 67; “Опис. монаст.», 1817 г., 8; Лепехин, “Днев. зап.», III, 319; Проценко. “М-ри в России», 5; Ключевский, “Жит. свят.», 330, 336, 385, 419; Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 44, 527; VIII, 47; “Словарь ист. о свят.», 37; Пушкарев, “Опис.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010