Уже упоминавшийся Хрисотриклин, до Х в. главный священный зал, находился совсем рядом с китоном – жилыми и спальными покоями царской семьи. Здесь же находилась персональная сокровищница императора. Стены комнат были облицованы порфировыми плитами, зеленым и белым мрамором, мозаиками, изображающими столь любимые охотничьи сценки. Василевса ежедневно будили в китоне в шесть утра тремя ударами в дверь и он, самостоятельно, без каких-либо церемоний одевшись, шел в Золотой зал, чтобы помолиться перед иконой Спасителя, находившейся там в нише. Хрисотриклин представлял собой огромный восьмиугольный зал с таким же количеством боковых сводчатых помещений-камар и в VII в. был увенчан куполом с 16 окнами. Здесь хранились императорские регалии и стояли два больших органа, целиком покрытые золотом и драгоценными камнями. Во время приемов император располагался в глубине зала, в восточной нише – конхе (от греч. «раковина») на возвышении, в окружении трех рядов стоявших полукругом стражников. Свод ниши был украшен мозаикой с изображением Христа и надписью «Царь царей». Отдельным полукругом стояли приближенью императрицы. Все должны были держать очи долу в знак уважения. Находившийся здесь трон-ложе с двойной спинкой и подставкой для ног, чем-то похожий на алтарь, со ступеньками из багряного порфира, можно было видеть, когда остиарии – царские привратники из числа евнухов открывали закрытые завесами серебряные входные двери, ведшие через западную камару Хрисотриклина, так называемый Орологий, где, вероятно, стояли часы. Сидя на этом троне император завтракал, а потом принимал приходивших к нему с делами высоких чиновников и сановных вельмож. Внутреннее пространство Золотого зала и его западный портик – Трипетон были разделены раздвижными или подъемными занавесами-вилами, за которыми дожидались назначенные к царскому приему чиновники или послы. В Хрисотриклине проходили все важнейшие церемонии и официальные встречи, устраивали пиры, званые обеды – клитории. Рядом с ним стараниями Василия I Македонянина (867–886 гг.) было возвдвигнуто одно из самых красивых помещений Дворца – Кенургий, что означало «Новое здание», роскошно украшенное 16 мраморными колоннами с искусной резбой и мозаикой, прославлявшей деяния царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Имея в виду представленный автором тип синагоги, как архитектурного сооружения, её внутреннее устройство и украшение, не нужно забывать ни на минуту то настойчиво утверждаемое им положение, что «в основе синагогального здания лежит скиния или храм“ (стр. 66), «точное воспроизведение которых всегда представляла синагога“ (стр. 77), что «иудеи старались сделать свои синагоги наиболее похожими на храм“ (стр. 86), что «храм иерусалимский – прототип синагоги“ (стр. 113), что наконец «внешние формы синагоги, а равно и её принадлежности взяты прямо из храма иерусалимского“ (стр. 126). Нам нет никакой надобности долго и подробно останавливаться на этой мысли автора, чтобы доказать её полную неосновательность. Достаточно сопоставить «древнеиудейскую синагогу“, как она изображается г. Никитиным, с храмом например Соломона по описанию 3 книги Царств гл. VI, VII и 2 книги Паралипоменон гл. II, III, IV и V, чтобы самым очевидным образом убедиться, что общего между синагогою и храмом, можно сказать, ничего нет. Святое святых имеет форму куба и никакого абсида в нём нет. В святилище, имеющем 40 локтей длины, 20 ширины и 80 высоты, никакого деления на нефы или корабли не существует. Колонн внутри святилища нет, а имеются лишь две бронзовые колонны Иахун (исправление) и Воос (крепость), служащие украшением входа в закрытый портик храма. В потолке окон не было, а устроялись они в стенах храма, только «преклонены, сокровены“. Изображения рыб, павлинов и зайцев в храме Соломона мы не видим, но за то «на всех стенах храма около ваяния написа (т. е. Соломон) подобием херувимов и финики, и изваяния произницающая внутрь уду и вне уду“. Храм был окружён дворами внутренним и внешним, о которых г. Никитин даже не упоминает, когда говорит о своей «древнеиудейской синагоге“. О гинеконах в Соломоновом храме нет и речи. Мы не можем отказать себе в удовольствии привести здесь целиком одно в высшей степени оригинальное место из книги г. Никитина, объясняющее нам убеждение автора и настойчивость его в проведении мысли о сходстве иерусалимского храма с синагогою.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Базилика как архитектурный тип доминировала в христианском храмостроительстве на всем протяжении IV и V веков. В западном христианском зодчестве прямоугольная в плане базилика сохранилась в качестве основой архитектурной формы и в последующие столетия. На Востоке же, начиная с VI века, развивается купольная архитектура и формируется новый тип храма — купольная базилика. Этот тип, являющийся предшественником крестово-купольного храма, доминирует в храмовой архитектуре христианского Востока в период с VI по IX век. Купольная базилика VI и последующих веков представляет собой новый шаг в развитии церковной архитектуры в сравнении с базиликами IV века. Архитектурные формы купольных базилик подчеркивают сакральный характер храмового пространства, отличаются большим разнообразием, сложностью и гармоничностью. Византийский храм, каким он сложился в IV-VIII веках, состоял из трех частей — алтаря, храма и нартекса (притвора). В трехнефных храмах алтарь занимал восточную часть центрального нефа, тогда как в северном нефе ставился жертвенник, а южный мог использоваться в качестве ризницы. Нередко ризница представляла собой отдельное от храма помещение или специальную пристройку. Алтарь отделялся от храма преградой, которая в ранневизантийских храмах представляла собой либо низкий парапет, состоявший из резных плит, либо портик из нескольких колон, на капителях которых покоится широкая прямоугольная балка — архитрав. На архитраве размещались изображения Христа и святых. В отличие от более позднего по происхождению иконостаса, в алтарной преграде отсутствовали иконы, и пространство алтаря оставалось полностью открытым для взоров верующих. Алтарная преграда нередко имела П-образный план: помимо центрального фасада, у нее было еще два боковых фасада. В середине центрального фасада размещался вход в алтарь; он был открытым, без дверей. Посреди храма (особенно это касалось больших по размеру храмов и кафедральных соборов) устанавливался амвон — возвышение для чтеца. Именно на амвоне происходила Литургия оглашенных, включавшая чтение Священного Писания и проповедь.

