Рис. 356. Фрагменты керамики из слоя под цемянковым полом общественного здания. Раскопки Л.В. Седиковой в 1999 г. Здание в своей южной части покоилось на феноменально высоком фундаменте (до 5,5 м), что объясняется необходимостью выровнять мощной подсыпкой крутой склон материковой скалы, выходящей в этом месте и уступом спускающейся в направлении близкой линии крепостной куртины. Кроме того, в стенах водохранилища и соседствующих с ним с запада помещений видны выходы вертикальных гончарных труб, по которым в водостоки и глубокие дренажные колодцы стекала вода с обширной кровли здания (рис. 355). Параллельно восточной стороне огромной цистерны, на расстоянии примерно 10 м от нее, проходила стена с четырьмя расположенными на равном расстоянии друг от друга пилястрами, на которых могли покоится арки свода, но поскольку контрпилястров не было на противолежащей стороне водохранилища, нельзя сказать определенно, было ли пространство к востоку от castellum aquae функционально связано с ним. Во всяком случае, едва ли здесь могли устроить крытую галерею или портик 1225 . Новейшие раскопки крайнего, северного большого зала «терм» показали, что на его месте первоначально находилась усадьба, поскольку под цемянковым полом помещения в скале, на которую он был уложен, были сделаны искусственные подрубки, в том числе круглая яма диаметром около метра, очевидно, для установки пифоса 1226 . В глинистом слое толщиной до полу-метра, подстилающем цемянковый пол, оказались обломки краснолаковой посуды II–III вв., стекла, амфор, которые не выходят за пределы III – первой половины IV вв. и которые определяют, таким образом, terminus post quem вышележащего сооружения (рис. 356) 1227 . Монеты, в свое время обнаруженные здесь Κ. К. Косцюшко-Валюжиничем, тоже не противречат возможности отнесения строительства архитектурного комплекса к ранневизантийскому времени 1228 . Таким образом, не оправдывается предложение H. В. Пятышевой, проводившей здесь в 1958–1974 гг. археологические исследования, видеть в постройке, примыкающей к обширному резервуару для воды, раннесредневековый дом-замок, якобы воздвигнутый в конце 30-х – начале 40-х гг. IX в. первым стратигом созданной новой фемы Херсон, посланцем василевса Феофила, протоспафарием Петроной Каматиром 1229 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

190. 10). В него входило по меньшей мере два однотипных здания, каждое площадью около 200 кв. м, с четырьмя внутренними помещениями общей длиной 23,5 м и шириной по 5 м, размещенных друг против друга, перед большим закрытым со всех сторон центральным двором (23,5 х 12 м), вход в который вел с запада через колоннадный портик (рис. 384). На каменных стенах здания сохранились следы штукатурки на глине, причем, судя по соответствующим обломкам, на штукатурке встречались фресковые орнаменты, а окна были застеклены 1344 . С востока примыкала выстроенная немного позже, вероятно, в начале X в., роскошно украшенная мраморами и мозаикой трехнефная базилика почти квадратной формы (9 х 8,7 м) 1345 . В целом эта часть архитектурного ансамбля была рассчитана на свободный осмотр и обход со всех сторон, поэтому вокруг нее было оставлено насколько возможно свободное пространство. Главный фасад и возвышавшаяся кровля храма разряжали однообразие более низких торцевых фасадов двух примыкавших зданий. Являясь вертикальной доминантой архитектурного комплекса, базилика прикрывала своей высотой приморскую оборонительную стену и создавал иллюзорное впечатление большого пространства 1346 . Рис. 384. Схематический план здания фемного претория с гарнизонной базиликой и крещальней (по И. А. Антоновой) Все восемь помещений своеобразного парного здания не представляли анфиладного ряда. Имея автономные выходы – двери шириной 0,9 и 1,2      метра, открывавшиеся наружу, во внутренний двор и на прилегавшие площади (с севера и юга), они, как правило, не сообщались друг с другом, кроме двух крайних помещений на северной стороне. Отсутствие лестниц указывает на одноэтажность северного и южного ряда помещений, но толщина стен (0,8 метра), сложенных из довольно крупных подтесанных камней на грязевом «растворе» говорит все же в пользу их значительной высоты. Лишь в одном из помещений оказался очаг, оформленный венчиком пифоса X–XI вв. 1347 . Обращает внимание, что археологический материал в слое этого здания вообще малочислен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

