(14) Усадьба расположена у подножия холма, но вид оттуда словно с вершины: холм поднимается так полого и постепенно, что ты оказываешься на вершине, даже не заметив подъема. Апеннины сзади и довольно далеко; оттуда в любой тихий и ясный день в усадьбу долетает ветер, но не пронизывающий и бурный, а словно уставший и обессиленный расстоянием. (15) Большая часть усадьбы смотрит на юг и словно приглашает солнце, летом с 6 утра, а зимой еще раньше в широкий, выступающий вперед портик 566 , куда выходит много комнат; есть по обычаю старины и атрий. (16) Перед портиком цветник; разнообразного вида грядки разделены буксом; вниз от цветника спускается лужок, на котором одно против другого стоят деревца букса, которым придана форма зверей; под ними мягкий, я сказал бы, волнообразно струящийся аканф. (17) Вокруг дорожка, обсаженная низким, разнообразно подстриженным вечнозеленым кустарником, затем аллея в форме цирка, окаймленная буксом, по-разному подстриженным, и низенькими деревцами, задержанными в росте рукой садовника 567 . Все окружено глинобитной стеной; ее скрывает из вида, поднимаясь словно по ступеням, букс разного роста. (18) Дальше идет луг, не менее замечательный по природе своей, чем все описанное выше по искусству, с которым оно устроено; затем поля, много лугов и виноградные сады. (19) Из портика, в самом начале его выступает столовая; из дверей ее видны край цветника, луга, широкий деревенский простор: из окон по одной стороне часть цветника и выступающие вперед постройки; из окон по другой – густолиственные купы деревьев на соседнем ипподроме. (20) Против середины портика, отступая назад, флигель 568 с маленьким внутренним двориком, осененным четырьмя платанами; между ними фонтан, переполняющий мраморный бассейн, освежает платаны и траву под ними мелкой водяной пылью. (21) В этом помещении есть спальня, куда не проникают ни свет, ни звук; рядом обычная столовая, где обедают в дружеском кругу; она смотрит на дворик, портик и на все то, на что и портик. (22) Есть и другая спальня, в которой от соседнего платана стоит зеленый полумрак; она отделена мраморными панелями: живопись, изображающая ветвистые деревья и птиц на ветвях 569 , не уступает в красоте мрамору. (23) Тут есть маленький ключ, вода которого с очень приятным ропотом падает через множество трубочек в чашу 570 .

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

Первая ожесточенная борьба, длившаяся с 3 часов ночи до 11 часов утра, не принесла римлянам никаких значительных результатов. Но вместе с тем им удалось в течение недели после уничтожения фундамента крепости Антонии проложить широкую дорогу непосредственно к северной стене самого храма. Так как иудеи поместили тут свои большие метательные орудия, то опять пришлось приступить к правильной осаде. Вновь было сооружено четыре вала для постановки таранов. После того, как для них неудачно окончилась вылазка иудеев на лагерь, расположенный на горе Елеонской, иудеи сами, в отчаянии своем, приступили к разрушению Святилища, а именно собственноручно подожгли северо-западный портик, которым соединилась крепость с храмом и который, казалось, представлял врагам опасный путь к Святилищу; когда же огонь оказался недостаточно разрушительным, они сами уничтожили большую часть священных зданий. Римляне последовали их примеру и сожгли северный портик, мешавший штурму. Тем временем бой продолжался на площади пред храмом, особенно в западной части. Здесь непосредственно примыкал портик к стене внутреннего двора. Раз римляне последовали за отступающими до деревянной крыши этого портика, но иудеи подожгли крышу, так что часть врагов погибла в пламени и от дыма. Дивные портики к северу и западу от Святилища были разрушены. Тут, на западной стороне, Тит 3 августа приступил к настоящему штурму при помощи тарана. Но он достиг немногого, и подкоп под мощное здание также не удался. Тогда Тит распорядился подложить огонь к воротам, и пламя вскоре охватило и разрушило покрытые серебром доски. На следующий день, по прекращении пожара, храм был в руках римлян. Говорят, что Тит созвал торжественный военный совет, предавать ли Святилище разрушению или нет; сам он высказался за то, что следует пощадить этот памятник искусства. Действительно ли оно так было, в этом можно сомневаться. Предохранительных мер, однако очевидно не было принято никаких, но и никто не был наказан за печальный исход дела. Впрочем, из рассказа Иосифа, безусловно, вытекает, что Тит впоследствии отрекался от инициативы в деле