К рубежу XII и XIII вв. относятся купольные церкви в Кинцвиси и в Тимотесубани, по пропорциям, пространственной композиции и масштабу схожие с вышеназванными, но построенные из кирпича и имеющие простые, без украшений, фасады. В интерьерах этих храмов сохраняются монументальные росписи того же времени. Наряду с купольными в этот период строили церкви зального типа (Саорбиси, 1152; Магалаанти, XII в.; Гударехи, XIII в.), богато украшенные орнаментом. Особое место в зодчестве этой эпохи принадлежит высеченной в скале обители Вардзиа, строительство к-рой связано с именами груз. царя Георгия III и его дочери св. царицы Тамары. Комплекс занимает более 500 м плоскости скалы, состоит из 600 помещений, расположенных в 5, 6, 7, иногда в 13 ярусов. Пещеры составляют жилые ячейки; этажи связывались между собой потайными ходами и люками. В состав ансамбля помимо множества келий входят конюшня, трапезная, погреб, зал собраний, имеющий великолепную акустику, предположительно аптека и т. п., а также комната св. Тамары. В обители был родник, действовала водопроводная система. Единственные наружные сооружения мон-ря - колокольня XIII в. и 2-арочный портик главной Успенской ц. (зального типа, стены полностью покрыты росписью XII в.). К X-XIII вв. относятся редкие образцы груз. гражданского зодчества. Кроме Гелатской академии сохранились руины здания Икалтойской академии (XII в.) в Кахети. Археологические раскопки выявили следы значительных средневек. городов (Рустави, Самшвилде, Дманиси). Сохранились и строения, входившие в монастырские ансамбли: трапезные и подсобные помещения (в мон-рях Уравели, Агара, Ошки, Опиза, Шиомгвиме), а также великолепные арочные мосты (Беслетский в Абхазии, Дандалойский в Аджарии, Рконский в Картли и др.). Важнейшим памятником можно считать дворец в Гегути, от к-рого сохранился только большой зал. В средневек. Грузии важным видом зодчества являлись фортификационные сооружения. В сер. XIII в. завершился последний период расцвета груз. зодчества. Конец XIII - начало XIV в.- время политического и культурного упадка Грузии. Утонченная, рафинированная архитектура предшествующей эпохи утратила единый характер, завершенность, великолепие декоративного оформления, появились признаки эклектизма, рисунок стал дробным и неуверенным; с XIV в. понизилось профессиональное мастерство зодчих. Тем не менее в этот период строили храмы, к-рые сохраняли лучшие художественные традиции предшествующего столетия.

http://pravenc.ru/text/168199.html

Иерус. 55:1). Тоже можно сказать и о στο βασιλικ. И так στο βασιλικ, построенная Иродом, для нас есть великая иерусалимская синагога. Эту синагогу освятил Иисус Христос , еще двенадцатилетний отрок, своею первою проповедью, на празднике Пасхи ( Лк.2:46 ). Карпцов (Apparatus historico-criticus, 293) и Винше (Neue Beumräge zur Erläuterung der Evangelien, 420), на основании евангельского свидетельства, что отрок Иисус сидел здесь среди учителей, слушал их, давал вопросы и возбуждал удивление присутствовавших своими ответами, полагают, что при храме была не синагога, а школа для детей (both hamidrasch), каковых школ в Иерусалиме времени Ирода насчитывали не менее 394. Но религиозный диспут, о котором говорится в приведенном евангельском свидетельстве, не уместен в школе для детей. Отрок Иисус, по Лк.2:46–47 , вел не детскую беседу. И впоследствии Христос и апостолы местом своей проповеди избирали главным образом синагоги. Наконец северный и западный портик двора Ирода могли назваться военными портиками, так как они имели непосредственную связь с крепостью Антония, которая лежала на углу встречи этих двух портиков. Уже при первом храме был дом храмовой полиции в северной части площади храма ( Иер.20:2 ). Его заново обстраивают и делают своею резиденциею Симон Маккавей и особенно сын его Гиркан («Antiquitates Iudaicæ», XV, 11:4). Особенно же этот пункт был украшен и укреплен при переделке храма Иродом, который назвал его, в честь своего римского покровителя, башнею Антония. По описанию Иосифа Флавия, место на северо-западном углу площади храма было выбрано для крепости потому, что здесь было натуральное возвышение скалистого грунта горы храма, около 50 локтей, почти отвесное и недоступное. При постройке Иродова храма, это естественное возвышение было выровнено и все обложено гладкими мраморными плитами, так что взойти на него, помимо лестниц, было невозможно. Самая