49 «Обзор сочинения Аристотеля «О животных " » – 6 книг, «Сжатые умозаключения» – 2 книги, «Положения» – 3 книги, «О царской власти» 2 книги, «О причинах», «О Демокрите», < " О клевете»,> «О становлении», «О разумении и нраве животных», «О движении» 2 книги, «О зрении» 4 книги, «К определениям» – 2 книги, «О данности», «О большем и меньшем», «О музыкантах», «О счастье богов», «Возражение академикам», «Поощрение», «О наилучшем управлении государствами», «Записки», «О сицилийском извержении», «Об общепризнанном», < " О физических вопросах»,> «Какие есть способы познания», «О лжеце» 3 книги. 50 «Введение в топику», «К Эсхилу», «Астрономические разыскания» – 6 книг, «Арифметические разыскания об увеличении», «Акихар», «О судебных речах», < " О клевете»,> «Письма к Астикреонту, к Фанию, к Никанору», «О благочестии», «Евиад», «О благоприятном времени», «Об уместных доводах», «О воспитании детей», «Другое различие», «О воспитании, или О добродетелях и умеренности», < " Поощрение»,> «О числах», «Определения к изложению силлогизмов», «О небе», «К политике» – 2 книги, «О природе», «О плодах», «О животных». Всего 232 808 строк. Вот сколько у него было сочинений. 51,52 Я обнаружил и его завещание: оно имеет такой вид: «Да будет все к лучшему; если же что случится, завещание мое таково. Все, что у меня на родине, я отдаю Меланту и Панкреонту, сыновьям Леонта. На деньги же, что положены у Гиппарха, да будет сделано вот что. Прежде всего довершить святилище 402 и статуи Муз и все прочее, что удастся там украсить к лучшему. Далее, восстановить в святилище изваяние Аристотеля и все остальные приношения, сколько их там было прежде. Далее, отстроить портики при святилище не хуже, чем они были, и в нижний портик поместить картины, изображающие всю землю в охвате, и алтарь устроить законченным и красивым. Воля моя, чтобы Никомаху была сделана статуя в рост; за ваяние уже уплачено Праксителю, а доплату производить из вышеназванных средств. Поставить же ее там, где почтут за лучшее исполнители прочих распоряжений этого завещания. Так быть со святилищем и приношениями.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

—331— adversae): победил лев от колена Иудова» и «Христос побеждает, Христос царствует, Христос повелевает; Христос да избавит народ свой от всякого зла», а на вершине водружен крест с вложенною в нем частицею животворящего древа. На одной линии с обелиском, по средине образуемых колоннадою полукружий, высоко бьют обильные струи двух фонтанов, устроенных из восточного гранита по рисунку Мадерны, и брызги их, далеко разносимые ветром, приятною свежестью умеряют нагретый солнцем воздух каменной площади. Великолепная колоннада служит преддверием и лишь устремляет и сосредоточивает взор наблюдателя на самом храме. Нельзя, однако не пожалеть, что, благодаря некоторой архитектурной несообразности, грандиозное сооружение при общем взгляде на него не раскрывает всей своей прелести и не производит всей той полноты художественного впечатления, какую оно несомненно произвело бы при более благоприятных условиях. В настоящем виде своем храм Св. Петра представляет собою форму так называемого латинского креста, т.е. с значительно удлиненным нижним концом этой фигуры, при чем к этому концу пристроен еще громадный портик более чем во всю ширину и высоту здания. Передний фасад храма таким образом слишком далеко отступает от купола, поставленного над центром креста, а потому значительно препятствует общему виду. Если вы стоите приблизительно на половине площади, вам видится только один передний фасад храма, т.е. широкий четвероугольник портика, а над ним взор ваш устремляется уже в даль горизонта и никакого купола для вас не существует. Когда вы отойдете к самому концу площади, вам покажется над портиком верхняя половина главного купола, а от двух, стоящих по бокам его, куполов малых вы с трудом заметите лишь самые вершины. Чтобы добиться полного общего вида на храм, нужно совсем выйти за пределы колоннады и любоваться на него уже с соседней площади Рустикуччи. Только здесь храм предстанет пред вами во всей своей красе: но впечатление, без сомнения, было бы гораздо выше и полнее, если бы этот общий вид получался внутри колоннады,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Придя в Афины, он примкнул к Антисфену. Тот, по своему обыкновению никого не принимать, прогнал было его, но Диоген упорством добился своего. Однажды, когда тот замахнулся на него палкой, Диоген, подставив голову, сказал: «Бей, но ты не найдешь такой крепкой палки, чтобы прогнать меня, пока ты что-нибудь не скажешь». С этих пор он стал учеником Антисфена и, будучи изгнанником, повел самую простую жизнь. 22 Феофраст в своем «Мегарике» рассказывает, что Диоген понял, как надо жить в его положении, когда поглядел на пробегавшую мышь, которая не нуждалась в подстилке, не пугалась темноты и не искала никаких мнимых наслаждений. По некоторым сведениям, он первый стал складывать вдвое свой плащ, потому что ему приходилось не только носить его, но и спать на нем; он носил суму, чтобы хранить в ней пищу, и всякое место было ему одинаково подходящим и для еды, и для сна, и для беседы. Поэтому он говаривал, что афиняне сами позаботились о его жилище, и указывал на портик Зевса и на Помпейон 447 . 23 Сперва он опирался на палку только тогда, когда выбивался из сил, но потом носил постоянно и ее, и свою суму не только в городе, но и в дороге (так сообщают афинский предстатель 448 Олимпиодор, ритор Полиевкт и Лисаний, сын Эсхриона). Однажды в письме он попросил кого-то позаботиться о его жилище, но тот промешкал, и Диоген устроил себе жилье в глиняной бочке при храме Матери богов 449 ; так он сам объясняет в своих «Посланиях». Желая всячески закалить себя, летом он перекатывался на горячий песок, а зимой обнимал статуи, запорошенные снегом. 24 Ко всем он относился с язвительным презрением. Он говорил, что у Евклида не ученики, а желчевики 450 ; что Платон отличается не красноречием, а пусторечием; что состязания на празднике Дионисий 451 – это чудеса для дураков, и что демагоги – это прислужники черни. Еще он говорил, что когда он видит правителей, врачей или философов, то ему кажется, будто человек – самое разумное из живых существ, но когда он встречает снотолкователей, прорицателей или людей, которые им верят, а также тех, кто чванится славой или богатством, то ему кажется, будто ничего не может быть глупее человека. Он постоянно говорил: «Для того, чтобы жить как следует, надо иметь или разум, или петлю».

