Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСАИЯ И НИКАНОР († между 1617 и 1627?) и († ранее 1615) (святые преставились в окрестностях совр. с. Ручьи Мезенского р-на Архангельской обл.), преподобные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Сийских святых), Ручьёвские. В «Описании о российских святых» «преподобныя отцы Исаиа и Никанор, иже на Ручьях моря-окиана, новыя чюдотворцы» записаны среди святых «града Архангельскаго» (РГБ. МДА/I. 209. Л. 41 об.). Сщмч. Никодим (Кононов) предположил, что И. и Н. были насельниками Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря . Архиеп. Макарий (Миролюбов) , следуя указаниям «древних святцев», считал, что И. и Н. были погребены в Корельском во имя свт. Николая монастыре ( Макарий (Миролюбов). 1878. С. 52; см. также: Кириллов. 1899. 17. С. 465; Сказания о св. подвижниках. 2002. С. 177). В синодиках Корельского мон-ря среди «преставльшейся» монастырской братии действительно встречаются иноки с именами Исаия и Никанор (БАН. Арханг. 393. Л. 11 об.- 33; 508. Л. 18-28; Е. Н. Старые синодики Николо-Корельского мон-ря//Архангельские ЕВ. 1895. Ч. неофиц. 1. С. 6-14; 2. С. 60-69; Белова. 2007. С. 385). Сведения об И. и о Н. содержатся в повести «О пришествии преподобнаго Исайи Ручьевского», известной в единственном списке - 70-х гг. XVII в. из б-ки Антониева Сийского во имя Св. Троицы мон-ря (БАН. Арханг. 390. Л. 75-76 об.), созданном в 1662-1687 гг., когда настоятелем мон-ря вторично являлся прп. Феодосий (настоятель в 1644-1652, 1663-1687; см.: Строев. Списки иерархов. Стб. 820-821). Л. Б. Белова, обнаружившая рукопись, считает этот список копией с подлинника, отправленного Новгородскому митр. Корнилию в 1677 г. в связи с ходатайством о перенесении мощей И. и Н. в Сийский мон-рь; следов., повесть была написана между 1666 (этим годом датированы чудеса в повести) и 1677 гг. Повесть опубликовал в пересказе прот. А. В. Кириллов ( Кириллов. 1899. 15. С. 465-468) по др. списку (об этом можно судить по разночтениям в тексте и по описанию рукописи, сделанному прот. А. Кирилловым).