http://patriarchia.ru/db/text/5419154.ht...

Как бы то ни было, отличие, связанное с формой апсидных покрытий, очевидно, и одно это придает определенное морфологическое своеобразие святогорской послевизантийской церковной архитектонике. Украшения. Присутствие рельефных украшений в церквах послевизантийской эпохи широко распространено как на Святой Горе, так и в остальных материковых областях, в особенности в Пиле. Однако есть серьезные отличия в местоположении украшений, в материале, используемом для резьбы, в тематике и художественных стилях. Что касается местоположения украшений, то надвратная часть стены и портик – обычные места для них везде, однако на Святой Горе совершенно отсутствуют декоративные пояса из плит на покрытиях и украшения на камнях фундамента, которые достаточно часты в других регионах. Материал для резьбы на Святой Горе – почти всегда белый мрамор, который имеет весьма качественный и торжественный характер, в то время как в храмах иных местностей обычно используются более дешевые породы камня разной окраски. В тематике рельефов везде распространены церковные символические темы и сцены, а также растительные мотивы, но на Святой Горе преобладают мотивы константинопольского барокко, и это создает ощущение аристократического величия. Николай Сиомкос (Греция, Фессалоники). Русские иконы обители Ватопед Несмотря на разрушения и экономические трудности, которые часто обрушивались на святогорские монастыри, Ватопедская обитель в своем богатом собрании аналойных икон сохранила большое число икон русских. Их поистине впечатляющее количество – всего около тысячи, датируемых с XV по XX в., делает собрание Ватопеда одним из самых значительных за пределами России. Мы хотим не только впервые представить эти создания искусства, но и обратить внимание на художественное, историческое и тематическое их значение и содержание. Наш обзор будет ограничен теми иконами, которые входят в число охраняемых и включены в программу сохранения икон Десятой инспекции византийских древностей. Хронологически появление первых русских икон в обители связывается с историческим утверждением Ватопедского монастыря. Начиная с XI в. подарки русских государей монастырю становятся все более частыми, одновременно начинаются систематические поездки ватопедских монахов в Россию для сбора средств в поддержку обители. То, что в распоряжении Ватопеда оказалось столь значительное число древнерусских икон, без сомнения, является непосредственным следствием крепнущих связей между монастырем и Россией.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

