Не исключено применение в ветхозаветном Храме колонн с усложнённой формой их стволов, что также породило архитектурные ассоциации не только в усложнённых иногда формах колонок указанных выше преград, но и в знаменитой сени над престолом апостола Петра, выполненной по проекту Бернини в XVII веке в соимённом римском соборе. Украшение образами херувимов стен иерусалимского Храма/3я Царств: гл.6–8/, как и самого Ковчега Завета/Исход: гл. 35–40/, перенесённого из Святого Святых Скинии во Святое Святых Храма, свидетельствует о наличии некоторых священных образов в ветхозаветной практике, вопреки бытующему мнению об их полном отсутствии. Праистория классической античной цивилизации 5 начинается в Крито-микенской культуре – открытии Генриха Шлимана, подкрепленном впоследствии находками Артура Эванса и других археологов. Эта культура могла бы считаться своего рода переходом от цивилизаций Ближнего Востока к эллинской и римской. По знаменитым росписям критских дворцовых комплексов хорошо заметно изменение эстетических представлений о человеке и мире. Период греческой архаики, еще сохраняющей излишнюю статику скульптуры в своих типичных “куросах” и “корах” (изображениях Аполлона и Персефоны), вполне преодолённую в классическую эпоху V столетия, дал в то же время миру два явления. Во-первых, это сложившиеся типы плановой структуры языческих храмов: антовый храм, простиль, амфипростиль, периптер; позднее – псевдопериптер, диптер, псевдодиптер; также круглые храмы – моноптер и толос. (Табл. II). Во вторых, это система трёх основных архитектурных ордеров – дорического, ионического и коринфского (Табл. III), имевших затем свои римские варианты и дополненных также тосканским и композитным ордерами. Ордерная система является упорядоченной взаимосвязью элементов стоечно-балочной архитектуры, конкретные виды которой заимствованы из более древнего деревянного зодчества и приспособлены для каменных храмов и других сооружений. Греческая архитектура является прекрасным примером осуществления принципа “тектоничности” – то есть органичной взаимосвязи формы и конструкции.

http://azbyka.ru/cerkovnoe-iskusstvo-kak...

Местом проповеди был притвор, или портик Соломонов – στο Σολομντος (11 ст.). По археологическим исследованиям портик этот, на долю которого выпала вообще столь исключительная роль в истории христианской церкви ( Ин.10:23 ; Деян.5:12 ), надо представлять следующим образом: вдоль наружных стен, служивших ограждением всей площади храма, но с внутренней их стороны, непрерывною линиею проходили галлереи или портики, колоннадою своею обращённые внутри храмового двора. Восточный портик, примыкавши к стене, сохранившей в себе остатки зодчества Соломонова, назывался Соломоновым. Наружная стена портика возвышалась крутым обрывом над самой долиной Кедрского потока, так что в амбразуры её, по словам Иосифа Флавия, можно было видеть самое дно потока 337 . Перед колоннадою портика расстилалась обширная площадь самого внешнего и потому самого большого храмового двора, где могла поместиться не только пятитысячная, но гораздо большая толпа. Портик часто служил местом учения и проповеди народных раввинов; он был также местом отдохновения богомольцев, и, быть может, обычным местом собрания Галилеян. Невдалеке отсюда, заметим кстати, в той же восточной стене находились и Красные ворота, иначе именуемые воротами Сузы; от них спускалась лестница к потоку, а возле них во дворе храма располагался рынок жертвенных животных. У входа в храм и вблизи рынка, по обычаю всех народов, вероятно, толпились калеки и нищие. Так как об исцелённом сказано, что он просил милостыни у «входящих в храм» (ст. 2), заметил Петра и Иоанна как раз в тот момент, когда они хотели войти в храм (3 ст.), и потом сам вошёл во храм с Апостолами, то, вероятно, чудо совершилось вне храма, у внешней стороны ворот; нищий сидел, быть может, на ступенях лестницы 338 . Исцеление хромого и слова, сказанные Ап. Петром Чудесное исцеление этого «хромого от чрева матери» (2 ст.) и послужило поводом произнесения Ап. Петром большой благовестнической речи. Чудо это вообще было событием исключительной важности в истории апостольской церкви: оно повлекло за собою: проповедь Апостола во храме, обращение 5000, заключение Апостолов в темницу, свидетельство пред синедрионом и т. д. (3–4 гл.). Излагая подробно историю чуда, Дееписателю передаёт и несколько слов, произнесённых при этом Ап. Петром.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rechi-...