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

Гай Плиний Младший Книги I–X 1 Книга I Плиний Септицию 2 привет. Ты часто уговаривал меня собрать письма, написанные несколько тщательнее, и опубликовать их. Я собрал, не соблюдая хронологического порядка (я ведь не писал историю), а как они попадались под руку 3 . (2) Только бы ты не раскаялся в своем совете, а я в своей уступчивости. Теперь я поищу те, что забросил, и не буду прятать, если еще что напишу. Будь здоров. 2 Плиний Арриану 4 привет. Я предвижу, что ты задержишься со своим приездом, и потому предлагаю тебе книгу, которую обещал в прежних письмах. Прочти ее, пожалуйста, и, по своему обычаю, внеси поправки 5 , – потому особенно, что я, кажется, до сих пор ничего не писал с таким ζλω [усердием]. (2) Я пытался подражать, по крайней мере в оборотах речи, Демосфену, твоему любимцу всегда, и Кальву 6 , моему с недавних пор; силы таких ораторов могут достичь «немногие, кого справедливый 7 »... (3) Материал вполне подходил для такого соревнования (боюсь за дерзкое слово): почти вся речь исполнена пафоса 8 : она пробудила меня от длительной спячки, если только я способен пробуждаться. (4) Не пренебрег я и ληκθοις [Лекифами] нашего Марка 9 : я неизменно чуть-чуть сворачивал с дороги, когда уместно было украсить ими речь: я ведь хотел, чтобы речь потрясла людей, а не навела на них тоску. (5) Не думай, что этой оговоркой я прошу снисхождения. Чтобы еще усилить твою правку, я тебе признаюсь: и меня самого и моих сотоварищей не отпугивает мысль об ее издании 10 , если только ты благосклонно отнесешься к этой, может быть, нелегкой затее. (6) Надо, конечно, что-нибудь издать – лучше бы уже готовое – (молитва лентяя) – надо издать по множеству причин, а главное потому, что люди не выпускают из рук книжек, мной изданных, хотя они и утратили прелесть новизны. Книгопродавцы, может быть, только говорят мне приятные слова. Пусть, впрочем, говорят, если эта ложь заставляет меня работать. Будь здоров. 3 Плиний Канинию Руфу 11 , привет. Ну как Комо, наша с тобой радость? и прелестная пригородная вилла? портик, в котором всегда весна? аллея платанов с ее густой зеленью? канал с водой, отсвечивающей зеленью? Пруд внизу? он к нашим услугам? А та дорожка с землей плотной, но мягкой для ноги? а баня, круглый день залитая солнцем? столовые для большого общества и те, что лишь для некоторых? комнаты, где ты проводишь день, и спальни 12 ? (2) Они завладели тобой и передают, чередуясь, одна другой? Или тебя, внимательного хозяина, отвлекают обычные твои частые разъезды по имению? Если завладели тобой – счастливый ты человек, а если нет, ты «один из многих 13 ».