http://pravenc.ru/text/674852.html

Скит, келья, пустынь и т. п. отличались малочисленностью, документация о них крайне скудна. Лучше известны крупные монастыри, имевшие вотчины и сохранившие в своих архивах актовый и писцовый материалы. Так, в общежительном Кирилло-Белозер- ском монастыре к началу XVII в. численность братии достигала почти 200 человек; в 1601 г. соборных старцев во главе с игуменом было 11 человек, священников, дьяконов, крылошан – 37, рядовых старцев в самом монастыре, в Москве и в «приписной» Афанасьевой обители – 136, итого 184 человека. Хозяйство обслуживали 300 служебников, детенышей, мастеровых 284 . Наиболее крупным был Трои- це-С ергиев монастырь, где, по свидетельству иностранцев, в первой четверти XVI в. находилось 300 иноков, а к концу века даже 700, не считая слуг 285 . Число монахов в Иосифо-Волоколамской обители колебалось около сотни: в 1578/79 г. – 130, в 1598/99 г. – 97, в 1601 г. – 140, в 1603/04 г. – 110 человек 286 . Примерно такое же количество иноков было в Болдино-Дорогобужском (до 140), Корнильево-Ко- мельском (до 90), в Пафнутьево-Боровском (в конце XV в.) до 95 человек 287 . В своем послании в Кирилло-Белозерский монастырь Иван Грозный упоминает, что в Савво-Сторожевском монастыре было (в 50–60-е годы XVI в.) до 80 старцев 288 . По сотной грамоте 1593 г. в Антониево-Сийской обители было 73 старца, игумен, 4 попа и 2 дьякона – всего 80 человек. На монастырском дворе к этому времени было воздвигнуто 3 церкви: деревянная в честь Троицы, теплая Благовещенская и надвратная во имя Сергия Радонежского. Тут же размещались 22 кельи, гостиный двор, конюшенный двор, а за оградой над озером – коровий двор 289 . В кремлевском Чудовом монастыре к зиме 1586 г. насчитывалось более сотни старцев, 14 священников, 7 дьяконов. Среди старцев, помимо обязательных для общежительных обителей игумена, казначея, келаря, существовала следующая специализация: поваренный большой старец, хлебник, подчашник, дворецкий, оловянник (вероятно, ведавший оловянной утварью), житник, подкеларник, будильник, огородник, трубник, конюшенный старец, больничные старцы и т. д. Количество монахов не было стабильным: только с ноября 1585 г. по июль 1586 г. обитель полу- чила ряд денежных вкладов с условием «за тот вклад постричи и в келье устроити». В результате этого 6 человек приняли иноческий чин 290 . Традиция, согласно которой желающий вступить в монастырь должен был сделать денежно-вещевой вклад на благоустройство обители, получила широкое распространение в XVI в., о чем свидетельствуют многочисленные приходные книги общежительных монастырей. Исключением из правил могли быть мелкие обители, а также особные монастыри. Сама идея вступительного вклада вызвала порицание на Стоглавом соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. 6 февраля 2008, 09:50 Глава администрации Калининского района Санкт-Петербурга Михаил Сафонов препятствует строительству храмового комплекса подворья Антониево-Сийского монастыря Архангельской и Холмогорской епархии в квартале 41 севернее Муринского ручья. Об этом говорится в письме жителей района, направленном президенту РФ и губернатору Санкт-Петербурга. 4 февраля 2008, 18:17 1 февраля в Староладожском историко-архитектурном и археологическом музее-заповеднике открылась выставка под названием «Ладога. Православное наследие». 4 февраля 2008, 18:07 2 февраля на территории пожарной части в городе Павловске Пушкинского района Санкт-Петербурга была освящена недавно построенная часовня во имя Святой Живоначальной Троицы. Чин освящения совершил благочинный Царскосельского округа Санкт-Петербургской епархии протоиерей Геннадий Зверев. 4 февраля 2008, 17:41 5 февраля в поселке Шушары под Петербургом состоится торжественная церемония закладки храма Воскресения Христова. По словам организаторов церемонии, «в храме будут собираться люди двух регионов нашей страны, расположенных друг от друга на расстоянии 6000 км., прославлять Бога и молиться за единство России». 4 февраля 2008, 16:28 17 января дореволюционное здание церковного дома в Рыбацком было официально возвращено Покровской православной общине, с 24 января прихожане начали наводить в нем порядок. Однако 2 февраля противники возвращения здания Церкви организовали митинг в Петербурге.

http://old.aquaviva.ru/news/?offset=28&t...