пожара храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Такое редкое для приенисейских храмов решение вероятнее всего появилось вследствие замечаний духовных властей, высказанных еще в 1842 году при рассмотрении проекта Николаевской церкви. Следы фрагментов этой лестницы сохранялись до конца 1980-х годов и были зафиксированы в обмерном чертеже плана здания в учетном паспорте на памятник архитектуры. В интерьере Николаевской церкви пространство храмового объема через широкие арочные проемы соединяется с пространствами боковых приделов и трапезной. Арочный проем между храмом и алтарной апсидой имеет меньший размер. Помещения церкви по данным описи 1851 года отапливались тремя печами «на железных связях с железными дверцами и чугунными закрышками или вьюшками». Судя по сохранившемуся проектному плану Николаевской церкви в селе Конторском архитектора П.А.Шарова, одна из печей должна была находиться у северной стены в алтарной апсиде, две другие печи предполагались в трапезной, примыкая к восточным стенам помещений сторожевской и лестничного блока. В ходе натурных исследований здания Большекемчугской церкви были обнаружены следы печей в алтарной апсиде и в помещении трапезной у восточной стены сторожевской. Место размещения третьей печи необходимо установить дополнительными натурными исследованиями памятника. Опись имущества Николаевской церкви за 1851 год сообщает о портике с четырьмя колоннами, сложенными из кирпича, у западного фасада колокольни. Судя по ближайшим аналогам – Троицкой церкви в Красноярске, Николаевской церкви в Каменском винокуренном заводе, Николаевской церкви в селе Конторском, этот ныне утраченный портик завершался треугольным фронтоном. Кровля портика Большекемчугской церкви по данным указанной описи была выполнена из деревянного теса, крашенного в зеленый цвет. «Лицевая сторона» крыльца церкви в Большом Кемчуге была выкрашена в голубой цвет, карнизы портика в белый цвет. Размеры треугольного фронтона, завершавшего портик крыльца Николаевской церкви, могут быть восстановлены по сохранившимся на западном фасаде колокольни следам его примыкания (в том случае, если при перестройке колокольни в начале 1880-х годов, портик был сохранен в первоначальном виде).

http://sobory.ru/article/?object=12885

Не пренебрегай таким способом писать. Ты не можешь себе представить, до какой степени движение тела возбуждает деятельность ума, не говоря уже о том, что тень лесов, уединение, глубокая тишина, которой требует охота, — все благоприятствует вдохновению. Вот почему, когда вздумаешь охотиться, бери корзину с припасами и бутылку, но не забывай и восковых табличек. Увидишь, что Минерва не менее, чем Диана, любит горы и леса» . С особенной ясностью чувство природы выражается во всех подробностях великолепного устройства знаменитой виллы Плиния — Laurentinum, которую он описал в одном из лучших своих писем. За каждой мелочью утонченного и грандиозного комфорта скрывается умение наслаждаться природою, извлекать из прекрасной местности все, что она может дать: «Моя вилла Лаурентинум отстоит только на 17 тысяч шагов от Рима. Можно, окончив дела в городе, отправиться туда, не нарушая ежедневного порядка жизни… С обеих сторон дороги разнообразные виды (varia hinc atque inde facies). To обступают ее леса, то извивается она по широким равнинам. Многочисленные стада овец и быков, табуны коней пасутся, наслаждаясь сочными травами и вечной весной, даже в то время, как зимние холода уже свирепствуют в горах. Вилла удобна, а содержание ее стоит небольших денег. Прежде всего — атриум, простой, но не лишенный изящества. За ним портик, дугообразный наподобие буквы D, окружающий маленький прелестный двор, восхитительное убежище от непогоды, защищенное стеклянными рамами (specularibus) и крышею. Далее внутренний двор, светлый и веселый. Оттуда можно пройти в красивую столовую, которая вдается в море, так что брызги волн достигают подножия стен, когда дует африканский ветер; эта комната со всех сторон имеет двустворчатые двери и окна, такие же большие, как двери; спереди, и справа, и слева открываются как бы три различных моря. Сзади виднеются в перспективе — внутренний двор, портик, внешний двор, еще портик, атриум, и в самой глубине — леса и далекие горы… Угол, образуемый триклиниумом (столовой) и стеною другой меньшей комнаты (cubiculum), собирает и сосредоточивает в себе чистейшее солнце (angulus, qui purissimum solem continet et accendit).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=189...