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

—713— чтобы употребить его на богомолье. Наконец, если не может отлучиться священник, почему не поставить во главе паломников диакона, или одного из псаломщиков, лишь бы только эти лица, по уровню образования и по своему настроению, соответствовали возлагаемой на них задаче. Было бы желание, а при нем препятствия не страшны, и тогда наши богомольцы не будут уже более казаться жалкими овцами, беспомощно бродящими без пастырей, и русское паломничество явится могучим средством народного воспитания. Согласно предписанию папской буллы, главная обязанность юбилейных паломников должна состоять в молитвенных посещениях четырех важнейших римских базилик. Когда случалось подходить к какой-либо из этих базилик хотя бы и не в богослужебное время, очень нередко приходилось видеть или толпу устремляющихся туда простецов-пешеходов, или целый поезд подъезжающих к церковным дверям извозчичьих экипажей, наполненных изящно-одетыми дамами и кавалерами; все это – паломники, совершающие таким или иным способом, смотря по достатку, свои юбилейные посещения базилик. Вступая в громадный портик храма Св. Петра, я не раз невольно вспоминал свою родную Троицкую лавру в раннее весеннее время, когда она в особенности изобилует пешими богомольцами, которые целые дни толпятся подле ее соборов, или группами располагаются на отдых вдоль ее тротуаров, по луговинам и дорожкам. И здесь, у подножия грандиозных колонн и окон портика, прямо на голом каменном полу, сотни паломников располагались картинными группами, кто сидя, кто лежа на своих котомках, и как в нашей толпе богомолок резко выделяются живописной оригинальностью своих костюмов какие-нибудь орловки или рязанки, так и здесь, на общем фоне довольно серой толпы рабочего класса или подгородного крестьянства, ярким букетом выступают поселянки далекого итальянского юга в причудливо-расшитых сорочках и с разноцветными, необыкновенного фасона, уборами на головах. Вся эта толпа потому пребывает в портике и не проходит в самый храм, что ей нужно войти туда чрез «porta santa», а это вхождение обставлено некоторыми осо-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