крепость состояла из массивного четыреугольника стен с наблюдательными башнями по углам. Внутри этого четыреугольника был целый маленький городок: здесь были царские апартаменты, казармы, тюрьма, бани и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Весьма худым. И если это верно, не доискивайся большего. А если неправда, то не соглашайся и на прежнее. Что может быть неоспоримее этого? Так бесчестно прогнан отсюда этот злой человек, 1000. вернее же сказать, прогнан прекрасно, потому что был зол. Поскольку же царь Востока, готовя гибель варварским племенам, находился в фессалоникийской крепости, то смотри опять, что замышляет этот злейший пес. 1005. Взяв с собой подлую толпу египтян (разумею тех, которые обстригли его так безобразно), направляет он путь в воинский стан, чтобы царским указом утвердить за собой кафедру. Но там еще ничей слух не был расположен ко мне худо и не внимал клевете; поэтому Максим и там 1010. с великим гневом и страшными проклятиями отринут, как пес, и вскоре скрывается в Александрию, сделав это одно справедливое и умное дело. Ибо с наемной толпой бездомных людей нападает на Петра, 1015. у которого было двойное перо и который без труда писал все, хотя бы это и противоречило одно другому. Сегото старца теснит Максим, требуя себе престола, которого надеялся, а в противном случае грозя, что самого не оставит на престоле. 1020. Наконец, градоправитель, опасаясь (как и справедливо было), чтобы раздуваемый пламень к старым бедствиям не присовокупил еще новых, выгоняет его вон. И теперь по видимому он спокоен. 1025. Но боюсь, чтобы эта страшная, чреватая градом туча, надвинутая сильным ветром, не разразилась над теми, которые вовсе того не ожидают, потому что злонравие никогда спокойно быть не может; хотя теперь и связано, но не сделается благоразумнее. 1030. Таковото любомудрие нынешних псов! Это псы лающие, чем единственно и похожи они на псов. Что же такое в сравнении с ними Диоген или Антисфен? Что перед ними и Кратес? Ни во что ставь Платоново любомудрие; ничего не значит портик. 1035. Тебе, Сократ, доныне принадлежало первенство. Скажу нечто вернее самой Пифии. Всех премудрее Максим 21 . А я бедствую, как едва ли бедствовал какой смертный: так было со мною с самого начала; так и еще более продолжается и теперь.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Этруски верили, что на участь усопших оказывает благоприятное влияние жертвенная кровь – при погребениях у них совершались поминальные жертвоприношения, возможно также, в исключительных обстоятельствах, и человеческие. Во всяком случае, гладиаторские бои римляне заимствовали у  этрусков Кампании, для которых они были не  зрелищем, как в  Риме, а входили в погребальные обряды, когда в иной мир провожали высокопоставленных особ – лукумонов или верховных жрецов. В Риме впервые гладиаторские бои состоялись в 264 г. до Р.Х. при погребении отца консула. С представлениями этрусков о  загробной жизни связаны зеркала в руках мужчин и женщин на их скульптурных изображениях, извлеченных из гробниц. При этом ни в одном случае держащий зеркало не смотрится в него, не ищет в нем своего отражения, а значит, это зеркало не простой бытовой предмет. По предположению А. К. Вогэн, «зеркало в руке статуи служит целям опознания покойного в загробном мире» (Вогэн, цит. изд., с. 46). В руках Ванф, сопровождающих души в иной мир, или самих усопших часто изображаются свитки, которые, возможно, мыслились как записи добрых и злых дел покойников, из чего можно предположить, что этруски имели представление о загробном суде и разной участи умерших в ином мире. Богослужение у  этрусков совершалось в  храмах. Ни  один из  них не  сохранился, но  до  нас дошли руины, позволяющие судить об их архитектурных формах. Эти храмы воздвигались на подиуме, или высоком фундаменте, который строился из камня. Стены же делались из кирпича или дерева. В плане они были почти квадратными – ширина лишь немного уступала длине храма. Храм имел один вход. Фасад представлял собой портик из двух рядов колонн. Внутри храма находилось три целы, или помещения со статуями богов. Стены храма украшались крашеными терракотовыми рельефами со священными изображениями, сюжеты которых часто воспроизводили греческие мифы. Эти рельефы составляли фигурные фризы, опоясывающие стены храма со всех сторон. На крышах некоторых храмов воздвигались статуи