крестово-купольная ц. Гвтаеба (рубеж VIII и IX вв.), расположен напротив монастырских ворот, с зап. стороны, на месте наиболее ранней церкви (не сохр.), где были похоронены прп. Зенон и, по преданию, прп. Арсений. В VII в. в связи с расширением обители появилась необходимость возведения большего по размерам храма. От первоначальной постройки сохранились нижняя часть здания и нек-рые строительные слои; датировка возможна благодаря характерным для этого времени основным архитектурным элементам (строительному материалу, способу кладки стен, подковообразной в плане формы апсиды и нек-рых арок, крестовым сводом на удлиненном основании, обособлению 4 подкупольных устоев, свободно стоящих в центре сооружения). Храм перестраивали в XI-XII и XIX вв. Церковь возведена из булыжника; углы и карниз выведены из тесаных плит пористого туфа (). Снаружи и внутри помещение оштукатурено и побелено. В плане храм представляет собой греч. крест с куполом (XIX в.) на 4 устоях, имеющих в сечении также форму креста. Вост. рукав завершается подковообразной апсидой с вимой; ту же форму имеют отдельные подпружные арки и подкупольные устои; остальные арки полуциркульной формы. Алтарь фланкирован прямоугольными пастофориями (жертвенник и диаконник). Переход от четырехугольника основания к кругу купола сделан с помощью парусов. Освещается храм 4 окнами в рукавах (по одному в каждом) и 12 в барабане. Особенностью храма является 2-этажный притвор, расположенный вдоль всего зап. фасада и разделенный на 3 компартимента. Средний и юж. отсеки имеют крестовые своды, из северного ведет лестница на 2-й этаж, предназначавшийся для покоев настоятеля. Входы в храм устроены с 3 сторон, каждый обрамлен портиком. Прямоугольное основание зап. портика перекрыто крестовым сводом и с 3 сторон открыто арочными пролетами. В XIX в. над ним была надстроена колокольня. Юж. портик, завершающийся купольным сводом, имел широкую лицевую арку, по бокам находились ныне заложенные небольшие входы. Сев. портик, так же как и западный, имеет открытые с 3 сторон пролеты; он наиболее сильно переделывался. Завершается портик кирпичным карнизом XIX в.

http://pravenc.ru/text/293961.html

Значит, здесь провел Он осень и часть зимы. Это время там – худшее в году, дождливое и бурное, бывает даже довольно холодно. У кого же из Иерусалимлян пребывал Он? И на это нет никаких ясных указаний. Читаем только у евангелиста Иоанна: «Иисус пошел (на ночь) на гору Елеонскую, а утром опять пришел во храм» ( Ин.7:1 ). Отсюда мы можем заключить, что дни Господь Иисус проводил в храме, а ночи на горе Елеонской. Внешнее отделение храма, «притвор язычников», было обширнейшее из отделений, потому что предназначалось не только для язычников, но и для прозелитов («еллинов», Ин.12:20 ), и для самих евреев, пришлых и туземных, считавших себя почему-либо нечистыми. Оно было окружено длинными и обширными портиками (крытыми галереями), из которых главным считался «портик Соломонов» 29 , так названный потому, что один из всех зданий храма, построенного Саломоном, остался целым после погрома вавилонского. Этот портик занимал восточную часть храмовых зданий и шел параллельно с долиной Иосафатовой. Здесь-то, в этом отделении вообще, и в портике Соломоновом в особенности, и сосредоточивались всегда толпы народа. Здесь и проводил дни Господь Иисус со Своими учениками, подтверждение чему можно видеть в дальнейшем рассказе евангелиста: «ходил Иисус во храме, в притворе Соломоновом» ( Ин.10:23 ). Этот портик господствовал над всем подгорьем и рвом Кедрона, куда свозились всякий мусор и все нечистоты из города. Взор, с высоты портика, не мог измерить всей глубины рва, и, казалось, вследствие обрывистого склона крутизны, что бездна открывается отвесно под стеной. В самой глубине рва – Кедрон, поток, пересыхающий в летние жары, и бурный в период дождей. На другой стороне его – долина Иосафатова: стесненная между горами Елеонской и Морией, вдоль русла Кедрона, она опоясывала Иерусалим с востока и была покрыта гробницами и могильными памятниками. Некоторые из них, которые можно видеть и теперь, может быть, те самые надгробные памятник и в честь древних пророков, на которые указывал Иисус, когда обличал фарисейство укрывавшее за этими огромными и изукрашенными гробницами свое лицемерие и свое тщеславие 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