От того, как выглядит этот центральный район, каждая из его улиц и площадей, составляющих все вместе единое целое, зависит многое. Перед архитекторами встала важная градостроительная задача: сочетать старую и новую застройки, не разрушив единства архитектурного облика центра города, умело вписать в него новые здания. Послевоенные постройки Орла по внешнему своему виду близки архитектуре классицизма XIX века. Дом политического просвещения на Октябрьской улице, здание Учетно-кредитного техникума на бывшей Театральной площади, Библиотека имени Н.К.Крупской рядом с бывшим домом губернатора на улице М.Горького, Дом связи на площади Ленина — эти и некоторые другие сооружения хорошо вписались в окружающую застройку, не исказили облика города. Пожалуй, особенно удачным было решение ансамбля бывшей Театральной площади (теперь площадь имени К.Маркса). Ведь и на самой площади, и в непосредственной близости от неё сохранилось много памятников архитектуры прошлого века. Архитекторы Б.Антипов, В.Овчинников, В.Новиков, Н.Деловиков, сооружая Театр имени Тургенева, который по замыслу должен был стать центром всей композиции, использовали сохранившуюся часть здания городского магистрата, выстроенного здесь в прошлом веке. Классическая ротонда магистрата украшает, как и прежде, одну из центральных городских площадей. Не нарушает ансамбля площади здание Учетного техникума (архитектор И.Иванов), имеющее небольшой классический портик с фронтоном. Из других зданий, стоящих недалеко от площади, наибольший интерес представляет здание госбанка, выстроенное в конце XIX века в псевдорусском стиле. Фигурные наличники, декоративные кокошники, кровли с крутыми скатами — элементы архитектуры XVII века — использованы в оформлении этого здания, весьма характерного для рубежа XIX—XX веков. Подобные сооружения, отдаленно напоминающие порою древние терема, можно встретить во многих городах нашей страны. Достаточно вспомнить Верхние торговые ряды (ГУМ) или Музей В.И.Ленина в Москве.   Здание банка в Орле. Конец XIX в.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Во II в. было построено святилище Пана. Оно представляло собой небольшой открытый двор с востока от Августеума, где находился алтарь. Двор был огорожен 3 стенами, поставленными П-образно, и окружен колоннадой. Такой тип постройки напоминал различные рим. святилища богов водных источников. Двор примыкал к скале, в к-рой сохранилась искусственная пещера прямоугольной формы со сводчатым потолком и с нишей наподобие апсиды. На монетах 222 г. изображалась эта ниша со статуей Пана. У пещеры были найдены вотивные греческие надписи 148 или 149 г. некоего жреца Виктора, который передал в храм статуи богини Эхо и бога Гермеса. На одном из пьедесталов вотивных статуй есть латинская надпись Марка Аврелия Антонина, сына Марка Аврелия Антонина Августа, вероятно относящаяся ко времени правления имп. Коммода (180-192) или Элагабала (218-222). В центре святилища находилось священное дерево, что было характерной чертой культа Пана. На одной из монет К. Ф. III в. изображена женщина, появляющаяся из ствола дерева. У. Томсон, посетивший город в кон. XIX в., писал, что рядом с К. Ф. местные жители почитали старые дубы; по поверьям, они были населены духами «дочерей Иакова» ( Thompson. 1883. P. 596). В 1930 г. культ «Неби Йехуда», связанный с поклонением священному дереву, еще существовал в К. Ф. Храм Зевса находился к востоку от храма Пана. Его задняя стена также опиралась на скалу, а фасад был обращен на юг и возвышался над источником. Храм состоял из входного портика и однонефного зала прямоугольной формы (10,7×16,7 м). Архитектурные детали, найденные здесь, датируются нач. II в. По изображениям на монетах известно, что фасад представлял собой тетрастильный портик сирийского типа. Святилище опиралось на небольшой подиум, к к-рому вели ступени. Тип сооружения во многом близок к сохранившемуся храму II в. в Калъат-Факре (Ливан). В надписи эпохи имп. Траяна (нач. II в.), обнаруженной в храме, упоминается о посвящении его Зевсу Гелиопольскому (Баальбекскому) и Пану Победоносному. Скорее всего храм был построен в 100-летний юбилей К. Ф., ок. 98-99 гг.