Неизвестный составитель Пространной редакции (ПР) дополнил первоначальную записку Боголепа сведениями, отражающими общие представления о древнерусском подвижнике, а также рассказами «самовидцев» отшельнической жизни Н. ( Ключевский. Древнерусские жития. С. 335). Существует иная т. зр. относительно авторства Краткой и Пространной редакций Жития. Так, иером. Никодим (Кононов) полагал, что старцем Боголепом было составлено пространное Житие, а краткая записка о святом и «Сказание о списавшем житие» (см. ниже) принадлежали перу Иоанна Дятлева (в постриге иером. Иаков), любимого ученика старца. Большую помощь автору в создании ПР (БАН. Арханг. Древлехран. 405, нач. XVIII в.; РНБ. ОСРК. Q.I.1390, нач. XVIII в.; РНБ. Солов. 182/182, 1741 г.) оказал устный материал - рассказы очевидцев, о чем свидетельствует он сам: «...елико от сказателей слышах, иже ми поведаша достовернии мужи и самовидцы житию преподобнаго». Самый ранний вариант ПР не сохранился, но его фрагменты обнаруживаются в более поздних редакциях, дошедших до нас в 3 списках 1-й пол. XVIII в. Так, совершенно четко определяется концовка Жития, где автор сообщает о завершении своего труда: «Аз же, грешный, сия слышав от человека оного (Иоанна Дятлева.- Е. П.) и от иных достоверных свидетелей о житии преподобнаго отца нашего Никодима, елико в начале пострада от бесов, егда прииде в пустыню. Се и написах памяти ради, да незабвены будут труды преподобнаго и многое его терпение, яже Господа ради пострада» (БАН Арханг. Древлехран. 405. Л. 84 об.- 85). Список 1716-1721 гг. из б-ки Антониева Сийского во имя Святой Троицы мужского монастыря (Там же), переписанный рукой кожеозерского игум. Матфея (Спицына), представляет 1-ю ПР. Список Жития 1741 г. из б-ки Соловецкого монастыря (РНБ. Солов. 182/182), согласно записи, создан в Кожеозерском монастыре,- представляет 2-ю ПР. Список Устюжский, составленный в 30-х гг. XVIII в. (РНБ. ОСРК. Q.I. 1390), является промежуточной редакцией. Весьма важным в структуре 2-й ПР и промежуточной редакции является «Сказание о списавшем житие», помещенное перед рассказами Иоанна Дятлева и описанием посмертных чудес.

http://pravenc.ru/text/2565556.html

1999. 1. С. 39-58; Она же. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Московского Кремля: Иконогр. программа XVI в. М., 2004. С. 133-149, 156, 207-209, 223-224). Исследователи также отмечают связь «К. с.» с памятниками рус. средневек. гимнографии (в частности, со Стихирарем ) ( Рамазанова Н. В. Московское царство в церковно-певческом искусстве XVI-XVII вв. СПб., 2004. С. 115-120). В «К. с.» впервые фиксируются рассказы и о святых некняжеского происхождения: о св. кнг. Феодоре (гл. 11 11-й степени), жене нижегородского князя Андрея Константиновича , и о блж. Галактионе Белозерском (гл. 1 17-й степени). Стремясь облегчить читателю знакомство с жизнеописаниями рус. святых в «К. с.», составитель ее Пространной редакции (рубеж XVI и XVII вв.) перед основным текстом поместил справочную статью «Новые чудотворцы», содержащую перечень рассказов о рус. святых с указанием соответствующих разделов книги. На этом основании Д. С. Лихачёв определил «К. с.» как «путеводитель» по России XVI в., «святой и державной», путеводитель, «который сам является достопримечательностью и святыней», своего рода иконой «всех святых» Русского государства ( Лихачёв Д. С. Поэтика древнерус. лит-ры. Л., 19712. С. 316-317). Представленный в «К. с.» материал активно использовался в агиографии XVII в., в частности, при составлении Четьих Миней иером. Германа (Тулупова) и Иоанна Милютина . Распространение «К. с.» относится к числу наиболее читавшихся памятников древнерус. книжности. О ее популярности свидетельствует богатая рукописная традиция: в настоящее время известно не менее 145 списков посл. четв. XVI-XVIII в. Списки «К. с.» находились в б-ках владимирского Успенского собора, Новоиерусалимского в честь Воскресения Христова , Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы , ,Антониева Сийского во имя Святой Троицы и Димитриева Прилуцкого в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения честных древ Креста Господня мон-рей. Владельцами списков «К. с.» и ее читателями являлись патриархи Никон и Адриан , Новгородский митр.