богов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Мы решили все то, что самими нами видено и в наши дни принято, тщательно выбрать из множества источников и представить для удобного обозрения в этом труде тем, кто будет жить после нас; мы покажем забытые обычаи наших отцов, и, подобно цветам, которые мы собираем на лугах, мы прибавим их к царской пышности для ее чистого благолепия. Другой прием – Эльги 471 Росены 472 . Девятого сентября, в четвертый день [недели], состоялся прием по прибытии Эльги архонтиссы 473 Росии. Сия архонтисса вошла с близкими, архонтиссами-родственницами и наиболее видными из служанок. Она шествовала впереди всех прочих женщин, они же по порядку, одна за другой, следовали за ней. Остановилась она на месте, где логофет 474 обычно задает вопросы. За ней вошли послы и купцы архонтов Росии и остановились позади у занавесей. Все дальнейшее было совершено в соответствии с вышеописанным приемом. Выйдя снова через Анадендрарий 475 и Триклин кандидатов 476 , а также триклин, в котором стоит камелавкий 477 и в котором посвящают в сан магистра, она прошла через Онопод и Золотую руку, т. е. портик Августия, и села там. Когда же василевс 478 обычным порядком вступил во дворец, состоялся другой прием следующим образом. В Триклине Юстиниана 479 стоял помост, украшенный порфирными дионисийскими тканями, а на нем – большой трон василевса Феофила, сбоку же – золотое царское кресло. За ним, позади двух занавесей, стояли два серебряных органа двух партий, ибо их трубы находились за занавесями. Приглашенная из Августия, архонтисса прошла через Апсиду, ипподром и внутренние переходы самого Августия и, придя, присела в Скилах 480 . Деспина 481 между тем села на упомянутый выше трон, а ее невестка – в кресло. И [тогда] вступил весь кувуклий 482 , и препозитом 483 и остиарием 484 были введены вилы 485 : вила первая – зост, вила вторая – магистриссы, вила третья – патрикиссы, вила четвертая – протоспафариссы-оффикиалы, вила пятая – прочие протоспафариссы, вила шестая – спафарокандидатиссы, вила седьмая – пафариссы, страториссы и кандидатиссы 486 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вследствие просьб Левитских певчих он добился решения синедриона, в силу которого эти певчие могли носить льняное облачение священников. Вскоре затем все левиты возымели желание изучать песнопения, и Агриппа разрешил им это. Во всяком случае, он рассчитывал таким путем успокоить умы, т. е. путем удовлетворения легко исполнимых желаний такого значительного количества населения, каким являлись левиты. Но именно тем самым он глубоко оскорбил весь народ, который в это тяжелое время с особенною настойчивостью цепляется за свои старинные обычаи. Вскоре возникла новая грозная опасность. До сих пор все еще происходила отстройка храма, и тут было занято более 18000 рабочих. Теперь же святилище было совершенно окончено. Если отпустить рабочих, то они оставались без куска хлеба. Тогда было сделано предложение сломать портик, находившийся на восточной стороне храма, воздвигнутый из громадных мраморных глыб, но лежавший в глубокой ложбине долины Кедрона, и соответственною постройкою поднять его на нужную высоту. Агриппа II однако, и слышать об этом не хотел, потому что исполнение этого предложения было, по его мнению, и трудно и крайне дорого; зато он распорядился вымостить все улицы белым камнем. Впрочем, в других случаях Агриппа не пугался дорого стоящих сооружений: особенно Цезарея Филиппа, которую он переименовал в честь правящего императора в Нерониану, и удостоившийся богатых подарков еще со стороны его отца сирийский город Берит имели повод говорить о щедрости последнего иудейского царя. В народе этою своею расточительностью он, однако, не стяжал себе популярности. За Альбином в качестве прокуратора последовал в 64 г. Гессий Флор, который был обязан своим назначением жене своей, Клеопатре, подруге Поппеи Сабины. Он готов был относиться равнодушно ко всем преступлениям, лишь бы получать за это равнодушие деньги. Все, что еще можно было взять, он взял себе; но он был глубоко убежден в том, что помочь народу иудейскому больше нечем. Поэтому его взгляд был таков, что лучше всем иудеям, выведенным из себя и доведенным до восстания, погибнуть вместе, чем умерщвлять их всех поодиночке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Приравнивать его к какой-либо примитивной форме жилья, к каким-нибудь заурядным, житейским