http://pravenc.ru/text/1684277.html

Стены разбиты на шесть широких ярусов (1,8 м). Пять верхних ярусов - сюжетные, а шестой орнаментальный. Он состоит из узкого фриза и широкого подзора, украшенного декоративными кругами с изображением райских птиц. Повествование в клеймах развертывается свободно, они не разделены вертикальными разгранками. В трех верхних ярусах подробно иллюстрированы земная жизнь Христа и притчи. Проникнутые драматизмом 4-й и 5-й ярусы иллюстрируют тему «Страстей». Кульминационный момент росписи - «Воскресение» (в виде восстания из гроба) изображен на северной стене. Христос в светлых одеждах написан в беловатом сиянии. Он стоит на гробе с воздетыми руками. Согласно евангельскому мифу это величайшее чудо сопровождалось «трусом великим», который повергнул в ужас охранявшую гроб стражу. Праздничное настроение росписи усилено звучным, светлым колоритом, в котором преобладают различные оттенки охры, зеленоватые и белые тона. Пасхальную торжественность интерьеру храма придают поддерживающие свод парные полуколонны. Они украшены сверху донизу зелеными и красными херувимами и изображениями ангелов в белоснежных одеждах. Откосы входных порталов затканы сплошным «парчовым» узором. В арках порталов деисусы из трех фигур в кругах. На оконных откосах круглые медальоны, переплетенные цветочным узором, с погрудным изображением святителей. Написанный на восточной стене пятиярусный иконостас придает большую цельность храму. Царские врата иконостаса украшает портик с золочеными колоннами, в верхней части которого изображено важнейшее таинство христианства - таинство евхаристии. Солею храма украшают изображения пророков со свитками. В алтарной конхе «О тебе радуется», в жертвеннике «Великий вход», в дьяконнике «Семь таинств», на западной стене алтаря обычная для Ростова композиция «Почи Бог». В апсиде жертвенника дьяконы и архидьяконы, в центральной апсиде патриархи; в апсиде дьяконника преподобные. На северной паперти «Дни творений», «История Авраама и Лота», на южном - сцены из книги «Исход». На западной паперти иллюстрации к «Апокалипсису». На оконных откосах мученики, апостолы и преподобные в рост. В нижней части стен красивая пелена с золотистым узором на зеленом фоне.

http://sobory.ru/article/?object=00589

Примат на папата (лат.) – първенство, главенство. Притвор (нартекс, нартик) – входна част в православния храм, преддверие; една от трите основни части на храма: нартекс, наос (централна част) и олтар. В него обикновено се извършват някои по-малки обществени молитви и тайнства: обручение, девети час, лития, очистителни молитви и др. Тук в древност е имало и баптистерий. В нартика са стояли и оглашените, както и ония, които са се каели за греховете си. В средната част стоят християните-богомолци. В притвора има певници, т.е. места за църковните певци, големи и малки свещници, аналои, тронове (седалища за по-възрастните и по-немощните), полиелеи и др., а в древност е имало и баптистериум. Притворът е закрито помещение или открита галерия – портик, разположен само на запад или от три страни (север, запад и юг). При наличие на закрит и открит притвор вторият се нарича външен притвор (екзонартекс). притвор (нартекс), който понякога има две части: нартекс и екзонартекс (външен нартекс), централна част – наос, и олтар Притча – иносказателен и поучителен жизнен пример, който образно обяснява същността на определен въпрос, без при това да бъде във всичко подобна на предмета, за чието разяснение е използвана. Господ Иисус Христос използвал често притчите в Своите беседи с народа. С тях разяснявал и тайните на Божието Царство (Мат 13:10, 11:34). С притчи Господ се опитвал да подбуди слушащите Го – да разберат висшето, духовното, осмисляйки простото и земното ( Рим 1:20 ). Някои групи протестанти се опитват да омаловажат значението на подобни иносказателни разкази. (Напр. адвентистите вярват, че притчата за богаташа и бедния Лазар в Лук.16:14–31 не може да бъде възприемана като богооткровена и в подробностите си). За разлика от тях християните вярват, че цялото Писание е богооткровено. А щом притчите са съставна част от Него, те – редом с всички останали евангелски слова – са еднакво авторитетни като Божествено откровение, т.е. откриване на най-важни назидателни и спасителни истини.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Ковчег Завета представлял собой деревянный ларец, с крышкой наверху, длиной примерно в 4, а шириной и высотой более 2 футов. На золотой крышке ковчега были два херувима, прочно прикрепленные к ней и охранявшие ковчег, внутри которого находились каменные скрижали закона. Главное назначение крышки ковчега – охранять скрижали и служить подножием ногам Бога. В Египте обычно важные документы подтверждались клятвой (напр., международные договоры), которая хранилась в подножии божества. В «Книге мертвых» приводится формула, написанная на металлическом кирпиче рукой бога; она хранилась в подножии его ног. Такая египетская практика подножия/хранилища и была взята на вооружение израильтянами. Во время египетских праздников в ходе процессии несли изображения богов на ладьях. В живописи они изображены размером с ковчег, который переносился на шестах и был украшен или обрамлен охраняющими его животными. Близкий по размерам ларец с кольцами по бокам (в которые вставлялись шесты) был найден в гробнице Тутанхамона. 28:11. Храмовая архитектура. Археологи обычно классифицируют храмы по расположению комнат, которые ведут во внутренние части храма, и по ориентировке главной комнаты, где являет свое присутствие божество. «Прямая ось» в архитектуре позволяет пройти по прямой от жертвенника до внутреннего помещения, святыни (целлы). «Изогнутая ось» требует поворота на 90° – между жертвенником и местом, где помещен истукан. Дверь, через которую входят в прямоугольную целлу, при прямом доступе может располагаться либо на короткой стене («длинной комнаты»), либо на длинной стене («широкой комнаты»). Храм Соломона относится к типу архитектуры «прямой оси», но в нем нет ни длинного, ни широкого помещения, поскольку святая святых (целла) представляет в плане квадрат, а не прямоугольник. В храме Соломона также находилось помещение между жертвенником и целлой, а также портик, двор и много боковых комнат. В храмовой архитектуре древнего Ближнего Востока много общих элементов. Храм IX в. до н. э. в Tell Tayanat в Сирии обнаруживает наличие характерных элементов: отчетливую структуру портика (размером 38 х 83 фута; в храме Соломона – 30x90) с двумя отдельно стоящими колоннами, длинным вестибюлем и небольшой, расположенной на прямой оси целлой.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