http://pravenc.ru/text/1841562.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИСКОВАТЫЙ И. М. Висковатый составляет по указу Иоанна Грозного завещание царя. Рисунок из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (ОР ГИМ. Син. N 149. Л. 666) И. М. Висковатый составляет по указу Иоанна Грозного завещание царя. Рисунок из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (ОР ГИМ. Син. N 149. Л. 666) Иван Михайлович (нач. 20-х гг. XVI в.- 25.07.1570, Москва), гос. деятель, автор рассуждений о принципах древнерус. иконописи. Впервые упоминается в документах в 1542 г. как подьячий посольской службы. По мнению польск. историка И. Грали, В. был представителем дворянства. Эта т. зр. подтверждается фактом включения В. и его брата Третьяка в избранную «тысячу» лучших слуг государева двора в 1550 г. и их упоминанием в дворовом списке детей боярских царя Иоанна IV Васильевича Грозного нач. 50-х гг. XVI в., а также наличием у В. родовых вотчин в Боровском и Переяславском уездах ( Алексеев. С. 157). К 1549 г. В. стал дьяком Посольской избы. В янв. того года он участвовал в переговорах с ногайскими послами, 6-7 апр. принимал грамоты у тур. посла Мустафы-Челебея, в 1550 г. сопровождал царя Иоанна IV во время его похода на Казань. В 1550 г. В. участвовал в приеме посольств от К-польского Патриарха Дионисия II , 3-11 июня вместе с др. должностными лицами принимал старцев Даниила и Гавриила, присланных Иерусалимским Патриархом Германом II , 28 авг.- игум. Паисия и 3 старцев из афонского Хиландарского мон-ря, а также от властей Пантелеимонова мон-ря. В нач. 1552 г. В. известил «в избе на Казенном дворе» астраханского хана Дербыш-Али о пожаловании ему Звенигорода в соответствии с царским приговором. После Стоглавого Собора 1551 г. было принято решение о проведении ревизии документов, на основании к-рых Церковь пользовалась гос. льготами. В. проверял архивы находившихся в Новгородской епархии Антониева Сийского во имя Св. Троицы и Корельского во имя свт. Николая Чудотворца мон-рей . В. поддерживал тесные отношения с Борисоглебским на Устье муж. мон-рем : прижизненный вклад дьяка в эту обитель составил 150 р., его род был записан в монастырский синодик. В 1549 г. как частное лицо В. участвовал в составлении купчей при приобретении Троице-Сергиевым мон-рем земельного владения.

http://pravenc.ru/text/158752.html

При И. продолжалась миссионерская деятельность Русской Церкви. В 1671 г. на Амуре, близ границы с Цинской империей, был основан Спасский мон-рь. 10 янв. 1672 г. И. послал грамоту игум. Антониева Сийского во имя Святой Троицы мужского монастыря Феодосию, благословляя направить священника с причтом из Новгородской епархии на Новую Землю для проповеди ненцам. И. содействовал возвращению на кафедры патриархов Макария Антиохийского и Паисия Александрийского, лишенных престолов К-польским патриархом Парфением IV из-за их поездки в Москву и суда над Никоном. В 1669 г. рус. Первосвятитель писал К-польскому патриарху Мефодию III с просьбой об оказании помощи возвращавшемуся из Москвы патриарху Паисию. И. переписывался с патриархом Макарием после его отъезда из русской столицы. В грамоте 1669 г. И. просил Иерусалимского патриарха Нектария о восстановлении в архиерейском сане активно участвовашего в суде над Никоном Паисия Лигарида . Годы Патриаршества И. были трудными для России. В 1668-1669 гг. казаки Левобережной Украины выступили против российских властей. Имя И. упоминается в Глуховском договоре от 6 марта 1669 г., положившем конец восстанию, среди тех, кто просили царя Алексея Михайловича простить восставших. Сразу после замирения Украины вспыхнуло восстание С. Т. Разина. Патриарх рассылал грамоты, направленные против восставших. 12 апр. 1671 г. состоялся Собор, на к-ром Разин вместе с его сторонниками был отлучен от Церкви. Судя по всему, на Соборе также разбирался вопрос о насельниках Желтоводского мон-ря, с оружием в руках участвовавших в отражении нападения разинцев: грамота И., к-рой священнослужителям Желтоводского мон-ря разрешалось совершать богослужение, а монахи допускались к причастию, также датирована 12 апр. 1671 г. В «Сказке» о Разине царь Алексей Михайлович связывает окончательную победу над восставшими с принятыми И. мерами: Разин был схвачен 14 апр., через день после отлучения его от Церкви (ААЭ. Т. 4. С. 234-235; ПСЗ. Т. 1. С. 864). И. молитвенно участвовал во всех значительных событиях в царской семье.