Итак, если Он пожелал ходить в храме, в котором приносились в жертву плоть и кровь несмысленных животных, Он будет рад посетить наш дом молитвы, где прославляются таинства Его Плоти и Крови (с. 244). Как это в обычае у Беды, он, объясняя то, что не вмещает человеческий разум, а именно: «прославление таинств Плоти и Крови Господней», прибегает к контекстному тропу – метафоре. Источником для метафоры служит комментируемый стих ( Ин 10:22–23 ). Опираясь на глаголы со значением движения («ambulare» – «заходить, прохаживаться», » perambulare « – «проходить, обходить», «сопиепиге» – «сходиться», »unuusere« – «осматривать, посещать») и существительные и словосочетания, передающие понятие «храм» (»templ u m» – «храм», перифраз " domus orat ionis « – «дом молитвы», »penetralia« «внутренняя часть святилища, храма», »porticus " – «притвор храма»), Беда одновременно описывает и устройство храма Соломонова, и храм, в котором он говорит проповедь, и – метафорически – выражает богословскую идею схождения благодати в сердце человека. Если Он не презрел обойти портик, в котором некогда земной и смертный Царь, хотя могущественный и премудрый, имел обыкновение стоять для молитвы, сколь более Он желает посетить и просветить внутренние святилища наших сердец, если только, проникая взором, увидит, что они суть портик Соломонов, то есть имеют страх Божий, который есть начало всякой премудрости (с. 244). Развернутая метафора «сердце» – «притвор храма» описывает явление, тогда как аллегория раскрывает его тайный смысл: сердце может означать портик Соломонов, если в сердце есть страх Божий. И не следует думать, что только лишь здание, в которое мы сходимся для молитвы или для торжественного совершения таинств, а не мы сами, кто сходится во имя Господне, назовемся и пребудем, как открыто говорит Апостол: «Ибо вы Храм Бога живого, как сказал Бог: “вселюсь в них, и буду ходить в них”» ( II Kop. 6:16 ). Итак, если мы Храм Божий, то позаботимся искусно и приложим много стараний посредством добрых дел, чтобы Он соблаговолил чаще приходить и пребывать в этом Своем храме (с. 244).