образцам, конечно, нельзя. Связь с ними уже так далека, что проводить ее последовательно было бы крупной натяжкой. Можно утверждать только то, что античный мир унаследовал представление о храме, как о доме божества, и старался заключить последнее в особо устроенном для него помещении, которое было отведено ему в особой комнатке или cella, находившейся внутри храма. Затем окружающие его колоннады, портик с фронтоном, богатые скульптурные украшения на наружных фасадах, а иногда и живопись – все это уже носит печать художественной отделки, составляет труд мысли и богатого образования. В греко-римских постройках мы имеем три главных типа, характеристика которых необходима для понимания христианской храмовой архитектуры. Первый тип, в собственном смысле храмовой, в общем известен: он состоит из фронтона при входе и ряда колонн. Познакомимся с его внутренним устройством. Главную часть греческого храма составляло небольшое отделение, известное под именем «cella». Оно собственно назначалось для культовых отправлений и составляло покой или помещение, где стояло изваяние божества с жертвенником, на котором ставились дары и приносились жертвы. Это отделение находилось обыкновенно в западной стороне храма и устраивалось несколько выше остального помоста храма и имело вход с востока; а ближе к западной стене стояло на возвышении изображение или γαλμα. Судя по тому, как требовал культ, целла или вплоть закрывалась крышей, или часть ее оставалась открытой. В первом случае свет проникал через боковые двери, а когда этого было недостаточно, то посредством особых отверстий, παον, сверху, в крыше. Вокруг целлы, которая иногда занимала и центральное положение, стояло несколько рядов колонн, на которые опиралась крыша, со стороны фасада выдававшаяся фронтоном или треугольником. Эти портики или галереи из колонн, окружавшие целлу, служили местом для —268— народа и иногда имели преддверие или ποπλαιον, открытую площадку, которая служила входом или папертью.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В нем сохранились многочисленные памятники древнего славного языческого Рима, когда он в расцвете своей славы повелевал целою половиною мира. Здесь напр. находим остатки древнего римского форума, сначала императорского, а потом республиканского, служившая местом прежних народных собраний и за сим превратившаяся в место торговли, народных игр и прогулок. Благодаря научным раскопкам кардинала Aless. Farnese (1547), Carlo Fea (1803–19), Canin’a (1848–1852) и с 1852 года самого итальянского правительства теперь восстановлены многие части прежнего римского форума: напр. портик двенадцати римских богов (porticus dei Dii consentes), храм Веспасиана (Tempel des Vespasian), 40 храм согласия (Concordia-Tempel), 41 храм Сатурна (Saturn-Tempel), 42 базилика Юлия (Basilica Julia), 43 храм Кастора (Dioskuren или Kastor), 44 храм Юлия Цезаря (Tempel des Julius Cäsar), 45 храм Весты (Vestatempel) 46 с жилищем жриц богини и проч. Вместе с forum’oм теперь открыты следы прежнего Palatin’a, т. е. места – зарождения древнего Рима, на котором по преданию жил сам Ромул, потом сделавшегося местом жизни императоров и высшего римского дворянства, остатки дворца Калигулы (Palasten bauten des Caligula), 47 главных императорских палат (Kaiserlichen Hauptpalastes), 48 храм Юпитера (Jupiter-Victor Tempel) 49 и многие другие. Рядом с этими остатками древнего язычества находим в том же Риме не мало следов и древнейшего христианства. Из них на первом месте должен быть поставлен конечно знаменитый Колизей (Colloseum), созданный в период расцвета императорской власти в Риме, служивший сначала местом борьбы гладиаторов между собою и дикими животными и потом сделавшийся местом мученической смерти многих из первых христиан, отданных на съедение диких животных по повелению не менее диких владык древнего Рима. В том же Риме находим и другие памятники, свидетельствующие о той же начальной истории первоначального христианства: напр. базилику св. Константина (Basilika des Konstantin), 50 храм Ромула (Rundtempel des Romulus), сына императора Максентия 51 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