12.      Далее, рядом с этой С[к]ифией на берегу океана находится страна, которая называется страной рерифеннов и скердифеннов 1160 . Население этой страны, как говорит готский философ Айтанарит 1161 , обитает в горных ущельях и, как мужчины, так и женщины, живут охотой и совершенно не знают ни [вареной] пищи, ни вина 1162 . Эта страна признается самой холодной из всех. 14.      Затем снова в северной части этой, так сказать, обширнейшей территории, упомянем обширнейшие страны, которые называются Дация Первая и Вторая, она же называется Гипидией; там с недавних пор живут уны, они же авары 1163 . Эти обе Дации были описаны весьма многими философами; из них я читал [греческих] философов Менелака 1164 и Аристарха; я же обозначил эти страны согласно Сардацию... (Перевод А. В. Подосинова из: Подосинов 2002. 175–204) 796 Плиний, обнаружив, что данные Агриппы о размерах провинции Бетики (фрагм. 3) не совпадают с современными ему данными, пытается объяснить этот факт не ошибкой Агриппы, но различными точками отсчета при измерении. 797 Слово «записки» (commentarii) вызывало различные толкования: одни, отрицая какое-либо значение и даже существование литературного труда Агриппы, предлагают понимать commentarii как testamentum, т. е. «завещание»; другие понимают их как предварительный материал для построения карты; более правильным представляется мнение, согласно которому commentarii – это самостоятельное географическое произведение Агриппы, иначе называемое «Хорографией». 798 Начатый после смерти Агриппы в 12 г. до н. э. его сестрой Випсанией Поллой портик не был закончен, по свидетельству Диона Кассия (LV, 8, 4), еще и в 7 г. до н. э. 799 Известно, что именно в римской историко-географической литературе название Африка, наряду с более узким его значением (название римской провинции на территории совр. Туниса), стало выступать как синоним Ливии – традиционного греческого названия африканского континента (см.: Sail. lug. XVII, 3; Mela, I, 8; Plin. NH, III, 8; cp. Plin. NH, V, 1: «Греки называли Африку Ливией»).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова Часть II. Римские авторы Марк Випсаний Агриппа Марк Випсаний Агриппа (64/63–12 гг. до н. э.) вошел в историю античной географии как составитель хорографического труда и карты мира, оказавших большое влияние на последующее развитие геокартографической науки. Друг и сподвижник императора Августа (а с 21 г. и его зять), Агриппа был одним из самых крупных и влиятельных политических и военных деятелей того времени, доверенным лицом императора, носителем важнейших государственных должностей. Что же касается его географических занятий, то здесь мы располагаем довольно скудными данными. Плиний Старший почти век спустя сообщил о намерении Агриппы соорудить карту мира и выставить ее на публичное обозрение в Риме, но сам Агриппа сделать этого не успел. Его сестра при поддержке Августа завершила труд Агриппы, возведя специально для карты портик на Марсовом поле (см. фрагм. а). Кроме этого сообщения, мы имеем около 40 ссылок на мнение Агриппы по вопросам географии, в основном у Плиния; из них меньше десятка – это ссылки Страбона на некоего римского «хорографа», в котором многие видят Агриппу. Эти ссылки и составляют корпус фрагментов «Хорографии» Агриппы, публикуемых ниже. Источником сведений Агриппы могли быть: 1) результаты измерений, начатых еще при Цезаре и законченных при Августе в пределах всей Римской империи; об этом сообщается в «Евангелии от Луки» (2, 1–2) и в «Космографиях» Юлия Гонория и Псевдо-Этика; 2) географические материалы архивов, включавшие различные итинерарии и результаты деятельности римских агрименсоров; 3) богатая греческая и частично римская географическая литература. «Хорография» Агриппы оказала большое влияние на последующую географическую литературу (Мелу, Плиния, Страбона, «Разделение мира», «Измерение провинций», Павла Оросия, Юлия Гонория и др. вплоть до раннего средневековья). В «Хорографии» Агриппы бып описан весь orbis terrarum, разделенный на 24 региона, и один раздел «островной», указывались страны, входящие в каждый регион, его границы и размеры, протяженность стран, островов, морей, расстояния между пунктами на побережье. Хорошее представление о композиции и содержании труда Агриппы дает «Разделение круга земель» («Divisio orbis terrarum», далее Div.), географическое произведение начала V в. н. э., по которому приводятся некоторые фрагменты «Хорографии».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Спустившись по лестнице к уцелевшей площадке капеллы крестоносцев, можно сойти по крутым и скользким мокрым ступеням к самой воде. Пить эту воду не рекомендуется. Во времена Иисуса купель, как можно судить по словам Евангелия, была значительно обширнее, чем теперь. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по- еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов ( Ин. 5,2 ). Само слово «Вифезда» означает «Дом милосердия», что связано с целительными свойствами воды. Надо заметить, что Иерусалим почти весь расположен над подземными водоемами, что естественно для города в безводной стране, вынужденной собирать и ценить каждую каплю зимнего дождя. По другую сторону улицы расположен еще один большой водоем (Биркет Израель), включенный теперь в ограду мечети. Как считают археологи, он, возможно, сообщался под землею с Овчей Купелью. Вифезда, покрытая глубоким культурным слоем, была обнаружена лишь в 1871 г. Полномасштабные раскопки, начавшиеся в 1956 г., позволили вскрыть прямоугольное пространство бассейна, составляющее более 100 м в длину, 60 м в ширину и до 7,5 м в глубину. В полном соответствии с евангелистом Иоанном, который говорил о «пяти притворах», Овчая Купель действительно оказалась окруженной портиками с четырех сторон (пятый портик делит ее по середине). Адриан, стремясь по своему обыкновению к десакрализации христианских и ветхозаветных святынь (так, как он сделал это с Голгофой, Храмовой горой, Вифлеемом), построил над целебной купелью храм Эскулапа и устроил здесь общественные бани ритуального характера. Некоторые элементы этой языческой архитектурной системы с посвятительными надписями, датируемыми II столетием, были обнаружены при раскопках. Евсевий Кесарийский , «отец церковной истории», сообщает о существовании двух водоемов, но портиков в его время уже не существовало. В первой трети V в. (400–427 гг.) здесь была воздвигнута большая трехнефная базилика (размерами ок. 45 м в длину и 18 м в ширину). Разрушенная в 614 г., как все в Иерусалиме, персами, она была восстановлена Патриархом Модестом и продолжала существовать, насколько позволяют судить источники, до XI в. Позже на ее месте прослеживается гораздо более скромная по размерам капелла крестоносцев. А дальше, как сказал бы Гамлет, тишина – до первых раскопок, осуществленных «Белыми Братьями». Базилика Святой Анны

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010