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

IV. О творчестве, сомнениях, путешествиях, землях Кирены 68 (53). Брату 534 Мы снялись с якоря и оставили Фикус (Φυκοντος) на рассвете, и к концу дня были уже в бухте Эритры (ρυθρν) 535 , где пробыли не долее, чем потребовалось для того, чтобы пополнить запасы воды и попить – на самом берегу там бьют источники чистой и вкусной воды 536 . Затем, по настоянию карпафийцсв 537 , мы вновь поднялись на корабль. Ветер был умеренный, но все время попутный: паче чаяния, мы ежедневно проходили немалый путь, и так незаметно дошли куда нужно 538 . На пятый день мы увидели сигнальный огонь [александрийской] башни, зажигаемый в качестве ориентира для возвращающихся из моря, и, быстрее, чем рассказываю, пристали к Фаросу 539 . Печальный остров: ни диких зарослей, ни плодовых культур, сплошные солончаки. 69 (56). Брату 540 Многие из нас – и частные люди, и священники – ваяют некие сны, которые сами называют откровениями. Эти люди, похоже, принесут мне зло, если мне не удастся быстро добраться до священных Афин 541 . Всякий раз, когда тебе доводится встретить приказчика из Пирея, пиши нам, ибо там именно мы и будем читать твои письма. Путешествие в Афины полезно не только потому, что таким образом я уклонюсь от нынешних ужасов, но и потому, что уже не должен буду падать в ноги приезжающим оттуда с речами: они ведь ничем не отличны от смертных (во всяком случае, в понимании Платона и Аристотеля); не отличны, а порхают среди нас как полубоги среди полуослов! И это потому, что у них всегда перед глазами Академия, Ликей и Расписной Портик, где философствовал Зенон. Но вот Портик перестал быть «Расписным»: проконсул лишил его [картинных] досок (σανδος), и [– подумать только! –] это стало мешать [тамошним мудрецам] надмеваться своей мудростью. 70 (136). Брату 542 Хочу возвратить Афинам всю ту корысть, которую ты желал мне в этом городе приобресть. Будучи здесь, я, похоже, уже стал мудрее на целую пядь во лбу. И, да, этой новой мудрости есть подтверждение, которое я тебе незамедлю привести. Безусловно, я пишу из Анагирунта (ναγυρουντθεν) 543 , побывав в Сфэтте (Σφηττο) 544 , Трио (Θριζε) 545 , Кэфиссии (Κηφισισι) 546 и Фалэре (Φαληρο) 547 . Недоброй смерти 548 желаю я тому недоброму хозяину корабля, который доставил меня сюда. Сегодняшние Афины не имеют ничего достойного почитания, кроме названий почитаемых мест. Когда жертвенное животное употребляется в дело, остается шкура, по которой можно судить, что это за животное было недавно. В точности так же дело обстоит и с Афинами: философия отсюда изгнана, остается лишь прогуливаться от одного прекрасного места к другому, восхищаясь то Академией, то Ликеем, то, клянусь Дием, Расписным Портиком, который дал свое имя философии Хрисиппа 549 и который теперь уже не расписной, ибо проконсул отнял у него доски, которым доверил свое искусство Полигнот Фасосский 550 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

423 Ворота, лежавшие по западной стороне площади храма, севернее ворот Кипоноса, соединяли эту площадь с Везефой. Положение их в настоящее время определяется положением ворот эс-синсле и эль-могарибе. Что касается ворот Тери 424 , лежавших на северной стороне и остававшихся для посетителей закрытыми, то их значение представляется недостаточно выясненным. Весьма вероятно, что это и были овечьи ворота, которыми прогоняли овец, предназначавшихся для жертвоприношения при храме ( Неем. 3:1 ) Открывавшиеся для впуска овец, предназначавшихся для жертвы, они были закрыты для посетителей храма, являвшихся без жертвенных животных. Проходившие под ними овцы на дальнейшем пути своего следования окатывались водой, шедшей сюда по подземному ходу из пруда Биркет Израэль (вероятно ­­ Струфион) 425 . Около этого места следует полагать Вифезду, упоминаемую св. Иоанном в истории исцеления расслабленного ( Ин. 5:2 ), имевшую пять крытых ходов 426 , в которых лежали больные, ждавшие движения воды. Вдоль восточной и