В 4 часа мы отправились туда на ослах. От Русских построек „царские гробницы“ находятся на расстоянии —673— версты, не больше. Спустившись по крутым и широким ступенькам, вниз, на глубину пятнадцати футов, мы очутились на четырёхугольной площадке, в 92 фута длины и 87 ф. ширины, на левой стороне которой высечена пещера в скале. С трудом прошли мы через небольшое отверстие этой пещеры и очутились в погребальном вертепе. Он представляет собой комнату в тридцать девять футов длины, семнадцать ширины и около пятнадцати вышины, с следами украшений над фронтоном. Свод скалы в этой комнате, как видно, украшен был лепной работой, изображающей венки, плоды и листья. Эта комната, служа как бы могильным портиком, имеет несколько дверей, ведущих в сами могилы. Снабдив нас зажжёнными свечами, услужливый турок-проводник впустил нас через одну из этих дверей в могильное помещение, где мы увидели в стенах ниши для гробов. Гробницы высечены из отдельных камней; внутри гробницы сделано изголовье для покойника, а крышки у некото- —674— рых гробниц украшены чешуйчатой резьбой. Это могильное помещение вело в другое подобное, которое, в свою очередь, вело в следующие такой же формы и такого же устройства. Их оказалось четыре. Возвратившись обратно в портик, мы хотели осмотреть остальные могилы, пройдя через другие двери портика, но нам объяснили, что могильные помещения, ведущие через две другие двери, такого же вида, как и только что рассмотренные. Всех комнат, где помещаются гробницы, около десяти, и все могильные пещеры занимают пространство в семьдесят пять футов, с одной стороны, и пятьдесят футов, с другой. Протяжение, занимаемое гробницами, как видно, внушительных размеров; это – целое кладбище, могущее поместить множество покойников. Около одного из отверстий, ведущих в могильные помещения, мы заметили большой круглый камень, прислонённый к стене и служащий, по-видимому, для того, чтобы закрывать это отверстие. Невольно вспомнился нам при этом тот камень, про который говорили некогда жены мироносицы, идя помазать тело Иисусово и думая о том, „кто отвалит им камень от двери гроба“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ведь имеют же священники возможность ездить, например, иногда за сотни верст в свой губернский город по церковным делам для посвящения архиерея или духовной консистории, или берут же иногда отпуски для поездок по каким-либо личным делам; отчего же невозможен отпуск им для путешествия на богомолье со своими прихожанами? Сколько имеется на Руси приходов двухкомплектных, где священник, по соглашению со своим сослужителем, легко может освободить себе от приходских обязанностей какое угодно время, чтобы употребить его на богомолье. Наконец, если не может отлучиться священник, почему не поставить во главе паломников диакона, или одного из псаломщиков, лишь бы только эти лица, по уровню образования и по своему настроению, соответствовали возлагаемой на них задаче. Было бы желание, а при нем препятствия не страшны и тогда наши богомольцы не будут уже более казаться жалкими овцами, беспомощно бродящими без пастырей, и русское паломничество явится могучим средством народного воспитания. Согласно предписанию папской буллы, главная обязанность юбилейных паломников должна состоять в молитвенных посещениях четырех важнейших римских базилик. Когда случалось подходить к какой-либо из этих базилик хотя бы и не в богослужебное время, очень нередко приходилось видеть или толпу устремляющихся туда простецов-пешеходов, или целый поезд подъезжающих к церковным дверям извощичьих экипажей, наполненных изящно одетыми дамами и кавалерами; все это – паломники, совершающие таким или иным способом, смотря по достатку, свои юбилейные посещения базилик. Вступая в громадный портик храма Св. Петра, я не раз невольно вспоминал свою родную Троицкую лавру в раннее весеннее время, когда она в особенности изобилует пешими богомольцами, которые целые дни толпятся подле ее соборов, или группами располагаются на отдых вдоль ее тротуаров, по луговинам и дорожкам. И здесь, у подножия грандиозных колонн и окон портика, прямо на голом каменном полу, сотни паломников располагались картинными группами, кто, сидя, кто лежа на своих котомках, и как в нашей толпе богомолок резко выделяются живописною оригинальностью своих костюмов какие-нибудь орловки или рязанки, так и на общем фоне довольно серой толпы рабочего класса или подгородного крестьянства, ярким букетом выступают поселянки далекого итальянского юга в причудливо расшитых сорочках и с разноцветными, необыкновенного фасона, уборами на головах.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010