http://pravenc.ru/text/578114.html

Мужская упразднённая, находилась в Костромской Епархии близ безуездного города Плёса на Шаче. Шацкая Успенская Вышенская пустынь См. Вышецкая Успенская. Шацкий Николаевский Чернеев монастырь См. Чернеев Николаевский Шатский. Шелекский Николаевский монастырь Мужской, построен Пр. Антонием Сийским по отбытии его из Кенского монастыря (см. Пролог Декабря 7, житие Пр. Антония Сийского). Шенкурский Троицкий монастырь Заштатный мужской, находился в Архангельской Епархии в уездном городе Шенкурске. В описях церковных значится, что прежняя в оном монастыре церковь Живоначальной Троицы тёплая с трапезой деревянная, с приделом Великомученицы Екатерины, построена по благословению и по грамоте Патриарха Иосифа, а по челобитью чёрного священника (Иеромонаха) Ионы в 7145 (1637) году мирским подаянием. А в 7186 (1678) году по переписной книге упоминается, что уже монахини в этом монастыре обитали, а именно Игуменья Марфа, которая считается первой, да в 30 кельях 33 старицы. Вторая Игуменья была Матрона, третья Горгония, четвёртая Евфимия, пятая Феодосия, шестая Улиания Шабунина, седьмая и последняя Паисия. При этой последней монастырь по состоянию Штатов упразднён и сделан был приходской церковью, а монахини выведены в Холмогорский девичий монастырь. Приходской церковью находился этот монастырь до 1779 года, в котором по представлению Святейшему Синоду от Преосвященного Епископа Вениамина повелено находящуюся близ Щенкурска Макариевскую пустыню упразднить, и на место оной монахов перевести в этот Шенкурский монастырь. ЦЕРКВИ в этом монастыре две деревянные: 1) Троицкая, 2) Екатерининская, вновь особо построенная при Игуменье Евфимии в 1747 году по благословению Варсонофия Архиепископа, а придел Екатерининский, бывший при Троицкой церкви в 1753 году, при Игуменье Феодосии переименован во имя Преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких Чудотворцев. КОЛОКОЛЬНЯ и ОГРАДА тоже деревянные. Все помянутые церкви украшены всяким благолепием, а особливо Троицкая новописанными изрядным художеством Святыми Иконами с венцами, цатами и окладами сребропозолоченными и жемчугом низанным, напрестольными крестами и Евангелиями, служебными сосудами и кадилами серебряными же. А ризница – от бывшей того монастыря Игуменьи Евфимии шитыми серебром, золотом и шёлком, и низанными жемчугом покровами и воздухами богатых материй ризами и прочей утварью тщанием и подаянием разных вкладчиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