южной стены площади внешнего двора шли портики. Из них восточный портик составляли три ряда, а южный четыре ряда колонн, из которых средние имели большую высоту, чем крайние. Восточный портик назывался притвором Соломона ( Ин. 10:23 ; Деян. 3:11; 5:12 ) 427 , а южный – царским (Antiquit. jud. XV, 11, 5). В одном из портиков храма помещалась также синагога 428 . Храм Ирода был сожжен и разрушен римским полководцем Титом (70 г. по Р. Хр.), причем некоторые принадлежности его, как то: светильник, стол для хлебов предложения и трубы, как трофеи, были перенесены Титом в Рим, где и были изображены на триумфальной арке Тита 429 . § 109. Синагоги Синагоги (ботте гакенесет) получили начало во время вавилонского плена, – от тех собраний, которые устроялись в домах уважаемых лиц, напр. у прор. Иезекииля и посвящались чтению и изъяснению закона ( Иез. 8:1; 14:1; 33:30–32 ), но самую организацию, как вполне законченных учреждений, они получили, по более вероятному предположению, во время священника Ездры 430 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Троица – 1) догмат христианства, утверждающий, что единый Бог существует в трех лицах: Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святого. Окончательно утвердился на II Константинопольском Вселенском соборе в 381 г.; 2) один из наиболее значительных (двунадесятых) христианских праздников, отмечаемый на 50-й день после Пасхи Господней (его также называют Пятидесятницей). На 51-й день празднуется Духов день. В основе праздника лежит свидетельство Нового Завета о сошествии Святого Духа на апостолов и он трактуется как начало широкого распространения христианства. Включает поминание умерших, украшение жилищ зеленью. См.: праздники православные великие и двунадесятые. Тромп – полукруглая ниша в углу потолка наоса христианского храма. Трон – 1) императорский – высокое сиденье без спинки с подушкой и подножьем. Т василевса был двухместным – второе место отводилось Христу, которого символизировал положенный на сиденье крест (итомасия); 2) епископский – кресло архиерея, седалище (возвышенное – «горнее место»), расположенное в алтаре, в центре апсиды у стены; к нему с двух сторон примыкают скамьи священников (синтрон). Троп (тропы) – 1) слово или выражение, употребляемое в переносном значении для достижения большей выразительности; примеры Т в риторике. аллегория, гипербола, метафора, эпитет, сатира, метономия, плеонасм, подражание; 2) одно из названий мартириев в Византии. Тропарь – короткое церковное песнопение в виде молитвы, посвященной церковному празднику или святому, элемент любого религиозного гимна ромеев. Поначалу это была простая проза. Потом, когда стали применять ритмические законы словосложения, Т принял поэтическую форму. См.. ирмологий, аполитикион, канон, контакион, стихерон. Тропик (греч.) – портик перед входом в зал в виде арки, поддерживаемой двумя колоннами. Тропики Магнавры – длинный портик полукруглой формы, представляющий собой открытую колоннаду в Большом императорском дворце рядом с триклином Магнавры. Трулло – отдаленная зала Большого императорского дворца, предназначенная для судебных заседаний. В ней собирался Шестой и Пято-Шестой Вселенский соборы в 680/681 и в 691/692 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

235 Он был построен на новом фундаменте (Ioseph. Ant. XV, 11, 3) из великолепного белого мрамора, 236 с богатою позолотою внутри и извне. Его высота и длина с портиком простиралась до 100 локтей, ширина (с юга на север) 60 или 70 локтей, 237 притом портик имел на каждой стороне выступ в 20 (15) локтей, так что совне и ширина храма была 100 локтей. 238 Портик внутри был 10 локтей глубины или длины с востока на запад, 50 локтей ширины и 90 вышины, имел открытый портал без дверей, вышиною в 70 локтей, а шириною в 25, и внутри весь был обложен золотом. 