На следующий день Юстиниан, желая воздействовать на население в примирительном направлении, приказал дать ристания. Но бунтари ответили поджогом портика ипподрома, и огонь дошел до бань Зевксиппа. Чтобы сдержать буйный напор бушевавшей толпы, из дворца вышли войска под начальством Мунда, Констанциола и Василида. В толпе раздавались грозные крики с требованием удалить префекта претория Иоанна Каппадокийца, квестора Трибониана и префекта города Евдемона. Узнав об этом, император немедленно сменил этих лиц и назначил на их места Фоку, Василида и Трифона. Эта уступка не отразилась на настроении народа и не прекратила возбуждения. Еще более резкий характер принял бунт на третий день, 15 января. Чтобы оттеснить народ от дворца, Велизарий вышел с отрядом готов и стал действовать оружием. Желая прекратить кровопролитие, из храма св. Софии вышли священники со святыми Дарами. Но среди общей суматохи и давки их затолкали. Это вызвало еще большую ярость толпы, в солдат полетели камни из окон соседних домов, в свалке приняли участие женщины. Толпа подожгла портик, носивший имя Халки. Пожар раздуло ветром, и он распространился на примыкавшие к Халке дворцовые помещения схол, протекторов и кандидатов. 209 Толпа повалила в сторону гавани Юлиана. В этом квартале имел свой дворец Проб, племянник имп. Анастасия, брат Помпея. Народ требовал от него оружия; раздавались из толпы крики: «Проба – римским императором», и кончилось тем, что подожгли его дом, но скоро огонь был потушен, и дом Проба уцелел. Пожары продолжались и на следующий день. На улицах происходили схватки, толпа врывалась в дома и грабила. Трупы убитых таскали по улицам и бросали в море. Не щадили и женщин. Прошел слух, что император бежал, и это еще более раздражило настроение толпы. В субботу, 17 января, в город вступили войска, имевшие свои стоянки в Евдоме и ближайших городах: Регии, Афире и Калабрии. На улицах началось побоище. Бунтовщики еще более ожесточились. Под натиском солдат толпа сбилась у Октагона. Чувствуя себя слабее толпы, солдаты подожгли портик. Огонь распространился и охватил церковь св. Ирины, построенную Иллом, странноприимницу Сампсона с больницей. 210 Здание это сгорело вместе с больными. Сгорело здание сената на площади Августея; огонь охватил храм св. Софии и он сгорел со всем своим великолепием и богатством. Огонь направился в местность вокруг церкви св. Феодора, охватил дом сенатора Симмаха, портик серебреников и все дома до Форума Константина. Бежавшая толпа подожгла дворец Магнавры, но его отстояли, и пожар не распространился с этой стороны. 211