— Ваше отношение к Церкви было доброжелательным уже тогда, в 70-е годы? — Доброжелательным да, но не было церковного опыта. Крестили меня сызмальства. Бабушка всегда в нижнее бельё мне крестики зашивала. Носить открыто запрещалось, а путешествовал я много ещё мальчиком в связи с занятиями спортом. И вот в 1991-м году батюшка Василий пригласил меня в храм Всех Святых в Архангельске. Там была моя первая Пасха , первая общая трапеза, там я звонил свой первый пасхальный звон. Колокольня Антониево-Сийского монастыря — Выходит, что по-настоящему именно колокольный звон привёл Вас в Церковь? — Господь звал через всё возможное к Себе – через творчество, через искусство, через звон. Но я видел многих людей, которых в храм привел именно звон. Звон – икона внутреннего мира звонаря — Ваш звон не похож на звон других мастеров. Как создавался такой звон? — Основа русского православного звона – это характер, то есть духовная составляющая, и это ритм. В православном русском звоне никогда не было чётко выраженной мелодии, как, например, в музыкальном произведении. Но русские колокола, их подбор, их звукоряд в умелых руках звонаря передавали всю гармонию внутреннего состояния звонаря. — Наверное, это и дар Божий. — Конечно! Но при этом существует устав колокольного звона, который необходимо соблюдать каждому звонарю. Возьмем «Благовест». Это «благая весть» о начале богослужения. Его звонят за 15 минут, а в монастырях за 30 минут до службы. Начинают с трех ударов во имя Святой Троицы в большой колокол. Если звон будничный, он всегда спокойный, размеренный, если праздничный – торжественный. Если погребальный перебор или перезвон – скорбный. Встречный звон – радостный, на крестном ходу – степенный. Выразить это – дело звонаря. — А есть минорно и мажорно настроенные колокола? — Понятия минора и мажора в русском колокольном звоне нет. Каждый колокол имеет свой тон, свою ноту, но это не фортепиано. Фортепиано оно и в Африке фортепиано, а колокола все разные, и звонарь вкладывает в звон свои впечатления, чувства, воцерковленность.

http://pravmir.ru/kogda-zvonit-zvonar/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНИАМИН (Кононов Василий Васильевич; 1869, Шенкурский у. Архангельской губ.- 17.04.1928, Архангельская обл.), прмч. (пам. 4 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), архим. Из крестьянской семьи. В 1893 г. поступил трудником в Соловецкий в честь Преображения Господня мон-рь , в 1897 г. был принят в число послушников. В мон-ре выказал благонравность, послушание, склонность к внутреннему самоуглублению и духовной деятельности. Окончил 6 классов Соловецкого братского уч-ща, заведовал монастырской хлебопекарней и расходной лавкой. В 1903 г. настоятель Соловецкого мон-ря архим. Иоанникий (Юсов) постриг Кононова в монашество с наречением имени в честь прмч. Вениамина Синайского . В 1905 г. В. был рукоположен во иеродиакона, в 1908 г.- во иеромонаха. Нес послушание при мощах преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, преподавал Закон Божий в братском уч-ще. В 1909 г., после кончины духовника обители иером. Дамаскина, братия выбрала В. своим духовником. В 1912 г. В. был назначен настоятелем Антониева Сийского во имя Св. Троицы мон-ря , возведен в сан архимандрита. В 1916 г. награжден орденом св. Анны 3-й степени. Преподобномученики Никифор и Вениамин Соловецкие. Икона. 2000 г. Преподобномученики Никифор и Вениамин Соловецкие. Икона. 2000 г. В 1913 г. часть братии Соловецкого мон-ря выступила против архим. Иоанникия, на к-рого стали поступать клеветнические доносы в Синод. 4 авг. 1917 г. Синод постановил уволить архим. Иоанникия на покой. Собор старшей братии проголосовал за приглашение настоятелем мон-ря В., для к-рого главной целью стало преодоление последствий смуты. Новый настоятель считал, что братия была несправедлива к архим. Иоанникию, и в несчастьях, случившихся в мон-ре (напр., пожар, в к-ром погибли нек-рые постройки), видел наказание за бунт против настоятеля. В. удалось на время восстановить порядок в обители, нек-рые смутьяны покинули мон-рь, остальные внешне смирились.

http://pravenc.ru/text/150271.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010