239 Внутреннее пространство храма разделялось на святое и святое святых. Вход во святое составлял портал, завешанный вавилонским ковром, сотканным из четырех красок святилища, с двумя открыто стоящими (имевшими 55 локтей вышины и 16 ширины) половинками дверей, над которыми висела колоссальная золотая виноградная лоза, в рост человека, с виноградными кистями. Святое внутри было 10 локтей длины, 20 ширины и 60 вышины и содержало в себе золотой светильник, стол для хлебов предложения и алтарь кадильный. 240 Деревянный простенок с дверью и завесою отделял от святого святое святых, которое было 20 локтей длины и ширины, 60 вышины, и совершенно пусто. 241 Итак, над портиком оставалось пространство в 10 локтей, над святым и святым святых в 40 локтей. Первое, вероятно, занято было крышею, а во втором находились верхние горницы. 242 К сторонам дома храма были пристроены, как и во храме Соломона, 3 этажа боковых комнат (οκοι τρςεγοι), которые окружали святилище с юга, запада и севера; они были внутри 10 локтей ширины и 60 вышины (все 3 этажа), так что святилище возвышалось над этими пристройками на 40 локтей. 243 Наконец, кровля была низкая с щипцом, и на щипце украшена позолоченными шпилями. 244 Этот храм, построенный, хотя весьма великолепно, но без значения для священной символики, в галереях и дворах которого Спаситель наш, во время Своего пребывания в Иерусалиме, неоднократно проповедовал евангелие царствия Божия своим ученикам и народу, – не мог оправдать собою ожидания своего строителя: доставить ему вечную память.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

492 На основании исследования цикла мартириев и сопоставления действующих лиц Галтье составил генеалогическую таблицу семьи Виктора (Е. Galtier, Contribution á l’étude de la litterature arabe-copte.– Bulletin de l’lnstitut francais d’Archfeologie orientale, t. IV, Le Caire, 1905, c. 127–140). Василид, отец Макария Антиохийского (также мученика) оказывается братом матери Виктора. Таким образом, дочь Василида, которую Роман прочит в жены своему сыну, является двоюродной сестрой Виктора, а Макарий – двоюродным братом. Все три стратилата, Роман, Василид и Эвий, упоминаются в мартирии Апаиуле и Птелеме (Е. А. Е. Reymond, J. W. В. Barns, Four Martyrdoms from the Pierpont Morgan Coptic Codices, Oxford, 1973). 495 Экседра – в римских домах зал, выходящий в портик или перистиль, а также вообще помещение, во всю ширину открытое в большее, закрытое помещение. В нашем тексте экседра имеет двери с запором. По-видимому, значение этого термина впоследствии стало шире, и он стал обозначать просто отдельную комнату, возможно, выходящую в портик или большее помещение. В арабском это слово передается словом гурфатун, " комната». 502 Для снабжения армии и чиновничества с населения собирались специальные подати натурой (хлеб, вино, мясо, растительное масло, дрова, одежда; последняя – до V в.) и деньгами. Солдаты в среднем получали одну аннону (в пересчете на деньги примерно 12 солидов в год; солид – золотая монета весом 4,55 г). Августалий Египта получал 50 аннон, дук Ливии при Анастасии (491–518)-40. Виктор получал 60 аннон, будучи первым после трех соправителей императора. Как государственный преступник он должен был получать одну аннону, «чтобы он не умер». Однако Виктор не пользовался этим содержанием, потому что «аннону берут (у населения) силой», и за это также был обвинен. 503 Указанные действия в храме были функциями иеродулов. Роман исполнял обязанности простого служителя храма по обету, в благодарность за рождение сына. 508 Армений, наместник императора, правитель Нижнего Египта (с центром в Ракоте, Александрии), упоминается во многих мартириях. Он назы вается также и духом, и комитом, и игемоном, как и Евтихиан, правитель Верхнего Египта, о котором говорится ниже. Комиты (откуда впоследствии произошел титул «граф»)- «спутники» римских императоров, почетный титул высших должностных лиц. Дук (откуда произошел титул «герцог»)- верховный представитель военной власти, он же игемон («правитель»), стратилат («полководец»).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010