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Украшающие храм колонны и пилястры все коринфского ордера. По пропорциям коринфского же ордера выполнены и карнизы. Над карнизами размещен аттик, местами переходящий в балюстраду. Наружные колонны, облицованные пудостьским камнем, покрыты каннелюрами — вертикальными желобками (на каждой колонне по 20 каннелюр), что создает впечатление легкости, хотя каждая колонна весит около 28 тонн. Высота наружной колонны — около 14 м, нижний диаметр — 1,45 м, верхний — 1,1 м. Колоннада со стороны Невского проспекта состоит из 94 колонн, портик с южной стороны собора имеет 20 колонн, портик с западной стороны — 12 колонн. Общее количество колонн, образующих колоннаду и портик — 136. В плане собор имеет крестово-купольную форму, в основе которой лежит латинский крест. Длина собора с запада на восток 72,5 м, с севера на юг — 57 м. Ширина центральной части — от купола до западных дверей — примерно в 2 раза меньше. Внутренняя часть собора разделена гранитными монолитными колоннами на три коридора — нефа. Центральный неф в четыре раза шире боковых и перекрыт полуцилиндрическим сводом. Боковые нефы перекрыты прямоугольными кессонами. Потолок украшен имитирующими живопись розетками в виде стилизованного цветка. Они выполнены из французского алебастра, единственного, по словам А.П. Аплаксина, материала, " который едва ли что-нибудь и имел в себе иностранного, кроме наименования, иных материалов не русского происхождения на всю постройку…употреблено не было " . Интересен мозаичный пол собора, выложенный серым и розовым карельским мрамором. Полы и ступени алтаря и амвона, основание царского места и кафедра облицованы малиновым шокшинским кварцитом (порфиром), который высоко ценили во всем мире. Русское правительство подарило плиты этого камня Франции для облицовки саркофага Наполеона в Париже. Все эти породы, вместе с черными шунгитовыми сланцами, использовались также в виде вставок в полах собора. Как уже указывалось, при строительстве собора практически не использовались иностранные материалы. В этом плане Казанский собор по праву можно считать музеем российского природного камня, в чем велика заслуга как Воронихина, так и Строганова, который хотел использовать при строительстве собора только отечественные минералы.