К. был сыном Мнасея, богатого купца, часто бывавшего в Афинах. Оттуда отец привез З. К. «несколько сократических книг» (источники называют, в частности, «Апологию Сократа» Платона ), под воздействием к-рых у юноши пробудился интерес к философии (Ibid. 31). Вскоре после того, как ему исполнилось 20 (по утверждению Диогена Лаэртского - 30) лет, З. К. переселился в Афины. По одним сведениям, здесь он сразу стал заниматься философией (будучи подвигнут к этому, в частности, знакомством с «Воспоминаниями о Сократе» Ксенофонта) и сделался учеником Кратета, представителя философской школы киников ; по др. сведениям, он вначале занимался торговлей и лишь после неудач в ней обратился к философии (Ibid. 2-5). Именно под влиянием Кратета З. К. написал свое первое соч. Πολιτεα (Государство) - политическую утопию, полемически обращенную против учения о гос-ве Платона,- к-рое сделало его имя широко известным среди афинян. После Кратета З. К. учился у разных философов: источники называют имена платоника Полемона, мегариков Стильпона и Филона, известного мегарского логика Диодора Крона и др. Согласно приводимому Евсевием, еп. Кесарии Палестинской, свидетельству Нумения Апамейского, З. К. изучал также изречения Гераклита , при этом «благодаря Стильпону он стал бойцом, благодаря Гераклиту - суровым, а благодаря Кратету - киником» ( Euseb. Praep. evang. XIV 5. 11; SVF. I 11). По утверждению Диогена Лаэртского, после того как в течение 20 лет З. К. слушал различных философов, он начал собственную преподавательскую деятельность, избрав для этого Расписной портик ( Ποικλη Στο) - расписанную афинскими художниками галерею на Агоре. От названия этого места собиравшиеся здесь ученики З. К., первоначально именовавшиеся «зеноники» (Σηννειοι), стали называться «стоики» (Στωκο). Само место было выбрано З. К. по причине его малолюдности: по свидетельствам биографов, он был человеком нелюдимым и сторонился больших народных собраний ( Diog. Laert. VII 1. 5; ср.: SVF. I 2). Диоген Лаэртский со ссылкой на Аполлония Тирского приводил такое описание внешности З.

http://pravenc.ru/text/199735.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010