http://sobory.ru/article/?object=01954

Этот же факт вскрывает впервые и археологическую сторону, так как известно, что брат имп. Андроника должен был возобновить крышу храма 262 . Выражение это употреблялось исключительно для деревянных крыш и никогда для куполов: очевидно, храм Студийского монастыря и в то время оставался, как был прежде, базиликою. И, действительно, не смотря на свое разрушенное состояние, мечеть Им – брахор представляет нам замечательный и почти единственный памятник большой христианской базилики на Востоке. Небольшой, но древний портик, выдвинувшийся вперед от глухой стены, служит доселе входом. Сам по себе этот портик имеет убогий вид, но около него лежит на земле византийская капитель чудной резьбы, а подальше другая еще лучшего времени IV – V столетия. Войдя внутрь двора (таб. 14) мечети, наслаждаешься одною из наиболее живописных картин Стамбула; двор весь окружен стенами и постройками, имеет посреди фонтан и покрыт растительностью. Не нужно много воображения, чтобы догадаться, что самое положение двора – древнего атриума не изменилось, вероятно, с древности. От фонтана помост из больших мраморных плит ведет к внешнему портику, сохранившему свой древне – христианский стиль; над ним подымается широкий, но не высокий второй этаж фасада, уже грубо слепленного, турецкой постройки. Портик или нартэкс фланкирован двумя антами, и его антаблемент (таб. 15) поддерживается четырьмя большими колоннами белого мрамора с великолепными канителями «сложного» или «составного» античного ордена. Сам антаблемент имеет высоты немного менее сажени и весь богато профилирован гзымзами, яйцеобразными и жемчужными багетами с верхним подзором тосканских зубцов; средняя полоса украшена филигранною листвой чисто византийского стиля скорее начала V – го столетия, нежели конца IV – го. Одного взгляда на стиль орнаментов достаточно, чтобы отнести постройку ко времени после Константина. Наконец, внутренность портика, образующего внешний нартэкс, с покрывающими его мелкими куполами крестового строения, указывает на ту же эпоху.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Мон-рь, расположенный поблизости от столицы, получал многочисленные пожертвования от королей Наварры, а также вклады от королей Леона и от гр. Кастилии Фернана Гонсалеса. Для Кастилии, выделившейся из состава королевства Леон, почитание Е. приобрело особое значение: преподобный стал рассматриваться как св. покровитель области. В 1068 г. был издан указ о неприкосновенности во время войны кастильских паломников, следовавших в мон-рь. В XII в. в мон-ре от имени Фернана Гонсалеса была составлена подложная привилегия (т. н. Обеты св. Емилиану, испан. Votos de San Millán), согласно к-рой граф якобы обязался ежегодно делать мон-рю выплаты в благодарность за чудесную помощь Е. в битве с арабами при Симанкасе (939). Соборный храм Верхнего мон-ря был освящен в 984 г. в присутствии кор. Памплоны (Наварры) Санчо II. Церковь представляет собой один из немногих сохранившихся памятников мосарабской архитектуры. Алтарем стала пещера, где, по преданию, молился Е. С юга (из-за рельефа алтарь был ориентирован на север) к церкви примыкало высокое здание, состоящее из 2 равновеликих квадратных в плане помещений. Они перекрыты сводами на нервюрах. Края пологой кровли поддерживаются характерными для мосарабского зодчества резными модульонами. Зап. часть храма реконструируется М. Гомесом Морено (Ibid. Р. 297-300) как своеобразный клуатр, сев. стороной которого служила скала с 2 пещерными нишами. В правой, соседней с алтарем храма, находилось погребение Е.; левая, согласно преданию, была кельей преподобного. Двор соответствовал по ширине центральной части храма. С запада он был ограничен стеной, с юга - аркадой из 3 подковообразных арок, типичных для мосарабской архитектуры. Аркада вела в небольшой крытый портик, равный по глубине притвору и имевший вход по центру юж. стены. И портик и дворик соединялись с соответствующими компартиментами храма. В 1002 г. войска правителя Андалусии аль-Мансура (Альманзора) разграбили и сожгли мон-рь. Восстановление обители началось при поддержке кор. Санчо III Великого (ок. 1000-1035). В 1030 г. мощи Е. подняли из-под алтаря храма и поместили в новую, серебряную раку. Церковь подверглась радикальной перестройке и была переориентирована с севера на восток. К храму пристроили двойной алтарь; портик и двор перекрыли новой кровлей, превратив их т. о. в нефы нового храма. Эти нефы были продлены на запад и разделены 2 новыми, полуциркульными арками. Видимо, к этому же времени относится появление открытого входного портика, пристроенного к храму с юга. В этом портике, описанном поэтом Гонсало де Берсео в Житии св. девы Ории и носящем теперь имя поэта, помещены саркофаги наваррских королев. На полу из красного кирпича и серых валунов выложены розетки и свастики.

http://pravenc.ru/text/189935.html

Церковь в честь Успения Божией Матери. 1184–1186 гг. Портик притвора. XIII в. Церковь в честь Успения Божией Матери. 1184–1186 гг. Портик притвора. XIII в. Храм в честь Успения Богородицы зального типа и примыкающий к нему с юга портик украшены стенной росписью. Портреты ктиторов, царя Георгия III, царицы Тамары и Рати Сурамели, эристава Картли, расположенные в нижнем регистре сев. стены, позволяют датировать росписи 1184-1186 гг. В конхе апсиды изображена Божия Матерь Одигитрия, по сторонам - фигуры архангелов в лоратных одеяниях, ниже - ряд святителей с развернутыми свитками. На сводах и стенах представлены сцены праздников и 2 из Страстного цикла - «Тайная вечеря» и «Омовение ног». Композиции дополняют изображения святых, мучеников и воинов. Регистры и отдельные композиции подчинены архитектонике интерьера, что сближает их с монументальным стилем более раннего периода. Присутствуют также черты нового, т. н. динамично-декоративного, стиля: «ковровое» распределение разномасштабных изображений в композициях на стенах и фигур на пилястрах и в простенках окон, а также «шахматное» расположение сцен на западной стене. Работали неск. мастеров, имя главного мастера Георгия, исполнившего роспись в апсиде, сохранилось на поземе. Фрески ц. Успения Богородицы относятся к лучшим памятникам «эпохи Руставели», груз. ренессанса. Роспись юж. портика исполнена в нач. XIII в. и представлена композициями «Страшный Суд» (на стенах), «Вознесение Креста» (на своде) и Деисусом (в конхе). Распятие Господне. Роспись ц. в честь Успения Божией Матери. 1184–1186 гг. Распятие Господне. Роспись ц. в честь Успения Божией Матери. 1184–1186 гг. Росписи украшали также церковь Ананаури, предположительно освященную во имя Пресв. Богородицы. Это маленькое помещение зального типа с примыкающим к ней зап. приделом расположено на самом верхнем ярусе в зап. части В. Они были высечены не позднее X в. и расписаны в 1-й трети XIII и во 2-й пол. XV в. Фрески церкви почти полностью сохранились в апсиде, на сводах и стенах.

http://pravenc.ru/text/154133.html

Центром композиции зап. фасада является портик (1673), над к-рым расположены 2 окна; судя по фрагментам, первоначальный портик был меньше по размерам и более соответствовал храму, чем поздний. Юж. и сев. фасады решены сходным образом, с композициями из расположенных треугольником 3 окон по центру. Под правым окном юж. фасада сохранились солнечные часы в виде полукруга с высеченными на камне 12 отрезками, подписанными означающими числа буквами, а также с гномоном в центре. Юж. фасад имел богато оформленный портик (не сохр.). Росписи рубежа XII и XIII вв. сохранились фрагментарно. В своде купола помещено изображение креста в ореоле, ниже - Деисус и 9 архангелов. В оконных простенках барабана фронтально и в рост - 12 пророков, под окнами - незначительные фрагменты 12 фронтальных поколенных фигур святых. Росписи алтаря и стен церкви располагаются в 3 регистра. В конхе алтаря представлена Богоматерь с Младенцем на троне; справа от Нее сохранились фрагменты изображения арх. Михаила. Ниже, во 2-м регистре,- «Евхаристия», с дважды повторенной фигурой Иисуса Христа в центральной части композиции; изображения апостолов едва различимы. В 3-м регистре, переходящем в виму, святительский ряд из 10 фигур (частично сохр. 4), расположенных в 3/4-ном повороте и держащих развернутые списки в руках. В откосах сев. окна сохранилось изображение 2 диаконов. В 1-м регистре росписи сев. рукава едва различимы фрагменты композиции «Благовещение»; во 2-м, между окнами,- «Распятие» в сокращенной редакции (фигуры Спасителя, Пресв. Богородицы и ап. Иоанна Богослова); в 3-м - незначительные фрагменты композиций Страстного цикла «Вход Господень в Иерусалим» и «Сошествие во ад». В 3-м регистре росписи юж. рукава сохранились следы композиции «Сошествие Св. Духа». В зап. части роспись не сохранилась. Ист.: Вахушти Багратиони. Описание царства Грузинского//КЦ. 1973. Т. 4. С. 361-362; Сехниа Чхеидзе. История Грузии/Пер. с груз. яз.: Н. Т. Накашидзе. Тбилиси. 1976. С. 42, 48; Памятник эриставов/Пер. с груз. яз.: С. С. Какабадзе. Тбилиси, 1979. С. 33; Brosset М. Rapports sur un voyage archéologique la Géorgie et dans l " Armenie en 1847-1848. St.-Pb., 1851. Vol. 3. P. 67-70; Жордания. Хроники. 1892. Т. 1. С. 259; 1897. Т. 2. С. 13, 488; Иоселиани П. Икортский мон-рь в Карталинии//ДВГЭ. 1897. 17. С. 67-93.

http://pravenc.ru/text/389071.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010